Исследование и анализ проблем пенсионеров и социально-геронтологические концепции
СОДЕРЖАНИЕ: Изучение проблем людей пожилого возраста и их обострения при выходе на пенсию. Выделение различных групп пенсионеров по образу жизни, состоянию здоровья и социальному статусу. Исследование основных теорий старения и профилактики социальных проблем.БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Государственный институт управления и социальных технологий
Кафедра гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Методика исследования в социальной работе
Тема: Исследование и анализ проблем пенсионеров и социально-геронтологические концепции
Студента 2 курса 271-з группы
Заочного обучения
Специальность «социальная работа»
Теплов Александр Александрович
№ зачетной книжки 438568
Домашний адрес: 247760 г.Мозырь
ул.Интернациональная д.65 кв.66
Тел.: 8 (02351) 2-66-93
Преподаватель: Зборовский К.Э.
Оценка: Подпись преподавателя:
Минск 2005
План
Введение
Исследование и анализ проблем пенсионеров и социально-геронтологические концепции
Заключение
Список литературы
Введение
В современном мире растет доля людей пожилого возраста в населении большинства стран. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. В целом в экономически развитых странах доля лиц старше 60 лет составляет 15 — 22% общей численности населения, в нашей стране, в настоящее время — более 20%. Поэтому проблемы их общественного, социального положения, роли и места в семье, медико-социальной реабилитации, социального обслуживания и обеспечения, социального попечительства над пожилыми людьми имеют исключительно важную теоретическую и еще в большей мере практическую значимость.
Ритм старения существенно зависит от образа жизни пожилых людей (как правило, пенсионеров), их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов.
Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой заботе опираться на науку, данные социологических, социально - психологических, социально - экономических и других видов исследований.
Целью нашей работы является анализ уже существующих теорий и непосредственное рассмотрение проблем пенсионеров в контексте этих концепций. Задачами, следовательно, будут являться: поиск и изучение самих теорий, их анализ; работа по сбору данных (сведений) непосредственно от лиц пенсионного возраста (интервьюирование и анкетирование), обработка полученной информации и подведение итогов исследования.
1. Исследование и анализ проблем пенсионеров и социально - геронтологические концепции
Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно - нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и счастье и т.д. Значительно меняется образ жизни людей. Прежде они были связаны с обществом, производством, общественной деятельностью. Как пенсионеры (по возрасту) они, как правило, утрачивают постоянную связь с производством. Однако как члены общества остаются включенными в определенные виды деятельности в различных сферах общественной жизни.
Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко ценилась в прошлом, а сейчас признается ненужной, бесполезной. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью (а ныне это касается и многочисленной армии безработных) отрицательно сказывается в ряде случаев на состоянии здоровья, жизненном тонусе, психике людей. И это естественно, поскольку труд (посильный, конечно) является источником долголетия, одним из важнейших условий сохранения хорошего здоровья. Образ жизни людей во многом определяется тем, как они проводят свободное время какие возможности для этого создает общество. Активно занимаясь общественной деятельностью, пожилые люди делают свою жизнь более полнокровной. В этом смысле полезно привлекать людей старшего поколения к работе различных обществ, к организации встреч, передач по радио и телевидению специально для пожилых людей, к работе с детьми и молодежью.
Среди пожилых людей выделяются самые разные группы: бодрые, физически здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие; довольные уходом на пенсию; еще работающие, но тяготящиеся работой; несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоподвижные, домоседы; проводящие интенсивно, разнообразно свой досуг (ходят в гости, посещают клубы и т.д.).
Методы получения первичной информации от объекта исследования (группа людей пенсионного возраста) мы выберем общенаучные, т.к. они доступны и просты в использовании:
• Устный опрос (интервью), наиболее простой метод получения сведений как формальных (стандартных), так и нестандартных (психоаналитических), которые можно использовать для определения состояния человека в период беседы., ведь беседа зачастую имеет эмоциональную окраску. К тому же пенсионеры охотно идут на беседу в силу различных причин.
• Анкетирование (раздаточное) как метод имеет некоторые преимущества, например: сведения полученные при анкетном опросе легко поддаются обработке, есть возможность за небольшой промежуток времени опросить группу людей.
• Метод наблюдения дает сведения о поведении людей в «естественной среде», еще один плюс этого метода в том, что при наблюдении мы не утомляем людей, ведь пенсионеры как контингент исследования имеют свои особенности: слабое здоровье, повышенная утомляемость и т.п.
Проблемы людей престарелого возраста являются предметом геронтологии как специальной области познания. Социальные работники должны знать основы геронтологии и при обслуживании клиента учитывать социально-геронтологические, психологические, физиологические аспекты старения человека, позволяющие интерпретировать поведение пожилых людей с учетом их индивидуальности.
Разрабатываются теории старения и профилактики социальных проблем, которые впоследствии играют решающую роль в деятельности социальных служб. На данный момент существует 5 основных теорий старения. Мы проведем анализ этих теорий.
Теория освобождения. Согласно данной теории в процессе старения люди отчуждаются от тех, кто моложе, кроме того, происходит процесс освобождения пожилых людей от социальных ролей, имеют в виду роли, связанные с трудовой деятельностью, а так же руководящие и ответственные роли. Его (процесс старения) считают так же одним из способов приспособления к своим ограниченным возможностям и примирения с неизбежно надвигающейся смертью. В социальном же аспекте, процесс отчуждения пожилых людей в данной теории неизбежен, так как занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более молодым, способным трудиться более продуктивно. В теории освобождения не прослеживается, что старость - один из периодов нормального цикла жизни, не прерванный насилием или болезнью, тем более что вся совокупность пожилых, старых людей характеризуется значительными различиями, что объясняется уже тем, что она включает в себя лиц от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить эту часть населения на молодых и пожилых или (глубоких) стариков. Градацией перехода считается преодоление рубежа в 75-80 лет. В группе молодых стариков определенные проблемы могут выглядеть иначе, чем среди более старших. По классификации, принятой ВОЗ и Геронтологической ассоциацией, в соответствии с календарным возрастом к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет. К старикам с 75 до 90 лет, к долгожителям - старше 90 лет. Так же различают биологический и календарный возраст. Процесс старения не всегда напрямую связан с общим дряхлением организма. Исследования доказывают, что темп и выраженность психических изменений зависит как от типа нервной системы (флегматики, сангвиники, меланхолики, холерики), так и от многих фактов прожитой жизни (условия, образование, характер деятельности, перенесенные болезни). За последние годы представление об интеллекте пожилого человека меняется. Впечатление о закономерном нарастании ущербности психики стариков - несостоятельно. Новые исследования показали сохранность исходного интеллекта у большинства. Более того, диапазон знаний, практическая сметка, способность находить выводы может расти. Трудности освоения нового компенсируются ассоциативным мышлением, использованием жизненного опыта, поэтому время, затрачиваемое на решение знакомых проблем может использоваться продуктивнее. Надо отметить, что снижение интеллекта наблюдается чаще у тех старых людей, у которых он был ограничен в юности, а при исходном высоком, он снижается значительно медленнее. Еще раз следует подчеркнуть, что необходимо учитывать колоссальный жизненный опыт пожилых людей и целесообразность его использования. Эксперименты выявляют, что наиболее высокий стабильный уровень решений наблюдается при задачах, требующих опыта, прочно освоенных знаний, словарного запаса.
Теория активности. Приверженцы утверждают, что когда стареющие люди расстаются со своими привычными ролями, их мучает ощущение утраты и чувство своей ненужности в обществе. При этом ущемляется чувство собственного достоинства. Для поддержания своего морального духа и позитивного самосознания, им следует не отказываться от активной жизни, а наоборот, заняться новой деятельностью, продолжать исполнять активные, социально значимые роли и общаться с окружающими.
По результатам исследований, проводимых в конец 80 годов А. А. Дыскиным и другими учеными, значительная часть пожилых людей, достигая пенсионного возраста, продолжает работать почти во всех отраслях народного хозяйства, во всех профессиях, причем продолжение их трудовой деятельности в пенсионном возрасте имеет четко выраженную тенденцию к росту. Анализ трудоспособности и производительности - труда пожилых людей показал целесообразность использования труда пенсионеров, как с точки зрения государства, так и с позиции герогигиены. Необходимо учитывать и желание самих пожилых людей: прекращать и продолжать трудовую деятельность. Мотивы прекращения трудовой деятельности ученые указывают такие:
• самым частым из них является низкая самооценка своего здоровья;
• желание использовать право на заслуженный отдых;
• у женщин участвовать в воспитании внуков и уходе за больными членами семьи.
Большой интерес составляет самооценка пожилых людей, уволившихся с работы. Опросы показали, что самочувствие пенсионеров, оставивших работу, как правило, ухудшается, особенно у тех, кто ранее занимался административно - хозяйственной или инженерно-технической деятельностью. Это ухудшение в значительной мере связывают с ломкой многолетних привычек, хотя часто самооценка не соответствует истинному состоянию здоровья. Но некоторые исследования продемонстрировали соответствие между объективной и субъективной самооценкой здоровья у пожилых. Например, найдено такое соответствие и у работающих и у частично занятых.
Наблюдение за пожилыми людьми, прекратившими труд, показали, что уход на пенсию без психологической подготовки единовременно оказывает неблагоприятное воздействие, ведет к психологической подавленности, депрессии, связанной с потерей имевшихся ранее общественных и культурных связей. Ряд исследователей доказывают, что даже в предпенсионном возрасте ожидание предполагаемого ухода на пенсию оказывает крайне неблагоприятное моральное воздействие, может быть потому многие пожилые люди продолжают работать. Согласно проводимым социологическим исследованиям, хотели бы работать 60 % пенсионеров.
Стремление к труду сохраняется и в старческом возрасте, у живущих в домах-интернатах. Такой труд в коллективе поддерживает их моральное состояние, физическую и психическую активность. Социальная компетенция идет через рациональную организацию коллектива и составляющих его малых групп.
Психологи указывают, что продолжение трудовой деятельности является тонизирующим фактором, способствующим улучшению самочувствия и состояния здоровья в пенсионном периоде жизни, удовлетворяющим как материальные, так и социальные, духовные потребности пожилых граждан. При этом считается, что плодотворная и радостная старость не состоит в поддержке стиля жизни, который сложился в молодые годы. Благодаря новообразованиям и характеристикам данного периода, качественно отличающимся от всей прожитой жизни.
Теория меньшинств. Авторы теории меньшинств отмечают, что старики - меньшинство населения, что предполагает низкий социально-экономический статус, дискриминацию, предубеждения и многие другие явления, которые испытывают на себе меньшинства. Благодаря быстро развивающейся тенденции постарения населения, данная теория изживает саму себя.
Теория субкультуры. Создатели этой теории относят пожилых людей к некоей субкультуре. Последняя определяется как совокупность своеобразных норм и ценностей, отличных от норм и ценностей, господствующих в обществе. Она основана на двух фактах особенностей общения старых людей:
• особая близость между людьми, принадлежащими к данной возрастной группе и их исключенность из взаимодействия с другими группами населения.
Может быть потому, так популярны сейчас группы самопомощи и взаимопомощи, создающиеся в системе социальной поддержки пожилых людей. Группы самопомощи - это небольшие, привязанные к определенному месту группы, члены которых имеют общие проблемы, потребности и сообща их решают, помогают друг другу. Целью таких групп обычно является смягчение негативных явлений, (но не полное их преодоление, что невозможно), психологическая и моральная поддержка человека. Эти группы иногда возникают спонтанно, но чаще их организует один из наиболее активных будущих ее членов, реже - социальный работник, оказывающий им бытовую помощь.
Социальные педагоги классифицировали сферы жизни, где старые люди охотно создают группы само и взаимопомощи, ими оказались:
• самореализация и развитие личности;
• кризисная ситуация или горе;
• состояние здоровья, инвалидность.
Группы самопомощи существенно отличаются от создаваемых специалистами терапевтических групп, прежде всего самоуправлением, основанным на инициативе, а так же тем, что для их деятельности нет ограничения по времени. Стихийные, спонтанно возникающие группы самопомощи представляют пожилым людям возможность принести пользу нуждающимся в помощи и поддержке немощным, больным людям, инвалидам, одиноким, а оказывая помощь другим, заслужить уважение, почувствовать удовлетворение от того, что ты нужен и можешь сделать кого-то счастливым. Но здесь кроется одна опасность. Группа может распасться из-за смерти активного ее члена или потерять ценный накопленный опыт если кто-то его не будет фиксировать, поэтому лучше, если такие группы будут функционировать под патронажем социального работника, что позволит сохранить и в дальнейшем использовать собранный материал, атак же не позволит распасться группе при уходе одного из ее членов.
Теория возрастной стратификации Согласно теории возрастной стратификации, каждое поколение уникально и обладает только ему присущим опытом, действительно, старость, как и любой другой период жизни, уникальна Она несет в себе много позитивных, эмоционально окрашенных моментов. Прежде всего это:
• мудрость - то, что накоплено с годами, знание, проверенное временем;
• формирование иного мировоззрения и видение окружающего, связанное с переходом к качественно новому этапу бытия;
• в семьях, где есть внуки, общение с внуками в пожилом возрасте может играть роль воплощенного внутреннего археотипа ребенка. Здесь взаимодействие с детьми выполняет функции, во многом схожие с функциями ребенка для человека по К. Г. Юнгу;
• если у пожилого человека присутствует осознание удовлетворения прожитой жизнью, то внутреннее состояние его характеризуется как умиротворение и спокойствие;
• неограниченный ресурс времени, способствующий реализации творческих планов.
Есть много примеров, когда люди науки, творчества, до преклонного возраста сохраняли активность и высокую трудоспособность. Так, Гете написал Фауста, когда ему исполнилось 82 года И. П. Павлов в 85-летнем возрасте опубликовал ряд работ по высшей нервной деятельности. А вот Микеланджело в возрасте свыше 90 лет создавал великие шедевры искусства Во все времена таланты из народа без специальной педагогической подготовки подавали заслуживающие внимания. Во все времена таланты из народа подавали заслуживающие внимания и поддержки педагогические теории. Поскольку бабушки и дедушки в семье издавна занимались воспитанием подрастающего поколения. Этнопедагогика отводит особое место в народной педагогике бабушке и дедушке. Аксиоматически утверждаем, что старые люди, имеющие богатый жизненный опыт являются лучшими воспитателями подрастающего поколения.
В психологии существует теория компенсации силы, согласно которой внутренние возможности организма не реализованные на достижение желаемой цели, трансформируются и приводят к прямо противоположному результату. Этим можно объяснить резкое ухудшение здоровья пожилых людей, вышедших на пенсию при желании трудиться и невостребованных окружающим социумом.
Ряд ученых, исследующих феномен творчества, в процессе взаимодействия общества и личности с позиции саморазвития утверждают, что максимальное творчество связано с моментом создания новых условий для деятельности, когда воздействие социальных общественных структур на человека минимизируется и он более свободно проявляет свой творческий потенциал. Используя конкретно исторический подход к исследованию феномена творчества через особенности менталитета русского общества, авторы делают вывод, что выход из кризисной ситуации российское общество может найти, следуя национальным традициям, основываясь на разумном законотворчестве и развитой системе социальной защиты. Без создания новых источников энергии человечество не могло бы достичь сегодняшних вершин в развитии культуры. И прежде всего материальной. Но даже если признать энергетическую мощь человечества одним из важнейших критериев его прогресса, то ни один вид энергии, ни физическая, ни электрическая, ни атомная. Не могут сравниться по продуктивности с энергией умственной, интеллектуальной, духовной, с эффективностью творческого потенциала человека.
Это позволяет сделать вывод о необходимости профессиональной и личностной самореализации пожилых людей.
Очевидно, что возможности и широта профориентации пожилых трудящихся зависит в значительной степени, не только от профессии, но и от места жительства, от наличия производственной базы и рабочих мест для их трудоустройства
Исходя из всестороннего анализа фактов использования труда престарелых, можно сделать вывод о необходимости дальнейшей возможности профессиональной реализации людей после пенсионного возраста и формированию у них психологической готовности к старости как к новому жизнеспособному этапу жизни на основании следующих объективных факторов:
• увеличение продолжительности жизни, которое надо использовать для увеличения продолжительности участия в сфере общественно - полезного труда;
• постарение населения становится фактором общественного развития, при условии оптимального сочетания участия в процессе труда двух возрастных групп населения: рабочей и послерабочей;
• по статистическим показателям пожилое население растет в нашем обществе по численности и доле;
• в современных условиях для определения структуры занятий значение имеет не только экономическая, но и социальная потребность в труде, это в полной мере относиться к населению в пожилом возрасте, для которых посильное участие в труде с позиций поддержания жизненного тонуса представляется необходимым;
• поэтому для профилактики социальных проблем в будущем, рекомендуется формировать позитивное отношение к старости у людей предпенсионного и послепенсионного возраста для мотивации на дальнейшую активную социальную деятельность. Прежде всего, это должно входить в обязанности работников социальных служб и руководителей предприятий.
Задачи, поставленные перед ведущим и организатором, следующие:
• ориентация пожилых людей на дальнейшую социальную деятельность;
• переосмысление прожитой жизни с чувством удовлетворения достигнутыми результатами;
• психологическое ощущение своей значимости для общества, как необходимого членного;
• профилактика переживаний по поводу своей ненужности и одиночества;
• мотивация пожилых людей на творческую и благотворительную деятельность.
Заключение
Исходя из этого, нам представляется важным создание программ по социальной адаптации пожилых людей, а также формирование у них психологической готовности к старости. Рекомендуется проводить тренинговые терапевтические занятия с людьми, которым через несколько лет выходить на пенсию. Целью этих занятий являлась бы психологическая и социальная адаптация к послепенсионному периоду жизни, как к плодотворному, творческому непрерванному этапу бытия.
Список литературы
1.Обучение практике социальной работы /Под ред. Б.Ю.Шапиро. – М.: Аспект Пресс, 1997.
2. Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, проблемы/ А.Д.Григорьев. - Мн.: Дизайн ПРО, 2000.
3. Пожилые люди Республики Беларусь /М-во статистики и анализа Респ. Беларусь. - Мн.: Информстат Минстата Респ. Беларусь, 1998.
4. Фирсов М В. Теория социальной работы / М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова - М. : ВЛАДОС, 2000.
5. Основы социальной работы /П.Д.Павленок и др. – М. : Инфра-М, 2002.
6. Клинина-Литовченко,В.Н. Теории и модели социальной работы как системные объекты исследования// Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2002.-N4.-С.11-30.
7. Горбушина,0.П. Психологические особенности социальной работы с пожилыми людьми// Журнал прикладной психологии. - 2003. - N 2. - С. 63-69