Использование педагогической культуры и фольклора русского народа в процессе воспитания
СОДЕРЖАНИЕ: В статье рассматриваются вопросы философского, психологического и педагогического представления русского народа о духовности, труде и здоровом образе жизни, возможностях использования народной педагогической культуры в процессе воспитания.А. И. Бондарчук (Белгород)
В статье рассматриваются вопросы философского, психологического и педагогического представления русского народа о духовности, труде и здоровом образе жизни, возможностях использования народной педагогической культуры в процессе воспитания
Современное российское общество всё больше осознаёт ответственность за социальное, психологическое и экологическое благополучие – не только своё, но и последующих поколений. Сегодня мы реально столкнулись с очень сложной ситуацией, которая требует дифференцированного исследования и осмысления. Поэтому здоровье народа – это социальнопедагогическая проблема. В её решении, связанном с повышением качества здоровья народа, должны участвовать не только педагоги, но и врачи, психологи, философы, социологи, практические работники в сфере физической культуры. Современная жизнь требует создания и реализации принятой в мировом сообществе гуманистической, личностно и социально ориентированной, развивающей парадигмы образовательной политики. Данное положение объясняется многими причинами, в том числе и ситуацией, которая сложилась к настоящему времени в системе научных знаний. Кроме того, необходимо учитывать также, что современная социокультурная ситуация порождает новые тенденции развития образования – уменьшение роли формального образования и усиление образовательного воздействия жизненного окружения. При этом конкурентоспособность системы образования может быть обеспечена только при условии её национального своеобразия, фундаментальности, преемственности и духовнонравственной направленности.
Сегодня одной из главных для каждого человека является проблема самоопределения. Формирование гражданского сознания человека, осознающего себя полноправным и ответственным гражданином России, возможно только в том случае, если происходит самоидентификация, укоренение личности в культуре своего народа, имеется чувство органичной сопричастности к социокультурным традициям предшествующих поколений, их нравственному самосознанию. При этом необходимо учитывать, что наше общество вступило в посттрадиционную эпоху (Э. Гидденс) позже, чем страны Запада [2]. Е. В. Кармазина, опираясь на работы этого автора, показывает, какие новые черты приобрела проблема самоопределения (самоидентификации) в посттрадиционном обществе по сравнению с традиционным: В традиционном (домодерном) обществе сама проблема персональной идентичности отсутствует в силу непроблематичности и непротиворечивости социальной системы.... Когда социальные обстоятельства перестают жёстко детерминировать самосознание и поведение личности, тогда они начинают провоцировать личный выбор и личное решение [3, с. 200– 202]. Современному человеку приходится самоопределяться в мире, утратившем свою одномерность», и перед ним стоит проблема «собирания целостного Я из многообразного и противоречивого внешневнутреннего субъективного материала» [3, с. 203]. Таким образом, школа должна пересмотреть подходы к формированию личности человека, его самоопределению (самоидентификации) в процессе обучения.
Подготовка подрастающих поколений к самостоятельной трудовой и семейной жизни – традиционная воспитательная задача, стоящая перед семьёй, школой и обществом. Вопрос о подготовке молодёжи к жизни – в конечном счёте, вопрос о воспроизводстве и дальнейшем развитии культуры, понимаемый в широком значении слова как совокупность достижений во всех областях – материальном и духовном производстве, социальном устройстве. При этом необходимо осмыслить реально сложившуюся ситуацию функционирования нашего современника (от юного до пожилого), понять, какие сдвиги произошли в его сознании, мышлении, какие факторы на него воздействуют, динамику изменений в саморазвитии.
Сложность любой воспитательной работы состоит прежде всего в том, что предмет её, и результат являются реальностью психической, и отложенной во времени. Мало сказать, что предмет воспитания и хлопот воспитателя – человек, подрастающий человек. Это было бы неточно и даже неверно, ведь с человеком имеют дело многие профессионалы (воспитатель, врач, фотограф, парикмахер, повар, модельер и другие). Каждый делает своё дело и выделяет при этом в человеке на первый план соответствующие группы свойств, качеств, «держит в уме» эти свойства и, если нужно, преобразует их. Каждому делу, профессиональному занятию соответствует и специфический, основной предмет труда.
Исследования учёных показывают, что каждая нация накопила исторически обобщённый опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, который отражает особенности материальных, культурных условий жизни, религии, философии, самосознания. Игнорирование закономерностей воспитательной практики народа приводит к извращению национального самосознания. Поэтому российская школа на современном этапе призвана стать государственным учебным заведением, обеспечивающим оптимальные условия передачи подрастающим поколениям накопленных народом духовных ценностей, традиций, нравственных устоев с учётом особенностей данного народа, уникальности его социокультуры. Одной из целей национальной русской школы является адекватная самореализация подрастающего поколения в семейнобытовой, профессиональной, трудовой, творческой и других видах деятельности. Необходимо активизировать использование педагогической культуры русского народа в процессе обучения и воспитания. Нацеленная на воспитание сотрудничества, взаимопомощи, единения, коллективизма русская народная педагогика признает ведущими идеями следование трудовым традициям, гражданственность, соборность, чувство долга, послушание, свободные, человеколюбивые отношения между людьми. В возрождении современной русской национальной школы необходимо учитывать ведущие идеи народной педагогики. «В то время, как научная педагогика отягощена своей историей... и почти всё... сохранилось в писаниях нескольких десятков столетий, – народная педагогика претерпевает иную судьбу: сохраняемая и передаваемая только в устной традиции, она лишается того, что в данный момент народной жизни утрачивает своё значение, так же легко, как дерево осенью теряет пожелтевшие листья» [1, с. 5]. Поэтому накопленный русской народной педагогикой опыт трудового воспитания и социализации подрастающего поколения может быть направлен на защиту растущей личности от разрушающего воздействия СМИ, пропагандирующих стремление к наживе, безнравственность, бездуховность, преступность.
Воспитательный опыт показывает, что зачастую незнание и игнорирование национальных особенностей, народных психологических стереотипов, отраженных в нравах, обычаях, народной мудрости, приводит к тому, что национальнопсихологические особенности людей вступают в противоречие с целями, средствами и методами воспитания. При этом авторитарность в воспитании, психологическое давление на личность, нежелание менять ошибочно выбранную стратегию в формировании личности приводят к духовному перерождению нации. Сиюминутная выгода заставляет не думать о том, как будут жить следующие поколения. Это не увеличивает благосостояние общества, не способствует развитию культуры, утверждению духовности, здоровью нации. Психологические, социальнопедагогические противоречия и недостатки современной теории и практики воспитания свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы в прогностическом плане. Здесь также необходимо и важно учитывать проблему поколений, так как в современной России сложилась исключительно сложная и острая поколенческая ситуация, произошёл более глубокий разрыв между разными поколениями обусловленный прерывистостью развития общества, сменой идеологий. Отношения между поколениями приобретают новые, ранее не существовавшие характеристики, новые философские, психологопедагогические, социокультурные аспекты бытия, которые совершенно не исследованы современной наукой.
Частично проблему поколений можно снять, используя в воспитании народную педагогическую культуру, так как изучение фольклора во всём его многообразии является важнейшей составляющей духовного развития личности. Русский фольклор вкладывает в сознание (душу) ребёнка национальное мировоззрение через те образы, в которых народ видит себя и свою судьбу, глядя в прошлое и подготавливая будущее. В фольклоре народ сохранил своё самое ценное, выражает свой взгляд на окружающий мир, отражает юмор, выражает свои горечи и печали, свою мудрость.
Педагогика народа складывалась в его быту как одна из его ведущих функций, формировалась в многовековом опыте миллионов людей, постулаты её формулировались в преданиях, сказках, пословицах и поговорках.
Народная педагогика обобщает многовековой опыт семейного и общинного воспитания, основанного на здравом смысле и хозяйственноэкономической целесообразности.
В ней ведущими являются идея самореализующейся личности, а также способы приобщения молодёжи к самостоятельной творческой деятельности, раскрывается роль умственного и физического труда в социальном плане, выявляются ведущие факторы интеграции подрастающего поколения в общество. Умственное и трудовое воспитание, здоровый образ жизни являются центральной проблемой народной психологии и педагогики, по сформировавшимся народным представлениям развитие нравственности и ума, физическое и эстетическое совершенствование личности происходят преимущественно в условиях трудовой деятельности. Умение трудиться, создавать ценное и прекрасное своими руками является ведущим критерием оценки личности, основой народного мнения о человеке. Кроме того, многие умения и навыки ребёнок получает в среде сверстников, прежде всего – в играх и забавах. Известный учёный Г. С. Виноградов замечает: «Принцип детской самостоятельности в народной педагогике осуществлен едва ли не в полной мере» [1, с. 11]. Проявлением осознанного использования этого принципа исследователь считает снабжение крестьянских детей минимальным количеством игрушек: достаточно показать ребенку, как делалась та или иная доступная ему игрушка и побудить его к самостоятельной работе, а не «потакать» ему. Точно также существует и народная психология, без которой невозможно было создать сказки, колыбельные песни, потешки, пословицы и другие жанры традиционного народного искусства, которые широко используются в «материнской школе». Уже в незапамятные времена, задолго до появления какихлибо наук человек считал нужным выделять, фиксировать психологические знания о труде и находил способы придавать им значительность, авторитетность и эмоциональную окраску. Так, в пословицах и поговорках разных народов зафиксированы многие явления и их зависимость, характеризующие именно психологическую сторону труда. При этом надо учитывать, что основной массив этих высказываний сложился давно и потому характеризует не только существенные общечеловеческие черты, но и черты исторического своеобразия каждого народа. Дошедшие до нас пословицы и поговорки относятся, прежде всего, к труду в области сельского хозяйства, ремесла, торговли, так как основная масса народа проживала в сельской местности. И всё же считаем нужным обратиться к этой форме фиксации в памяти народа психологических знаний о труде и трудящемся человеке.
О чём говорит, например, русская пословица «Ты сударь, и я сударь, а кто же хлеба пахарь?». Речь здесь идёт не о внешней – технологической стороне дела, а о направленности деятельности в рамках альтернативы «себе – другим», «я – другие». Близкая идея содержится в японских «Врач о своём здоровье не заботится», «Чтобы хорошо лечить, надо людей любить», в английских пословицах «Покати моё бревно, а я покачу твоё», «Плох тот ветер, который никому не приносит добра». В фольклоре широко и ярко представлена идея волевой регуляции труда, мысль о том, что дело необходимо доводить до конца, преодолевая трудности, проявляя терпение, настойчивость: «Делу время, потехе час», «Играть, не устать – не ушло бы дело», «Откладывай безделье, да не откладывай дела», «Тяжело спине – легче сердцу». А вот на ту же тему иронические утверждения народной мудрости: «Послал бог работу, да отнял чёрт охоту», «Своюто лень не продашь за трудодень», «От слова до дела – бабушкина верста». Мы знаем, что существенный признак труда – владение инструментами, орудиями, средствами. Эта сторона его также представлена в народной мудрости сведениями не только производственнотехническими, но и психологическими. Речь идёт об степени владения средствами труда, об относительной роли качеств средства труда и самого субъекта деятельности. Вот как это нашло отражение в пословицах: «Не котёл варит, а стряпуха», «Мастер глуп – нож туп», «В хороших руках любой лук хорошо стреляет». Об адекватном или несообразном применении инструментов, о соответствии работника делу, уровне его организованности на рабочем месте народная мудрость отмечает: «После скобеля да топором», «К горящему костру с кузнечным мехом бежит», «И не плотник, да стучать охотник», «Рукавицы ищет, а они за поясом». О существенных особенностях средств в противовес поверхностным особенностям пословицы говорят: «Не лошадь везёт – овёс», «Оттого телега запела, что давно дёгтя не ела», «У плохого мастера инструмент блестит».
Социальнопсихологические идеи также широко и красочно представлены в пословицах и поговорках: «Берись дружно – не будет грузно», «Вот тебе хомут и дуга, а я тебе не слуга», «Артель атаманом крепка», «Без пастуха и овцы не стадо», «Кто собою не управит, тот другого на разум не наставит», «По заслугам и честь» и другие. Даже краткий анализ фольклорных источников показывает, что народ не просто психолог, а он тонкий психолог. Подтверждением этого является отражение в пословицах существенных явлений и зависимостей, характеризующих мотивационную, смыслообразующую сторону труда: зависимость его успешности от мотивации – «Без охоты не споро у работы», тонкости динамики мотивов«Страшно дело до зачину», «Глаза боятся, а руки делают», опосредование мотивов – «Горька работа, да хлеб сладок». Чётко, без всяких двусмысленностей представлена идея зависимости результатов труда от ума, ориентировки: «У растяпы Дарьи каждый день аварии», «Не знавши броду, не суйся в воду». Психологически верно отражены определённые подходы к оценке качеств работника: «Не смотри, как рот дерёт, а смотри, как дело ведёт», в частности, идея диагностики и прогнозирования его качеств по косвенным симптомам: «Вялый жевака – к делу зевака». Также нашла отражение идея важности взаимного соответствия человека и его работы: «Каков строитель, такова и обитель», «Не за своё дело не берись, а за своим не ленись». Идея важности исполнительной стороны работы, режима и даже индивидуального стиля деятельности:
«В страду одна забота – не стояла бы работа», «Всяк мастер на свой лад» и т.д.
Рассматривая фольклорные источники, надо сказать о борьбе с ленью, о формировании привычки к трудовым усилиям, о преодолении отвращения к систематическому и напряжённому труду. В представлениях народа лень – это коварнейшее свойство человеческой личности, идёт ли речь о лености мысли или о лености в физическом труде. Лень – это отвратительная черта характера, свидетельство душевной дряблости и бессилия. У ленивого человека нет и не может быть оправданий, в том числе и наличием способностей, которые приглушены и замаскированы ленью: «Лодырь сам ляжет и коня положит», «Пока ленивый разомнётся, усердный с работы вернётся», «У лентяя Федорки всегда отговорки» и др. Анализ фольклорных источников показывает, что положения современной психологии имеют прообразы в народной мудрости, при этом мы сталкиваемся не с обсуждением, не «с ломанием головы над», а с эффективным решением и даже с внедрением. Известная читателям по сказкам Шехерезада тысячу и один раз успешно внедрила в практику идею о своеобразной роли незавершённого действия. Вопрос о внутренних средствах деятельности оценила отнюдь не только современная психология, кому бы мы ни приписывали приоритет его постановки. Даже при беглом анализе народных обрядов, связанных с трудом, сложившимися профессиональными обычаями, мы увидим, что многое здесь направлено на обеспечение именно функциональных, внутренних средств труда, а также желательных и должных функциональных состояний. Науке известно, что обряд магического овладения добычей был у наших предков не отдыхом или «баловством», а коллективным средством преднастройки участников трудного и опасного дела. Бытовавшие в прошлом песни во время трудовых процессов имели тоже функцию создания и коррекции психических состояний работников, функцию борьбы с монотонией труда (как отметила бы современная психология), организации трудового ритма, сплочения коллектива.
Однако не надо думать, что люди делали всё это бездумно. Цель их состояла, конечно же, не в написании психологических трактатов, а в получении полезных практических эффектов. Однако идейнопсихологическую основу соответствующих практических актов всегда можно реконструировать. Если наш предок, ещё не имевший письменности, считал нужным и важным выделять и фиксировать доступными ему средствами психологические составляющие труда, то значит, знание об этих средствах и составляющих объективно необходимо для дела.
Народной педагогике часто отказывают в неосознанности целей, в отсутствии мировоззренческой основы. Но уже доказано, считал Г. С. Виноградов, что существует народная философия, которая ставит те же вопросы, над которыми бьются признанные философы, что в ней также выделяются разные направления и течения. «Народная философия – это большая рукопись из неопределенно большого количества не пронумерованных листов, разнесенных ветром по земле» [1, 8], – так образно и очень ярко передает Г. С. Виноградов свое представление о народной философии. Народная философия существует в форме предания, и она педагогична по самому своему существу и проявляется в духовных поисках русского народа.
Духовность русской народной педагогики формировалась внутри культуры наших предков, являясь её неотъемлемой частью. Духовность есть высшее достояние человеческой души, сердцевина личности. Слияние духовности и нравственности в русской цивилизации произошло именно потому, что в её основе, культуре, устном народном творчестве, эстетике, праве и так далее, лежат духовные ценности ведического учения. Духовность проявляется как результат воспитания у человека сущностных сил – воли, характера, образа мышления, усвоения определённых знаний, нравственных норм, ценностей национальной культуры, личностное отношение к ним со стороны индивида и общества в целом.
Духовность является интегративным качеством личности, которое направлено на приобщение людей к одной из существующих систем духовных ценностей (гуманистической, национальной, идеологической и др.), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними. Владение необходимыми знаниями об окружающем мире, положительное отношение к ним, постоянная потребность в познании в народной педагогике также включены в духовное богатство. Знания составляют духовное богатство личности, так как они раскрепощают и утверждают личность, способствуют развитию познавательных потребностей, формируют мотивации и научную картину мира в сознании человека. В процессе образовательной деятельности у человека развивается духовная сфера, укрепляется мировоззрение, расширяются творческие возможности личности. Народная педагогика в своих афоризмах подчёркивала, что «Знание – самое большое богатство», «Сын мой – а ум у него свой». Накопленный народом опыт и представления о человеке, обществе, природе является общим достоянием. Основными источниками познавательного развития служили окружающая природа во всём своём многообразии, природные явления и процессы, окружающий животный и растительный мир.
О духовном богатстве русского народа говорит его фольклор, а самое главное – развивающийся русский язык, национальная культура. В сюжетах, формах и художественных принципах, выработанных самим народом, нет ничего случайного, пустопорожнего, потому что за века народ отобрал в них, в свой образный строй лишь то, что было ближе и нужнее его душе, а значит и полнее, и глубже всего отражает эту душу и характер народа, его любови и нелюбови. А стало быть, и полнее, и проникновеннее всего русского человека только этими, самим им рождеными, самой его землёй рождёнными средствами и можно изобразить, так как они создавались прежде всего для самопознания и самосовершенствования его.
Подводя итог можно отметить следующее: духовная преемственность поколений в воспитательном процессе народной педагогики являлась важной составляющей. Именно она позволяла подготовить молодёжь к жизни, к меняющимся условиям, но при этом каждое новое поколение обязано было сохранить самое главное – народную мудрость и самобытность, а значит, самого себя от небытия. Целенаправленное, системное и планомерное использование традиций народной педагогики в подготовке студентов вуза на основе принципа приоритетности культурного наследия в решении данной проблемы позволяет формировать готовность будущего педагога к осуществлению воспитания с использованием форм, методов и средств русской народной педагогической культуры и фольклора.
Список литературы
1. Виноградов Г. С. Народная педагогика // Сибирская живая старина. Вып.1(5). – Иркутск, 1926. – С.5. 2. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структуризации. – М.: Акад. проект, 2003. – 525 с.
3. Кармазина Е. В. Философия свободы и проблема идентичности. – Новосибирск, 2006. – С. 200–202.
4. Клеченов Г. Народ, интеллигенция. От разобщения к соборности // Народ и интеллигенция : [материалы круглого стола 18.11.1989 в ЦДП ВООП] / ред.сост. П. В. Тулаев. – М.: Творч. обние «Собор», 1990.