Информация как основной объект информационного права
СОДЕРЖАНИЕ: Информация как объект правоотношений. Понятие и основной предмет правового регулирования информационного права. Сущность и субъекты информационных отношений. Источники, нормы, основные вопросы стандартизации и сертификации информационного права.Информация как основной объект информационного права
1. Информация как объект правоотношений
Существует значительное количество определений термина информация. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дает два значения этого слова:
- сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством;
- сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь1.
Можно привести еще одно определение информации (философское): информация – это свойство материи, состоящее в том, что в результате взаимодействия объектов между их состояниями устанавливается некоторое соответствие.
С середины ХХ века информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями:
- между людьми,
- между человеком и автоматом,
- между автоматом и автоматом,
- обмен сигналами в животном и растительном мире,
- передача информации от организма к организму (генетическая информация).
В 1948 году профессор математики Массачусетского технологического института Норберт Винер опубликовал свою знаменитую книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». В книге он провозгласил рождение новой науки. Кибернетика (искусство управления с греческого) – наука об управлении, связи и переработке информации. Основной объект исследования, так называемая кибернетическая система, рассматривается абстрактно, вне зависимости от его материальной природы. Примерами кибернетических систем служат: автоматические регуляторы в технике, человеческий мозг (управление органами), биологическая популяция, человеческое общество. Это повлекло за собой новую трактовку понятия Информация, под информацией стали понимать не любые сведения, а только сведения новые и полезные для принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления.
Согласно федеральному закону Об информации, информационных технологиях и защите информации №149-ФЗ от 17.07.2006 информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления2.
При изучении предложенного курса мы будем руководствоваться определением, которое зафиксировано в федеральном законе, однако, составляющие других определений позволят нам глубже понять специфику данного термина.
Свойства информации, ее юридические особенности проявляются в информационных процессах. Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации3.
Юридические особенности информации должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений. Ниже приведены юридические особенности информации.
1. Свойство физической неотчуждаемости информации.
Свойство основано на том, что информация, знание информации не отчуждаемы от человека, который является их носителем. А значит, при передаче информации от одного лица к другому должен оформляться не факт отчуждения информации, а передача прав на ее использование. Например, при продаже дома происходит его отчуждение, при передаче информации источник информации продолжает быть ее носителем.
2. Свойство обособляемости информации.
Для включения в оборот информации ее необходимо овеществить. Это происходит путем перевода ее в символы, знаки, волны и тому подобное. Таким образом, овеществленная информация, то есть обособленная от ее производителя, становится самостоятельным объектом правоотношений, ее можно передать от одного субъекта другому. Например, для входа в информационный процесс программа для ЭВМ должна быть зафиксирована на бумаге, материальном носителе.
3. Свойство информационного объекта.
Информация имеет хождение только на материальном носителе или с помощью материального носителя (статья в газете, информация по радио). То есть мы видим двуединство информации – самой информации и носителя, на котором она закреплена. Это свойство позволяет распространить на информационный объект совместное и взаимосвязанное действие двух институтов – института авторского права и института вещной собственности. Например, в отношении программы для ЭВМ, размещенную на диске, будут действовать авторские права, в отношении самого диска – вещные права, владельцы прав могут быть различны.
4. Свойство тиражируемости информации.
Информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация может принадлежать одновременно неограниченному кругу людей. Юридические последствия следующие, необходимо закреплять объем прав по использованию информации.
5. Свойство организационной формы.
Зачастую информация в обороте представляет собой документ (оригинал, копия, массив документов). Информация, оформленная в виде документа, имеет свои атрибуты, а, следовательно, можно установить владельца информации (например, по подписи). Это свойство позволяет относить к информационным объектам не только документы, но и организационные информационные структуры, например базы данных.
6. Свойство экземплярности информации.
Поскольку информация зачастую распространяется на материальном носителе, существует возможность учета количества носителей с информацией, а значит, и ограничение доступа к информации.
Информация может играть различные роли в правовой системе. Ниже приведена ее классификация по тому месту, которая информация занимает в системе права.
Всю информацию можно разделить на две группы: неправовая информация и правовая информация.
Неправовая информация – информация, которая обращается в соответствии с предписаниями правовых норм, но не является результатом правовой деятельности.
Правовая информация – это информация, которая создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В свою очередь, правовая информация делится на нормативную, то есть сами нормы (законы, постановления) и ненормативную – информацию, с помощью которой реализуются предписания правовых норм.
Рассмотрим примеры. Рекламное сообщение, размещенное в средствах массовой информации, будет являться неправовой информацией. Содержание, способ размещения рекламы определяет рекламодатель, однако, они не должны противоречить правилам, которые установлены нормативными актами, в частности федеральным законом О рекламе.
Сам федеральный закон О рекламе является нормативной информацией, потому что в нем закреплены положения, которые регулируют весь процесс оборота рекламы. Ненормативной информацией будет являться предписание Федеральной антимонопольной службы хозяйствующему субъекту о прекращении нарушения законодательства о рекламе. И федеральный закон О рекламе и предписание Федеральной антимонопольной службы являются правовой информацией.
К ненормативной правовой информации относятся:
- общая информация о состоянии законности и правопорядка, например, заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд, другие суды о соблюдении законности;
- судебная, уголовная и прокурорская статистика;
- информация о соблюдении прав и свобод человека, эту информацию предоставляет Уполномоченный по правам человека;
- информация о гражданско-правовых отношениях, договорных обязательствах;
- информация об исполнении нормативных предписаний органами государственного и муниципального управления;
- информация судов (судебные решения).
Информацию можно классифицировать и по доступу к ней. Вся информация делится на две группы: открытая и закрытая. К открытой информации относятся:
- информация об объектах гражданских прав (произведения науки, литературы, документы, подтверждающие авторские права и тому подобное);
- массовая информация, информация, подготавливаемая и распространяемая средствами массовой информации или через Интернет с целью информирования населения, например, реклама;
- официальные документы, например, законы, судебные решения.
К закрытой информации относятся:
- государственная тайна, то есть защищаемые государством сведения, создаваемые в условиях секретности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- служебная тайна, информация, основным пользователем которой являются государственные и муниципальные органы управления;
- коммерческая тайна, это научно-техническая, технологическая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, сюда же можно включить и ноу-хау. Режим защиты такой информации устанавливается законом;
- профессиональная тайна, это сведения, которые становятся известны людям определенных профессий в силу исполнения ими своего профессионального долга;
- персональные данные, эта информация создается самими гражданами в их повседневной деятельности, в том числе при реализации ими прав и свобод (право на труд, соцстрахование), выполнение обязанностей (воинской). Документальной информацией будут являться справки, анкеты, история болезни.
Понятие информация тесно связано с другим понятием – информационные ресурсы. Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.
Классификация информационных ресурсов
1. По виду информации:
- правовая,
- научно-техническая,
- политическая,
- финансово-экономическая,
- статистическая,
- социальная,
- медицинская,
- информация о чрезвычайных ситуациях,
- персональная информация,
- кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной).
2. По способу доступа:
- открытая,
- информация ограниченного доступа (государственная, служебная, коммерческая, профессиональная тайна, персональные данные).
3. По виду носителя:
- на бумаге,
- на электронных носителях,
- изображение на пленке,
- в канале связи.
4. По способу организации хранения и использования:
- традиционные формы (архив, библиотечный фонд),
- автоматизированные формы (Интернет, автоматизированная информационная система, база данных).
5. По форме собственности:
- общероссийское национальное достояние,
- федеральная собственность,
- собственность субъекта Российской Федерации,
- муниципальная собственность,
- частная,
- коллективная.
2. Информационное право и информационные отношения
Информационное право – система социальных норм, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере – сфере производства, преобразования и потребления информации.
Основной предмет правового регулирования информационного права – информационные отношения. Дадим два определения понятия информационные отношения.
1. Информационные отношения – отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов, то есть процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
2. Информационные отношения – обособленная, однородная группа общественных отношений, возникающая при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов в порядке реализации каждым информационных прав и свобод, а также в порядке исполнения обязанностей органами государственной власти и местного самоуправления по обеспечению гарантий информационных прав и свобод.
Субъектами информационного процесса являются:
1) российские граждане,
2) иностранные граждане,
3) лица без гражданства,
4) организации:
- информационные центры, (правовой центр в Белгородской областной научной библиотеке),
- информационные фонды (Фонд Гостелерадио),
- архивы (Белгородский областной архив),
- библиотеки (научная библиотека Белгородского государственного университета),
- информационные агентства (РИА Новости),
- органы массовой информации (газета Белгородская правда),
- предприятия,
- органы государственной и муниципальной власти,
- общественные организации (партии),
- зарубежные организации. Субъекты информационного процесса могут быть классифицированы следующим образом:
1 категория – производители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг, информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
2 категория – обладатели (держатели) информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, собственники информационных систем и средств их обеспечения;
3 категория – потребители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.
Под методами правового регулирования в праве понимаются способы воздействия этой отрасли права на определенную категорию социальных отношений. Информационное право не является исключением, в нем применяется вся совокупность средств правового регулирования: повеление, запрет, дозволение.
Основные принципы правового регулирования отношений в сфере оборота информации в России сходны с принципами информационного права других стран. Информационная отрасль права основывается на следующих принципах:
1) законность;
2) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
3) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
4) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
5) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
6) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
7) достоверность информации и своевременность ее предоставления;
8) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
9) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
3. Источники и нормы информационного права
информационное право отношение
Под источниками информационного права следует понимать внешние формы выражения правовых норм, касающихся оборота информации. Основу источников информационного права составляют: международные акты, федеральные нормативные акты, акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления.
Согласно Классификатору правовых актов в раздел Информация и информатизация входят следующие классы документов.
1. Общие положения в сфере информации и информатизации.
2. Управление в сфере информации и информатизации.
3. Информационные ресурсы. Пользование информационными ресурсами:
- общие положения;
- документирование информации. Делопроизводство;
- обязательный экземпляр документов;
- архивный фонд. Архивы;
- информационные ресурсы по категориям доступа;
- информация о гражданах (персональные данные);
- правовая информация;
- предоставление информации. Информационные услуги.
4. Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения:
- информатизация;
- информационные системы, технологии и средства их обеспечения.
5. Средства массовой информации.
6. Реклама.
7. Информационная безопасность. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации4.
Информационно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых отношений, например, право на доступ к информации, касающейся санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе.
Процессуальные нормы регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации прав и обязанностей, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений, например, порядок лицензирования в информационной сфере.
Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов – участников этих правоотношений, например, в каких случаях гражданин может обратиться за получением информации в государственный орган.
Диспозиция содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности, например, в течение какого срока государственный орган должен дать ответ гражданину.
Санкции – меры по защите прав и обеспечению исполнения установленных правил. Ответственность может наступить: гражданско-правовая (при нарушении авторских прав), административная (при препятствовании в получении информации), уголовная (за разглашение государственной тайны).
Основные вопросы стандартизации и сертификации регламентируются положениями федерального закона О техническом регулировании №184-ФЗ, принятого 27 декабря 2002 года. Согласно норм закона, сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Стандарт – нормативный документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Разработка, принятие и соблюдение стандартов является обязательной процедурой в ходе эксплуатации информационных систем, поскольку ни одна из них не обходится без технической составляющей. Следовательно, необходим и процесс сертификации для предотвращения нанесения вреда здоровью и жизни граждан.