Инвестиционно-строительная деятельность в условиях рыночной экономики
СОДЕРЖАНИЕ: Ряд недостатков в организации управления инвестиционно-строительной деятельностью обусловлен сохранением в переходный период к рынку основных черт традиционной системы централизованно-планового управления.Рыбенцов Александр, Юрист по взысканию дебиторской задолженности
Слабое развитие законодательного и нормативно-методического обеспечения строительного комплекса не оответстветствует новым условиям и требованиям. Ряд недостатков в организации управления инвестиционно-строительной деятельностью обусловлен сохранением в переходный период к рынку основных черт традиционной системы централизованно-планового управления.
Соблюдение строительного законодательства представляется как один из элементов управления инвестиционно-строительной деятельностью в Российской Федерации, несоответствие новым условиям и требованиям является слабое развитие законодательного и нормативно-методического обеспечения строительного комплекса, которое в свою очередь вызвано тем, что ряд недостатков в организации управления инвестиционно-строительной деятельностью обусловлено сохранением в переходный период к рынку основных черт традиционной системы централизованно-планового управления.
Для принципиально нового законодательства существенным становится вопрос о правовой природе инвестиций. Статья 1 Федерального закона от 25.02.1999 г. №39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» , прежде всего, отражает экономическое содержание инвестиционного процесса и вводит новые понятия, такие как: инвестиционная деятельность; капитальные вложения; инвестиционный проект; приоритетный инвестиционный проект; срок окупаемости инвестиционного проекта; совокупная налоговая нагрузка.
Такое экономическое содержание инвестиционного процесса может быть представлено в виде правоотношения, формирующегося на основе инвестиционного контракта, договора долевого участия в строительстве, строительного подряда, соглашения о разделе продукции, сделки по приобретению ценных бумаг или прямого участия в уставном капитале соответствующей коммерческой организации, договоров кредита, лизинга и т.д.. Поскольку в качестве юридического основания для инвестиционного проекта служит какая-либо сделка, то источником правового регулирования инвестиционной деятельности, в первую очередь, являются нормы гражданского права. Тем не менее, инвестиционные проекты находятся под пристальным вниманием государства, что может быть вызвано участием иностранных инвесторов, долгосрочностью капитальных вложений, а также другими обстоятельствами. Следствием государственного контроля над субъектами инвестиционной деятельности является привлечение в качестве источников регулирования инвестиционных отношений норм публичного права, а также императивных норм частноправового характера и, прежде всего, это касается положений о правовом режиме недвижимого имущества.
Из инвестиционных правоотношений различного рода, возможно выделить инвестиционные правоотношения по капитальному строительству. Основанием для такого выделения, прежде всего, является их объект - проектные и строительные работы, вещи, из которых по функциональному признаку выделяются строительные материалы и механизмы, энергия, услуги различного рода, оказываемые строителям организациями, осуществляющими другие виды деятельности .
Особое значение для инвестиционного правоотношения по капитальному строительству имеет его содержание, а именно - права и обязанности его субъектов. Конкретное содержание инвестиционного правоотношения зависит от избранного вида договора и иных обстоятельств, первостепенное значение среди которых имеют возникающие риски, а также цели субъектов, направленные на максимальное снижение таких рисков. Анализ инвестиционного соглашения по капитальному строительству должен способствовать выявлению степени вероятности особо значимых рисков, возникающих в коммерческой практике и возможностей их минимизации: риск выбора контрагента; риск неисполнения договорных обязательств; риск неплатежеспособности; риск несостоятельности (банкротства); риск неполучения ожидаемых результатов; риск причинения ущерба; риск падения кредитного рейтинга; форс-мажорные риски.
Таким образом, инвестиционная деятельность по капитальному строительству представляет собой комплексный в отношении правового регулирования институт, который имеет в своем основании договор, вид которого избирается субъектами инвестиционного правоотношения в зависимости от преследуемых ими целей в соответствии с требованиями российского гражданского права и с учетом международной практики инвестиционной деятельности (инвестиционный контракт, долевое участие в строительстве, совместная деятельность). Наличие у заказчика средств и права распорядиться этими средствами - экономическая предпосылка заключения договора строительного подряда.
Процесс становления рыночных отношений в экономике, прежде всего, связывается с тем, что «главным действующим лицом рыночных отношений, как показывает мировой опыт, должны стать хозяйственные общества и товарищества - проверенный вековой практикой юридический способ предпринимательской деятельности. С его помощью создается новый собственник (юридическое лицо), имущество которого обособляется от имущества учредителей (участников). Это уменьшает их возможный предпринимательский риск, поскольку оставшееся имущество может быть использовано для других целей, в том числе для участия в других аналогичных организациях» . Механизм становления рыночных отношений, возникновение предпринимательских структур в строительной отрасли, особенность подрядного способа ведения работ.
Капитальными вложениями в строительство являются инвестиции в основной капитал (основные средства) строительства, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и других видов работ.
По сведениям Федеральной службы государственной статистики в январе-сентябре 2006 г. введено в эксплуатацию 292 100 квартир общей площадью 26 млн. квадратных метров, что составило 112% к тому же периоду 2005г., в то время как в январе-сентябре 2005г. темп роста жилищного строительства к соответствующему периоду 2004г. составлял 106,7%.
Среди субъектов Российской Федерации наибольшие объемы строительства жилых домов в январе-сентябре 2006 года осуществляются в Москве, где введено 3 548 000 м2 общей площади, в Московской области 2 858 300 м2 общей площади, в Краснодарском крае 1 512 700 м2 общей площади, Республике Башкортостан 1 151 000 м2 общей площади, Санкт-Петербурге 996 000 м2 общей площади, Ростовской области 899 000 м2 общей площади .
Если рассматривать статистику по Федеральным округам России то Центральный Федеральный округ лидирует, здесь введено 9 442 200 м2 общей площади, затем Приволжский Федеральный округ 4 935 400 м2 общей площади, Южный Федеральный округ 4 242 500 м2 общей площади и Сибирский Федеральный округ 2 803 100 м2 общей площади .
В январе-сентябре 2006г. продолжался рост объемов индивидуального жилищного строительства. Населением за счет собственных и заемных средств введено 87 тысяч жилых домов общей площадью 12,1 млн. м2, что составило 109,9% к январю-сентябрю 2005 года. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья составила: в России - 46,7%; в Южном федеральном округе, где строительство частных жилых домов в течение ряда лет является определяющим в развитии жилищного строительства, - 69,7%; в республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан и Тыва, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чеченской республиках, Краснодарском крае, Астраханской, Ленинградской, Оренбургской, Пензенской, Тамбовской и Тульской областях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе - свыше 70% .
При анализе развития законодательства об инвестициях в сфере строительства, можно выделить три этапа его развития.
Первый этап развития законодательства, охватывающий промежуток с 1991 по 1996 гг. Данный этап начинается с проведения экономических реформ и периодом активной приватизации государственной собственности. На этом этапе законодателем не сформировано представление о предмете регулирования, о целях регулирования инвестирования, о методах регулирования строительства. Проводимая в данный период приватизация осуществлялась в условиях практического отсутствия инфраструктуры финансового рынка, развитого законодательства, обеспечивающего защиты прав населения, в той или иной форме участвующего в приватизации, а также пытающегося сохранить накопленные сбережения путем вложения их в сомнительные организации.
Второй этап охватывает период с начала 1996 г. по 1998 гг. На данном этапе происходит формирование инфраструктуры рынка портфельных инвестиций в сфере строительства, складывается система органов государственного регулирования рынка финансовых услуг, развиваются институты этого рынка. Данный период хронологически начинается с принятия Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ О рынке ценных бумаг , а также Указа Президента РФ от 01.07.1996 г. N 1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» (в ред. Указов Президента РФ от 12.04.1999 N 456, от 03.04.2000 N 620, от 18.02.2002 N 184, от 29.11.2004 N 1480), которым было утверждено Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). На этом этапе были приняты также Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг , Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг . Составленная на основе указанных Законов нормативная база способствовала формированию инфраструктуры рынка ценных бумаг и привлечению иностранного капитала.. Сложившаяся в том числе и вследствие недостатков законодательства ориентированность системы на спекулятивных инвесторов в сфере строительства привела в конечном итоге к финансовому кризису августа 1998 г.
Третий этап охватывает преодоление финансового кризиса 1998 г. и устранением причин его возникновения, скрытых в конечном итоге в законодательстве, стимулирующем или ограничивающем то или иное поведение участников рынка.
В законодательство современного периода направлено на защиту прав инвесторов в сфере строительства и его дальнейшее развитие, как института. Речь идет о внесении изменений в действующее законодательство, направленное на повышение прозрачности и определенности для инвестора при решении вопросов, связанных с осуществлением инвестиций в сфере строительства. К таким мерам следует отнести вступление в действие в полном объеме с 1 января 2002 г. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об акционерных обществах . Вносимые в Закон об акционерных обществах изменения и дополнения в целом направлены на повышение роли собрания акционеров, защиту прав меньшинства акционеров, конкретизацию полномочий совета директоров.
Также хотелось бы отметить, что в законодательстве современного периода осуществляется развитие форм и способов осуществления инвестирований в строительство. Данное направление связано с защитой прав инвесторов, поскольку расширение возможностей выбора форм и инструментов инвестирования в строительство создает дополнительные возможности для минимизации инвестиционных рисков за счет расширение инвестиционных возможностей и улучшения инвестиционно-строительного портфеля. К числу таких законов, можно отнести: Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ Об инвестиционных фондах ; Федеральный закон от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О рынке ценных бумаг и о внесении дополнения в Федеральный закон О некоммерческих организациях .
Подводя итог, следует признать дальнейшее расхождение в принципах и формах регулирования прямых и портфельных инвестиций в сфере строительства. Так, например, на первоначальном этапе регулирования законодатель практически не проводил различий между регулированием прямых и портфельных инвестиций в сфере строительства. Принятые в 1991 г. Законы РСФСР Об иностранных инвестициях в РСФСР и Об инвестиционной деятельности в РСФСР не видели различий в регулировании инвестиций, когда инвестор сохраняет контроль за инвестированными им средствами в строительство и участвует в управлении строительных предприятий, созданными с его участием и случаями, когда инвестор заинтересован лишь в получении дохода от инвестировано-строительного капитала и практически не участвует в управлении предприятием. После 1998 г. законодатель начал проводить различия между первым и вторым типом инвесторов, что выразилось в принятии новой редакции Федерального закона от 09.07.1999 г. № 160 Об иностранных инвестициях в РФ и Федерального закона от 25.02.1999 г. № 39 Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений . Постепенно стираются различия в регулировании иностранных и национальных инвесторов в сфере строительства.