Интеграция Интернета в литературное образование
СОДЕРЖАНИЕ: Главная проблема дистанционного литературного образования: можно ли обойтись без Интернета? Пока что литературное образование использует Интернет лишь как ресурс. Интернет - не самоценный объект, хотя он и расширяет возможности ученика.Интеграция Интернета в литературное образование
Главная проблема дистанционного литературного образования: можно ли обойтись без Интернета? Пока что литературное образование использует Интернет лишь как ресурс. Интернет - не самоценный объект, хотя он и расширяет возможности ученика, и, шире, читателя. Кстати, он это делает не бесконечно. Существует психологический предел расширяющемуся кругу чтения. Полноценным инструментом литературного образования Интернет сможет стать только тогда, когда предложит принципиально иную концепцию литературного образования.
Однако изменение технологических ресурсов наталкивает на принципиальное изменение концепции литературного образования. Должны при этом измениться приоритеты литературного образования: от читательского творчества - которое очень важное, передает национальные культурные символы и традиции - до ПИСАТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА. Конечно, литературное обра-зование при этом становится более элитарным, однако оно помогает раскрыться в школе тем талантливым ученикам, в которых предполагаемые таланты заложены. Кстати, отчасти это решает и такую скучную и малопоэтичную проблему, как профессиональное определение подростка. Ребенка-графомана родители и родственники зачастую не хотят обидеть. Если же литературный текст вывешен в сети, то сверстники обычно не сдерживают своей иронии, а то и прямых отрицательных высказываний.
Обсуждение ФРАГМЕНТОВ СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА с известным писателем даст для литературного образования ученика совершенно иные ориентиры. Они не замещают традиционного школьного образования, которое вполне может обойтись Интернетом как ресурсом. Напротив, традиционное литературное образование позволит лучше оценить свои творческие способности, оно дает шанс раскрыться тяге к творчеству, к этой мучительно сладкой жизненной потребности. Но известный сто-личный писатель сможет помочь провинциальному ученику ТОЛЬКО благодаря Интернету. Сделать их собеседование доступным и поучительным для многих можно сделать ТОЛЬКО благодаря Интернету. Получить отзывы сверстников на свою Интернет-публикацию в свой гестбук невозможно без Интернета, а в подростковом возрасте сверстники становятся куда более серьезным авторитетом в литературных вопросах, нежели учитель.
Конечно, дистанционное образование невозможно без четко выверенных критериев, без оценки ученического и творческого роста учащихся. Мы считаем, что само участие учащихся в креативном расширении литературного Интернета уже есть великое благо, ничего общего не имеющее с графоманией. Представляется чрезвычайно опасным подходить к литературе как к еще одному предмету, по которому достаточно накопить знания, умения и навыки: мы настаиваем на гуманистическом преподавании литературы. Только свободный обмен идеями, оценками и эмоциями может изменить преподавание литературы, поднять его на качественно иной этап. Однако нам бы не хотелось, чтобы увлечение компьютеризацией гуманитарных наук превратилось в процесс накопления литературных знаний, которые ценны для методистов прежде всего тем, что их легко проверить с помощью компьютерных тестов. Роль компьютеров в литературном образовании на современном этапе достаточно ограничить чтением литературных разделов интернет-газет, созданием электронных библиотек и отслеживанием изменений на персональных страницах любимых писателей. Идею применения литературных тестов для дистанционного образования мы принимаем с большими ограничениями. Можно проверять лишь фактическую сторону: авторов того или иного произведения, имена литературных героев, даты написания и т.п., но это не развивает главного: литературного вкуса, а вслед за этим - личности учащихся. Эта личность оказывается погребенной под свалкой ничего не значащих сведений и фактов.
Именно в этих направлениях - больше креативности, больше авторитетности - авторитет писателя, известного ученого и учителя, авторитетные для определенного возраста мнения сверстников, больше публичности творческих усилий - вот каким нам видится изменение литературного образования, ориентированное на достижения информационного общества.
Б.А. Ланин, доктор филологических наук, зав. лабораторией литературного образования ИОСО РАО