Информационно-консультационные услуги 2
СОДЕРЖАНИЕ: С переходом на рыночную экономику, созданием множества небольших коллективных предприятий и фермерских хозяйств и их объединений возникла необходимость развития информационно-консультационной службы АПК (ИКС).
С переходом на рыночную экономику, созданием множества небольших коллективных предприятий и фермерских хозяйств и их объединений возникла необходимость развития информационно-консультационной службы АПК (ИКС).
Информационно-консультационное обслуживание улучшает информационное обеспечение руководителей и специалистов, повышает степень обоснованности принимаемых управленческих решений, влияет на все стороны хозяйственной деятельности и соответственно на все производственные, финансовые, экономические показатели сельскохозяйственного производства на уровне хозяйства, района, области.
Сельскохозяйственное производство страны является одним из самых крупных потребителей информационно-консультационных услуг. В годы реформ процесс роста потребления информационно-консультационных услуг в сельском хозяйстве значительно замедлился.
В переходный период к рыночной экономике информационно-консультационная система аграрного сектора оказалась в кризисном положении. Нерешаемые ранее проблемы по созданию действенного экономического механизма, обеспечивающего эффективное развитие информационно-консультационной системы, сегодня обозначились вновь.
В Федеральном законе О государственном регулировании агропромышленного производства определено, что одним из направлений государственной поддержки является деятельность служб консультации и информации. Вопрос развития ИКС нашел отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации, в постановлении коллегии МСХ РФ (1,2).
В настоящее время появилась необходимость исследования тенденций развития информационно-консультационной системы, поиска методов прогнозирования потребления информационно - консультационных услуг, влияния развития информационно-консультационного обслуживания на повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства, определение основных направлений реформирования, выработки рекомендаций по реализации реформы применительно к аграрному сектору региона.
Научная не разработанность информационно-консультационной поддержки аграрной реформы, отсутствие системного подхода в проводимых преобразованиях усилили кризис аграрного сектора экономики.
Целью данного исследования является развитие экономических и организационных основ информационно-консультационного обслуживания, влияющего на повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- обоснованы роль и особенности функционирования информационно- консультационной системы;
- исследованы тенденции развития информационно-консультационной системы конкретных сельских районов и даны рекомендации по их развитию;
- уточнены формы и методы и средства исследования, обеспечивающие решение организационных задач по анализу, прогнозированию и созданию организационно-экономического механизма функционирования информационно-консультационной системы; -произведена оценка влияния развития информационно консультационного обслуживания на экономическую эффективность сельскохозяйственного производства;
- исследованы проблемы совершенствования экономического механизма, обеспечивающего эффективное развитие информационно-консультационной системы.
В качестве объекта исследования служит информационно-консультационная система в аграрном секторе Российской Федерации.
Предметом исследования являются экономические, информационные и инновационные аспекты деятельности информационно - консультационной системы и ее влияние на экономическую эффективность сельскохозяйственного производства Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых и ведущих специалистов в обосновании развития информационно-консультационной системы. В качестве источников информации для проведения исследований использованы статистическая информация Госкомстата РФ, нормативная и научная литература, разработки и рекомендации научно-исследовательских институтов, результаты проведенного социологического опроса работников сельскохозяйственного производства, личные наблюдения автора.
Для решения поставленных задач применялись различные методы исследования: абстрактно-логический, сравнения, монографический, расчетно-конструктивный, анкетный.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определён состав наиболее важных условий и основные направления развития информационно-консультационного обслуживания в аграрном секторе Российской Федерации, предложены формы и методы освоения научно-технических достижений, предложена схема совершенствования организационно-экономического механизма функционирования ИКС, обосновано введение платных услуг в системе информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных предприятий;
- уточнены понятия консультационный центр и понятие консультационная служба;
- введено понятие информационная эффективность, предложено методика её расчёта и определено место в общей эффективности производства, даны рекомендации по формированию единого информационного пространства на основе использования новых информационных технологий;
- предложена методика оценки эффективности деятельности ИКС;
- разработана целевая комплексная программа развития информационно-консультационного обслуживания в районе.
Практические рекомендации использованы при определении потребности сельскохозяйственного производства в информационно-консультационных услугах Тульской области и Республики Дагестан; разработке основных направлений реализации концепции развития информационно-консультационного обслуживания; при подготовке консультантов; в учебном процессе в Российском государственном аграрном заочном университете при чтении курса «Организация консультационной службы в АПК».
Основной целью данного курсового проекта является:
· Раскрыть сущность информационно – консультационного обеспечения агропромышленного комплекса;
· Предложить программу по формированию интегрированной, эффективно функционирующей государственной системы информационно - консультационного обеспечения агропромышленного комплекса, позволяющей на основе достижений отечественной и мировой науки и развития техники, использования современных информационных технологий;
· Содействовать устойчивому развитию организаций всех форм собственности, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, повысить их эффективность;
· Обеспечить прямой доступ к информационным ресурсам самих товаропроизводителей;
· Способствовать развитию рыночных отношений в сельской местности, повышению доходов сельского населения.
Данная курсовая работа предусматривает решение следующих задач:
Найти пути преодоления проблемы информационно – консультационного обеспечения АПК.
Разработать программу информационно – консультационного обеспечения АПК в Чувашии, которая предусматривает решение следующих задач:
· распространение современных знаний, достижений науки и передового опыта в агропромышленном производстве различными методами (с использованием информационных ресурсов, печатной продукции, выездных семинаров, демонстрационных опытов и т.п.);
· Формирование и накопление банка данных сельскохозяйственных информационных ресурсов, внедрение прикладных компьютерных программных продуктов для предприятий АПК (программные продукты семейства 1C и др.);
· Консультирование товаропроизводителей по организации, управлению, экономике, технологии производства, маркетингу и праву;
· оказание правовой, экономической и методической помощи сельским жителям по вопросам организации малого предпринимательства;
· участие в освоении инноваций и передового опыта, направленных на снижение издержек производства товаропроизводителей различных организационно - правовых форм;
· обучение и повышение квалификации профессиональных кадров ИКС АПК;
· издание информационной продукции: ежемесячных информационных бюллетеней, ценовых обзоров, методических пособий, брошюр, организация тематических семинаров для сельских товаропроизводителей, организация демонстрационных объектов: полей, мини - ферм, - и других мероприятий.
Спад производства в сельскохозяйственной отрасли, отток квалифицированных и опытных специалистов из села обнажил огромную потребность в информации и знаниях по организации и ведению эффективного производства в рыночных отношениях. В этих условиях роль информационно - консультационного обеспечения в агропромышленном производстве резко возрастает и становится объективно необходимой. В Республике Чувашия, как и в Российской Федерации, становление информационно - консультационной службы сельских товаропроизводителей началось с реализации проекта АРИС (ARIS - Agriculture Reform Implementation Support) - проекта поддержки сельскохозяйственных реформ. Создание и развитие системы информационно - консультационного обеспечения АПК обусловлено изменением роли государства по отношению к хозяйствующим субъектам, во внутреннюю деятельность которых никто не вправе вмешиваться. Опыт многих зарубежных стран показывает, что из-за несвоевременного получения информации или ее недостатка ежегодно фермеры теряют до 40% собственных средств. В Российской Федерации этот процент составляет 76%.
Задачей информационно - консультационного обеспечения АПК является информирование товаропроизводителей об изменениях в различных областях экономики, науки, государственной политики, предоставление им помощи в ведении производственной деятельности. При этом созданные структуры в рамках этой системы не должны принимать решения за товаропроизводителей и обязаны функционировать в их интересах.
28 регионов Российской Федерации стали участниками проекта АРИС. За эти годы Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации была создана система информационно - консультационного обеспечения АПК. Сегодня она включает в себя органы государственного управления сельским хозяйством Республики Чувашия и районов, Чувашскую государственную сельскохозяйственную академию. Во многих районах Республики Чувашия работают организаторы - консультанты, которые обеспечивают сельских товаропроизводителей информацией о ситуации на рынке сельскохозяйственной продукции, ресурсах, необходимых для сельскохозяйственного производства, консультируют по налогообложению, бухгалтерскому учету, реформированию сельскохозяйственных организаций, правовым вопросам. Для обеспечения оперативности, качества предоставляемой информации и консультаций используется компьютерная техника, факсимильная связь, электронная почта, привлекаются специалисты аппарата Министерства сельского хозяйства, научных учреждений Республики Чувашия. Действует сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Чувашия .
Первый опыт функционирования показал ряд недостатков.
Во-первых, построение системы информационно - консультационного обеспечения АПК основывается на применении информационных и компьютерных технологий (далее - ИКТ). Но сельские территории не имеют возможности использовать в своей деятельности компьютерную технику. Недостаточно применяются компьютерные технологии в органах государственного управления сельским хозяйством районов Республики Чувашия, доступ к информационным ресурсам самих товаропроизводителей отсутствует.
Во-вторых, в системе информационно - консультационного обеспечения не задействована опытно - демонстрационная деятельность, которая необходима для эффективного консультирования товаропроизводителей. Не работают на постоянной основе специалисты - консультанты по животноводству, растениеводству и другим производственным отраслям из-за отсутствия средств на их подготовку и содержание.
В-третьих, действующая на сегодня система информационно - консультационного обеспечения АПК не использует в полной мере научно - технический потенциал.
Этот опыт показал, что в дальнейшем необходима государственная поддержка и управление информационно - консультационным обеспечением АПК.
Исходя из вышесказанного становится важной необходимость разработки программы информационно – консультационного развития , которая позволит:
- повысить конкурентоспособность продукции сельских товаропроизводителей за счет использования в сельскохозяйственном производстве новых технологий, привлечения к производственному процессу квалифицированных специалистов;
- обеспечить реализацию государственной аграрной политики и научно - технический прогресс в отрасли;
- способствовать развитию и укреплению рыночной экономики в отрасли;
- расширить возможности интеграции в общероссийскую и мировую систему аграрной экономики.