Информационный рынок 2

СОДЕРЖАНИЕ: Введение В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации. Сегодня во всех странах независимо от уровня экономического и социального развития происходит структурная перестройка, связанная с ростом информационного сектора экономики и соответственно влекущая за собой значительные социальные, политические и культурные изменения в обществе.

Введение

В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации. Сегодня во всех странах независимо от уровня экономического и социального развития происходит структурная перестройка, связанная с ростом информационного сектора экономики и соответственно влекущая за собой значительные социальные, политические и культурные изменения в обществе.

Информация оказывает существенное влияние на все отрасли производства и инфраструктуры; в действии рыночного механизма преходящего информационного общества также появляются новые черты, отличающие его от рынка индустриальной эпохи.

В современный информационный рынок закономерно включают три взаимодействующих области: информацию, электронные сделки,

электронные коммуникации.

В области электронных сделок рынок информации выступает непосредственным элементом рыночной инфраструктуры, область электронной коммуникации находится на стыке с отраслью связи, а информация, относится к нематериальному производству.

На мировом рынке информации принято различать следующие основные сектора, которые также характерны и для современной России: сектор деловой информации; сектор информации для специалистов; сектор массовой, потребительской информации. Предпринимателю нужна информация из всех 3-х секторов, но успех его деятельности определяется прежде всего своевременным использованием деловой информации. А информацию вполне закономерно и объективно черпать на информационном рынке, взамен, и не только в рекламных целях, логично предоставлять и обратную информацию, что на данном этапе выступает мощным подспорьем для любого бизнеса.

Возникновение и функционирование полнофункционального и широкомасштабного информационного рынка имеет полностью объективный характер. Предпосылок этого процесса немало, к ним относится:

1. слияние в последнее время телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и обработки информации в одну модель;

2. замена бумаги электронными средствами;

3.расширение телевизионной службы через кабельные системы с множеством каналов и специализированными услугами;

4. реорганизация хранения информации и систем ее запроса на базе компьютеров в интерактивную информационную сеть, доступную для исследовательских групп;

5. постепенное расширение системы образования на базе компьютерного обучения и т.д.

Одной из важнейших составных частей или даже некого авангарда информационного рынка выступает на сегодняшний день интернет. Феномен Интернета проявился именно в 90-е гг., когда он получает практически мировое признание, численность его участников-субъектов растет с каждым днем, а в его эффективности в любой сфере общественной жизни, нынешней или перспективной, уже практически никто не сомневается.

В последнее время информационный рынок развивается очень быстрыми темпами, стремясь за научно-техническим прогрессом, и на сегодняшний день главное – национальным экономикам успеть за этим процессом. Россия, как и любая другая страна, не должна пропустить это развитие мимо себя, ибо наступает век информации, в котором многое будет определяться положением на информационном рынке, и наша страна должна занять на нем достойное место, чем и определяется актуальность данной темы исследования.

Глава 1. Понятие и структура информационного рынка.

1.1. Общая характеристика информационного бизнеса.

Потребление информации, производство информационных продуктов и услуг показали необходимость создания новой сферы бизнеса - информационного бизнеса. Этот бизнес в западных странах зародился в 60-х годах, формировался как самостоятельная отрасль в 70-е годы, а в 80-е годы превратился в крупнейший многоотраслевой комплекс со своей инфраструктурой. Громадные масштабы этого бизнеса современной западной экономики подтверждают следующие цифры. Мировое потребление информационных технологий в 1990 г. достигло 2 триллионов долл. (удвоение оборотов произошло всего за 4 года с 1986 г.). Информационное производство в США и Японии по уровню занятости превзошло сферу материального производства. Причем в США в этой сфере к началу 80-х годов было занято уже около 60% всех работающих.

Ведущей тенденцией развития сегодня информационного бизнеса является его глобализация. Чисто теоретически любой человек является возможным потребителем информации. Поэтому возможности рынка являются беспредельными, хотя и существует довольно жесткая конкуренция между основными производителями. К традиционно сильным производителям, таким как США, Япония, Франция, Великобритания и Германия в последние годы добавились фирмы Австралии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и др.

Особенностью развития сегодня информационного бизнеса является то, что наряду с расширением рынка информационных продуктов и услуг происходит ликвидация промежуточных звеньев в области взаимоотношений поставщиков и покупателей информации. А с другой стороны, в последнее время наметилась тенденция к сокращению числа занятых во всей сфере услуг, в том числе, и в сфере информационного бизнеса.

Вступление в постиндустриальную, информационную стадию развития цивилизации, прежде всего, подтверждается макроэкономическими показателями промышленно развитых стран - увеличилась доля информационного сектора в валовом национальном продукте, повысилась доля работников, занятых обработкой и передачей информации в общей численности занятых. Так, в 1958 г., когда впервые был поставлен вопрос о количественной оценке вклада информационного производства в национальное богатство и выделены тридцать отраслей, производящих знания, объем информационного сектора в экономике США был оценен в 28,6%. Согласно современным оценкам этот показатель составляет уже 50%.

Отрасль информационных услуг (информационный бизнес) занимает заметное место в структуре экономики промышленно развитых стран. К числу предприятий, специализирующихся на обработке информации, относятся различные исследовательские центры, институты научно-технической информации, консультативные фирмы, агентства, вычислительные центры и т.д. Производство на предприятиях информационного комплекса имеет ряд особенностей. В частности, предметами труда в этой отрасли выступает первичная информация, средствами труда - всевозможные способы ее преобразования, хранения, передачи, а целью производства является удовлетворение заказчика. В связи с этим возникают проблемы оценки труда, готового продукта и эффективности информационной деятельности (в настоящее время еще не вполне решенные).

Первоначально информационно-вычислительные услуги предоставляли на коммерческой основе предприятия, располагавшие большими вычислительными мощностями для собственных нужд - авиационные, электротехнические фирмы. В дальнейшем, с распространением персональных компьютеров, этот сегмент информационного бизнеса потерял былое значение. Другой важный вид этого бизнеса - развитие специализированных коммерческих банков данных, услугами которых могут пользоваться различные отрасли, а также предприниматели. В начале 90-х годов в США насчитывалось 3457 баз данных, общий объем оказанных на их основе услуг оценивался в 7,5 млрд. долл. Производство средств программного обеспечения - третий сегмент отрасли информационного бизнеса, значение которого растет постоянно. В 80-е годы в США наблюдался 23% ежегодный прирост в этом секторе. Если 10-15 лет назад из 10 долл., вложенных в переработку информации, лишь один затрачивался на программное обеспечение и услуги, то в начале 90-х годов эти затраты составляют половину всех расходов на обработку информации, а в начале XXI века, по прогнозам, этот показатель достигнет 90% и более.

1.2. Информация как экономический ресурс.

Сегодня информация рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими. Под информацией понимают задокументированные или публично объявленные сведения о событиях и явлениях, которые происходят в обществе, государстве и окружающей природной среде. В рыночной среде имеют место практически все виды информации, однако наиболее актуальными являются следующие:

- конъюнктурная – характеризует состояние рынка (уровень изменения цен на товары и услуги, курсы ценных бумаг, банковские ставки, биржевые котировки и т.д.);

- коммерческая – представляет совокупность сведений о спросе и предложении на определенные виды товаров и услуг, соотношении спроса и предложения (маркетинговая информация, предлагаемые товары и услуги, их качество, конкуренты, конкурентоспособность на внутреннем рынке и т.д.);

- финансовая – сюда относятся сведения о финансовой устойчивости, платежеспособности и кредитоспособности партнеров и конкурентов;

- внешнеэкономическая – об объемах импорта-экспорта, ценах, качестве, конкурентоспособности на внешнем рынке, влиянии на внутренний рынок и др.;

- научно-техническая – о достижениях науки и техники, изобретениях, научных исследованиях и их результатах, ноу-хау, патентах, лицензиях и т.д.;

- статистическая – о динамике количественных и качественных изменений в экономике (в основном на уровне народного хозяйства страны, отрасли, региона);

- правовая – о системе и источниках права, юридических фактах, правоотношениях, правопорядке, правонарушениях и борьбе с ними;

- справочно-энциклопедическая – словари, справочники, энциклопедии и т.д.;

- массовая – газеты, журналы, радио, телевидение, кино, видео и т.д.

С помощью информационных продуктов потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстетические потребности. Информационные товары и услуги предоставляют определенную информацию и средства, которые позволяют воссоздавать необходимые знания.

Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе информационного производства. В качестве экономического ресурса информация предназначена для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос.

Ценность, или полезность, информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю. Информация расширяет набор возможных альтернатив и помогает правильно оценить их последствия.

1.3. Понятие информационного продукта.

Информацией (информационным продуктом, интеллектуальным продуктом, продуктом духовного или нематериального производства) называется вещь или действие (продукт или услугу), которые:

а) предназначены их производителем для доставки определенного знания получателю;

б) способны пополнить знания последнего без проведения им каких-то специальных, нетипичных для него познавательных действий, то есть, как правило, знания должны восприниматься непосредственно: чтением, наблюдением, слушанием.

Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг. Естественно, что информация является своеобразным товаром, который продается и покупается на соответствующем рынке. Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров.

Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, не зависимо от того, сколько раз она была использована.

Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным.

В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. В этом состоит свойство адресности информации.

В-четвертых, производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства. Это свойство информационного продукта - трудность производства и относительная простота тиражирования - создает, в частности, немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.

Нельзя не сказать и о таком понятии как информационная услуга, то есть совершение в указанной законом форме информационной деятельности по доведению информационной продукции до потребителей с целью удовлетворения их информационных потребностей.

Основными видами информационной деятельности являются получение, использование, распространение, передача и хранение информации. Подготовкой и предоставлением информационных продуктов занимаются специализированные информационные фирмы.

1.4. Регулирование рынка информации .

Стратегический характер информации как ресурса экономического и социального развития обуславливает высокую степень государственного регулирования, значительный уровень концентрации и монополизации информационного производства.

Существующие сегодня тенденции в этой области ярко иллюстрирует ситуация на рынке коммуникаций. Так, среди 13 развитых стран мира только в США, Великобритании и Японии нет монополии на традиционные коммуникационные средства.

Многие продукты информационной деятельности по своему статусу являются общественными благами (фундаментальные научные исследования, государственное управление, национальные сети коммуникаций и т. д.). Они обладают свойствами неделимости и неисключаемости из потребления. Как показывает мировой опыт, на основе одних лишь рыночных принципов невозможно выявить и удовлетворить потребности в такого рода благах.

Как правило, государство берет на себя регулирование процесса производства и распределения информационных продуктов, без которых общество не может нормально развиваться. Это создает более или менее равные возможности в сфере потребления информационных продуктов. Ведь интересы общества требуют, чтобы значительная часть информации была бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные организации берут на себя покрытие расходов на обеспечение доступа к информации. Неприбыльные информационные службы в отличии от государственных в большей степени следуют законам рынка. Но их деятельность направлена не на замену создаваемых частным бизнесом и государством товаров и услуг, а на возможность их альтернативного предоставления потребителю.

Одним из видов формирования доходов неприбыльного сектора является платная реализация информационных продуктов наряду с бюджетными ассигнованиями, благотворительными взносами, операциями с ценными бумагами.

Итак, высокая степень государственного регулирования информационного производства может быть объяснена ролью государства в производстве многих информационных продуктов, которые являются общественными благами. С другой стороны, государство играет также немалую роль в устранении информационных экстерналий (внешних эффектов). Классическим примером положительных информационных экстерналий является финансирование отдельными фирмами научных исследований и разработок, результаты которых часто становятся достоянием широкого круга заинтересованных лиц. Патенты или лицензии могут являться средством устранения положительных внешних эффектов информационного производства. К отрицательным информационным экстерналиям можно отнести, например, негативное отношение телезрителей к рекламе, которая занимает много эфирного времени. Соответственно, разработаны законодательные акты, регулирующие рекламный бизнес. Как показывает практика, правовые нормы регулирования проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, еще недостаточно разработаны даже в развитых странах. По оценкам экспертов, в начале 90-х годов потери от “пиратства” на рынке информационных товаров и услуг только для США составляли до 17 млрд. долл. ежегодно.

Также остаются спорными вопросы денежной оценки в бухгалтерском учете нематериальных активов, в состав которых входят объекты интеллектуальной собственности.

Таким образом, регулирование информационных рынков во многих случаях подчиняется общим тенденциям, с другой стороны, особенности информации как товара требуют выработки принципиально новых подходов при оценке эффективности ее производства и возможностей ее использования.

1.5. Спрос, предложение и ценообразование на информационном рынке.

По оценкам экспертов, мировое потребление информационных продуктов в 1986 г. превысило триллион долларов с двукратным увеличением к 1990 г. а по данным компании Brunswick Warburg,[1] оборот электронной торговли только между предприятиями России составил в 2000 г. – 150 млн. долларов , а мировое потребление и мировой оборот, по сравнению с 1990 г. возрос в десятки раз.

Несмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора.

Многообразие видов информации предопределяет широкий круг потребителей информационных товаров и услуг. В силу того, что на информацию имеется и потребительский и производственный спрос, она является предметом как индивидуального, так и производственного потребления. Но сегодня основную массу информационных продуктов потребляют именно фирмы, а не индивидуальные пользователи. Технология производства, оперативная управленческая информация, маркетинговые исследования, деловые консультации – вот примеры использования информационных ресурсов предприятиями. В свою очередь прямые закупки информационных товаров и услуг населением в развитых странах составляют всего лишь 8% от общего объема продаж информационного сектора.

При высоком уровне развития современных информационных технологий потребитель имеет возможность делать выбор между традиционными и нетрадиционными способами предоставления информации. Например, уже во многих библиотеках можно использовать ручной или электронный каталог, запрашивать ксерокопии необходимых журнальных статей или проводить поиск в полнотекстовых базах данных и т. п.

Практика маркетинговых исследований в разных странах говорит о том, что фирмы-производители информационных продуктов используют несколько основных подходов при установлении цен на информационные товары и услуги. Продуктовый подход основан на особенностях конкретных информационных продуктов. Институциональный подход концентрирует внимание на производителях информационных товаров и услуг. Управленческий подход сочетает в себе некоторые черты предыдущих двух подходов и используется в выработке ценовой стратегии той или иной фирмы.

В процессе формирования цен на информационные товары и услуги каждый производитель решает целый ряд вопросов: насколько уникальны данные товары и услуги, какова платежеспособность потребителей, какова структура рынка данного продукта и т. д. Информационные службы часто делают ставку на уникальность продукта. Например, на рынке баз данных многие из них не имеют аналогов, что, естественно, дает преимущество при определении уровня цен.

Ценность информационного продукта характеризуется десятками свойств, таких, как значимость, полезность, употребимость, полнота, своевременность, доступность, форма подачи, достоверность и т. д. Это качественное разнообразие информационных продуктов обуславливает такую особенность ценообразования на рынке информации, как широкое использование договорных цен, наценок за новизну, уценок, скидок, ценовых льгот, т.е. всех доступных способов придания гибкости ценам.

В отношении многих видов информационных продуктов, в первую очередь тех, которые производятся бесприбыльными организациями или же которые относятся к общественным товарам, возникает проблема платности. С одной стороны, настойчивая ориентация на принцип бесприбыльности, нежелание выходить на информационный рынок могут иметь сегодня катастрофические последствия для традиционных государственных и бесприбыльных информационных организаций. С другой стороны, полный перевод информационной деятельности на коммерческие рельсы может поставить под угрозу общедоступность информации.

В качестве основных аргументов против платности ряда информационных продуктов выдвигаются такие отрицательные последствия применения принципов рынка, как невозможность учесть общественные затраты и выгоды, опасность массового производства дешевых услуг ухудшенного качества и меньшего значения, усиление социального неравенства потребителей, деление общества на “информационно бедных” и “информационно богатых”.

С другой стороны, применение принципа платности побуждает информационные службы и поставщиков информации активнее подстраиваться под структуру спроса, повышает понимание реальной ценности информации у пользователей, устраняет излишние запросы, выявляет полезность служб благодаря их оценке через рынок, способствует рационализации управления фирм-производителей информации и т. д.

Так или иначе, рассматривая особенности ценообразования на информационном рынке, мы снова видим особый характер информации как товара, что в свою очередь неизбежно накладывает отпечаток на принципы установления цен на рынке информационных продуктов. В ряде случаев информация распределяется, минуя сферу рынка, и потребители получают ее бесплатно. Однако наш интерес касается именно первого аспекта, т.е. распределение информации на соответственном рынке.

Глава 2. Особенности формирования информационного рынка.

2.1.Правовое регулирование на информационном рынке в России.

В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно–технической и промышленной политики в сфере информатизации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:

1) как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

2) как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Система информатики нуждается в государственном управлении. Это объясняется тем, что информатизация общества должна основываться на единых принципах, на едином информационном, программном, техническом и технологическом обеспечении.

По мере создания общегосударственной, а также, отраслевых автоматизированных информационных систем необходимость в управлении информатикой возрастает. Широкое развитие автоматизации, рост выпуска вычислительной техники, появление персональных ЭВМ потребовали создания самостоятельного органа, который бы возглавил все эти работы в области информатизации в стране. Поэтому в 1986 году был создан Государственный комитет по вычислительной техники и информатике. На него была возложена ответственность за проведение единой технической политики, за состояния, развитие и координацию работ в области вычислительной техники, информатики, включая работы, проводимые в рамках сотрудничества с зарубежными странами. В России управление информатикой возложено на Комитет РФ по информатизации. Для организации работ в области автоматизации в министерствах и ведомствах были созданы управления информатикой (управление вычислительной техникой и информатикой). На эти управления возложены разработка и внедрение в деятельность министерств и ведомств вычислительной техники, разработка отраслевых систем информационного обеспечения.

В настоящее время система государственного управления информатикой выглядит следующим образом:

- Комитет РФ по информатизации; управления информатикой министерств и ведомств (управления вычислительной техникой и информатикой);

- Территориальные центры информатики (вычислительные цены коллективного пользования);

- Отделы вычислительной техники и информатики, вычислительные центры предприятия, организаций и учреждений.

За рубежом весь массив правовых норм, регулирующих порядок создания и использования информационных систем, основанных на применении электронно-вычислительных машин, получил название компьютерного права. Его структура обусловлена степенью компьютеризации государственного управления в той или иной стране, а также общим состоянием научно-технического развития.

Отставание в информатизации нашего общества определяется рядом причин, прежде всего отсутствием мощного социального заказа; выпуском технических средств, не соответствующих потребностям информатизации общества из-за монополии министерств – производителей этой техники; перекосом в распределении вычислительной техники и недостаточным уровнем развития промышленности. Все эти причины потребовали осуществления серьезных мер, направленных на информатизацию нашего общества.

Наряду с решением вопросов о производстве и внедрении в различные сферы правовой деятельности средств автоматизации, передачи информации, создании вычислительных сетей и т.д. в соответствии с концепцией должны решаться вопросы, связанные с нормативным регулированием информационных отношений. В частности, отношений, возникающих в процессе использования, обработки, хранения и передачи информации и эксплуатации автоматизированных систем, банков данных, вычислительных сетей и других средств информатики. Правительство РФ приняло программу информатизации России[2] , в которой важное значение имеют акты, определяющие статус машинной информации: Приложение о правовом статусе машинной информации, права разработки, производства и использования машинной информации; Положение о порядке разработки, изготовления и поставки МИ; Положения о работе с МИ и т.д. Очевидно, что необходимо разработка иерархической системы нормативных актов, которая должна возглавляться законом об информатике. В этом законе следовало бы: определить структуру законодательства информатики, круг регулируемых общественных отношений; установить порядок государственного управления, планирования и отчетности в сфере информатики; урегулировать применение законодательства об информатике иностранных государств и международных договоров;

Комитетом по информатизации России разработана программа законодательства в сфере информатики. Во исполнение ее в 1992 году принят Закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных.

2.3. Защита информации .

Важнейшей услугой рынка информации является защита информации

Изменения, происходящие в экономической жизни России - создание финансово-кредитной системы, предприятий различных форм собственности и т.п. - оказывают существенное влияние на вопросы защиты информации. Проблемы информационной безопасности постоянно усугубляется процессами проникновения практически во все сферы деятельности общества технических средств обработки и передачи данных и прежде всего вычислительных систем. Каждый сбой работы компьютерной сети это не только “моральный” ущерб для работников предприятия и сетевых администраторов. По мере развития технологий платежей электронных, “безбумажного” документооборота и других, серьезный сбой локальных сетей может просто парализовать работу целых корпораций и банков, что приводит к ощутимым материальным потерям. Не случайно что защита данных в компьютерных сетях становится одной из самых острых проблем в современной информатике. На сегодняшний день информационный рынок должен обеспечивать:

1.Предупреждение компьютерных преступлений.

а) технические меры защиты - резервирование особо важных компьютерных подсистем, организацию вычислительных сетей с возможностью перераспределения ресурсов в случае нарушения работоспособности отдельных звеньев, установку оборудования обнаружения и тушения пожара, оборудования обнаружения воды, принятие конструкционных мер защиты от хищений, саботажа, диверсий, взрывов, установку резервных систем электропитания, оснащение помещений замками, установку сигнализации.

б) Организационные меры защиты - охрана вычислительного центра, тщательный подбор персонала, организацию обслуживания вычислительного центра посторонней организацией или лицами, универсальность средств защиты от всех пользователей (включая высшее руководство), возложение ответственности на лиц, которые должны обеспечить безопасность центра, выбор места расположения центра.

в) правовые меры - разработка норм, устанавливающих ответственность за компьютерные преступления, защиту авторских прав программистов, совершенствование уголовного и гражданского законодательства, а также судопроизводства.

2. Защита данных в компьютерных сетях.

При рассмотрении проблем защиты данных в сети прежде всего возникает вопрос о классификации сбоев и нарушений прав доступа, которые могут привести к уничтожению или нежелательному изменению данных. Среди таких потенциальных проблем можно выделить: сбои оборудования, потери информации, связанные с несанкционированным доступом (несанкционированное копирование, уничтожение или подделка информации, ознакомление с конфиденциальной информацией, составляющей тайну, посторонних лиц), потери информации, связанные с неправильным хранением архивных данных, ошибки обслуживающего персонала и пользователей.

В зависимости от возможных видов нарушений работы сети многочисленные виды защиты информации объединяются в три основных класса :

а) средства физической защиты, включающие средства защиты кабельной системы, систем электропитания, средства архивации, дисковые массивы и т.д.;

б) программные средства защиты, в том числе: антивирусные программы, системы разграничения полномочий, программные средства контроля доступа;

в) административные меры защиты, включающие контроль доступа в помещения, разработку стратегии безопасности фирмы, планов действий в чрезвычайных ситуациях и т.д.

3.Защита от несанкционированного доступа.

Помимо контроля доступа, необходимым элементом защиты информации в компьютерных сетях является разграничение полномочий пользователей. В компьютерных сетях при организации контроля доступа и разграничения полномочий пользователей чаще всего используются встроенные средства сетевых операционных систем. Так, крупнейший производитель сетевых ОС - корпорация Novell - в своем последнем продукте NetWare 4.1 предусмотрел помимо стандартных средств ограничения доступа, таких, как система паролей и разграничения полномочий, ряд новых возможностей, обеспечивающих первый класс защиты данных. Новая версия NetWare предусматривает, в частности, возможность кодирования данных по принципу “открытого ключа” (алгоритм RSA) с формированием электронной подписи для передаваемых по сети пакетов.

В то же время в такой системе организации защиты все равно остается слабое место: уровень доступа и возможность входа в систему определяются паролем. Для исключения возможности неавторизованного входа в компьютерную сеть в последнее время используется комбинированный подход - пароль + идентификация пользователя по персональному “ключу”. В качестве “ключа” может использоваться пластиковая карта (магнитная или со встроенной микросхемой - smart-card) или различные устройства для идентификации личности по биометрической информации - по радужной оболочке глаза или отпечатков пальцев, размерам кисти руки и так далее.

4. Защита информации при удаленном доступе.

По мере расширения деятельности предприятий, роста численности персонала и появления новых филиалов, возникает необходимость доступа удаленных пользователей (или групп пользователей) к вычислительным и информационным ресурсам главного офиса компании, где чаще всего для организации удаленного доступа используются кабельные линии (обычные телефонные или выделенные) и радиоканалы. В связи с этим защита информации, передаваемой по каналам удаленного доступа, требует особого подхода.

В частности, в мостах и маршрутизаторах удаленного доступа применяется сегментация пакетов - их разделение и передача параллельно по двум линиям, что делает невозможным “перехват” данных при незаконном подключении “хакера” к одной из линий. К тому же используемая при передаче данных процедура сжатия передаваемых пакетов гарантирует невозможности расшифровки “перехваченных” данных. Кроме того, мосты и маршрутизаторы удаленного доступа могут быть запрограммированы таким образом, что удаленные пользователи будут ограничены в доступе к отдельным ресурсам сети главного офиса.

Разработаны и специальные устройства контроля доступа к компьютерным сетям по коммутируемым линиям. Например, фирмой ATT предлагается модуль Remote Port Security Device (PRSD), представляющий собой два блока размером с обычный модем: RPSD Lock (замок), устанавливаемый в центральном офисе, и RPSD Key (ключ), подключаемый к модему удаленного пользователя. RPSD Key и Lock позволяют установить несколько уровней защиты и контроля доступа, в частности:

а) шифрование данных, передаваемых по линии при помощи генерируемых цифровых ключей;

б) контроль доступа в зависимости от дня недели или времени суток (всего 14 ограничений).

Широкое распространение радиосетей в последние годы поставило разработчиков радиосистем перед необходимостью защиты информации от “хакеров”, вооруженных разнообразными сканирующими устройствами. Были применены разнообразные технические решения. Например, в радиосети компании RAM Mobil Data информационные пакеты передаются через разные каналы и базовые станции, что делает практически невозможным для посторонних собрать всю передаваемую информацию воедино.

Глава 3. Интернет как рынок информации.

3.1. Сущность и особенности использования Интернет.

Одним из из примером информационных услуг является. Интернет - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня интернет имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10%. Интернет образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире, одна с другой.

Если ранее сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной почты, то сегодня решаются более сложные задачи распределенного доступа к ресурсам. Около двух лет назад были созданы оболочки, поддерживающие функции сетевого поиска и доступа к распределенным информационным ресурсам, электронным архивам.

Все услуги предоставляемые сетью интернет можно условно поделить на две категории: обмен информацией между абонентами сети и использование баз данных сети.

К числу услуг связи между абонентами принадлежат.

1. Электронная почта - это канал адресного распространения информации вне реального масштаба времени (без синхронизации отправителя и получателя). Самый старый метод внутрисетевого обмена, работает даже на очень плохих и очень низкоскоростных каналах связи. На сегодня является одним из основных методов распространения информации в группах по интересам, а также важным каналам межличностного обмена информацией, равно как и каналом получения ответа по запросу.

2. FTP - средство передачи файлов вне зависимости от их структуры и содержимого. Поиск и пересылка файлов ведется в реальном масштабе времени. Возможность хотя бы частичного просмотра файлов до пересылки отсутствует. Файл (как правило, в формате архива) пересылается как есть и (по получении) просматривается на машине получателя вне связи с хостом - передатчиком. Один из основных каналов свободного распространения информации и программного обеспечения. Работоспособен даже на среднескоростных каналах с высоким уровнем помех.

3. WWW (World Wide Web) - совокупность связанных гиперссылками массивов данных. Доступ к информации, поиск и просмотр – в реальном масштабе времени. Работоспособен на средних, высокоскоростных каналах с высоким качеством. Работа ведется с помощью стандартизованной универсальной программы – клиента. Данное решение позволяет объединить в единое целое информацию от разнообразных территориально и организационно разобщенных поставщиков. Однако эти взаимодействия оказываются в некоторых случаях ограниченными и непригодными. Использование специальных программ-клиентов для доступа к узкоспециализированным источникам информации – это канал доступа к специальной, как правило платной, информации.

4.Telnet - удаленный доступ. Дает возможность абоненту работать на любой ЭВМ сети интернет как на своей собственной. То есть запускать программы, менять режим работы и т.д.

5.NFS (Network File System) - распределенная файловая система. Дает возможность абоненту пользоваться файловой системой удаленного компьютера, как своей собственной.

6.Новости - получение сетевых новостей и электронных досок объявлений сети и возможность помещения информации на доски объявлений сети. Электронные доски объявлений сети интернет формируются по тематике. Пользователь может по своему выбору подписаться на любые группы новостей.

7. Rsh (Remote Shell) - удаленный доступ. Аналог Telnet, но работает только в том случае, если на удаленном компьютере стоит ОС UNIX.

8. Rexec (Remote Execution) - выполнение одной команды на удаленной UNIX-машине.

9. Lpr - сетевая печать. Отправка файла на печать на удаленном (сетевом) принтере.

10.Lpq - сетевая печать. Показывает файлы стоящие в очереди на печать на сетевом принтере.

11. Ping - проверка доступности удаленной ЭВМ по сети.

12. Talk - дает возможность открытия разговора с пользователем удаленной ЭВМ. При этом на экране одновременно виден вводимый текст и ответ удаленного пользователя.

13. Iptunnel - дает возможность доступа к серверу ЛВС NetWare с которым нет непосредственной связи по ЛВС, а имеется лишь связь по сети интернет.

14. Whois - адресная книга сети интернет. По запросу абонент может получить информацию о принадлежности удаленного компьютера, о пользователях.

15. Finger - получение информации о пользователях удаленного компьютера.

Кроме вышеперечисленных услуг, сеть интернет предоставляет также следующие специфические услуги, как Webster(сетевая версия толкового словаря английского языка), факс-сервис, который дает возможность пользователю отправлять сообщения по факсимильной связи, пользуясь факс-сервером сети, электронный переводчик, шлюзы, дающие возможность абоненту отправлять сообщения в сети, не работающие с протоколами TCP\IP (Fido, Goldnet, AT50).

К системам автоматизированного поиска информации в сети интернет принадлежат следующие системы.

1. Gopher - наиболее широко распространенное средство поиска информации в сети интернет, позволяющее находить информацию по ключевым словам и фразам. Работа с системой Gopher напоминает просмотр оглавления, при этом пользователю предлагается пройти сквозь ряд вложенных меню и выбрать нужную тему. В интернет в настоящее время свыше 2000 Gopher-систем, часть из которых является узкоспециализированной, а часть содержит более разностороннюю информацию. Gopher позволяет получить информацию без указания имен и адресов авторов, пользователь просто сообщит системе что именно ему нужно, и система находит соответствующие данные. Gopher-серверов свыше двух тысяч, поэтому с их помощью не всегда просто найти требуемую информацию. В случае возникших затруднений можно воспользоваться службой VERONICA. VERONICA осуществляет поиск более чем в 500 системах Gopher, освобождая пользователя от необходимости просматривать их вручную.

2.WAIS - еще более мощное средство получения информации, чем Gopher, поскольку оно осуществляет поиск ключевых слов во всех текстах документов. Запросы посылаются в WAIS на упрощенном английском языке. При работе с WAIS пользователям не нужно тратить много времени, чтобы найти необходимые им материалы. В сети интернет существует более 200 WAIS - библиотек.

Практически все услуги сети построены на принципе клиент-сервер. Сервером в сети интернет называется компьютер способный предоставлять клиентам (по мере прихода от них запросов) некоторые сетевые услуги. Взаимодействие клиент-сервер строится обычно следующим образом. По приходу запросов от клиентов сервер запускает различные программы предоставления сетевых услуг. По мере выполнения запущенных программ сервер отвечает на запросы клиентов. Все программное обеспечение сети также можно поделить на клиентское и серверное. При этом программное обеспечение сервера занимается предоставлением сетевых услуг, а клиентское программное обеспечение обеспечивает передачу запросов серверу и получение ответов от него.

3.2. Интернет-маркетинг.

Даже на фоне бурно развивающегося и изменяющегося интернета темпы преобразований в области маркетинга и рекламы в Сети впечатляют. За прошедший год и в мире, и в России интернет-реклама стала заметным и самостоятельным бизнесом. Но в силу того, что интернет российский далеко не во всем похож на интернет США или Европы, и реклама в нашем интернет существенно отличается от рекламы в иных странах. А полноценное использование интернет как маркетингового инструмента в России еще и не началось.

Объем мирового рынка интернет -рекламы достиг почти 2 млрд. долларов в 1998 году (что близко к объему всего рынка рекламы в России в том же году), оформилась структура этого рынка и четко проявились взаимопроникновение и интеграция рекламы в Сети и во всех традиционных медиа. Реклама сайта в прайм-тайм на дорогом телевизионном канале уже перестала быть диковинкой, а крупнейшие компании - далеко не только связанные с компьютерным бизнесом и информационными технологиями - планомерно включают интернет в свои рекламные кампании. Здесь, однако, надо понимать причины такого бурного интереса к интернету и трезво оценивать наличие аналогичных побудительных мотивов в России.

Во-первых, аудитория интернета составляет в США около половины населения, а в европейских странах - 15-25%. Такой охват позволяет легко планировать кампании и отслеживать их результативность; причем эффективность сравнима с кампаниями в традиционных медиа, а стоимость делает их выгодными для занимающихся ими агентств.

Во-вторых, интернет стал каналом в первую очередь продаж (а не распространения одной лишь информации), розничный оборот в котором в США в прошлом году составил около 14 млрд. долларов. В очень большом числе случаев интерес компаний к рекламе в интернет, к маркетинговым исследованиям Сети связан с интенсификацией продаж там же в Сети.

Продажи на рекламном рынке интернет в России пока очень скромны в денежном выражении, но уже те факты, что в сутки отечественные системы в совокупности показывают существенно более 10 миллионов баннеров, и в то же время существует отдельный сайт, на котором баннеры приносят в год более миллиона долларов дохода, говорят о многом. Можно уверенно рассчитывать, что в 1999 г. объем рекламных затрат на мероприятия в интернете составит несколько миллионов долларов. Эта цифра соответствует примерно 1% от прогнозируемого объема рекламного рынка России. Доля скромная, но надо помнить, что в предыдущем году на интернет не пришлось и 0,1%. Такие темпы роста не стоит игнорировать. В России образовались и успешно функционируют первые специализированные агентства интернет-рекламы. Перспективы развития маркетинга и рекламы в Сети существенно различаются в России и в мире, и связано это с уже упомянутым различием в роли, которую интернет играет в экономике там и здесь. Взрывной рост продаж через Сеть за рубежом перевел там интернет из канала преимущественно информационного в канал продаж, и это немедленно сказалось на рекламных стратегиях, обусловив, в частности, бум порталов. В России состояние электронной торговли пока не позволяет (и несколько ближайших лет не позволит) использовать этот зарубежный опыт, и наши рекламисты успешно находят свои решения, примеры которых в последующих докладах будут рассмотрены в подробностях.

Появление достоверных измерений аудитории как всего российского интернет, так и отдельных его сайтов, проводимых известными среди традиционных рекламистов агентствами Гэллап-Медиа и Комкон-2, позволило, наконец, сделать оценки собственно интернет специалистов (как и следовало ожидать, близкие к данным опросов) осмысленными для рекламистов. Сейчас в российском интернет еженедельная аудитория составляет около полутора миллионов человек, причем больше половины ее проживает в Москве и С.-Петербурге.

Величина и компактность аудитории отечественной Сети делает ее наиболее подходящей для продвижения услуг и товаров, производимых в секторе малого и среднего бизнеса (это еще одно важное отличие российского интернет) - и пока слабо полезной для крупных компаний. Более того, как раз небольшого масштаба бизнес активно использует интернет в своей деятельности, и потому подавляющее большинство ресурсов отечественного интернет именно малым и средним бизнесом поддерживаются, и именно им обеспечивается сегодняшний рынок рекламы в Сети. Реклама такого бизнеса имеет хорошо известную специфику, здесь очень часто решаются отдельные краткосрочные задачи, а из каналов коммуникаций небезосновательно в первую очередь используют молву. Именно рекламные технологии, обслуживающие интересы малого бизнеса на сегодня реально развиты в отечественном интернете - и это во многом обусловливает специфику отечественного рынка интернет-рекламы и невостребованность серьезных интегрированных маркетинговых подходов.

Появление первых успешных рекламных кампаний в отечественном интернет в совокупности с подстегнутым кризисом интересом к относительно дешевым рекламным технологиям сослужит в самом ближайшем будущем очень добрую службу рекламе в российской Сети. Наряду с ростом использования Сети мелким и средним бизнесом уже в течение ближайшего года можно ожидать первые серьезные кампании, проводимые крупными фирмами в крупных масштабах. Уже в этом году - в том числе и благодаря приближающимся выборам - мы увидим также по-настоящему профессиональное и комплексное использование интернет в серьезных маркетинговых мероприятиях. А для многих компаний среднего и мелкого бизнеса именно интернет-реклама послужит основой настоящего коммерческого успеха, создавая при этом условия для роста агентств интернет-рекламы.

Заключение

На сегодняшний день мировой рынок информационных товаров и услуг уже получил свое первоначальное структурное оформление, однако открытыми еще остаются вопросы его правовой базы и регулирования. Но как бы то ни было, проблема информации сейчас выходит на первый план и игнорировать ее невозможно.

Логично, что основная проблема сбора необходимой информации состоит в том, чтобы обеспечить, с одной стороны, полноту, адекватность, непротиворечивость и целостность информации, а с другой, минимизацию технологического запаздывания между моментом зарождения информации и тем моментом, когда к информации может начаться доступ.

Обеспечить это можно только современными автоматизированными методиками, базирующимися на основе компьютерных технологий. Крайне важно, чтобы собранная информация была структурирована с учетом потребностей потенциальных пользователей и хранилась в машиночитаемой форме, позволяющей использовать современные технологии доступа и обработки.

Очень важной экономической проблемой бизнеса и экономики в целом, связанной со сбором и предоставлением информации, является высокая пороговая цена вхождения в дело. В связи с этим крайне важно грамотное использование современных маркетинговых технологий, которые могли бы обеспечить “попадание в потенциального клиента”, т.е. обеспечить сбор такой информации, реализация которой будет, как минимум, экономически рентабельной.

Что же качается перспектив развития российского информационного рынка, то они во многом зависят от продуманной и взвешенной государственной политики в этой области. Кроме того, именно государство должно обеспечивать производство тех информационных продуктов, которые остаются вне сферы рынка.

Рассматривая информационный рынок России в целом, стоит признать, что он действительно динамично развивается, внедряясь в самые различные сферы нашей жизни. Еще один быстро развивающийся сектор рынка – домашние компьютеры. По единодушным оценкам, это направление в ближайшие годы станет наиболее мощным и к началу XXI века (в частности по оценкам Intel) сможет выйти на уровне использования компьютеров в бизнесе, что, хотя и достаточно медленными темпами уже происходит.

В данной работе был проведен анализ некоторых исследований, тенденций и перспектив и предложены возможные кардинальные решения по поводу развития информационного бизнеса в России. Также в работе была сделана попытка обобщения теории информационного бизнеса и характеристика состояния этого бизнеса в нашей стране.

Таким образом, информационный рынок объективно уже занимает одну из важнейших позиций в структуре мирового и национальных рынков. Информация становится несомненно первичной по отношению к другим экономическим ресурсам. К тому же, тенденции мирового вхождения в информационный этап развития придают новый смысл и значение информации. Также никто не спорит о том, что рынок информации необходимо регулировать, однако с наибольшими выгодами для национальных экономик и не входя в противоречия с мировой экономикой. И, наконец, последнее – без информации не обойтись нигде, а тем более, в экономике, поэтому все участники рынка должны идентифицировать себя на информационном рынке, который здесь уже выступает как фундамент других рынков, в соответствии с деловым этикетом и нет нарушая его объективных законов и закономерностей.


[1] Домашний компьютер №№6,8, 2004г. М.: КОМПЬЮТЕРРА 5.Мир ПК №7 2004г.

[2] Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», одобренная на заседании Правительства РФ 5 июля 2001 года.

Скачать архив с текстом документа