Используемая Конституцией формула судебная власть представляет собой краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей
СОДЕРЖАНИЕ: В то же время Конституция прямо указывает, что суды Российской Федерации осуществляют именно государственную властьСодержание
1. Роль органов судебной власти в обеспечении конституционного строя России 4
1.1. Система судебных органов в России. 4
2. Судебная власть в обеспечении безопасности государства. 17
2.1. Суд как гарант обеспечения безопасности государства. 17
2.2. Некоторые проблемы судебной власти в обеспечении государственной безопасности. 23
Список использованной литературы.. 28
Введение
Используемая Конституцией формула судебная власть представляет собой краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма. В то же время Конституция прямо указывает, что суды Российской Федерации осуществляют именно государственную власть.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, дистанцированных от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти.
Сказанное не означает, что особое положение судебных органов в правоохранительной системе Российской Федерации исключает взаимодействие установленных Конституцией ветвей власти по ряду направлений.
Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодательстве судебной власти как государственно-правового института позволяет выделить его специфические признаки, отметить необходимость утверждения системы гарантий, позволяющих судебной власти осуществлять свои функции и решать поставленные перед ней законом государственные задачи в сфере обеспечения безопасности государства.
В работе использовался нормативный правовой материал, включающий законы, подзаконные нормативные акты, распоряжения, постановления судов. Теоретическую базу исследования составили работы таких ученых теоретиков и практиков как С.С. Алексеева, М.В. Баглай, С.А. Комарова, Н.И. Матузова, Марченко М.Н., В.И.Радченко, Л.А. Окунькова, И. И. Лукашук и др.
Заключение
Рассмотрев полномочия органов судебной власти в сфере обеспечения безопасности государства, необходимо сделать следующие выводы.
Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации.
Назначение судебной власти - защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти. Судебная власть имеет прямое отношение к гарантированным каждому правам на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений.
Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов.
Система федеральных органов судебной власти, определение порядка их организации и деятельности относятся к ведению Российской Федерации. В систему этих судов включаются Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды.
Конституция не конкретизирует структуру всей судебной системы, предоставляя решение этого вопроса федеральному конституционному закону, который должен установить соподчиненность звеньев судебной системы, перечень федеральных судов, виды местных судов, их полномочия и структуру.
Отдельными федеральными законами регулируются статус судей, особенности деятельности некоторых видов судов (например, военных), различные вопросы обеспечения деятельности судебной власти. Таким образом, единство судебной власти в Российской Федерации обеспечивается совокупностью актов федерального законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, единообразным применением их судами (в том числе федерального гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, арбитражно-процессуального законодательства) на всей территории России, финансированием судов из федерального бюджета, единым статусом судей.
Стабилизирующее значение для формирования системы судебной власти имеет установление Конституцией единых требований к судебным органам и судьям и соблюдение правовых гарантий в отношении судей.
Как наиболее стабильный институт государственной власти судебная власть - мощный фактор обеспечения стабильности правового порядка в общественной и экономической жизни, обеспечения безопасности государства.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ О судебной системе Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. № 1 ст. 1.
1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1996.
2. Грудцына, Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект // Законодательство и экономика, № 8, август 2003 г.
3. Ершов В. Российская академия правосудия: стратегия деятельности и этапы развития // Российская юстиция. - 2001. - № 3.
4. Зайцев В.Ю. Некоторые вопросы, возникающие в связи с вступлением в силу новой редакции Федерального закона О статусе судей в Российской Федерации // Российский судья. 2002. - № 2.
5. Золотухин Б. Правда и милость да царствуют в судах. Три источника и три составные части Концепции судебной реформы 1991 г.// Российская юстиция. - 2001. - № 12.
6. Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России. // Журнал российского права, № 6, июнь 2004 г.
7. Комментарий к Федеральному конституционному закону О судебной системе Российской Федерации (под ред. В.И.Радченко) - М.: Издательство Норма, 2003 г.
8. Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. - М.: Российская академия правосудия, 2000.
9. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.
10. Маршунов М.Н. Комментарий к законодательству о судоустройстве Российской Федерации. - СПб.: Герда, 2000.
11. Попов С. Рожденная судебной реформой: события и факты из истории Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации // Российская юстиция. - 2003. № 7.
12. Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. - М.: Велби, 2003. - С.720; Жеребцов А. Как закалялась Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации // Российская юстиция. - 2003. - № 7.
13. Чепурнова Н.М. Конституционные принципы судебной власти и проблемы формирования судебной системы в субъектах Российской Федерации. Ростов - н/Д: СКНЦВШ, 1999.