Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе России: методология проектирования и эксплуатации
СОДЕРЖАНИЕ: Есть основания полагать, что в настоящее время близится к завершению работа по созданию теоретической базы инновационных технологий. Найдены и апробированы новые формы организации физического воспитания.Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе России: методология проектирования и эксплуатации
Бальсевич Вадим Константинович
B 1996 г. в созданном по инициативе Отделения образования и культуры Российской Академии образования Проблемном совете по физической культуре и спорту была разработана, а в последующие годы воплощалась в образовательную практику Концепция физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи России (2, 5, 6). С тех пор были проведены масштабные исследования в указанных в данной концепции приоритетных направлениях поиска инновационных технологий физического воспитания детей, подростков и молодежи (1, 4, 5, 9).
Есть основания полагать, что в настоящее время близится к завершению работа по созданию теоретической базы инновационных технологий. Найдены и апробированы новые формы организации физического воспитания (2, 5, 7, 9, 10, 11). В многочисленных экспериментах и в педагогической практике подтверждена их эффективность (3, 4, 5, 8, 9).
Эти работы внесли заметный вклад в формирование новой парадигмы физического воспитания в образовательных учреждениях разного типа, от детского сада до вуза. Вместе с тем они вызвали и ряд серьезных возражений, как со стороны приверженцев старой парадигмы, так и со стороны сторонников новой, сомневающихся в возможностях ее масштабной реализации на уровне национальной системы физического воспитания подрастающего поколения россиян.
Помимо причин чисто философского, диалектического характера, всегда сопровождающих смену парадигм, в данной конкретной ситуации мы имеем дело с действительно очень серьезными обстоятельствами, препятствующими реализации новых подходов к повышению эффективности физического воспитания в нашей стране. К их числу относятся:
отсутствие национальной доктрины коренного преобразования государственной системы физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи;
отсутствие в стране материально-технической базы, способной обеспечить условия для полноценных физкультурно-спортивных занятий в системе массового физического воспитания обучающихся в образовательных учреждений разного типа;
отсутствие педагогических кадров, готовых без переобучения или дополнительной подготовки работать по новым технологиям физического воспитания;
отсутствие диагностического оборудования и обученных кадров, способных обеспечить реализацию здо-ровьеформирующей функции физического воспитания;
чрезвычайно низкий уровень информационно-образовательной культуры и соответствующих потребностей специалистов по физическому воспитанию, включая и управленцев сферы физического воспитания, физической культуры и спорта.
Нетрудно понять, что преодоление вышеприведенных негативных характеристик состояния массового физического воспитания в государственных или находящихся по контролем государственных структур образовательных учреждениях возможно только на путях создания принципиально новой инфраструктуры национальной системы физического воспитания подрастающего поколения страны.
Теоретико-методологические и правовые основы проектирования данной инфраструктуры и ее последующей эксплуатации должны быть заложены в национальной доктрине физического воспитания детей, подростков и молодежи России.
Анализ решений и документов, принятых недавно как на уровне государственных структур, так и на уровне научного сообщества, позволяет заключить, что существующее положение дел в инфраструктуре системы физического воспитания неудовлетворительно. Вместе с тем характер и направленность намеченных для ее модернизации мер никак не вписываются в масштабы, требуемые для серьезного улучшения состояния физического воспитания юных россиян.
Действительно, количество учебных часов по образовательной области «Физическая культура» на всех ступенях общего образования разрешено довести до трех в неделю; выделены средства для проведения мониторинга уровня физической подготовленности и развития детей, подростков и молодежи; прокламируется необходимость увеличения двигательной активности детей до 6-8 часов в неделю; намечено создание многоуровневой структуры всероссийских и региональных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий среди учащейся молодежи.
При этом практически не затрагиваются вопросы модернизации содержания процесса физического воспитания; не ясно, что необходимо предпринять для создания базы такой модернизации, благоприятного социально-психологического климата для ее реализации.
По-видимому, настало время для обоснования методологии проектирования инфраструктуры физического воспитания в образовательных учреждениях страны, где имеется, по крайней мере, возможность обеспечить наиболее полный охват детского, подросткового и молодежного населения страны регламентными, то есть обязательными, формами физического воспитания.
Системообразующим фактором, детерминирующим всю конструкцию проекта формирования инфраструктуры обновленной национальной системы физического воспитания, является цель образования в области физической культуры.
Исходя из современных представлений о феномене физической культуры, эту цель можно сформулировать как передачу обучающимся в общеобразовательной школе знаний, умений и навыков активного (деятельно-стного) использования базовых ценностей физической культуры для формирования и совершенствования своего физического, психического и нравственного здоровья, воспитание у школьников патриотического осознания его значимости для национального достоинства, безопасности и процветания России.
Методологическая установка на организацию условий, необходимых для достижения этой цели, может быть отображена в формулировках основных направлений и функций модернизированной, а точнее принципиально новой, инфраструктуры физического воспитания в общеобразовательной школе:
Создание организационно-педагогических предпосылок привлекательности для детей содержания и направленности занятий физическими упражнениями, играми и оздоровительными мероприятиями на уроках физической культуры.
Обеспечение соответствия обучающих и тренирующих воздействий на уроках физической культуры особенностям возрастного развития моторики и психики обучающихся, их индивидуальным морфофункциональ-ным особенностям, физкультурно-спортивным склонностям и интересам.
Активное и системное использование новейших технологий физического и спортивного воспитания детей, подростков и молодежи.
Целенаправленное и приоритетное освоение обучающимися эстетических, нравственных, духовных и здо-ровьеформирующих ценностей физической и спортивной культуры и стимуляция положительного отношения школьников к предмету «Физическая культура».
Реализация трехразовых в неделю обязательных уроков физической культуры общим объемом от 200 до 270 минут.
Разработка принципиально новых проектов учебно-спортивных сооружений, обеспечивающих необходимые и достаточные возможности для реализации современных наукоемких технологий массового физического воспитания, оснащенных диагностическими и тренажерными комплексами и системами оперативного контроля состояния занимающихся, информационной поддержки учебно-тренировочного процесса на уроках физической культуры.
Реструктуризация системы школьных спортивных сооружений в направлении создания мощных межшкольных, многоцелевых комплексов для использования несколькими образовательными учреждениями.
Реорганизация учебного процесса по физическому воспитанию с направленностью на конверсионное использование в нем приемлемых элементов спортивной подготовки.
Учитывая масштабность необходимых преобразований систем массового физического воспитания, следует планировать достаточно длительные сроки их реализации. Поэтому стратегия развития новой инфраструктуры должна предусматривать несколько этапов.
На первом этапе необходимо предусмотреть проектирование различных типовых вариантов спортивных, учебно-спортивных сооружений и их эксплуатацию в экспериментальных режимах в разных регионах страны.
Первый вариант такого элемента инфраструктуры мог бы включать создание системы учебно-спортивных сооружений, рассчитанных на использование одним общеобразовательным учреждением. Основные требования к таким сооружениям: универсальность, с преимущественным акцентом на общей физической подготовке; тренажерное, контрольно-диагностическое оснащение, видеотехника, компьютерное обеспечение учебно-тренировочного процесса; возможности трансформаций оборудования, конфигураций мест занятий. При определенных условиях этот вариант может быть дополнен возможностями проведения уроков физической культуры на местности.
Второй вариант представляет собой многоцелевое спортивное сооружение, предназначенное для одновременного проведения занятий по 10-15 видам спортивной подготовки или других форм физических упражнений, в том числе игровых. В таких сооружениях могут проводиться занятия с обучающимися из разных школ, а также из ДЮСШ. Они могут быть дополнены плоскостными сооружениями в виде спортивно-игровых площадок, кортов, полей, беговых дорожек, секторов для прыжков и метаний, специально подготовленных кроссовых и лыжных дистанций, газонов. Данное сооружение должно иметь те же особенности, что и в первом варианте; следует также предусмотреть пространство для его оснащения в будущем новыми элементами.
Важнейшим условием повышения эффективности массовых форм организованного физического воспитания является интенсивная разработка наукоемких технологий образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в образовательных учреждениях, включая и дошкольные.
В контексте обеспечения качества учебно-тренировочного и воспитательного процесса сущность науко-емкости технологий физического воспитания, как одной из характеристик качества его инфраструктуры, определяется:
масштабами использования в нем достижений педагогической и психологической науки и смежных областей знания в области культуры управления процессом развития кинезиологического потенциала обучающегося с опорой на фундаментальные закономерности его возрастной эволюции для реализации здоровьефор-мирующей функции массового физического воспитания;
оперативностью освоения педагогами передовых методов формирования физической и спортивной культуры личности обучающегося, овладения им ценностями здорового стиля жизни;
уровнем оснащенности мест занятий диагностическим оборудованием и использованием on-line-мони-торинга психофизиологического состояния организма обучающихся при физических нагрузках, в том числе спортивных;
уровнем содержания мероприятий по медико-биологическому контролю состояния здоровья обучающихся, педагогической, социально-психологической и культурологической оценке их поведения и организации соответствующих коррекционных воздействий.
Успешность эксплуатации модернизированной инфраструктуры национальной системы физического воспитания во многом определяется ее важнейшими составными частями - научно-технологическим, программным, нормативным и правовым обеспечением. В методологическом смысле представляется оправданным опережающее развитие этих элементов структуры уже на этапе формирования установок на разработку технических заданий проектировщикам. Вместе с тем сами проекты должны предусматривать возможность дальнейшего развития всех элементов инфраструктуры с учетом динамичности их главных детерминант.
Магистральным путем развития программного, нормативного и правового обеспечения, по-видимому, станет приведение образовательных стандартов и нормативов в соответствие с новыми возможностями высокотехнологичного, личностно ориентированного физического воспитания. Должны быть существенно повышены, но при этом обоснованно дифференцированы по индивидуальным и типологическим критериям нормативы физической подготовленности. Необходима система оценок успешности освоения и актуализации обучающимися ценностей физической культуры.
Модернизация правового обеспечения должна способствовать ускоренному освоению новых технологий физического воспитания, устранению из практики управления образовательными учреждениями жесткого регулирования и стандартизации содержания и объема учебного материала. Целесообразна регламентация минимума и максимума количества учебных часов по предмету физической культуры в интервале от трех до шести при обязательных трехразовых занятиях в неделю.
Разумно сдерживаемая свобода выбора учителем или тренером средств и методов физического воспитания должна быть компенсирована расширением арсенала высокотехнологичных модулей обучающих и тренирующих воздействий. Такие модули должны стать основой для построения тщательно сбалансированного учебно-тренировочного процесса на уроках физкультуры в общеобразовательной школе.
Наибольшие перспективы в этом отношении в настоящее время имеют спортивно ориентированные формы физического воспитания (1). Однако они не должны рассматриваться как идеальные, закрывающие пути поиска еще более эффективных педагогических технологий и форм иной организации процесса физического воспитания детей, подростков и молодежи.
Важнейшим направлением модернизации инфраструктуры массового физического воспитания являются коренные преобразования в системе подготовки педагогических кадров для образовательной области «Физическая культура».
До сих пор высшие учебные заведения готовили педагогические кадры для работы в сфере физического воспитания и спорта, которая реализовывалась в системах подготовки спортивных резервов и спорта высших достижений. Теперь, когда многие элементы спортивной подготовки предстоит использовать для повышения качества физического воспитания, возникает необходимость коррекции программ подготовки кадров как для общеобразовательной школы, так и для других учреждений и коммерческих структур, заинтересованных в повышении эффективности физкультурно- и спортивно-оздоровительной работы со всеми категориями населения.
Эта задача на самом деле заслуживает гораздо большего внимания, чем ей уделялось до сих пор. Без знания законов управления развитием физического потенциала человека с помощью тренировки невозможно осуществлять полноценный процесс физического воспитания или руководить другими видами физической активности. Здесь должны работать настоящие профессионалы, а их нужно готовить на уровне современных требований.
Анализ современных тенденций в развитии физической культуры и спорта позволяет выделить то особенное, что предопределяет прогнозируемые изменения в структуре профессиональной подготовленности специалистов этой сферы образовательной и воспитательной деятельности (1, 3, 6, 7).
Отличительными особенностями развития этих технологий, по-видимому, будут их все возрастающая нау-коемкость, ориентированность на природосообразные и личностно приемлемые средства и методы активных и своевременных для каждого периода индивидуальной возрастной эволюции моторики человека развивающих педагогических воздействий.
В связи с вышеизложенным будущая система требований к качеству подготовки специалистов в области физической культуры и спорта может включать в себя: усиление гуманистической ориентации специалиста; повышение уровня его знаний в области психологии; способность к ускоренному освоению наукоемких технологий физического воспитания и спортивной подготовки; глубокие знания в области ритмологии развития физического потенциала человека, умения и навыки выявления типологических, и особенно индивидуальных, характеристик занимающихся и построения адекватных им программ физического и спортивного совершенствования, а также организации инфраструктур, обеспечения их полноценной реализации.
Прогнозируемые изменения в педагогическом обеспечении процессов обновления форм и содержания физического воспитания подрастающего поколения (1, 2, 5, 6, 7) выдвигают проблему заблаговременной переориентации содержания подготовки специалистов по физической культуре и спорту для работы в системе общеобразовательной школы.
Наиболее актуальными направлениями в их профессиональной подготовке оказываются такие, как овладение умениями и навыками освоения передового опыта и научных достижений в основной и смежных сферах профессиональной деятельности, постановки задач на инновационные преобразования в технологиях и инфраструктурах конкретных видов профессиональной деятельности.
Анализ конкретных тенденций и научных изысканий в области инновационных преобразований современных систем физического воспитания как в нашей стране, так и за рубежом позволяет выделить наиболее существенные их направления и сложившиеся приоритеты.
Прежде всего, следует отметить их корреспондирование с глобальной социокультурной и правовой тенденцией современной цивилизации, связанной с выдвижением на первый план парадигмы приоритета личности человека как главной ценности современного мира (1, 6, 7, 10, 11).
Важной сферой инновационных преобразований являются их акмеологические и культурологические векторы, обеспечивающие постановку целей физического воспитания, сориентированных на его гуманизацию и на формирование основ физической культуры личности в интересах ее полноценного физического совершенствования на базе освоения всего спектра ценностей физической и спортивной культуры (2, 3, 5, 7, 10).
По-видимому, методологические изыскания в области проектирования и эксплуатации инфраструктуры массового физического воспитания обучающихся в общеобразовательных учреждениях будет полезно развивать именно на этих направлениях.
Список литературы
Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 274 с.
Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - C. 3-5.
Вишневский В.А. с соавт. Проблемы формирования навыков здорового стиля жизни в условиях школы // Сборник материалов Всероссийской научно-практ. конф. «Анализ наркоситуации в образовательных учреждениях г. Сургута». - Сургут: Изд. СурГУ, 2002. - С. 39-42.
Губа В.П. Морфобиомеханический подход как основа возрастного физического воспитания и спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - № 3/4. - С. 21-26.
Инновационная образовательная технология спорти-зированного физического воспитания в общеобразовательной школе / Под ред. Л.Н. Прогонюк. - Сургут: Дефис, 2001. - 212 с.
Кузин В.В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества (первые итоги работы Проблемного научного совета РАО по физической культуре) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 2. - С. 2-5.
Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.
Маввидис А., Софиадис Н., Мантис К. Развитие скорости и специфической выносливости у детей 9 лет при использовании краткосрочной программы тренировки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 3. - С. 33-36.
Обухова Н. Б. Стандартная тренировочная программа для развития скоростно-силовых качеств у детей 9-10 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 4. - С. 33-34.
Balsevich V.K., ProgonyukL.N. Experimental substantiation of schoolchildren physical educations sportization // 7-th International Congress of Physical Education Sport. - Komotini, Greece. -1999. - P. 187.
Balsevich V.K .Methodological Bases Of Human Ontokineziology / The 6th Annual Congress of the European College of Sport Science. - Jyviaskila. - 2002. - P. 178.