Институты рыночного хозяйства и их взаимодействие
СОДЕРЖАНИЕ: Институты инфраструктуры рынка. Институциональные компоненты экономического роста. Роль рыночных институтов в процессе интеграции России в мировую экономику. Эффективность реформ, количественная оценка выигрыша от вступления в ВТО. Институты и торговля.Оглавление
Введение
1. Роль институтов рынка в эффективном функционировании рыночной экономики
1.1 Институты инфраструктуры рынка
1.2 Особенности функционирования товарных рынков
1.3 Организация деятельности финансовых рынков
2. Институциональные компоненты экономического роста
2.1 Стабильность и адаптивность институционального окружения
2.2 Финансовые рынки и экономический рост
2.3 Банкротства: от имитации рыночного института к макроэкономическим функциям
3. Роль рыночных институтов в процессе интеграции россии в мировую экономику
3.1 Рыночные институты и эффективность реформ
3.2 Институты и торговля
3.3 Количественная оценка выигрыша от вступления в ВТО
Заключение
Список использованных источников
Введение
Понятия институт и институциональная теория были впервые введены Т. Вебленом в книге Теория праздного класса. Институциональная экономика, где нормы и правила распространяются на потребление.
Существенный вклад в развитие институциональной экономики сделал Р. Коуз. Коуз показал, что понятие института можно и нужно использовать на практике.
В современной рыночной системе реализация экономических функций общества происходит в институциональных формах. Институты являются формирующими условиями процессов взаимодействия людей в производстве материальных благ.
В первой главе данной работы сознательно не рассматривались рыночные институты, оказывающие воздействие на всю экономику в целом, более управляющие, нежели ведущие самостоятельное хозяйствование (например, министерства). Учитывая большое количество разнообразных публикаций, не выделялись особо те рыночные институты, которые традиционно являются предметом рассмотрения в экономической литературе (например, государство, торгово-промышленные палаты, экономические союзы и т.п.). Выделены и проанализированы три группы рыночных институтов: институты инфраструктуры рынка, институты товарных рынков, и институты финансовых рынков. Учитывая значительный интерес к собственно финансовым институтам, они рассмотрены наиболее подробно.
Аргументированное обсуждение проблем интенсификации и ограничений экономического роста, наличия признаков завершения переходного периода в экономике России предполагает непредвзятую оценку институционального компонента. Специфика институциональных изменений в условиях переходной экономики такова, что особенности становления того или иного института (институционального соглашения) могут быть поняты и оценены только в контексте всей совокупности институциональных изменений. Когда термин “институт используется экономистами, речь обычно идет о конкретных институциональных соглашениях. Точно так же понятие “институциональные изменения обычно используется применительно к изменениям в каком-либо конкретном институциональном соглашении, а не ко всей институциональной структуре.
В России, несмотря на рыночное реформирование, институциональная система все еще недостаточно развита. Слабыми остаются рыночные институты - частной собственности, судебной системы, контрактов, финансовой системы и фондового рынка. Отсутствует законодательное регулирование отдельных видов экономической деятельности, не получили должного развития традиции демократического государственного регулирования. А достаточно большое государство остается слабым, зачастую не выполняя надлежащих контрольных функций по управлению обществом. Актуальность исследования связана с тем, что институциональная структура хозяйства детерминирует развитие всех экономических процессов. Её изучение открывает путь для разработки научно-обоснованной экономической политики.
1. Роль институтов рынка в эффективном функционировании рыночной экономики
1.1 Институты инфраструктуры рынка
В переходный период рыночные институты могут возникать самостоятельно, без видимого участия государства, в ответ на потребности экономических агентов (например, создание нескольких сотен товарных бирж в России в 1990-1991 гг. вследствие стихийной либерализации хозяйственных связей между предприятиями). При этом, однако, могут возникнуть социально нецелесообразные институты (вроде уполномоченных банков, получавших - в нарушение принципов конкуренции - особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в том числе путем отбора социально целесообразных.
1. Информационно-аналитические агентства.
До недавнего времени господствующее положение на рынке экономической, финансовой и социально-политической информации занимали государственные структуры. С конца 80-х гг. начинают возникать частные и смешанные информационно-аналитические агентства.
2. Рекламные агентства.
Рекламный бизнес является одним из наиболее динамичных видов предпринимательской деятельности в России. Правда, основные рекламируемые товары - напитки, сигареты, кондитерские изделия, автомобили, бытовая техника и различное оборудование - как правило, зарубежного производства. Самый ходовой рекламируемый отечественный товар - банки, финансовые компании или сами рекламные агентства. Дороговизна часто делает рекламу невозможной для отечественных производителей, в особенности рекламу на телевидении, радио, в центральных газетах, на городских рекламных щитах. Ведущими рекламодателями выступают пока не промышленные предприятия, а торговые и посреднические фирмы.
3. Аудиторские и консалтинговые фирмы.
Аудиторская деятельность, т.е. независимая экспертиза финансовой и иной документации предприятий, появилась в России только в ходе движения к рыночной экономике. Первая в России хозрасчетная организация Инаудит была создана в 1987 г.
1.2 Особенности функционирования товарных рынков
1. Товарные биржи.
Товарная биржа - особый постоянно действующий институт товарных рынков, обеспечивающий проведение операций по купле-продаже товаров с конкретными качественными признаками. Биржа не является собственником какого-либо товара, не ведет торгов от своего имени и за свой счет.
Торги на бирже регулярны, все операции гласны, контракты типичны, продавцы и покупатели свободны в выборе друг друга.
2. Торговые предприятия.
Торговое предприятие (торговая фирма) представляет собой хозяйственное объединение, действующее в сфере товарного обращения. Торговые предприятия покупают товары за свой счет и продают их от своего имени. Торговые предприятия могут заниматься оптовой и розничной торговлей, а также иными видами деятельности, например осуществлять операции по перевозке, хранению, упаковке товаров, заниматься изучением рынка, посредническими операциями. Торговые фирмы образуются в тех же организационно-правовых формах, что и другие предприятия. Чаще всего специальных правовых норм о торговых предприятиях не принимается.
Обычно торговые предприятия создаются независимыми торговцами (торговыми предпринимателями), торговыми посредниками или производителями различных товаров.
Специальные сбытовые предприятия имеют производители в автомобилестроении, точном машиностроении, фармацевтической промышленности, производстве косметики, лесной промышленности, производстве текстильных и галантерейных товаров. Проникновение промышленных предприятий в сферу деятельности торговых фирм может также проявляться в управлении деятельностыо торговых предприятий со стороны промышленных компаний. Самостоятельная реализация товара дает производителю необходимое знание рынка, непосредственный контакт с потребителем, обеспечивает контроль над частью рынка. Собственная сбытовая сеть, однако, отвлекает финансовые и материальные средства от непосредственного процесса производства, что в определенных условиях может идти вразрез с интересами предприятия.
Торговые предприятия традиционно подразделяют на предприятия оптовой, розничной и оптово-розничной торговли. Внутри каждой группы торговые предприятия классифицируются по набору предоставляемых услуг и широте (объему) охвата товарного ассортимента. Особую группу составляют чисто посреднические предприятия, представленные небольшими по капиталу фирмами, объединяющими высококвалифицированных агентов и брокеров. К их услугам прибегают производственные предприятия, стремящиеся к освоению новых рынков сбыта, а также мелкие и средние торговые предприятия, не имеющие достаточных финансовых возможностей содержать собственную сеть торговых агентов и представителей.
3. Договорные объединения торговых фирм.
3.1 Система франчайзинга.
Большое распространение в торговой практике развитых стран имеет система франчайзинга.
Франчайзинг - производное от фр. franchise - льгота, привилегия. Франшизой называется разрешение или право на использование товарного знака предприятия-франшизодателя.
Система франчайзинга - договорное объединение, включающее предприятие-фрашизодателя (им может быть производитель, оптовый торговец или предприятие услуг) и предприятия-франшизополучателей, получившее право на производство и/или продажу товаров (предоставление услуг) под фирменной маркой франшизодателя или по его технологии.
Наибольшее распространение система франчайзинга получила в гостиничном деле и ресторанном обслуживании, автопрокате и обслуживании автомобилей.
3.2 Добровольные сети.
Особой формой договорного объединения торговых фирм являются так называемые добровольные сети, или добровольные объединения и звенья. Добровольные сети представляют собой совокупность независимых розничных торговцев под эгидой одного оптовика (объединение) или нескольких оптовиков и нескольких розничных торговцев (звено).
1.3 Организация деятельности финансовых рынков
1. Основные институты рынков ссудных капиталов.
1.1 Центральный банк.
Функции ЦБ.
Центральные банки во всех странах занимают особое место среди рыночных институтов. Центральный банк является эмиссионным центром страны, обладающим монопольным правом выпуска банкнот - национальной денежной единицы. ЦБ организует наличное денежное обращение, регулируя производство, хранение, перевозку и создание резервных фондов наличных денег, устанавливая признаки платежеспособности национальных денежных знаков. ЦБ обеспечивает устойчивость национальной валюты. Центральные банки являются органами регулирования экономики денежно-кредитными методами. Основными целями денежно-кредитной политики являются достижение стабильного экономического роста, снижение инфляции и безработицы, поддержание оптимального валютного курса, выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика направлена на регулирование денежной массы в обращении, краткосрочных и долгосрочных процентных ставок, поддержание ликвидности банковской системы. ЦБ являются органами банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, а также являются их кредиторами.
1.2 Кредитные организации.
Кредитная организация - коммерческая организация, осуществляющая предусмотренные законом банковские операции на основе специального разрешения (лицензии) Банка России.
2. Институты рынков ценных бумаг.
2.1 Инвестиционные банки.
Ин6естиционный банк - кредитно-финансовый институт, специализирующийся на организации и размещении выпуска ценных бумаг. Инвестиционный банк не выполняет ряда традиционных банковских операций (например, не принимает вклады юридических и физических лиц, не осуществляет расчетно-кассового обслуживания клиентов).
2.2 Инвестиционные компании.
Инвестиционные компании занимаются организацией выпуска ценных бумаг и их размещением, а также куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет. Ресурсы инвестиционных компаний формируются за счет средств учредителей и выпуска собственных ценных бумаг.
2.3 Паевые инвестиционные фонды.
Инвестиционный фонд - организация, осуществляющая коллективные инвестиции в ценные бумаги. Инвестиционные фонды могут привлекать денежные средства непосредственно или через выпуск и продажу собственных акций. Выпускаемые фондом акции более ликвидны и меньше по номиналу, чем ценные бумаги, которые инвестиционный фонд впоследствии покупает, иными словами, они более доступны для инвесторов. Инвестиционный фонд осуществляет управление средствами инвесторов; наличие информации и опыта работы на фондовом рынке обеспечивают возможности вложения в недоступные для отдельного инвестора бумаги, диверсификацию инвестиций и управление специально сформированными портфелями ценных бумаг.
3. Основные институты рынков аннуитетов.
3.1 Страховые компании.
Страховая компания является основным институтом, занимающимся страховой деятельностью. Страховые организации могут быть государственными и частными. Государственными страховыми организациями проводится обязательное страхование за счет средств федерального бюджета. Особую группу страховых организаций образуют компании, занимающиеся обязательным медицинским страхованием.
3.2 Общества взаимного страхования.
Общество взаимного страхования является объединением физических и юридических лиц, созданным на основании добровольного соглашения о страховой защите имущественных интересов членов общества путем создания общего страхового фонда.
3.3 Перестраховочные организации.
На российском страховом рынке представлены и перестраховочные общества. По официальным данным, в настоящее время насчитывается около 30 перестраховочных организаций. На долю перестраховочных компаний приходится около 1 % от совокупной национальной страховой премии, или около 10% от общего объема страховых операций.
3.4 Пенсионные фонды.
Пенсионные фонды являются основным институтом, осуществляющим деятельность по негосударственному (дополнительному) пенсионному обеспечению. Дополнительное социальное обеспечение пенсионеров также может осуществляться страховыми компаниями, предлагающими услуги по страхованию пенсий, и коммерческими банками, открывающими физическим лицам накопительные пенсионные счета [№8 с.30].
2. Институциональные компоненты экономического роста
2.1 Стабильность и адаптивность институционального окружения
Экономический рост возможен, когда экономические институты предусматривают эффективные ограничители для действий власть предержащих и когда не существует возможностей для извлечения значимой ренты от пребывания у власти. В конце 1990 - начале 2000-х годов многие говорили о забвении и провале институциональных реформ в России. Разумеется, функциональность, надежность и эффективность созданных к настоящему времени институтов вполне закономерно вызывают острую критику. Но при этом не учитывается, что подобных институтов в нашей стране просто не было ни в действительности, ни в исторической памяти в отличие от ряда стран Центральной и Восточной Европы [№11 с.30]. Необходимо в этой связи учитывать еще один существенный момент - эндогенность как экономических институтов, так и институтов в более широком смысле, которые, по крайней мере, частично определены обществом или его сегментами.
В конце 1990 - начaле 2000-х годов Россия переживала период начального формирования новой институциональной структуры экономики. Прогресс в данной сфере измерялся следующими критериями: приватизация, законодательство (объем и качество нового законодательства и правовых институтов), состояние банковского сектора (уровень независимости, деловых навыков и практики размещения кредитных ресурсов, а также уровень надзора и платежной системы), роль правительства (его рыночная ориентация и эффективность управления государственным ceктором). В начале 2000-х годов данный стандартный набор дополнился различными оценками качества корпоративного управления, экономико-правовых факторов развития финансовых рынков и др. Существенным стало заметное повышение интереса к проблемам эффективности судебной системы.
Приоритетной проблемой научных исследований и нормативной практики становится обеспечение стабильности институционального окружения.
Вслед за Л. Дэвисом и Д. Нортом [№3 с.30] О. Уильямсон предложил различать институциональные соглашения и институциональное окружение. Последнее понятие характеризуется такими основными компонентами как общая устойчивость сложившихся структур собственности и правил присвоения на протяжении всего периода осуществления долгосрочных инвестиций, политическая и правовая устойчивость, дееспособность судебной системы, культура контрактов и обязательств, внушающих доверие. Известный шотландский философ и экономист Дэвид Юм считал, что стабильность владения, передача собственности посредством согласия и исполнение обещаний являются тремя основными естественными законами (в терминах доктрины естественного права) [№9 с.30].
В переходной экономике благоприятное институциональное окружение играет принципиальную роль. Сложность заключается в том, что в течение относительно длительного периода некоторые социалистические институты объективно сохраняют свое значение (проблема социалистического наследия). Для России 1990-х годов надо учитывать и такие факторы, как политическая неста6ильнотсь, и слабость власти. В начале 2000-х годов на первый план выходят проблемы дееспособности судебной системы и прав собственности. Однако проблема политической стабильности, по ряду оценок, оставалась и остается сегодня одной из наиболее актуальных[1] .
Позитивное институциональное окружение требует выявления политико-правовых условий, что представляет собой достаточно сложную задачу. Б. Уэйнгаст, например, выделяет фундаментальную политическую дилемму хозяйственной системы, которая с определенными оговорками применима и к современным российским условиям: правительство, достаточно сильное, чтобы защитить права собственности, оказывается сильным, чтобы конфисковать собственность своих граждан.
Практически ни один из приведенных критериев пока не дает основания говорить о достижении относительной зрелости созданных институтов. Bместе с тем первый этап институционального развития завершен. Хотя сохраняется немало белых пятен в сфере формальных институтов, проблемы радикальных нововведений отошли уже на второй план. Ключевыми долгосрочными задачами являются обеспечение устойчивости сложившегося институционального окружения и адаптивности созданных институтов. По сути, речь идет о точной настройке в соответствии с меняющимися экономическими реалиями. При отсутствии адекватного институционального фундамента экономический рост будет носить кратковременный характер, сложившийся благодаря стечению обстоятельств.
2.2 Финансовые рынки и экономический рост
Наряду с положительными мнениями по поводу роли финансовых рынков все отчетливее стали появляться скептические высказывания. Дело в том, что теоретические схемы, согласно которым финансовые рынки должны способствовать переходу к более эффективному размещению ресурсов, не всегда согласовывались с многочисленными фактами вывода средств за пределы корпорации, лишения собственности мелких акционеров и вкладчиков и коррупции.
Главная проблема финансовой сферы в условиях переходной экономики заключается в неполноте финансовых рынков. В России рынок корпоративных облигаций начал делать первые шаги лишь в начале 2000-х годов. Рынок производных финансовых инструментов после кризиса 1998 г. либо деградирует, либо вовсе отсутствует. Это - прямое следствие недостаточно четко сформулированных прав собственности в сфере имущественных отношений и в большинстве своем чисто словесных мер по защите инвесторов.
Как отмечают К. Пистор, М. Рейзэр и С. Гельфер, многие государства, ранее входившие в Советский Союз, сегодня могут похвастаться замечательной защитой прав инвестора. На бумаге, если верить документам, эти права защищены лучше, чем в некоторых развитых странах, например, во Франции или в Германии. Маловероятно, однако, что высокому уровню этих правовых норм в обозримом будущем будет соответствовать столь же высокий уровень развития финансовых рынков.
Э. Берглоф и П. Болтон выдвинули тезис о великом расколе (the great divide) в направлениях хозяйственной эволюции постсоциалистических стран, прежде всего в их финансовых системах. Финансовые системы Чехии, Венгрии, Польши, Словении и Прибалтийских республик при всех сложностях и проблемах, характеризовавших начальные этапы их развития, все же представляются авторам более или менее удовлетворительными. В лучшем случае здесь можно обнаружить хотя бы слабые свидетельства положительной связи между финансовым развитием и экономическим ростом. Что же касается России, Украины и некоторых других постсоциалистических государств, то нынешнее развитие финансовых отношений не создает основу экономического роста. При этом финансовое развитие здесь могло стать даже контрпродуктивным, подрывающим стимулы перестройки устаревших хозяйственных отношений.
Не все суждения авторов доказательны, однако затрагиваемая проблема достаточно серьезна. Механизмы финансового рынка могут оказывать дисциплинирующее воздействие на поведение yчастников хозяйственного процесса при условии, что налицо не только макроэкономические предпосылки (ликвидация бюджетных дефицитов, стабилизация цен и др.), но и соответствующие микроэкономические условия: культура контракта, формирование финансовых институтов, преследующих долгосрочные цели, обеспечение прозрачности отношений собственности и хозяйственных сделок.
Более основательные расчеты и академичные формулировки можно найти в работе Дж. Минье[2] . Несмотря на то что в совокупность стран со сравнительно меньшей капитализацией попали и некоторые небольшие страны, располагающие сравнительно развитыми финансовыми рынками (Швеция, Австрия), и страны с огромной численностью населения (Индия, Индонезия), в рамках этой группы, включающей 11 стран, не удается обнаружить статистически существенной связи между экономическим ростом и развитостью финансовой системы. Справедливо сделать оговорку: результаты расчетов не могут считаться достаточно надежными, поскольку используется небольшое количество наблюдений.
Статистические данные о масштабах ссуд или эмиссий сами по себе, по-видимому, недостаточны для того, чтобы характеризовать подлинную глубину развития финансовых рынков. Некоторые расчеты показывают, что не размеры рыночной капитализации, а ликвидность рынкa ценных бумаг положительно взаимодействует с темпами экономического роста. Между тем фондовым рынкам в переходной экономике, особенно в российской, присущ более низкий уровень ликвидности. Размытость отношений собственности, недостаточная защита прав собственности и контрактных прав, искривленный путь кредитных потоков и ненадежность банковских услуг, непрозрачность отчетности, публикуемой корпорациями-заемщиками, - все это ограничивает ту роль, которую механизмы финансовых рынков могли бы игратъ в институциональной структуре переходной экономики.
Посткризисный экономический рост, относительная стабильность макроэкономической ситуации в целом позитивно сказались и на состоянии российского рынка ценных бумаг. Но не следует переоценивать среднесрочные перспективы развития рынка. Российский фондовый рынок, как и в предыдущие годы, не способен адекватно выполнять функции перелива инвестиционных ресурсов[3] . Надо также отметить целый ряд диспропорций и особенностей, традиционных для российского рынка: высокая доля нефтегазовых компаний в общей капитализации; высокая концентрация рынка (фактическое доминирование нескольких эмитентов); сверхконцентрация торговли (доминирование ММВБ на внутреннем рынке российских бумаг); объективная ограниченность возможных источников финансирования корпораций и недооценка рынком многих компаний; тенденция к долговому характеру российского рынка, исторически сложившаяся традиция рынка крупных пакетов (рынок корпоративного контроля) и др.
Приход аутсайдеров-нерезидентов на российский рынок акций в 2003-2005 гг.[4] не способствовал значимым качественным изменениям. Как и прежде, нерешенность вопросов защиты прав собственности и создания удобного для нерезидентов режима валютного регулирования привела к снижению конкурентоспособности внутреннего рынка акций. [№1 с.30].
Наконец, на состоянии фондового рынка и коллективного инвестирования особенно сказывается отсутствие в социальной памяти населения информации о досоциалистических рыночных институтах, Наиболее показательны здесь сравнительные данные об инвестиционных фондах по России и ряду стран Восточной Европы: в абсолютном выражении совокупные чистые активы инвестиционных фондов Польши, Венгрии и Чехии в начале 2000-х годов в 5-7 раз превышали аналогичный показатель по России, в расчете на душу населения отмечен разрыв вплоть до 80-кратного [№10 с.30]. Весьма наглядным примером можно считать фактический провал пенсионной реформы 2003-2004 гг. (передача части пенсионных накоплений в управление частным компаниям).
2.3 Банкротства: от имитации рыночного института к макроэкономическим функциям
По оценкам ЕБРР, в странах с переходной экономикой законодательство по процедуре банкротства слабо развито [№6 с.30], особенно это касается эффективности его применения. Быстрая процедура банкротства помогает избежать задержек, которые могли бы навредить как должнику, так и кредиторам, а также перегрузить судебную систему. Тем не менее слушания по делам о банкротстве часто оказываются затянутыми и безрезультативными. Вызывают определенные сомнения квалификация назначаемых внешних управляющих, а также их полномочия. Да и в самой практике применения законодательства по банкротству компаний значимых улучшений не произошло. Институт банкротства в России пока нельзя рассматривать как стабильный и эффективный механизм, направленный на оздоровление управления и финансов компаний, хотя и сформировались все основные элементы института несостоятельности. Имитационный характер института банкротства особенно наглядно проявился в 1992-1998 гг. (первый закон), когда механизмы банкротства практически не могли быть использованы в силу действовавших правовых процедур. Второй закон (1998-2002 гг.) еще больше исказил ситуацию, превратив институт банкротства из способа обеспечения финансовой дисциплины в инструмент перераспределения собственности и вывода активов [№4 с.30]. Парадоксальность заключалась в том, что те предприятия, которые имели достаточный запас прочности, вовлекались в процедуры банкротства. Однако желающих захватить безнадежные предприятия не находилось, поскольку шанс возвратить долги в ходе процедуры банкротства был невелик. И этот парадокс не единственный: пытаясь предотвратить враждебные поглощения и перехват контроля над своим бизнесом, предприятия не только создавали системы обороны с помощью фиктивных кредиторов, но и старались повысить платежную дисциплину, более строго относиться к своим финансовым обязательствам. В новой редакции закона О несостоятельнoсти (банкротстве) № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г (третий закон) усилена защита прав кредиторов (прежде всего государства), расширен круг прав добросовестных собственников предприятия-должника в процедурах банкротства, изменен статус арбитражного управляющего и госорганов, введена новая процедура - финансовое оздоровление. В целом можно констатировать, что законом (опять же со значительной задержкой) поставлены определенные барьеры использованию механизмов банкротства для враждебных поглощений. Тем не менее и в новой модели сохраняются условия для коррупции и присвоения собственности в модифицированном виде [№7 с.30]. Резкое снижение в 2003-2004 гг. количества подаваемых заявлений о признании должников банкротами связано как со снижением интереса к институту банкротства в контексте корпоративных захватов, так и с замораживанием активности государства в инициировании банкротства в 2004 г. из-за административной реформы и необходимости выделения (не выделенных на 2003-2004 гг.) средств из бюджета на оплату издержек по проведению процедуры банкротства (по новому закону). С марта 2004 г. государство ни разу не инициировало процедуру банкротства. Вместе с тем около 50-60% консолидированной задолженности предприятий, находящихся в процессе банкротства, приходится на государство. Изменение этой ситуации (в том числе после урегулирования административных, правовых и финансовых вопросов) приведет к резкому росту числа банкротств. В частности, это означает и то, что в обозримом будущем основным заказчиком банкротства может стать государство. Вопросы же критериев инициирования таких дел уже сегодня приобретают исключительную остроту [№5 с.30].
3. Роль рыночных институтов в процессе интеграции россии в мировую экономику
3.1 Рыночные институты и эффективность реформ
Переход российской экономики от плановой к рыночной, начавшийся в начале 1990-х гг., повлек за собой глубокую реструктуризацию экономики. В сфере внешней торговли произошедшие изменения коснулись не только ее либерализации, но также позволили расширить круг торговых партнеров, ранее не выходивший в большинстве случаев за границы СССР и стран-членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). СССР и СЭВ функционировали в системе сильно централизованной плановой торговли, практически автаркии.
Создание и обеспечение функционирования рыночных институтов является ключевым условием успешного проведения реформ. Процесс перехода к рынку начался примерно в одно и то же время в странах ЦВЕ и СНГ, но проходил совершенно по-разному. Хиршхаузен и Ваэлд на примере энергетического сектора, анализируют институциональные аспекты реформ в странах ЦВЕ и СНГ. Авторы подчеркивают, что различия в темпах проведения реформ во многом могут объясняться неодинаковыми стартовыми условиями, а также формальными и неформальными институтами. Страны ЦВЕ имели более выигрышную экономико-политическую ситуацию в начале переходного периода, что позволило им более успешно осуществить рыночные реформы. Сложные начальные условия, как, например, унаследование плановой сверхиндустриальной экономики, могут значительно тормозить внедрение реформ. Тем не менее, когда реформы будут осуществлены, изначальные условия не окажут влияния на их эффективность.
За прошедшее десятилетие Россия провела многочисленные реформы, но многое еще предстоит сделать. О необходимости проведения дальнейших реформ свидетельствует низкая конкурентоспособность российских предприятий. По оценкам Международного института развития менеджмента (IMD), в 2002 г. Россия занимала 43 место по конкурентоспособности из 49 возможных[5] . Дальнейшая реструктуризация и модернизация производства позволит вытеснить с рынка неконкурентные и неэффективные производства, развивать производство товаров с высокой добавленной стоимостью, повысить производительность труда и, как результат, улучшить конкурентоспособность российских предприятий, увеличить объем торговли и приток инвестиций (российских и иностранных).
Многочисленные исследования подчеркивают приоритетность дальнейшего развития рыночных институтов для успешного реформирования экономики. В работе, анализируя российский промышленный сектор, автор считает, что более высокая конкуренция и функционирующие должным образом формальные и неформальные институты являются основными определяющими успешной реструктуризации. Согласно анализу, проведенному Институтом McKinsey (1999), институциональный фактор лежит в основе перехода к рынку в России. К похожему выводу приходят ряд авторов в своих работах, анализируя различные исследования о последствиях вступления России в ВТО, и заключают, что участие в ВТО позволит России воспользоваться не только более свободной торговлей, но и улучшить деловой климат. Наконец, значимость рыночных институтов для успешного проведения реформ в странах с переходной экономикой, а также для дальнейшей интеграции этих стран в мировую экономику подчеркивается в последнем Докладе о процессе перехода Европейского Банка Реконструкции и развития.
Создание таких институтов рыночной экономики - сложный и долгий процесс. Их успешному построению может способствовать участие страны в международных организациях. Для России таким толчком к дальнейшему реформированию, а также интеграции в мировую экономику может стать вступление во Всемирную торговую организацию. Несмотря на то, что цены на нефть и газ не регулируются в рамках ВТО, вступление России в эту организацию поможет более успешно проводить институциональные реформы, необходимые для создания более конкурентоспособной промышленности, и позволит специализироваться на товарах с высокой добавленной стоимостью. Пол Хэр подчеркивает, что участие в ВТО поможет более быстро продвигаться по пути реформ, способствовать развитию рыночной экономики, так же как вступление стран Центральной и Восточной Европы в Европейский Союз должно способствовать модернизации этих стран. Кооперация между Россией и Европейским Союзом, первым этапом которой было подписание в 1997 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, может опираться естественным образом на реформы, благоприятствующие вступлению в ВТО[6] .
В обоих случаях свободное перемещение товаров, услуг и капитала должно гарантировать большую эффективность рынка. При этом вступление в ВТО вряд ли представляет угрозу интересам Европейского Союза, поскольку более чувствительные сектора (аграрный, текстильный, черная металлургия) слабо регулируются на мировом уровне. Особенность России состоит в том, что, несмотря на тарифы и квоты, находящиеся ниже уровня, допустимого ВТО, экономика не готова столкнуться с иностранной конкуренцией. Более того, существует давление со стороны лобби национальной промышленности, получающих выгоду от субсидий в виде налоговых неплатежей и, особенно, от цен на энергоресурсы, поддерживаемых ниже их рыночного курса.
Таким образом, построение рыночных институтов является обязательным условием для дальнейшей интеграции России в мировую экономику и должно способствовать увеличению объема торговли и привлечению иностранных инвестиций.
3.2 Институты и торговля
Резюмируя основные выводы, изложенные в предыдущем параграфе, можно утверждать, что институциональная инфраструктура во многом предопределяет успех проведения реформ. Институты являются ключевым фактором в процессе перехода к рынку и оказывают значительное влияние на такие макроэкономические показатели, как объем торговли, инвестиций и экономический рост. Ввиду широты темы в данной работе мы ограничимся изучением влияния институциональных переменных на торговлю или, в более широком смысле, влиянием институциональных реформ на интеграцию страны в мировую экономику.
Говоря о взаимосвязи между институциональными переменными и торговлей, необходимо также упомянуть о влиянии институциональных переменных на экономический рост. Достаточно сложно правильно оценить влияние институциональных переменных, поскольку экономический рост, торговля и институциональные переменные взаимозависимы и их влияние друг на друга может распространяться во всех направлениях. Так, с одной стороны, институциональные переменные оказывают влияние на торговлю и экономический рост, но также вероятна и обратная зависимость. Например, если торговая политика заключается в установлении достаточно низких тарифных барьеров, то это будет способствовать развитию торговых отношений, при условии, что таможенные службы не устанавливают дополнительных препятствий. С другой стороны, вполне вероятна и обратная зависимость: сложившиеся торговые связи могут создать сильный спрос для установления торговой политики, благоприятствующей развитию внешней торговли.
Кроме того, степень открытости экономики и институциональная среда определяют экономический рост, но и, наоборот, экономический рост может способствовать укреплению институтов и расширению возможностей обмена с заграницей.
В эмпирических исследованиях по этой теме также нет единства мнений.
Оценивая роль институциональных переменных, авторы получают прямо противоположные результаты. Например, Алкала и Чикконе подчеркивают, что именно торговля, а не институциональные переменные объясняют экономический рост, в то время как Родрик, Сабраманиан и Требби приходят к совершенно противоположному заключению, достаточно убедительно демонстрируя, что качество институтов доминирует над всяким другим фактором, объясняющим экономический рост. Тем не менее они признают, что слабым местом полученных результатов является отсутствие строгой аналитической модели, позволяющей идентифицировать эмпирическую зависимость.
В эмпирической литературе ошибки в измерении, связанные с эндогенностыо переменных, как правило, корректируются при помощи инструментальных переменных. Например, Холл и Джонс используют в качестве таковых процент населения, говорящего на одном из европейских языков. Айсемоглу, Джонсон и Робинсон, оценивая влияние институциональных переменных на экономический рост в бывших колониях, используют уровень смертности первых поселенцев в колониальных странах. Авторы предполагают, что это был один из факторов, определивший впоследствии первые институты, так как высокий уровень смертности колонизаторов был скоррелирован с низким уровнем институционального развития. Первые институты определили современный уровень институционального развития в странах-колониях, а учитывая то, что уровень смертности в XVIII в. не скоррелирован с экономическим ростом в наши дни, уровень смертности, по определению, может использоваться в качестве инструментальной переменной для институциональных переменных. Таким образом, авторы пытаются решить проблему эндогенности методом инструментальных переменных. Следует, однако, заметить, что использование уровня смертности поселенцев в колониальных странах в качестве инструментальной переменной также имеет свои недостатки. Дэвид Доллар и Аарт Краай, опираясь на панельные данные, предлагают прирост торговли предыдущего периода и прирост институциональных переменных в предыдущем периоде в качестве инструментальных переменных для экономического роста. Следует заметить, что в более позднем исследовании они критикуют применение инструментальных переменных, аргументируя это слабой идентифицируемостью уравнений на первом этапе: одни и те же инструментальные переменные могут объяснять несколько эндогенных переменных, и, следовательно, расчетные значения этих переменных будут сильно скоррелированы друг с другом.
Родрик, Сабраманиан и Требби достаточно убедительно демонстрируют, что никакая, даже самая хорошая, инструментальная переменная недостаточно хороша для теории и всегда будет лишь средством для идентификации экзогенного источника изменения интересуемой нас переменной. Вместо того чтобы искать безупречную инструментальную переменную, стоит основываться на гравитационной модели, предложенной Андерсоном и ван Винкупом. Имеющая строгое теоретическое обоснование, представленное в следующем разделе, и оцененная с использованием фиксированных эффектов, корректирующих частично проблему эндогенности, предлагаемая гравитационная модель позволяет наиболее точно установить зависимость между институтами и торговой интеграцией.
3.3 Количественная оценка выигрыша от вступления в ВТО
Индексы институционального развития страны INSТi,t измеряются десятью агрегированными переменными, представленными в базе данных Heritage Foиndation как институциональные факторы, оказывающие влияние на экономический рост. Каждая из десяти переменных изменяется от 1 до 5. Индекс, близкий к 1, свидетельствует о наиболее слабой степени государственного вмешательства в экономику, 5 говорит о наиболее слабой степени экономической свободы. Эти десять переменных составлены на основе 52 показателей. Для удобства каждая институциональная переменная пронумерована от 1 до 10.
INST 1 (торговая политика) рассчитана на основе уровня тарифных и нетарифных барьеров. Высокие тарифы либо большое количество нетарифных барьеров оказывают негативное влияние на торговлю. Кроме того, в случае высокой коррумпированности таможенных органов таможенная статистика может быть сильно искажена и не отражать реальных торговых ограничений, поэтому Heritage Foundation вводит также показатель, контролирующий уровень коррумпированности таможенных органов.
INST 2 (фискальное бремя) и INST 3 (государственное вмешателъство). Размер фискального бремени рассчитывается исходя из максимальной ставки подоходного налога, максимальной ставки на доходы корпораций и налоговой ставки для среднего налогоплательщика. В качестве индикаторов для измерения государственного вмешателъства в экономику взяты доля государственной собственности на хозяйственные объекты, доходы от государственных предприятий и государственной собственности в процентах к общим государственным доходам, а также государственное потребление в процентах к ВВП. Предполагается, что сильное налогообложение коммерческих сделок и большая степень проникновения государства в экономику снижают побуждение к торговле с зарубежными странами.
INST 4 (денежно-кредитная политика). Heritage Fоиndаtiоn измеряет эту переменную достаточно грубо через изменение темпов инфляции.
INST 5 (иностранные инвестиции) описывают совокупность условий, которые делают инвестиционный климат более благоприятным или более враждебным для иностранных компаний: наличие законодательства об иностранных инвестициях, ограничения на владение собственностью нерезидентами, включая собственность на землю, ограничения на деятельность иностранных компаний, а также их доступ к местным источникам финансирования. Общая ситуация, благоприятная для иностранного капитала, усиливает реэкспорт товаров, произведенных многонациональными корпорациями. Присутствие последних снижает риск, получаемый экспортером (и импортером) и косвенно поощряет торговые потоки.
INST 6 (6анковско-финансовый сектор) описывает качество кредитной инфраструктуры и удельный вес государства в банковском секторе, а именно: участие правительства в капитале банковской системы, ограничения на открытие филиалов иностранных банков, влияние правительства на распределение кредитных средств, свобода входа на рынок финансовых и страховых услуг и операций с ценными бумагами. Развитый банковско-финансовый сектор, свободный от жесткого государственного контроля, должен благоприятствовать экономическим сделкам и влиять на объем торговли.
INST 7 (регулирование цен и заработной платы). Представляет собой степень вмешательства государства в фиксирование цен и заработной платы. Измеряется на основе наличия законодательства о минимальном уровне заработной платы, возможности свободного ценообразования без участия государства, степени регулирования цен правительством и применения государственных производственных субсидий, оказывающих влияние на цены. Влияние этой переменной на торговлю не однозначно. Как и переменные INST 2 (фискалъное бремя) и INST 3 (гoсударственное вмешателъство), INST 7 (регулирование цен и заработной платы) - индикатор обратно пропорциональный удельному весу национальных либо зарубежных негосударственных сделок в экономике. Значимость данной переменной можно проиллюстрировать на следующем примере. ВТО требует от России упразднения ценового контроля, который поддерживает систему неявных субсидий в промышленность. Предполагается, что если рыночные отношения будут внедрены в субсидируемые сектора, заменив существующую систему неявных субсидий, экономический рост будет более интенсивным, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на торговлю.
INST 8 (права собственности). Данная переменная составлена на основе следующих показателей: степени государственного вмешательства в судебную систему, наличия коммерческого законодательства, определяющего условия контрактов, возможности обращения в иностранный арбитражный суд, риска экспроприации собственности правительством, степени коррумпированности судебной системы, а также легальности получения прав частной собственности и степени ее защиты. Несоблюдение прав собственности отрицательно сказывается на деятельности как национальных, так и иностранных предприятий. Защита прав собственности способствует экономическому росту во всех секторах экономики, начиная от негосударственного и вплоть до сделок с участием иностранных предприятий посредством притока иностранных капиталов.
INST 9 (регулирование). По сравнению с другими институциональными переменными, регулирование является наиболее неоднородной переменной. Она группирует элементы как оценки трудностей создания предприятия (требования для получения лицензии, коррумпированность чиновников), так и информацию по регулированию рынка труда, окружающей среды, здоровья потребителей, рабочих и служащих.
INST 10 (черный рынок) - контрабанда, интеллектуальное пиратство, нелегальная трудовая деятельность. Данная переменная была составлена на основе информации о степени развитости теневой экономики в различных отраслях (торговле, включая торговлю услугами, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте). Можно предположить, что данная переменная скоррелирована с другими институциональными переменными, представленными выше.
Каждая институциональная переменная введена в уравнение регрессии по отдельности, затем все статистически значимые были включены в уравнение регрессии одновременно [№2 с.30]. Кроме того, в уравнении присутствуют фиктивные переменные, которые равны единице, если торговля осуществляется соответственно: между СНГ[7] и странами ЦВЕ (CEEC-CIS), между ЕС и странами Центральной и Восточной Европы (CEEC-EU), между ЦВЕ и другими странами (CEEC-ROW) и, наконец, между СНГ и другими странами, включая ЕС (CIS-EU и CIS-ROW).
Заключение
Чистые экономические процессы, без институционального оформления, становятся причиной опустошения природной среды, социальной напряженности, бюрократизации и коррупции государственного аппарата. Поэтому только институциональные реформы, создавая нормативную базу рыночной экономики, институты права, системы информации, консалтинга и экспертизы, а также квалифицированный аппарат управления и контроля могут гарантировать экономическую, социальную и правовую эффективность всего общества.
Эффективная институциональная структура рыночного хозяйства выступает формирующей основой экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
Институциональные преобразования включают разработку рыночного законодательства и контроль за его применением; изменение отношений собственности, формирование новых хозяйствующих субъектов рыночного типа; создание новой системы управления народным хозяйством.
Торговый потенциал Росси неестественно занижен. В России достаточно низкий уровень формальных барьеров, тарифных в частности, поэтому переговоры об ее вступлении в ВТО касаются, главным образом, институциональной среды, а именно регулирования неявных субсидий в промышленность в виде заниженных цен на энергоносители и налоговых неплатежей. Следование принципам ВТО может положительно влиять на экономический рост, поскольку благоприятствует начатым реформам. Связь между принадлежностью к ВТО и интенсивностью торговых потоков скрывает в себе гораздо более глубокую зависимость между качеством институтов и интеграцией в мировую экономику.
Несмотря на значительные достижения, реформы в России проходят достаточно медленно. Вступление в ВТО позволило бы ускорить институциональные реформы, направленные на развитие рыночных институтов. В свою очередь, это позволит завершить реструктуризацию неэффективных предприятий, демонополизировать энергетический и банковский сектора, повысить конкурентоспособность российских предприятий, улучшить общий деловой климат (от защиты прав собственности до снижения коррупции) и, тем самым, будут способствовать достижению большей степени открытости экономики России.
Существует связь не только между вступлением России в ВТО и торговлей, но и между эффектом, который могли бы дать более продвинутые реформы, необходимые как для эффективного участия в ВТО, так и для более глубокой торговой интеграции между Россией и Европейским Союзом.
Список использованных источников
1. Абрамов А. Российский фондовый рынок в переходный период. - с.575-598.
2. Бабецкая-Кухарчук, О.А. Роль рыночных институтов в процессе интеграции России в мировую экономику // Экономический журнал ВШЭ. - 2004. - №2. - С. 197-225.
3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Начала, 1997.
4. Радыгин А., Симачев Ю. Банкротства. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1998-2002. - М.: Дело, 200З. - с.498-512.
5. Радыгин, А., Энтов Р. Институциональные компоненты экономического роста // Вопросы экономики. - 2005. - №11. - С.14-39.
6. Радыгин А., Гонтмахер А., Межераупс И., Турунцева М. Экономико-правовые факторы и ограничения в становлении моделей корпоративного управления. - М.: ИЭПII, 2004.
7. Радыгин А., Свейн Х., Симачев Ю., Энтов Р. и др. Институт банкротства: становление, проблемы, направления реформирования. - М.: ИЭПП-CEРRА, 2005.
8. Сажин, А.Ф. Институты рынка. - М.: Издательство БЕК, 1998. - 310с.
9. Фуруботн Э., Рихтер Р. Институты и экономическая теория. - СПб., 2005. - с.89-91.
10. 10) Анализ и прогноз развития финансовых рынков в России. - М.: ТАСИС, 2003.
11. 11) Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1998-2002. - М.: Дело, 2003. - С.17-18.
[1] Так, на ухудшение политической обстановки в стране в качестве одного из основных факторов общей нестабильности экономики указали половина опрошенных предпринимателей в декабре 2004 г. Проект ассоциации менеджеров России “Индекс деловой активности” (www.amr.ru).
[2] В статье использована новая методика эконометрического исследования — дерево регрессии (rеgressiоn tгее). Расчеты по развитым и нарождающимся рынкам проводились раздельно.
[3] Данная точка зрения разделяется подавляющим большинством pоссийских экспертов.
[4] По некоторым оценкам, “вклад” нерезидентов (прежде всего хедж-фондов) в более чем стопроцентный рост капитализации российского фондового рынка в 2005 г. составляет порядка 70%, однако такая же активность нерезидентов характерна и для других развивающихся рынков.
[5] Начиная с 2003 г. IMD рассчитывает показатель конкурентоспособности, разделяя страны в зависимости от численности населения на две группы. Среди 30 стран с населением свыше 20 млн. Россия занимает 26-е место.
[6] Вступление в ВТО и кооперация с ЕС могут способствовать странам с переходной экономикой и России, в частности построению рыночных институтов.
[7] Рассматриваются только четыре страны-участника СНГ, а именно Россия, Беларусь, Украина и Казахстан.