Инвестиционный климат в России

СОДЕРЖАНИЕ: Иностранные инвестиции в России в период 1993-94 годов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКОНЫ ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД В РОССИИ

ЧТО СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ПОД ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ?

ОТНОШЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ С РОССИЙСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Н

аша страна в условиях спада производства и сокращения внутренних инвестиций заинтересована в притоке капитала из-за рубежа в самых различных формах. Известно, что, на ряду с преодолением политической и экономической нестабильности, создание надлежащей правовой базы может обеспечить решение важной задачи по привлечению и использованию иностранных инвестиций, прежде всего в производственной сфере . Речь идёт не только о законодательстве об иностранных инвестициях, но и о создании общего режима предпринимательской деятельности.

По надёжности инвестирования, по данным на март 1994 года, которые опубликованы лондонским финансовым журналом “Euromoney”, государства СНГ, и Россия в частности, занимают последние места в перечне.

Место в ранжированном перечне Страна Показатель надежности
март 1994 сент.1993 март 1993
1 1 2 США 96,74
2 8 6 Австрия 96,66
3 3 3 Люксембург 96,38
138 137 149 Россия 25,96
149 146 145 Украина 22,73
145 139 147 Белоруссия 13,75
167 170 169 Куба 10,52

“Показатель надежности” содержит несколько различных показателей: экономическая эффективность, политический риск, обслуживание долга, кредитоспособность, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств. Если говорить о ситуации в России, то размеры инвестиций были незначительными : их общий объем на конец 1993 года оценивался в 2 млрд. $ . Удельный вес предприятий с иностранными инвестициями в общем объёме промышленного производства не превышал 2,5% , в общей численности занятых -0,2% , в экспорте -4% , в импорте -6% .

Кол-во иностранных п/п в России

СТРАНА Количество предприятий В % к общему количеству
США 1107 13,8
ГЕРМАНИЯ 992 12,4
КИТАЙ 527 6,6
ФИНЛЯНДИЯ 518 6,5
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 339 5,0
ПОЛЬША 362 4,5
Другие Страны 1620 51,2

По данным Госкомстата России, для западных инвесторов в первом полугодии 1994 года самыми привлекательными сферами экономики были

Топливная промышленность 132,2 млн. $
Торговля и общепит 35,3 млн. $
Деревообрабатывающая 22,4 млн., $
Машиностроение 21,4 млн. $
Наука 19,5 млн., $
Всё остальное 47,3 млн. $

В наши дни мы стали свидетелями попытки наших предпринимателей привлечь иностранный капитал в экономику нашей страны . В условиях трудного перехода от плановой централизованной системы ведения хозяйства к рыночной экономике без надлежащей правовой базы такая попытка может оказаться не совсем удачной . На международном форуме предпринимателей “ Восточный экспресс в мировую экономику” в Санкт-Петербурге (ноябрь 1991 года) Маргарет Тэтчер справедливо обратила внимание на то, что для действующих на прямую или через совместные предприятия в России иностранных инвесторов главное - это проблема законов и подзаконных актов.

Законы об иностранных инвестициях в переходный период в России

Принятие подзаконных актов, а тем более и законов о допуске иностранного капитала в Советский Союз и условиях инвестиций - дело достаточно трудное и новое. Фактически возможность допуска иностранных инвестиций в страну открылась осенью 1986 г. на основании решения Политбюро ЦК КПСС о возможности создания совместных предприятий. Это решение было связано с двумя постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. № 991 и № 992 “О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями” и “ О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно- техническим сотрудничеством с социалистическими странами”, ознаменовавшими переход к осуществлению реформ в области внешнеэкономической деятельности.

Первые нормативные акты о совместных предприятиях были приняты в начале января 1987 г. К их числу относится Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. “О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов входящие в компетенцию законодательных органов, которые касались налогообложения, пользования землей, недрами и другими природными ресурсами, разрешения инвестиционных споров ”.

Одновременно с Указом 13 января 1987 г. Совет Министров СССР принял два постановления: № 48 “О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ” и № 49 “О создании на территории СССР совместных предприятий с участием фирм капиталистических и развивающихся стран”.

В этих постановлениях были сформулированы основные правила создания и деятельности СП на территории СССР.В дальнейшем в оба постановления вносились существенные изменения, означавшие не только либерализацию условий создания и деятельности СП, но и сближение режимов для предприятий с участием капиталистических фирм и предприятий с участием организаций стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи.

В первом нормативном акте - в постановлении № 49, допустившем прямые иностранные инвестиции путем участия в СП. ограничивалась доля иностранного участия. Она не могла быть более 49% в уставном капитале СП. Затем постановлением Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. № 1405 это ограничение было снято, поскольку предусматривалось, что размер долей советских и иностранных участников в уставном фонде совместного предприятия определяется по договоренности между ними.

Следующий шаг в области допуска иностранных- инвестиций в страну был сделан в новом общесоюзном Законе о собственности от 6 марта 1990 г. и других нормативных актах. Закон о собственности предусматривал не только создание СП, но впервые в советском законодательстве разрешал создавать предприятия, полностью (на 100%) принадлежащие иностранным инвесторам.

Дальнейшей вехой в развитии советского законодательства об иностранных инвестициях стал Указ Президента СССР от 26 октября 1990 г. “Об иностранных инвестициях в СССР” Этот акт в силу своего характера не содержал детального регулирования, но давал определенные направления для развития такого регулирования. что и было осуществлено в последующем законодательстве. В основном Указ предусматривал следующее:

1) создание как совместных предприятий, так и предприятий со 100% участием иностранного капитала;

2) возможность портфельных инвестиций путем приобретения акций и других ценных бумаг советских предприятий иностранными инвесторами;

3) долгосрочную аренду имущества и земли иностранными инвесторами;

4)предоставление иностранным инвестициям не менее благоприятного режима, чем для инвестиций советских юридических и физических лиц;

5) возможность свободного реинвестирования прибыли иностранных инвесторов, полученной в рублях, а также возможность перевода ее за границу;

6) в целях активизации инвестиционной деятельности с участием иностранных инвесторов разрешалось создавать зоны совместного предпринимательства ( в дальнейшем в законодательстве закрепилось применение термина “свободные экономические зоны” , который более соответствовал сущности этих зон).

10 декабря 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон “Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР”. Он определил круг возможных субъектов инвестиционной деятельности, установил, что “основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, является договор (соглашение)” - предусмотрел правило о гарантиях прав инвесторов и защите инвестиций. В большей части положения этого Закона носили доктринальный, а не нормативный характер. Это был комплексный законодательный акт, поскольку в нем содержались положения по инвестиционной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов. Применительно к иностранным инвестициям Закон содержал важные положения о гарантиях, что имело особое значение для создания надлежащего правового климата иностранным инвестициям.

Последним существенным правовым актом в области иностранных инвестиций, принятым органами Союза ССР, был Указ Президента СССР от 17 августа 1991 г. “ Об обеспечении залогом обязательств, возникающих при осуществлении иностранных инвестиций в СССР” В этом акте предусматривалось, что обязательства, возникающие при осуществлении иностранных инвестиций в СССР, могут обеспечиваться залогом любого имущества ( в том числе имущественных прав), за исключением имущества, которое в соответствии с законодательством Союза ССР и республик не может быть отчуждаемо. Для договора залога предусматривалась письменная форма. Договор о залоге недвижимого имущества и прав на него должен быть нотариально удостоверен и зарегистрирован.

Нужно ли специальное законодательство об иностранных инвестициях? В чем причина формирования специального инвестиционного законодательства в СССР, а затем и в странах СНГ?

Изучение опыта других стран показывает, что потребность в таком законодательстве возникает прежде всего в странах с многоукладной экономикой, которые стремятся создать льготный режим, благоприятный климат для иностранных инвестиций. Так было в Африке, где принимались кодексы иностранных инвестиций и иные инвестиционные законы, в странах Латинской Америки, где наряду с законами об иностранных инвестициях (Аргентина, Бразилия) принимались и специальные отраслевые кодексы (например, Нефтяной закон 1958 г. и Горный закон 1965 г. в Мексике). Большое внимание уделяется иностранным инвестициям в законодательстве Ирана, Индии, Филиппин и других стран. Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет. Как правило, к деятельности иностранных инвесторов и к допуску вообще иностранного капитала применяются общие положения гражданских или торговых кодексов, нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность в этих странах.

С юридической точки зрения центральной проблемой обеспечения благоприятного инвестиционного климата является проблема стабильности правового регулирования. Вкладывая свои капиталы, иностранный инвестор хочет иметь гарантию, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем и что любые изменения в законодательстве не ухудшат коммерческие (материальные) результаты его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал, принимая решение о своих капиталовложениях в данный проект по данному соглашению.

Такая гарантия связана с вопросом о незыблемости заключенных с иностранным инвестором договоров, на основании которых он делает вклад. например в СП, осуществляет разведку и эксплуатацию природных ресурсов или иным образом ввозит капиталы в страну.

Мировая практика создания благоприятного инвестиционного климата свидетельствует о том, что необходимо обеспечить инвестору гарантии в случае принятия в стране законодательства, ухудшающего условия инвестирования.

В отношении незыблемости договорных условий обычно в конкретных договорах специально оговаривается, что условия договоров сохраняют свою силу в течение всего срока его действия. Одностороннее расторжение договора не допускается. В Указе Президента России от 24 декабря 1993 г. в отношении соглашений о разделе продукции при пользовании недрами прямо оговаривается, что “внесение изменений в соглашение допускается только по взаимному согласию сторон, если иной порядок не предусмотрен соглашением” .

Для российского законодательства характерна не последовательность в предоставлении льгот иностранным инвесторам .Так, в области налогового законодательства первоначально предусматривалось освобождение предприятий с иностранными инвестициями в течении 2 лет от уплаты налога на прибыль с момента получения объявленной прибыли. Эта льгота была отменена, а затем восстановлена, но только для предприятий, действующих в сфере материального производства и зарегистрированных до 1 января 1992 года.

В законе РСФСР ” Об инвестиционной деятельности в РСФСР ” от 26 июня 1991 года было предусмотрено, что государство гарантирует стабильность прав инвесторов . Дальнейшее развитее законодательства и практики его применения, прежде всего в области налогообложения, показало, что даже в таком ограниченном объёме эта гарантия не применялась.

Что следует понимать под иностранными инвестициями ?

Понятия “инвестиции”, “иностранные инвестиции” можно определять по-разному. Само слово ”инвестиции” английского происхождения (investments) и означает оно “капиталовложения”. Следовательно, термины “инвестиции” и “капиталовложения” - это синонимы.

Говоря об иностранных инвестициях, необходимо прежде всего проводить различия между государственными и частными инвестициями. Государственные инвестиции - это займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляет другому государству. В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и “диагональные “ отношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому.

Под частными понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами, такая связь налицо при суброгации, когда инвестор передает все свои права и требования государству.

Возможна и более сложная конструкция отношений, когда материальные обязательства государства-должника по полученным им кредитам (например. выплата процентов) удовлетворяются за счет полной или частичной стоимости имущественных прав частного инвестора в стране должника (например, предоставление прав на разработку естественных ресурсов).

Формы иностранных инвестиций :

*долевое участие в СП путем создания новых совместных предприятий, а также приобретения доли участия ( паев, акций) в существующих предприятиях;

*участие в приватизации;

*создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору;

*создание банков с иностранным участием;

*приобретение предприятий;

*создание дочерних предприятий, филиалов, представительств;

*приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

*приобретение государственных ценных бумаг;

*приобретение ценных бумаг местных юридических лиц;

*приобретение иных имущественных прав;

*заключение концессионных договоров;

*заключение договоров с юридическими лицами и гражданами принимающей страны;

*осуществление хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах

Национальный режим или режим наибольшего благоприятствования

Принципиальный подход для определения такого режима был выработан еще в общесоюзных Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР. В этом акте было установлено, что правовой режим иностранных инвестиций на территории СССР не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также инвестиционной деятельности советских предприятий, организаций и граждан за изъятиями, предусмотренными законодательными актами Союза ССР и республик об иностранных инвестициях. Аналогичное положение об общем правовом режиме иностранных инвестиций содержится в ЗИИ России.
Речь идет о предоставлении национального режима, т.е. иностранные инвесторы уравниваются в правах с местными инвесторами.

Кто может быть инвестором ?

К числу иностранных инвесторов обычно относят следующие категории субъектов:

1) иностранные юридические лица (включая, в частности, любые компании. фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательство страны своего местонахождения);

2) иностранные физические лица;

а) иностранные граждане;

б) лица без гражданства;

3) отечественные граждане, проживающие за рубежом;

4) иностранные государства;

5) международные организации.

Какие гарантии может дать государство?

Осуществление инвестиций связано с определенным риском для иностранного инвестора. Возможность таких рисков, именуемых часто “некоммерческими”, увеличивается при политической и экономической нестабильности в принимающей стране, при возникновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного положения и т.д. Особо опасна для любого инвестора национализация, т.е. возможность отчуждения его собственности и переход ее в собственность государства, применение иных принудительных мер.
Во внутреннем законодательстве положения о гарантиях формулируются в

* гарантии от изменения законодательства;

* гарантии от национализации и реквизиции;

* гарантии при прекращении инвестиционной деятельности;

* гарантии перевода платежей в иностранной валюте, доходов;

* сумм, полученных при исполнении договорных обязательств;

* сумм, полученных в связи с ликвидацией или продажей;

* компенсаций при национализации или реквизиции;

* компенсаций при возмещении убытков;

* гарантии использования прибылей в национальной валюте каждого государства.

Ограничения для иностранных инвесторов

В настоящее время ограничения участия в приватизации иностранных инвесторов сводятся к трем основным случаям.

1. Участие иностранного инвестора в приватизации объектов предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также мелких предприятий ( со среднесписочной численностью работающих до 200 человек или с балансовой стоимостью по состоянию на 1 января 1992 г. до 1млн. руб.) промышленности и строительства, автомобильного транспорта допускается по решению местных органов власти.

2. Решения о возможности допуска иностранных инвесторов к участию в приватизации объектов и предприятий оборонной промышленности, у которых оборонный заказ составляет более 30% общего объема выпуска продукции, нефтяной и газовой промышленности, по добыче и переработке руд, стратегических материалов, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов, предприятий транспорта и связи принимаются Правительством Российской Федерации или правительствами республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности) одновременно с принятием решения о допустимости приватизации указанных объектов и предприятий. При этом после проведения чекового (денежного) аукциона (конкурса) организаторы направляют в Правительство Российской Федерации и в Федеральную Службу Безопасности Российской Федерации сведения об иностранных инвесторах-победителях торгов. Федеральная Служба Безопасности Российской Федерации вправе в течение месяца предоставить в Правительство Российской Федерации мотивированное заключение о необходимости запрета на приобретение акций, долей паев, имущества указанными иностранными инвесторами. На основании этого заключения Правительства Российской Федерации признает соответствующее постановление.

3. Не допускается использование иностранных инвестиций при приватизации государственных и муниципальных предприятий, которые расположены в границах закрытого территориального образования, кроме случаев, предусмотренных Правительством Российской Федерации. Взаимные расчеты с иностранными инвесторами при совершении сделки осуществляются в рублях или приватизационными чеками.

В связи с осуществлением приватизации в России был установлен особый порядок продажи земельных участков (Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1992 г. “О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам”). Собственник приватизированного предприятия может по своему желанию приобрести земельный участок такого предприятия в собственность или взять в аренду. В соответствие с этим Указом и Земельным кодексом России, который вообще не предусматривает возможности продажи земли юридическим лицам, вопрос о возможности для юридических лиц, в том числе и иностранных, получить право собственности на землю зависит от местных органов власти. Правительство Москвы, например, такой возможности не предусматривает, и земля предоставляется в Москве иностранным инвесторам лишь в пользование, а не в собственность.

В подготовленном в 1995 году проекте Земельного кодекса Российской Федерации предусматривалось, что иностранные инвесторы не могут иметь право собственности на землю.

Учреждение предприятий с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации

* Составление и утверждение учредительных документов

* Устав

* Учредительный договор

* Сбор необходимых документов для регистрации

* Учредительные документы

* Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса или арендный договор на помещение под офис

* Устав иностранного предприятия

* Справка из банка страны инвестора о наличии денежных средств

* Предоставление необходимых документов для регистрации в Регистрационную палату

* Получение Временного свидетельства о регистрации

* Выполнение Временного свидетельства о регистрации

* Выполнение необходимых действий для получения постоянного свидетельства о регистрации

* Открытие счета в банке и внесение средств в уставный капитал

* Постановка на учет в налоговой инспекции

* Получение справки о присвоении кодов из Госкомстата ОКПО и ОКОНХ

* Предоставление в Регистрационную палату документов о выполнении действий для получения Постоянного свидетельства о регистрации

* Получение Постоянного свидетельства о регистрации

Режим внешнеэкономической деятельности и таможенные льготы

С самого начала создания совместных предприятий в СССР для них были установлены особый режим внешнеэкономической деятельности, льготы по таможенному обложению, особый порядок валютных отчислений.

В настоящее время законодательство России исходит из того, что все предприятия с иностранными инвестициями вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут вывозить продукцию без лицензии при наличии трех условий:

1) доля иностранных инвестиций должна составлять более 30%;

2) вывозимые товары должны относиться к числу квотируемых;

3) представлен сертификат установленной формы, подтверждающий, что продукция произведена предприятием.

Количественные ограничения, если они установлены, должны действовать и для предприятий с иностранными инвестициями. Имущество, которое иностранный инвестор ввозит в качестве вклада в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями в пределах установленных учредительными документами сроков для его формирования. и имущество, которое предназначено для собственного материального производства, освобождается от уплаты таможенных пошлин и налога на импорт. Таможенные пошлины не взимаются и с имущества, которое иностранные работники предприятия с иностранными инвестициями ввозят для собственных нужд. Что же касается общего таможенного режима, взимания экспортных и импортных пошлин, то эти вопросы регулируются таможенным законодательством, которое достаточно часто меняется.

Острый вопрос - это возможность распоряжаться полученной предприятием выручкой.

Согласно Указу Президента РСФСР от 30 декабря 1991 г. “О формировании Республиканского валютно резерва в 1992 г.” все предприятия и организации обязаны продавать часть своей валютной выручки для формирования Республиканского валютного резерва. Все 50% подлежащей обязательной продаже валюты они могут продавать по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке России.

Согласно заявлению Правительства России в мае 1994 г. все предприятия с иностранными инвестициями будут иметь право оставлять в своем распоряжении всю сумму валютной выручки от реализации экспорта собственной продукции.

Ликвидация, прекращение деятельности предприятий

Предприятие прекращает свою деятельность в случае реорганизации или ликвидации. Реорганизация проводится по решению высшего органа предприятия. Предприятия с иностранными инвестициями должны ликвидироваться в тех случаях и в том порядке, которые предусмотрены законодательством государства, где было учреждено такое предприятие. К СП , в уставном фонде которых доля государственной собственности может составлять 50% и более, применим закон о банкротстве (Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. “О мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий -банкротов) и применению к ним специальных процедур”.

Предприятие также ликвидируется по решению правления или иного органа предприятия, по решению суда либо арбитража. Специфика ликвидации СП состоит в том, что она может произойти в случае признания предприятия несостоявшимся. Такая ситуация возникает, если каждый из участников не подтвердит, что он внес 50% указанных в учредительных документах вкладов в уставный фонд. И тогда орган, который зарегистрировал предприятие, должен признать его несостоявшимся.

Отношения иностранных инвесторов с российскими предприятиями

Сегодня российские предприятия заняты поиском инвестиций. Многие пытаются найти их через западные фонды. Как строится диалог с потенциальным инвестором ? Что от него ждать? Какую степень активности проявлять в этом диалоге?

Подавляющая часть попыток российских предприятий найти деньги в западных инвестиционных фондах успеха не имеет : отечественные руководители не могут доказать привлекательность своих предприятий в качестве объектов инвестирования . Какова процедура анализа предприятий, предваряющая решение, давать деньги или нет ? Какие факторы наиболее важны для иностранных инвесторов ?

На первом, бумажном, этапе анализируется, в каком секторе рынка работает фирма или, вернее, в каком секторе будет работать требуемый капитал. Примерно 90 процентов направляемых в фонды проектов отбрасывается уже в этот момент - большинство выбранных направлений инвестирования оказывается малоперспективным по чисто объективным причинам. То, что делает инвестор дальше (если проект вызывает принципиальный интерес , - весьма неформальная процедура. Самый первый и самый главный этап - знакомство с руководством предприятия.

Люди, которые инвестируют, пытаются прощупать, понимает ли руководство фирмы, как развивается его отрасль, знает ли, кто его конкуренты, представляет ли, откуда идут угрозы, каковы его возможности, наконец, откуда идут деньги. Ведь многие российские руководители держат у себя такую систему финансового учета, что даже не понимают, на чем они зарабатывают. Скажем, металлообрабатывающая фирма делает трубы разных размеров. Руководство должно знать, какие размеры приносят доход, а какие убыточны. Именно из-за этого многие потенциальные инвесторы с самого начала терпят фиаско в России. “Финансовый человек” смотрит на производство, но ничего не видит. Ему кажется, что он посмотрит счета и извлечет оттуда полезную информацию, но в большинстве случаев он ее не получит.

Если на фирме нет надлежащего финансового учета, значит ли это, что она должна отказаться от мысли найти стратегического инвестора? Многие западные люди достаточно гибки. И здесь могут работать только те, кто понимает бизнес не только через финансы. Здесь нужен инвестор, который придет на фирму и поймет, перспективное это дело или нет, даже не заглядывая в счета.

Некоторые консультационные фирмы вводят в систему критериев фатальные пороки бизнеса. которые полностью препятствую заключению контрактов. К несчастью существуют типы российских руководителей, присутствие которых на фирме является фатальным пороком. Иностранные инвесторы очень боятся “красных директоров”. Это особый тип управляющего, который думает только о том, что ему нужно на какие-то деньги закупить сырье и производить, чтобы загрузить людей работой. Его схема элементарна: покупка сырья - производство - деньги - покупка сырья - производство. Он даже не задумывается, что для того, чтобы в этой схеме как элемент были деньги, он должен производить только то, что будет продаваться. В его понимании деньги сваливаются на него из ниоткуда. К примеру, можно спросить у него, каковы его взаимоотношения с клиентами или поставщиками. Он скажет: “Я думаю только о прибыли, а это все, что меня касается”. И вроде бы это правильно. Но когда его спросят: “Что ты для этого делаешь?” Он ответит: “Я закупаю сырье на три месяца, чтобы знать, что мое производство будет работать”. Этого достаточно - человек абсолютно ничего не понимает. России нужен управляющий, который в состоянии продумать весь процесс. Чтобы продавать и делать качественно, нужно иметь необходимое сырье и знать нужды клиентов. Руководитель должен показать, что у него есть организации, которые поддерживают связь с клиентом, он должен чувствовать, что происходит на рынке, он должен, наконец, иметь связи с поставщиками. На этом этапе анализа отбрасывается еще 50 процентов фирм.

Если инвестора удовлетворяет руководство, что он делаете дальше?

Потом инвестор исследует саму фирму: как она построена, насколько стара, достаточно ли площадей под новое оборудование, где она находится, какие у нее коммуникации. Потом смотрит, как работают сотрудники, разговаривает с ними. Оценивает, понимают ли они, зачем работают, есть ли у рабочих контакт с начальством. Потом необходимо исследовать поставщиков, клиентов, конкурентов. Спросить у руководства, кто они, Поговорить с ними, понять, можно ли иметь дело с такими поставщиками, позвонить нескольким клиентам и узнать, есть ли претензии. Сколько времени уходит на такое исследование? Все это можно сделать за две-три недели. И если создается впечатление, что бизнес перспективный, руководство способное, с инфраструктурой можно работать, конкуренты не такие сильные или эта фирма - самый сильный конкурент, рынок имеет спрос, государство не мешает или помогает, тогда нанимаются специалисты для более глубокого анализа.

Это юрист, специалист по бухгалтерии и консультант по бизнесу. Юридический консультант проверяет устав (правильно ли он зарегистрирован), все лицензии, которые есть у фирмы, не предъявлены ли ей судебные иски, все равно, год или два дня назад. Консультант по бухгалтерии проведет анализ финансовых счетов и покажет, насколько грамотно и законно тратятся деньги. Кроме того, он должен будет ответить, возможно ли привести бухгалтерские книги к мировому стандарту. Если эти два пункта в норме, нанимается человек, хорошо разбирающийся в самом бизнесе. Его задача - найти как можно больше функциональных недостатков в работе фирмы и показать, что эти недостатки некритичны и\или могут быть устранены. После того как его исследование будет закончено, идет разговор о договоре: какие права будут иметь инвесторы, какой процент акций будет продан, как будет распределена ответственность по долгам и, наконец, какова будет цифра инвестиций.

Существует не лишенное оснований мнение, что иностранные инвесторы, даже идя на инвестиционный контакт, не доверяют русским деньгам. Какие средства они используют, чтобы снизить риски прямых инвестиций? Во-первых, стараются как можно четче обозначить направление использования денег. Самый жесткий контроль, который может быть, - это прямая оплата оборудования, закупаемого русской фирмой, иностранным инвестором. Но это вынужденная мера. Иностранный инвестор не чувствует себя в России достаточно защищенным. У него нет никаких гарантий, что, если фирма решить поступать иначе, чем было оговорено первоначально, он сможет законным образом расторгнуть договор и вернуть свои деньги.

Самое главное, нужно понимать, что когда вы ищете прямых инвестиций, вы приглашаете партнера. Иностранцы не только хотят быть в совете директоров, они, как правило, стремятся получить какие-то дополнительные права, страхующие их от непредсказуемого поведения русских. Обычно иностранный инвестор настаивает на создании финансового комитета, который будет контролировать ежегодный бюджет фирмы, обязательный для исполнения генеральным директором. Если директор захочет что-то изменить в бюджете, он должен получить согласие финансового комитета. Этот способ страховки ненадежен. Многие вкладывающие деньги создают структуры для контроля над своими инвестициями, но фактически их не контролируют. Очевидно, что ни один суд не признает право финансового комитета контролировать действия совета директоров. И если последний по инициативе российской стороны захочет что-то кардинально изменить в договоре, то инвестор сможет только прекратить дальнейшие вложения.

Может быть это проблемы несовершенства юридической базы? Нет. Просто на Западе отдельные управленческие подразделения фирмы настолько тесно переплетены, что им не нужны юридические рамки, чтобы избежать разрушительных конфликтов. Ответственность существует на уровне чисто человеческих отношений. В России этого нет. Но к этому надо идти. Заключая сделку, каждая из сторон должна быть готова уступать в интересах дела.

Чтобы иметь возможность корректировать свои отношения с заемщиком, по ходу дела в договор могут быть внесены запрет на продажу акций обоими партнерами до определенного момента и штрафные санкции за несоблюдение бюджета российской стороной.

Какие еще способы страховки используются? Распространенный метод снижения рисков - разделение инвестиций на этапы. Понятно, что руководство хочет получить сразу как можно больше денег, ему лучше спится, когда есть деньги в запасе. А инвестор норовить дать минимум. Он предпочитает делать инвестиции этапами.

Например, чтобы проект прошел, нужно 20 миллионов долларов, но на первый шаг нужно два. Инвесторы готовы вложить 2 миллиона, и если первый этап закончится удачно, продолжить инвестиции в оговоренных размерах. Это очень разумный способ обойти риск. Со временем становится все ясней, насколько эффективно развивается фирма. С первого дня никто не хочет вкладывать 20 миллионов долларов. Но вот что должен учесть русский менеджер. За это снижение риска инвестор должен будет расплатиться. Если он вложит 2 миллиона долларов и ценность фирмы благодаря разумному использованию инвестиций возрастет, то в следующий раз, если нужно будет 8 миллионов долларов, эти деньги будут намного дешевле , акции фирмы будут проданы дороже, поскольку было бы естественным, чтобы фирма что-то получила за снижение риска инвестирования. И квалифицированный инвестор пойдет на это.

На какие проценты на капитал ориентируется иностранный инвестор? Чисто коммерческие инвесторы (то есть такие, которые распределяют только частные деньги) рассчитывают на прибыль 40-50 процентов на портфель инвестиций. У отдельных проектов может быть и стопроцентная прибыль.

На какой срок вкладываются деньги? Как правило, финансовые ресурсы предоставляются с таким расчетом, чтобы через 3-5 лет можно было выйти из бизнеса.

На какую цену денег ориентируются инвесторы? Сегодня цена заемных ресурсов складывается на рынке ГКО - иностранные банки получают там в среднем 40-50 процентов. Как только доходность этого рынка снизится, цена заемных средств опустится до 20-25 процентов. При условии окончательной стабилизации цена ресурсов для крупных предприятий с хорошим текущим положением будет составлять 15-16 процентов.

Каков альтернативный процент для таких инвестиционных потоков? В американском банке сейчас можно получить не более 5 процентов. Инвестируя в американский бизнес - в среднем 10 процентов.

Но у фондов есть и другие возможности. Деньги, которые не ограничены политическими рамками, могут пойти в любое место. Многие инвесторы считают, что самое лучшее место в мире для инвестирования - Китай. В Китае при большой стабильности, огромных денежных потоках и больших единичных вкладах процент на капитал в коммерческом секторе составляет 30-40 процентов.

В Восточной Европе примерно то же, что в Штатах. Если зарабатываешь 10 процентов на среднем риске, то это уже очень хорошо. Риск там больше, чем , допустим , в Китае. На сегодняшний день вложения в Азию наименее рискованны. И дело здесь прежде всего в том, что там много людей, которые хотят работать. Говорят, в России нет инфраструктуры и это препятствует сделкам. Но в Таиланде, там тоже не было инфраструктуры, но развивались там бешено. Трудно позвонить, сложно доехать, но все равно это можно сделать, если есть люди, которые этого хотят.

Можно предположить, что очевидные перспективы роста экономики снижают риски вложения в нее, так что даже одной фирме легче найти инвестора. Инвесторы реагируют на перспективу роста вообще. Те, кто вкладывает деньги непосредственно, конечно, пытаются правильно выбрать фирму. Те, кто вкладывается в фонд, думают о более общих вопросах: что лучше - Китай или Россия. Но если фонд сориентировался на определенную страну, то у каждой фирмы в этой стране повышается шанс получить деньги.

Возникает вопрос почему при таких перспективах в Азии инвесторы все-таки оказываются в России? Можно назвать по крайней мере четыре причины. Во- первых, некоторые фонды стремятся вкладывать деньги в сырьевые отрасли, а таких предприятий в России много. Во-вторых, фонды стремятся “размазать” риски, в том числе политические, вкладывая деньги по всему миру. В-третьих, все-таки российская культура ближе западным людям, чем восточная, и им просто приятнее работать в России. В-четвертых, в некоторых технических областях Россия очень сильна и иностранные инвесторы с удовольствием вкладываю сюда деньги. Например, Sun Microsystem вложила деньги в российскую фирму, занимающуюся разработками в области компьютерной архитектуры.

Мы рассмотрели взаимодействие инвестора и заемщика с позиций инвестора. Но что должен знать заемщик о своем инвесторе? Или человек с деньгами одинаково хорош для предпринимателя, нуждающегося в инвестициях? Скорее всего, что деньги не безличны. Есть умные деньги и есть все остальные. Именно потому, что в России не налажены нормальные функциональные связи на рынках и внутри предприятий, нам нужны только хорошие инвесторы.

Большая проблема России в том, что масса иностранных инвесторов не несет сюда опыта позитивного бизнеса. Во многих инвестиционных фондах в России работают совсем молодые люди, которые только набираются опыта. Их деньги - это не те деньги. которые принесут пользу. Вы получите от них только средства - и больше ничего.

В чем суть понятия “хороший инвестор” ? - Есть классический пример корпорации Lotus. Создатель этой компании , автор идеи электронных таблиц , почти не разбирался в бизнесе . В поисках инвестиций он обратился к человеку, который уже много лет занимался компьютерным бизнесом. Инвестор запросил огромный процент ,но всё равно сделка получилась выгодной . Инвестор предоставил прекрасные контакты , поделился опытом, компания избежала многих ошибок ,которые делают новички . Эти деньги пришли не только с финансовыми ресурсами , но и с пониманием , как нужно бизнес развивать . А это самое главное .

Для России хороший инвестор - человек или фирма с громадным опытом бизнеса. Он должен активно интересоваться вашим делом и знать, что, если понадобится. он может завтра войти в ваш бизнес и управлять им. Хороший инвестор. как правило. не хочет этого, это самое худшее, что может случиться, но он готов на это.

Как должен вести себя заемщик. чтобы разобраться, с каким инвестором он имеет дело?

Надо узнать, кто в этой фирме работает, попросить резюме каждого. Узнать, чем занимались и занимаются, какой у них опыт. Узнать, в какие фирмы уже инвестировали, с какими отношения были разорваны. Вы имеете полное право знать, какие сделки прошли хорошо, а какие нет и почему, если вас это заинтересует. Надо посмотреть годовые отчеты: “Вы мои книги посмотрели. я хочу вашу посмотреть”. Там будет написано, сколько фонд (если это фонд) тратит на собственные нужды, сколько он вкладывает. Может оказаться, что эти люди приехали в Россию для бизнес отдыха, а не для настоящей работы. Потом следует проверить, является ваш партнер активным или пассивным инвестором. Где он проводить большую часть времени, здесь или за границей. Может быть, его интерес состоит только в том, чтобы собрать деньги с западных инвесторов, приехать и вложить их. А что делается с этими деньгами, ему безразлично. Это обязательно надо понять, потому что фонды создаются и умирают постоянно - сотнями, тысячами. И если фонд не хочет отвечать на ваши вопросы, то нужно подумать, с кем вы работаете.

В чем заключаются риски ведения дел с плохим инвестором? Плохой инвестор не будет разбираться в вашем бизнесе. не будет соглашаться на тот бюджет. который вам нужен, даже если вы прекрасно владеете делом и приводите ему самые разумные аргументы. Вы ему что-то объясняете, а он не понимает или не стремится вникнуть, то есть попросту тратит ваше время.

Еще раз подчеркну, что хороший инвестор ведет себя иначе. Он разберется в ситуации и скажет: “Вы знаете, я здесь вижу такие-то недостатки”. Или: “Давайте, я организую вам встречу с людьми, которые в будущем могут стать нашими партнерами, а сейчас могут дать вам рекомендации. как вести дела”. Хороший инвестор приносит намного больше, чем деньги, - связи, возможности, все.

Хороший инвестор:

* готов оплачивать снижение собственных рисков

* активно консультирует заемщика сам и организует ему нужные встречи

* готов при необходимости управлять компанией заемщика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях, когда желательно, с одной стороны, привлечь иностранные инвестиции в страну, а с другой - проводить политику протекционизма возникающему отечественному предпринимательству, необходимо специальное законодательство об иностранных инвестициях, потому что включение иностранного капитала в экономику и хозяйственную деятельность иностранных предприятий будет инородным телом. Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике специальное законодательство должно сохраниться, хотя его значение и удельный вес будут меняться. Если же переход к рынку будет длительным, это законодательство не только сохранится, но и получит дальнейшее развитие, и только в отдаленной перспективе его роль уменьшится, а затем оно станет ненужным.

Списоклитературы

1. Инвестор : Национальная мечта // Эксперт . 1996. № 33,34,35,36,37.

2. Investments in Russia // Aviation Week Space Technology . 1996

3. Яковлева Е. // Инвестиционный климат : тучи сгущаются // Экономика и жизнь. 1993. № 33.

4. Экономика и жизнь // 1990. № 41,42.

5. Ведомости Верховного Совета СССР // 1987. № 2. Ст. 35.

6. Ведомости Верховного Совета СССР // 1990. № 11,44,51.

7. Ведомости Верховного Совета СССР // 1991. № 34. Ст. 979.

8. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. №31. Ст.3136.

9. Собрание законодательства РФ // 1994. №3,30 . Ст.255,1800.

10. Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России // Сборник нормативных актов и документов.Москва.,1995.

11. Экономические газеты и журналы // сентябрь-ноябрь 1996.

Скачать архив с текстом документа