Иностранный капитал в России проблемы улучшения инвестиционного климата
СОДЕРЖАНИЕ: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОЗОЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Иностранный капитал в России: проблемы улучшения инвестиционного климата
Контрольная работа по мировой экономике
Проверил: Конина Е.А
Выполнил: Коренева О.В.
Специальность: 080109
Гр. 115
шифр:0905233
Ижевск 2010
Содержание:
1.Введение
2. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций
2.1. Понятие и виды иностранных инвестиций
2.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства
3. Особенности инвестиционного климата в России. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования
4. Заключение
4.1 Инвестиционные заморозки
4.2 Меры по улучшению инвестиционного климата в России
5. Список литературы
Приложение
Введение
В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что делает возможность создавать накопления и больше потребить в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал для расширения производства.
Россия, являясь составной частью мирового хозяйства, участвует во всех протекающих в нем процессах, в том числе в международной миграции капитала, как его импортер (страна принимающая, ввозящая капитал), так и его экспортер (страна, вывозящая капитал).
По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала существуют противоположные точки зрения:
· иностранный капитал следует привлекать в максимальной степени, снимая при этом все барьеры и ограничения;
· иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегулируемом притоке в экономику России таят в себе опасность утраты страной национальной экономической, а вслед за ней, возможно, и политической независимости.
На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» состоит в следующем:
1) международная миграция капитала — это общемировой процесс, когда капитал, перетекая из страны в страну, «приходит» и «уходит», а Россия является составной частью мирового хозяйства и, соответственно, участницей процесса международной миграции капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать в экономику страны;
2) однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, не следует допускать иностранный капитал в некоторые стратегически важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, не следует забывать и о задачах поддержки отечественного бизнеса, его конкурентоспособности и др.).
Перспективным направлением развития международного инвестиционного сотрудничества России является возрастание роли и, вместе с тем, экономической компетенции регионов. Выработка мероприятий по улучшению инвестиционного климата регионов позволяет местным правительствам привлечь иностранный капитал в целях повышения конкурентоспособности региональных хозяйственных комплексов и увеличения темпов экономического роста.
Целью данной работы – является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи :
- проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
- исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
- исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
- исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
- проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
- обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации
2. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций
2.1. Понятие и виды иностранных инвестиций
Международное движение капитала – многосторонний процесс. Одной из составляющих этого движения являются международные инвестиции, к которым относятся долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли[1] . Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации - инвестору.
Экономический смысл привлечения иностранного капитала в Россию заключается в том, что вместе с ним в национальную экономику приносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов.
В мировой практике выделяют три основные формы зарубежного инвестирования:
1. Прямые , или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия). Эта форма вложений дает инвестору непосредственное право собственности на ценные бумаги или имущество и контроль над ними
2. Портфельные , или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).
Портфельные инвестиции – основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).
3. Прочие инвестиции (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям).
Таким образом, инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических отношений, которые постоянно развиваются и требуют своего дальнейшего изучения. При этом, важной особенностью инвестиционной деятельности можно считать возможность обеспечения с ее помощью устойчивого развития различных отраслей хозяйства, и, в конечном счете, всей жизнедеятельности общества – как для стран-доноров, так и стран-реципиентов.
2.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства
Зарубежные инвестиции играют большую роль в экономическом развитии любого государства независимо от уровня его экономического развития — будь-то промышленно развитая или наименее развитая страна. Иностранные инвестиции содействуют экономическому росту принимающей экономики на основе более эффективного использования национальных ресурсов. Можно выделить два канала эффективности:
- выход зарубежных фирм на национальный рынок ведет к замещению или вытеснению менее эффективных национальных компаний, что приводит к перераспределению внутренних ресурсов между более и менее рентабельными компаниями и способствует росту среднего уровня производительности труда и среднедушевых доходов в принимающей стране.
- второй канал эффективности иностранных инвестиций связан с ростом конкуренции на местных рынках за счет зарубежных компаний. Деятельность последних побуждает национальные фирмы работать эффективнее. Аналогичным образом деятельность зарубежных фирм содействует более быстрой передаче новой и передовой технологии и усовершенствованной практики менеджмента местным фирмам на основе вертикально интегрированных связей и т.н. показательного (или демонстрационного) эффекта.
Транснациональные корпорации (ТНК) предоставляют принимающей стране свои международные каналы закупок, производства и сбыта, что создает условия для доступа на мировой рынок национальных фирм и расширению или, напротив, сокращению их связей с местными поставщиками.
Как правило, ТНК реинвестируют большую часть полученной прибыли в дочерние компании и меньшую часть прибыли вывозят за рубеж. Т.е. в отличие от местных фирм они имеют более высокую способность оставлять полученные прибыли для реинвестирования в принимающей стране. Это также содействует более высокому уровню формирования капитальных фондов в национальной экономике. Даже когда ТНК используют национальные источники финансирования капиталовложений, их экспансия может осуществляться на основе формирования капитала, если она не ведет к вытеснению местных производителей.
Исследования по выявлению эффекта зарубежных инвестиций на экономическое развитие принимающей страны установили:
- иностранные инвестиции могут увеличить объем совокупного капитала, а значит, содействовать экономическому росту. Однако необходимо, чтобы зарубежные инвестиции не вытесняли равные суммы национальных капиталов вследствие роста конкуренции на рынках;
- вклад в увеличение экономического роста возможен только в условиях наличия связи между инвестициями и уровнем квалификации трудовых ресурсов.
Иностранные инвестиции - основной канал передачи передовой технологии развивающимся странам и государствам с переходной экономикой. Но негативную роль могут сыграть отдельные факторы. Например, в условиях протекционистской торговой политики могут быть единственным путем доступа на внутренний рынок в отличие от традиционного экспорта товаров в принимающую страну. Аналогично правительство может предложить стимулы иностранным инвесторам, чтобы стимулировать инвестиции в целях пополнения валютных резервов и развития конкретных отраслей, являющихся стратегическими с точки зрения промышленной политики.
Наряду с положительными эффектами иностранных инвестиций на экономическое развитие и рост экономики принимающей страны есть и потенциальные негативные эффекты:
- вытеснение национальных капиталов и компаний
- содействие оттоку капитала из страны на основе трансфертного ценообразования.
3. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования
Российская экономика в последние десятилетия развивалась в условиях острейшего инвестиционного кризиса. Практически все отрасли сталкивались с нехваткой инвестиционных ресурсов не только для расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии. Топливно-энергетический комплекс, в значительной мере ориентированный на экспортную деятельность, не является в этом смысле исключением. И это при том, что он в силу своей природы относится к числу исключительно высококапиталоемких отраслей[2] .
По оценкам отраслевых ведомств, Союза производителей нефтегазового оборудования и Счетной палаты РФ, средний уровень износа основных фондов в главном секторе экономики и экспорта России - нефтегазовом комплексе - достиг критической черты: 50-53 процента в бурении с добычей и до 77-80 процентов в нефтепереработке. В текстильном комплексе этот показатель превышает 65 процентов, лесном комплексе - минимум 60 процентов. Средний уровень износа основных фондов в целом по промышленности превышает 55 процентов, удельный вес полностью изношенных фондов уже превысил 20 процентов, в том числе по машинам и оборудованию - достиг 35 процентов. Затраты предприятий реального сектора на капитальный ремонт оборудования составляют 35-40 процентов собственных инвестиционных средств
К настоящему времени прямое государственное финансирование производственных и социальных объектов сохранилось преимущественно лишь для тех случаев, значение которых для страны может считаться чрезвычайным. В производственной сфере, например, речь идет о таких инвестиционных программах, как оборона, безопасность ядерных объектов, некоторые важнейшие направления развития транспорта и связи, частично агропромышленного комплекса. Основная же масса инвестиционного финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет собственных и привлекаемых средств.
Одним из основных критериев макроэкономической стабильности можно отнести считать фактическую способность государства обеспечить защиту права собственности и имущественных интересов владельцев капиталов, выступающих в роли инвесторов[3] .
Так, только при высказывании российского президента осенью 2002 г. о возможном пересмотре результата приватизации, западные инвесторы тут же заговорили о существенном ухудшении инвестиционного климата в России. При оценке состояния инвестиционного климата в той или иной стране большое значение на международном уровне придается условиям, которые обеспечиваются ее властями именно для иностранных инвесторов. Именно в этой сфере зачастую возникают коллизии между общепринятыми в мировой практике нормами и принципами инвестиционного сотрудничества и «правилами игры», укоренившимися в национальной инвестиционной политике. Чем шире спектр таких противоречий, тем менее благоприятным может оказаться инвестиционный климат, причем не только для иностранных, но и для своих, отечественных, инвесторов.
В мае 2005 года президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 ноября внести в Госдуму законопроекты, которые бы ограничили участие иностранцев в отраслях экономики страны, которые, по мнению российского лидера, имеют стратегическое значение.
В поручении президента упоминаются отрасли, обеспечивающие безопасность государства, объекты инфраструктуры, предприятия, выполняющие оборонный заказ, естественные монополии, разработка полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение.
Уже существуют законодательно оформленные ограничения на долю иностранного капитала в Газпроме (20%), а Российские железные дороги и Транснефть полностью контролируются государством. В РАО ЕЭС России ограничения в 25% перестали действовать с 1 января в процессе реформы энергетики, в которой немалая роль отводится иностранному капиталу.
Интересы обороноспособности уже стали причиной отказа германскому концерну «Siemens» в праве получить контрольный пакет акций компании Силовые машины. Силовики выступают против и пока не объявленной продажи Связьинвеста.
Инвесторы испытали немалое беспокойство в связи с делом «ЮКОСа», когда крупная частная российская компания, у которой есть иностранные акционеры, стала испытывать серьезные затруднения из-за претензий налоговых органов и, в конце концов, лишилась самого привлекательного актива, проданного за долги[4] .
Приведенные выше перечни различных ограничений в сфере инвестирования свидетельствуют скорее о принципиальной возможности наличия таковых в законодательстве или в практике международного инвестиционного сотрудничества отдельных государств. На деле же в последние годы все отчетливее наблюдается тенденция к серьезной либерализации инвестиционных режимов для иностранного капитала. Число применяемых в этом отношении ограничений постепенно сокращается, и международные стандарты инвестиционного климата, благоприятного для иностранных инвесторов, становятся все более либеральными.
Для России как страны с «переходной экономикой» характерна незавершенность формирования конкретных условий функционирования рыночной экономики, в том числе и инвестиционного режима, адекватного современным критериям международного инвестиционного сотрудничества. Однако становление благоприятного инвестиционного климата в нашей стране не может быть сведено только к получению статуса страны с рыночной экономикой (который был присвоен России осенью 2002 г.), хотя соответствующая правовая база, безусловно, является его главной предпосылкой при условии, конечно, что вводимые в действие законы и иные нормативные правовые акты будут строго выполняться, чего до сих пор, к сожалению, далеко не всегда удается добиваться российским властям.
Оценивая российскую действительность с позиций необходимости создания в стране более благоприятного инвестиционного климата, следует признать, что комплекс подлежащих решению проблем в этой сфере сближает Россию скорее с развивающимися, чем с промышленно развитыми странами. Специфическая особенность состоит, например, в том, что в нашей стране пока еще не созданы основополагающие условия для существования единообразного инвестиционного климата для всего ее экономического пространства[5] .
На региональном уровне существует отчетливо проявляющаяся дифференциация субъектов Федерации по инвестиционному климату. Львиная доля инвестиций (отечественных и иностранных) сосредоточена в регионах с высоким экономическим потенциалом и незначительным предпринимательским риском[6] . Это особенно характерно для иностранных инвесторов. Отечественные же инвесторы проявляют большую, чем иностранцы, готовность вкладывать свои капиталы и в регионы с высоким риском при наличии, однако, высокого инвестиционного потенциала.
Таким образом, при характеристике инвестиционного климата для иностранного капитала в России, вероятно, еще достаточно долго придется считаться с существованием значительных различий в условиях инвестирования в зависимости от реальной социально-экономической обстановки в регионах и степени готовности отдельных предприятий и даже отраслей к эффективному использованию инвестиционных ресурсов.
Если обратиться к чисто количественным характеристикам, то перечень уже принятых и вступивших в действие федеральных законов, прямо или косвенно относящихся к регулированию инвестиционной деятельности, выглядит весьма впечатляюще. Только за период 1995-2006 гг. было принято более 100 федеральных законов (основной Закон РФ Об иностранных инвестициях от 1999 года) указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, не считая других нормативных и правовых актов, имеющих косвенное отношение к формированию инвестиционного климата в стране. Не менее солидно представлен и «задел» законотворческой деятельности Государственной Думы РФ в этой сфере, о чем свидетельствует и весьма обширный «портфель» законопроектов, подготовленных к рассмотрению российскими законодателями.
Необходимо принять во внимание, что Россия - не только самая богатая природными ресурсами страна, но и страна, где многие ресурсы находятся в частной собственности, поэтому инвесторы могут прийти в Россию и заключить соглашения с частным бизнесом. Квалифицированные и готовые к инновациям люди, не требующие чрезмерно высоких зарплат, - еще один привлекательный момент. У Boeing огромный исследовательский центр в Москве, у Intel-в Нижнем Новгороде, и дело не столько в дешевизне труда, сколько в том, что русские ученые оказались способными решать сложные задачи.
Выше рассмотренные преимущества и недостатки инвестиционного климата России можно подытожить в SWOT-матрице (табл.1 ).
Таблица 1
SWOT-анализ иностранных инвестиций в Россию
Сильные стороны: | Слабые стороны: |
географическое положение (близость к европейскому и азиатскому рынку) квалифицированная рабочая сила наличие значительного количества природных ресурсов на территории страны относительно низкие издержки факторов производства принятие Земельного, Таможенного и Налогового Кодексов растущая покупательная способность внутреннего рынка |
Коррупция административные барьеры высокая неопределенность значительные регулирующие барьеры для ведения бизнеса непрозрачность принятия политических решений неэффективность судебной системы «развитая» бюрократия слабое конкурентное законодательство организованная преступность |
Возможности | Угрозы |
высокий уровень экономического роста макроэкономическая стабильность политическая стабильность проведение структурных реформ |
высокая зависимость политической и экономической стабильности от конъюнктуры на мировых рынках нефти отсутствие согласованной и целенаправленной политики привлечения ПИИ слабое инвестиционное законодательство |
4. Заключение
4.1 Инвестиционные заморозки
Вывод невеселое нынешнее положение с инвестициями в российскую экономику. В прошлом году общий объем капвложений в экономику страны сократился на 17% (в реальном исчислении с поправкой на инфляцию).
На фоне общего падения в 2009 году объема прямых иностранных инвестиций в мировую экономику приток инвестиционных средств в Россию снизился на 41%, а это печально. В результате доля прямых иностранных инвестиций в ВВП России в прошлом году составила 3,6% - снижение приблизительно на один процентный пункт по сравнению с 2008 годом.
Оживление мировой экономики после кризиса создает благоприятные условия для возобновления роста иностранных инвестиций. Однако наша экономика сможет получить их в нужных объемах только тогда, когда условия для размещения инвестиций в нашей стране будут относительно лучше, чем в странах, которые конкурируют с нами за привлечение иностранного капитала
Белоруссия и Казахстан занимают соответственно 58 и 63 места в рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса (Россия опустилась в этом рейтинге на две ступени и занимает 120 место). В отличие от нас они двигаются вверх. Это тоже повод призадуматься.
Вопрос улучшения инвестиционного климата является достаточно острым. Нынешняя мировая экономическая ситуация не позволяет России, если говорить о формировании бюджета, полагаться на нефтегазовые доходы, как раньше. Поэтому наряду с этими доходами, если говорить о бюджетном аспекте, нужны доходы от других секторов, нужна их развитость, и нужны инвестиции. При этом в других секторах инвестиции более чувствительны к составляющим инвестклимата.
Могло быть хуже
Тем не менее, России удалось избежать панического бегства капитала из страны. ,благодаря антикризисным действиям и ранее принятым решениям, в России удалось создать базовые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечить политическую и макроэкономическую стабильность.
Несколько лет назад была проведена либерализация валютного регулирования и снято ограничение по перемещению капитала.
Число лицензированных видов деятельности сократилось, процедуры проверки малого бизнеса стали более четко регламентированы, установлены понятные прозрачные правила допуска иностранных инвесторов в стратегические отрасли.
В целом мы имеем открытую для инвестиций экономику. В стране создана достаточно качественная налоговая система, которая отвечает и отдельным критериям инновационной экономики, и необходимости развивать инвестиционную активность.
В частности ставка корпоративного налога на прибыль была снижена до 20%, а налог на доходы физических лиц уже на протяжении восьми лет является одним из самых низких и стабильных в странах с развитой экономикой.
4.2 Первоочередные меры, которые необходимо предпринять, чтобы улучшить инвестиционный климат в России:
- В том числе, снятие квот по найму высококвалифицированных иностранных специалистов и улучшение ситуации со своевременным возмещением НДС при капитальном строительстве и экспорте несырьевой продукции.
- Кроме того, необходимо предпринять оптимизацию механизмов администрирования расходов на НИОКР;
- Введение облегченного порядка таможенного оформления для предприятий, производящих машинотехническую продукцию и высокотехнологичные товары.
Текущий уровень инвестиций по отношению к ВВП составляет около 20%, и по сравнению со странами, которые активно развивались, этого недостаточно.
По нашим оценкам, для того, чтобы выполнить все поставленные задачи (модернизационного развития), уровень инвестиций должен приближаться к 30% от ВВП.
Источниками инвестиций могут быть как внутренние, так и внешние. Сегодня в мире прямые иностранные инвестиции составляют около 1 трлн долларов США, несмотря на падение в 2009 году.
Россия по показателю чистого притока прямых иностранных инвестиций уступает многим странам.
Вопрос не только в абсолютных размерах иностранных инвестиций, но и в их структуре.
Кроме того, основной объем инвестиций по странам происходит из так называемых оффшорных юрисдикций.
5. Список используемой литературы:
- http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=121791
- http://www.gks.ru
- Внешнеэкономическая деятельность: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелов, С. В. Карпова и др.; 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004
- Инвестиции.: учебник / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова. М.: КноРус, 2007.
- Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной, - М.: КноРус, 2006.
- Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. 2002
- Особенности инвестиционного климата России на современном этапе. Финансы и кредит, Воронина Н.В. 2004, № 4
ПРИЛОЖЕНИЕ
Об иностранных инвестициях
в 2009 году1)
1. По состоянию на конец 2009г. накопленный иностранный капитал2) в экономике России составил 268,2 млрд.долларов США, что на 1,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,5% (на конец 2008г. - 51,6%), доля прямых инвестиций составила 40,7% (46,3%), портфельных - 3,8% (2,1%).
В 2009г. в экономику России поступило 81,9 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 21,0% меньше, чем в 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале - 22,5 млрд.долларов США (на 22,9% меньше), в IV квартале - 27,2 млрд.долларов США (на 2,8% меньше).
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2009г. 76,7 млрд.долларов США, или на 12,8% больше, чем в 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,1 млрд.долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале - 19,7 млрд.долларов США (на 1,2% меньше), в III квартале - 18,8 млрд.долларов США (на 36,2% больше), в IV квартале - 26,1 млрд.долларов США (на 30,9% больше).
______________________
1) По данным организаций, представивших статистическую отчетность (без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих банков), включая рублевые поступления, пересчитанные в доллары США.
2) Накопленный организацией иностранный капитал - общий объем иностранных инвестиций, полученных (или произведенных) с начала вложения с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств.
Поступление иностранных инвестиций по типам
2009г. | Справочно 2008г. в % к |
||||
млн. долларов США |
в % к | ||||
2008г. | итогу | ||||
2007г. | итогу | ||||
Инвестиции | 81927 | 79,0 | 100 | 85,8 | 100 |
из них: | |||||
прямые инвестиции | 15906 | 58,9 | 19,4 | 97,2 | 26,0 |
в том числе: | |||||
взносы в капитал | 7997 | 50,4 | 9,8 | 107,4 | 15,3 |
из них реинвестирование |
936 | 151,5 | 1,1 | 176,0 | 0,6 |
лизинг | 103 | 60,8 | 0,1 | в 2,0р. | 0,2 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций | 6440 | 65,8 | 7,8 | 83,9 | 9,4 |
прочие прямые инвестиции | 1366 | 114,3 | 1,7 | 95,1 | 1,1 |
портфельные инвестиции | 882 | 62,3 | 1,1 | 33,7 | 1,4 |
из них акции и паи |
378 | 33,6 | 0,5 | 27,8 | 1,1 |
прочие инвестиции | 65139 | 86,5 | 79,5 | 84,7 | 72,6 |
в том числе: | |||||
торговые кредиты | 13941 | 86,2 | 17,0 | 115,4 | 15,6 |
прочие кредиты | 50830 | 87,8 | 62,0 | 78,5 | 55,8 |
из них: | |||||
на срок до 180 дней | 6604 | 99,8 | 8,1 | 193,0 | 6,4 |
на срок свыше 180 дней | 44226 | 86,2 | 53,9 | 72,9 | 49,4 |
прочее | 368 | 29,1 | 0,5 | 107,8 | 1,2 |
Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности
млн.долларов США
2009г. | Накоплено на конец 2009г. |
||||
поступило | погашено (выбыло) |
переоценка и прочие изменения активов и обяза- тельств |
|||
всего | в % к итогу |
||||
Всего | 81927 | 76671 | 4415 | 268226 | 100 |
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
437 | 215 | 42 | 2008 | 0,7 |
рыболовство, рыбоводство | 45 | 35 | -0,4 | 157 | 0,1 |
добыча полезных ископаемых | 10327 | 16293 | -25 | 43883 | 16,4 |
обрабатывающие производства | 22216 | 22403 | 3654 | 78644 | 29,3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 437 | 279 | 315 | 5225 | 1,9 |
строительство | 1012 | 594 | 17 | 4853 | 1,8 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 22792 | 18873 | 130 | 55208 | 20,6 |
гостиницы и рестораны | 140 | 56 | 5 | 627 | 0,2 |
транспорт и связь | 13749 | 6846 | 135 | 28174 | 10,5 |
финансовая деятельность | 2658 | 5126 | 87 | 11780 | 4,4 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 7937 | 5751 | 60 | 34828 | 13,0 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 25 | 29 | 0,1 | 1144 | 0,4 |
образование | 0,4 | 0,3 | - | 3 | 0,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 26 | 4 | 1 | 152 | 0,1 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 126 | 167 | -6 | 1540 | 0,6 |
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России
по основным странам-инвесторам
млн.долларов США
Накоплено на конец 2009г. |
В том числе | Справочно поступило в 2009г. |
||||
всего | в % к итогу |
прямые | порт- фельные |
прочие | ||
Всего инвестиций1) | 268226 | 100 | 109022 | 10258 | 148946 | 81927 |
из них по основным странам- инвесторам | 222118 | 82,8 | 84394 | 9338 | 128386 | 63244 |
в том числе: Кипр |
49128 | 18,3 | 33547 | 1835 | 13746 | 8286 |
Нидерланды | 48619 | 18,1 | 29065 | 4280 | 15274 | 11640 |
Люксембург | 37157 | 13,9 | 1185 | 273 | 35699 | 11723 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 23585 | 8,8 | 3625 | 2327 | 17633 | 6421 |
Германия | 19226 | 7,2 | 7834 | 14 | 11378 | 7366 |
Китай | 10343 | 3,9 | 939 | 0,0 | 9404 | 9757 |
Ирландия | 9212 | 3,4 | 415 | 5 | 8792 | 748 |
Франция | 8622 | 3,2 | 2182 | 29 | 6411 | 2491 |
Япония | 8301 | 3,1 | 875 | 3 | 7423 | 3020 |
Виргинские острова (Брит.) | 7925 | 2,9 | 4727 | 572 | 2626 | 1792 |
_____________________ 1)Включая инвестиции из государств-участников СНГ. |
Поступление иностранных инвестиций
по отдельным странам-инвесторам1)
млн.долларов США
Поступило в 2009г. |
В % к итогу по виду экономи- ческой деятель- ности |
В том числе | |||
прямые | порт- фельные |
прочие | |||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 437 | 100 | 260 | 0,1 | 177 |
из них: Нидерланды |
78 | 17,8 | 77 | 0,0 | 1 |
Кипр | 74 | 16,9 | 28 | 0,0 | 46 |
Австрия | 48 | 11,1 | 33 | - | 15 |
Добыча полезных ископаемых | 10327 | 100 | 3175 | 357 | 6795 |
из них: Нидерланды |
2647 | 25,6 | 586 | - | 2061 |
Япония | 2609 | 25,3 | 0,1 | - | 2609 |
Кипр | 1267 | 12,3 | 616 | 357 | 294 |
из итога по добыче полезных ископаемых: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
8294 | 100 | 2799 | 8 | 5487 |
из них: Нидерланды |
2647 | 31,9 | 586 | - | 2061 |
Япония | 2609 | 31,5 | 0,1 | - | 2609 |
Кипр | 675 | 8,1 | 479 | 8 | 188 |
Обрабатывающие производства | 22216 | 100 | 4104 | 195 | 17917 |
из них: Германия |
3488 | 15,7 | 841 | 3 | 2644 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 3081 | 13,9 | 201 | 2 | 2878 |
Швейцария | 2603 | 11,7 | 179 | 11 | 2413 |
из итога по обрабатывающим производствам производство пищевых продуктов, включая напитки и табака |
2382 | 100 | 373 | 16 | 1993 |
из них: Кипр |
865 | 36,3 | 106 | 16 | 743 |
Люксембург | 298 | 12,5 | 7 | - | 291 |
Нидерланды | 279 | 11,7 | 20 | - | 259 |
обработка древесины и производство изделий из дерева | 682 | 100 | 386 | 4 | 292 |
из них: Кипр |
215 | 31,5 | 166 | 4 | 45 |
Финляндия | 190 | 27,9 | 62 | - | 128 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность | 1208 | 100 | 229 | 0,4 | 979 |
из них: Германия |
308 | 25,5 | 35 | - | 273 |
Австрия | 253 | 21,0 | 13 | - | 240 |
Финляндия | 187 | 15,5 | 2 | - | 185 |
Нидерланды | 169 | 14,0 | 0,4 | - | 169 |
производство кокса и нефтепродуктов | 5357 | 100 | 1 | 130 | 5226 |
из них: Соединенное Королевство (Великобритания) |
2188 | 40,8 | - | 0,0 | 2188 |
Беларусь | 986 | 18,4 | - | - | 986 |
Швейцария | 780 | 14,6 | - | 2 | 778 |
химическое производство | 1571 | 100 | 350 | 1 | 1220 |
из них: Швейцария |
562 | 35,8 | 89 | 0,3 | 473 |
Украина | 136 | 8,7 | - | 0,0 | 136 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 4494 | 100 | 421 | 31 | 4042 |
из них: Германия |
1507 | 33,5 | 23 | 0,1 | 1484 |
Швейцария | 1019 | 22,7 | 4 | 8 | 1007 |
Кипр | 446 | 9,9 | 31 | 2 | 413 |
Франция | 265 | 5,9 | 5 | - | 260 |
Виргинские о-ва (Брит.) | 259 | 5,8 | 0,1 | 15 | 244 |
производство транспортных средств и оборудования | 2634 | 100 | 465 | 7 | 2162 |
из них: США |
562 | 21,4 | 0,0 | - | 562 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 449 | 17,0 | 3 | - | 446 |
Франция | 297 | 11,3 | 20 | - | 277 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 437 | 100 | 117 | 118 | 202 |
из них: Соединенное Королевство (Великобритания) |
139 | 31,8 | 50 | 11 | 78 |
Кипр | 100 | 22,9 | 56 | 36 | 8 |
Нидерланды | 68 | 15,6 | 0,0 | 0,1 | 68 |
Строительство | 1012 | 100 | 744 | 8 | 260 |
из них: Финляндия |
425 | 42,0 | 357 | 0,1 | 68 |
Кипр | 362 | 35,8 | 259 | 0,2 | 103 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 22792 | 100 | 3518 | 2 | 19272 |
из них: | |||||
Люксембург | 7932 | 34,8 | 6 | - | 7926 |
Нидерланды | 5952 | 26,1 | 202 | - | 5750 |
Германия | 2920 | 12,8 | 1271 | 1 | 1648 |
Кипр | 1434 | 6,3 | 623 | 1 | 810 |
Транспорт и связь | 13749 | 100 | 480 | 107 | 13162 |
из них: Китай |
9081 | 66,0 | 0,0 | - | 9081 |
Люксембург | 1346 | 9,8 | 0,4 | 3 | 1343 |
Нидерланды | 1103 | 8,0 | 2 | - | 1101 |
из итога по транспорту и связи связь |
3950 | 100 | 125 | 102 | 3723 |
из них: Люксембург |
1342 | 34,0 | 0,4 | 3 | 1339 |
Нидерланды | 1101 | 27,9 | 0,1 | - | 1101 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 548 | 13,9 | - | 0,3 | 548 |
Швеция | 376 | 9,5 | 8 | - | 368 |
Финансовая деятельность | 2658 | 100 | 634 | 75 | 1949 |
из них: Кипр |
732 | 27,5 | 287 | 7 | 438 |
Ирландия | 292 | 11,0 | 2 | - | 290 |
Нидерланды | 231 | 8,7 | 1 | - | 230 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 7937 | 100 | 2739 | 18 | 5180 |
из них: Кипр |
1723 | 21,7 | 1110 | 10 | 603 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 1256 | 15,8 | 47 | 3 | 1206 |
Люксембург | 1253 | 15,8 | 33 | 1 | 1219 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 126 | 100 | 67 | 0,0 | 59 |
из них: Кипр |
55 | 43,5 | 27 | 0,0 | 28 |
США | 30 | 24,3 | 19 | - | 11 |
Канада | 12 | 9,5 | 2 | - | 10 |
2. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2009г. составил 65,1 млрд.долларов США. В 2009г. из России за рубеж направлено 82,6 млрд.долларов США иностранных инвестиций, или на 27,5% меньше, чем в 2008 году.
Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 76,1 млрд.долларов США, или на 26,2% меньше, чем в 2008 году.
[2] Воронина Н.В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе. Финансы и кредит, 2004, № 4, с. 31.
[3] Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике. Вопросы экономики, 2002, № 7, с.104.
[4] BBCRussian.com
[5] Воронина Н.В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе. Финансы и кредит, 2004, № 4, с. 33.
[6] Дзедзичек М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа, 2004, № 52, с. 21.