Инфляция. Современные инфляционные процессы в Российской экономике

СОДЕРЖАНИЕ: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Г. Р. ДЕРЖАВИНА».

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ И МИРОВОГО ГЛОБАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Курсовая работа на тему:

«Инфляция. Современные инфляционные процессы в экономике России».

Выполнила:

Студентка 2 курса, 203 группы,

Очной формы обучения,

Специальности:

«Национальная экономика»

Малышкина Е. В.

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Лоскутова М.В.

Тамбов 2010

Содержание.

Введение. 3

Глава 1. Инфляция как экономическая категория. Понятие, типы, специфика. 4

§1.1. Понятие инфляции. Типы инфляции. 4

§1.2. Социально-экономические последствия инфляции. 7

§1.3. Специфические источники инфляции в Российской экономике. 9

Глава 2. Методы борьбы с инфляцией. 13

§2.1. Антиинфляционная политика государства. 13

§2.2. Первоочередные антиинфляционные методы. 16

§2.3. Борьба с инфляцией в России. 18

Заключение. 22

Список используемых источников. 23


Введение .

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Но не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей.

В последнее десятилетие в России особое внимание уделяется инфляционным процессам. В настоящее время большую роль играет детальный анализ инфляционных процессов, причин их зарождения в современной России. Инфляция представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Некоторые авторы под инфляцией понимают повышение общего уровня цен в экономике. Однако в реальной практике изменяются не только цены на товары, но и измерители их ценности - деньги, причем не только под влиянием ценовых сдвигов. В любом случае, не изучив природу инфляции, невозможно ее устранить или хотя бы снизить уровень инфляции до оптимального. Все это определяет актуальность темы .

Цель данной работы – анализ особенностей современных инфляционных процессов в экономике России.

Для достижения данной цели требуется решить ряд задач:

1. Понятие инфляции. Типы инфляции;

2. Социально-экономические последствия инфляции;

3. Специфические источники инфляции в Российской экономике;

4. Антиинфляционная политика государства;

5. Первоочередные антиинфляционные методы;

6. Борьба с инфляцией в России.

Объект исследования – инфляция как экономическое явление.

Предмет исследования - процесс антиинфляционного регулирования в России на современном этапе.

Глава 1. Инфляция как экономическая категория. Понятие, типы, специфика.

§1.1. Понятие инфляции. Типы инфляции.

Количество денег в обращении зависит от стоимости денег. Цены товаров в среднем определяются стоимостью самих товаров и стоимостью денег. Количество денег в обращении находится в обратной зависимости от стоимости денег.

Если стоимость золота уменьшится вдвое вследствие повышения в два раза производительности труда в золотопромышленности, то при прочих равных условиях цены товаров повысятся вдвое и, следовательно, для обращения потребуется вдвое большее количество денег.[9]

Закон денежного обращения позволяет объяснить реальные экономические явления, которые при поверхностном взгляде предстают в превратном виде. Например, после открытия Америки цены товаров в европейских странах резко повысились. Данный факт попытались объяснить тем, что увеличилось количество денег в обращении, поступавших из Америки. В действительности же причинная связь явлений была иной. В этот период повысилась производительность труда в золотодобывающей промышленности, что привело к уменьшению стоимости золота. Это и вызвало повышение товарных цен. А вследствие повышения цен увеличилось количество денег в обращении и - появилась инфляция.

Инфляция - это нарушение в процессе общественного воспроизводства, проявляющееся в переполнении сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей и их обесценении.[8]

Инфляционные процессы органически связаны:

1) с особенностями воспроизводственного цикла,

2) с регулированием хозяйственных процессов,

3) с милитаризацией экономики,

4) с увеличением безработицы,

5) с диспропорциями между реальным объемом общественного продукта и его стоимостным выражением[7]

Инфляцию различают в зависимости от темпов, характера протекания, ожиданий и масштаба охвата.

По темпам инфляции можно выделить умеренную инфляцию (рост цен составляет менее 10% в год); галопирующую инфляцию (рост цен составляет от 10 до 200% в год); гиперинфляцию (рост цен составляет более 50 % в месяц). Наиболее губительна для экономики гиперинфляция, которая выражается в астрономическом росте количества денег в обращении. Роль денег в экономике сильно уменьшается, а промышленные предприятия переходят на другие формы расчетов (например, бартер, взаиморасчеты).

По признаку ожидаемости можно выделить ожидаемую инфляцию, которая ожидается и прогнозируется правительством и населением, и неожиданную инфляцию, которая характеризуется внезапным скачком цен. Последняя оказывает неоднозначное влияние на поведение населения в зависимости от состояния инфляционных ожиданий. Если в стране отсутствуют инфляционные ожидания, то население, рассчитывая на краткосрочность роста цен, меньше приобретает и больше сберегает денег. Спрос уменьшается и оказывает давление на производителей, побуждая их снижать цены (проявляется действие закона Пигу). Макроэкономическое равновесие восстанавливается. Если же в стране инфляционные ожидания велики, внезапный рост цен побуждает население закупать товары впрок. Спрос растет, что ведет к дальнейшему росту цен и увеличению инфляции.

По масштабу охвата можно выделить локальную инфляцию, имеющую место в отдельных странах, и мировую, охватывающую группу стран или целые регионы.

По характеру протекания различают открытую инфляцию, отличающуюся продолжительным ростом цен, и подавленную, возникающую при твердых “замороженных” розничных ценах на товары и услуги при одновременном росте денежных доходов населения. В этом случае товары исчезают с прилавков и переходят в разряд дефицитных, а цены растут на “черном рынке”.

Открытая инфляция присуща странам с рыночной экономикой, где свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем не стесненному росту цен в результате падения покупательной способности денежной единицы.

Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, тем не менее она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов. Тем самым открытая инфляция сама выступает своего рода антиинфляционным средством.

Подавленная инфляция присуща экономике с административным контролем над ценами и доходами. Она потому-то и называется “подавленной” что жесткий контроль над ценами и доходами не позволяет открыто проявляться инфляции в единственно доступной ей форме: в росте денежных цен. В такой ситуации инфляция принимает “подпольный” характер, внешне цены стабильны, но поскольку масса денег фактически возросла, избыток денег трансформируется в товарный дефицит, который не может быть компенсирован ростом производства. При подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами, тогда как другая, неотоваренная часть, немедленно превращается в лжеденьги, при этом никто не знает, чем же он располагает – деньгами или лжеденьгами? Такая загадочность по-разному влияет на поведение покупателей и продавцов.

Покупатели стараются “поймать” дефицитный товар, превратив денежные знаки в подлинные деньги. Но именно дефицитность товара означает, что покупка становится случаем, удачей, лотереей. Возникают очереди – постоянные, унылые и озлобленные. Продавцы же начинают спекулировать дефицитным товаром. Появляется “черный рынок” – нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления.

“Черный рынок”, в какой-то мере, показывает подлинные цены товаров. При этом получается, что покупателей грабят дважды: административно-неподвижные цены лицемерно свидетельствуют свою “стабильность” (и значит, отсутствие причин для повышения зарплаты!), но людям, получающим доходы по уровню официальных ценников пустых магазинов, на самом деле приходится покупать товары по ценам “черного рынка”. Более того, иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благополучия, вводя в заблуждение и покупателей, и продавцов, и правительство (до сих пор часть нашего общества вздыхает по тем “низким” и “стабильным” ценам, которые не отражали никакой экономической реальности).

Подавленная инфляция неизлечима, ее можно только “обезболить” загнав еще глубже, не позволяя проявиться, и тем “взрывая” уже всю экономику. Да и добиться этого можно лишь административными методами. В результате экономику ожидает подлинная катастрофа. Дело в том, что подавление инфляции на протяжении десятилетий настолько искажает цены, что реальные экономические процессы просто не означаются, общество живет самообманом и приучается к нему.

§ 1.2. Социально-экономические последствия инфляции.

Как уже отмечалось, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных и негативных влияний. Социальные последствия инфляции для потребителей связаны с падением реальной ценности личных сбережений, снижением текущих доходов. Неминуемо социальное расслоение и усугубление имущественного неравенства населения.

Особо следует отметить её сильное социально-психологическое воздействие: инфляционное обесценивание сбережений приводит к тому, что государство как виновник инфляции начинает обеднять граждан. Не будь инфляции, каждый мог бы накопить себе и на пенсию, и на социальное страхование. Инфляция же делает гарантию со стороны государства просто необходимой. Таким образом, инфляция в долгосрочном периоде способна негативно изменять ментальность людей, делать их менее самостоятельными, что является серьезной проблемой свободного общества. Общим негативным результатом является дезориентация ресурсов и снижение экономической эффективности.

Для производителей социальные последствия инфляции сказываются в утрате работниками стимулов к труду, в отраслевых и региональных диспропорциях, в отрицательном влиянии на техническое состояние производства, в общем замедлении экономического развития. Инфляция снижает эффективность экономических регуляторов, подталкивая государство к использованию административных методов.

Сложны и разнообразны социально-экономические последствия инфляции:

1) инфляция вначале способствует повышению цен, нормы прибыли и тем самым временно оживляет конъюнктуру;

2) по мере развития инфляции из временного двигателя превращается в тормоз, усиливает экономическую и социальную неустойчивость, подрывает основные факторы экономического роста;

3) инфляция вызывает неравномерный рост цен на товары, дезорганизует хозяйственные связи, усиливает диспропорции между отраслями экономики;

4) искажает структуру потребительского спроса, обостряет проблему емкости внутреннего рынка;

5) усиливает спекуляцию товарами;

6) порождает бегство от денег к товарам, обостряет товарный голод;

7) подрывает стимулы к денежным накоплениям, нарушает функционирование кредитно-денежной системы;

8) создает напряженность в международных экономических отношениях;

9) углубляет социальные противоречия в обществе, вовлекает в забастовочное движение широкие слои трудящихся. Инфляция в известной мере выступает как сверхналог на трудящихся. Это обусловливается прежде всего отставанием роста номинальной заработной платы от повышения цен.[2]

Имеются ли у инфляции положительные стороны? С 1950-х гг. распространено мнение, что небольшая инфляция «подогревает» экономический рост и является желательной. Однако Ф. Хайек в этой связи обращал внимание, что непрерывный рост цен способен лишь на короткий срок вызвать автоматическую реакцию рыночного механизма, в том числе рост занятости. Но в долгосрочном периоде подобный инфляционный бум не только не приносит пользы, но и причиняет громадный вред: инфляционное искажение ценовых пропорций дезориентирует ресурсы и только увеличивает безработицу.

§1.3. Специфические источники инфляции в российской экономике.

Главной причиной роста цен в России являлась денежная эмиссия. По оценке Центра экономических исследований ИГСО, выпуск новых денег опережал в стране рост производства. Рублевая масса росла быстрее товарной. Находящие пристанище в российской экономике инфляционные доллары слабо инвестировались в реальный сектор экономики. Правительство печатало рубли и выкупало валютную выручку у корпораций.

Власти не боролись с инфляцией, а раскручивали ее. Резкое снижение инфляции в стране было возможно только в случае изменения приоритетов экономической политики. Лишь прекращение выброса на рынок необеспеченных денег могло остановить гонку цен.

По различным оценкам с начала 2007 года цены в России выросли на 11,1-12,5%. При этом цены на товары народного потребления (прежде всего продукты питания) поднялись еще больше. Стоимость некоторых товаров увеличилась на 25-50%. Новый виток ценового роста ожидался уже в 2008 году.[1] Правительство РФ практиковало выброс на рынок новых бумажных денег, прежде всего, купюр в 1000 и 5000 рублей. От этой политики оно не отказалось ни в 2007, ни в 2008 году. При этом официальные лица государства не переставали твердить об «укреплении рубля». В действительности потребители постоянно ощущали, что покупательная способность рубля снижается. Оставаясь прочным в сравнении с долларом, рубль медленно падал. Политика «стерилизации» экономики (отказ от инвестиций в производство и социальную сферу), проводившаяся Алексеем Кудриным на посту министра финансов, не только не предотвращала новых взрывов инфляции, но и явилась основной их причиной.

Фактически в конце 2007 и начале 2008 года стало ясно: рост цен грозит подорвать внутренний рынок страны. На ситуацию влияло все. Даже рост цен на транспорте способствовал снижению спроса на потребительские товары.

Практика денежной эмиссии в России не была связана с дефицитом у государства платежных средств. Ее основной целью являлось понижение цены рабочей силы, объективно возраставшей вследствие экономического роста. На фоне аналогичной эмиссионной практики в США и ЕС (новые ассигнации по 500 евро), а также разговоров об «укреплении рубля», бьющий по карману рост цен должен был оставаться для населения естественным и почти незаметным. Политических проблем, он действительно не вызывал. Однако в результате начавших осенью 2007 года проявляться в отечественной экономике первых проблем, инфляция вышла из-под контроля.

Лишние деньги не могли быть покрыты ростом товарной массы. Но биржевой рост также не был в стоянии их покрыть. Не хватало даже ресурса «фиктивных» товаров – ценных бумаг. В итоге под давлением инфляции проявились первые проблемы в оборотах компаний. Давление лишних денег на рынок возросло. В результате первый серьезный скачек цен пришелся на самый неудачный для власти момент: во время выборов в Государственную Думу.

Дальнейшие последствия денежной эмиссии не трудно было предсказать. Инфляция ускоряла рост недовольства населения, подталкивая его к активным действиям. Падение покупательной способности заработной платы побуждало наемных работников бороться за ее повышение: создавать профсоюзы и организовывать забастовки. Отношение людей к правительству также начало медленно изменяться. Однако в 2008 году профсоюзы еще острее, чем в 2007 году столкнулись с проблемой слабости координации движения и его недостаточной массовости. Как и ожидали в Кремле, основной протест вылился в ворчание на кухне.

В конце декабря Центр экономических исследований (ЦЭИ) ИГСО констатировал: «Печатая «лишние деньги», правительство усложняет свое собственное положение, уменьшая пространство для маневра в условиях смены хозяйственного роста экономическим кризисом. Понижая доходы населения за счет эмиссии, и не стремясь разрешить структурных проблем отечественной (преимущественно сырьевой) экономики, власть сама ставит себя в тупик».[1]

На протяжении благополучных 2000-2007 годов переориентации отечественного хозяйства не производилось. Минфин увеличивал бумажную денежную массу в стране, выкупая за счет эмиссии «лишние» нефтедоллары. Пока главные мировые рынки сбыта не испытывали больших затруднений, а поднимающаяся экономика России поглощала вбрасываемые рубли, внешне все было нормально. Эмиссия сдерживала рост доходов населения, что оценивалось либеральными экономистами как благое средство поддержания конкурентоспособности российского хозяйства.

Власти не только разгоняли инфляцию эмиссией, но и «добросовестно» боролись с ней. Однако, методы правительства по борьбе с инфляцией были неэффективны и даже способны ухудшить ситуацию. Популистские решения по ограничению экспорта российского продовольствия не дали положительных результатов. Продолжение неолиберальной политики сокращения социальных расходов бюджета, ликвидации остатков общественной сферы услуг («законы против среднего класса» последних лет) в условиях текущей мировой конъюнктуры лишь ослабляли национальное хозяйство России.

Меры по снижению инфляции должны были обеспечивать не сжатие, а расширение потребительского рынка в России, стимулируя производство внутри страны. Этого настоятельно требовал надвигающийся кризис. Минфин реализовывал другую «антиинфляционную» стратегию, он стремился к сокращению социальных расходов государства, дополняя его наращиванием рублевой массы.

На протяжении последних лет правительство РФ активно проводило эмиссионную политику, стремясь сдержать рост оплаты труда. Только за 2007 год рублевая масса в экономике возросла почти на 60% [11]. Оптимальным для растущего хозяйства считается годовое увеличение денежной массы на 3%. Допустимый предел составляет 8-10%. В результате накачки экономики рублем, попадавшим в нее мимо карманов рядовых потребителей, по итогам 2007 года инфляция в России резко возросла. В условиях открывшегося в 2008 году мирового кризиса ситуация оказалась еще хуже. Если бы вливание денег в экономику как минимум не превышало темпы прироста производимой продукции, инфляция не имела бы такой угрожающий потенциал.

Глава 2. Методы борьбы с инфляцией.

§2.1. Антиинфляционная политика государства.

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Опыт борьбы с инфляцией показывает, что основной целью государственной антиинфляционной политики должно являться не искоренение инфляции, а превращение её в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня.

Можно выделить несколько вариантов государственной антиинфляционной политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или стратегических задач.

В зависимости от цели выделяют два направления такой политики.

Первое – адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного влияния высокой инфляции на уровень жизни населения и ослабление социально-политической напряженности в обществе. Инструментами для этого является индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов.

Второе направление – политика, нацеленная на снижение высоких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие. концептуальные основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и монетаристской теории. Кейнсианская концепция выделяет в качестве приоритетного направления обуздание инфляции увеличением совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса, представители же монетаристской школы первоочередные меры регулирования инфляции нацеливают на сокращение совокупного спроса, то есть проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и заработной платы.

Кроме того, необходимо выделить и некоторые стабилизационные программы, используемые для борьбы с галопирующей и гиперинфляцией. Это:

1) ортодоксальные программы финансовой стабилизации, приоритетами которых являются ликвидация бюджетного дефицита и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства;

2) гетеродоксальные программы, исходящие из параллельного действия механизмов инфляции спроса и инфляции издержек (проведение политики доходов, стимулирование производства с помощью низких процентных ставок и снижения налогов, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций).[1]

Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительство проводить определенную экономическую политику. Различают две их части: антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику.

Составляющие антиинфляционной стратегии:

1. гашение антиинфляционных ожиданий путем информирования населения;

2. долгосрочная денежная политика (введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы);

3. сокращение бюджетного дефицита (увеличение налогов или уменьшение расходов государства).

Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение предложения товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.

Таким образом, можно сделать следующий вывод : последствия инфляции регулируются с помощью определенной антиинфляционной политики, представляющей собой несколько отдельно существующих, но взаимосвязанных части – адаптивная политика, стабилизационные программы, антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика.

Косвенные и прямые методы борьбы с инфляцией.

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы включают:

1. регулирование общей массы денег через управление «печатным станком»;

2. регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком;

3. обязательные денежные резервы коммерческих банков;

4. операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2. государственное регулирование цен;

3. государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

4. государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

На основе вышесказанного, мы можем сделать следующий вывод : методы борьбы с инфляцией делятся на косвенные и прямые, последние из которых наиболее эффективно влияют на замедление темпов развития инфляции в современной экономике.

§2.2. Первоочередные антиинфляционные методы.

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов: а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая; б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно: а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен; б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам.

7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы -рекомендации по стратегии и тактике выживания бизнеса в условиях современной инфляции в России:

1. Постараться сохранить основной профиль бизнеса (продукт или вид услуги).

2. Диверсификация, как в пределах основного профиля, так и шире.

3. Выделение из структуры предприятия или создание преимущественно малых торгово-посреднических фирм.

4. Акцент на разнообразные и многочисленные короткие по времени и высокодоходные операции с высокой степенью риска.

5. Создание общего страхового фонда для минимизации риска по всей совокупности отмеченных выше операций.

§2.3. Борьба с инфляцией в России.

В 2008 году вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что 25 июня в правительство должна быть внесена антиинфляционная программа, предусматривающая таргетирование инфляции. Он считал необходимо переходить к новым методам, хотя это, по его мнению, будет довольно сложно и займет продолжительное время. Эксперты утверждали, что Россия не сможет угнаться за двумя зайцами: одновременно развивать экономику и бороться с ростом цен.

Таргетирование инфляции (от англ. target - цель, мишень) представляет собой один из режимов денежно-кредитной политики, где главной целью является удержание уровня инфляции в определенных рамках.[4] Этот монетарный режим впервые появился в 1989 году и сейчас принят на вооружение властями более чем 20 стран. По словам Алексея Кудрина, переход к нему должен был занять от 2-3 до 5 лет, и Россия к этому уже готовилась.

Рост цен тогда уже, похоже, вышел из-под контроля власти. Во всяком случае, главный борец с инфляцией Центробанк РФ признал, что ее уровень будет выше официального прогноза.

Между тем, Минфин, уже имея официально 8,1%, от утвержденного прогноза не отказывался. Как утверждал Кудрин, получить в конце 2008 года 10,5% «возможно, но тогда придется принимать ряд мер». В их числе он называл сокращение темпов роста денежной массы, что могло бы отрицательно повлиять на темпы роста ВВП, а также снижение темпов прироста внутреннего спроса, который значительно опережает возможности российской промышленности. По словам министра, разрыв между спросом и предложением выливается в рост цен и прирост импорта, прибавившего только за I квартал 2008 года 41%.[4]

По мнению руководителя научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономики переходного периода Сергея Дробышевского, таргетирование инфляции могло дать стране несколько последствий. «Во-первых, это повышение качества макроэкономического прогнозирования, поскольку ЦБ и правительство будут вынуждены ставить перед собой реальные цели, а не желаемые. Во-вторых, станет более ответственным отношение к заявленным целям по уровню инфляции и, в-третьих, мы получим увеличение колебания курса рубля к иностранным валютам, так как таргетирование инфляции предполагает полную свободу курса национальной валюты», - сообщал «НИ» эксперт.

А вот эксперт Международного института экономики и финансов Высшей школы экономики Евгений Надоршин считал, что РФ к такому переходу пока не готова.

Тем временем темп инфляции становится опасным для сохранения высоких темпов роста экономики, так как любые инвестиции крайне сложно проводить при постоянно ускоряющихся ценах. При этом разогнавшаяся инфляция не только ставила под угрозу срыва честолюбивые планы правительства, но и стремительно обесценивала доходы граждан.

Поэтому, столкнувшись с реальными проблемами экономики, Медведев в бюджетном послании 2009-2011 основными задачами поставил: обеспечение устойчивой и сбалансированной бюджетной системы; необходимость сдерживания инфляции; сохранения доходов граждан. При этом правда, президент поставил задачу снизить процентные ставки для бизнеса, что не очень сочетается с вышеприведенными задачами.

Еще одной приоритетной задачей Медведев называл формирование устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу. Для начала в 2009 году размер социальной пенсии должен был достигнуть величины прожиточного минимума пенсионера.

Любопытен и порядок приоритетных направлений расходования бюджетных средств: вначале стояли здравоохранение и образование и лишь за ними - НИОКР и транспортная инфраструктура.[3]

Кроме того, новым стало предложение Медведева о разработке долгосрочной бюджетной стратегии на 15-летний период - до 2023 года. Долгосрочное бюджетное планирование должно было стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором, для их необоснованного роста, говорится в бюджетном послании президента.

Однако борьба с инфляцией в России в 2010 году уже проиграна. Скорее всего, не сбудутся официальные прогнозы по инфляции и на следующий год. Такое мнение высказал «Росбалту» аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов.

Согласно данным Росстата, к концу ноября инфляция с начала года составила 7,6%, а с ноября 2009-го — 8,1%. «Такой уровень инфляции не может не вызывать опасения, — считает аналитик. — Конечно, довольно большую роль здесь сыграла засуха, но это не оправдывает того, что с инфляцией пока борьба проиграна. Уже сейчас инфляция выросла настолько, что превысила ставку рефинансирования (7,75% ), и перспектив дальнейшего улучшения пока нет». Сафонов ожидает, что по итогам 2010 года инфляция составит 8,5-8,6%.

Он напоминает, что, по официальным прогнозам на 2011 год, инфляция составит 6-7%.[6] «Уже ясно, что официальные прогнозы 2011 год вряд ли сбудутся, — уверен эксперт. — Во-первых, из-за роста денежной массы в экономику будет влито большое количество денег. Во-вторых, правительству, с учетом роста внутреннего долга, не очень-то и необходимо инфляцию сдерживать, поскольку тогда фактические платежи по долгу станут меньше, что позволит хоть немного сократить дефицит бюджета».

Аналитик уверен, что граждане на своих кошельках ощутят рост цен гораздо сильнее, чем прогнозируется. «Только стоимость электроэнергии вырастет, по официальным данным, на 10%, тарифы ЖКХ — минимум на 13%, а в некоторых регионах рост будет гораздо больше», — напоминает он.

Для особо резкого удорожания какого-либо вида продуктов сейчас нет объективных причин, поэтому в запасе населением продуктов нет никакой необходимости, продолжает Сафонов. «Но по мере приближения к весне появятся первые прогнозы по урожаю, и, в случае неблагоприятных прогнозов, можно ожидать нового витка роста цен», — предупреждает он.

Заключение.

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Главной причиной инфляции выступает эмиссия денежных знаков и, как следствие, избыток денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями хозяйственного оборота в деньгах. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

В России инфляция долгое время перестроечного и постперестроечного периода была словом пугающим, за индексами и процентами с замиранием сердца следили и стар, и млад. Гиперинфляция была реальностью, с которой приходилось мириться. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Как свидетельствуют данные статистики, инфляция в России за 11 месяцев текущего года составила 7,6%.[1] Основными мерами, способствующими снижению инфляции в России, специалисты считают сегодня: во-первых, повысить бюджетную дисциплину; во-вторых, связать свободные средства за счет выпуска облигаций Банка России со сроком погашения 1 год и увеличить объем размещения облигаций со сроком погашения 6 месяцев.

Таким образом, из всех инфляционных угроз экономической безопасности в качестве основной следует назвать неграмотную государственную субъективно и/или объективно проинфляционную политику. Поэтому вне методов и целей государственного регулирования искать чудодейственные лекарства, позволяющие покончить с инфляцией, бессмысленно.

Список используемых источников.

1. Колташов В.М. Кризис глобальной экономики: Изд-во ИГСО, 2009.

2. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г.

3. Митяев О.А. Аналитика и комментарии. Борьба с инфляцией и социальная направленность. – М.:2008.

4. Новые известия. Правительство переходит к новым методам борьбы с инфляцией /ежедневная общероссийская газета. 2008.

5. Основы макроэкономического анализа. Косов Н.С. Тамбов: ТГТУ, 2007.

6. Росбалт. Эксперт: Борьба с инфляцией в России проиграна / Новые известия. М. Калмацкий: Правительство переходит к новым методам борьбы с инфляцией 2008.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. / Пер. с англ. - М.: Дело, 2002.

8. Экономическая теория. Под ред. Николаевой И.П. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008.

9. Экономическая теория. Грязнова А.Г. Думная Н.Н. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008.

10. Интернет ресурс http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики.

11. Интернет ресурс http://www.cbr.ru Центральный банк Российской Федерации.

12. Интернет ресурс www.rian.ru Риановости.

Скачать архив с текстом документа