Исполнение решиний по семейным спорам
СОДЕРЖАНИЕ: Сигналова Елена 42 группа Исполнение решений по делам, возникающим из семейных правоотношений. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится судебным исполнителем в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Сигналова Елена
42 группа
Исполнение решений по делам, возникающим из семейных правоотношений.
Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится судебным исполнителем в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Если родитель (другое лицо, на попечении которого находится ребенок) препятствует исполнению судебного решения, к нему применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.
Принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел.
При невозможности исполнения решения суда о передаче ребенка без ущерба его интересам ребенок может быть по определению суда временно помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исполнение решений осуществляется в соответствии с нормами ГПК и действующего Закона об исполнительном производстве. Последний, в частности, устанавливает:
а) что исполнение решений суда осуществляется добровольно либо принудительно (судебными приставами-исполнителями);
б) порядок исполнения исполнительного документа, вынесенного судом на основании своего решения (ст. 73);
в) порядок покрытия расходов по совершению исполнительных действий (ст. 82-84);
г) ответственность за неисполнение решения суда (ст. 81) и т.д.
Принудительное исполнение решений суда, связанных с отобранием производится судебным приставом-исполнителем:
1) с обязательным участием органа опеки и попечительства. Последнему направляется постановление судебного пристава-исполнителя о дне и месте совершения исполнительных действий;
2) с участием лица, которому ребенок должен быть передан в соответствии с решением суда;
3) с участием представителя органа внутренних дел (если это вызывается необходимостью, например, в целях предотвращения насильственного удержания ребенка).
Забота о детях, их воспитание являются согласно Конституции Российской Федерации правом и обязанностью родителей. В свою очередь, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38). Данные положения воспроизведены в нормах Семейного кодекса Российской Федерации: родители обязаны содержать несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Родители не освобождаются от этой обязанности и после лишения их родительских прав, а также когда дети помещены в детские учреждения и находятся на полном государственном обеспечении (п. 2 ст. 71, ст. 84).
В случае невыполнения родителями обязанности по содержанию несовершеннолетних детей Федеральная служба судебных приставов как орган принудительного исполнения призвана обеспечить соблюдение прав граждан на получение алиментов посредством применения к должникам мер принудительного исполнения, предусмотренных Федеральным законом Об исполнительном производстве.
К исполнительным документам о взыскании алиментов относятся:
- исполнительные листы, выданные на основании судебных актов;
- судебные приказы;
- нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов.
При взыскании алиментов на несовершеннолетних детей исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению до достижения ребенком 18-летнего возраста.
После совершеннолетия ребенка к исполнению принимаются исполнительные документы о взыскании алиментов только при наличии задолженности. В этом случае срок предъявления к исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов, выданных судами общей юрисдикции, определяется сроком, установленным для всех исполнительных документов судов общей юрисдикции, т.е. три года
Исполнительный документ о взыскании алиментов предъявляется взыскателем в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту жительства должника, по месту его работы или по месту нахождения его имущества.
При получении исполнительного документа о взыскании алиментов, соответствующего требованиям ст. 8 Федерального закона Об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает его к исполнению и в трехдневный срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель не устанавливает должнику срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, так как они подлежат немедленному исполнению.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня со дня его вынесения направляется заказной почтой или вручается лично должнику, а также направляется взыскателю и в суд, выдавший исполнительный документ.
После возбуждения исполнительного производства по взысканию алиментов судебный пристав-исполнитель немедленно принимает меры к установлению места жительства, работы, источников дохода должника и его имущества (при наличии задолженности). В этих целях в день возбуждения исполнительного производства следует направить запросы в налоговый орган и отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации должника и незамедлительно осуществить выход по месту жительства должника.
С целью установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель направляет запросы в отделения Сберегательного банка России или иные кредитные организации, органы ГИБДД, органы Федеральной регистрационной службы и другие органы.
При взыскании задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей, для определения видов заработков или доходов, на которые следует обращать взыскание, нужно руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841 О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (в редакции от 6 февраля 2004 г.).
С советских времен профессия судебного пристава неразрывно ассоциировалась с взысканием алиментов. С тех пор задач и функций у судебных приставов существенно прибавилось, но взыскание алиментов на несовершеннолетних детей продолжает оставаться одним из важнейших и самых трудоемких направлений работы Федеральной службы судебных приставов.
Несмотря на позитивные изменения в обществе и общий рост благосостоянии российских граждан, сознательность многих из них по отношению к своим родительским обязанностям все также оставляет желать лучшего. По-прежнему, большинство «алиментщиков» вспоминают о своих детях и о необходимости им помогать, только получив по повестке судебного пристава.
Количество исполнительных документов о взыскании алиментов год от года хоть и не увеличивается, но остается стабильно высоким. Так, в I полугодии 2009 года на исполнении в территориальных органах ФССП России находилось 1,4 млн. исполнительных производств о взыскании алиментов, из них было завершено 448 тыс. исполнительных производств.
Федеральной службой судебных приставов поставлена для себя амбициозная цель - переломить десятилетиями складывавшуюся ситуацию «свободного» отношения должников по алиментам к своим обязанностям в условиях относительно «мягких» правовых последствий за их невыполнение. Для того, чтобы призвать должников к ответу, чтобы они почувствовали, что закон все же существует и алименты придется платить, сейчас задействованы все возможности, как самой Федеральной службы судебных приставов, так и других государственных органов и учреждений.
При этом, усилия направлены не только на должников, но и на нерадивых работников ФССП России. Повышен спрос и ответственность главных судебных приставов субъектов Российской Федерации за данное направление деятельности. Директором ФССП России А.О. Парфенчиковым четко обозначена позиция нетерпимости по отношению к «волокитчикам» среди судебных приставов. В каждом территориальном управлении ФССП России работают телефоны доверия.
Основной же сложностью при взыскании алиментов, по-прежнему, является то, что многие должники не имеют официального места работы или скрывают его от судебного пристава. Установить реальный доход должника для удержания алиментов зачастую бывает не просто. Встречаются и такие, кто «принципиально» не хочет трудиться и платить алименты. Судебных приставов эти сложности не пугают и не останавливают.
В настоящее время существенно расширены возможности по установлению реальных доходов должников и их фактического места работы. Для этих целей налажено активное взаимодействие с Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации, установлен оперативный информационный обмен сведениями, содержащимися в ведомственных базах данных, таким образом, если должник официально трудоустроен, место его работы и доход не будет тайной для судебных приставов.
Не ограничиваясь этим судебные приставы, проводят целенаправленную работу по контролю за деятельностью работодателей в части оформления ими трудовых отношений, начисления и выплаты заработной платы. В случае выявления фактов нарушений трудового законодательства об этом незамедлительно информируются органы Роструда и ставится вопрос об ответственности виновных. Наибольше количество подобных нарушений было выявлено управлениями ФССП России по Республике Башкортостан, Краснодарскому краю, Ростовской, Саратовской, Оренбургской и Томской областям.
В рамках борьбы с «серыми» зарплатами судебные приставы-исполнители при выявлении фактов выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого уровня информируют об этом территориальные органы ФНС России также для применения соответствующих мер ответственности. Наибольшее количество нарушений в этой сфере было выявлено управлениями ФССП России по Ростовской области (26), Ставропольскому краю (19), Республике Башкортостан (17).
Усилен и контроль со стороны судебных приставов за удержанием алиментов работодателями. В первом полугодии 2009 года проведено свыше 32 тыс. проверок бухгалтерий, по результатам которых за выявленные нарушения 3600 должностных лиц привлечено к административной ответственности, а 32 должностных лица привлечены к уголовной ответственности.
Примером этой работы может служить ситуация, когда в результате проверки бухгалтерии одной из организаций Оренбургской области судебным приставом-исполнителем было установлено, что должник по алиментам является одним из учредителей организации и работает там же заместителем директора. Желая уклониться от уплаты алиментов, он периодически давал подчиненному ему бухгалтерскому работнику указания задерживать перечисление алиментов матери ребенка. Данные обстоятельства быстро вскрылись. Дознавателем отдела судебных приставов в отношении должника было возбуждено уголовное дело по ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации. В июне 2009 года мировым судьей был вынесен обвинительный приговор и должнику назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. в доход государства.
Существенно повышена и требовательность к должникам, их спокойная жизнь осталась в прошлом. Помимо стандартных напоминаний и предупреждений, в работе судебных приставов стало нормой настойчиво направлять должников для трудоустройства в службу занятости населения. Как показывает практика, этот опыт себя оправдывает, многие сознательные должники находят работу. В рамках содействия в трудоустройстве граждан-должников в первом полугодии 2009 года в государственные центры занятости населения для трудоустройства было направлено свыше 68 тыс. заявок, по которым было трудоустроено свыше 13 тыс. должников. Это почти столько же, сколько за весь 2008 год.
Используются и другие возможности трудоустройства должников. Например, Управлениями ФССП России по Ленинградской и Саратовской областям, Ставропольскому и Красноярскому краям организовано взаимодействие с военными комиссариатами районов и городов по предоставлению должникам возможности прохождения военной службы по контракту. Уже есть примеры, когда граждане соглашаются идти на военную службу по контракту, и исполнительные документы направлены в воинские части.
Стали активно применяться и способы морального воздействия на должников. Например, все большее распространение получают такие меры, как размещение в публичных местах фотографий должников по алиментам и информации о них. Также, с согласия взыскателей, публикуются и фотографии детей, призывающих своих отцов заплатить алименты.
Не оставлена в стороне от столь важного для общества процесса воспитания детей и сфера духовности. Положено начало системному сотрудничеству с Русской Православной Церковью и другими традиционными конфессиями. В некоторых субъектах России, как, к примеру, в Ленинградской области, священнослужителями проведены беседы с алиментщиками в результате которых были погашены задолженности по алиментам, некоторые люди трудоустроены, а несколько семей воссоединились.
Как яркий положительный пример стоит отметить ситуацию с алиментами в Кавказских республиках Южного федерального округа, где в силу национальных традиций количество исполнительных документов о взыскании алиментов минимально.
Существенно усилено и применение к должникам репрессивных мер. Территориальными органами ФССП России продолжается активная работа по временному ограничению выезда должников по алиментам из Российской Федерации. В первом полугодии 2009 года эта мера применялась судебными приставами-исполнителями почти 22,5 тыс. раз, что почти вдвое больше, чем за весь прошлый год. В результате ее применения, в счет погашения задолженности по алиментам было взыскано 34,3 млн. 396 тыс. руб.
Данная мера воздействия, несмотря на свою простоту, очень эффективна. К примеру, в Петропавловске-Камчатском в течение двух недель после ограничения выезда должник погасил задолженность по алиментам в сумме 400 тыс. руб. и уплатил исполнительский сбор в федеральный бюджет в размере 28 тыс. руб., а в городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа должник погасил задолженность в сумме 607 тыс. рублей.
Крайней мерой воздействия на должников, обязанных выплачивать алименты на содержание детей, является привлечение их к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации. За первое полугодие 2009 года дознавателями ФССП России было расследовано более 25 тыс. уголовных дел в отношении граждан, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, 19,6 тыс. уголовных дел направлены в суд с обвинительным актом.
Одним из способов воздействия на недобросовестных плательщиков алиментов является возможность привлечения должника, злостно уклоняющегося от уплаты алиментов, к уголовной ответственности по ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).
По данным статистики, за 2008 г. по ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации в Уральском федеральном округе было осуждено 1797 человек. Но привлечение к уголовной ответственности злостных неплательщиков алиментов не является решением проблемы. Хотелось бы отметить неэффективность в плане реальной защиты прав несовершеннолетних таких предусмотренных ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации мер уголовного наказания, применяемого к злостным неплательщикам алиментов, как обязательные работы и арест. Они не только не способствуют исполнению обязанности по содержанию ребенка, но и исключают саму возможность принудительного исполнения алиментного обязательства, что фактически приводит к увеличению размера задолженности по алиментам и затягиванию срока погашения этой задолженности лицом, обязанным платить алименты. Единственной отвечающей интересам ребенка мерой уголовной ответственности, предусмотренной ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются исправительные работы, так как они предполагают трудоустройство должника, а значит, и возможность удержаний из заработной платы по алиментным платежам.
Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что вследствие невыполнения обязанностей родителями по содержанию несовершеннолетних, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, ставятся под угрозу материальные условия их существования, возможность их полноценного развития.
В целях повышения эффективности защиты прав детей Федеральной службой судебных приставов были сформированы предложения по ужесточению мер ответственности за уклонение от уплаты алиментов, которые были обсуждены 22.06.2009 на круглом столе в Государственной Думе Российской Федерации. С учетом обсуждения депутатами был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено внесение изменений в Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда в Российской Федерации».
Федеральная служба судебных приставов продолжает работу по повышению эффективности деятельности в сфере исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов.
Литература
Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ // Российская газета. 1996. 27 января
Методические рекомендации Федеральной службы судебных приставов от 10 марта 2006 «О порядке исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов»
Звенигородская Н.Ф. Взаимосвязь формы алиментного соглашения и порядка его исполнения / Н. Ф. Звенигородская // Исполнительное право. 2009. № 2. С. 25-29
Морозова И.Б. Принудительное исполнение алиментных обязательств родителей в отношении несовершеннолетних детей/И.Б. Морозова//Законодательство. – 2007. - №2
Тонкушина Н.В. Применение мер уголовно-правового воздействия к лица, уклоняющимся от уплаты алиментов / Н. В. Тонкушина // Семейное и жилищное право. - 2009. - N 4. - С.20-21.
Фомина О.С. За алиментами с приставом // Эж-Юрист. - 2007. - № 20