Информационные правовые справочные системы

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Общие тенденции развития рынка информационных правовых справочных систем 4 2. Система КонсультантПлюс 7 Заключение 13 Список использованной литературы 15

Содержание

[1] .

Первые компьютерные информационные системы появились на Западе во второй половине 1960-х годов. Сегодня практически во всех индустриальных зарубежных странах специалисты работают с законодательством при помощи компьютерных правовых систем через сеть Internet.

Так или иначе, правовая информация в органах государственной власти возникает в электронном виде. Появился целый класс систем — системы электронного документооборота и делопроизводства, которые в различных вариантах создают электронную правовую информацию. Эту информацию из первоисточника важно довести до потребителя в электронной форме, без посредника в виде бумаги. И подход к этому вопросу, правда, по прошествии достаточно большого промежутка времени изменился в направлении большей реалистичности и проработанности в недавно принятой «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года».

1. Общие тенденции развития рынка информационных правовых справочных систем

Законодательную базу по тематике информатизации в России образуют документы, во многом принятые более пяти лет назад на совершенно ином этапе развития информационных технологий в нашей стране, а в настоящее время, в силу частого смешения различных категорий, систем, понятий, — ее развитие идет во многом бессистемно. Этими двумя факторами и объясняется колоссальное количество противоречий в действующем законодательстве, регулирующем вопросы, связанные с информационными технологиями, в том числе — в органах государственной власти. Из более чем 500 правовых актов, принятых в России и относящихся к тематике информатизации, лишь единичные акты можно считать достаточно долгосрочными и универсальными, то есть имеющими значительный нормативный характер.

В основной массе правовые акты по информатизации носят оперативный или распорядительный характер, образуют или регламентируют деятельность отдельных ведомственных информационных систем. Существуют также доктрины, концепции и программы, которые, хотя и отражают государственную политику, но не решают задачу нормативно-правового регулирования[2] .

Законодательную базу образуют документы — прежде всего, закон «Об информации, информатизации и защите информации», — принятые на совершенно ином этапе развития ИТ в РФ. Безусловным барьером в развитии нормативно-правового обеспечения использования ИТ в органах государственной власти являются нерешенные концептуальные вопросы относительно информации и ИТ во всех отраслях права: прежде всего, вопросы права на информацию, гражданско-правового статуса информации, соотношения права на информацию и авторских прав, отсутствие четкого понимания официального статуса информации и так далее.

Важным аспектом является и обязательность сочетания требований информационной безопасности и необходимости развития ИТ в органах государственной власти. Излишние или устаревшие ограничительные нормы могут, с одной стороны, тормозить развитие использования ИТ в органах государственной власти, а с другой стороны, также и не обеспечить реальную защищенность от современных угроз.

Поскольку в инициативах по обеспечению информационной безопасности зачастую смешиваются различные категории информации, информационных систем, технологические и правовые понятия, развитие нормативно-правовой базы идет бессистемно. Представляется необходимым рассматривать конкретные нормы, устанавливающие права, обязанности и полномочия в области информационной безопасности в соответствии с категориями информационных ресурсов по уровням доступа, четко определив их.

Если законодательство о государственной тайне и механизмы ее защиты существуют давно, то разграничение иных видов информации далеко от совершенства. В целом отсутствуют и решения других конкретных проблем, например, это использование нелицензионных копий программного обеспечения в органах государственной власти, отсутствие единых стандартов межведомственного документооборота в электронной форме, общих характеристик представления информации на сайтах государственных органов в интернете[3] .

В нормативно-техническом регулировании в настоящий момент уделяется внимание стандартизации документооборота, однако задача установления единого стандарта обмена информацией между различными органами государственной власти и между органами государственной власти и потребителями информации еще далека от реализации. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» содержит неоднозначное положение относительно результатов интеллектуальной деятельности, в целом исключая из антимонопольной деятельности сферу интеллектуальной собственности. Но, тем не менее, в этом законе рассматриваются соглашения, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности, если они направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и могут привести к недобросовестной конкуренции.

В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба уделяет внимание антимонопольной деятельности в области ИТ. Тем не менее, многие важные вопросы конкуренции применительно к ИТ, которые давно и всерьез рассматриваются в других странах, не нашли в отечественном праве и правоприменительной практике должной оценки. Прежде всего, это относится к доминирующему положению и массовому нелицензионному использованию продуктов Microsoft.

Определенной проблемой можно в целом также считать и то, что законодательство об информатизации (в основе своей) традиционно формируется самими структурами исполнительной власти. С одной стороны, это является объективным процессом в современной ситуации, когда отраслевые министерства инициативно проводят реформы, предлагают новые решения.

Тем не менее, при недостаточном уровне развития соответствующих структур законодательной власти существует опасность неработоспособности тех принципов, которые заложены в конституционных основах демократического правового государства. Отчасти эта ситуация объясняется и низким уровнем мотивации участия негосударственных структур в формировании нормативно-правового регулирования[4] .

Правовую информацию можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация.

Компьютерная Справочная Правовая Система – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации: производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать.

Именно благодаря специализированным компьютерным системам, позволяющим хранить и распространять, по существу, неограниченные объемы информации, в России за последние несколько лет достигнут качественно новый уровень в решении проблемы открытости и доступности правовой информации.

Не вызывает сомнений, что Справочные Правовые Системы – один из важнейших элементов информационного обеспечения жизни современного демократического общества. Можно выделить три основные проблемы, которые обычно приходится решать при создании эффективных механизмов распространения этого вида информации.

Первая проблема обусловлена тем, что государственные структуры, выпускающие правовые документы, недостаточно открыты.

Вторая проблема связана с созданием эффективных и доступных для массового потребления каналов распространения правовой информации. При этом определяющее значение для решения проблемы доступа к правовой информации в последнее время приобретает распространение компьютерных, электронных СМИ[5] .

Третья проблема касается создания эффективных инструментов для работы с огромным массивом самой разнообразной правовой информации. Этими инструментами являются компьютерные Справочные Правовые Системы.

2. Система КонсультантПлюс

В самом начале 1990-х годов правовые базы данных воспринимались как обновляемые «электронные библиотеки» федеральных правовых актов, да, собственно, и являлись такими. Тогда их пользователями были, прежде всего, профессионалы в области права, имеющие специальное юридическое образование. Но постепенно в работу с информацией по законодательству был вовлечен более широкий круг специалистов, совсем не обязательно имеющих глубокие познания как в сфере права, так и в сфере компьютерных технологий. Им одних текстов правовых актов было уже недостаточно требовался еще и ключ к пониманию, к эффективному применению норм права. Разработчики, которые первыми среагировали на эту тенденцию, стали ориентироваться и на таких пользователей, начали создавать специальные консультационные информационные ресурсы, развивать аналитические возможности систем с учетом потребностей этой постоянно растущей аудитории. В то же время более высокие требования к информации стали предъявлять и профессиональные юристы. Поэтому со временем в справочные правовые системы была включена консультационная информация, ориентированная на интересы всех основных групп пользователей. Профессионалам в области юриспруденции предназначены комментарии к основополагающим правовым актам федеральным конституционным законам и кодексам. Руководителям, менеджерам, которые решают общие вопросы развития бизнеса разъяснения по проблемам в целом. Специалистам, решающим частные, но весьма важные и значимые вопросы (например, бухгалтерам) консультации по применению законодательства в конкретных практических ситуациях[6] .

Те из создателей справочных правовых систем, которые раньше других предложили продукты, основанные на новой идеологии, получили большую фору и сейчас являются лидерами рынка. Так, компания «Консультант Плюс», системы которой, по данным ВЦИОМ и РОМИР, используют 84% российских предприятий, работающих с правовыми базами данных, а 68% выбрали в качестве единственных, еще в 1994 году выпустила систему, включающую не только нормативные документы, но и консультации, разъяснения по применению законодательства. Эта система сразу приобрела колоссальную популярность. А ее разработка, по сути, заложила основы для дальнейшего качественного развития справочных правовых систем как аналитических информационных продуктов.

Компания «КонсультантПлюс» занесена в реестр победителей Восьмого Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России-2007». Победителями признаются конкурсанты, занявшие первые сто мест.

Системы КонсультантПлюс представители класса справочных правовых систем. Однако, в отличие от своих западных собратьев, КонсультантПлюс явление чисто российское. В том смысле, что эти системы по характеру информации, и по способу ее передачи наиболее адаптированы к специфическим отечественным условиям.

Точкой отсчета для проекта КонсультантПлюс считается январь 1992 года. Тогда впервые началось массовое производство и распространение справочных систем КонсультантПлюс. С тех пор создано более 10 справочных систем, отлажены надежные связи с источниками нормативной информации, в 200 городах страны появились Региональные Информационные Центры КонсультантПлюс. КонсультантПлюс является лидером на рынке правовых баз данных. С системами этой марки работают более 70 000 юристов, бухгалтеров, руководителей предприятий и организаций на всей территории от Калининграда до Курильских островов.

Разработчиком справочно-правовых систем КонсультантПлюс является НПО «ВМИ». Фирма «Элком-Информ» является официальным дистрибьютором разработчика. Справочные системы КонсультантПлюс это не просто «хранилище» электронных текстов[7] .

Cистемы КонсультантПлюс позволяют очень быстро получать новые нормативные акты, оперативно узнавать об изменениях в законодательстве. Причем, часто нормативные акты попадают в систему даже быстрее, чем на страницы периодических изданий. Особенностью баз данных семейства КонсультантПлюс является наличие в них как опубликованных (со ссылками на официальный источник публикации), так и не публикуемых реально действующих юридических актов.

Компьютерная система представляет собой очень удобное средство работы с массивом правовой информации. Как показывает практика, при освоении любого программного обеспечения основные затруднения вызывает обучение работе с ним. Ведь часто именно сложность изучения ПО и служит тем самым «отпугивающим» фактором, который заставляет отказаться от его приобретения. В самом деле, как правило, у юриста, бухгалтера или секретаря совершенно нет времени на длительное обучение работе с различными программными «чудесами».

Системы КонсультантПлюс разработаны с учетом того, что использовать их будут те, кто, в абсолютном большинстве не является знатоками компьютерных технологий. Поэтому любой человек, даже совсем недавно познакомившийся с компьютером, может начать работать с системой практически через 20 минут. Заложенные в системы возможности поиска и анализа, призванные облегчить работу, предельно просты и привычны.

Так, карточка для поиска документов напоминает обычные рубрики «бумажной» картотеки. При поиске необходимого материала можно воспользоваться всеми привычными профессиональными терминами и понятиями. Тематически весь материал систематизирован на основе Общеправового классификатора отраслей законодательства, утвержденного президентским указом[8] .

Пользователь может найти любой необходимый ему документ (или подборку документов) по таким реквизитам:

– Тематика;

– Вид документа;

– Принявший орган;

– Дата принятия (дата или временной период «с.. по..»);

– Регистрационный номер в Минюсте (для прошедших регистрацию);

– Дата регистрации в Минюсте (для прошедших регистрацию);

– Название документа;

– Текст документа (по любому слову и словосочетанию любого объема из текста);

– Ключевые слова (не обязательно встречаются в тексте, но отражают смысл Документа);

– Статус документа («действует», «официально отменен», «недействующая редакция» и т.п.)

Можно также искать нужные документы и по всем словам или произвольным словосочетаниям из текста документа.

После заполнения одного или нескольких полей система выдаст на экран полный список документов, отвечающих запросу.

С текстом документов можно производить все необходимые операции: выводить на печать, в отдельный файл, расставлять в тексте «закладки», создавать собственные подборки («папки») документов. Нажатием одной клавиши можно получить исчерпывающую справку о документе и моментально (по ссылкам) переходить в текст взаимосвязанных с ним других нормативных документов. Таким образом, пользователь имеет возможность ознакомиться с полной ретроспективой различных редакций документа. А режим «двухоконного» просмотра позволяет одновременно просматривать и сравнивать различные акты.

Во время реформ и быстрых перемен законодательства все налогоплательщики, все участники рыночных отношений кровно заинтересованы в получении полной и достоверной правовой информации. Первая и важнейшая задача чтобы ни один сколько-нибудь значительный документ не остался незамеченным и дошел до пользователя. Это гарантировано прямыми договорами об информационном обмене с органами власти и управления РФ и тщательным анализом большинства периодических изданий[9] .

«Консультант Плюс» уже давно ведет широкую программу информационно-правового сотрудничества с органами власти и управления России. В рамках программы заключены договора об информационном обмене более чем с 40 центральными государственными органами, министерствами и ведомствами. В их числе:

– Администрация Президента РФ;

– Аппарат Правительства;

– Правовое управление аппарата Государственной Думы;

– Аппарат Совета Федерации;

– Центральный Банк РФ;

– Высший Арбитражный Суд;

– Верховный Суд;

– Министерство финансов;

– Государственный таможенный комитет и другие.

Сотрудники этих министерств и ведомств при работе с правовой информацией работы используют справочные системы КонсультантПлюс. Всего, в рамках выполнения соглашений, в различных органах власти и управления РФ установлено более 10.000 систем КонсультантПлюс.

Согласно договорам об информационном обмене органы власти и управления РФ передают принятые документы для включения в системы КонсультантПлюс и для распространения по Сети. Так, каждый день, во все системы поступает до 200 новых документов.

Все документы перед включением в систему проходят необходимую юридическую подготовку. Эта подготовка состоит из определения их юридической взаимосвязи, создания ссылок, составления справочных сведений, различных редакций, внесения изменений в действующие акты. То есть с документами производятся все самые трудоемкие операции, избавляющие пользователя от траты времени и неинтересной, но необходимой работы[10] .

Несмотря на то, что документы вводятся только с копии оригинала или текста официальной публикации, перед введением в информационный банк они еще проходят проверку на аутентичность как программными средствами, так и несколькими независимыми корректорами.

Все системы марки КонсультантПлюс работают в любой привычной для пользователя операционной среде такой, как DOS и Windows (в том числе, Windows95 и Windows NT), а также в таких профессиональных операционных системах, как IBM OS/2 WARP и UNIX (в режиме эмуляции DOS или WINDOWS).

Заключение

Вот уже более 10 лет тысячи пользователей по всей России работают с правовой информацией нормативными актами российского, регионального и международного законодательства, материалами судебной практики, комментариями, консультациями и другими документами в составе информационно-справочных правовых систем. За эти годы правовые системы успели стать востребованным ресурсом для юристов, бухгалтеров, руководителей и специалистов, финансистов, менеджеров, представителей органов власти, студентов, преподавателей и других граждан, чья деятельность так или иначе связана с решением правовых вопросов.

Концепция правовой информатизации РФ, принятая более 10 лет назад, предусматривала грандиозную задачу: «информатизация правовой сферы осуществляется путем создания эталонной географически децентрализованной правовой базы, используемой в общенациональном информационном пространстве». К сожалению, объявить о такой задаче оказалось гораздо проще, чем реализовать ее. В реальности коммерческие справочно-правовые системы для создания электронных баз данных сами активно обращаются к государственным органам за информацией, предлагают технологии, позволяющие автоматизировать информационный обмен в части документооборота и создания правовых актов, а также сами занимаются формированием спроса на правовую информацию среди пользователей, в какой-то степени, правовым образованием.

Для пользователей такие системы являются еще одной возможностью найти или получить необходимый правовой или нормативно-технический документ в том случае, если из соответствующего государственного органа по тем или иным причинам невозможно его получить. При этом отношения коммерческих организаций с органами государственной власти зачастую строятся на принципе, если так можно сказать, «информационного бартера» — органы государственной власти предоставляют правовые акты зачастую только при условии бесплатного или льготного обслуживания со стороны соответствующей коммерческой правовой системы. Примечательно, что они при этом получают правовую информацию коммерческих правовых систем справочного характера, на основе которой формально не может быть предпринято ни одно официальное действие. Разумеется, любой пользователь электронной справочной правовой системы имеет информацию об официальном опубликовании любого акта, но все пользователи фактически доверяют информации в электронной форме, не имеющей официального статуса. Кроме того, возникает вопрос о том, как лучше обеспечивать полноту, достоверность и актуальность правовой информации.

Развитие справочных правовых систем наглядно показывает, насколько современные технологии могут менять привычную картину жизни. Правовые базы данных ускорили многие процессы, происходящие в обществе и экономике. Скорость получения новых правовых актов, возможность эффективно пользоваться нормативной информацией оказывают самое серьезное влияние на уровень профессиональной подготовки, на качество и сроки принятия решений. Справочные правовые системы дали возможность огромному количеству специалистов эффективно работать с правом и грамотно применять законодательство в практике своей работы.

Список использованной литературы

1. Акопов Г. Л. Правовая информатика: учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2008 320 с.

2. Беляева Т. М., Чубукова С. Г., Кудинов А. Т., Пальянова Н. В., Элькин В. Д. Правовая информатика. Справочные правовые системы. М.: Элит, 2008 172 с.

3. Новиков Д. В., Камынин В. Л. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс. М.: НПО «Вычислительная математика и информатика», 1999 117 с.

4. Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики: Юридические и математические вопросы информатики: Учебное пособие для вузов (под ред. Рассолова М. М.) Изд. 2-е, испр., доп. М.: Инфра-М, Контракт, 2008 288 с.


[1] Беляева Т. М., Чубукова С. Г., Кудинов А. Т., Пальянова Н. В., Элькин В. Д. Правовая информатика. Справочные правовые системы. М.: Элит, 2008 с. 88

[2] Беляева Т. М., Чубукова С. Г., Кудинов А. Т., Пальянова Н. В., Элькин В. Д. Правовая информатика. Справочные правовые системы. М.: Элит, 2008 с. 89

[3] Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики: Юридические и математические вопросы информатики: Учебное пособие для вузов (под ред. Рассолова М. М.) Изд. 2-е, испр., доп. М.: Инфра-М, Контракт, 2008 с. 144

[4] Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики: Юридические и математические вопросы информатики: Учебное пособие для вузов (под ред. Рассолова М. М.) Изд. 2-е, испр., доп. М.: Инфра-М, Контракт, 2008 с. 148

[5] Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики: Юридические и математические вопросы информатики: Учебное пособие для вузов (под ред. Рассолова М. М.) Изд. 2-е, испр., доп. М.: Инфра-М, Контракт, 2008 с. 148

[6] Новиков Д. В., Камынин В. Л. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс. М.: НПО «Вычислительная математика и информатика», 1999 с. 56

[7] Новиков Д. В., Камынин В. Л. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс. М.: НПО «Вычислительная математика и информатика», 1999 с. 59

[8] Новиков Д. В., Камынин В. Л. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс. М.: НПО «Вычислительная математика и информатика», 1999 с. 62

[9] Беляева Т. М., Чубукова С. Г., Кудинов А. Т., Пальянова Н. В., Элькин В. Д. Правовая информатика. Справочные правовые системы. М.: Элит, 2008 с. 89

[10] Беляева Т. М., Чубукова С. Г., Кудинов А. Т., Пальянова Н. В., Элькин В. Д. Правовая информатика. Справочные правовые системы. М.: Элит, 2008 с. 112

Скачать архив с текстом документа