Иранский календарь
СОДЕРЖАНИЕ: План Введение 1 История 1.1 Древнеперсидский календарь 1.2 Зороастрийский календарь 1.3 Календарь Джалали 1.4 Двенадцатилетний животный цикл 2 Современный календарь
План
Введение
1 История
1.1 Древнеперсидский календарь
1.2 Зороастрийский календарь
1.3 Календарь Джалали
1.4 Двенадцатилетний животный цикл
2 Современный календарь
2.1 Реформы начала XX в.
2.1.1 В Иране
2.1.2 В Афганистане
2.2 Названия месяцев
2.3 Сезоны
2.4 Определение високосов
2.5 Дни недели
2.6 Соответствие григорианскому календарю
2.7 Некоторые даты
Список литературы
Иранский календарь
Введение
Иранский календарь или Солнечная хиджра (перс. ) — астрономический солнечный календарь, который используется в качестве официального календаря в Иране и Афганистане. Календарь был разработан при участии Омара Хайяма, и с тех пор несколько раз уточнялся. Он ведёт летосчисление от хиджры (переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 году, но основывается на солнечном (тропическом) годе, в отличие от классического исламского календаря, поэтому его месяцы всегда приходятся на одни и те же времена года. Начало года — день весеннего равноденствия (Навруз, праздник весны).
1. История
1.1. Древнеперсидский календарь
Календарь древних иранцев, как и древнеиндийский календарь, предположительно состоял из шести сезонов, каждый из которых приблизительно соответствовал двум лунным месяцам[1]. Древние персы, придя в соприкосновение с месопотамской культурой, синхронизировали свой календарь с вавилонским. Год начинался в районе весеннего равноденствия и состоял из 12 лунных синодических месяцев (по 29 или 30 дней), насчитывая таким образом около 354 дней. Для компенсации разницы с тропическим годом раз в шесть лет вставлялся тринадцатый месяц.
1.2. Зороастрийский календарь
Предположительно в V в. до н. э. ахеменидской администрацией был введён новый тип календаря — солнечный, устроенный по египетскому образцу с 12 месяцами по 30 дней, никак не связанными с фазами луны и названными в честь почитаемых зороастрийских язатов[1]. Как и в египетском календаре, к 360 дням прибавлялись эпагомены — 5 дополнительных дней. Чтобы приводить в соответствие такой календарь с тропическим годом в 365,2422 дней, каждые 120 лет (по другим данным 116 лет) вставлялись накапливающиеся 30 дней в виде дополнительного месяца. Именно этот календарь стал прообразом современного иранского календаря, а зороастрийские названия месяцев сохранились в нём до сих пор.
1.3. Календарь Джалали
Мусульманские завоеватели, сокрушившие Сасанидский Иран, использовали завещанный Кораном исламский календарь, основанный на годе в 12 лунных месяцев без приведения в соответствие с солнечным годом и ведущий отсчёт годов от хиджры Мухаммада. Этот календарь использовался как официальный во всём исламском мире и сохраняет своё религиозное значение в Иране до сих пор. Между тем совершенная несогласованность его с природными сезонами и, следовательно, сельскохозяйственными циклами, весьма рано заставила мусульманских правителей использовать подобие сасанидского зороастрийского календаря (так называемый хараджи ) с вставными 5-ью днями каждый год и одним месяцем раз в 120 лет для сбора хараджа с подвластного немусульманского населения[2].
В 1079 г. в правление сельджукского султана Джалалуддина Мелик-шаха был принят официальный солнечный календарь, разработанный группой астрономов Исфахана во главе с Омаром Хаймом. Основным предназначением этого календаря была как можно более строгая привязка Новруза (то есть начала года) к весеннему равноденствию, понимаемому как вхождение солнца в созвездие Овна[3]. Так, 1 фарвардина (Новруз) 468 солнечного года хиджры, в которое был принят календарь, соответствовало пятнице, 9 рамазана 417 лунного года хиджры и 19 фарвардина 448 года Йездигерда (15 марта 1079 г.). Для отличия от зороастрийского солнечного года, называемого qadm («древний») или frs («персидский»), новый календарь стали называть jall (перс. ) или malek (перс. ) в честь самого Мелик-шаха. Так же и новый Новруз получил названия Nowrz-e malek, Nowrz-e soln или Nowrz-e amal («Новруз Овна»).
Количество дней в месяцах календаря Джалали варьировало от сроков вступления солнца в тот или иной зодиакальный знак и могло колебаться от 29 до 32 дней. Изначально были предложены инновационные названия месяцев, а также дней каждого месяца по образцу зороастрийского календаря. Однако они не прижились и месяцы стали именоваться в общем случае именем соответствующего знака зодиака. В фарси эти имена представляют собой заимствования из арабского языка.
Несмотря на довольно точное соответствие природным сезонам, календарь Джалали требовал трудоёмких астрономических наблюдений и расчётов, а после смерти его покровителя Мелик-шаха в 1092 г. они фактически прекратились[4]. Тем не менее при его создании была разработана общая формула расчёта високосных лет, в который добавлялся дополнительный 366-й день в году. В общем виде она заключается во вставке 8 високосных дней в 33 года: високосный день вставляется раз в четыре года 6 циклов, а в 7-й он вставляется раз в 5 лет. Потому для государственных и хозяйственных нужд календарь Джалали долго служил в Иране и прилегающих странах.
1.4. Двенадцатилетний животный цикл
В XIII в. Ближний Восток был завоёван монголами, принёсшими распространённый в зоне влияния китайской культуры двенадцатилетний цикл годов, называемых по животным. Монгольское нововведение приживалось не сразу и в конечном итоге животный цикл был инкорпорирован в существовавшую систему, где уже сосуществовали религиозный лунный исламский календарь и солнечный календарь Джалали, с существенными изменениями. Солнечный год Джалали, который полностью совпадал по времени начала лунным, исключался из животного цикла[5].
2. Современный календарь
2.1. Реформы начала XX в.
В Иране
В 1911 году Меджлис (парламент) Каджарского Ирана официально утвердил государственный календарь, базирующийся на календаре Джалали с названиями месяцев в честь зодиакальных созвездий (точнее знаков) и именованием годов по двенадцатилетнему животному циклу. Он оставался в ходу до революции 1925 года.
После прихода к власти шаха Резы Пехлеви 11 фарвардина 1304 г. солн. х. (31 марта 1925 г.) парламент Ирана принимает новый календарь — Солнечную хиджру (перс. ), в котором восстанавливались древние зороастрийские названия месяцев. Не в последнюю очередь принятию этих названий поспособствовал кандидат от зороастрийцев Кейхосров Шахрух, поддерживаемый группой иранских патриотов-мусульман. При этом двенадцатилетний животный цикл был официально запрещён, хотя ещё долго использовался в быту[2].
Новый календарь представляет собой упрощённый вариант Джалали. Первые шесть месяцев в нём состоят из 31 дня, следующие пять — из 30 дней, а последний — из 29 дней в обычные годы или 30 в високосные (перс. ). Большая продолжительность первой половины года соответствует более длинному периоду между весенним и осенним равноденствием. В целом вставка високосов в календаре следует 33-летнему циклу, иногда заменяемому на 29 и 37-летний.
24 эсфанда 1354 г. солн.х./14 марта 1975 года по инициативе шаха Мохаммеда Резы Пехлеви вместо эры хиджры была введена новая эра — шаханшахи (перс. ) «царская» от предполагаемого года вступления на престол Кира Великого (559 г. до н. э.). 21 марта 1976 становилось первым днём 2535 года эры шаханхахи. Это нововведение вызвало неприятие у исламских священнослужителей и было в целом проигнорировано обществом. В 1978 году шах был вынужден вернуть эру хиджры[2].
Хотя революция 1979 г. проходила под знаменем исламизации и отказа от всего, связанного с наследием династии Пехлеви, после её свершения иранский календарь не был изменён и зороастрийские названия месяцев сохраняются до сих пор.
В Афганистане
В 1301 г. с.х./1922 г. по примеру Ирана в соседнем Афганистане, где до тех пор официально использовалась только лунная хиджра, был введён иранский солнечный календарь с зодиакальными названиями месяцев. При том на языке дари они, как и в Иране, называются арабскими названиями, а на язык пашто были переведены дословно.
Изначально, как и в календаре Джалали, число дней месяцев варьировало в зависимости от движения солнца по зодиаку (от 29 до 32). Только в 1336/1957 году была введена иранская система с постоянным числом дней в месяцах, но сами названия месяцев остались прежними[2].
2.2. Названия месяцев
Иранский год начинается в день весеннего равноденствия, отмечаемое как Новруз — самый значительный народный праздник в Иране, Афганистане, также отмечаемый и во многих соседних странах, где однако приняты другие календари.
2.3. Сезоны
Год традиционно делится на четыре сезона по три месяца каждый:
· Весна (перс. [bhr], пушту [psarlai]): фарвардин, ордибехешт, хордад
· Лето (перс. [tbestn], пушту [dobai]): тир, мордад, шахривар
· Осень (перс. [pjiz], пушту [mnai]): мехр, абан, азар
· Зима (перс. [zemestn], пушту [mai]): дей, бахман, эсфанд
2.4. Определение високосов
Високосные годы определяются иначе, чем в григорианском календаре: високосным считается год, при делении числового значения которого на 33 остаток составляет 1, 5, 9, 13, 17, 22, 26 или 30; таким образом, в каждом 33-летнем периоде 8 високосных лет, и средняя продолжительность года составляет 365,24242 дня, что даёт ошибку в 1 день за 4500 лет. Иранский календарь в этом отношении точнее григорианского.
2.5. Дни недели
Неделя иранского календаря начинается в субботу и заканчивается в пятницу — официальный выходной день.
· Суббота — Шамбе (перс. );
· Воскресенье — Йекшамбе (перс. );
· Понедельник — Дошамбе (перс. );
· Вторник — Сешамбе (перс. );
· Среда — Чахаршамбе (перс. );
· Четверг — Панджшамбе (перс. );
· Пятница — Джоме (перс. ) или Адине (перс. )
Названия дней с воскресенья по четверг представляют собой прибавление к имени субботы последовательного числительного: воскресенье — «один-суббота», понедельник — «два-суббота» и т. д. Название пятницы Джоме происходит от арабского слова «собрание» — имеется в виду традиционная пятничная коллективная молитва мусульман.
2.6. Соответствие григорианскому календарю
Звёздочкой отмечены года, в которые Новруз приходится на 20 марта григорианского календаря. В остальные года Новруз — 21 марта[6].
Григорианский год | Год солнечной хиджры |
1999–2000 | 1378 |
2000–2001 | 1379* |
2001–2002 | 1380 |
2002–2003 | 1381 |
2003–2004 | 1382 |
2004–2005 | 1383* |
2005–2006 | 1384 |
2006–2007 | 1385 |
2007–2008 | 1386 |
2008–2009 | 1387* |
2009–2010 | 1388 |
2010–2011 | 1389 |
2011–2012 | 1390 |
2012–2013 | 1391* |
2013–2014 | 1392 |
2014–2015 | 1393 |
2015–2016 | 1394 |
2016–2017 | 1395* |
2017–2018 | 1396 |
2018–2019 | 1397 |
2019–2020 | 1398 |
2020–2021 | 1399* |
2021–2022 | 1400 |
2.7. Некоторые даты
· 12 бахмана 1357 — 1 февраля 1979: Прибытие Хомейни в Иран;
· 12 фарвардина 1358 — 1 апреля 1979: Провозглашение Исламской республики в Иране;
· 12 мордада 1384 — 3 августа 2005: Вступление Ахмадинежада в должность президента.
Список литературы:
1. S. H. Taqizadeh: Old Iranian Calendars
2. Antonio Panaino, Reza Abdollahy, Daniel Balland. CALENDARS на iranica.com
3. согласно Nar-al-Dn s. Zj-e l-n
4. Omar Khayyam. The MacTutor History of Mathematics archive.
5. R. S. Poole, The Coins of the Shahs of Persia. Safavids, Afghans, Efsharis, Zands and Kajars, London, 1887. pp. xviii-xx
6. Persian calendar by Holger Oertel
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Иранский_календарь