Историко-религиозное содержание праздника Троицы. Христианский догмат о Троиц.

СОДЕРЖАНИЕ: Реферат По дисциплине: «Религия» На тему: Историко-религиозное содержание праздника Троицы. Христианский догмат о Троиц. Преподаватель _

Реферат

По дисциплине: «Религия»

На тему: Историко-религиозное содержание праздника Троицы. Христианский догмат о Троиц.

Преподаватель

_________

«___» _______2009 г.

Г. А. Носова

Студент группы

С-44

_________

«___» _______2009 г.

С. Ю. Никитин


Содержание

[1] . Он считался одним из самых больших праздников в году. Повсюду наводили чистоту: мыли, чистили, белили хаты. Зелеными ветвями украшали дворы, дома, горницы, ворота, колодцы, отчего селения приобретали удивительно нарядный, фантастический вид.

На церковной службе народ стоял с ветками деревьев, травами, цветами, которым, как вербам, освященным в вербное воскресенье, приписывалась особая целебная и оберегающая сила. Да и сами храмы украшались молодой сочной зеленью.

В этот день в деревню вносили украшенное дерево, или же, просто ветки и венки, которое потом уничтожали, либо бросая в поле, либо потопляя в воде. А также устраивали проводы русалок, которые напоминают проводы масленицы: русалку выпроваживают из деревни в поле, что должно было способствовать плодородию.

Это было весьма колоритное зрелище. В качестве русалки девушки выбирали самую красивую и статную из своей среды. Она выходила в одной рубашке, с распущенными волосами верхом на кочерге, держа в руках полено через плечо, она выходила из дома и шествовала по всей деревне, возглавляя шествие нарядных женщин и девушек. Вокруг сновали ребятишки, которые частенько забегали вперед, хватали «русалку» за рубаху, кочергу, руки и приговаривали: «Русалка, русалка, пощекочи меня!» Вся эта толпа с направлялась к полям ржи, где «русалка» старается кого-нибудь схватить и пощекотать. «Тут пойдет свалка, пока ей не удастся вырваться и схорониться во ржах. Теперь все кричат: «Мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить!» — и разбредутся по домам. Русалка же, посидев немного, прокрадется задками домой. Народ же до самой зари гуляет на улице». Иногда «живую» русалку заменяли соломенной куклой.

Подобно тому, как троичную березку бросают в рожь, чтобы обеспечить урожай, русалок как бы выманивают или переводят из леса на поля. Так как русалки — существа водяные, их выход на поля обеспечивает земле нужную влагу и вызывает обильный рост хлебов.

Просто удивительно, насколько органично переплелись в этом празднике древние языческие обряды и более поздние христианские. Как ни стремилась православная церковь искоренить язычество и суеверие, ей это не очень удалось. С незапамятных времен это был любимейший праздник в России. И не нет ничего странного в том, что переселившись несколько веков назад на Кубань — необжитую тогда территорию Российской империи, поселенцы сохранили обычай отмечать Троицу. Особенно тщательно он сохранялся в линейных станицах, где преобладало русское население. Здесь украшали дома, колодцы и изгороди ветками ясеня и клена, чабрецом, завивали венки, гадали на них, водили хороводы и исполняли троицкие песни. Позже этот красочный праздник вошел и в быт закубанских станиц.

В Екатеринодаре в честь Святой Троицы по проекту Ивана Мальгерба был построен Свято-Троицкий храм, заложенный 2 октября 1899 г. и освященный 7 июня 1910 г. В 1934 г. он был закрыт, и вплоть до 1990 г. оставался бездействующим. За эти десятилетия он подвергся довольно серьезному разрушению и потребовал значительного времени на восстановление. Но и во время реставрации здесь велись службы, а на праздник Троицы праздничную божественную литургию здесь служил архиепископ Екатеринодарский и Новороссийский Исидор.

Непередаваемое зрелище представлял тогда этот храм. «Леса», используемые для восстановления фресок, внутри него все были украшены зелеными ветками и создавалось незабываемое, сказочное ощущение, будто служба совершается не в церкви, а в чаще древнего леса, где витают неповторимые ароматы лесных трав, цветов и деревьев. Сейчас Свято-Троицкий собор полностью отреставрирован и являет собой потрясающий памятник архитектуры. Как и раньше, именно здесь состоится богослужение в честь великого праздника Троицы. Это удивительное по своей красоте действо объединяет не только всех прихожан, находящихся в этот момент в храме, но и связывает их незримыми нитями с теми, кто на протяжении многих столетий точно так же приходил в этот день в церковь, ведь церковные обряды за прошедшие века почти не изменились.

2. Анализ реферата

Каждая религия представляет собой совокупность таких четырех основных составных частей: 1.религиозных идей и представлений (идеологический, концептуальный, элемент); 2.религиозный культ как внешняя, материально выраженная, сторона религии (предметы поклонения, обряды, праздники); 3.религиозные чувства (совокупность тех чувств, которые переживает верующий в процессе материально-духовного общения со сверхъестественным). Значение и соотношение основных элементов в каждой конкретной религии, в жизнедеятельность каждого конкретного верующего различно. Но присутствие всех трех обязательно и неизбежно для всякой религии, церкви, вероисповедания или секты. Без первого второго и третьего нет религии, нет верующего. Изучив первое, второе и третье, мы постигаем каждую конкретную религию, каждого конкретного верующего как такового.

О христианстве, например, и об отличиях между его многочисленными направлениями мы судим, прежде всего, по их внешней стороне: культе, поведению, обрядах и прочее. Внешняя сторона проявления религии легче всего наблюдается и «бросается в глаза». А уже после «наружного» проявления, мы начинаем судить о том, как это наружное выявляет религию и верующего, что за этой «наружкой» проявляется.

Особенно важное значение внешняя сторона религии имеет в исторически давних, традиционных, религиях. В католичестве, православии, лютеранстве, англиканстве, армяно-григорианстве нередко вся религия сводится и проявляется в обрядах и праздниках, особенно, в праздниках. В православии и католичестве, например, каждый день – церковных праздник в честь Бога, его небесной канцелярии да святых угодников. Подсчитано, если бы верующий католик или православные каждому святому ежедневно уделял хотя бы три минутки, то для почитания всех святых ему понадобилось бы три года.

Обычно, верующий православной церкви помнит знаковых для его жизни святых, помнит и почитает значительные для него праздники. Так, все праздники в православии делятся на каждодневные (на честь святых данного дня), недельные (на честь дней недели), местные (престольные, региональные, национальные), значительные, великие и двунадесятые. Двунадесятые, в честь священного для христианства числа 12, еще делятся на праздники Господские (в честь Господа Бога, главным образом Христа: Троица, Рождество, Сретение, Крещение, Вход в Иерусалим, Преображение, Воздвижение креста, Вознесение,) и богородичные (Рождество Богородицы, Успение, Введение во храм, Благовещение).

Праздники, в том числе великие и двунадесятые, устанавливались на протяжении длительного исторического времени. Окончательный их цикл установился где-то к 14-16 столетию, а его внешнее проявление и понимание/истолкование до сих пор наполняется различным содержанием.

Так, праздник в честь святой Троицы буквально переполнен языческим содержанием и обрядами, до сих пор неоднозначно отмечается и понимается верующими христианами. Обратимся к свидетельствам историческим и церковным.

В Киевской Руси праздник Троицы вообще не отмечался. Он был труден для понимания, слишком нудный и пустой для, как сейчас говорят, менталитету русского человека. И до тех пор, пока на смену греческим попам не пришли попы из местного населения, понимание Троицы и внедрение праздника на ее честь не прививалось русскому народу. Русский человек праздновал и отмечал красочные, привычные и оправданные его жизнью бытовые и земледельческие праздники своих родненьких языческих богов. Священники из русских понимали, принимали и жили всем этим вместе со своим народом. И когда, особенно после падения Византии в 1453 году, влияние чужих греческих священников, а вместе с ними и византийского православия, прекратилось, попустительством и содействием русских священников христианские праздники, в том числе и мутная по своим представлениям Троица, начали наполняться народным языческим содержанием. Таким образом христианский праздник Троицы органически слился с весенним праздником полевых русалок, которые назывались «Зелеными святками» и «Русалиями». После окончания весенних полевых работ, после расцвета растительного буйства весны, восточные славяне прославляли полевых и лесных русалок: украшали зелеными ветками свои жилища, девушки в венках из веток и травы водили хороводы, гадали на суженых. Все эти обряды были восприняты нашим одомашненным христианством. В результате, - христианская Троица начала органически сливаться с языческими обрядами, с которыми она не расстается до сегодняшнего дня.

Современные священники в своих проповедях и публикациях доказывают, что празднование Троицы установлено еще апостолами в честь сошествия на них Святого Духа на 50-тый день после воскресения Иисуса Христа. Во всех заявления единодушно говорится, что во времена Ветхого завета Бог проявил себя как Бог Отец, в лице Иисуса Христа – как Бог Сын, а в момент сошествия на апостолов огненных языком, одаривших учеников Христа знанием всех языков (Деяния, глава вторая), - как Дух Святой. Словом, на праздник еврейской Пятидесятницы явила себя вся троица лиц библейского Бога.

Священники единогласно пишут, что уже апостолы отмечали праздник Троицы и ссылаются на текст деяния святых апостолов (глава вторая) и послание апостола Павла к коринфянам (1 коринфянам, 16:8). Но в цитируемых текстах говорится не о христианской Троице, а об иудейском празднике Пятидесятницы, которые всеми первоначальными христианами вместе с апостолами отмечался только как праздник иудейский, а не христианский.

Впрочем, Русская православная церковь иногда набирается смелости признать историческую несостоятельность самого праздника Троицы, и сплошь языческое содержание ее обрядов, и позднее внедрение ее в круг церковных праздников, и много другого интересного. Изложим эти признания словами Интернетовского портала «Православное чтение. Сборник душеполезных текстов» от 3 июня 2001 года в статье о празднике Троицы Марии Свешниковой. Она справедливо пишет:

«Святая Троица - один из самых необычных православных праздников. Он выделяется из других двунадесятых церковных праздников хотя бы тем, что не вспоминает какой-то определенный евангельской истории.

Праздник Троицы необычен еще и тем, что на Руси он установлен не во времена ее Крещения, а спустя три века, в самый расцвет русского Православия - при преподобном Сергии Радонежском».

Возможно, празднование Троицы введено специально, чтобы заместить собой весенние языческие обычаи и обряды, которые продолжали жить в народе.

В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году), затем само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день. Кроме того, на эти дни накладывались и воспоминания о старых языческих празднованиях, органично вошедших во все славянские христианские обряды.

В конце XIX века еще встречалось бытование старинного праздника Семик, который приходился на четверг перед Троицей и отмечался пирушкой. В этот день девушки шли в лес завивать березу. Выбрав деревья, девушки завивали их - связывали верхушки двух молодых березок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под березками ели принесенную с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница. При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берез вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли себя кумой.

Праздник Троицы необычен еще и тем, что на Руси он установлен не во времена ее Крещения, а спустя три века, в самый расцвет русского Православия - при преподобном Сергии Радонежском. Хотя почитание Святой Троицы на Русской земле началось со святой равноапостольной Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позднее храмы в честь святой Живоначальной Троицы были возведены в Новгороде Великом и других русских городах.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое? И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности.

В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей ее имени.

Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского (известного более как Рублева), инока-иконописца Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому старцу.

Возможно, празднование Троицы введено специально, чтобы заместить собой весенние языческие обычаи и обряды, которые продолжали жить в народе. Впрочем, народные праздники, славящие красоту расцветающей природы, по сути своей не враждебны христианству. И праздник Троицы не отменил эту радость, а, наоборот, восполнил ее, показав людям, откуда исходят эта гармония и животворящая сила природы. Ведь на самом деле, как ни прекрасен мир в пору своего цветения, он всего лишь тень Творца!

В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году), затем само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день. Кроме того, на эти дни накладывались и воспоминания о старых языческих празднованиях, органично вошедших во все славянские христианские обряды.

В конце XIX века еще встречалось бытование старинного праздника Семик, который приходился на четверг перед Троицей и отмечался пирушкой. В этот день девушки шли в лес завивать березу. Выбрав деревья, девушки завивали их - связывали верхушки двух молодых березок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под березками ели принесенную с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница. При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берез вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли себя кумой.

На Троицу ходили развивать березки. Девушки надевали венки, гуляли в них, а потом бросали в воду и смотрели - потонет он или нет, и в какую сторону поплывет. По этим признакам гадали о суженом, о выходе замуж.

В православном мире принято на Троицу украшать храмы и жилища ветками молодых березок, что указывает на обновление всего сущего силой Сошедшего Святого Духа, на расцвет всех жизненных сил. В одной только Самаре вырубалось до 10 тыс. деревьев (возрастом от 5 до 10 лет), а если взять в расчет всю губернию, то эта цифра достигала нескольких сотен тысяч. У пермичей (древних коми) береза в течение тысячелетий считалась символом чистоты и совершенства. После крещения коми народа культ березы исчез, однако почтительное отношение осталось. Особо почиталась береза и у русских.

В православном мире принято на Троицу украшать храмы и жилища ветками молодых березок, что указывает на обновление всего сущего силой Сошедшего Святого Духа, на расцвет всех жизненных

Празднику Троицы предшествует Троицкая родительская суббота, которая никакими канонами православной церкви не учреждена, а является только перелицованным языческим предков почитанием, которое органически вплеталось в весенние праздники/хороводы дохристианских восточных христиан.

А предшествует празднику Троицы два дня особого поминовения усопших - Троицкий четверик (то есть четверг перед Троицей) и Троицкая родительская суббота. О Троицкой родительской субботе известно многим, так как она подобна другим Вселенским родительским субботам, празднуемым Православной Церковью. О благочестивой традиции Троицкого Четверика известно меньше. В России испокон века существует традиция молиться в этот день за безродных и безыменных - то есть о тех, чей род пресекся и за них не только некому молиться, но и само христианское имя их изгладилось из памяти людской. Все остальные толкования поминовения усопших в Троицкий Четверик, о чем иногда приходится слышать, неправильны.

И в заключение об особенностях празднования Троицы/Пятидесятницы в католическом мире.

В западной традиции цикл Пятидесятницы объединяет несколько торжеств: на пятидесятый день (восьмое воскресенье) после Пасхи отмечается празднование Сошествия Святого Духа на апостолов (Pentecoste); на восьмой день (октаву) праздника отмечается День Пресвятой Троицы, в четверг после праздника Пресвятой Троицы отмечается праздник Тела и Крови Христовых (Corpus Domini) , посвященный прославлению таинства Евхаристии (в этот день во время богослужения совершается торжественная процессия и поклонение Святым Дарам). Цикл Пятидесятницы завершают два праздника: Пресвятого Сердца Иисуса, отмечаемого в пятницу, и Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии, отмечаемого в субботу после октавы (восьмого дня) праздника Тела и Крови Христовых. Традиция почитания Сердца Иисуса и Сердца Марии западными христианами относится еще к XI - XII векам. По учению Западной Церкви Сердце Иисуса является символом особой любви Иисуса Христа к человеку и олицетворяет надежду на спасение всякого, верующего во Христа. Сердце Марии символизирует ее особую любовь к Иисусу Христу, а также милосердие и сострадание ко всему человечеству, за спасение которого она непрестанно возносит молитву. Праздник Сердца Марии был внесен в календарь Западной Церкви в 1648 году, а праздник Сердца Иисуса - в 1765 году папой Климентом XIII. Во время этих праздников также совершается выставление на алтарь Святых Даров и поклонение им.

Список использованной литературы

  1. Голубев А.Н. Феномен триединства: универсальная доминанта? (О «магическом» числе три) // Полигнозис. 1999, №3. С.131-134.
  2. Бичёв Г.Н. Теория триединства строения мира. М.:МГТУ,2001.160с.
  3. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. 208 с.
  4. Васильев Е. Постмодерн и Троица // Человек, 2001, №4. С.189,192.
  5. Бонецкая Н.К. Тайна триединства // Вопросы философии, 2003, №11. С.112-116.
  6. Шимульская А. Праздник Святой Троицы. //Академия Тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публ.11243, 28.05.2004

[1] Святая Троица — это три ипостаси Бога: Бог-отец, Бог-сын (Иисус Христос) и Святой Дух. Считается, что впервые о Троице, правда в завуалированной форме упоминается еще в Ветхом Завете. А в Новозаветных текстах о ней уже говорится довольно ясно. Когда Господь, крестившись у Иоанна Крестителя, вышел из воды, тогда «отверзлись Ему небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Мф. III, 16-17, Марк. I, 10-11, Лук. III, 21-22). По воскресении Своем, посылая апостолов на проповедь, Господь сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. XXVIII, 19). И церковь постоянно выполняет сию заповедь в таинстве крещения. День Св. Троицы христианская церковь отмечает в 50-й день после Пасхи с самых первых веков. Долгое время Троица не была предметом изображения в искусстве, так как церковь настаивала на том, что Бог изобразим только в лице Иисуса Христа, ибо лишь в этом лице сделал себя зримым и явленным; все прочее — предосудительные фантазии. Однако постепенно складывается ее иконография. Она выразилась в 2-х видах: «ветхозаветной» (изображающей 3-х ангелов, явившихся Аврааму), которую довел до совершенства Андрей Рублев; и «новозаветной»(Отец в виде старца, Христос как отрок на его лоне или взрослый муж, сидящий по правую руку от него, и Духа — над ними обоими в виде голубя).

Скачать архив с текстом документа