Инновационный менеджмент
СОДЕРЖАНИЕ: Прогнозирование в инновационной деятельности, классификация прогнозов по времени и масштабу действия. Прогнозирование обеспечения инноваций, их социальных и экологических последствий. Определение и оценка инновационного потенциала проекта, его параметров.План
Введение
Глава 1. Прогнозирование в инновационной деятельности
1.1 Определение и виды прогнозов
1.2 Прогнозирование инноваций
1.3 Прогнозирование обеспечения инноваций
1.4 Прогнозирование социальных и экологических последствий инноваций
Глава 2. Оценка инновационного потенциала проекта
2.1 Описание проекта
2.2 Оценка параметров проекта
2.3 Оценка инновационного потенциала проекта
Заключение
Список литературы
Введение
В экономической литературе можно встретить различные толкования понятия инновационный менеджмент. Дословно оно включает в себя два понятия: инновации и менеджмент. Инновации — это современные достижения науки и техники, воплощенные в новые технологии, продукты, средства коммуникации, новые методы технического и организационного управления, новые виды услуг. Менеджмент представляет собой совокупность действий и процедур, направленных на обеспечение эффективного и рационального труда.
С учетом этого можно сказать, что инновационный менеджмент - это система программно-целевого управления, стратегического планирования научно-технических разработок, научной организации производства и труда на основе нововведений; это совокупность систематизированных знаний по теории инноватики и современному менеджменту о методах создания наукоемких инноваций и их эффективности. Инновационный менеджмент тесно связан с предпринимательством и коммерческим риском инвестиций. Функции и методы инновационного менеджмента базируются на объективных экономических законах товарного производства. В этой связи выделяется развитие малых форм инновационного бизнеса в научно-технической деятельности.
Актуальность темы обусловлена тем, что очень важно на современном этапе учесть все факторы и уменьшить риск инновационного проекта. Для этого применяются всевозможные методы прогнозирования, а именно методы экспертных оценок и методы моделирования.
Цель работы: описать прогнозирование в инновационной деятельности, методы прогнозирования.
Задачи: определить виды прогнозов, описать процесс прогнозирования инноваций, его обеспечение, учесть социальные и экологические последствия инноваций.
В последние годы инновационная деятельность в России сталкивается с определенными трудностями. Переход к рыночной экономике отбросил народное хозяйство страны далеко назад.
Длительный системный кризис затронул не только государственные основы и общественные устои, но и экономическую систему. По ключевым макроэкономическим и социальным показателям Россия попала в полосу отрицательной динамики. Резкая либерализация экономики и разрыв хозяйственных связей вызвали в первой половине 90-х гг. XX в. глубокий хозяйственный спад. В 2004 г. ВВП упал по сравнению с 1990 г. более чем на 40%, а физический объем промышленного производства снизился более чем на 50%. Лишь с 2005 г. обозначился некоторый рост экономики страны.
Решить эту задачу, перейти к быстрому и устойчивому экономическому росту, вернуть Россию в число развитых промышленных стран можно лишь на пути научно-технического прогресса.
Работа состоит из двух глав, первая глава посвящена теоретическому аспекту прогнозирования в инновационной деятельности, а во второй главе дается пример оценки инновационного потенциала проекта на примере.
Глава 1. Прогнозирование в инновационной деятельности
1.1 Определение и виды прогнозов
Под прогнозированием понимается предплановая стадия работы. Если план отвечает на вопрос, что надо сделать для достижения поставленной цели, то прогнозирование главное внимание уделяет вопросу, какие будут последствия в результате того или иного решения?
Прогнозы различаются по времени действия и по масштабу действия. По времени действия принято различать краткосрочные (до года), среднесрочные (до пяти лет) прогнозы. По масштабу действия прогнозы делятся на глобальные, региональные, государственные и по видам техники. Проблемы глобальных, региональных и государственных прогнозов на соответствующие периоды времени выступают объектом научно-исследовательских институтов. В частности, в составе РАН существует институт прогнозирования. Прогнозы развития техники - объект работы организаций, занятых проектированием и созданием новой техники. [1]
Для обеспечения эффективности прогнозирования применяются различные методы. Наибольшее распространение получили методы экстраполяции, экспертных оценок и моделирования. В прогнозах развития техники, то есть инноваций, чаше используются методы экспертных оценок и моделирования. Методы экспертных оценок основаны на опросах специалистов и обобщении результатов этих опросов. К достоинствам этих методов следует причислить возможность привлечения лучших специалистов по данному вопросу, учет таких факторов, которые не могут быть приняты во внимание при других методах. В частности, методы экспертных оценок позволяют связать воедино учет технических, экономических, экологических и социальных факторов. Не менее важное значение имеет и тот факт, что при использовании этого метода прогнозирования удается принять во внимание и процесс перехода количественных изменений в качественные.
Методы моделирования делятся на логические, исторические и математические. Логические методы основаны на принципах логики и показывают неизбежность наступления какого-либо действия. Исторические - базируются на последовательности развития тех или иных видов техники, математические - основаны на принципах математического моделирования. К достоинствам математических моделей относятся четкое изложение параметров, возможность быстрого проведения расчетов, к недостаткам - невозможность учета ряда факторов, особенно экологических, отсутствие реального учета перехода количественных изменений в качественные, трудность в описании всех параметров. [2]
1.2 Прогнозирование инноваций
Прогнозирование инноваций представляет собой сложный, противоречивый процесс с большой долей риска. Трудности связаны с учетом следующих факторов:
• изменение спроса на прогнозируемую продукцию;
• изменение цен на данную продукцию и, соответственно, прибыли;
• объем собственных издержек на прогнозируемую продукцию;
• действия конкурентов, особенно в части создания и внедрения инноваций;
• перспективы развития данных инноваций.
При создании новой продукции организация осуществляет определенные затраты на НИОКР, и чем меньше будет спрос на продукцию, тем дороже она будет для покупателя в силу значительной доли расходов на НИОКР. Примером может служить программа оснащения авиации США самолетами типа Р-ЗЗ. Известно, что в современных условиях НИОКР по созданию нового самолета очень велики. Производители рассчитывали, что спрос со стороны военного руководства США на такую инновацию составит не менее тысячи самолетов, а было закуплено не более 320 машин, причем с запретом экспортных поставок этого самолета на определенный срок. [3]
Изменение цен может произойти под влиянием таких факторов, как резкое повышение требований к экономической и экологической безопасности, изменение цен на сырье и материалы Поэтому в прогнозах управляющие инновационным процессом должны учитывать следующие обстоятельства:
• в современных условиях вся экономическая конкуренция сводится к борьбе за рынки сбыта и источники сырья, причем для государств и крупных компаний решающее значение приобретает доступ к источникам сырья, а для средних и мелких компаний - к рынкам сбыта;
• требования по экономической и экологической безопасности постоянно ужесточаются;
• требования к качеству рабочей силы повышаются, что неизбежно приводит к росту цен как следствию увеличения заработной платы;
• ужесточаются требования к качеству материалов, что влечет за собой рост цен на продукцию первичной переработки (черные, цветные металлы, пластмассы и т.д.);
• наиболее сложные изделия будут и наиболее дорогими, что соответственно увеличивает долю НИОКР в ценах на продукцию. [4]
Невозможность полного учета собственных издержек на прогнозируемую продукцию обусловлена такими факторами, как непредвиденные расходы на дополнительные исследования; повышение цен на свою продукцию со стороны поставщиков комплектующих узлов и организаций, осуществляющих научные разработки в соответствии с планом научных работ; рост зарплаты, аренды, тарифов. В целом следует исходить их практического опыта, учитывая ситуации, когда собственные издержки увеличивались по сравнению с намеченными. Следовательно, необходим определенный поправочный коэффициент. Учет действии конкурентов в современных условиях зависит прежде всего от размеров компании и степени наукоемкости, а следовательно, и дороговизны продукции. Примером может служить компания Вoeing, для которой конкурентами могут быть компании Западной Европы (производство аэробусов) и авиа-промышленность России. Конкуренция между крупными компаниями в определенной мере прогнозируема в больших расходов на массовое производство новой техники. Так, по расчетам экспертов, организация выпуска нового легкового автомобиля требует около одного миллиарда долларов США и значительных затрат времени. Чем же меньше компания, тем сложнее учитывать действия конкурентов, особенно в части появления новых технических образцов, для создания которых не требуется значительных материальных и трудовых затрат. В истории развития техники были примеры того, как определенная инновация за сравнительно короткий период достигала расцвета, но дальнейшее развитие очень быстро прекращалось и от такой техники приходилось отказываться. Примером может служить массовое увлечение выпуском полугусеничных автомобилей в 30-е гг. XX в. и отказ от их производства уже в с середины 40-х гг. Аналогичная судьба постигла дирижабли. Есть такие виды техники, которые до сих пор пользуются спросом благодаря их качеству, хотя технические инновации практически невозможны, например, револьверы, в отношении которых инновации не применяются уже сто лет. Следует отметить, что каждый вид техники имеет свои ограничения в части улучшения показателей. В настоящее время некоторые виды техники практически исчерпали резервы повышения своей эффективности. Так, паровые турбины имеют предельный коэффициент полезного действия не более 45%, а ныне существующие обеспечивают не менее 38-40%. [5]
Следует отметить, что, создавая какой-либо вид техники, конструкторы стараются заложить и возможности дальнейшей модернизации этого вида техники. Опыт последних 50 лет показал, что дорогостоящая техника постоянно модернизируется, что позволяет Примером могут служить стратегические бомбардировщики типа Б-52 и ТУ-95, созданные и принятые на вооружение почти пятьдесят лет назад. Инновационные направленные на модернизацию, являются в определенной мере вынужденными, так как не хватает денег на новую технику. Так, Индия модернизирует истребители МИГ-21, потому что модернизация четырех машин соответствует в финансовом аспекте покупке одного нового самолета. Именно модернизация парка машин и оборудования в России в 90-е гг. XX в. была вынужденной мерой из-за остройнехватки средств на приобретение новой техники.
1.3 Прогнозирование обеспечения инноваций
Инновации требуют соответствующего обеспечения. Это обеспечение можно разделить на следующие виды:
• информационное;
• техническое;
• финансовое;
• кадровое.
Информационное обеспечение инноваций представляет собой сложный, противоречивый процесс. С одной стороны, необходима как можно более полная информация о состоянии дел в данном направлении науки и техники, а с другой - требуется максимально сократить объем информации по собственным разработкам. Следует отметить, что информационное обеспечение инноваций выступает одним из направлений промышленного шпионажа. В крупных компаниях вопросам информационного обеспечения инноваций уделяется огромное внимание. Это относится к сбору информации через открытые источники (книги, журналы и т.д.) и непосредственно через систему промышленного шпионажа. Для информационного обеспечения инноваций в организации крайне необходимо иметь группу специалистов, которые на основании изучения изделий конкурентов могли бы обеспечить руководство следующей информацией:
• качество продукции конкурентов, возможности модернизации и ориентировочное увеличение цены;
• анализ собственной продукции, возможности ее модернизации, ориентировочные издержки;
• сопоставление продукции компании с продукцией конкурентов для принятия решения о модернизации или об отказе от нее. [6]
Для создания новой техники используют информацию, получаемую в основном по линии обработки материалов научных конференций и предоставляемую по линии промышленного шпионажа. Конечно, многое зависит от положения компании, научного задела. Опыт показал, что наличие научного задела позволяет увереннее действовать на рынке. Не менее важное значение имеет анализ информации для выявления наиболеесущественных компонентов, которые следует учитывать при информационном обеспечении инноваций. [7]
Техническое обеспечение инноваций подразумевает соответствующую техническую базу для проведения работ по конструированию, изготовлению опытных образцов и отладке технологий.
К сожалению, опыт реформы в России с точки зрения технического обеспечения инновационного процесса - во многом отрицательный. Если СССР имел достаточную техническую базу для инноваций, в частности хорошо разработанную и отлаженную систему опытных производств Академии наук, отраслевых институтов и конструкторских бюро, то сейчас положение с техническим обеспечением можно назвать близким к критическому. Это вызвано прежде всего разрушением ранее существовавшей системы связей теоретических исследований и опытных разработок на базе институтов Академии наук, научно-производственных и производственных объединений. Академия наук во многом потеряла техническую базу в силу устарелости оборудования, ухода большой части квалифицированных работников из-за низкой оплаты труда. Наибольший урон техническому обеспечению был нанесен в результате ликвидации научно-производственных объединений, где имелась достаточная техническая база. Техническое обеспечение инноваций направляется большей частью в отрасли, занимающиеся заготовкой сырья и его первичной переработкой. Сложившееся положение требует принятия кардинальных шагов, пока еще существует техническая база, так как с ее потерей резко снизятся возможности отечественной продукции на мировом рынке.
Финансовое обеспечение инноваций представляет очень сложную проблему. Здесь необходим учет ряда факторов, включая такие, как внутренний уровень доходности, различная стоимость денег в разные периоды времени. Нижней границей внутреннего уровня доходности следует признать прогноз банковского процента на рассматриваемый период времени и скорректировать его снижение стоимости денег. При современном уровне развития науки и техники финансовое обеспечение многих работ становится для компаний невозможным. Отсюда - желание максимально использовать финансовые ресурсы государства. [8]
Так как бюджет России мал и не позволяет выделять существенные средства на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, то для организаций России представляется возможность финансировать научные разработки по системе финансово-промышленных групп и по линии объединения усилий ряда предприятий с привлечением технической базы Академии наук и высшей школы. К сожалению техническая база высшей школы в России очень слабая. По мнению экспертов, в Москве только несколько организаций в состоянии проводить такие исследования и получить финансовое обеспечение под них. Это такие организации, как МГУ, МВТУ и несколько других. За последнее время появилась и получила распространение система грандов, то есть оплат конкретных работ. В качестве примера можно привести работы российских программистов по составлению программ для зарубежных компаний. Как правило, эти гранды предоставляются специалистами, уже доказавшими свои высокие профессиональные качества.
Не меньшее значение имеет и кадровое обеспечение, то есть наличие достаточно квалифицированных специалистов. Роль хорошо подготовленных инженерно-технических работников и рабочих очевидна на опыте Японии. Как известно, основная масса достижений в сфере научно-технического прогресса была разработана не в Японии, но именно высокая квалификация японской рабочей силы позволила обеспечить не только насыщение ее собственного рынка в кратчайшие сроки, но и массовый экспорт наукоемкой продукции. Экономия на фундаментальных исследованиях и упор на покупку лицензий и технологий в сочетании с высококвалифицированной рабочей силой дали значительный эффект в 60-70-е гг. XX в., который, однако, практически исчерпал себя к началу 90-х гг. Это частично объясняется тем, что резко повысилась квалификация рабочей силы в таких странах, как Южная Корея и Тайвань, где уровень оплаты труда существенно ниже, чем в Японии. [9]
В России положение с кадровым обеспечением может оцениваться как катастрофическое. Причины этого - следующие:
• резкое сокращение финансирования научно-исследовательских работ и, как следствие, крайне низкая оплата труда научных работников;
• стремительное старение кадров научных работников и работников предприятий, занимающихся научными и опытно-конструкторскими работами;
• массовая эмиграция молодых, перспективных специалистов.
Крайне низкая оплата труда научных работников привела к тому, что значительная часть специалистов ушла в коммерческие структуры, остались в основном немолодые работники. В результате средний возраст научного работника в РАН составляет пятьдесят лет, что уже ставит под вопрос дальнейшее Существование Академии наук. Не менее удручающая картина среди работников предприятий, занятых конструированием техники. Здесь также средний возраст таких специалистов составляет пятьдесят лет.
Крайне низкая оплата труда, отсутствие технической базы для проведения научных исследовании во многом способствовали отъезду из России специалистов. Этот процесс крайне болезнен для нашей страны, так как вложенные в подготовку специалистов средства не имели отдачи, а ведущие страны Запада бесплатно получили хорошо подготовленных специалистов. По оценке ученых РАН, Запад сэкономил в результате приезда к ним российских специалистов не менее 100 млрд дол. США, то есть выгода этих стран составила 2 /3 внешнего долга России (включая и внешний долг СССР).
1.4 Прогнозирование социальных и экологических последствий инноваций
Следует принимать во внимание возможные социальные и экологические последствия нововведений. Игнорирование таких вопросов обходится слишком дорого. В качестве примера можно привести положение с атомными подводными лодками. В процессе их конструирования, строительства и эксплуатации фактически не были учтены расходы на их утилизацию. С учетом затрат на утилизацию, - а это для атомных подводных лодок дорогостоящий процесс, - оказалось, что общие расходы по циклу (конструирование, строительство, эксплуатация, утилизация) намного превосходят фактические, что и ставит под сомнение эффективность применения данного вида техники.
Не менее сложную проблему представляет учет экологических факторов в процессе эксплуатации, связанный с риском аварий и катастроф. Понадобился трагический опыт Чернобыля, чтобы был сведен к минимуму риск катастрофы в результате ошибок персонала.
Поэтому уже на стадии прогнозирования инноваций следует принимать во внимание экологический фактор, то есть фактически любое нововведение уже на стадии опытного образца следует подвергать экологической экспертизе.
Социальные последствия инноваций необходимо рассматривать по следующим направлениям:
• повышение требования к квалификации работников;
• повышение требований к здоровью работников;
• возможности переучивания работников на новые специальности.
Вопросы квалификации работников могут быть решены за счет подготовки новых специалистов и за счет повышения квалификации уже работающих. В последнем случае следует широко использовать опыт японских компаний в организации работ по систематическому повышению квалификации работников наряду с хорошей общей подготовкой. Так, на крупных японских компаниях все рабочие имеют образование не ниже двенадцати классов, причем каждый четвертый рабочий имеет высшее образование. Японские эксперты считают, что настает время всеобщего обязательного высшего образования. К сожалению, в России наблюдается обратный процесс, то есть растет число лиц, не имеющих среднего образования, снижается в целом уровень подготовки специалистов с высшим образованием. Подобная ситуация неизбежно скажется на производстве, так как от работника, не имеющего достаточного базового образования, трудно ожидать эффективной работы. Снижение уровня подготовки специалистов по линии высшей школы обусловлено во многом сравнительно устарелой технической базой для многих институтов и низкой оплатой труда профессорско-профессионального состава. Последнее резко снижает престижность профессии и ограничивает приток перспективных специалистов. [10]
В России за последние годы получило развитие такое направление повышения квалификации работников, как второе высшее образование. В связи с конверсией военного производства и сокращением гражданского часть специалистов с высшим техническим образованием ушла в малый бизнес и столкнулась с необходимостью получения экономического образования.
Глава 2. Оценка инновационного потенциала проекта
2.1 Описание проекта
Фирма Урал Денвер, находящаяся в Челябинске, занимается рекламными технологиями. Урал Денвер предоставляет услуги в виде всевозможного рекламного текстиля и не только. Если быть точнее - это надписи на футболках, кепках и другом текстиле. Фирмы-конкуренты предлагают потребителям наносить текст, картинки, фотографии на текстиль двумя способами либо трафаретным способом, либо способом накатки. При любом виде нанесения текст через некоторое время стирается. Предлагается абсолютно новый способ для этого вида деятельности - это вышивка. То есть текст, символы и картинки фирма теперь будет вышивать на специальном оборудовании.
Предполагаемые потребители будут те же, что и раньше. Только теперь Урал Денвер может предложить более качественное и долговременное нанесение текста на текстиль, причем цена этого удовольствия не будет во многом превышать старый способ нанесения.
Кроме вышивки Урал Денвер будет также предлагать своим клиентам и старый способ нанесения текста, чтобы дать возможность своим клиентам выбор.
2.2 Оценка параметров проекта
1. Совместимость проекта с текущей стратегией предприятия, на котором предполагается внедрение. Этот параметр оценивается в десять баллов, так как в полном объеме совпадает с текущей стратегией фирмы, выполняющей надписи на текстиле, стремящейся расширить сбыт.
2. Представление покупателей о предприятии полностью совпадает с предлагаемым проектом. Параметр можно оценить в десять баллов.
3. Риск при реализации данного проекта не превышает обычные для данной фирмы риски. Параметр можно оценить в восемь баллов, так как стоимость услуг несколько повышается.
4. По мере коммерциализации проекта риск будет снижаться, так как появится определенность в вопросе принял ли массовый потребитель новый вид услуги или не принял. Этот параметр можно оценить в девять баллов.
5. Соответствует ли проект потребностям рынка? Да, конечно это так, проект соответствует, так как эта услуга давно изучена и пользуется спросом. Повышение качества должно вызвать интерес у потребителя. Этот параметр можно оценить в десять баллов.
6. Оценка общей ёмкости рынка. Данный параметр можно оценить в десять баллов, так как эта услуга давно популярна.
7. Оценка доли рынка. При внедрении проекта услуга может занять свою долю рынка, заинтересовать новых покупателей, а также клиентов, которые пользовались другими способами надписи на текстиле у фирм-конкурентов. Параметр можно оценить в шесть баллов.
8. Вероятность коммерческого успеха. Этот параметр можно оценить в шесть баллов, так как спрос будет наверняка, а вот величина спроса будет зависеть от эффекта продвижения услуги на рынок.
9. Объем продаж, скорее всего не будет очень большим, так как услуга повышает цену. Однако, оригинальность нового способа и его качество могут привлечь новых клиентов, а также попробовать новую услугу старых клиентов, которые не были удовлетворены предыдущими заказами. Поэтому параметру проект может быть оценен на шесть баллов.
10. В настоящий момент конкурентов по предлагаемому продукту нет, и по данному параметру проект можно оценить на десять.
11. Согласованность с существующими каналами сбыта хорошая, так как Урал Денвер давно на рынке, есть свои клиенты, которые могут воспользоваться новым способом нанесения - вшивкой. Данный параметр проекта может быть оценен в десять баллов.
12. Общественное мнение о новой услуге. Услуга не нарушает этических норм, более качественна и интересна. По данному параметру проект может быть оценен на десять баллов.
13. Соответствует ли проект инновационной стратегии предприятия. Выявление новых лучших способов оказания услуг является основным направлением инновационной стратегии фирмы. Данный проект можно рассмотреть как конкретное направление повышения качества услуги. По этому параметру проект можно оценить на десять баллов.
14. Вероятность технического успеха. Для осуществления проекта потребуется новое специальное оборудование, для вышивки на ткани. Таким образом, проект по этому параметру может быть оценен на пять.
15. Стоимость и время разработки проекта. Для реализации проекта требуется закупить существующее оборудование. Времени на отработку потребуется не очень много. По этому параметру проект может быть оценен на шесть баллов.
16. Реализация проекта не требует патентования и не приведет к нарушению чьего-либо патента. По этому параметру проект можно оценить на десять.
17. Наличие научно-технических ресурсов. Для реализации проекта не требуется проводить научные исследования. Параметр можно оценить на десять баллов.
18. Предлагаемый проект будет использоваться в будущем в все возрастающем объеме и практически без изменений. По этому параметру проект можно оценить на семь баллов.
19. Представленный проект не противоречит другим инновациям в программе фирмы, но требует отдельных затрат. Поэтому параметру проект может быть оценен на пять.
20. Наличие вредных воздействий продукта и процесса его производства на окружающую среду. Вредного воздействия нет. Поэтому параметру проект можно оценить на десять.
21. Соответствие продукта текущему и перспективному законодательству. Продукт не нарушает текущее законодательство и не просматривается нарушение такого законодательства в будущем. По этому параметру проект можно оценить на десять.
22. Стоимость НИОКР. Стоимость сводится к закупке специального оборудования, организации труда специалистов. По этому параметру можно оценить проект на пять.
23. Затраты на производство. Дополнительные затраты на производство новой услуги сводятся к закупке нитей и зарплате исполнителей. По этому параметру проект можно оценить на восемь.
24. Стоимость маркетинговых исследований. Дополнительные маркетинговые исследования потребуются для выбора размещения рекламной информации, которая дошла бы до потенциального потребителя. Их величина будет невысокой. По этому параметру проект можно оценить на семь.
25. Наличие финансовых средств в необходимые сроки. Потребуется затраты для реализации проекта, но с учетом получения фирмой стабильной прибыли, финансовые средства будут в нужном количестве и в нужное время. По этому параметру проект можно оценить на шесть балов.
26. Согласованность с финансированием других проектов предприятия. Проект потребует затрат ресурсов, но он не противоречит другим инновационным проектам. По этому параметру проект можно оценить на семь.
27. Ожидаемая норма прибыли. Услуга рассчитана на обычного клиента фирмы, с целью привлечения новых потребителей, поэтому прибыль фирмы должна возрасти. По данному параметру проект можно оценить на семь.
28. Соответствие проекта критериям финансовой эффективности принятым на предприятии. По этому параметру можно оценить проект на восемь, так как прибыльность проекта планируется не хуже, чем по другим услугам фирмы.
29. Наличие на предприятии персонала необходимой квалификации. Для реализации проекта потребуется персонал специальной квалификации. По этому параметру проект можно оценить на пять.
30. Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия. Проект предполагает использовать услуги уже предлагаемее фирмой, но добавить к этим услугам абсолютно новую услугу, более высокого качества. По этому параметру проект можно оценить на десять
31. Стоимость и наличие необходимых сырья и материалов. Дополнительным сырьем являются нитки и иглы. По этому параметру можно оценить проект на восемь.
32. Издержки производства. Дополнительные издержки производства не велики: зарплата исполнителей, нитки и иглы для вышивки. По этому параметру можно оценить проект на восемь.
33. Уровень безопасности производства. Проект не содержит операции с повышенной опасностью. По этому параметру проект можно оценить на десять.
2.3 Оценка инновационного потенциала проекта
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1. Цели, стратегия и ценности предприятия | ||||||||||
1. Совместимость проекта с текущей стратегией предприятия, на котором предполагается внедрение. | + | |||||||||
2. Согласованность проекта с представлением потребителей о предприятии. | + | |||||||||
3. Соответствует ли проект отношению предприятия к риску | + | |||||||||
4. Временной аспект риска | + | |||||||||
2. Маркетинг | ||||||||||
5. Соответствует ли проект потребностям рынка | + | |||||||||
6. Оценка общей ёмкости рынка. | + | |||||||||
7. Оценка доли рынка. | + | |||||||||
8. Вероятность коммерческого успеха. | + | |||||||||
9. Возможный объем продаж. | + | |||||||||
10. Оценка конкурентов. | + | |||||||||
11. Согласованность с существующими каналами сбыта. | + | |||||||||
12. Общественное мнение о новом продукте | + | |||||||||
3. НИОКР | ||||||||||
13. Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия. | + | |||||||||
14. Вероятность технического успеха. | + | |||||||||
15. Стоимость и время разработки проекта. | + | |||||||||
16. Отсутствие патентных нарушений. | + | |||||||||
17. Наличие научно-технических ресурсов. | + | |||||||||
18. Возможность будущих разработок продукта и дальнейшее применение внедряемой технологии. | + | |||||||||
19. Согласованность с другими инновационными проектами предприятия. | + | |||||||||
20. Наличие вредных воздействий продукта и процесса его производства на окружающую среду. | + | |||||||||
21. Соответствие продукта текущему и перспективному законодательству. | + | |||||||||
4. Финансы | ||||||||||
22. Стоимость НИОКР | + | |||||||||
23. Затраты на производство. | + | |||||||||
24. Стоимость маркетинговых исследований. | + | |||||||||
25. Наличие финансовых средств в необходимые сроки. | + | |||||||||
26. Согласованность с финансированием других проектов предприятия. | + | |||||||||
27. Ожидаемая норма прибыли. | + | |||||||||
28. Соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятым на предприятии. | + | |||||||||
5. Производство | ||||||||||
29. Наличие на предприятии персонала необходимой квалификации. | + | |||||||||
30. Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия. | + | |||||||||
31. Стоимость и наличие необходимых сырья и материалов, комплектующих изделий. | + | |||||||||
32. Издержки производства. | + | |||||||||
33. Уровень безопасности производства. | + |
Вычисление:
10 х 14 + 9 х 2 + 8 х 5 + 7 х 3 + 6 х 6 + 5 х 3 + 4 х 0 + 3 х 0 + 2 х 0 + 1 х 0 = 246/33 = 7,45
Итоговая оценка предложенного инновационного проекта составляет 7,45, что выше среднего значения. На основании этой оценки можно сделать вывод, что проект жизнеспособен, будет давать прибыль и повысит имидж и конкурентоспособность фирмы Урал Денвер.
Заключение
Прогнозирование представляет собой предплановую стадии работы. Из методов прогнозирования наибольшее распространение получили методы экспертных оценок и методы моделирования.
Прогнозирование инноваций представляет собой сложный противоречивый процесс с большой долей риска. Это объясняется необходимостью учета таких факторов, как действия: конкурентов, трудности расчета собственных издержек на изготовление продукции и изменение цен на продукцию. Чем сложнее и дороже техника, тем актуальнее проблема учета возможности увеличения жизненного цикла этой техники.
Обеспечение инноваций делится на следующие виды: информационное, техническое, финансовое и кадровое. Информационное обеспечение представляет собой сложный противоречивый процесс, так как, с одной стороны, требуется полная информация о состоянии данного направления науки и техники, а с другой - требуется не допустить утечки информации по собственным разработкам. Техническое обеспечение инноваций подразумевает соответствующую базу дл проведения работ по конструированию, изготовлению опытных образцов и отладки технологий. Финансовое обеспечение инноваций представляет очень сложную проблему на современном этапе развития экономики России, так как резко сократились государственные расходы на эти цели. Резко ухудшилось положение с кадрами научных работников.
На стадии прогнозирования инноваций необходим учет экологических и социальных факторов. Игнорирование эти факторов может резко снизить эффективность инноваций.
Цели и задачи в работе выполнены, рассмотрены виды прогнозов, процесс прогнозирования инноваций, его обеспечение, социальные и экологические последствия инноваций.
Во второй главе работы представлен инновационный проект, который оказался жизнеспособным, его оценка составила 7,45 баллов.
Список литературы
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2006.
2. Друкер П.Ф. Инновации и предпринимательство. М., 2002.
3. Инновационный менеджмент/ Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2007.
4. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д. э. н., проф. О.П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2007.
5. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. М.: ЮНИТИ, 2005.
6. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф, Основы менеджмента/ Пер. с англ. М.: Дело, 2002.
8. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
9. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д. э. н., проф.В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2004
10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник.2-е изд. М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 2006.
[1] Инновационный менеджмент/ Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2007.
[2] Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. 2-е изд. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2006.
[3] Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004
[4] Друкер П.Ф. Инновации и предпринимательство. М., 2002.
[5] Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
[6] Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
[7] Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф.. О.П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2007.
[8] Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. М.: ЮНИТИ, 2005.
[9] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф, Основы менеджмента/ Пер. с англ. М.: Дело, 2002.
[10] Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1995.