Иски

СОДЕРЖАНИЕ: •1. Осуществление прав а) Понятие осуществления права б) Границы осуществления права Формы защиты прав а) Самоуправство б) Государственная защита прав

•1. Осуществ ление прав а) Понятие осуществ ления права б) Границы осуществления прав а

2. Формы защиты прав а) Сам оуправ ство б) Государств енная защита прав

3. Иски

а) Значение иска б) Виды исков

в .) Защита и возражения против иска г) Коллиз ия прав и конкуренция исков

4. Произв одство дел по частным искам а) Произв одство iniure б) Производств о iniudicio

в) В осстанов ление в прежнее состояние (реституция) г) Меры против неоснов ательного отрицания иска и неоснова­тельного предъявления иска

5. Влияние времени на осуществление и защиту прав а) Значение в ремени в прав е б) Исков ая давность

6. Заключение

ИСКИ Б Р ИМСКОМ ПР АВЕ.

Римскому понятию прав а - ius -со от ветствует как смысл право­в ой нормы, прав ового порядка, так; и представ ление о прав е, при­надлежащем отдельному лицу в силу предписаний общего права. Осу ­ществление права состоит в сов ершении лицом действ ий, служ ащих для удовлетворения его положительных интересов ( uti,frui ),з ащи­щаемых правом, и б противодействии нарушению этих прав ( imperare, vetare).

Каждый может пользоватьс я св оим частным правом или отказы­ваться от него. При осуществлении субъ ектом своих полномочий объ­ективное право указ ыв ает ему на необходимость соблюдать границы своего права. Эти границы Гаи очерчив ает в дв ух текстах . В одно м, станов ясь на точку зрения полноты использ ования прав , он гов орит: NULLUS VIDETUR DOLO FACERE ,QUI IU RESUO UTITUR (Никто не счита­ется поступающим злоумышленно, если он пользуется принадлежащим ему прав ом).

В другом он указы вает ,что это осуществ ление прав а должно на­ходить границу в собств енном разу мном интерес е управомоченного лица MALEENIM N0STR Ol URE UT INON DEB EMU S; QUARATIONEET PRO-DIGINTERDICITUR BONORUM SU ORUM ADM INISTRATI 0. (Мы не должны дурно пользоваться этим правом; на этом основании расточителям воспрещается управ ление их имуществом. )

В виде исключения иногда (если того требовали серьезные ин­тересы других лиц), устанавливалась в озможность принудить субъек-

та к использованию своего права. Закон указыв ает на необходимость осуществлять некоторые частные прав а осмотрительно ( civilitermo -do) ,чтобы не вредить другому праву и руков одиться для этого возз­рением o6opOTa( ci vil it er facere ).

Но общее воспрещение злоупотреблять прав ом с единств енной целью вредить дру гим римлянам было неи зв естно. З начительность чужого интереса не влияла при определении границы для осуществ ле­ния права. Состояние крайней необходимости могло прив одить иногда к нанесению кем-либо повреж дений чужому имуществу . Потерпев ший не получал в э том случае иска на в озмещение.

Перв оначально защита частных прав осуществлялась заинтересо­ванным лицом пу тем расправы с нарушителем прав а . Только постепен­но от самоуправства переходят к защите прав через посредство ор­ганов государств а как организова нного аппарата господств ующего класса.

Развитое прав о предполагало , что насильств енные действ ия мог­ли предприниматься заинтересованными лицами в своих интересах лишь в крайних ч резвычайных случаях ак состояние необходимой обороны , когда самоуправ ство было лишь средств ом защиты против неправомерного нападения н аправленного против лица или его иму­щества. Ульпиан повторяет по этому пов оду прав ило Кассия : vimvi ^repellerelicet (насилие дозволено отражать силой). Еще Двенад­цатью таблицами было дозволено убийств о на месте застигнутого во­ра. Против нападений, направленных на отнятие вещей, допускается не только защита, но и самоуправное в озвращение их. Самоуправ ств ом в тесном смысле является и самовольное удов летв орение какого-либо требования Дозв олено задержание беглого должника и арест захв а­ченных им с собой денежных средств для удовлетворения претензий. В этом случае самоуправство допущено как исключение ,единственное и последнее средство охраны интересов. Вообще же действ ия по само­управ ному взысканию были воспрещены декретами 389 года. Кредитор терял свое требование , если он пытался сам овольно получить удов-

летворение. Другой з акон содержал соотв етству ющее распоряжение в отношении лиц, кот орые под предл огом права собственности сам о­в ольно отнимал и у другого лица какую-либо ве щь.Они обязыв ал ись в ернуть ее назад и, если оказыв алось, что захватив ший в действ и­тельности не был ее собств енником ,то он был обязан заплатить еще стоимость в ещи. Исторически процесс развился путем в ытеснения и дисциплинирования перв оначал ьного сам оу прав ств а и прев ращения го­сударством борьбы сторон в рассмо трении споров органам и госу дарс­тва.

По в нешности, магистрат и в классическом праве сохранял за собой ведение только предв арительного процесса, где точно устанав ­лив ались прав овые основ ания спора между сторонами и указыв ал ись средств а его разрешения. Ко этого было достаточно чтобы превра­тить все фазы суда в. орудие классового принуждения и пров одить через суд выгодные для господствующей в ерхушки юридические в озз­рения и нормы. Прав о государств енных судебных магистратов орган и­зов ывать для разрешения ка ждого отдельного спора судебное разби­рательств о присяжных судей ,решаю щих дело по существ у ,назыв ается юрисдикцией ( iurisdictio). В тесном смысле она обозначала содейс­твие магистрата по организации суда ( iudiciuin) по делу и принад­лежала только магистратам, располаг авшим высшей властью ( im peri-um). Магистраты ,которые пользов ались в ысшей властью (консулы,пре­торы) ,имели право организовыв ать суды по спорам частных лиц. Ког­да юрисдикция сосредоточилась в руках претора ,установилось фор­мальное понятие юрисдикции. Судебное разбирательство считалось за­конным ( iudiciumlegiti mu m) ,если оно организов ано в Риме или в пределах перв ого поминального камня от Рима ( domi ), между римскими гражданами, с участием одного судьи, тоже римского гражданина.

Всякое другое разбирательств о , в котором отсутств овало одно из этих требований, считалось в ытекаю щим непосредств енно из в ысшей вл ас ти( iudiciaimperio c on tihent a); к этой юрисдикции общие про­цессуальные прав ила не применялись. Принципиально все дела между граж данами могли разбираться только городскими магистратами Рима или того города, в котором лицо имело прав о гражданств а и свое место жительство-foru moriginis и foru mdomici lii .

INCOLA ET HIS MAQ IS TRATIB US PARERE D EBET, APUDQU 03 INCOLAЕSТ,ЕТ 1 LLI3. АPUD QUOS С 1V1S ЕSТ.(М естны й житель обязан подчи­няться и тем магистратам ,где он проживает ,и тем, где является гражданином. Эти общие прав ила подсудности применялись и в о всех римских провинциях. Однако, для римских граждан была открыта воз-можность требовать перенесения их споров на рассмотрение городс­ких магистратов Рима. И обратно ответчик временно прибывший в Рим имел прав о просить о переносе процесса на место его жительств а. Применялись также правила специальной подсудности по роду дел. (Подсудность по месту исполнения в исках из договоров; по мес­ту совершения деяния при исках о недозволенных действ ах. Одна­ко прав ила подсудности не имели в Риме принудительного характе­ра. Соглашение сторон могло сделать некомпетентного магистра упол­номоченным на организацию суда, прев ышающего его компетенцию. Судьей по всем спорам мог быть вообще всякий взрослый римский гражданин. Обычно его выбирали из лиц, в несенных в особые спис­ки ,составлявшиеся по соображениям политики то из сенаторов, то из всадников. Функционировал судья один ( unusiudex ) или в коллегии и назначался претором индивидуально для каждого дела. Судья ,который мог решать дела по свободному ус мотрениюгЬи tгium, назывался ar­biter и обычно назначался в тех спорах, где дело шло о производс-

тве оценок, устан ов ке меж, разделе.

И сторически в ыработалось раз деление про цесса на две Ф а­зы: а) перед м агистратом -iniure и б ) перед судьей-арud i udice m. Судебная функция магистрата ini ure состояла в обязанности дать правильную юридическую трактов ку спору сторон . В начале республики стороны должны были пользоваться устными формулиров ками, -строго согласов анными с текстом законов, за чем следил претор и почему произво дств о in iure назыв алось легис ак ционны м(lеgis actio ).Ле-гисакционный процесс отличался строгим формал измом и обеспечивал защ иту лишь в пределах узкого круга случаев, подхо див ших под букв у закона. Разв ив ав шийся оборот ,обострявшиеся противор ечия интересов. различных группиров ок рабов ладельцев требовал и более гибкой про­цессуальной защиты. В практике перегринского претора стал склады­в аться новый порядок произв одств а, получивший название формулярно­го процесса, от письменных формул ,которые претор дав ал судье в качестве программы , и ,вместе с тем ,директив ы ,на основ е которой следов ало вынести решение по делу. Преимущество нов ого порядка состояло в том,что претор не был связан буквой закона, а давал формулу или отказывал в ис ке ,исходя из конкретных обстоятельств дела. Учитыв ая запросы жизни ,претор иногда отказыв ал виске,ког­да по букве закона его следовало бы дать, и давал иск в случа­ях.,не предусмотренных законом. Закон Эбуция (середина 2 века н.э.) предостав ил сторонам факультативно пользов аться такого рода формулами; но вскоре формулярный процесс совершенно в ытесняет ле-гисакционный. Власть магистрата застав ить ответчика согласиться на пр оцесс имела решаю щее значение. Еще в эпоху 12 таблиц были ясно видны черты суда как органа принудительного осуществления пра­ва. Отв етчик, которого истец в ызывал в суд,пре дставлял за себя по-

ручителя, который перед магистратом принимал на себя дополнитель­ную ответств енность зa явку ответчика в наз наченный судом срок. Эта гарантийная форма в ызова была лишь прикрыта особым про­изводств ом внешне договорного xapa ктepa-vadimon ium-ответчик представ лял поручителей и обещал явиться в срок. Такое же vadimo -nium применялось , когда ответчик осуществлял указ анное в ыше право перенести процесс к месту его жительства. Позднее э тот порядок в ы­зов а в суд в ышел из употребления и заменялся по виду соглашением отв етчика с истцом о в ступлении его в данное процессуальное отно­шение , а по существ у была установ лена обязанность ответчика в сту­пить в процесс. По римским воззрениям только судебная защита на­личного права дава ла этому последнему настоящую ценность и завер­шение. Но эта защита не связыв алась в представлениях римских юрис­тов неразрывно с самим материальным правом . Только в тех случа­ях, когда орган государства устанавливал возможность предъявления иска (actio ) по делам известной категории , можно было говорить о прав е,защищаемом государством. В этом смысле можно сказать ,что римское право есть система исков .

Иски в ырабатывались в Риме исторически , и их число всегда бы­ло ограниченным. При этом в эпоху формулярного процесса actio не­редко давались там ,где лицо не обладало правом по цивильной сис-

теме, и, наоборот, несмотря на наличие цивильного прав а на иск, пре­торы отказывали в предоставлении формулы для соответств ующего ис­ка. Общее понятие иска дается в Д игестах:Иск есть не что иное ,как прав о лица осуществлять судебным порядком принадлежащее ему требование.

По личности отв етчика иски делились на actiones in pem (вещ­ные иски) и actionesinpersonam (личные иски). В ещный иск направ-

лен на приз нание прав а в отношении определенной вещи ,отв етчиком по такому иску может быть любое лицо, нарушаю щее прав о истца, так как нарушителем права на вещь может оказаться любое третье ли­цо. Actiones inper sonam направ лена на в ыполнение обязательств а о пределенным должником. Обязательств о в сегда предполагает наличие одного или нескольких определенных должников ; только они могут на­рушить прав о истца , и только против них и дав ался личный иск. По объему и цели имуществ енные иски делились на три группы:

l .actionesrei реrз есutоriае-иск и для в осстановления нарушенно­го состояния имуществ енных прав; здесь истец требов ал только утра­ченную в ещь или иную ценность ,поступив шую к отв етчику,

2. acti onespoena les -штрафные иски, цель которых в частном нака­зан ии ответчика. Предметом их служили : а) прежде всего в зыскание частного штрафа и б) в озмещение убытков

о. acti о mixtae - иски, осуществ ляющие и возмещение убытков и нака­зание отв етчика (например: за пов реждение вещи в зыскивалась не ее стоимость , а высшая цена, которую она имела в течение года. Личные иски ,направленные на получение вещей или совершение действ ий, на-зываются condictiones . Личное требование в римском праве рассмат­рив алось с точки зрения кредитора как требов ание принад лежащего ему долга ( debitum) или обязанности должника что-либо отдать или сделать (dare, facere ,oportere ).

Преторский эдикт публиков ал в систематическом порядке форму­ляры отдельных исков . Они излагались применительно к существующей системе правоотношений , для которых вырабатывают ся соответств ующий иск. Естеств енно, в се иски формулярного процесса получили характе­ризующие их с материальной стороны индивидуальные наим енования :ac ti oempti ,actio venditi ,actio prosocio ,rei vindicatio .Индиви-

дуальность этих исков нужно понимать,конечно,не буквально и конкретно, а как обо значение типов крупных институтов. Поль зуяс ь этими формулам и-типами для конкретных лиц и отношений, преторы придавал и искам действительно индив идуальное значение. Дальнейшая классификация римских исков проводилась по системам права,поло­женным в основ ание исков . Раз личались цив ильные иски,основанные на цив ильном праве,и иски гонорарные, или преторские , основанные на преторском праве. Иск, требовательный пункт которого направ лен на утв ерждение существован ия или несу ществования как ого-либо пра­ва, согласно цив ильному прaву,наз ыв ается actio inius concepta . Некоторые иски предоставлялись всякому граж дани ну:например ис­ки, предъяв лявшиеся к тем, кто что-либо постав ил или подвесил так, что оно может упасть на улицу. Они назыв ались actiones popula -гез.Если по образцу уже существ ующего и принятого в практике иска создавался аналогичный ему иск, то перв оначальный иск называл ся actiod irect a, a произв одный - actioutilis .Фиктив ными исками (ac­tionesficticiae ) назывались такие ,формулы которых содержат фик­цию, т.е. указание судьи присоединить к наличным фактам определен­ный несуществующий факт или устранить из них какой-либо факт, а весь случай разрешить по образцу другого определенного случая. Во многих исках судье предоставлялось произносить свое решение в со­отв етств ии с тем,чего требует Ьопа fidеs(добрая совесть). Судья обязывался в этих случаях восполнять предписания действ ующего права, исходя из соображений bonum et aequum , т.е. того , что в обо­роте считается соответствующим справ едлив ости. В кл ассическом пра­в е редко попадаются формулы, в которых не указывалась бы aequi -tas.KbBK принцип решения. Б противоположность им иски более старые назыв ались actionesstricti iuris (строго прав а),при которых име-

ло место более букв аль ное применение з ак она. Нередко с удье предпи­сыв алось в ыносить особое решение, если он не добился от отв етчика выдачи или предъявления предмета спора. Объ ем в оз мещения судья мо­жет определить по св оему усмотрению ( arbitrium), исходя из сообра­жений bo humet ae quu m. Иски такого рода в прав е Юстиниана наз ыв а­ются арбитражными. Предъяв ленный иск ответчик может либо приз нать ,либо оспарив ать. В случая х признания решение дела мо гло последо­вать уже в перв ой стадии производства (in iure ). Институт признания ещ е в 12 таблицах занимал место в процессе, т. к. там упоминался признанный должником долг aes confess um наряду с судебным решени­ем . Когда ответчик отрицал св ой долг, он отв ечал не должен- поп oportere-процесс раз вивался дальше и передав ался iniudicium . Та­кого продолжения процесс не имел , когда ответчик признав ал св ой долг, и за этим следов ало подлежащее исполнению присуждение в пользу истца. Признав ший требование как бы в ыносил решение по собств енному делу.СО NFESSUS PROIU DIC ATOEST QUI QUODAMMODO S UA SENTEN TIAD AM NATU R. Когда отв етчик признавал существ ов ание требо­вания на в ещи, или основание этого требов ания,но не его раз­мер, возникали затруднения. Вопрос разрешался передачей для разре­шения су дьей в следующей стадии-iniudicio . Однако при таком по­рядке против сделанного in iure признания ответчик мог iniudicioвыступать с опровержениями и таким образом обессилив ать его. В последующей четв ерти 2 в ека был принят сенатуск онс ульт, на основа­нии которого выработалось прав ило, что последов авшее iniure приз­нание вело за собой постановление,зав ершаю щее спор по данному пункту, особенно при исках на в ещи. Такое постанов ление окончатель­но устанав ливало право истца на вещь-rem actoris esse . Если ответчик не признав ал иска он мог направить оспаривание

против его основания . Отв етчик мог такж е отрицать факты на которых истец основывают св ой иск, или приводить факты ,исключающие присуж­дение ,даж е в том случае ,если факты ,обосновыв ающие иск ,были в ерными.

В формулярном процессе выработал ась практика помещения в фор ­муле, после интенции (излагав шей притязание истца) ,-эксцепции. Она представляла ссылку на такое обстоятельство ,которое делает непра­вомерным удов летворение иск а,даж е если интенция иска основатель­на. Эксцепции получили значение защиты отв етчик а, который не может поко лебать intentio формулы ,но имеет в озражение ,которо е судья примет во в нимание ,если претор уполномочит его на это. Гай указ ы­в ает, что в руках преторов эк сцепция была могучим средством раз­в ития преторского прав а, преторской помощи и содейств ия.Во в ремена Гая рядом с экс цепци ей, как дальнейшее ее продолжение,появ ляется в формуле иска прескрипция,при которой в озражение став ится не после интенции, а выдвигается как самостоятельный тезис в начале самой формулы и выражается слов ами-еа resagatur si. Таким образом ,в оз­ражение должно быть разрешено как предв арительное услов ие для ре­шения спора по основному в опросу. Некоторые в озражения противопос­тавлялись постоянно и неизменно по требов анию истца (так назыв ае­мые перемпторные или уничтожающие эксцепции. Другие эксцепции действуют только на время или же от действия их истец может изба­виться путем и средств ом,указываемым в содержании самой эксцепции (отлагательные или дилаторные).

Осуществление некоторых прав может происходить не иначе, как задерживая или препятствуя вполне или отчасти осуществ лению дру­гих прав (что называется коллизией прав. Разрешается она в зав иси­мости от отношений „установленных законом между сталкив ающимися

прав ам и в раз личных случаях . В процессуальных отношениях, при иске о собственности ,в ладение предметом спора до процесса определяет положение в ладельца как ответчика, перелагает тяжесть доказ атель­ства на истца. В отличие от коллизии исков конкуренция исков, име­ла место в тех случаях ,когда одно или несколько лиц располагали несколькими исками против одного или нескольких лиц, причем в се эти иски преследовали один и тот же интерес и ту же цель ( eademres) . Удов летв орением одного из этих требов аний уничтожалось дру ­гое требование, так как представ лялось недопустимым дважды удов -летворить один и тот же интерес. Однако если удов летв орение по од­ному иску было неполным, допускалось предъявление в торого иска в пределах разницы. Однако в озможно и другое разрешение конкуренции исков по историческим тра дициям и в зав исимости от характера про­исхождения этих исков (в области делик атных исков существ овала в озможность кумулятивной конкуренции исков, т.е. допускалось од­новременное пров едение дв ух исков, возникших на основ ании одного правонарушения). ПРОИЗВОДСТВО INIUR E

Производств о начиналось с указания истцом иска. Истец еще до вызова к претору знакомил отв етчика с тем иском, который хотел то­му предъявить. Необходимо было подготовить специальные данные, тре­буемые для заполнения формулы, в особенности прав ильно обозначить объект иска, указав его не родов ыми чертами, а в идовым образом. Ис­тец обращался к претору за в ыдачей соответств ующей обстоятельст­вам дела формулы для разбирательств а по ней судьей дела в о в торой стадии. Обычно претор дав ал ее без предв арительного расс ледован ия дела. Ответчик должен был не только явиться с истцом к претору, но и защищать себя надлежащим образом: за ключать дополнительные сог-

лашения (спонзии и стипуляции) ,в ыставлять св ои эксцепции, участво­вать с истцом в состав лении формулы, в ыборе судьи и засв идетельст­вовании спора. Если он не выполнял свои обязанности, то он считался незащищенным in iurе,что влек ло в аж ные последств ия.Явив шись б суд ,ответчик мог оспаривать требов ания истца, подв ергать критике исп­раш иваемую истцом редакцию формулы и делать со св оей стороны предложения, в особенности настаивать на в ключении в формулу в ы­годных для него возражений . Однако окончательная редакц ия формулы не зависела от истца и отв етчика и находилась целиком в руках претора. Претор в письменном в иде предоставлял формулу истцу,кото­рый в свою очередь передав ал ее копию ответчику, который тем самым подчинял себя суду присяжного судьи. Э та операция была зав ерши­тельным актом производств а iniure , назыв аемым засв идетельствов а­нием спора. В случае отказа отв етчика принять формулу он стано­в ился indefensus . Произв одство в перв ой стадии могло тут же и за­кончиться без передачи дела на дальнейшее рассмотрение iniudici­um, если магистрат приходил к в ыв оду,что требован ия истца не обос­нов аны или сам истец признав ал в озражения ответчика. Отказ в иске не был беспов оротным и истец мог вторично обратиться с иском к претору. Если одна из сторон не являлась к судебному разбиратель­ств у до полудня, то дело решалось в пользу прибывшей стороны. Если присяжному судье были изв естны основ ательные причины, оправдываю­щие неявку сторон,то он мог назначить другой день для разбира­тельств а. После пропуска этой отсрочки стороны могли представлять оправ дыв ающие их неяв ку причины, а судебный магистрат был полномо­чен произвести восстановление в прежнее состояние.

Момент контенсации спора устанав ливал процессуальные отноше­ния между спорящими сторонами и тем судьей, который назначен в

ф ормуле для разбора дела. Сам же иск прекращал свое существов а­ние, так как наступало процессуальное погашение иска. С этого мо­мента на ответчика ложится отв етств енность за гибель предмета спора. При иске ,направ ленном на вещь,отв етчик должен представ ить обеспечение при содействии поручителей, что он в ыплатит присужден­ное с него, которое состояло из 3 частей: а) что он исполнит реше­ние, б) что он будет надлежа щим образом защищаться.в ) что он не бу­дет поступать и не поступал злоумышленно. При личных исках обязан­ность предоставлять обеспечение наступала только в в иде искл юче­ния по отношению к подозрительным отв етчикам и при изв естных при­вилегированных требов аниях. ПР ОИЗВОДСТВО INIU DIC IO

Гай сообщает, что стороны при легисакционном процессе,после назначения судьи, в заимно в ызывали друг дру га яв иться к э тому судье на третий день. Сохранился ли этот срок для формулярного процесса неизв естно. Перед назначенным присяжным судьей процесс разв ив ался в св ободной устной форме и при господств е принципа св ободной оценки доказательств. Такими доказательств ами служили св идетели, св едущие лица, осмотр на месте, документаль ные дан­ные, присяга. Св идетелей обыкнов енно допрашив али под присягой. Реше­ние спора зависело от того, доказали ли стороны св ои утв ержде­ния. Предметом доказывания служили только спорные факты. Истец должен был доказать те факты, которыми обосновывал иск, а отв ет­чик-факты, на которых он основывал свои в озраж ения. Обеим сторонам дав алось право представить суду свидетелей, которые в ыразили сог­ласие явиться. Присяга, как средств о решения дела, не применялась, но для подтверждения отдельных фактов суд мог обязать одну из сторон принести присягу. Судьи поступали здесь по св ободному усмотрению и

в ыбирали ту сторону, к оторая была и лучше осведомлена и заслужива-ла доверия. В нешними рамками деятельности судьи в о второй стадии процесса всегда оставалась переданная ему претором формула. Судья обязан был принять ее в данной формулиров ке, хотя бы она и заклю­чала в себе какие-либо ошибки . Ошибки могли зак лючаться в превыше­нии или понижении требов аний к отв етчику со стороны истца-pi из или minuspetitio .В сякое превышение истцом действ ительно принад­лежащих ему прав влекл о для истца невыгодные последствия, т. к. преув еличенный требовательный пункт интенция-оказывался ложным и неподтв ержденным, а формула обязывала судью в таком случае осв обо-дить ответчика. Начать дело в новь препятств ов ало исключающ ее дейс­твие последовав шего решения. Чтобы избежать невыгодных последств ий запроса существов ало лишь одно - вв ести в формулу прескрипцию в пользу истца, предупреждающую судью о в озможности дальнейшего уточнения истцом своих требований. Особенностью римского процесса является денежный характ ер присуждения. И только в императорскую эпоху отступили от принципа обязательной денежной кондемнации, ус­тановив, что если предметом иска яв ляется определенная в ещь, то от­ветчик присуждается к ее в ыдаче. Решение дела судьей во в торой стадии влекл о за собой погашение процесса: процесс,доведенный до решения, не мог быть внов ь начат. Судебное решение заканчивает про­цесс и может быть освободительным или осудительным. Законная сила судебного решения осуществ ляется двумя средствами: а)Ис тцу дается в место прежнего иска новый-бесспорный иск о выполнении реше­ния, содержание которого определено судебным решением. б) Каждой из сторон дается exceptio rei iudicatae ,если против ная сторона пыта­ется вторично возбудить решенный уже судом спор (в озбуждение того же притязания, когда отыскив ается тот же предмет на основание того

же сам ого права , имеющего тождественное основ ание; м ежду теми же лица ми (к тем же лицам причисляются также унив ерсальные или даже сингулярные преемники)ал ьнейшим выв одом и з основного прав ила было распространение содержания судебного решения только на участников первого процесса и их правопреемнико в.

Если отв етчик отрицает законную силу судебного решения, он мо­жет против него защищаться . В кл ассическую эпо ху сторона могла при нал ичии уважительных обстоятельств испросить у претора restitutio ini ntegr um( восстановление в первоначальном состоянии.) . В импера­торскую эпоху можно обжаловать судебное решение в в ысший орган (аппеляция) ,однако с риском быть присужденным в двойном ра змере в случае проигрыша дела. Если же ответчик не за щищается и не пла­тит, истец может произв ести принудительное в зыскание с помощью ас- tioiudi cati .В зыскание могло иметь личный харак тер ( содержание должника под арестом до уплаты или отработки долга- executio per­sonalis) или же имуществ енный характер. Б последнем случае креди­торы вводились в о владение имуществ ом должника.

Классическое прав о не знало обжалов ания судебного решения в собственном смысле слов а. Сторона просила об уничтожении наступив ­ших юридических последств ий, в озв ращении в перв оначальное положе­ние. Применение этого экстраординарного средства произв одилось как по просьбе сторон, так и по собств енному усмотрению маг истрата в, целях защиты верхушки господствующих кл ассов . Истец, получивший реституцию, должен был в ернуть отв етчику в ыгоду ,полученную от по­гашения юридического отношения. При применении реституции против судебного решения решение считалось несостоявшимся и начинался новый процесс. Меры против ответчиков, неоснов ательно отрицавших иск,ф ак ти-

чески в сей тяжестью ложились на бедняков , не имев ших возможности собрать или сохранить доказательств а, но ,конечно, не на з натных лиц. В принципе ответчик, неосновательно отрицавший притяз ания ист­ца, платил штраф и присуждался в дв ойном размере требуемого от не­го истцом. Значительное число исков в лекло за собой для проиграв ­шего отв етчика еще и граж данское бесчестие. М ало значения придава­лось тому ,действов ал ли ответчик ,будучи уверенным в своем прав е, или без такого убеждения. Истец, в случаях, когда отв етчик, несмотря на приказ судьи, не в ыдает или не предъяв ляет того, что требует­ся ,может подтв ердить размер своего интереса присягой-iu siura nu minIitem . Для в оздейств ия на истцов ,неосновательно предъ яв ляющих иск, были установлены меры, но эти меры не устанав ливали действи­тельной гарантии интересов ответчиков бедняков , так как применение их зависило от суда: 1. Отв етчик мог потребов ать от истца специаль­ной штрафной стипуляции. Тогда истец, в случае проигрыша, подв ер­гался тому же штрафу, который он сам обязывал отв етчика платить в случае проигрыша последним дела. 2. Отв етчик мог со св оей стороны просить истца принести присягу в том, что он,истец,действует доб­росовестно,- iusiurandum calu mniae . 3. Претор рассматрив ал как де­ликт преторского права тот случай, когда истец предъяв лял иск из : одного только намерения вести процесс, зная,что утв ерждаемое им право в действительности не существует. Но если эти меры не были приняты заранее,то все же проигравший истец подвергался преследо­в анию со стороны своего ответчика. Штраф, которому подвергался прежний истец, оценивался в одну десятую спорного иска. Постепенное исчезновение штрафов объясняется заменой их возложением на проиг­равшую сторону судебных издержек. Исковая давн ость означает погашение в озможности процессуаль-

ной защи ты прав а вследст вие того, что в течен ии известноговр-меки та kая защита не была осуществ лена заи нтересов анным лицом.Класси­ческое прав о знало лишь зако нные сроки для нескольких исков , т.е. сам о право действ ует в течении определенного в ремени.В 5 веке бы­ла вв едена исковая дав ность почти для личных исков и исков, на ве­щи. При Юстиниане все иски подлежали давности и назывались ac tio -nез per petuae, ecли погашались через. 30 лет, и actiones te mpora -1ез, ес ли сроки погашения были короче. Начало исковой давности ус­танав ливалось с момента в озникновения исков ого при тязани я, в част­ности: 1 .При праве собств енности и других прав ах на вещи с момен­та нарушения кем-либо го сподств а лица над в ещью. 2.При обязатель­ств ах не делать чего-либо - когда обязанный субъект сов ершал действ ие ,противоположное принятой обязанности. 3. При обяз ательст­вах что-либо сделать - когда в озникала возм ожность немедленно требов ать исполнения обязанности от обязанного.

Приостанов ление исков ой дав ности означало, что ее течение в ре­менно приостанавлив ается по какой- нибудь причине; нап ример ввиду несов ершеннолетия лица, либо юридических препятствий для предъяв­ления иска. Устранение этих основ аний в озобнов ляло течение исково й давности, а истекшее до приостанов ления время зачитывалось в общий срок давности.

По истечении срока давности отв етчик мог против опостав ить эксцепцию всякой попытке истца осуществить судебным порядком по­гашенные дав ностью притязан ия. Судья по собственной инициатив е не учитыв ал давность, если этого не требов ало обязанное лицо. По исте­чении законного срока исковой дав ности уплата долга не яв ляется обязательной для должник а дет как бы уплата уже не должного). Проведенные исследования показыв ают какую громадную роль иг-

рают иски в жизни прос того римс кого гражданина. С рож дения и до самой смерти его права находили з ащиту от нарушения в ис ках. С появлением исков появилась воз можность цивилизованного решения конфликтов сторон, без самоуправства и нас илия. Правово й поря­док решения тяжб прочно вошел в римскую жизнь.

Список исполь зуем ой литературы 1. И.Б. Новицкий Римское право, издание 4, Мос ква, 1993

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОММЕРЦИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО:

ОЭТ

ТЕМА:

Г ОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

СТУДЕНТ ГРУППЫ ФАКУЛЬТЕТА М ЕНЕДЖМ ЕНТА: Д-21 ТОМИЧ ДАРКО

ПРОФ. ИСЛАМОВА А. Д.

МОСКВА, 1996

1 РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ

В плановой экономике государственное управление играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. Через систему директивных адресных заданий государственные органы определяют основные хозяйственные связи и параметры деятельности каждого предприятия; объем и основной ассортимент производимой продукции, цены, поставщиков средств производства и потребителей готовой продукции. До предприятий доводятся директивные задания по повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции, по внедрению новой техники и формированию фонда оплаты труда и т.п. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип максимальной возможности: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться государственными органами.

В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа необходимости: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том, какие именно экономические процессы могут эффективно регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому в отдельных странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени

экономической самостоятельности предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в разных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой она всегда выполняет вспомогательные функции.

Изменение основополагающего принципа формирования системы государственного регулирования - одно из главных стартовых условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система характеризуется двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер. Степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования.

На этапе перехода к рынку роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обусловливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во-вторых, переход от планового хозяйства к рыночному происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи, можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функция по созданию условий эффективного функционирования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей. Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственника и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т.п., содержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям

рынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению и т.д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как массовая приватизация государственной собственности.

Правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, формируя у хозяйствующих субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Однако новое хозяйственное право, создаваемое в сжатые сроки на начальном этапе перехода к рынку, не апробировано практикой и уже в силу этого несовершенно. По мере развития переходной экономики это несовершенство становится все более очевидным, возникает необходимость существенных корректировок хозяйственного законодательства. Таким образом, объективное противоречие между требованием стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования становится в переходной экономике необычайно острым. Это осложняет реализацию функции правового обеспечения экономики. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы хозяйствования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект вносимых изменений с ущербом от нарушения правовой стабильности.

В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного типа, реализация данной функции приобретает здесь особенно важное значение.

Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких

темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально-экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов. Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.

Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки зрения распределения ресурсов в тех случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих случаях государство берет на себя функцию

корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных и квазиобщественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования.

Отметим, прежде всего, что для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологические проблемы, перешедшие по наследству от административно- командной системы. Для их решения необходимо резко ужесточить ограничения на вредные выбросы, значительно повысить налоги на производителей, использующих экологически опасные технологии, и т. п. Однако производители в массе своей технологически не готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним эффектом. Поэтому попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в значительное сокращение объема производства, что усилит экономический спад, характерный для начала переходного периода. Решение проблемы вялится на путях постепенного ^ ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за несколько лет объявленными очередными изменениями экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и т. п. Это позволило бы предприятиям заранее приспособиться к грядущим изменениям и отреагировать на них внедрением экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства.

Регулирование процесса перераспределения ресурсов в производство общественных и квазиобщественных благ (национальная оборона, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т.п.) в переходной экономике осложняется из-за высокой инфляции. Как известно, от высокой инфляции больше всего страдают лица с относительно стабильными номинальными доходами, к которым, в частности, относятся работники бюджетных отраслей. Начинается перетек квалифицированных научных, педагогических и др. кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того, чтобы воспрепятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элемен том политики перераспределения ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции.

Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется, главным образом, посредством традиционных методов бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что высокие темпы инфляции сочетаются здесь с глубоким экономическим спадом. В этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно-денежная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции. И наоборот, ужесточением денежно-кредитной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению кризисного падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.

На более поздних этапах переходного периода по мере преодоления экономического спада и снижения инфляции все более актуальной становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной науки и образования, что способствует ускорению НТП,. уменьшить тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно-денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций.

2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.

Административные или прямые методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги - типичные методы . административного регулирования в плановой экономике- лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в задан- лом ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические или косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение -налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки

процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной, политики. Просто снижение

налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов-например решение об изменении налоговых ставок о предоставлении налоговых льгот или продаже центральным банком государственных облигаций. В этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время, любой административный регулятора прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение- цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические- методы от административных. Разграничение между ними- принципиально важно с точки зрения природы рыночных отношений.

Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, . например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать

на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения: или сокращения выпуска. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.

Разрушение системы административно-командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы - необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов, то есть предоставление хозяйствующим субъектам свободы в формировании цен, определении объема и ассортимента выпускаемой продукции, установлении хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.

Для того, чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформы может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. Так, в большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР на первых этапах реформы государство административно устанавливало цены на энергоносители и некоторые продовольственные товары (хлеб, обезжиренный творог, молоко и некоторые другие). По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами урегулирования государство постепенно сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.

Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные

стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию или рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п.,

ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используются административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты и т.д.

Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой систем.

Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельности широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя нормы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами, центральный банк получает возможность проводить активную кредитно-денежную политику.

Важнейшими элементами налоговой системы, формирующейся в переходной экономике, являются подоходный налог, налог на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость.

В плановой экономике подоходный налог, как правило, был пропорциональным, взымался по одинаковой налоговой ставке независимо от размеров личного дохода. Это было оправдано в условиях, когда дифференциация доходов ограничивалась административными методами. В условиях рынка дифференциация доходов населения значительно повышается. Поэтому для переходной экономики, как, впрочем, и для развитого рыночного хозяйства, более

приемлемым является прогрессивный подоходный налог, который обеспечивает переложение определенной части налогового бремени на более обеспеченных людей и сглаживает разрыв в жизненном уровне различных слоев населения. Социальная ориентированность налогообложения личных доходов усиливается посредством системы налоговых льгот и преференций социально-незащищенным слоям населения. Так, по Российскому налоговому законодательству для участников войны, инвалидов, граждан, имеющих детей и содержащих иждивенцев, устанавливается более высокий необлагаемый налогом уровень дохода. Не облагаются налогом пенсии и пособия. Предоставляются налоговые льготы многодетным семьям, одиноким матерям, имеющим двух и более детей, и т. д. Налог на прибыль предприятий приходит на смену индивидуализированным нормативам, на основе которых определялись отчисления от прибыли в бюджет в дореформенной экономике. Эти нормативы дифференцировались в зависимости от прибыльности предприятий. Более прибыльным предприятиям устанавливались соответственно и более высокие нормативы отчислений в бюджет. Это снижало заинтересованность предприятий в получении прибыли. В таких условиях само введение единого пропорционального налога на прибыль оказывает стимулирующее воздействие, усиливая влияние рыночной конъюнктуры на поведение производителен. Система льгот по налогу на прибыль, установленная для ряда приоритетных отраслей (пониженные ставки налогообложения, вычет из облагаемой прибыли средств, направляемых на техническое перевооружение и расширение производства) позволяет стимулировать прогрессивные структурные сдвиги в экономике.

Налог на добавленную стоимость заменяет так называемый налог с оборота - основной вид налога в дореформенный период. Налогом с оборота облагались по преимуществу только потребительские товары, причем по высоким и сильно

дифференцированным ставкам. Это способствовало усилению структурных диспропорций в экономике, в частности гипертрофированному развитию производства средств производства за счет предметов потребления.

Налог на добавленную стоимость исчисляется по одинаковой ставке для всех производителей товаров и услуг. Это позволяет более равномерно распределять налоговое бремя, избегать диспропорций в уровнях цен на различные товары и других структурных диспропорций. В то же время некоторые особо значимые для народного хозяйства и массового потребителя виды товаров и услуг могут облагаться налогом по пониженной ставке или вовсе освобождаться от налога на добавленную стоимость, что стимулирует ускоренный рост в соответствующих отраслях.

Создавая новую систему государственного регулирования в переходный период, следует иметь в виду. что чрезмерно интенсивное использование экономических методов управления ослабляет эффективность рыночных механизмов и способно нанести экономике не меньший вред, чем увлечение административными методами. Так, например, стремление сократить дефицит государственного бюджета за счет увеличения налогов окажет дестимулирующее воздействие на предприятия и отдельных работников, что может затруднить преодоления спада в переходной экономике. Существенное расширение системы налоговых льгот и преференций искажает систему народнохозяйственных пропорций, адекватных закономерностям рынка, и может вызвать серьезные структурные диспропорции. Чрезмерная активизация кредитно-денежной политики с целью стимулирования деловой активности чревата резким увеличением темпов инфляции. Сфера распространения и интенсивность использования любых, в том числе и экономических, методов государственного

регулирования в переходной экономике должна быть строго ограничена. Их применение допустимо лишь там и лишь в той мере, в какой рыночные регуляторы не справляются с Лощением жизненно важных социально-экономических проблем.

Государственное регулирование экономики осуществляется различными институтами. Кредитно-денежное регулирование возлагается на центральный банк. Фискальное и бюджетное регулирование является прерогативой законодательных властей (парламент, дума), которые утверждают основные виды налогов, нормативы налогообложения, основные статьи доходов и расходов госбюджета. Особый орган несет ответственность за антимонопольное регулирование (в России это Госкомитет по антимонопольной политике). Целый ряд министерств и ведомств осуществляет разработку разнообразных нормативов и стандартов, регулирующих различные социально-экономические процессы, протекающие в рамках народнохозяйственного комплекса страны.

Рассогласованные действия различных институтов, регулирующих экономическую активность, могут нанести существенный ущерб народному хозяйству. Например, многие экономисты полагают, что острейшие социально-экономические проблемы, с которыми столкнулась Россия на начальных этапах перехода к рынку, в немалой степени были усугублены несогласованностью фискальной и кредитно-денежной политики. Высокие налоги и высокие нормативы обязательных отчислений в централизованные фонды (соцстрах, пенсионный фонд и т. п.), установленные с 1992 г., были призваны сократить дефицит госбюджета и тем самым сдерживать . инфляцию. Но одновременно это оказывало дестимулирующее воздействие на производителей, снижало их заинтересованность в развитии производства. В то же время мягкая кредитно-

денежная политика (обилие льготных кредитов Центробанка, низкая учетная ставка процента, периодические компании по взаимозачетам долгов предприятий и т. п.) имела . целью стимулировать производство. Но в тоже время такая политика способствовала раскручиванию инфляционной спирали. Результатом сочетания сдерживающей фискальной и стимулирующей кредитно-денежной политики в 1992-1993 гг. было углубление стагфляции - одновременное повышение темпов инфляции и сокращение производства.

Необходима координация деятельности различных государственных институтов по регулированию экономики на базе четко определенных целей и приоритетов - социально-экономического развития. Эта задача решается посредством экономического программирования.

Экономическое программирование является особым методом регулирования, который нельзя отнести ни к экономическим, ни к административным методам. Программирование вбирает в себя и те, и другие, придает разнообразным инструментам регулирования целенаправленный характер, координирует их применение для достижения заданных программной целей, приоритетов, структурных пропорций.

Разработка программ социально-экономического развития осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Но на этапе перехода к рынку значимость данного метода регулирования экономики особенно велика. Это связано с тем, что переход от плановой экономики к рынку не может произойти сам по себе, без активного участия государства в демонтаже прежнего хозяйственного механизма и в создании инфраструктуры рынка. Для выполнения такой работы нужен план, программа перехода к рынку с выделением промежуточных этапов, определением целей и задач каждого из них, с развернутой

разработкой системы мероприятий, комплекса инструментов регулирования экономики необходимых для успешной реализации ближайших этапов программы. В рамках общей программы перехода к рынку могут разрабатываться частные программы развития отдельных экономических процессов, институтов, регионов и т. п.. Например, Государственная программа приватизации, программа государственной поддержки малого предпринимательства, программа конверсии военного производства и др.

Литература:

1. Экономика переходного периода. Под редакцией В.В.Радаева, А.В.Бузгалина - Москва: Издательство МГУ

2. Экономика. Макконнелл Кэмбелл P.,Брю Стек ли Л. Перевод с английского. - Москва: Республика, 1992 г.

3. Экономический образ мышления. Хейне Пол. - Перевод с английского. -Москва: Издательство Дело, 1992 г.

Скачать архив с текстом документа