Исследование развития психомоторных способностей старших школьников средствами нетрадиционных видов гимнастики

СОДЕРЖАНИЕ: Развитие психомоторных способностей. Свойства нервной системы как психофизиологическая основа способностей. Психомоторные способности как психофизическое качество, возрастные особенности. Нетрадиционные виды гимнастики.

_____________________________«____»_____________200_

.

. ..

_______________________

.

: :

______________________ ____________________

5 , ,

«_____»__________200_. ,

________________ .

:

. . ..

:

______________________

, 2005.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I .Исследование проблемы развития психомоторных способностей ……………………………………………………………………..7

1.1.Характеристика способностей……...………………………………………..7

1.2. …………………………………………………………………….10

1.3. ..……… ...13

1.4. ….……………..16

1.5. ..……24

1.6. ……………………………………………………………………30

II. …...…….35

2.1. ………………………………………………...…35

2.2. …………………………………………...…36

III. ………………………………………………………………...37

.. ………………………………………………………………….….42

ЛИТЕРАТУРА ……………………...……………………………………….....43

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………...……… .48


Актуальность. Совершенствование системы непрерывного образования подраста­ющего поколения невозможно без целостного понимания психической и двигательной деятельности учащегося и глубокого изучения, психофизиологических детерминант развития психики и моторики на всех основных стадиях образования (Б.Г. Ананьев, 1960, 1977; В.Б. Коренберг, 1996; В.П.Озеров, 1993 и др.). Актуальность исследования психомоторных способностей подтверждает и тот факт, что еще столетие назад наши выдающиеся соотечественники И.М.Сеченов и П.Ф.Лесгафт указали на важность научной разработки и развития психомоторных способ­ностей человека как единства его физической и психической сферы и основы высочайшей саморегуляции его двигательной деятельности. В последние годы наметилась интенсивная научная разработка психологических основ диагностики и формирования психомоторных способностей у школьников и студентов (А.П.Ильин, 1976; В.П.Озеров, 1976, 1983, 1989, 1993; Е.К.Сурков, 1984; Б.Б.Коссов, 1973, 1989, 1991 и др.).

, , . , , , , . , , ( ..)

, , .

.

, .

, , « » , , , .

Наиболее доступным способом для развития психомоторных способностей занимающихся является, по нашему мнению, внедрение упражнений ритмической гимнастики в учебный процесс по физической культуры со старшими школьниками.

, , .

, , .

, .

. .

.

. , .

, , , . -, , ­, .

, .

. .

. .

. , , .

, , , :

1. .

2. .

3. .


Глава 1. Исследование проблемы развития психомоторных способностей.

1.1. Характеристика способностей.

. , , .

Это обусловило внимание научных работников к вопросам психологии спорта, связанным с диагностикой и изучением спортивных способностей; в то же время другой стороной проблемы становится изучение положительного влияния, которое оказывают занятия спортом на формирование личности спортсмена.

Данные обследования ведущих спортсменов, полученные в процессе динамических наблюдений (начиная с юного возраста), показывают, как правило, что один из них сразу выделяется среди своих сверстников какими-то особыми психологическими качествами, а другие имеют определенные достоинства, которые проявляются позже, но полностью компенсируют недостатки. Однако вскрыть механизмы такой компенсации и прогнозировать пути развития способностей в каждом конкретном случае пока трудно. Слишком сложные переплетения различных качеств и свойств личности определяют спортивные способности, слишком тонки взаимоотношения между этими качествами и свойствами, которые нельзя уловить с помощью даже самых современных экспериментальных методик.[1]

В самом общем виде способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую.

- природные (или естественные способности) в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

- специфические человеческие способности, имеющие исторически-общественное происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности подразделяются на :

-общие;

-теоретические;

-учебные;

-коммуникативные способности.

Если говорить о природе человеческих способностей то, прежде всего речь должна идти о природе так называемых социальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это – высшие культурно-обусловленные способности. Условиями и предпосылками развития их являются в первую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, наличие социально-культурной среды, созданной искусственно трудом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инструментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к последующему формированию путем обучения и воспитания.[2]

А.М. Прохоров пишет: «Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям, навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности»[3] .

– , , . . – .

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого и наоборот.[4]

Также способности школьников зависят от типа темперамента. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматичный и меланхолический. Нет ни хороших ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика – в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, и недостаток в том, что не хватает выдержки при длительной работе. Сангвиник обладает быстротой реакции и повышенной работоспособностью в начальный период работы, к концу снижает работоспособность не только из-за быстрого утомления, но и из-за падения интереса. Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но не в способности быстро сконцентрироваться и собраться. Меланхолик обладает большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или конце работы, а не в ее начале. При обучении школьников необходимо учитывать эти типы личности и особенно при обучении физическим упражнениям.

1.2.

. .. (1966) :

- ( , , ;

- ( , - ).

(.. , 1961; .. , .. , -, 1959; .. , 1958) , , . «» . .. - (1963), .. (1963), .. (1966) , . , , , (.. , 1966).

.

, .. , . . , .

, . , . .

, , :

) , ;

) ;

) ( ) (.. , 1959).

, ( , , ; ). (18) . . - (1-7, 9-10). , : . , , . , , .

- . , . - , . , , (.. , 2001).

1.3.

Психомоторика - сложное слово от греческого психо - душа, моторика латинское - двигающий, двигательный, приводящий в движение.

Психомоторика - основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах (К.К. Платонов, 1972). Психомоторные акты человека - это сложно организованные познавательно-регуляторные системы, в которых в единстве представлены как мотивационные, функциональные, так и операционные компоненты, при этом, очевидно, что точность, интенсивность и эффективность управления движениями зависят и существенно определяются уровнем функционирования таких психических процессов, как ощущение и восприятие.

, , , . «» .. .

.. (1972), , , , . , : ; ; . :

1) – ;

2) – , , , , ;

3) – , .[5]

, « ». , , . , . , , , , , , , .

– , .. , «, , , ».

, . . .. , . . , , , ( ), , , , ; , ; , , .

, , . , 20 – 30- . , , , .. , , . , . . , , , , , , , .

. , , , .

, . .. . – , . .[6] . , – .

9-10 . . . , , , .

1.4. .

.

, , , .. .

. , . , , . . . ( ) , . . , . , . , - . . , : , (. ). -. , (8). - . . , , , . .

, , . , , ; -, ..

- . , ; ; : , , .. .

- , ( , , ). , . .

- , . , , . , , , .

- , . , , . , . , : , , - . , , . .

, , - . . , - . .

, , , .

- , . . , , , . . , .

, .

- . , , - . , , : , , , . , :

- ;

- , ;

- .

Спортивная деятельность, как и трудовая, многообразна по своему внешнему (моторному) и внутреннему (психическому) содержанию, и любой ее вид осуществляется при помощи комплекса сложных способностей. Для успешного развития способностей к той или иной деятельности необходимо знать их структуру и состав психофизиологических задатков. Ряд специалистов указывают, что в активном отборе и ориентации спортсменов необходимо использовать не двигательные умения и показатели физического развития, а бинарный критерий - высокий исходный уровень прогностически значимых психофизических характеристик и темп роста физических качеств и психомоторных способностей (В.П.Озеров, 1983).

.. (1966) . , – .

, .. .(2)

, .. , « , , …, , , , …»; , : , , , , , , . , , , ».

, , , : , .

. .. . .. , , , .

- , , , ..

, , , , . .

: , , . , . , .

, , , , .

, , , - , , .. .

Исследования В.П.Озерова (1998) психомоторики у высококлассных легкоатле­тов-десятиборцев подтвердили следующее:

­ ­ .

Уровень V может выражать универсальное развитие нескольких психомоторных способностей. IV уровень предусматривает общие компоненты психомоторных способностей, а именно: психический и моторный компоненты. III уровень включает в себя групповые компоненты: психический, сенсорный, моторный и энергетический. На II уровне групповые компоненты расчленяются на специальные компоненты, которые включают, в частности, в психический компонент: мышление, память, внимание и волевое усилие; в сенсорный: различительную чувствительность движений и двигательную память, а также быстроту реагирования и координацию движений. Моторный компонент, в свою очередь, включает быстроту реагирования, координацию движений и работос­пособность мышечной системы. Энергетический компонент включает следующие компоненты: работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем.

Первый уровень включает широкий арсенал психофизиологичес­ких задатков, каждый из которых может входить в состав разных специальных компонентов. В исследованиях (В.П. Озеров, 1998 и др.) подтвер­дили, что именно II и частично I уровень психомоторных способнос­тей являются ядром общих (сложных) психомоторных способностей. Было доказано, что различительная чувствительность человека по основным параметрам управления движением (время, пространство и усилие) может рассматриваться тоже как сложная психомоторная способность, которая включает в себя ряд более простых компонентов:

1) запоминание предыдущей эталонной величины на основе кинестетической чувствительности и концентрации нервных процес­сов;

2) воспроизведение предыдущего эталона на основании точности двигательной памяти по отдельному параметру движения, который опирается на сохранение двигательного образа, концентрацию и баланс нервных процессов;

3) дифференцировочная чувствительность при минимальном увеличении предыдущей величины (эталона), которая зависит от сензитивности психики и кинестетического аппарата;

4) абсолютная чувствительность, о которой можно судить, если разделить заданный интервал различения (10 кг или 10 см) на количество правильно построенных ступеней, что, вероятно, зависит от концентрации нервных процессов и чувствительности конкретного кинестетического анализатора;

5) активность и настойчивость, которая может определяться количеством дифференцировочных ступеней независимо от того, были они правильные или ошибочные.

Как видно из этого примера, предложенная схема структуры психомоторных способностей позволяет любой, даже специальный компонент способностей разложить на ряд основополагающих психофизиологических компонентов психомоторных способностей.

Таким образом:

1. Психомоторные способности являются ядром двигательных способностей, выступая как их когнитивно-моторный компонент, включающий сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и нейродинамические особенности, реализуемые как на произвольном, так и на непроизвольном уровне самоконтроля и саморегуляции движений.

2. Психомоторные способности наиболее отчетливо проявляются в таких элементах, как тонкая различительная (дифференцировоч­ная) чувствительность к основным параметрам и модальностям движения, устойчивое сохранение в памяти образов движений, оперативность и точность сенсорного и перцептивного самоконтроля, а также надежность его функционирования в усложняющихся условиях двигательной деятельности.

3. Психомоторные способности эффективно формируются у школьников, студентов и спортсменов с помощью специально разработанных методических приемов (произвольность управления, поэтапность, игровой и- соревновательный метод) и комплекса психомоторных упражнений (осознание величины основных парамет­ров движений, подвижные игры, игры-задания, упражнения-тес­ты). Они способствуют большему росту технической эффективности в овладении сложными двигательными навыками по сравнению с традиционными методами физического воспитания. Принципиальное сходство этих приемов на разных возрастных этапах подчеркивает единство процесса непрерывного развития психомоторных способнос­тей (В.П.Озеров, 1989, 1993).

1.5.

, . , .

, () . , . , . , . , «» » (.. , 1965). , , , (.. , .. , .. .). , (.. , .. , .. , .. .). .

, 30 , -, 10 15 , ( ) 12-13 . 14-15 (335, 345).

10 12 14 15 . 12 14 , .

12 . 13 , , , . . 13 15 , 12 13 .

, . , , . .

, . , , . 13-14 , ( 12 13 ), .

, 10 15 . , . , , – , .. (1964).

() . 12-13- , 14 .

. 10-11 . 12-14 . .

8-11 , , , , .

:

- 15-17 , - ;

- , , 11 . 13-14 ( , ) (, ) 15-17 ;

- . 10, 12 15 ;

- . 5-7 12-14 .

.

, () – , .

, , . :

- (, , , , , ; : , , .);

- ();

- ( );

- ( , , , ..);

- ( , , );

- () ( , , , );

- ( ; , , ); ;

- ;

- (, , , );

- - (, , , , .).

, . .

, , ( ) : , , , , , , , , , , . .

.

( ), ( ) ( ) .

, (, , ).

– .

– () .

– () ( ), ( , , ).

– .

() – (, , .).

– .

, . , , . 15 (, , , ). (, , ), (, ) .

, - . , , .

1.6. .

, – . . , , « » , , , , ( ..,1996).

, , , .

, .

Аэробика - это ритмическая гимнастика в быстром темпе, когда упражнения выполняются без пауз между ними. Сейчас аэробика разделена на два направления: спортивная аэробика и оздоровительная аэробика. В первом случае аэробика - это вид отделения спортивной гимнастики, где акробатические элементы и танцевальные движения выполняются под музыкальное сопровождение. Оздоровительная аэробика - самый популярный вид массовых занятий фитнессом. Она помогает скорректировать фигуру, снять стрессы и отвыкнуть от вредных привычек. Направления оздоровительного аэробного тренинга включают в себя: базовую (классическую) аэробику, танцевальную аэробику, аэроденс, детскую аэробику, степ-аэробику, слайд-аэробику, фитбол-аэробику, кондишин-аэробику, бокс-аэробику (кик-аэробика), аква-аэробику, аквастеп, вело-аэробику. В процессе занятий человек приобретает навыки правильного исполнения того или иного упражнения. Чем ближе к идеалу воспроизводится комплекс, тем эффективнее работа мышц

Наряду с другими признанными во всем мире видами двигательной активности в 90-е годы большую популярность приобрели ритмопластические формы гимнастики: аэробика американской кинозвезды Джейн Фонды, ритмическая гимнастика у нас в стране и ее разновидности и аналоги за рубежом, которые получили название джим-тоник, джаз-гимнастика, поп-гимнастика.

В практике оздоровительной физической культуры под аэробикой понимается систематическое выполнение физических упражнений, основанных на аэробных процессах, охватывающих работой большие группы мышц в течение от 15 до 45 минут при оптимальной интенсивности работы.

Молодежный современный танец типа джазового танца, брейка и других разновидностей, появляющихся с каждым новым витком моды построен также на включении многих спортивно-гимнастических и акробатических элементов (переворотов вперед, назад, в сторону, подъемов разгибом с лопаток, шпагатов и даже сальто). Музыкально-ритмические виды гимнастики, получившие общее название «танцевальная аэробика», признаются «отцом» аэробики, известным специалистом в области оздоровительной физической культуры американским врачем Кеннетом Купером в числе самых эффективных наряду с циклическими упражнениями.

Под воздействием аэробики во всём её многообразии средств и методов осуществляется морфологическая и функциональная перестройка в организме человека. В этом главное преимущество аэробики, и в частности аэробной, а более кратко и теперь общепринято – ритмической гимнастики.

Занятия ритмической гимнастикой привлекают не только своей эмоциональностью и доступностью, но и практически безграничным разнообразием упражнений, дающим возможность воздействовать на организм занимающихся как целостно, так и избирательно. Это во многом обеспечивает целенаправленность и эффективность занятий. В ритмической гимнастике применяют упражнения ряда групп: общеразвивающие упражнения, упражнения художественной гимнастики и элементы хореографии, разновидности ходьбы бега, прыжки, строевые и акробатические упражнения, танцевальные и основные упражнения на расслабление.

Имеется несколько форм проведения ритмической гимнастики в условиях физической культуры (В.Н. Курысь, Н.Н. Грудницкая ,1998). Авторы отмечают положительное влияние ритмической гимнастики на развитие физических, психических качеств, следствием чего является и развитие психомоторных качеств.

, , ; -, , , , , , , , . - , (20, 21, 45, 40).

Степ-аэробика (от английского - шаг) представляет собой систему прыжков на небольшой платформе. Но этим не ограничиваются и добавляют стандартный аэробный комплекс - движения для мышц пресса, бедер, силовые упражнения и растяжку. Из-за высокой нагрузки контингент женщин на это течение ограничивается 35 годами. Именно поэтому степом занимаются профессионалы. Новички, способные выдержать подобный темп и желающие быстрее достичь результатов, также выбирают степ. Элементы в фитнес-аэробике отличаются доступностью и простотой двигательных действий. Координационное усложнение осуществляется за счет различного рода сочетаний движений ног и рук, темпа выполнения, изменения направления. Важное значение имеет логический переход от одного движения к другому, синхронность выполнения движений, высокая эмоциональность исполнения. В фитнес-аэробике можно выделить ряд структурных групп элементов. В классической аэробике это, в первую очередь, хореография классической аэробики: шаги, скачки и подскоки со сложнокоординационной работой руками, махи, некоторые силовые элементы. В степ-аэробике - различные шаги, скачки, прыжки на платформе и около нее, в танцевальной - элементы, характерные для фанка и хип-хопа.

Техническое мастерство оценивается по показателям правильности осанки, движений тела и отдельных его частей, технической сложности хореографии, включая оригинальность, разнообразие и темпо-ритмические характеристики движений, а также синхронность исполнения.

Фитнес-аэробика-сложнокоординированный, эстетический, командный вид спорта из семейства «Аэробика». Своеобразие ее определяется органическим соединением спорта и искусства, присутствием творческого компонента и фактора новизны, единством движений и музыки.

, - . - , . - , , , -, . , , , . , , , , - .

, , , , (.. , 2000). (.. , 1998).

2.

2.1.

:

1. .

Изучалась специальная литература по вопросам развития психомоторных способностей школьников на уроках физической культуры.

2. Педагогические наблюдения.

Педагогические наблюдения осуществлялись непосредственно на уроках физической культуры старших школьников с целью субъективной оценки влияния различных физических упражнений на развитие психомоторных способностей, в том числе и нетрадиционных видов гимнастики.

3. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент проводился в лицее № 17 г. Ставрополя. В начале и в конце педагогического эксперимента испытуемые экспериментальной и контрольной групп подвергались следующим контрольным испытаниям (тестам):

1. . ( ), , .

:

- 15 – «2» ( «1» );

- , 15 – «3»;

- 15 – «4»;

- 15 – «5».

.

2. , , (.. , 1983).

. .. – . 20 . 14 .

. .. – . 20 . 20 .

. .. – . 20 . . 19 .

4. Методы математической статистики.

.

, .

– . () :

,

V – (),

N – .

2.2.

.

, 2004 , 2005 , , , , , , , ( 1) . , .

2 14 , 2005 17 . . 15 16 . , . .

, .

( 2), , . , . , , .

( 1).

III.

. . 2 : , , , ( 3). , 2 10 . – 5, – 0 . 0,5 , 1,4 . 0,9 . ( 1).

. 20 , 14 , .

1,9 , 4,3 , 2,4 . ( 1).

. 20 , 19 . 1,9 , 3,3 , 1,4 ( 1).

. 19 . 1,1 , 4,4 , – 3,3 ( 1).

1

.

0,5 0,9 1,9

2,4

1,9 1,4 1,1 3,3
1,4 4,3 3,3 4,4

, . .

. , , .

. , , , , , , , . . , , , - , , , ..

. - , , - . , , :

1 . .. - .., 1 - , 2 - , 3 - , 4 - ..

2. .. - .., 1 - , , - , , 2 - .., 3 - 4 - .

3. .. - , 1 - , , - , , 2 - .., 3 - 4 .

4. , 90O , , .

5. 4 360O 4 .

6. )

. , 1- 2- : , , , ; , , , .

, . .

, , , , .

: , , , . , , .

, . , . , .

:

- ;

- ;

- , .

.

, , .


1. , . . , .

2. . 0,9 , «», 2,4 , «» 1,4 «» - 3,3 .

3. , , .


1. .. . ., 1960

2. Бершнтейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.- М.: Медицина, 1966.

3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: 2000. - 275 с., ил.

4. .. . – .: « », 1974.

5. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 11-12, с. 24-32.

6. .. . //. . .1984, 2.

7. Горбунов Г.Д. Психопедагогика. - М.: Фис, 1986. 162 с.

8. Гончаров В. И. Запоминание и воспроиз­ведение амплитуд движений в зависимости от количества и условий предъявления движе­ний // Психофизиологическое изучение учеб­ной и спортивной деятельности. Л., 1981.

9. .. . , 3- . , 1985.

10. .. . . . . 1978. 3. .. . . 1, 2-. - .: , 1976, . 201-208.

11. .., .. , .. . .// . – 1996, 8.

12. . . .. , . « », ., 1988.

13. .. ..: .- ., 1976, . 4-22.

14. .. . –-2000, . 84-99.

15. . . — .: , 1979.

16. .. .-: , 1987.

17. .. . .2. . .: , 1976.

18. ... // . –1996, 7.

19. .., .. . ., .

20. . .. . // , 10, 2000.

21. .. : // : , , . 1996, 1, . 11-17.

22. .., .. . . . . , . ., 1985.

23. .. // , 1996, 4, .18-20.

24. Лини И., Григоренко Д.Методология управления тренировочной нагрузкой на занятиях по базовой танцевальной аэробике.//Теория и практика физической культуры. – 2001. - № 4. – с.34-43

25. . . . - .: -, 1994.

26. Лисицкая Т. С., Ростовцева М. Ю., Ширковец Е. А. Ритмическая гимна­стика: методика и физиологическое обоснование / Гимнастика: Сборник статей. - М., 1985, №4. -Вып. 1.

27. Матвеев Л.П.Теория и методика физической культуры.- М.: ФиС, 1991.


28. .., .. . .: , 1983.

29. . - . / . ., .. .: , 1983.

30. Некрасов В.П., Худадов Н.А. и др. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М.: ФиС, 1985.- 176с.

31. Обухов Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.

32. Озеров В.П. Методические рекомендации по развитию психомоторных качеств у студентов на занятиях по физическому воспитанию.- Кишинев, КПИ им. С. Лазо, 1986.

33. Озеров В.П. Формирование психомоторных способностей у школьников.- Кишинев: Лумина, 1989.

34. Озеров В.П., Михальченко В.М. Методика измерения и оценки психомоторных способностей у студентов. Методическая разработка.- Кишинев: КПИ им. С.Лазо, 1989.

35. Озеров В.П. Меделевский В.И. Терминология по психофи­зиологии труда и спорта для студентов. Методическая разработка. Кишинев. КПИ им. С.Лазо, 1991, 26 с.

36. Пирогова Е. А., Иващенко Л. Я., Страчко Н. П. Влияние физических упраж­нений на работоспособность и здоровье человека. — Киев: Здоровье, 1986, С.47.

37. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. РадугинА.А. М.: 1996.- 336с.

38. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1987.

39. Подвижные игры: Физическая культура. Ставрополь: Издательство СГУ, 2000.- 85 с.

40. Родионов А.В. Психодиагностика психомоторных способностей. М., «ФКиС», 1973.

41. Ради здоровья детей. Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Т.Я. Черток, «Просвещение», М., 1985.

42. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-456 с.

43. . . . — .: , 2001,.26-29.

44. .., .. . – .: , 1992. – . 80.

45. .. . – : , 1986. – . 4.

46. .. . – .: , 1984.

47. .. . ., 1998.

48. .. . - .: , 1989.

49. . . .. , «», ., 1986.

50. Цзен Н.В., Ю.В. Пахомов. Психотренинг: игры и упражнения. М.: ФиС, 1988.

51. Юсим Е. Д. Индивидуальные различия в моторной памяти и свойства нервной системы: Автореф. канд. дис. М., 1975.

52. Юсеф А.А. Бу Аббас. Психомоторные характеристики подростков 6-10 лет в связи с особенностями двигательной активности//Физическая культура, 1997, №3.


Приложение 1.

,

Автоматизация - изменение структуры действия в процессе формирования различных двигательных навыков путем упражнения. А.- эффективное осуществление любого процесса без непосредствен­ного участия сознания, лишь под его контролем.

Адекватность психических реакций соответствие их значению стимула.

Анализатор - орган, обеспечивающий образование ощущений и восприятии.

Антиципация - способность человека предугадывать события как проявление опережающего отражения.

Афферентный синтез - синтез материала, запечатленного в памяти, мотивации и пускового стимула с целью принятия реше­ния.

Взаимодействие анализаторов - одно из проявлений единства сенсорной сферы.

Воля - сознательная саморегуляция субъектом своей деятельнос­ти и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.

Восприятие - целостное отражение предметов, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Воспроизведение - этап процесса памяти как проявления в сознании образа и представления о ранее воспринятом.

Гиперспособности - способности или очень выраженные, или редко встречающиеся.

Двигательные реакции - вид психомоторики или сенсомоторики.

Задатки - врожденные, обусловленные частично генным фондом, частично дородовыми условиями потенциальные возможнос­ти развития большинства анатомических, ряда физиологических и некоторых психических свойств индивида, в частности личности.

Идеомоторика - форма психомоторики, в которой выполняе­мые движения непосредственно и непроизвольно вызваны ярким представлением об их выполнении.

Импульсивные акты - один из видов психомоторики, деформированные действия, принявшие под влиянием сильных эмоций - форму психических актов, подчас нелепых, непроизвольно совершаемых.

Интеллект - способность мышления, рационального позна­ния.

Интерорецепторы - рецепторы, которые располагаются в мышцах, сухожилиях, сосудах и внутренних органах.

Интерференция навыков - дает ослабление и усиление новых навыков под влиянием уже имеющихся. Существует ошибочное понимание И.н. как их только отрицательного переноса; оно противоречит универсальному понятию И.

Кинестезические ощущения - ощущение положения и движения органов своего тела как результат раздражения проприорецепторов.

Компенсаторность - свойство личности как проявление ее пластичности путем психической компенсации.

Компонент структуры - термин, обобщающий понятия:

элементы, подсистемы, подструктуры - и их связи.

Координация движений - понятия и термин биомеханики как согласованность движении в процессе психомоторного акта, обеспечивающая ловкость.

Лабильность - неустойчивость любого явления, скорость перехода нервных клеток из состояния возбуждения в торможение и наоборот (В.Д. Небылицын).

Ловкость - свойство личности, эллипсис сенсомоторной Л. как координации, соразмерности и быстроты правильных движений при осуществлении двигательных действий.

Локомоция - совокупность движений, обеспечивающих активное передвижение в пространстве животных и человека. Л. либо может быть одним из проявлений психомоторики, либо совершен­ствоваться без участия коры головного мозга и быть неосознанной.

Моторика - двигательный компонент психомоторики.

Навык - действие, автоматизировавшееся в результате упраж­нения и проходящее через ряд этапов формирования. Различают Н. сенсорные, умственные и двигательные (психомоторные), которые формируются в процессе деятельности.

Обратная афферентация - термин, введенный П.К. Ано­хиным и развитый им в учение об акцепторе действия как киберне­тически уточняющий термин сенсорные коррекции Н.А. Бернштейна.

Одаренность - генетически обусловленный компонент способ­ностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии.

Опережающее отражение - форма физиологического и психологического отражения, наиболее развитая на уровне сознания и обеспечивающая на основе динамики отражаемого возможность отражать его ожидаемое будущее как проявление антиципации (П.К. Анохин, 1962). Высшее проявление О.о. - прогнозирова­ние и научное предвидение на основе познания законов природы и общества.

Ощущение - субъективный образ объективного мира.

Память - следовая форма психического отражения, развиваю­щаяся на основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного.

Перенос навыков - взаимодействие уже имеющихся навыков с вновь приобретенными. Если старые помогают новым, говорят о положительном переносе, если мешают - об отрицательном.

Познавательные психические процессы - процессы ощущений, восприятии, внимания, представления, памяти, мышления, воображения и речи, обеспечивающие познание.

Пороги ощущения - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения, называется нижним порогом ощущения, максимальная, вызывающая его, а не боль, - верхним.

Порог дифференциальный - минимальные различия величины раздражителя, определяющие различие ощущений.

Потенциальные способности - способности к еще не совершаемой деятельности, в которых проявляется в основном процессуальная сторона личности. При выполнении этой деятельности П.с. становятся актуальными С. Оценка П.с. осуществляется психодиагностикой с целью прогнозирования актуальных С. и путем изучения актуальных С. к деятельности, близкой по психологической структуре.

Представление - форма отражения в виде наглядно-образно­го значения, одно из проявлений памяти, следовой образ ранее бывшего ощущения или восприятия.

Прогнозирование - проявление высшей формы опережаю­щего отражения в процессе мышления как предвидение ожидаемого будущего на основе учёта динамики прогнозируемого явления.

Проприорецепторы - термин и понятие, введенные англий­ским нейрофизиологом Ч. Шеерингтоном как ощущение самого себя. Они уточнены понятием И.М. Сеченова мышечное чувство: нервные окончания, заложенные в мышцах, суставах и коже, являющиеся рецепторами анализатора, обеспечивающего кинестезические ощущения.

Психика - свойственное высокоорганизованным позвоночным животным, обладающим корой головного мозга, психическое отражение объективной деятельности и объективизирование отражен­ного в поведении, а человеком - и в деятельности.

Психическая саморегуляция - проявление активности психики, направленное благодаря опережающему отражению на поддержание жизнеспособности и дееспособности животных и людей. У человека П.с. может становиться сознательной, в частности при индивидуальном планировании деятельности.

Психодиагностика - отрасль психологии личности, предмет которой - оценка потенциальных способностей конкретных личностей.

Психомоторика - 1) основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных (в частности, импульсных) реакциях и актах (К.К. Платонов, 1984);

2) способность человека отражать объективную информацию о своей двигательной деятельности, точно контролировать и эффективно управлять своими движениями (В.П. Озеров, 1986).

Психомоторные способности - ядро двигательных способностей, связанное с произвольным отражением двигательной деятельности за счет Тонкой дифференцировочной чувствительности, адекватных двигательных представлений, воображения, памяти; обеспечивающие эффективное управление движениями и двигатель­ными действиями на основе точного самоконтроля и саморегуляции (В.П. Озеров, 1989).

Надо помнить, что отдельные психомоторные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимы друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других когнитивных, сенсорных и моторных способностей. Качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возмож­ность достижения большого успеха в выполнении сложной двигатель­ной деятельности, является психомоторной одаренностью.

Психомоторные возможности - философская категория, выражающая объективную тенденцию развития, заложенную в психических, сенсорных и моторных функциях личности и наличие необходимых внешних и внутренних условий для возникновения новых психомоторных способностей, возникающих в результате реализации некоторых психических, сенсорных и моторных возмож­ностей.

Психомоторный образ - это результат отражения движения или двигательного действия в сознании человека.

Психомоторные свойства - это то, что присуще в двига­тельной деятельности одной личности, что отличает или делает похожими людей в решении одной и той же двигательной задачи (например, пластичность, сензитивность, сила, выразительность и точность движения и т.д.).

Психомоторное качество - совокупность психических и моторных свойств, указывающих на то, что собой представляет объективная определенность объекта исследования, в силу которого предмет является данным, а не иным предметом, ограничивающая данный предмет от всех остальных, и с исчезновением которой объект перестает существовать как психомоторное качество (В.П. Озеров, 1993).


Приложение 2

.

1. .. – . 1 – , , , , ; 2 – , , , , ; 3 – , , , ; 4 – , , ..

Упражнение № 2. И.п. – стойка руки на пояс. 1 – шаг на месте левой, левая рука к плечу, локоть в сторону; 2 – шаг на месте правой, правая рука к плечу, локоть в сторону; 3 – шаг на месте, левая рука вверх, ладонь вовнутрь; 4 – шаг на месте, правая рука вверх, ладонь вовнутрь; 5 – шаг на месте, левая рука к плечу, локоть в сторону; 6 – шаг на месте, правая рука к плечу, локоть в сторону; 7 – шаг на месте, левая рука на пояс; 8 – шаг на месте, правая рука на пояс.

Упражнение № 3. И.п. – стойка, руки вытянуты влево на уровне плеч. 1 - руки перенести вправо, правую ногу поднять на 40-50°; 2 – руки перенести влево, ногу поставить на место; 3 – руки перенести вправо и т.д

Упражнение № 4. И.п. – основная стойка. На счет «раз» левую ногу поставить в сторону на носок, правую руку вверх, кисть сжать в кулак, левую руку за голову, локоть в сторону, голову поднять вверх и смотреть на кисть правой руки; «и» – приставляя левую ногу к правой, селать хлопок руками о бедра; на счет «два» правую ногу поставить в строну на носок, левую руку вверх, кисть сжать в кулак, правую руку за голову, локоть в сторону, голову поднять вверх и смотреть на кисть левой руки; на счет «три» правую ногу поставить скрестно перед левой, руки опустить, повернуться кругом и сделать хлопок руками над головой; на счет «четыре» принять основную стойку.

Упражнение № 5. И.п. – основная стойка. На счет «раз» – левая нога на носок вперед, правая рука в сторону, левая рука на пояс, голову повернуть налево (направо); «и» – перенести тяжесть тела на левую ногу, правая на носке назад, руки опустить; на счет «два» – правую ногу на носок вперед, левую руку в сторону, правую руку на пояс, голову повернуть направо (налево); «и» – перенести тяжесть тела на правую ногу, левая назад на носок, руки опустить; на счет «три» повернуться кругом, в конце поворота сделать хлопок руками над головой и посмотреть на руки; на счет «четыре» принять основную стойку.

Упражнение № 6. И.п. – основная стойка. На счет «раз» повернуть корпус направо, правую ногу вперед на носок, левую руку за голову, правую руку на пояс, наклониться вправо; «и» – исходное положение; на счет «два» повернуть корпус налево, левую ногу вперед на носок, правую руку за голову, левую руку на пояс, наклониться влево; «и» – принять положение старта пловца и прыжком повернуться кругом, руки вверх, смотреть на руки; на счет «три» – дугами внутрь руки в сторону; на счет «четыре» принять основную стойку.


3

().

..

.

1. 4 4 20 18 22 20 25 24
2. 3 4 19 18 24 22 21 19
3. 2 3 19 16 22 20 22 19
4. . 3 4 20 18 26 24 20 18
5. 3 3 18 16 24 22 24 22
6. 4 4 21 14 23 22 24 23
7. 5 4 18 15 25 24 24 22
8. 2 3 17 17 20 18 22 19
9. 3 4 17 16 24 22 27 25
10. 3 4 16 15 22 19 21 18
3,2 3,7 18,5 16,6 23,2 21,3 23, 0 21,9
0,5 1,9 1,9 1,1

()

..

..

1 4 4 20 15 22 20 25 20
2 4 5 19 14 24 19 21 19
3 3 4 19 15 22 20 22 18
4 2 4 20 15 26 20 20 18
5 3 4 18 14 24 22 24 20
6 3 5 21 14 23 20 24 21
7 2 4 18 14 24 21 24 20
8 3 5 17 15 22 18 22 18
9 3 4 17 14 24 20 27 20
10 3 5 16 12 22 20 21 18
3,0 4,4 18,5 14,2 23,3 20, 23,6 19,2
1,4 4,3 3,3 4,4

[1] .. . ., «», 1973.

[2] . , 1996.

[3] / . .. . ., , 1987.

[4] . . , 1996.

[5] .. . ., «», 1984.

Скачать архив с текстом документа