Использование игровых технологий на начальном этапе обучение

СОДЕРЖАНИЕ: Введение Игра – один из основных видов деятельности, значимость которой заключается в самом процессе. Игра является эффективным средством формирования личности школьников, их морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Введение

Игра – один из основных видов деятельности, значимость которой заключается в самом процессе. Игра является эффективным средством формирования личности школьников, их морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Игра – это искра, занимающая огонек пытливости и любознательности.

Вся жизнь школьника связана с игрой. Именно игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процессе общения.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях когда им предлагают просто запомнить.

В игре формируется и личность ребенка: развивается возможность тормозного контроля за своим поведением, умение подчиняться правилам, умение преодолевать трудности. В игре формируются зачатки коллективизма и товарищества, приобретается первый опыт взаимопомощи.

Игра достаточно часто, активно применяется на уроках иностранного языка, как дидактическая, так и подвижная. Подвижная чаще всего для снятия статического напряжения. Дидактические игры готовит к уроку не только учитель, они имеют место в школьных учебниках. Их целью является мотивация учащихся к изучению иностранного языка, создание благоприятной психологической атмосферы на уроке, формирование УиН в разных видах речевой деятельности. В разное время ученые обращались и обращаются к вопросу применения дидактических игр в учебном процессе.

В учебном процессе игра является одновременно методом, приемом, средством и формой организации учебного процесса. Ученые спорят по поводу применения игры в учебной деятельности. Пока споры идут, учителя продолжают использовать игру на уроке. Хотя встречаются с некоторыми трудностями:

1. На наш взгляд, недостаточно описана технология дидактической игры на уроке иностранного языка.

2. В учебно-методической литературе не так часто встретишь описание игр, которые можно провести на уроке иностранного языка.

3. Не всегда учитель в должной мере использует игру как форму организации учебной деятельности, т.к. ее подготовка требует много времени, творчества и сил учителя.

Выше названные проблемы побудили нас определить (выбрать) данную тему курсовой работы. Мы считаем что огромная роль в обучении и развитии интереса у школьников на уроке иностранного языка принадлежит все-таки игре.

Пред написанием курсовой работы, мы поставили цель: углубить знания о роли и технологии применения игры на уроках иностранного языка на начальной ступени обучения. Для ее реализации ставим задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме.

2. Систематизировать материал о дидактической игре и возможностях ее применения на уроках иностранного языка.

3. Подобрать игры на формирование лексических, грамматических и речевых навыков.

Глава 1. Психолого-педагогические основы игры как вида деятельности школьника

1.1.Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1- 4 классы) и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. Данный возраст называют «вершиной» детства.

«В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма» (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В данный период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля) [].

Поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка.

Психологи отмечают, что ведущей в это время становиться учебная деятельность, однако игровая, трудовая и другие виды деятельностей влияют на становление его личности. «Учение для него (ребёнка) — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни» Поступление в школу — это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми [].

Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых.

Ребенок начинает занимать новое место и внутри семейных отношений: «он — ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и считаются» [].

Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода, как отмечает А. И. Захаров, «если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми» [].

В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к новой жизненной ситуации, и в этом ему помогают разнообразные формы защитного поведения. В новых отношениях с взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других, т. е. новообразованием становиться интеллектуальная и личностная рефлексия.

Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» - все это типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. «Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать, испытывая наслаждение в приспособлении»

Следует отметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения.

В данном возрасте наблюдается такое явление как нравственный ригоризм детей. Младшие школьники судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, понять который им трудно, а по результату. Поэтому поступок, продиктованный нравственным мотивом (например, помочь маме), но закончившийся неблагополучно (разбита тарелка), расценивается ими как плохой.

Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.

Включаясь в учебную деятельность, под руководством учителя, дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.

Меняется и потребностная сфера младшего школьника. Доминирующими потребностями в младшем школьном возрасте становятся потребности в уважении и почитании, т. е. признание компетентности ребёнка, достижение им успехов в определённом виде деятельности, и одобрении со стороны, как сверстников, так и взрослых (родителей, учителей и других референтных лиц). Так в возрасте 6 лет обостряется потребность в познании внешнего мира и его объектов, «значимых для общества». Согласно исследованиям М. И. Лисиной, в младшем школьном возрасте получает развитие потребность в признании другими людьми. В целом же младшие школьники испытывают потребность «реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но, как и преобразователи». Одним из основных критериев оценки себя и других людей становятся нравственные и психологические особенности личности.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что доминирующими потребностями у ребёнка младшего школьного возраста являются потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений.

Итак, подводя итоги выше сказанному, за первые четыре года школьного обучения происходит формирование многих существенных черт личности и становление ребёнка как полноценного участника социальных отношений.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

1.2.Роль игры в жизни ребенка

Игра – исторически возникшая ведущая деятельность, определяющая развитие ребенка. Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего не делает. И когда начинает играть то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Именно игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре закладываются основы учебной деятельности, которая потом становится ведущей в младшем школьном детстве.

В игре формируется эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка своих возможностей, что создает благоприятные условия для умения соотносить желания с реальными возможностями.

Велика диагностическая роль игры. Она позволяет выявлять уровень развития многих личностных качеств ребенка, а самое главное – определить его статус в детском коллективе.

Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика.

В игре они черпают образы для решения новых жизненных задач. Поэтому опора на игру – это важнейший путь включения детей в учебную работу. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность.

К.Д. Ушинский видел в игре ребенка занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает.

Игра воспринимается взрослыми как единственная и главная форма жизни ребенка. В жизни ребенка нельзя обойтись без игры, но нельзя игру превращать в жизнь.

В игре дети обогащают свой жизненный опыт, вступают в деловые и нравственные отношения. Игра влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. В игре формируется произвольность психических процессов, когда ребенок следует к цели сознательно. В игре дети сосредотачиваются лучше, больше запоминают. В игре развивается рефлективное мышление, способность анализировать и соотносить свои и чужие действия, поступки, мотивы. В игре ребенок проявляет свои личностные качества. Он стремится «быть как все» и лучше, чем все. Сколько усилий ребенок совершает над собой в игре добровольно.

Игра – школа социальных отношений. Здесь проявляется потребность в общении. В игре дети совершают такие действия которые сами по себе в других условиях для них трудны и непривлекательны. Игра – феномен детства, в ней отражается природа ребенка. Игнорирование учителем игровой деятельности приводит к разрушению нравственной атмосферы в детской среде т.к. замедляется усвоение, норм и правил поведения.

Играя с увлечением дети лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса. В процессе игры у детей формируется общеучебные умения и навыки, умение контроля и самоконтроля, прочно усваивается учебный материал, проявляется активность.

Игра, можно сказать является примером универсальной деятельности детей, ибо впитывает в себя многие качества разных других видов деятельности. И что особенно важно – ребята участвуют в играх всегда «на добровольных началах», без принуждения сверху. Игра надуманная, навязанная ребятам, взрослыми, перестает быть игрой, в такие игры мальчишки и девчонки не играют. Играя, дети укрепляют свое здоровье, игра содействует их физическому развитию, улучшает координацию движений, снимает усталость после долгого сидения на уроках, требующих большого интеллектуального напряжения, дает ребятам радость активного движения.

Игра развивает организаторские способности, в играх ребята учатся быть смелыми и ловкими, честными и добрыми, в играх рождаются такие качества, как взаимовыручка и взаимопомощь.

Игры на местности, военизированные игры воспитывают патриотизм, помогают овладеть навыками , которые необходимы будущим защитникам своего отечества. Есть игры, которые помогают развивать любознательность детей, тренируют память, внимание, умение не только смотреть, но и видеть, логически мыслить.

Таким образом, люди, прошедшие в школьном детстве через игры, более подготовлены к творческой деятельности, гибкому и вместе с тем целенаправленному поведению.

1.3 Возможности игры в учебном процессе

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное – учеба, должен быть педагогически продуманным. Игровая форма организации урока помогает детям легко включаться в познавательную деятельность. Игровые формы организации перемены и внеурочного времени дают возможность многократного раскрытия личности, развития ее способности, сплачивают детей на основе общих замыслов и интересов.

Чтобы понять, как игра может помочь педагогу готовить ребенка к системной учебной деятельности, надо ответить на вопрос: что понимается под готовностью детей к обучению? Большинство психологов сюда относят: желание учиться, умение учиться, способность мобилизоваться, понимание своего общественного долга ученика, готовность жить в коллективе и активно работать вместе с товарищами.

Игнорирование учителями игровой деятельности приводит к разрушению нравственной атмосферы в детской среде, так как замедляется усвоение норм и правил поведения. А это в свою очередь задерживает процесс адаптации к школьной жизни. В совместных играх дети ярко проявляются и с хорошей и с плохой стороны.

Игры можно использовать в начале или в конце урока, с тем чтобы разделить урок на две части, снять напряжение или в любое другое время по усмотрению учителя. Важно, чтобы работа приносила положительные эмоции и пользу, а кроме того служила действенным стимулом в ситуации когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

Некоторые игры на различение и запоминание немецких букв, слов, на развитие мышления и логической памяти могут быть использованы не только в классах выравнивания, но и в обычных общеобразовательных школах. Деление представленных учителем игр на 3 части является достаточно условным, так как каждая игра обладает комплексом коррекционных свойств(см.Приложение).

1. Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, двигательных функций руки, пространственной ориентации.

2. Игры на развитие памяти и внимания.

3. Игры на развитие мышления.

Т.о. анализ игровой деятельности на уроках показал, что игра вызывает большой интерес у детей и существенно помогает им в изучении иностранного языка.

Глава 2. Игра на уроке иностранного языка

2.1. Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры».

В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых самых разных областей – философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.

В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребёнка. Л. С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития». «Именно в игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребёнка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития».

Дидактическая игра - это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности .

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму.

Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее время ученые называют такие игры развивающими, а не дидактическими, как принято в традиционной педагогике. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях.

Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я.А.Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.

С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. «Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основной воспитания детей в детском саду Фребель считал игру».

Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материальными, самостоятельными творческими играми детей не придается значения.

К. Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.

Таким образом, игра используется в воспитании детей по двум направлениям: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях. Игра необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами. Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.

Для всех игр с готовым содержанием и правилами характерны следующие особенности: наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются (решаются) через игровые действия. Игровой замысел (или задача) и игровые действия составляют содержание игры; действия, и отношения играющих регулируются правилами; наличие правил, и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовывать и проводить игру.

Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры–упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструиро­вать свое поведение и действия. Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления дет­ской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, на­поминание о понравившейся игре. На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справить­ся с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способ­ность ориентироваться в обстановке. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником. Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагоги­ческие задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель высту­пает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить по­ведение детей в игре. На третьей стадии роль дефектолога заклю­чается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.

2.2. Особенности дидактической игры

Дидактические (познавательные) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение этого метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы школьник получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность.

Метод познавательных игр имеет длительную историю. Он применялся уже в древних дидактических системах. В гуманистических и воспитательных системах этот метод приобрел новое выражение и широкое распространение.

Использование игр в обучении делает авторитарную позицию воспитателя нецелесообразной. Чтобы заинтересовать игрой, ввести элементы неожиданности свободного выбора, эмоционально раскрепостить школьников, он сам должен стать ее участником.

Некоторые относят метод дидактических игр к практическим методам обучения, а другие выделяют – в особую группу, так как они выходят за пределы слов, наглядных и практических методов обучения, вбирая в себя их элементы, во-вторых, они имеют особенности принадлежащие только им.

Роль дидактических игр заключается в интеллектуальном развитии школьников; это способ разгрузки и развлечения учащихся после утомительной и неприятной учебной работы, смягчения императивного подхода к ним, создание оптимальных условий жизни в школе.

Дидактическая игра, конечно, не есть универсальная форма, способная разрешить эту проблему, ибо игра не всегда может нести радость школьникам, она может надоесть им, а серьезная и даже очень сложная учебная работа занять их не меньше, чем игра.

Однако дидактическая игра, если не делать из нее самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления познавательного интереса школьников, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития.

Дидактические игры как нельзя лучше согласуются с идеями свободного развития школьника, индивидуальным и личностно-ориентированным обучением. Современные дидактические игры в школе – это преимущество игры по правилам. Поэтому правила тщательно продумываются и сообщаются до начала игры.

Основные требования, которые должны соблюдать учителя при планировании и проведении дидактических игр: игра должна органически вытекать из логики учебно-воспитательного процесса, а не быть к нему искусственно привязана; должна иметь интересное, привлекательное название; содержать действительно игровые, элементы; содержать действительно игровые элементы; иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать; содержать считалки, рифмы, стихи.

Учитель, готовясь к игре, отрепетирует свои движения, позы, слова: постарается сделать их красивыми, интересными, неожиданными. Если после игры учащиеся не смеются, не чувствуют удовольствия, ее нужно считать неудавшейся.

Т.о. использование учителем дидактических игр способствует объединению школьников для выполнения новой учебной задачи и для закрепления пройденного на уроке материала.

2.3 Особенности игровой деятельности

на начальной ступени обучения

Младшие школьники только что вышли из периода, когда игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети только что покинули мир сказки, игры, игрушек – обязательных атрибутов дошкольного детства. Непосредственность младших школьников и быстрота реакций именно в игровых ситуациях проявляется наиболее ярко. Благодаря высокой, восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно.

Младшие школьники обожают обставлять игры секретами, но таким образом, чтобы окружающие знали, что у данной игровой группы есть какая-то своя «военная тайна». Во время обучения в начальной школе куклы хорошо использовать для снятия напряжения от ситуаций оценивания.

Опытные педагоги обращаются за помощью к игре. По своему педагогов и родители дома подготавливают слабо успевающих детей с помощью игры.

Большое внимание В.А. Сухомлинский увидел в начальной школе домашним сочинением сказок. Сочинение сказок деятельность, близкая по своей сущности к игровой, ребенок, как и в игре, отождествляет себя со сказочными персонажами. Сказки будят не только нравственные чувства, но и дают работу мысли. Сказка, игра занимают серьезное место в интеллектуальной жизни ребенка- школьника. Игра обычно не учит чему-то одному. Как правило, она направлена на активизацию и внимания, и скорости реакции, и терпения, и смекалки.

Младшие школьники играют очень эмоционально. Иногда даже рекомендуется приостанавливать игру, чтобы обратить их внимание на выполнение того или иного правила, и немного успокоить, а потом снова возобновить игру.

2.4 Технология применения дидактических игр

на уроках иностранного языка

Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает из вне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.

Полученная таким образом информация порождает новую, которая в свою очередь влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы:

- подготовка к самостоятельным занятиям;

- постановка главной задачи;

- выбор имитационной модели объекта;

- решение задачи на ее основе;

- проверка, коррекция;

- реализация принятого решения;

- оценка результатов;

- анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;

- обратная связь по замкнутому технологическому циклу;

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми, различают: сюжетно – ролевые игры, игру – труд, дидактические и подвижные игры, игры – забавы и развлечения, комплексные игровые праздники.

Игры в которых на основе жизненных или художественных впечатлений. Самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты, мы называем сюжетно – ролевыми.

Игры – драматизации представляют собой исполнение детьми какого – либо сюжета. Игры – драматизации могут исполнятся без зрителей, а могут носить характер концертного исполнения. Если они развиваются в классической театральной форме или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Игра – труд. Детский труд и игра на определенном этапе представляют нерасторжимое единство. Игра – труд – это работа, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием.

Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры специально создаются педагогикой в учебно – воспитательных целях.

Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания. Особенность подвижных игр младших школьников – их соревновательный, творческий, коллективный характер.

Некоторые из этих игр проводятся на одном уроке без предварительной подготовки, другие рассчитаны на 2 урока, есть и такие, которые занимают 3-4 часа и требуют значительной домашней подготовки.

Т.о. на пути внедрения и распространения этих в обучении стоит чрезвычайно большое и мощное препятствие – недостаток средств, отсутствие экономической базы и т.д. Однако даже эпизодическое использование компьютера и приобщение детей к компьютерным играм показывает характер отношений человека с техникой в обществе будущего.

Приложение

Игры в начальной школе.

«Цветик-семицветик».

(для закрепления прилагательных, обозначающих цвета предметов)

Оборудование: ромашка со съемными разноцветными лепестками.

Класс делится на три команды. Дети друг за другом срывают лепестки и называют цвет. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место ,игра начинается сначала. По такому же принципу организуются игры: «Разноцветный хвост петуха», «Собери букет», «Укрась ёлочку разноцветными шарами», «Построй дом для Карлсона» (из разноцветных кирпичиков), «Ловись рыбка» (дети достают магнитной удочкой из коробки разноцветных рыбок, называя их цвет: derFischistblau, grau...).

Песни.

На мотив песни «В траве сидел кузнечик», учитель отрабатывает названия животных:

Ich habe einen Tiger

Ich habe einen Tiger

Ich habe einen Tiger

Der Tiger ist so gro!

Учитель показывает одну картинку за другой, и ребята включают в песню вместо слова „Tiger“ другое название животных.

Зеркало.

Для закрепления спряжения глаголов в единственном числе 1-ом лице и множественном числе учитель играет с детьми в игру «Зеркало»

В классе вывешивается зеркало. Ведущий, глядя в зеркало, изображает различные действия и комментирует их. Играющие выполняют те же действия и комментируют их, только во множественном числе 1-ом лице.

Учителя нередко сами сочиняют рифмовки по темам, помогающие малышам быстрее запоминать слова по разным темам. Вотнекоторые:

Wir lieben unsere Tiere sehr,

Hier sind ein Hase, Fucks und Br.

In unserem Klassenzimmer ist gute Ordnung immer.

Unsere Klasse lieben wir, alle lernen fleiig hier.

Gestern war der Himmel grau, heute ist der Himmel blau.

Игра «Брейн-ринг»

Для игры требуется вертушка, карточки, красочно оформленные, с заданиями (с одной стороны весёлая аппликация или рисунок, с другой – задание по теме: составьте диалог по теме…, прочитайте стихотворение…, задайте вопросы по теме, ответьте на следующие вопросы…. Карточки раскладываются вокруг вертушки. Класс делится на две команды, выбирается жюри. Капитаны команд вытягивают карточки для своих команд. Условия игры можно поменять – каждый ученик играет сам за себя. Жюри оценивает ответы. Музыкальная пауза разнообразит урок.

Игра «Заседание парламента»

На рассмотрение «депутатов» представлен проект школы будущего. Сначала «депутаты» проходят регистрацию, затем приступают к первому чтению текста про себя. Дается определённое время и установка: «Прочитайте документ, чтобы обсудить его».

Выбирается автор проекта документа, которому ученики задают интересующие их вопросы. Обмен мнениями проекта: положительное и отрицательное. Депутаты высказывают свое мнение о проекте.

Работа над текстом

- прочитать и сделать выборочный перевод

- выписать слова и выражения, отражающие основную мысль главы

- передать основное содержание одним предложением

- выписать ключевые слова для пересказа

- подобрать Wortfamilie к словам

- выписать из главы глаголы, обозначающие разный способ передвижения

- составить подробный план главы

- пересказать прочитанное по плану

- описать рисунок к тексту и выразить свое мнение о нем

- оценить поступки героев со своей точки зрения

- предложить разные варианты продолжения событий

- передать содержание от лица разных героев

- прослушать отрывок из текста и сказать, о ком или о чём идет речь, кто из героев сказал эту речь

- прочитать или сказать, как автор выразил чувства героя или изобразил те или иные события, какие были использованы для этого слова и выражения, почему

- инсценировать отрывок из главы

Игры на уроках немецкого языка.

Игры, предлагаемые ниже, на различение и запоминание немецких букв и слов, на развитие мышления и логической памяти могут быть использованы на обычных уроках в школе. Анализ игровой деятельности на уроках показал, что игра вызывает большой интерес у детей и существенно помогает им в изучении иностранного языка.

I. Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов

Игра 1:

Цель игры: развитие графо-моторных навыков, воображения

Ход игры: ученики слушают учителя, объясняющего написание буквы и стараются изобразить ее в своих тетрадях по образцу: буква l похожа на морскую волну, нарисуй её: lll… Волны утихают (буква l становится всё меньше и меньше). Волны утихли и буква l превратилась в «е»

Игра 2:

Цель игры: развитие навыков буквенного гнозиса, синтеза слов

Ход игры: учитель предъявляет ряд букв и просит учеников разложить их в алфавитном порядке, тогда получится знакомое слово. Можно предложить записать его в тетради. Например: o,t,r,d - dort

Игра 3:

Цель игры: развитие буквенного анализа слов, внимания

Ход игры: учитель предъявляет набор букв и картинку с изображением какого-нибудь предмета. Ученики должны выбрать те буквы, которые необходимы для составления слова, обозначающего предмет на картинке и записать его. Например: H,l,d,u,a,s,m (Haus)

Игра 4:

Цель игры: развитие буквенного гнозиса

Ход игры: учитель просит учеников правильно соединить прямыми линиями заглавные и соответствующие им маленькие буквы. Например:

D A U I Q

a u d q i

Игра 5:

Цель игры: развитие пространственной ориентировки, памяти

Ход игры: учитель складывает в коробку (мешок Деда Мороза) вырезанные из плотного картона буквы немецкого алфавита, а ученики должны назвать, какую букву они вытащили из мешка, коробки.

Игра 6:

Цель игры: развитие фонематического слуха, умение концентрироваться

Ход игры: ведущий шепчет сидящему с краю на ухо слово на немецком языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу и т.д. игра ведётся на две команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок передает названное слово последующему игроку.

II . Игры на развитие памяти и внимания

Игра 1:

Цель игры: развитие волевого внимания, восприятия

Ход игры: звучит музыка, дети маршируют и выполняют команды учителя: Hndehoch! Hndenieder! Учитель прекращает команды и дети должны выполнить движения в том же порядке на те же такты музыки.

Игра 2:

Цель игры: развитие внимания, воображения, моторики

Ход игры: учитель в воздухе пишет простые слова, ученики читают и записывают в тетради. Выигрывает тот, кто справился с заданием лучше других.

Игра 3:

Цель игры: развитие внимания, повторение лексики

Ходигры: Was fehlt?

Игра 4 :

Цель игры: развитие памяти, внимания, повторение лексики

Ходигры: Wieviel Sthle sind im Raum 22? Wieviel Klassen sind in unserer Schule?

Игра 5:

Цель игры: развитие внимания, мышечной моторики, повторение лексики

Ходигры: Setzt dich bitte! Stehe auf, bitte! Ich stehe auf. Ichsetzemich

Игра 6:

Цель игры: развитие памяти, внимания

Ходигры: Wie ist das Buch?

Игра 7:

Цель игры: развитие памяти, внимания, снятие закомплексованности, развитие координации движения

Ход игры: учитель по всему классу раскладывает несколько предметов, названия которых ученики знают по-немецки. Вызвавшийся участвовать в игре ученик внимательно следит за раскладыванием предметов. Затем ему завязывают глаза, и он начинает собирать предметы в порядке, предлагаемом ему учителям, например: IchnehmedasBuch. Ученик берёт этот предмет, называя его на немецком языке.

Игра 8:

Цель игры: развитие памяти, внимания, быстроты реакции, временных представлений

Ход игры: ученики получают карточки с названиями дней недели (времён года, месяцев). По хлопку учителя ученики выстраиваются в линию по порядку следования дней недели друг за другом.

Игра 9:

Цель игры: развитие произвольного внимания, самоконтроля, быстроты реакции, моторики

Ход игры: дети выполняют команды учителя: Stehtauf! Setzteuch! Одно из движений запретное. Дети должны повторить все движения (выполнить команды), кроме запретного.

III . Игры на развитие мышления

Игра 1:

Цель игры: развитие умения классифицировать, сопоставлять

Ход игры: из нескольких карточек, на которых напивсаны отдельные буквы, слоги, слова, знаки препинания, нужно сложить законченное по смыслу предложение и назвать его.

Игра 2:

Цель игры: развитие мышления

Ход игры: учитель представляет несколько картинок. Ученик должен установить последовательность событий, изображённых на них, разложить их в логическом порядке и составить по каждой картинке предложение, попытаться составить рассказ.

Игра 3:

Цель игры: развитие мышления, логики

Ход игры: ученик получает задание сосчитать устно, сколько будет 30 – 3? Получив ответ (27), учитель просит продолжать «дорожку» (27-3=24, 24-3=21) и т.д. до 0, проговаривая примеры вслух.

Игра 4:

Цель игры: развитие умения классифицировать

Ход игры: на доске пишутся несколько слов, нужно назвать лишние. Например:dieStadt, dasBuch, laufen, dasKino... лишним будет слово laufen, так как это единственный глагол в ряду существительных. Принцип объединения слов в один ряд может быть разный.

Игра 5:

Цель игры: развитие мышления, активизации лексики

Ход игры: дается ряд признаков(gro, blau...). Нужно подобрать какое-либо слово (или несколько слов), обладающие данными признаками

Примечание: данная игра может быть проведена и в обратном порядке.

Игра 6:

Цель игры: развитие мышления, воображения

Ход игры: учитель читает небольшой текст основанный на знакомом материале. Ученики слушают и делают небольшие рисунки. Затем по рисункам воспроизводят текст. Кто делает это лучше всех.

Заключение

В ходе работы было изучено большое количество литературы по проблеме «Использование игровой технологии на уроках иностранного языка в начальной школе». Игра, на мой взгляд, является самой важной деятельностью младшего школьника.

Игровая деятельность, организация в специальное внеурочное время, и игровые моменты урока дают ребенку ощущение свободы при выборе игры и возможность разрядки от нормативного дисциплинарного напряжения во время урока.

В настоящее время эта тема актуальна для педагогических работников, для работников дошкольных учреждений и в общем для всех тех, кто занимается обучением детей.

В процессе работы мы изучили психолого – педагогическую и методическую литературы по данной теме, которая помогает развить познавательный интерес к иностранному языку. Систематизировали материал о дидактической игре и возможности ее применения на уроках иностранного языка, Подобрали игры на формирование лексических, грамматических и речевых навыков. Способствующие лучшему усвоению иностранного языка.

Итак игра это не личное дело ребенка, это общее дело тех, кто занимается образованием ребенка и кто учится. Это также и дело большой особенной важности, так как игры имеют огромное значение в формировании его личности.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. / Г.С. Абрамова. - М., 1998.

2. Абрамова, И.В. Игры на уроке немецкого языка / И.В. Абрамова // Иностранные языки в школе: научно – методический журнал. -2004. -№1. – С.44-46

3. Амонашвили, Ш.А. В школу с шести лет / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1986. – 159С.

4. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П. Аникеева. – Новосибирск Агентство печати и информации «Момент истины», 1994. – 95С.

5. Баранов, С.П. Педагогика / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. – М.:Просвещение, 1982.

6. Былеева, Л Игра. Игра! / Л: Былеева, В Табарко. – М.: Молодая гвардия, 1988.

7. Ветер, Л.А. Психология / Л.А. Ветер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 149С.

8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. / Л.С. Выготский. - СПб.,1997.

9. Газман, О.С. В школу с игрой / О.С. Газман, Н.С. Харитонова. – М.: Просвещение, 1991. – 51С.

10. Казанцев, И.В. Игры на уроке немецкого языка в классах выравнивания / И.В. Казанцев // Иностранный язык в школе: научно – методический журнал. – 1999. - №6. – С22.

11. Коломенских Я. Л. Детская психология. / Я. Л. Коломенских, Е. А. Панько. - Минск, Университетское, 1988, - 223с.

12. Крутецкий, В.Л. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986.

13. Лащикова, И.И. Игры на развитие воображения и фантазии / И.И. Лащикова // Иностранные языки в школе: научно – методический журнал. – 2002. - №6. – С.47.

14. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. / О. В. Лишин. - М.: Институт практической психологии, 1997. – 256 с.

15. Менчинская Н. А. проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка. / Н. А. Менчинская. - М.: Институт практической психологии, 1998. – 448 с.

16. Немов. Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2005. – 738 с.

18.

Скачать архив с текстом документа