Исследование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ: Исследование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста Содержание Исследование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста 1Исследование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
Содержание
1. Исследование эмоционального благополучия дошкольников. 6
1.1. Краткая характеристика организации ДОУ № 351. 6
1.2. Процесс организации работы педагогов-воспитателей в ДОУ №351. 8
Список использованных источников. 16
Введение
Планируя свою работу, педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, стремятся не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня. А поскольку растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются и оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единства может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: правовом и педагогическом.
Правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.
Педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении. Таким образом, в системе дошкольного образовательного воспитания особую значимость приобретает фигура педагога-воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для создания эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста. Это диктует необходимость повышения педагогической компетенции в ДОУ, как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирования у них качеств, профессионально значимых для деятельности педагога.
Поэтому актуальность проблемы педагогического и правового обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста и роль детских образовательных дошкольных учреждений в обеспечении положительного эмоционального благополучия ребенка остается неизменно острой на протяжении всего развития педагогической науки и практики.
Объект исследования– эмоциональное благополучие в развитии детей дошкольного возраста в детском саду.
Предмет исследования– процесс педагогического и правового обеспечения эмоционального благополучия ребенка.
Цель исследования – рассмотреть эмоциональное благополучие как основу психологического здоровья.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1.Выявить теоретические основы проблемы эмоционально-чувственной сферы ребенка, как основы его психологического здоровья.
2.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня эмоционального благополучия.
3.Апробировать программу по развитию положительных эмоций у детей дошкольного возраста в рамках ДОУ и семьи.
Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также практикумы по психодиагностике О.А, Ореховой, И.А. Пазухиной, М.Ю. Стожаровой.
Методы исследования:
1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.
2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Экспериментальная работа проводилась в МОУ детский сад № 351 г. Волгограда. В исследовании принимали участие педагоги, родители, дети.
1. Исследование эмоционального благополучия дошкольников
1.1. Краткая характеристика организации ДОУ № 351
Педагогический коллектив ДОУ № 351 города Волгограда стабильный: 90% педагогов работают в детском саду более пяти лет, из них 11 имеют высшую квалификационную категорию, 10 — первую, 9 — вторую.
Педагоги приняли и реализуют на практике идеи гуманистической педагогики, бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка. Они рассматривают выполнение прав ребенка как должностную обязанность, а реализация их полностью зависит от уровня профессиональной квалификации педагога, личностных взглядов на эту проблему. В саду отсутствует физическое наказание, в группах нет отверженных детей.
Среда, окружающая детей в детском саду способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития). Педагоги обеспечивают безопасность жизни детей, способствуют укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Создан звуковой дизайн, организовано прослушивание музыкальных произведений на соответствующих занятиях (марш для физкультурной зарядки, колыбельная при укладывании детей спать, другой музыкальный фон: шелест листьев, плеск моря, пение птиц и др.) Игрушки подобраны в соответствии с возрастными ограничениями.
Воспитателицелесообразно и эффективно использует средства обучения, дидактические материалы и оборудование в образовательном процессе.
Организатором всей работы является заведующая дошкольным учреждением.
Именно руководителю принадлежит важная роль в формировании правового мышления участников образовательного процесса, обеспечение коллектива нормативными документами федерального и регионального уровня. Руководитель координирует деятельность организаций, осуществляющих контроль за соблюдением прав детей. Это органы опеки и попечительства, здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальные органы управления.
Педагог-главное действующее лицо всей работы. От его личной позиции, культуры и понимания вопроса зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении, а во многом и в семье.
Воспитатели 2 категорииактивноосуществляют коррекцию имеющейся среды развития ребенка. Воспитатель 1 категориитворчески участвует в преобразовании среды развития ребенка. Воспитатели высшей категории самостоятельно создают среду развития ребенка, в том числе среди них есть авторы пособий, игр, оригинальных средств обучения и воспитания. Стоит отметить высокий профессионализм педагогов: учитывая большой опыт работы, знание и учет в своей деятельности возрастных особенностей детей дошкольного возраста, индивидуальный подход к каждому ребенку, создание уютной обстановки, приближенной к домашней.
По результатам наблюдения было выявлено следующее: большинство детей получают удовольствие от общения друг с другом. Они способны подражать и выполнять словесные указания, предложения взрослых, свободно вступают в контакт, как с взрослыми, так и с детьми. Дети постоянно задают вопросы, интересуются всем происходящим вокруг них. Они способны сопереживать друг другу; если кто-нибудь плачет в группе, они все вместе подходят к нему, утешают и жалеют ребенка. Дети восприимчивы к эмоциональному состоянию другого человека, способны понимать, в каком настроении находятся их друзья или воспитатели. Им очень нравится, когда их хвалят или одобряют их поступки, действия.
1.2. Процесс организации работы педагогов-воспитателей в ДОУ №351
Очень важно правильно организовать работу в дошкольном учреждении. Первостепенным является необходимость формирования понимания проблемы и отношение к данному вопросу как членов педагогического коллектива, так и родителей.
Работа началась с тестирования воспитателей. Педагогам были предложены разные стартовые диагностические методики, цель которых выявить личностное понимание, осмысление, позицию педагогов по проблемам прав ребенка. Понятно, что формирование правового сознания у детей, реализация нормативно-правовых документов только силами детского сада невозможны. Это придется делать в тесном сотрудничестве родителей и педагогов, поэтому интересно было увидеть, какую цель ставит перед собой каждый член педагогического коллектива в отношении участия родителей в этой работе.
Из 20 опрошенных у 17 была выявлена положительная позиция воспитателя – установка на содружество, у 3-х же — отрицательная: «Я» - централизованная установка (хочу, чтобы родители делали то, что просят воспитатели, прислушивались к советам и просьбам).
Педагогам была предложена шкала самооценки личностных качеств (приложение 1) и педагогических умений и навыков в общении с родителями, которая позволила увидеть, что сами педагоги отмечают слабо развитые качества и умения, такие как: умение убеждать (6); стрессо-устойчивость и выдержку (9); саморегуляцию своих состояний, поведения (4); умение верно оценить свое общение с родителями, наметить пути преодоления трудностей и непонимания во взаимодействии с семьей. В то же время все отметили сильно развитые качества: гуманность, доброжелательность, отзывчивость, открытость.
В предложенном анализе особенностей собственного общения с родителями 97% ответили, что общаются постоянно, 3% — периодически, 77% указали на необходимость согласования воздействий, а лишь 18% — выделили общение с целью формирования особенностей семейного воспитания.
На вопрос, что способствует установлению контакта с родителями, большинство ответили — доброжелательность и уважение, а вот профессионализм отмечен только у 5% педагогов.
Таким образом, проведенная стартовая диагностика позволила увидеть понимание проблемы каждым педагогом, наметить пути решения задачи, использовать дифференцированный подход к каждому члену коллектива. Продумана программа работы по реализации прав ребенка на три года, и составлен план на каждый год.
На данном этапе работы использовали следующие формы мониторинга:
опросник Басса-Дарки (приложение 2)
анкета-тест «Хорошие ли Вы родители?» (приложение 3)
Опрошено 58 родителей. Выявлены следующие проблемы:
1. Неумение родителей контролировать свои эмоции в общении с ребенком - 88%,
2. Ориентировка в воспитании ребенка только на свой опыт и интуицию без учета советов и рекомендаций — 56%,
3. Авторитарность в воспитании — 58%,
4. Гиперопека как следствие тревожности родителей — 86%.
Параллельно с анкетированием среди родителей проводилась работа с детьми:
по изучению эмоционального самочувствия ребенка в семье через беседы с ребенком (проводил психолог детского сада)
по определению доминирующего стиля воспитания в семье (игра «Почта»)
по выявлению социальных и эмоциональных проблем (по методике Скотта «Карта наблюдения Стотта» (приложение 4), адаптированная к дошкольникам). Здесь преследовалась цель привлечь внимание педагога к проблемам ребенка, т.к. проводил наблюдения педагог, обработка результатов проходила совместно с психологом.
Таким образом, вся предварительная работа (анкетирование родителей, обработка и анализ полученных данных) подвела нас к следующему этапу — разработке системы мероприятий практической деятельности в 3-х направлениях: с кадрами, родителями и детьми.
Основная задача данного этапа работы с родителями - информирование о правах ребенка и просвещение, правовые документы по правам ребенка выступают здесь не только в качестве документа защиты детей, но и в виде «живого» материала в работе с родителями в процессе применения в повседневной жизни.
В детском саду был создан координационный совет, в состав которого вошли родители из каждой возрастной группы (подбирались наиболее заинтересованные, а также специалисты, имеющие юридическое образование), привлекли членов Попечительского Совета детского сада. Из педагогического коллектива в совет вошли воспитатели, интересующиеся данной проблемой, которые образовали свою творческую группу, а также специалисты детского сада: психолог, руководители театральной и изостудии, музыкальный руководитель.
Решили провести ярмарку идей «Как сделать родителей соучастниками и партнерами детей». В первую очередь, намечая какие-то мероприятия, шли от интересов родителей. Поэтому в план работы включены такие мероприятия, как диспут, круглый стол, устный журнал, конференция.
Устный журнал, посвященный воспитанию здорового образа жизни, с участием специалистов, а также детей в литературно — музыкальных композициях повысили активность и интерес наших родителей к этой проблеме, о чем свидетельствуют записи в журнале отзывов и предложений. Это позволило скорректировать работу с родителями: в частности, по их желанию планируется проведение дней «открытых дверей» по формированию здорового образа жизни, распространение опыта семейного воспитания.
В плане работы совместная деятельность детей и родителей:
а) оформление выставок:
детского рисунка на темы: «Вот как я играю дома», «Моя семья»;
плакатов под девизом: «Защитим наших детей от...», оформленных родителями и детьми;
б) совместные праздники: «Мы мужчины», «Мамин день»;
в) круглый стол: «Обсуждаем проблему образования»;
г) выпуски стенгазет, рукописного журнала.
Подводя первоначальные итоги работы, следует отметить, что наиболее эффективными оказались тесты, опросники, беседы с детьми и родителями, диспут, а также оформление альбома «Кто я», т.е. такие формы работы, где родители и дети активные участники и где ребенок выступает как полноправная, полноценная личность.
Это в корне меняет отношение родителей к своему ребенку. Взаимоотношения между ними постепенно переходят от авторитарного стиля к демократическому, т.е. к личностно-ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка, к чему педагоги и стремятся подвести всех своих родителей.
Вывод: нужно как можно шире привлекать родителей-специалистов в определенной области на такие мероприятия, ибо воспитатель не всегда может дать исчерпывающую, квалифицированную консультацию. Такая форма работы, во-первых, повышает авторитет родителя и среди других родителей, и в глазах самого ребенка, а также работников дошкольного учреждения.
Большая роль в работе с родителями, особенно на первом этапе, отводилась психологу. Поскольку не все родители честно и откровенно ответили на вопросы анкет, а наблюдения за детьми позволяли сделать иные выводы о семье (в детском саду выявлено 13% детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы), перед нами встала задача убедить родителей в необходимости общения с психологом. Сами они считали, что являются вполне благополучной семьей и в помощи специалиста не нуждаются. Поэтому наряду с фронтальными формами работы, мы проводим по плану психолога и воспитателя индивидуальные, групповые консультации, беседы и тренинги с родителями.
В раскрытии личности ребенка велика роль всех видов деятельности. В процессе учебной деятельности дети обучаются умению анализировать и выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Особенно ярко самовыражение проявляется в детском творчестве. Например, в театрализованной деятельности дети имеют возможность перевоплотиться в любой возраст, придуманный ребенком с именем, эмоциями, действиями.
Показательна и художественно-продуктивная деятельность в сочетании с развитием речи.
Синтез всех этих видов деятельности находит отражение в такой форме работы, как создание индивидуальных альбомов «Кто я?» (старшая и подготовительная группы), «Моя семья» (средняя группа).
В эти альбомы помещаются детские рисунки, в них ведется анкетирование, запись детских рассказов и мыслей, заносятся добрые дела и поступки.
Развитию детских интересов способствует работа с индивидуальными «сокровищницами-копилками». Наибольший интерес к ним проявляется у детей старшего возраста, так как они начинают вести целенаправленный сбор интересующих их предметов. Это игрушки из киндер-сюрпризов, вкладыши, наклейки, фантики, заколки, открытки. У некоторых детей сокровищницы-копилки становятся коллекциями (наклейки только с машинами разных марок, киндер-сюрпризы только с двигающимися частями и т.п.). Зная интересы друг друга, дети меняются или дополняют коллекции друзей.
Для развития индивидуальных способностей детей организуется и кружковая работа. Дети занимаются в кружке бумажной пластики, музыкальном театре, в оркестре и т.п.
Подводя итоги работы, можно отметить, что дети стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку. Чувство правосознания, значимости своего «Я» начинает проявляться на словесном уровне через высказывания и замечания друг другу («я имею право», «ты не имеешь права этого делать»), в умении анализировать, отмечать нарушения в правах на примере литературных произведений.
Заключение
Педагоги обязаны обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его психофизическое здоровье, способствовать становлению образа «Я»; формироватьбазовые качестваличности, обеспечивающие успешную социализацию ребенка; развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения в данном возрасте; формироватьпредставления о таких универсальных ценностях, как жизнь, здоровье, счастье, природа, красота, общение, познание, человек, гуманизм, добро, труд, милосердие, любовь, свобода, личность, мир, справедливость; воспитывать « участное», деятельностное отношение к миру, понимание представление своей роли в ближайшем социокультурном пространстве.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при обеспечении эмоционального комфорта детей. Поэтому родительская установка по отношению к ребенку должна быть адекватной, динамичной и прогностичной.Педагогические способности (талант, признание, задатки) – важная предпосылка успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающее профессиональное качество. Важными профессиональными качествами педагога-воспитателя мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
Образовательный процесс в период дошкольного детства строится на основании уважения детской индивидуальности, учета готовности к освоению предъявляемых требований и исключение принуждения и насилия, с опорой на достижения предыдущего этапа развития.
Правительство Российской Федерации планирует разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов дошкольных общеобразовательных учреждений, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках подпрограммы «Педагогические кадры России» Федеральной программы развития образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышению социального статуса и профессионализма педагогических работников.
Детский сад может и должен стать центром перестройки всей педагогической практики в стране по созданию эмоционального благополучия детей. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Поэтому ДОУ должно строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы правовых документов по правам ребенка усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой непосредственного общения с другими людьми, регулятором жизнедеятельности.
Список использованных источников
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гуревич: Изд. 3-е, переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
2. Галанов А.С. Игры, которые лечат – М.: «ТЦ Сфера», 2006.
3. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2006.
4. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева и др. Сост. и ред. Т.И. Бабаевой, М.В. Крулехт, З.А. Михайловой – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
5. Мухина В.С. Возрастная психология.
1. Алябьева Е.А.. Психогимнастика в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Алямовская В.Г. , Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Изд. Скрипторий 2000, 2002
3. Башлай Е.Ю. Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов /Авт.-сост. В. Сотникова. М.: Линка-Пресс, 2005.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996.
5. Голубева Л.Г.. Лещенко М.В. Развитие и воспитание детей раннего возраста. М., 2002.
6. Гоношенко Н.И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим // Психолог в детском саду. 2005. № 4.
7. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб., 2002.
8. Зубкова Л.Н., Харитонова Н.А. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов /Авт.-сост. В. Сотникова. М.: Линка-Пресс 2005.
9. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от года до четырех лет/ Под ред. Т.Н. Дороновой. М.: 2005.
10. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.
11. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). СПб.: Речь, 2005
13. Петровский В.А. Построение развивающей среды. М. 1995.
14. Печора К.Л. Дети раннего возраста в ДОУ. М., 2002.
15. Печора Л.К., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: ВЛАДОС, 2003.
16. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПБ.: Питер, 2004.
17. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. М., 2005.
18. Эмоции и чувства ребенка / Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПБ.: Питер, 2004.
19. Энциклопедия воспитания и развития дошкольников /Под ред. Л.Ю. Субботиной. М. 2001.
Приложение
Приложение 1
Шкала самооценки личностных качеств
учителя-воспитателя (КАКОЙ Я?)
Оцените степень выраженности своих личностных качеств по нижеприведенной шкале.
Большая степень выраженности качества соответствует более высокому баллу. Например, если Вы считаете себя общительным, то отмечаете слева: «очень общительный» – 3 балла, «достаточно общительный» – 2 балла, «умеренно общительный» – 1 балл.
Если Вы считаете себя замкнутым, то отмечаете справа (в той же последовательности). Если Вам трудно оценить себя, Вы не можете с определенностью ответить на вопрос, то отмечаете «0», что соответствует ответу «не знаю».
общительный твердый эмоциональный волевой организованный застенчивый быстрый контактный собранный активный решительный спокойный сильный импульсивный настойчивый изменчивый |
321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 |
замкнутый мягкий рациональный безвольный неорганизованный властный медлительный неконтактный разбросанный пассивный сомневающийся тревожный слабый сдержанный ненастойчивый постоянный |
Приложение 2
Назначение теста Басса-Дарки
Для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки.
Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
Виды реакций
Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций:
1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Оценка агрессивности и враждебности
Опросник состоит из 75 утверждений. Ответы оцениваются по 8 шкалам.
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности — 1, 3, 7 шкалы. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности — 7±3.
ОПРОСНИК
да | нет | |
· Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю | да | нет |
· Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь | да | нет |
· Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню | да | нет |
· Я не всегда получаю то, что мне положено | да | нет |
· Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной | да | нет |
· Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать | да | нет |
· Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести | да | нет |
· Мне кажется, что я не способен ударить человека | да | нет |
· Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами | да | нет |
· Я всегда снисходителен к чужим недостаткам | да | нет |
· Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его | да | нет |
· Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами | да | нет |
· Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал | да | нет |
· Я часто бываю несогласен с людьми | да | нет |
· Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь | да | нет |
· Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему | да | нет |
· Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями | да | нет |
· Я гораздо более раздражителен, чем кажется | да | нет |
· Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор | да | нет |
· Меня немного огорчает моя судьба | да | нет |
· Я думаю, что многие люди не любят меня | да | нет |
· Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной | да | нет |
· Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины | да | нет |
· Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку | да | нет |
· Я не способен на грубые шутки | да | нет |
· Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются | да | нет |
· Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались | да | нет |
· Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится | да | нет |
· Довольно многие люди завидуют мне | да | нет |
· Я требую, чтобы люди уважали меня | да | нет |
· Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей | да | нет |
· Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу | да | нет |
· Я никогда не бываю мрачен от злости | да | нет |
· Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь | да | нет |
· Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания | да | нет |
· Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть | да | нет |
· Иногда мне кажется, что надо мной смеются | да | нет |
· Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям | да | нет |
· Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены | да | нет |
· Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня | да | нет |
· Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь | да | нет |
· Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием | да | нет |
· Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел | да | нет |
· Мой принцип: Никогда не доверять чужакам | да | нет |
· Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю | да | нет |
· Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею | да | нет |
· Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь | да | нет |
· С детства я никогда не проявлял вспышек гнева | да | нет |
· Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться | да | нет |
· Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать | да | нет |
· Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня | да | нет |
· Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ | да | нет |
· Неудачи огорчают меня | да | нет |
· Я дерусь не реже и не чаще чем другие | да | нет |
· Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее | да | нет |
· Иногда я чувствую, что готов первым начать драку | да | нет |
· Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо | да | нет |
· Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю | да | нет |
· Я ругаюсь только со злости | да | нет |
· Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть | да | нет |
· Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее | да | нет |
· Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу | да | нет |
· Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся | да | нет |
· У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить | да | нет |
· Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает | да | нет |
· Я часто думаю, что жил неправильно | да | нет |
· Я знаю людей, которые способны довести меня до драки | да | нет |
· Я не огорчаюсь из-за мелочей | да | нет |
· Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня | да | нет |
· Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение | да | нет |
· В последнее время я стал занудой | да | нет |
· В споре я часто повышаю голос | да | нет |
· Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям | да | нет |
· Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить | да | нет |
При составлении опросника использовались принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
I. Физическая агрессия:
да = 1, нет-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, нет =1, да = 0:9,7
2. Косвенная агрессия:
да - 1, нет = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, нет = 1, да - 0: 26,49
3. Раздражение:
да=1, нет=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, нет = 1, да =0: II,35,69
4. Негативизм:
да == 1, нет = 0: 4, 12, 20, 28, нет - 1, да = 0: 36
5. Обида:
да= 1,нет - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
6. Подозрительность:
да=1, нет=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, нет = 1, да = 0: 33, 66, 74,75
7. Вербальная агрессия:
да = 1, нет = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, нет - 1, да= 0: 33,66,74,75
8. Чувство вины: да-1, нет=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Приложение 3
Анкета «Хорошие ли вы родители ?»
На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:
1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.
4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.
9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).
12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
15. У вас конфликты с собственным ребенком.
Подсчет результатов.
За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.
100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.
50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться не хваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.
Приложение 4
Карта наблюдений Стотта
Метод наблюдения в исследовании личности имеет большие возможности, но, к сожалению, его потенциал зачастую используется явно недостаточно. В то же время педагогу вольно или невольно приходится наблюдать личность учащегося в том или другом виде деятельности, разных ситуациях общения и поведения.
Для того, чтобы четко структурировать и формализовать информацию, получаемую с помощью наблюдения, разработаны различные методики, схемы. Ниже предлагается одна из таких методик – «карта наблюдения Стотта» (КН).
Эта методика предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным относятся два типа учеников:
· которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) – это так называемые «трудные дети»;
· которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.
Карта наблюдения состоит из 16 комплексов симптомов – особенностей поведения, их называют «симптомокомплексами» (СК). В каждом СК есть перечень особенностей поведения ребенка. Каждый СК пронумерован и имеет собственное название
Правила заполнения. КН включает 196 фрагментов фиксированных форм поведения, о наличии или отсутствии которых у ребенка должен судить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов. Ниже приводится полный текст КН и регистрационный бланк
В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения (фрагментам), наиболее характерным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева) . В бланке номера симптомов не всегда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или иного симптома (фрагмента поведения) для квалификации синдрома. Например, в синдроме Д симптомы 9 и 10 стоят слева, а симптом 8 — справа от вертикальной черты. Это означает, что симптом 8 говорит о более серьезном нарушении в отношении синдрома Д. При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа — двумя, подсчитываются сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по всем синдромам.
Большое число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения, а также определить те синдромы, которые в первую очередь выделяют эти нарушения.
Обработка.
1. Суммируются все баллы по каждому СК.
2. Затем суммы сырых оценок по каждому СК переводятся в процентные показатели (сумма баллов делится на максимально возможную сумму и умножается на 100 %). Процентные показатели свидетельствуют о выраженности СК у обследуемого от максимально возможной выраженности.
Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют значение, но ориентировочное, поэтому при интерпретации обращаться с ними нужно осторожно. Методика не стандартизирована для практических нужд.
Интервал от 0 до 20% говорит о настолько слабой выраженности качества, что фактически мы имеем дело с качеством, отличным от присущего данному СК. Так, очень слабо выраженный СК 5.ВB может говорить о попытках ребенка установить хорошие отношения со взрослым, но сопровождающиеся неприятными для взрослого действиями.
Интервал от 80 % до 100 % подобным образом показывает, что здесь качество СК переросло себя и мы имеем дело с другим качеством. Для правильной интерпретации крайних интервалов особенно важно привлечение дополнительных сведений.
Интервалы от 20 % до 40 %, от 40 % до 60 %, от 60 % до 80 % соответственно говорят о заметной выраженности, сильной выраженности, очень сильной выраженности качества.
В начале описания каждого из симптомокомплексов дается их аббревиатурное обозначение (НД, Д, У и т. д.) и краткий ключ, который в ходе практического использования целесообразно не включать в текст методики, а иметь отдельно, применяя только в процессе обработки.
Содержание симптомокомплексов
1. НД = «недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям».
Любой успех стоит ребенку огромных усилии. От 1до 11 – менее явные симптомы; от 12 до 17 – симптомы явного нарушения.
2. Д = «депрессия».
В более легкой форме (симптомы 1–6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9–20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома Д обычно сопутствуют выраженные синдромы ВВ и ТВ, особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.
3. У = «уход в себя».
Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к. любым контактам, с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.
4. ТВ = «тревога за принятие взрослыми».
Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1–6 ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7–10 – обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11–16 – проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.
5. ВВ = «враждебность по отношению к взрослым».
Симптомы 1–4 – ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5–9 – относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10–17 — открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18–24 – полная, неуправляемая, привычная враждебность.
6. ТД = «тревога за принятие детьми».
Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.
7. А = «асоциальность».
Недостаток социальной нормативности. Связан с неуверенностью в одобрении взрослых, которая выражается в различных нормах негативизма. Симптомы 1–5 – отсутствие старания понравиться взрослым, безразличность и незаинтересованность в хороших отношениях с ними. Симптомы 5–9 – у более старших детей эти симптомы могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10–16 – отсутствие моральной «щепетильности» в мелочах.
8. ВД — враждебность к детям.
Проявления – от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Слабая выраженность может указывать на то, что ребенок хочет установить или сохранить хорошие отношения с детьми, но выбирает неверные способы.
9. Н = неугомонность.
Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.
10. ЭН = «эмоциональная незрелость».
Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Проявление тревожности в поведении, склонности к слезам. Симптомы 1—5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости. 6–7 – о серьезных страхах. 8–10 — о прогулах и непунктуальности.
11. НС = «невротические симптомы».
Включают признаки невроза, преимущественно невроза навязчивых состояний: частое моргание, обгрызание ногтей, сосание пальцев и т.д. Острота невротических нарушений может зависеть от возраста ребенка; они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения.
12. С = «среда».
Сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде.
13. СР = «сексуальное развитие».
Фиксирует общую оценку темпам и направленности полового развития.
14. УР = «умственное развитие».
Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего уровня умственного развития.
15. Б = «болезнь».
Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание ребенка, но, конечно, нельзя поставить точный диагноз.
16. Ф = «физическое развитие».
Обращает внимание на ненормальности телосложения, слабое зрение и слух.