Инициация региональной целевой программы Экологическое оздоровление территории Калининградской
СОДЕРЖАНИЕ: Курсовая работа по дисциплине «Политика действий в прибрежной зоне» на тему: Инициация региональной целевой программы «Экологическое оздоровление территории Калининградской области 2010-2012»Курсовая работа
по дисциплине «Политика действий в прибрежной зоне»
на тему:
Инициация региональной целевой программы
«Экологическое оздоровление территории Калининградской области 2010-2012»
Выполнил:
Ст.гр. ОМ-508
Попов М.
Проверил:
Плинк Н. Л.
Санкт-Петербург
2010 год
[1] земель. Не работают многие насосные станции, разрушаются дамбы, зарастают и заиливаются каналы. Это приводит к заболачиванию земель, подтоплению лесов и населенных пунктов, где проживает от 20 до 50 тысяч человек.
ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ
Общая площадь лесного фонда Калининградской области составляет 273 тысячи га. Основное назначение - выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных функций.
Область расположена в зоне смешанных хвойно-широколиственных лесов, которые представлены породами:
1) мягколиственными - 50%;
2) хвойными - 31%;
3) твердолиственными - 19%.
Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, представлены на площади 72,5 тыс. га, в том числе леса зеленой зоны - 57,8 тыс. га. Противоэрозионные леса занимают площадь 7,8 тыс. га, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - 14,7 тыс. га. Ценные леса занимают площадь 200,3 тыс. га, в том числе защитные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов - 19,7 тыс. га. Леса специального назначения - 6,8 тыс. га, из них национальный парк Куршская коса - 6,3 тыс. га, леса выполняющие функции защиты природных и иных объектов - 0,5 тыс. га.
Леса, расположенные вокруг городов, подвержены сверхдопустимой рекреационной нагрузке. Газовые эмиссии промышленности, автотранспорта, уплотнение почвы и другие антропогенные факторы отрицательно влияют на физиологическое состояние деревьев, особенно хвойных пород.
В течение последних 15-20 лет из-за недостатка финансирования на ремонт и содержание мелиоративной сети происходит заболачивание лесов Славского и Полесского районов, расположенных на польдерных землях. В связи с нарушением гидрологического режима происходит усыхание деревьев твердолиственных пород - дуба и ясеня практически на всей территории Калининградской области.
РАЗНООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА
На территории Калининградской области произрастает более 1400 видов местной дикорастущей флоры. Животный мир Калининградской области представлен 338 видами наземных позвоночных, среди них:
1) 11 видов земноводных;
2) 6 видов пресмыкающихся;
3) 259 видов птиц (исключая залетных);
4) 62 вида млекопитающих (исключая случайно и нерегулярно заходящие виды).
В Красную книгу Российской Федерации включены 3 вида млекопитающих, 24 вида птиц, 1 вид земноводных.
В водоемах Калининградской области присутствуют 97 видов рыб, 3 вида круглоротых, из них в Красную книгу Российской Федерации внесены 6 видов рыб и 1 вид круглоротых.
Редкие и исчезающие виды животных и растений играют чрезвычайно важную роль в различных биосистемах, являясь индикаторами их состояния и характера развития, поэтому задача их сохранения, стабилизации и увеличения их численности является очень важной и требует специально разработанных программных мероприятий на областном уровне.
Задачи сохранения объектов растительного и животного мира, их видового разнообразия, целостности природных ландшафтов, уникальных природных комплексов решаются наиболее эффективно на особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ[2] ).
Согласно данным международных и общероссийских экологических справочников на территории Калининградской области существуют:
1) 1 национальный парк Куршская коса- 6,6 тысяч га;
2) 61 памятник природы регионального значения, из которых 2 водных - 0,18 тысяч га;
3) 2 курорта федерального значения.
В настоящее время из 8 государственных природных заказников регионального значения, которые создавались распоряжениями исполнительных органов власти Калининградской области в 1963, 1976, 1994 и 1999 годах, по 7 заказникам срок действия документов, определяющих условия формирования и функционирования ООПТ, истек в 2004 году.
НЕДРА И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Минерально-сырьевая база Калининградской области представлена месторождениями нефти, янтаря, торфа, песчано-гравийного материала, песка, глины, пресной и минеральной воды, лечебных грязей, каменной соли, бурых углей. Количество учтенных участков месторождений:
1) 3 - янтаря;
2) 10 - торфа;
3) 43 - песчано-гравийного материала;
4) 10 - глинистого сырья;
5) 33 - водозабора для хозяйственно-питьевого водоснабжения;
6) 1 - минеральных вод.
Добыча полезных ископаемых в Калининградской области в период 2006-2009 годов представлена в таблице:
Наименование полезного ископаемого |
Ед. изм. |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Углеводородное сырье - нефть |
тыс. т |
826 |
1217,8 |
1440,5 (860,9- шельф) |
1450,6 (876,6- шельф) |
Янтарь |
тонн |
210 |
215,5 |
133,8 |
287 |
Торф |
тыс. т |
31 |
42 |
28,9 |
25,8 |
Песчано-гравийные материалы |
тыс. куб. м |
1494,3 |
2106,6 |
2481,8 |
2930,6 |
В 2008 году выявлено 68 нарушений условий лицензионных соглашений, рационального использования и охраны недр, прекращено действие 3 лицензий, выявлено и установлено 29 фактов незаконной добычи песка и песчано-гравийного материала.
ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
В конце 2007 года в Калининградской области насчитывалось 46 мест для сбора и захоронения твердых бытовых и промышленных отходов. Эксплуатировалось с нарушениями требований санитарного законодательства 29 полигонов.
Проблема утилизации и обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов является одной из наиболее актуальнейших проблем в области охраны окружающей среды, что связано с потерей земельной площади, а также неуправляемой миграцией отходов.
В связи с отсутствием полигона в Калининградской области для переработки и захоронения токсичных отходов и эксклавным расположением региона сохраняется проблема переработки нефтесодержащих отходов (автомобильное, трансформаторное, трансмиссионное масла), которых ежегодно производится более 1000 тонн. Кроме того, в городе Калининграде имеются нефтехранилища (морской рыбный порт, локомотивное депо), которые также содержат нефтешламы. Нефть и нефтепродукты зачастую выбрасываются на свалки, попадают в канализацию, карьеры, загрязняют почвы, подземные и поверхностные воды.
ИТОГ
Анализ экологической обстановки в Калининградской области позволяет сделать выводы, что серьезными экологическими проблемами Калининградской области являются:
1) загрязнение водоемов и ухудшение качества питьевой воды;
2) эвтрофирование Куршского и Калининградского (Вислинского) заливов;
3) разрушение морских берегов;
4) загрязнение воздушной среды в городе Калининграде;
5) несоответствие действующих полигонов твердых бытовых отходов санитарным и экологическим требованиям, рост числа несанкционированных свалок и объемов отходов на них;
6) низкая лесистость, увеличение доли редких и исчезающих видов растений;
7) снижение плодородия и заболачивание почв, деградация сельскохозяйственных угодий;
8) уменьшение биологического разнообразия растительного и животного мира;
9) недостаточно высокая экологическая культура населения.
НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ОБУСЛОВЛЕНА
1) Основными положениями базовых документов, определяющих основы охраны окружающей среды в Российской Федерации: Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ Об охране окружающей среды, Законом Калининградской области Об экологической политике в Калининградской области.
2) Стратегией развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 9 марта 2007 года N 95, Программой социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы, утвержденной Законом Калининградской области - определяющими охрану окружающей среды одним из приоритетов социально-экономического развития Калининградской области
Перечисленные выше проблемы обусловливают необходимость комплексной целевой поддержки сферы охраны окружающей среды путем решения поставленных задач программными методами.
Программа ориентирована на оздоровление экологической обстановки на территории области, восстановление, предотвращение деградации и сохранение природных комплексов Калининградской области.
РИСКИ НЕВЫПОЛНЕНИЯ
За период с 2010 по 2012 годы прогнозируется рост численности постоянного населения в 1,3 раза, рост валового регионального продукта - в 1,8 раза, рост объема строительных работ - в 6 раз, рост объема продукции сельского хозяйства - почти в 2 раза.
Прогнозируемый рост экономики Калининградской области неизбежно приведет к соответствующему росту выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов в водоемы Калининградской области, росту водопотребления, а также производства опасных отходов.
В связи с интенсивным развитием промышленности, строительства, сельского хозяйства прогноз объемов сбросов загрязненных вод в водоемы и прогноз объемов выбросов в атмосферный воздух представлены в таблице:
Источники загрязнения |
Ед. измерения |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Автотранспорт |
тыс. т/год |
202 |
210 |
224 |
248 |
259 |
Стационарные источники |
тыс. т/год |
34,6 |
38,2 |
41,7 |
43,4 |
52,8 |
Сброс сточных вод в водоемы, |
млн. куб. м/год |
144 |
159 |
174 |
181 |
220 |
Рост загрязнения атмосферного воздуха, особенно в городах, отразится на здоровье населения, увеличивая количество заболеваний органов дыхания и болезней сердца и сосудов. Увеличение сбросов загрязняющих веществ в заливах приведет к ухудшению качества питьевой воды, росту числа желудочно-кишечных заболеваний.
МЕРОПРИЯТИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа согласуется с основными положениями долгосрочной экономической и социальной политики Калининградской области и включает в себя следующие направления:
1) регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на качество окружающей среды Калининградской области;
2) охрана и восстановление лесных, водных ресурсов и водных объектов Калининградской области;
3) охрана и рациональное использование недр Калининградской области;
4) сохранение биологического разнообразия и развитие системы особо охраняемых природных территорий Калининградской области;
5) экологическое образование и просвещение населения Калининградской области
6) природоохранные мероприятия, реализуемые в рамках проектов приграничного сотрудничества.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Целью направления является улучшение состояния окружающей среды Калининградской области, предотвращение деградации природных комплексов и снижение воздействия экологически неблагоприятных факторов на здоровье населения.
Намеченная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
1) внедрение в производство современных ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и технологических процессов, обеспечивающих минимальное воздействие на окружающую среду;
2) строительство и реконструкция сооружений по очистке промышленных выбросов в атмосферу и сточных вод в водные объекты в промышленности, сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном секторе;
3) предотвращение деградации земель и почвенного покрова;
4) осуществление работ по реабилитации химического загрязнения земель, в первую очередь земель, загрязненных нефтепродуктами;
5) рекультивация нарушенных земель;
6) формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей природной среды и природных ресурсов;
7) обеспечение государственного экологического контроля лабораторно-аналитической информацией о состоянии окружающей среды и источников загрязнения;
8) создание автоматизированной сети экологического контроля за выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта, оснащение их необходимым современным оборудованием;
9) оснащение стационарных источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу и сброса в водные объекты необходимым оборудованием с целью контроля.
Государственный экологический мониторинг рассматривается как система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды и средство информационного обеспечения для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений. Основные цели государственного экологического мониторинга состоят:
1) в своевременном выявлении и прогнозировании развития негативных процессов, влияющих на качество окружающей среды, ее состояние, разработку и реализацию мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;
2) в оценке эффективности осуществляемых мероприятий по охране окружающей среды;
3) в информационном обеспечении управления в области использования и охраны окружающей среды, в том числе для контроля и надзора за использованием природных объектов и их охраной.
Задачами территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Калининградской области являются:
1) обеспечение функционирования системы наблюдений за состоянием окружающей среды и происходящими в ней изменениями, источниками антропогенных воздействий;
2) проведение комплексных и целевых оценок состояния окружающей среды;
3) прогнозирование изменения экологической обстановки Калининградской области;
4) организация и ведение банка данных об окружающей среде и природных ресурсах;
5) сбор и хранение объективной информации о состоянии окружающей среды, здоровья населения (с учетом субъективной оценки этих факторов);
6) формирование текущей картины состояния окружающей среды;
7) выявление факторов экологического неблагополучия региона, в том числе источников негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека;
8) подготовка информации, необходимой для принятия управленческих решений, соответствующих экологической обстановке.
Основными мерами реализации направления являются:
1) создание нормативно-методической базы функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды Калининградской области;
2) разработка регламента по обмену экологической информацией между участниками системы государственного экологического мониторинга;
3) издание ежегодного доклада о состоянии и об охране окружающей среды на территории Калининградской области.
ОХРАНА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕСНЫХ, ВОДНЫХ РЕСУРСОВ И ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Основными целями направления в части сохранения лесных ресурсов являются:
1) сохранение и воспроизводство лесов;
2) повышение их устойчивости и продуктивности;
3) рациональное и неистощительное использование лесных ресурсов;
4) повышение эффективности охраны лесного фонда.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира;
2) обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития.
Необходимыми мерами реализации этих задач являются:
1) воспроизводство ресурсного потенциала лесов, повышение их продуктивности и качества путем оптимизации методов лесовосстановительных работ, использование достижений лесной генетики и селекции в лесном семеноводстве, применение современных технологий лесовыращивания;
2) охрана лесов от пожаров путем обеспечения оперативного обнаружения и ликвидации их в начальной стадии, проведение профилактических (предупредительных) противопожарных мероприятий, создание системы мониторинга лесных пожаров, улучшение технического обеспечения противопожарной охраны лесов;
3) улучшение экологического состояния лесов и сохранение их биоразнообразия путем совершенствования методов ведения лесного хозяйства, повышение роли биологических мер в борьбе с вредителями и болезнями леса, сохранение лесных биогеоценозов, разнообразия животного мира и среды его обитания.
Целями направления по сохранению водных ресурсов и водных объектов являются:
1) восстановление экологического благополучия водных объектов;
2) обеспечение потребностей экономики и населения Калининградской области водой высокого качества;
3) повышение уровня надежности, безопасности функционирования водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений;
4) снижение ущерба от вредного воздействия вод.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
1) в сфере водообеспечения объектов экономики и населения - реконструкция и строительство сооружений для регулирования стока, водозаборных сооружений;
2) в сфере защиты населения от вредного воздействия вод - осуществление берегозащитных, берегоукрепительных мероприятий; ликвидация последствий вредного воздействия вод;
3) в сфере восстановления и охраны водных объектов - осуществление комплекса мероприятий по снижению поступления загрязняющих веществ в водные объекты;
4) в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений - ремонт и реконструкция гидротехнических сооружений, их оперативное обследование;
5) в сфере информационного и научного обеспечения деятельности по восстановлению и охране водных объектов - развитие наблюдательной сети на водных объектах, разработка научных обоснований для эффективного управления водным фондом.
ОХРАНА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДР КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Цель направления - охрана от истощения запасов полезных ископаемых, а также предупреждение вредного воздействия недр на окружающую среду при их освоении.
Основные задачи:
1) полное, комплексное геологическое изучение недр;
2) соблюдение установленного порядка пользования недрами;
3) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров;
4) предупреждение самовольной и необоснованной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
5) предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и иных веществ.
СОХРАНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Цель создания системы особо охраняемых природных территорий - сохранение (восстановление) жизнеобеспечивающих функций природных комплексов Калининградской области для стабилизации и повышения качества окружающей среды, ее природно-ресурсной продуктивности как фундаментальных основ качества жизни и устойчивого развития.
Основными целями направления являются:
1) сохранение и восстановление численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных;
2) сохранение и увеличение численности объектов охоты и рыболовства;
3) развитие системы особо охраняемых природных территорий Калининградской области.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
1) наладить устойчивую систему ведения мониторинга редких и исчезающих видов растительного и животного мира;
2) издать и вести Красную книгу Калининградской области;
3) обеспечить правовую базу охраны редких и исчезающих видов растений и животных;
4) наладить гибкую и эффективную систему регулирования охоты на животных;
5) обеспечить научно обоснованную организацию сети охраняемых территорий Калининградской области и отработать механизм управления ею;
6) обеспечить соблюдение всеми субъектами природопользования охранного режима ООПТ;
7) уточнить и обустроить границы всех ООПТ на территории Калининградской области;
8) укрепить материально-техническую базу ООПТ;
9) утвердить список подлежащих особой охране редких и исчезающих видов животных Калининградской области;
10) утвердить порядок добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, на территории Калининградской области.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Наряду с экономическими факторами все большее стратегическое значение приобретают экологическое образование, воспитание и просвещение населения Калининградской области, способствующие реализации общегосударственной экологической политики.
Цели направления состоят в:
1) формировании экологической культуры населения Калининградской области;
2) содействии органам образования в реализации системы непрерывного экологического образования и просвещения населения;
3) обеспечении права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды.
Основными мерами реализации направления являются:
1) организация и управление экологическим образованием и просвещением населения;
2) содействие в разработке научно-методического обеспечения экологического образования и просвещения населения;
3) информационная поддержка экологического образования и просвещения населения;
4) формирование многоуровневой системы всеобщего экологического воспитания, просвещения и образования, включающей следующие блоки:
· дошкольное экологическое образование;
· экологическое образование в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях;
· обязательное экологическое образование в вузах для студентов всех специальностей;
· система послевузовского экологического образования и переподготовки руководящих кадров органов власти всех уровней, организаций;
5) формирование сети центров экологического просвещения в муниципальных образованиях Калининградской области.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации Программы предусматривает использование рычагов государственной экономической, финансовой, бюджетной политики в области природопользования и охраны окружающей среды с учетом интересов хозяйствующих субъектов и муниципальных образований области.
Организация реализации Программы возлагается на органы исполнительной власти Калининградской области, уполномоченные осуществлять мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию.
Реализация программных мероприятий осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Калининградской области, утверждающими перечни конкретных мероприятий с объемами финансирования из областного бюджета, в пределах ассигнований, предусмотренных законом Калининградской области на очередной финансовый год и плановый период.
Для реализации основных мероприятий Программы предусматривается привлечение средств федерального, областного, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников. Дополнительное привлечение внебюджетных источников финансирования будет обеспечиваться:
1) использованием средств хозяйствующих субъектов в финансировании программных мероприятий;
2) развитием арендных отношений при освоении природных ресурсов;
3) ведением систем регулирования природоохранной деятельности на основе механизмов экологического страхования, аудита, сертификации;
4) ужесточением мер по экологическому контролю и надзору в сфере ответственности за сохранение окружающей среды со стороны субъектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих контролю со стороны субъекта Российской Федерации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий Программы позволит:
1) создать комплексную систему управления отходами производства и потребления;
2) довести качество очистки сточных вод на очистных сооружениях Калининградской области до проектных показателей и норм, отвечающих экологическим требованиям (46%);
3) уменьшить риск техногенного загрязнения поверхностных вод и других объектов тяжелыми металлами и значительно уменьшить расход воды;
4) сократить объем сброса в водные объекты загрязняющих веществ - к 2012 году суммарный сброс загрязняющих веществ в водные объекты Калининградской области не должен превышать 112 тыс. т/год:
· в 2011 году - 118 тыс. т/год;
· в 2012 году - 112 тыс. т/год;
5) сохранить экологический и ресурсный потенциал лесного фонда, обеспечить своевременное воспроизводство лесов хозяйственно-ценными древесными породами;
6) уменьшить площадь лесов неудовлетворительного санитарного и лесопатологического состояния, предотвратить возникновение очагов массового размножения вредителей и болезней леса;
7) улучшить качество воды в водных объектах, в результате снизить число заболеваний, для которых вода открытых водоемов является фактором передачи;
8) снизить ущерб от наводнений;
9) снизить риск возникновения аварий на гидротехнических сооружениях;
10) обеспечить оперативный контроль за состоянием водных объектов и их использованием;
11) совершенствовать систему биологического мониторинга;
12) восстановить и увеличить численность объектов растительного и животного мира, находящихся на грани исчезновения;
13) сохранить численность и увеличить воспроизводство рыбных запасов и охотничьих животных на территории области;
14) организовать оптимальную и эффективную с экологической и экономической точек зрения сеть ООПТ области, обеспечить соблюдение их охранного режима;
15) обеспечить продолжение научных исследований на территории области;
16) создать благоприятные условия для перехода Калининградской области на модель устойчивого развития;
17) обеспечить формирование экологического мировоззрения, воспитание гражданственности и национального самосознания на базе культурных и духовных традиций региона.
Социальная эффективность Программы характеризуется улучшением условий проживания населения, снижением риска заболеваний, обусловленных воздействием экологически неблагоприятных факторов, сохранением генетического фонда и возможностей для жизни будущих поколений, в том числе:
1) по ожидаемой продолжительности жизни достичь уровня по Российской Федерации или странам Европейского Союза;
2) снизить показатель смертности от болезней органов кровообращения до уровня по странам Европейского Союза;
3) снизить уровень заболеваемости экологически зависимыми болезнями.
Экономическая эффективность Программы будет оцениваться путем сравнения денежных средств, направляемых в процессе инвестиционной деятельности хозяйствующими субъектами Калининградской области на мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию за отчетный год по отношению к году, предшествующему отчетному.
Бюджетная эффективность Программы будет оцениваться исходя из дополнительных поступлений доходов в консолидированный бюджет Калининградской области, получаемых от уплаты налогов, платы за негативное воздействие на окружающую среду и штрафных санкций за залповое или аварийное загрязнение окружающей среды.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Цель 1.
Улучшение состояния окружающей среды Калининградской области, предотвращение деградации природных комплексов и снижение воздействия экологически неблагоприятных факторов на здоровье населения
Задача 1. Оздоровление экологической обстановки, снижение ее неблагоприятного воздействия на здоровье населения |
||||
Показатель: продолжительность жизни в Калининградской области |
лет |
69,5 |
72 |
72,2 |
Показатель: смертность от злокачественных образований в Калининградской области |
на 100000 чел. |
168 |
168 |
168 |
Показатель: смертность от туберкулеза |
на 100000 чел. |
16 |
15,7 |
15 |
Задача 2. Строительство и реконструкция сооружений по очистке промышленных выбросов в атмосферу и сточных вод в водные объекты в промышленности, сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном секторе |
||||
Показатель: количество разработанной проектной документации на строительство очистных сооружений |
шт. |
5 |
5 |
3 |
Показатель: количество вводимых в эксплуатацию очистных сооружений |
шт. |
4 |
7 |
9 |
Показатель: количество загрязняющих веществ, сброшенных в водные объекты |
тыс. тонн |
118 |
112 |
106 |
Задача 3. Предотвращение деградации земель и почвенного покрова |
||||
Показатель: количество разработанной проектной документации реконструкции осушительных насосных станций |
шт. |
1 |
1 |
1 |
Показатель: количество реконструируемых осушительных насосных станций |
шт. |
6 |
1 |
1 |
Показатель: количество разработанной проектной документации реконструкции водозащитных дамб |
шт. |
3 |
1 |
1 |
Показатель: протяженность реконструируемых водозащитных дамб |
км. |
5 |
5 |
5 |
Показатель: количество разработанной проектной документации реконструкции водоприемников |
шт. |
1 |
4 |
4 |
Показатель: протяженность реконструируемых водоприемников |
км. |
5 |
- |
15 |
Показатель: количество разработанной проектной документации на строительство полигонов для твердых бытовых отходов |
шт. |
1 |
- |
- |
Показатель: количество построенных полигонов для твердых бытовых отходов |
шт. |
1 |
- |
- |
Цель 2.
Восстановление экологического благополучия водных объектов, сохранение и воспроизводство лесов
Задача 1. Сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов |
||||
Показатель: сплошная рубка лесных насаждений |
га |
490 |
490 |
490 |
Показатель: посадка лесных насаждений |
га |
581 |
581 |
581 |
Показатель: комбинированное лесовосстановление |
га |
146 |
146 |
146 |
Задача 2. Улучшение качества воды в водных объектах |
||||
Показатель: количество разработанных проектов по очистке и дноуглублению русел рек, озер |
шт. |
4 |
4 |
4 |
Показатель: количество очищаемых рек, озер |
шт. |
1 |
1 |
1 |
Задача 3. Реконструкция гидротехнических сооружений |
||||
Показатель: количество реконструированных гидротехнических сооружений (дамб, плотин) |
шт. |
1 |
1 |
1 |
Задача 4. Защита населения от вредного воздействия вод |
||||
Показатель: осуществление берегоукрепительных, берегозащитных мероприятий |
да/нет |
да |
да |
да |
Показатель: количество аварий, возникающих на гидротехнических сооружениях |
да/нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Цель 3.
Сохранение биологического разнообразия и развитие системы особо охраняемых природных территорий.
Задача 1. Сохранение редких и исчезающих животных |
||||
Показатель: количество сохраненных видов (красный коршун, черепаха болотная, кулик-сорока и др.) |
шт. |
4 |
4 |
3 |
Задача 2. Восстановление системы особо охраняемых природных территорий |
||||
Показатель: формирование проектов схем развития и размещения ООПТ |
шт. |
1 |
1 |
- |
Показатель: разработка материалов, обосновывающих образование ООПТ |
да/нет |
да |
да |
да |
Показатель: восстановление системы региональных ООПТ |
шт. |
7 |
7 |
7 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Калининградская_область
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Калининград
3. http://kaliningrad.ru/
4. http://www.gov39.ru/
5. http://economy.gov39.ru/
6. http://www.gks.ru
[1] Польдер — осушенный и возделанный низменный участок побережья.
[2] ООПТ - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.