Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций и Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения Distr.: General

СОДЕРЖАНИЕ: Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций и Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения

[Start1]


Ежегодная сессия 2005 года

13–24 июня 2005 года, НьюЙорк

Пункт 16 предварительной повестки дня

Ежегодный доклад Директора-исполнителя

за 2004 год

Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения

Доклад Директора-исполнителя за 2004 год: прогресс в осуществлении многолетних рамок финансирования,
2004–2007 годы*

Содержание

Стр.

Резюме......................................................................

2

I. Введение....................................................................

4

II. Контекст....................................................................

4

III. Ориентировочные стратегические результаты: оценка результатов программ

9

IV. Управление, ориентированное на результаты: повышение организационной эффективности.

40

V. Применение комплексных рамок ресурсов.........................................

46

VI. Извлеченные уроки и стратегические соображения..................................

48

VII. Элементы для принятия решения.................................................

50

Приложение 1

51

Приложение 2

54

Резюме

1. Настоящий доклад является промежуточным докладом об осуществлении многолетних рамок финансирования (МРФ). МРФ имеют два основных компонента: ориентировочные стратегические результаты (ОСР) и комплексную базу ресурсов. База ресурсов (см. приложение 1) определяет три долгосрочные цели деятельности ЮНФПА в следующих областях: а) репродуктивное здоровье; b) динамика народонаселения и нищета; с) равенство мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин. МРФ определяют результаты каждой из указанных целей и устанавливают показатели для определения прогресса, а также определяют стратегии, используемые для достижения результатов. Комплексная база ресурсов определяет объем ресурсов, необходимых для достижения результатов ЮНФПА.

2. База результатов . Обзор первого года осуществления МРФ на период 2004–2007 годов дает общую позитивную оценку вклада ЮНФПА в достижение результатов МРФ. Фонд все более активно участвовал в директивной деятельности, а также укрепил партнерские связи с правительствами, учреждениями системы Организации Объединенных Наций, донорами и организациями гражданского общества в достижении общих результатов. Страновые отделения ЮНФПА все более активно участвовали в процессах подготовки документов о стратегии сокращения масштабов нищеты (ДССН) и применения общесекторальных подходов (ОСП) для включения вопросов, касающихся репродуктивного здоровья, и гендерных вопросов.

3. Позитивный вклад был внесен в обеспечение того, чтобы услуги в области репродуктивного здоровья были более доступными и более высокого качества. Фонд оказывал помощь правительствам в расширении услуг в области планирования семьи, улучшении охраны здоровья матери и профилактике ВИЧ/СПИДа среди женщин и подростков. ЮНФПА внес вклад в создание национального потенциала для улучшения доступности товаров для охраны репродуктивного здоровья, в том числе в отношении прогнозирования и распределения. Кроме того, ЮНФПА играл стратегическую роль в объединении усилий правительств и организаций гражданского общества в деятельности по расширению доступа к услугам в области репродуктивного здоровья и их использования.

4. Сообщается также о прогрессе в создании национального потенциала в области сбора и использования данных для наблюдения за осуществлением национальных планов развития, включая документы о стратегии сокращения масштабов нищеты (ДССН), и для их оценки. Ряд стран создал базы данных, касающихся вопросов народонаселения, с разбивкой по половому признаку и системы мониторинга для отслеживания прогресса в осуществлении национальной политики, в том числе ДССН, и достижении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. ЮНФПА способствовал также рассмотрению проблемы о связях между вопросами, касающимися народонаселения и нищеты, при разработке этих национальных планов и политики в области развития.

5. ЮНФПА играл ведущую роль в привлечении все большего внимания к вопросам, касающимся насилия по признаку пола, равенства мужчин и женщин и расширения прав и возможностей женщин. Фонд осуществлял активную деятельность по содействию принятию политики и созданию механизмов для отслеживания и сокращения масштабов насилия по признаку пола, а также по содействию обеспечению равенства мужчин и женщин, в том числе посредством налаживания партнерских отношений в рамках гражданского общества.

6. В настоящем докладе используются данные и информация, собранные в рамках внутренних механизмов представления докладов, прежде всего ежегодных докладов страновых отделений, страновых групп технической поддержки (СГТП) и подразделений штаб-квартиры. Имеются данные, отражающие качественные показатели достигнутых результатов, показатели выполнения мероприятий, предусмотренных в страновых программах, и показатели достигнутых результатов на основе процесса управления. Однако получение новых данных относительно большинства количественных целей и показателей достигнутых результатов попрежнему является проблемой. Несмотря на это ограничение, в докладе представлены данные, свидетельствующие о вкладе ЮНФПА в достижение ориентировочных стратегических результатов (ОСР).

7. Управление, ориентированное на результаты . ЮНФПА создает более эффективную ориентированную на достижение конкретных результатов культуру управления на основе повышения эффективности деятельности организации. Многие меры, принятые ЮНФПА для того, чтобы Фонд в своей деятельности в большей мере ориентировался на достижение конкретных результатов и стал более эффективной и подотчетной организацией, дали положительные результаты. Укрепление страновых отделений и страновых групп технической поддержки (СГТП), принятие системы оценки работы и повышения в должности сотрудников с учетом их компетентности, уделение основного внимания качеству разработки программ и более эффективная система отчетности способствовали наращиванию потенциала ЮНФПА в плане достижения результатов. Что касается системы управления, ориентированной на достижение конкретных результатов, то в докладе представлены основные принципы разработки показателей, отражающих пять аспектов управления в целях достижения конкретных результатов, определенных в среднесрочных рамках финансирования МРФ на период 2004–2007 годов. Анализ прогресса в выполнении указанных показателей будет проведен в 2007 году.

8. База ресурсов . В докладе приводится последняя информация о сметных поступлениях за период осуществления МРФ и предлагается изменить потребности в ресурсах на период 2004–2007 годов с учетом повышений, отраженных в прогнозах поступлений в течение первого года осуществления МРФ.

9. Стратегические соображения . В конце доклада приводится обзор стратегических соображений оставшегося цикла МРФ. В нем подчеркивается, что в целях ускорения прогресса в выполнении целей Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР) и целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, Фонду необходимо усилить свои стратегические союзы с основными партнерами, более тесным образом увязать свои программы с деятельностью по разработке национальной политики и сокращению масштабов нищеты. В докладе определяются также области, в которых Фонд планирует сосредоточить больше внимания для повышения своего вклада в мероприятия в области развития.

I. Введение

10. В соответствии с решениями 2004/7 и 2004/20 Исполнительного совета к ЮНФПА была обращена просьба представить доклад о МРФ в 2005 году, охватывающий первый год осуществления МРФ, а также представить сводный доклад в 2007 году. ЮНФПА согласовал время представления докладов о МРФ с ПРООН и ЮНИФЕМ. В настоящем промежуточном докладе приводится информация об основном вкладе Фонда в оказание помощи странам в осуществлении Программы действий МКНР, основных мероприятиях «МКНР+5» и достижение целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. В разделе II рассматриваются внутренние и внешние условия, в которых работает ЮНФПА. В разделе III сообщается о прогрессе ЮНФПА в деле достижения стратегических результатов МРФ и обсуждаются новаторские методы осуществления стратегии разработки программ МРФ. Раздел IV посвящен управлению, ориентированному на результаты, и в нем приводится ряд основных показателей для оценки организационной эффективности ЮНФПА. В разделе V приводится информация о комплексной базе ресурсов. В разделе VI приводится развернутая информация о накопленном опыте и обсуждаются стратегические соображения, касающиеся осуществления МРФ в оставшиеся годы нынешнего цикла. В разделе VII изложены элементы для принятия решения. В приложении 1 в табличном виде приводятся ориентировочные стратегические результаты (ОСР) МКРФ, в которых излагаются задачи, результаты, показали и стратегии деятельности ЮНФПА. В приложении 2 приводится информация о связях и основных этапах осуществления решений МКНР, «МКНР+5», других международных конференций и целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.

II. Контекст

11. Условия, в которых работает ЮНФПА в целях осуществления Программы действий МКНР, продолжают изменяться. Глобальное обследование[1] , проведенное в целях анализа осуществления решений МКНР через десять лет, свидетельствует о постоянном прогрессе в нескольких областях. Многие страны приняли широкий комплекс правовых, директивных и программных мер для того, чтобы цели и рекомендации Программы действий материализовались в соответствующих конкретных действиях. Все чаще демографические факторы включаются в национальные рамки в области развития; многие страны способствуют обеспечению равенства мужчин и женщин и расширению прав и возможностей женщин, а также укреплению политики в области охраны репродуктивного здоровья; все больше программ создается для удовлетворения потребностей в области охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав населения, включая женщин и подростков. Однако, несмотря на достигнутый прогресс, сохраняются серьезные недостатки, о которых говорится в различных разделах настоящего доклада.

12. Декларация тысячелетия и цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, являются основой, ориентирующей усилия в области развития, а также предоставляющей возможности для освещения взаимосвязи между такими аспектами, как сокращение масштабов нищеты, репродуктивное здоровье и репродуктивные права, народонаселение, равенство мужчин и женщин и развитие. В ориентировочных стратегических результатах (ОСР) на 2004–2007 годы МРФ четко указывается взаимосвязь между приоритетными задачами программ Фонда и целями МКНР, целевыми показателями «МКНР+5» и целями в области развития, сформулированными в Декларации тысячелетия. Как показано в приложении 2, МРФ на 2004–2007 годы явно предусматривают оказание содействия в выполнении целей МКНР и целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Неразрывные связи между этими международными рамками в области развития были широко освещены в докладе, выпущенном в марте 2005 года Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций под названием «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех», в котором подчеркивается, что равенство мужчин и женщин, образование и охрана здоровья, включая охрану репродуктивного здоровья, являются крайне важными инвестициями и политическими приоритетами. В докладе о «Проекте тысячелетия»[2] показаны взаимозависимость между динамикой в области народонаселения, репродуктивным здоровьем, равенством мужчин и женщин и сокращением масштабов нищеты, а также центральная роль МКНР в искоренении нищеты и достижении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. В докладах целевых групп Проекта тысячелетия[3] особо подчеркивается также, что невозможно обеспечить равенство мужчин и женщин без гарантирования охраны сексуального и репродуктивного здоровья женщин.

13. В ходе празднования десятой годовщины МКНР в 2004 году международное сообщество вновь подтвердило свою приверженность осуществлению Программы действий МКНР и подчеркнуло его неразрывную связь с целями в области развития, сформулированными в Декларации тысячелетия. Поддержка МКНР и мандата ЮНФПА была безоговорочно выражена развивающимися и развитыми странами на многих страновых и региональных совещаниях, на тридцать седьмой сессии Комиссии по народонаселению и развитию и на специальной сессии, проведенной в рамках пятьдесят девятой сессии Генеральной Ассамблеи. В октябре 2004 года члены парламентов и министры из 90 стран встретились в Страсбурге, Франция, на Международной конференции парламентариев по вопросам осуществления Программы действий МКНР, с тем чтобы проанализировать прогресс и вновь подтвердить свою приверженность, включая выпуск Страсбургского заявления о приверженности. Кроме того, в октябре министры, занимающиеся вопросами сотрудничества в области развития стран Европейского союза, участвовавшие в совещании, проведенном в окрестностях Маастрихта, Нидерланды, вновь подтвердили, что охрана репродуктивного здоровья и репродуктивные права являются центральным элементом усилий по борьбе с нищетой, и подчеркнули важное значение Программы действий МКНР в достижении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Мероприятия, проводимые в рамках празднования десятой годовщины МКНР, способствовали укреплению региональных и страновых партнерских связей с государственными директивными органами, парламентариями, организациями гражданского общества, учреждениями системы Организации Объединенных Наций и донорами, а также укреплению их приверженности ускорению осуществления Программы действий МКНР и достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.

14. В 2004 году ЮНФПА продолжал активно участвовать в процессе реформы Организации Объединенных Наций, с тем чтобы способствовать принятию последовательных и скоординированных общесистемных ответных мер для удовлетворения потребностей и выполнения приоритетных задач в области развития. На региональном и страновом уровнях Фонд оказывал содействие в осуществлении процессов общих анализов по стране (ОАС) и Рамочной программы Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития (РПООНПР), в результате чего в общую повестку дня Организации Объединенных Наций были включены такие ключевые вопросы, как народонаселение, охрана репродуктивного здоровья и репродуктивные права и равенство мужчин и женщин. Руководящие принципы разработки программ ЮНФПА были пересмотрены, и в них включены совместные руководящие принципы разработки программ Организации Объединенных Наций. После издания Группой Организации Объединенных Наций по вопросам развития (ГООНВР) руководящих принципов, касающихся совместных программ в марте 2004 года, и дополнительных руководящих указаний ЮНФПА все больше страновых отделений ЮНФПА участвуют в этой работе, направленной на повышение эффективности оказания их поддержки в достижении национальных приоритетов. Поскольку эти руководящие указания были выпущены относительно недавно, пока еще нет всеобъемлющей системы для предоставления подробных данных о совместных программах. Однако, учитывая ежегодные доклады страновых отделений за 2004 год и другую имеющуюся информацию, можно составить общее мнение о том, как ЮНФПА применяет эту форму работы. Хотя можно считать, что подавляющее большинство страновых отделений ЮНФПА разрабатывают программы совместно с другими членами страновых групп Организации Объединенных Наций (в рамках коллективных процессов, например Рамочной программы Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития (РПООНПР)), и все чаще в сотрудничестве с другими партнерами, совместные программы, определенные как мероприятия, имеющие общий план работы, осуществляемые двумя или большим количеством учреждений Организации Объединенных Наций, лишь сегодня получают широкое распространение. В глобальном масштабе около 75 совместных программ продолжают осуществляться или планируются и реализуются совместно с широким кругом партнеров Организации Объединенных Наций. Чаще всего этими партнерами являются ЮНИСЕФ, ПРООН и ВОЗ, однако интересно отметить, что имеются совместные программы, осуществляемые с другими учреждениями и организациями Организации Объединенных Наций, в том числе с Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), Фондом Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), Мировой продовольственной программой (МПП), Объединенной и совместно организованной программой Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организацией Объединенных Наций-Хабитат, UNOCD, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Основными областями разработки совместных программ являются поддержка в оказании медицинских услуг, данные в целях развития, обеспечение охраны репродуктивного здоровья подростков и обеспечение охраны здоровья матери, предупреждение ВИЧ/СПИДа и борьба с насилием по признаку пола. В соответствии с просьбой, содержащейся в решении 2005/10, всеобъемлющий доклад об осуществлении совместной разработки программ будет представлен Исполнительному совету на его ежегодной сессии 2006 года.

15. Благодаря осуществлению совместного плана действий, подписанного в 2003 году, взаимное партнерство ЮНФПА и Всемирного банка приобрело более стратегический характер с упором на страновой уровень. Проведенный в 2004 году обзор этих партнерских связей продемонстрировал расширение межучрежденческого сотрудничества в Бангладеш, Джибути, Индии, Индонезии, Йемене, Китае, на Филиппинах, Украине и Ямайке . Основными областями межучрежденческого сотрудничества были: включение вопросов, касающихся репродуктивного здоровья в ДССН и ОСП, содействие развитию молодежи, формирование политической приверженности решению вопросов, касающихся репродуктивного здоровья, удовлетворение потребностей коренного населения, увеличение объема товаров, необходимых для охраны репродуктивного здоровья, а также сокращение уровня материнской смертности. В ходе обзора партнерских отношений были определены также области, которым обе организации будут уделять повышенное внимание для расширения сотрудничества, с тем чтобы включить вопросы, касающиеся репродуктивного здоровья, и гендерные вопросы в стратегии в области сокращения масштабов нищеты, усилить политическую приверженность охране репродуктивного здоровья и охране здоровья матери, создать потенциал по сбору и анализу данных и содействовать профилактике ВИЧ/СПИДа.

16. ЮНФПА в полной мере привержен осуществлению договоренностей в рамках «Парижской декларации по эффективности помощи», принятой на Форуме высокого уровня в марте 2005 года министрами и высокопоставленными должностными лицами из 85 развитых и развивающихся стран и главами 20 многосторонних и двусторонних организаций, занимающихся вопросами развития. ЮНФПА занимается дальнейшей корректировкой своей технической и финансовой поддержки с учетом потребностей и приоритетов стран, уделяя основное внимание при этом укреплению национального потенциала и национальных систем и содействию тому, чтобы страны несли ответственность за процессы и результаты, связанные с развитием.

17. Конфликты, политические кризисы и стихийные бедствия существуют всегда и становятся все более сложными. Для многих стран, в которых осуществляется деятельность ЮНФПА, характерна разруха на индивидуальном и общинном уровнях, в том числе разрушение социальной инфраструктуры и инфраструктуры системы здравоохранения. Это неблагоприятно сказывается на охране репродуктивного здоровья и увеличивает количество случаев насилия по половому признаку и сексуального насилия в отношении женщин и девочек. В 2003 году ЮНФПА участвовал в проводившихся более чем в 40 странах мероприятиях, связанных с обеспечением готовности к чрезвычайным ситуациям, стихийными бедствиями, конфликтами и восстановлением. Во многих случаях кризисы не прекращаются. В 2004 году новые кризисные ситуации возникли в восьми странах[4] , в том числе в странах, ставших в декабре жертвами цунами. В координации с другими учреждениями Организации Объединенных Наций ЮНФПА прилагал активные усилия для принятия мер в связи с этими кризисными ситуациями на основе адаптации своих программ и мероприятий для удовлетворения потребностей наиболее пострадавших слоев населения, прежде всего женщин и девушек.

18. В связи с цунами, произошедшим 26 декабря 2004 года, ЮНФПА сосредоточил свою помощь на обеспечении доступа к услугам по охране репродуктивного здоровья, включая безопасные роды, предупреждение насилия в отношении женщин и девушек и предоставление психологических консультаций. В Индонезии , сотрудничая с Министерством здравоохранения, ЮНФПА оказал помощь в восстановлении базовых услуг по охране репродуктивного здоровья, организовал профессиональную подготовку и предоставил оборудование, восстановил инфраструктуру здравоохранения, создал систему направления к специалистам для оказания неотложной акушерской помощи, а также оказал поддержку в предоставлении консультационных и других психосоциальных услуг в наиболее пострадавших районах провинции Ачех. В Шри-Ланке Фонд оказал поддержку в сборе и распространении гигиенических комплектов для перемещенных женщин и девушек, а также предоставил товары для оказания неотложной помощи, связанной с охраной репродуктивного здоровья, для миллиона перемещенных лиц. В Таиланде Фонд расширяет свое сотрудничество с Министерством здравоохранения и неправительственными организациями (НПО) для обеспечения поставок качественных материалов для охраны здоровья матери и ребенка и услуг по планированию семьи для перемещенного населения. В Индии Фонд выделил финансовые средства на оборудование и материалы для охраны здоровья матери и новорожденных, а также оказывает поддержку в предоставлении психосоциальных консультаций женщинам и подросткам. В целях обеспечения охраны здоровья матери и новорожденных на Мальдивских Островах ЮНФПА оказал содействие в обеспечении квалифицированной помощи во время родов, а также оказал поддержку в ремонте и переоборудовании больниц и медицинских центров в целях восстановления системы услуг по охране репродуктивного здоровья.

19. В ноябре 2004 года ЮНФПА провел третье глобальное совещание, в котором участвовало более 200 сотрудников из отделений на местах и штаб-квартиры. Это заседание помогло ЮНФПА в определении его позиции в отношении выполнения задач, связанных с народонаселением и развитием, в течение следующих десяти лет. Основные рекомендации вновь подтвердили принципы стратегического направления деятельности Фонда и цели и стратегии МРФ, и в них были предложены практические меры, касающиеся роли ЮНФПА по включению программы МКНР в национальные диалоги по вопросам политики, в том числе ДССН, ОСП и доклады о выполнении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. На совещании была подчеркнута необходимость налаживания более прочных партнерских отношений с другими учреждениями Организации Объединенных Наций и партнерами, занимающимися вопросами развития, а также продемонстрирована необходимость более эффективного отслеживания окружающих условий, с тем чтобы направлять деятельность Фонда в изменяющейся обстановке, в том числе в связи с процессом реформы Организации Объединенных Наций. На глобальном совещании был также рассмотрен вопрос об организационной эффективности ЮНФПА и сделаны конкретные рекомендации о дальнейшей деятельности по повышению эффективности, действенности и подотчетности организации. Рекомендации глобального совещания были отражены в планах в области управления всех подразделений ЮНФПА.

III. Ориентировочные стратегические результаты: оценка результатов программ

20. ОСР определяют организационные результаты на уровнях целей и общих результатов: Фонд вносит свой вклад в достижение этого совместно с другими партнерами, участвующими в процессе развития[5] . Оценка результатов ЮНФПА на уровне целей и общих результатов проблематична ввиду сложности установления принадлежности и агрегирования. ЮНФПА способствует достижению этих результатов совместно со многими другими партнерами, а результаты, полученные странами, не могут быть объединены для эффективного определения общего прогресса. Для решения этой проблемы в настоящем докладе предпринята попытка осветить конкретный вклад ЮНФПА в достижение общих результатов ОСР. В приложении 1 представлена таблица, отражающая ОСР.

21. В настоящем докладе представлены основные элементы показателей качественных результатов и показателей управления на основе конкретных результатов. Оценка вклада Фонда будет проводиться с учетом этих показателей в сводном докладе в 2007 году. В настоящем докладе представлена также информация о прогрессе в отношении некоторых показателей институциональных результатов первых МРФ, которые тесным образом связаны с некоторыми результатами вторых МРФ.

22. Отсутствие современных и сопоставимых данных по многим количественным целям и показателям результатов ограничило обсуждение прогресса в отношении показателей. Постоянное инвестирование в создание национального потенциала по сбору информации, касающейся пола, возраста, доходов и данных с разбивкой по сельским и городским районам, а также анализ и использование таких данных следует считать одной из приоритетных областей деятельности правительств, ЮНФПА и других партнеров по процессу развития.

23. В целях расширения возможностей Фонда отслеживать результаты и представлять о них доклад ЮНФПА изменил свои ежегодные механизмы представления докладов для их упрощения и улучшения их ориентации на достижение конкретных результатов. Была введена система отслеживания результатов МРФ, которая позволила страновым отделениям представлять доклады в интерактивном режиме и облегчила хранение информации, связанной с МРФ, для контроля, представления докладов и анализа формирующихся тенденций. Данные, включенные в настоящий доклад, — это данные, взятые из 110 ежегодных докладов страновых отделений (90 докладов из стран, в которых ЮНФПА оказывает поддержку в осуществлении страновых программ), девяти ежегодных докладов страновых групп технической поддержки (СГТП) и докладов отделов и подразделений штаб-квартиры.

24. Стратегическая направленность и эффективность помощи ЮНФПА . В 2004 году страновые отделения запланировали осуществление 557 мероприятий в различных программных областях. 60 процентов этих мероприятий касались репродуктивного здоровья, 29 процентов — народонаселения и развития и 11 процентов — равенства мужчин и женщин и расширения прав и возможностей женщин. Приблизительно 33 процента мероприятий в рамках страновых программ конкретно способствовали включению вопросов, касающихся народонаселения, репродуктивного здоровья и гендерных аспектов, в национальные планы и политику в области развития, включая ДССН и ОСП в области здравоохранения. Это отражает то приоритетное внимание, которое ЮНФПА уделял диалогу по вопросам политики и решению гендерных проблем, о чем конкретно указывается в стратегическом направлении деятельности Фонда. В разделе V настоящего доклада представлена информация о расходах в 2004 году в этих программных областях (см. также DP/FPA/2005/7, часть I, Add.1).

25. Страновые программы ЮНФПА адаптируются с учетом страновых потребностей и возникающих вопросов, но вместе с тем они отражают четкий переход к постепенному осуществлению стратегического направления деятельности Фонда. Распределение мероприятий страновых программ по регионам дает интересную картину. В Африке доля мероприятий, связанных с использованием данных, касающихся народонаселения (общий результат IV МРФ), и расширением прав и возможностей женщин и равенством мужчин и женщин (общий результат VI МРФ), относительно выше, чем в других регионах. В регионе Латинской Америки и Карибского бассейна зарегистрирована высокая доля мероприятий (40 процентов), связанных с пропагандистско-политической работой по вопросам, касающимся репродуктивного здоровья и национальной политики в области развития. В арабских государствах и Азиатско-Тихоокеанском регионе отмечена более высокая доля мероприятий, в рамках которых оказывается поддержка оказанию услуг в области репродуктивного здоровья. Арабские государства и Европа и Латинская Америка и Карибский бассейн в более широких масштабах ведут работу с общинами, направленную на повышение их спроса в охране репродуктивного здоровья.

Репродуктивное здоровье

Цель 1 МРФ
Обеспечение того, чтобы все супружеские пары и отдельные лица на протяжении всей жизни обладали хорошим репродуктивным здоровьем, включая планирование семьи и охрану сексуального здоровья

26. Содействие укреплению репродуктивного здоровья и репродуктивных прав является центральным элементом программы работы ЮНФПА. В МРФ предусматривается выполнение этой задачи на основе следующих трех общих результатов: a) благоприятные политические условия, способствующие укреплению репродуктивного здоровья и осуществлению репродуктивных прав; b) расширение доступа к комплексным услугам в области охраны репродуктивного здоровья; и c) повышение спроса на услуги в области репродуктивного здоровья. Фонд на постоянной основе выделяет более двух третей своих финансовых ресурсов на цели содействия укреплению репродуктивного здоровья.

27. Обзор и оценка достигнутого в период 1994–2004 годов прогресса в выполнении закрепленной в Программе действий МКНР цели обеспечения всеобщего доступа к охране репродуктивного здоровья свидетельствует о различной степени прогресса как между странами, так и между группами населения в странах. Многие страны разработали программы в области репродуктивного здоровья, позволяющие повысить уровень использования современных противозачаточных средств среди пар, что свидетельствует о расширении доступа к услугам в области планирования семьи. Хотя в развивающихся странах современными методами пользуются около 54 процентов населения, многие случаи деторождения в этих странах попрежнему являются нежелательными или несвоевременными, а современные методы планирования семьи, как и прежде, недоступны для многих пар. Неудовлетворенные потребности в области планирования семьи попрежнему вызывают серьезную озабоченность во многих странах. Новой глобальной проблемой стала модель поведения подростков, связанная с репродуктивным здоровьем. Кризис, вызванный ВИЧ/СПИДом, угрожает развитию и социально-экономическим завоеваниям, достигнутым в предыдущие десятилетия, а кроме того, он повысил показатели смертности и заболеваемости по меньшей мере в 53 наиболее пострадавших странах[6] .

Прогресс в достижении общего результата (i): политика, способствующая охране репродуктивного здоровья и осуществлению репродуктивных прав

28. Мероприятия, поддержку в осуществлении которых ЮНФПА оказывал в 2004 году, соответствуют рамкам и стратегиям МРФ. На глобальном, региональном и страновом уровнях основное внимание ЮНФПА уделял стратегиям в области пропагандистской работы и политическому диалогу и одновременно с этим укреплению партнерских связей. Благодаря этому ЮНФПА добился многих успехов в области политики, поскольку все больше страновых отделений участвуют в налаживании национальных партнерских отношений в работе, связанной с ДССН, ОСП в области здравоохранения и представлением докладов о выполнении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Благодаря расширению пропагандистской работы были достигнуты большие успехи в таких областях, как политика в отношении молодежи, включая законодательство о законном возрасте вступления в брак; увеличение в национальных бюджетах средств, выделяемых на товары, необходимые для охраны репродуктивного здоровья; успехи в реализации политики по обеспечению равенства мужчин и женщин. В 2004 году ЮНФПА добился прогресса в повышении активности своей работы на страновом уровне над ДССН, ОСП в области здравоохранения и представлением докладов о целях в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, для ведения пропагандистской работы по одному из основных результатов, а именно включению вопросов, касающихся репродуктивного здоровья, и гендерных вопросов в эти ключевые национальные инициативы в области развития. Такие более широкие национальные партнерские отношения в области развития предоставляют беспрецедентные возможности для оказания большей политической поддержки и выделения большего объема инвестиций на мероприятия по охране репродуктивного здоровья на страновом уровне. Ниже приводится информация об общем ходе достижения показателей результатов.

29. Включение вопросов, касающихся охраны репродуктивного здоровья, и гендерных вопросов в стратегии сокращения масштабов нищеты [7] . Анализ 29 подготовленных на сегодняшний день ДССН показывает, что в недавно составленных ДССН все большее внимание уделяется как вопросам охраны репродуктивного здоровья, так и гендерным вопросам[8] . Почти 60 процентов подготовленных в 2003 году или позднее (после 2003 года) ДССН включают в себя информацию об основных вопросах, касающихся репродуктивного здоровья, по сравнению с 53 процентами ДССН, подготовленными до 2003 года (в период, предшествовавший 2003 году). Доля ДССН, подготовленных после 2003 года, включая основные показатели, связанные с репродуктивным здоровьем, в плане контроля и оценки значительно выше, чем в ДССН, подготовленных до 2003 года. Кроме того, в ДССН, подготовленных после 2003 года, чаще учитываются гендерные аспекты.

30. Тщательный анализ вопросов, касающихся репродуктивного здоровья, и гендерных вопросов, включенных в ДССН, свидетельствует о том, что сексуальному и репродуктивному здоровью подростков и неотложной акушерской помощи, что является одной из основных стратегий, препятствующих материнской смертности, уделяется относительно небольшое внимание. Недостаточно широко освещается также насилие по признаку пола, что вызывает беспокойство, поскольку считается, что экономические, социальные и медицинские расходы для женщин, их семей и социального и экономического развития высоки. Включение гендерных аспектов, как правило, является адекватным, за исключением гендерного анализа при обсуждении вопросов, касающихся репродуктивного здоровья. В будущем ЮНФПА сосредоточит свою пропагандистскую работу на важном значении включения вопросов в ДССН, касающихся неотложной акушерской помощи, сексуального репродуктивного здоровья подростков, насилия по признаку пола и проблем репродуктивного здоровья, связанных с гендерными аспектами; кроме того, ЮНФПА сделает рекомендации, которые могут быть включены в конкретные многосекторальные планы, бюджеты и мероприятия.

31. В 2004 году страновые отделения ЮНФПА все чаще участвовали в процессе ДССН. В странах, в которых ДССН были подготовлены в 2003 году или позже, или в странах, в которых подготовка ДССН ведется в настоящее время, 12 из 23 страновых отделений сообщили об активной работе по включению в ДССН вопросов, касающихся репродуктивного здоровья и гендерных вопросов. Например, в Армении одним из главных результатов, по которому представило информацию страновое отделение, было увеличение предусмотренных в бюджете ДССН средств на оказание акушерских услуг и услуг по охране репродуктивного здоровья на 20 процентов по сравнению с предыдущим годом; кроме того, предполагается рост дополнительных показателей. Сообщается также об активной работе по повышению роли гражданского общества в процессе ДССН. Страновые отделения в Армении, Джибути, Мозамбике, Никарагуа и Уганде конкретно сообщили об успешной пропагандистской работе в рамках партнерских связей, связанных с ДССН.

32. В целом ясно, что ЮНФПА активизировал свои усилия, направленные на то, чтобы учитывать демографические вопросы и вопросы, касающиеся репродуктивного здоровья, в национальных стратегиях по сокращению масштабов нищеты в наиболее бедных странах. Это лишь первый шаг. Для того чтобы закрепить эту позитивную тенденцию, ЮНФПА планирует расширить возможности персонала в увязке вопросов, касающихся репродуктивного здоровья, народонаселения и гендерной проблематики, с более широким вопросом сокращения масштабов нищеты, и Фонд активно изыскивает возможности для своего участия в этом процессе, осуществляемом на национальном уровне.

33. Включение вопросов, касающихся репродуктивного здоровья, и гендерных вопросов, в общесекторальные программы в области здравоохранения [9] . Как и следовало ожидать, в рамках партнерских отношений, основной упор в которых делается на сектор здравоохранения, уровень включения вопросов, касающихся репродуктивного здоровья, и гендерных вопросов в ОСП является высоким. В 2004 году страновые отделения сообщили, что имеется 27 ОСП в области здравоохранения, которые находятся на различных этапах осуществления[10] . Страновые отделения ЮНФПА активно участвовали в работе над всеми 27 ОСП. Из 10 осуществленных ОСП в пяти всесторонне рассматриваются основные вопросы, касающиеся репродуктивного здоровья, в пяти ОСП основные показатели, связанные с репродуктивным здоровьем, были включены в их планы действий, а в четырех рассматривались гендерные аспекты.

Таблица 1

Участие страновых отделений в подготовке ОСП в области здравоохранения

Количество страновых отделений

Определенный уровень участия (из всех ОСП )

27

Участие в комитетах, технических или справочных группах (из осуществляемых или планируемых ОСП )

18

Участие в механизмах совместного финансирования (из осуществляемых ОСП )

4

34. В 2004 году страновые отделения сообщили, что в Боливии, Гане, Египте, Индии, Камбодже, Ливане, Монголии, Объединенной Республике Танзания и Уганде был достигнут существенный прогресс во включении в ОСП таких вопросов, как поддержка в охране репродуктивного здоровья, гендерные вопросы и в некоторых случаях репродуктивное здоровье подростков. Так, например, в Индии ЮНФПА участвовал в разработке ОСП в области здравоохранения — «Программа охраны репродуктивного здоровья и здоровья детей» и оказывал помощь в определении стратегий учета гендерных факторов и репродуктивного здоровья подростков. В Бангладеш, Индии, Мозамбике, Монголии, Объединенной Республике Танзания, Папуа — Новой Гвинее и Эфиопии ЮНФПА был председателем технических комитетов или руководил разработкой показателей, подготовкой ежегодных обзоров и планов осуществления или же возглавлял рабочие группы. ЮНФПА вел активную работу над ОСП, находившимися в 2004 году на стадии обсуждения, и играл ведущую роль в ряде указанных процессов.

35. Три из четырех страновых отделений, участвовавших в механизме совместного финансирования, в Гане, Замбии, Мозамбике и Объединенной Республике Танзания , положительно отозвались о нем. Хотя ЮНФПА выделил незначительную сумму для финансирования этого механизма, это помогло ему в том, чтобы стать признанным законным партнером. Соблюдение государственных процедур представления докладов и финансирования сократило административную нагрузку заинтересованного правительства и ЮНФПА и предоставило персоналу Фонда дополнительное время для участия в работе, связанной с диалогом по вопросам политики, пропагандистской деятельностью по гендерным аспектам, репродуктивным здоровьем и репродуктивными правами, а также возможность использовать дополнительные ресурсы. Отделения, объединившие финансовые средства, выразили озабоченность в связи с отчетностью, задержками в представлении финансовых докладов и неуверенностью в том, в какой степени потребности в охране репродуктивного здоровья удовлетворяются за счет объединенных инвестиций, и все эти вопросы необходимо рассмотреть.

36. В целях расширения возможностей Фонда активно участвовать в ОСП и других национальных диалогах и мероприятиях, связанных с развитием, сотрудники ЮНФПА разработали комплект данных по ОСП для информирования о вкладе Фонда в эти процессы. Кроме того, существенный прогресс был достигнут в расчете расходов, связанных с охраной репродуктивного здоровья, что является важным аспектом участия ЮНФПА в ОСП, ДССН и реформе сектора здравоохранения. ЮНФПА планирует подготовить оперативные руководящие принципы для содействия работе страновых отделений по ОСП.

37. Включение вопросов, касающихся репродуктивного здоровья, и гендерных вопросов в доклады о выполнении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия [11] . Анализ 60 докладов о выполнении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия[12] , показал более широкое включение вопросов, касающихся репродуктивного здоровья, и гендерных вопросов в подготовленные в последнее время доклады. Около половины докладов, подготовленных после 2004 года, включают в себя подробное рассмотрение основных вопросов, касающихся репродуктивного здоровья, а во многие доклады будут включены также основные гендерные аспекты. Повышенное внимание к репродуктивному здоровью и гендерным вопросам в значительной мере может быть объяснимо расширением пропагандистской работы ЮНФПА и его партнеров. Однако недостаточное обсуждение вопросов, касающихся неотложной акушерской помощи, репродуктивного здоровья подростков и насилия по признаку пола, а также анализа состояния репродуктивного здоровья с гендерной точки зрения, свидетельствует о том, что ЮНФПА и его партнеры должны сосредоточить большее внимание на обеспечении всеобъемлющего отражения вопросов, касающихся репродуктивного здоровья, и гендерных вопросов в докладах о выполнении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.

38. В 2004 году многие страны активно участвовали в подготовке докладов о выполнении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. В странах, в которых эти доклады были подготовлены в 2004 году или же находятся на этапе подготовки, 25 из 42 страновых отделений сообщили об активном участии в пропагандистской работе, направленной на привлечение большего внимания к вопросам, касающимся репродуктивного здоровья, и гендерным вопросам в этих докладах. Например, в Эфиопии страновое отделение заявило о существовании связи между такими вопросами, как народонаселение, развитие и равенство мужчин и женщин, оказало поддержку в разработке проекта оценки потребностей, связанных с гендерными аспектами, обеспечив таким образом должное отражение гендерных аспектов во всех тематических областях. В Уганде ЮНФПА был председателем гендерной тематической группы и обеспечил, чтобы вопросы, касающиеся народонаселения, гендерных аспектов и ВИЧ/СПИДа, были широко освещены в докладе.

39. Национальная и субнациональная политика по расширению доступа молодежи к качественной информации и услугам в области репродуктивного здоровья [13] . Учитывая, что основное внимание Фонд уделял пропагандистской деятельности и диалогу по вопросам политики, в этой области были достигнуты вызывающие оптимизм результаты. В 2004 году 14 стран одобрили новую политику для расширения доступа к услугам для подростков. В 12 из указанных стран страновые отделения ЮНФПА активно участвовали в содействии эффективной разработке политики, а 10 стран поощряли участие гражданского общества в процессе разработки политики. В Никарагуа ЮНФПА сотрудничал с местными органами власти в разработке муниципальных планов действий и расширил доступ к образованию и услугам. В Перу конгресс одобрил закон о подростковой беременности, запрещающий исключать беременных учениц из школ. Однако анализ формы этой политики и объема ее осуществления показывает, что принятие такой политики — это лишь первый шаг в долгосрочном процессе расширения доступа подростков к информации, образованию и услугам. Учитывая необходимость более полного осуществления политики, необходимо провести оценки на страновом уровне, с тем чтобы выявить стратегии для поощрения осуществления, усиления мониторинга и повышения эффективности.

40. Национальные и субнациональные законы и политика, направленные на повышение возрастного порога для вступления в брак [14] . Вступление в брак в раннем возрасте тесно связано с такими факторами, как материнская смертность, поскольку со статистической точки зрения молодые женщины подвергаются большему риску смерти во время беременности. В 2004 году страновые отделения сообщили о существовании установленного законом минимального возраста вступления в брак в 87 странах. Однако в 37 странах законный возраст вступления в брак был меньше 18 лет[15] . Во многих странах традиционные или религиозные законы подменяют собой статутное или обычное право применительно к законному возрасту вступления в брак, и обеспечение осуществления этого права попрежнему является проблемой. В 2004 году семь страновых отделений сообщили о мероприятиях по содействию полному осуществлению и/или обеспечению осуществления законов и политики, направленной на повышение возраста вступления в брак, включая законный возраст вступления в брак, а в шести странах ЮНФПА прилагает активные усилия по поощрению регулярного наблюдения за их выполнением. ЮНФПА будет и далее поддерживать правительства в целях укрепления их потенциала по обеспечению осуществления существующих законов, с тем чтобы повысить возраст вступления в брак, и продолжать пропагандистскую работу с религиозными и культурными лидерами, чтобы заручиться их поддержкой в этих целях.

41. В рамках пропагандистской кампании Фонда, направленной на привлечение внимания к вопросу о состоящих в браке подростках при разработке программ политики в области развития и здравоохранения в 2004 году Фонд организовал во Всемирном совете здравоохранения групповое обсуждение, которое широко освещалось в международных средствах массовой информации; кроме того, Фонд разработал комплект пропагандистских материалов о состоящих в браке подростках, в том числе выпустил видеофильм «Слишком короткое детство: говорят состоящие в браке подростки», снятый в Бангладеш, Буркина-Фасо и Йемене, а также подготовил набор вспомогательных информационных документов, который будет использоваться в пропагандистской деятельности страновыми отделениями ЮНФПА и партнерами.

42. Выделение ассигнований на противозачаточные средства в бюджете системы здравоохранения [16] . Это один из основных показателей на уровне политики, отражающий устойчивость осуществления инициатив в области товарной безопасности, связанной с охраной репродуктивного здоровья, на страновом уровне. В представленных в 2004 году докладах показано, что эти данные отсутствуют во многих странах, поскольку в бюджете не предусмотрено отдельной статьи на противозачаточные средства или же их закупка децентрализована и производится на государственном уровне. Однако можно убедиться, что на страновом уровне достигнут существенный прогресс. Тринадцать страновых отделений сообщили об увеличении в бюджетах 2005 года соответствующих правительств ассигнований, предусмотренных на противозачаточные средства, а многие другие страновые отделения ЮНФПА сообщают о ведении активной пропагандистской работы, направленной на увеличение этой статьи в бюджете и принятие последующих мер по освоению этих ассигнований.

43. В Боливии участие ЮНФПА в процессе реформирования сектора здравоохранения способствовало обеспечению того, что вопрос о доступе к противозачаточным средствам был включен в новый закон об охране здоровья. Парагвай увеличил свой бюджет на товары, необходимые для планирования семьи, на 600 процентов. С 2004 года в ДССН Уганды предусматривается выделение ассигнований на приобретение противозачаточных средств для 50 процентов женщин репродуктивного возраста. Кения и Пакистан впервые пришли к договоренности о включении в национальный бюджет раздела о закупке противозачаточных средств. На Филиппинах был достигнут прогресс на уровне провинций, и благодаря пропагандистской деятельности ЮНФПА девять провинций выделили значительные суммы на товары, необходимые для охраны репродуктивного здоровья. Сирийская Арабская Республика подписала соглашение об увеличении своего взноса на закупку противозачаточных средств с 15 до 50 процентов. Непал ежегодно увеличивает свой взнос на 10 процентов. Конкретные обязательства, касающиеся увеличения объема закупок противозачаточных средств, взяли на себя также Зимбабве, Казахстан, Свазиленд и Того . Однако во многих странах ЮНФПА является главным или единственным поставщиком противозачаточных средств, и необходимо на постоянной основе проводить пропагандистскую работу и налаживать партнерские связи, прежде всего в наименее развитых странах (НСР), с тем чтобы расширить обязательства по выделению достаточного объема ресурсов на закупку противозачаточных средств как донорами, так и правительствами.

Прогресс по результату (ii): расширение доступа к комплексным услугам по охране репродуктивного здоровья

44. В течение долгого времени ЮНФПА оказывал поддержку в целях повышения национальных возможностей расширять доступ к полному комплексу высококачественных услуг по охране репродуктивного здоровья[17] . Основное внимание в стратегии Фонда в содействии достижению этого результата уделялось сокращению показателя материнской смертности и заболеваемости; решению вопроса о неудовлетворенных потребностях в планировании семьи; предупреждению инфекций, передаваемых половым путем, включая ВИЧ/СПИД; содействию укреплению сексуального и репродуктивного здоровья подростков. В связи с тем, что по большинству показателей по этому результату не было представлено обновленной информации, в настоящем докладе будет рассмотрен вопрос об общем положении с учетом имеющейся информации и основное внимание будет уделено той роли, которую ЮНФПА играет в содействии достижению результатов в различных областях указанных выше мероприятий.

Таблица 2

Наличие услуг по охране репродуктивного здоровьяа

2002 год

2004 год

Количество

В процентах

Количество

В процентах

Количество и доля стран, в которых по меньшей мере 60 процентов пунктов по оказанию услуг по охране репродуктивного здоровья минимально оказывают три услуги в этой областиb

59

79

64

85

Количество и процентная доля стран, в которых по меньшей мере 60 процентов пунктов по оказанию услуг по охране репродуктивного здоровья предлагают минимально три современных метода контрацепции

55

70

60

86

а Процентная доля стран, представивших информацию для показателя в 2002 и 2004 годах.

b Соответствует «Основные действия 53 МКНР+5»: 60 процентов пунктов по оказанию услуг по охране репродуктивного здоровья должны предлагать широкий комплекс услуг в этой области к 2005 году, 80 процентов к 2010 году и 100 процентов к 2015 году.

45. В основе расширения доступа к комплексным услугам по охране репродуктивного здоровья лежит эффективная с точки зрения затрат стратегия создания потенциала, предусматривающая расширение ассортимента существующих услуг и повышение их качества. Такая интеграция требует, чтобы основное внимание ЮНФПА уделял стратегии МРФ, предусматривающей разработку систем. В этой связи ЮНФПА расширил свое участие в разработке формы и ведении истории болезни, подготовке норм медицинской практики и представлении соответствующей информации и консультативных услуг по охране здоровья матери, планированию семьи и услугам, касающимся ВИЧ и инфекций, передаваемых половым путем. Что касается первичного медико-санитарного обслуживания, то в 2004 году Фонд продолжал оказывать поддержку улучшению наличия комплексных услуг по охране репродуктивного здоровья: 64 страны, в которых осуществляются программы при поддержке ЮНФПА, сообщили, что 60 или более процентов пунктов по оказанию услуг по охране репродуктивного здоровья предоставляют по меньшей мере три таких основных услуги, что на 8 процентов больше, чем в 2002 году.

46. Снижение показателей материнской смертности и заболеваемости . Спасение жизни матерей и защита их здоровья от серьезных осложнений при беременности и родах представляют собой моральный и правозащитный императив и являются одним из основных приоритетов в области международного развития. Самые последние статистические данные о материнской смертности, приведенные в Проекте тысячелетия, базируются на уровнях 2000 года и говорят о том, что, хотя средний показатель по развивающимся странам составляет 450 смертей на 100 000 живорождений, в двух регионах наблюдаются значительно более высокие средние показатели — в Африке к югу от Сахары этот показатель составляет 920 смертей на 100 000 живорождений, а в южной части Азии — 540. Во всех других развивающихся регионах показатели материнской смертности варьируются от 55 до 240 смертей на 100 000 живорождений, что значительно ниже среднего уровня. Между тем такие средние показатели скрывают различия, существующие внутри регионов и стран.

47. В целях расширения доступа к неотложной акушерской помощи и ее использования Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) совместно с Колумбийским университетом в рамках Программы предупреждения материнской смертности и заболеваемости оказывал поддержку проектам в Индии, Марокко, Мозамбике и Никарагуа . В рамках этих проектов проводилась подготовка медицинских работников и младшего медицинского персонала, а также работа по укреплению национальных систем контроля и оценки. В восьми других странах ЮНФПА завершает проведение оценки потребностей. Проект по оказанию неотложной акушерской помощи, осуществляемый в Раджастане, Индия , является успешной моделью, которая получила применение в масштабах штата и стала частью программы по охране репродуктивного здоровья и здоровья детей.

48. Пятьдесят четыре страновых отделения сообщили, что ими ведется работа по расширению доступа к квалифицированной акушерской помощи. Усилия 42 из этих отделений были направлены главным образом на подготовку новых специалистов, а 14 отделений предоставляли стандартное акушерское оборудование. Во многих странах неотложная акушерская помощь является новым видом медицинского обслуживания за пределами городских районов, и поэтому деятельность Фонда носила весьма разнообразный характер, при этом существенная поддержка оказывалась подготовке персонала, поставкам оборудования и предметов снабжения, обслуживанию, направлению к врачам-специалистам, в том числе транспортным службам. Крупные инвестиции в развитие транспорта ЮНФПА осуществил в Замбии, Кот-д’Ивуаре и Кении . В Папуа — Новой Гвинее ведется работа по созданию информационной базы для принятия решений посредством проведения обследования показателей материнской смертности. Уганда сообщила о расширении службы по оказанию неотложной акушерской помощи “RESCUER”, которая укомплектована достаточным числом специалистов, подготовленных благодаря значительным инвестициям в разработку клинических протоколов и профессиональную подготовку.

49. В 2004 году ЮНФПА продолжал играть ведущую роль в кампании по борьбе с гинекологическими свищами, которая направлена на профилактику свищей, лечение больных и оказание помощи женщинам, прошедшим лечение, в реинтеграции в жизнь своих общин. В настоящее время эта кампания проводится в более чем 30 странах Африки к югу от Сахары, Южной Азии и региона арабских государств. В 17 странах была проведена оценка потребностей, а в более чем 10 странах приступили к реализации национальных стратегий по искоренению свищей. Для осуществления кампании по борьбе с этим заболеванием ЮНФПА задействовал партнерские отношения с частным сектором; возросла также поддержка кампании среди отдельных доноров. Для осуществления программ в Мали, Нигерии и Пакистане Целевой фонд для обеспечения безопасности людей выделил новые финансовые ресурсы (3,5 млн. долл. США). В рамках глобальной кампании ЮНФПА в начале 2005 года инициировал мероприятие “Fistula Fortnight”, специальный проект, рассчитанный на две недели, в рамках которого группа опытных нигерийских хирургов-добровольцев и их зарубежных коллег бесплатно прооперировали 545 женщин в четырех отделениях, расположенных в северной части Нигерии .

50. Планирование семьи . Расширение доступа к услугам в области добровольного планирования семьи всегда занимало центральное место в миссии Фонда. Поскольку многие страны сделали программы в области планирования семьи частью национальных систем здравоохранения, большинство страновых отделений ЮНФПА оказывают поддержку информационно-пропагандистской деятельности, направленной на увеличение национальных инвестиций в деятельность по планированию семьи и расширение ассортимента методов планирования семьи; мерам по удовлетворению потребностей в средствах охраны репродуктивного здоровья с целью расширения ассортимента доступных методов; и мероприятиям по созданию потенциала, таким, как разработка систем клинических протоколов, контроля и оценки. Некоторые страновые отделения оказывают поддержку усилиям по охвату услугами тех групп населения, которые не получают должного обслуживания, таких, как подростки, мужчины и сельское население, проживающее в удаленных районах. На уровне базового медико-санитарного обслуживания Фонд в 2004 году продолжал деятельность по расширению доступа к современным средствам контрацепции: 60 стран сообщили о том, что 60 процентов или более от общего числа медицинских пунктов предлагают на выбор по крайней мере три современных метода контрацепции, по сравнению с 2002 годом число таких стран увеличилось на 9 процентов (см. таблицу 2 в настоящем докладе).

51. Из 64 страновых отделений, которые содействовали расширению доступа к современным методам планирования семьи, две трети сообщили о содействии закупке и распределению средств контрацепции и/или о мерах по более полному удовлетворению потребностей в средствах для охраны репродуктивного здоровья. Некоторые отделения сообщили о начале применения женских презервативов. Другие мероприятия включают профессиональную подготовку и мероприятия в области информации, образования и коммуникации (ИОК). Во многих странах, в том числе Бурунди, Замбии, Индии, Камбодже, Камеруне, Либерии, Малави, Пакистане, Руанде, Свазиленде, Таиланде и Того , оказывается также поддержка общинным программам распределения.

52. В Бутане национальная конференция по вопросам здравоохранения при поддержке ЮНФПА и других партнеров по процессу развития одобрила срочную контрацепцию в качестве метода контрацепции, и вскоре после этого правительство объявило о включении в 2005 году срочной контрацепции в свою национальную программу охраны репродуктивного здоровья. В Перу ЮНФПА оказывал министерству здравоохранения поддержку во включении срочной контрацепции в минимальный пакет услуг и предоставил для этих целей 150 000 комплектов противозачаточных таблеток. Несколько страновых отделений сообщили о развитии партнерского сотрудничества, что позволяло повысить эффективность оказываемой Фондом поддержки; примером такого сотрудничества может служить крупный проект социального маркетинга, осуществляемый в Пакистане при участии министерства по вопросам международного развития Соединенного Королевства и правительства.

53. Страновые отделения ЮНФПА в 36 странах сообщили о том, что в этих странах женские презервативы имеются в наличии главным образом в городских районах, однако степень их использования в целом весьма незначительна. ЮНФПА инициировал проект, связанный с программами обеспечения женскими презервативами, который на экспериментальной основе осуществляется в Камбодже, Индии, Папуа — Новой Гвинее и Шри-Ланке . К осуществлению проекта были привлечены партнеры; были также определены 20 стран, в которых будет реализовываться этот проект, число которых через несколько лет будет расширено. Страновые отделения сообщили о том, что в Азербайджане, Венесуэле, Гвинее-Бисау, Джибути, Кабо-Верде, Либерии, Мали, Мозамбике и Узбекистане на разработку клинических протоколов для планирования семьи выделяются значительные финансовые средства, что свидетельствует о приверженности к обеспечению качественного обслуживания.

54. На глобальном и региональном уровнях ЮНФПА сотрудничал со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в деле повышения качества услуг в области планирования семьи и профилактики инфекций, передающихся половым путем (ИППП), за счет более широкого применения рекомендаций и методик ВОЗ. С участием представителей ЮНФПА, ВОЗ и правительств было организовано проведение региональных практикумов, после чего на страновом уровне во всех регионах были проведены соответствующие мероприятия.

55. Поддерживаемая Европейской комиссией Программа по охране репродуктивного здоровья в странах Африки, Карибского бассейна и Тихого океана отличается новизной и направлена на оказание правительствам восьми африканских и двух карибских стран — Буркина-Фасо, Ганы, Гвинеи-Бисау, Нигера, Объединенной Республики Танзания, Руанды, Суринама, Экваториальной Гвинеи, Эфиопии и Ямайки — помощи в наращивании национального потенциала по предоставлению населению своих стран комплексного обслуживания в области охраны репродуктивного здоровья.

56. Обеспечение средствами охраны репродуктивного здоровья. Ключевой стратегией сокращения неудовлетворенных потребностей в области планирования семьи и профилактики ВИЧ/СПИДа и инфекций, передающихся половым путем, является улучшение обеспечения средствами охраны репродуктивного здоровья. Это также является примером стратегии Многолетней рамочной программы финансирования (МРПФ) по разработке систем для повышения результативности. В 2004 году ЮНФПА с успехом проводил информационную работу с целью пропаганды инициативы по обеспечению средствами охраны репродуктивного здоровья, в результате чего на эту программу были объявлены взносы в размере почти 85 млн. долл. США. В целях институционализации этих взносов был создан целевой фонд по обеспечению средствами охраны репродуктивного здоровья. Целевой фонд будет стремиться наращивать национальный потенциал в области планирования и хранения соответствующих средств и рационального их использования и распределения в целях создания устойчивых запасов этих средств и предотвращения дефицита.

57. Инициатива в области обеспечения средствами охраны репродуктивного здоровья благодаря поддержке планирования и закупок соответствующих средств, а также систем управления запасами средств охраны репродуктивного здоровья способствует созданию устойчивого потенциала на национальном уровне; для этого используются такие инструменты, как компьютерная программа для управления запасами средств охраны репродуктивного здоровья в той или иной стране и система управления материальными запасами и поставками, которые призваны обеспечить непрерывность поставок и предотвратить возникновение дефицита. В рамках этой инициативы ЮНФПА приступил к внедрению второй версии компьютерной программы для управления запасами средств охраны репродуктивного здоровья, призванной помочь странам осуществлять контроль за имеющимися у них запасами и за поставками противозачаточных средств и прочих средств охраны репродуктивного здоровья. Эту программу используют 66 стран, и она оказалась полезным инструментом повышения качества национального программирования в целях удовлетворения потребностей в средствах охраны репродуктивного здоровья.

58. Страновые отделения в Гватемале, Зимбабве, Мьянме, Нигерии и Парагвае сообщили, что реализация инициативы в области обеспечения средствами охраны репродуктивного здоровья позволила сократить дефицит и улучшить прогнозирование потребностей в средствах профилактики и управление системой распределения. Тридцать одно отделение привело конкретные примеры улучшения процесса планирования и снабжения, причем Венесуэла, Лаосская Народно-Демократическая Республика и Туркменистан сообщили о том, что новые системы управления запасами действуют в масштабах всей страны.

59. ВИЧ/СПИД и инфекции , передающиеся половым путем (ИППП). Согласно оценкам, в 2004 году число больных СПИДом составляло 39,4 миллиона человек. В то же время число вновь инфицированных лиц составляло 4,9 миллиона человек, половина из которых находилась в возрасте от 15 до 24 лет. На долю женщин приходится 57 процентов инфицированных в африканских странах к югу от Сахары, в большинстве из которых этот показатель продолжает расти. В Восточной Европе и Азии наблюдаются самые высокие в мире темпы распространения эпидемии. Во многих странах в силу политических и культурных особенностей вопросы сексуального поведения в целом, и особенно поведения подростков, относятся к числу деликатных, достоверные данные об использовании молодежью презервативов при последнем половом акте повышенного риска [18] , попрежнему отсутствуют. В странах Африки к югу от Сахары и странах Латинской Америки и Карибского бассейна показатель применения контрацепции составляет 25 процентов для женщин и 41–
43 процента для мужчин, в то время как в южной части Азии он значительно выше — соответственно 51 и 59 процентов. Данные о доле населения в возрасте от 15 до 24 лет, которое обладает полными правильными знаниями о проблемах ВИЧ/СПИДа [19] , имеются по странам Африки и по некоторым странам других регионов. Весьма низкий уровень осведомленности среди подростков и молодежи по вопросам предотвращения распространения ВИЧ вызывает серьезное беспокойство.

60. В стратегическом плане ЮНФПА концентрирует свое внимание на трех основных областях деятельности по борьбе с ВИЧ/СПИДом: профилактике распространения ВИЧ среди молодежи; профилактике распространения ВИЧ среди беременных женщин; и всеобъемлющих программах обеспечения населения презервативами, которые включают пропаганду более широкого их использования (причем правильного и постоянного) молодыми людьми, ведущими активную половую жизнь. ЮНФПА выступает за увязку усилий по борьбе с ВИЧ/СПИДом и мер в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи с целью охвата уязвимых групп населения, особенно женщин и молодых людей, причем такая увязка позволит сделать предоставляемые услуги более комплексными и эффективными с точки зрения затрат. Эта интеграция должна найти также отражение в национальных планах и бюджетах, в частности учтена при реформировании сектора здравоохранения и реализации стратегий сокращения масштабов нищеты.

61. Кроме того, чтобы решить проблему феминизации эпидемии СПИДа, ЮНФПА переименовал одну из своих основных областей деятельности, которая теперь называется «Проблемы женщин и СПИД», и осуществил в 2004 году несколько ключевых мероприятий при участии своих партнеров. В начале года Объединенная и совместно организованная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), ЮНФПА и другие партнеры создали Глобальную коалицию по проблемам женщин и СПИДа (ГКЖС), а на пятнадцатой Международной конференции по СПИДу (Бангкок, июль 2004 года) ЮНФПА, ЮНЭЙДС и Фонд Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) представили публикацию “Women and AIDS: Confronting the Crisis” («Проблемы женщин и СПИД: противодействие кризису»), которое привлекло внимание к этому жизненно важному вопросу. В рамках коалиции ЮНФПА, действуя в партнерстве с Международной федерацией планируемого родительства (МФПР) и организацией «Позитивно настроенная молодежь», является ведущим учреждением по теме «Профилактика ВИЧ среди женщин и девочек». ЮНФПА будет и далее через ГКЖС расширять партнерское сотрудничество в области информационно-пропагандистской деятельности и разработки программ.

62. В партнерском сотрудничестве с ВОЗ ЮНФПА занимался деятельностью по удовлетворению потребностей ВИЧ-инфицированных женщин в области репродуктивного здоровья и разработал проект набора рекомендаций по охране сексуального и репродуктивного здоровья ВИЧ-инфицированных женщин, а также подготовил публикацию “HIV Prevention in Maternal Health Settings: Programming and Training Guides” («Профилактика ВИЧ в программах охраны здоровья матери: рекомендации по составлению программ и профессиональной подготовке»). ЮНФПА опубликовал также сборник методических материалов по планированию и оценке, посвященных мерам по предотвращению передачи ВИЧ/СПИДа от матери ребенку, а также выпустил издание, озаглавленное “Integrating HIV Voluntary Counselling and Testing Services into Reproductive Health Settings: Stepwise Guidelines for Programme Planners, Managers and Service Providers” («Интеграция добровольного консультирования и тестирования на ВИЧ в программы охраны репродуктивного здоровья: Поэтапные руководящие принципы для специалистов, занимающихся планированием, управлением и обеспечением обслуживания».

63. ЮНФПА играл ведущую роль в глобальной пропагандистской деятельности среди парламентариев, признавая, что руководство и политическая воля являются ключевыми элементами эффективных ответных мер по борьбе с эпидемией ВИЧ-СПИДа. В партнерстве с региональными парламентскими группами по вопросам народонаселения и развития ЮНФПА организовал проведение трех субрегиональных парламентских форумов по проблемам ВИЧ/СПИДа. Первый из них был проведен для парламентариев из англоговорящих стран и стран, говорящих на голландском языке, в июне 2004 года на Тринидаде. По его результатам в Порт-оф-Спейне была принята Парламентская декларация о приверженности борьбе с ВИЧ/СПИДом и ряд страновых планов действий на следующий год. Аналогичные форумы были проведены в Таиланде и на Фиджи.

64. ЮНФПА играл важную роль в содействии интеграции мер по охране репродуктивного здоровья в программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом и профилактике и лечению инфекций, передаваемых половым путем, а также устранению препятствий, создаваемых вертикальным программированием в этих двух областях деятельности. В Глионском призыве к действию в области планирования семьи и борьбы с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДа среди женщин и детей, инициированном в мае 2004 года на совещании, организованном учреждениями Организации Объединенных Наций, в том числе ЮНФПА, подчеркивалось, что, для достижения согласованных на международном уровне целей в области развития увязка мер в области планирования семьи и профилактики передачи вируса от матери ребенку имеет жизненно важное значение. По итогам Глионского совещания в июне 2004 года в партнерстве с ЮНЭЙДС и организацией «Фэмели кэар интэрнэшнл» было организовано совещание высокого уровня. Результатом этого совещания стали «Нью-Йоркский призыв к принятию обязательств: увязка борьбы с ВИЧ/СПИДом с охраной сексуального и репродуктивного здоровья», и создание Рабочей группы по вопросам увязки программ по борьбе с ВИЧ/СПИДом и программ по охране сексуального и репродуктивного здоровья. Рабочая группа займется разработкой политики и программных инструментов, чтобы помочь странам увязать программы охраны репродуктивного здоровья с мерами по борьбе с ВИЧ/СПИДом, рекомендованными в Призыве к принятию обязательств.

65. Как и в области охраны здоровья матери и планирования семьи, расширение масштабов предоставления высококачественных услуг в области борьбы с ВИЧ/СП