История педагогики 3
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 1 1 Вопрос. ИСТОРИЯ И СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ 2 1.ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ МИРЕ 2 2.ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ 2СОДЕРЖАНИЕ:
[1]
Душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. От воспитания детей зависит «исправление человеческих дел на земле», развитие всего общества. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане». Должность учителя ответственна и высока, от учителей зависит благополучие каждого ребенка и всего человечества. Оценивая назначение, роль учителей, Коменский пишет: они «поставлены на высоко почетном месте», «им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Об этом всегда нужно помнить учителю и с достоинством и уважением относиться к своему делу, «остерегаться слишком низко ценить себя». Из школы убегает тот, «кто сам считает постыдным быть учителем» и находит для себя другое, более денежное занятие. И не нужно удерживать его.
Учитель, по утверждению Коменского, сравним с садовником, акушером, пастухом, полководцем, и счастливы те школы, которые имеют таких учителей.
Какие качества присущи учителю, выполняющему возложенную на
него благороднейшую задачу?
Прежде всего — любовь к своему делу, которая побуждает наставника юношества искать то, чему нужно обучать всех, постоянно трудиться и думать о том, как учить учеников, чтобы наука усваивалась ими «без воплей, без насилия, без отвращения». Учитель, пишет Коменский, как ваятель, с любовью старается красиво изваять и расписать «Божьи изображения» — детей, чтобы придать им «наибольшее сходство с оригиналом».
Трудолюбие — важнейшее качество учителя, «кто берется за наивысшее, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и трудами и избегать пиров, роскоши и всего, что ослабляет дух». Собственная образованность, широта знаний и опыта учителя достигаются величайшим трудом, которым педагог занят всю жизнь. Чтобы учитель мог достойно выполнить почетные обязанности, ему следует расположить к себе учеников отеческим и сердечным отношением к ним, приветливостью и лаской, отличным знанием своей науки. Коменский советует наиболее прилежных учеников поощрять похвалой, а малышей можно угостить за прилежание яблоками или орехами. Относясь к ученикам с любовью, учитель легко завоюет их сердца, и тогда им больше захочется находиться в школе, чем дома. Он «должен быть не только руководителем своих питомцев, но также другом их». В таком случае учитель будет не только обучать детей, но и воспитывать их. В воспитании у детей человечности (а в этом цель школы — мастерской человечности) очень важен для учащихся пример учителя, которому они стараются подражать, дети — «самые настоящие обезьяны; ведь что бы они ни видели, это к ним пристает и они делают то же самое». Поэтому мало только объяснить, как надо поступать в жизни, нужно самим являть образцовый пример, нужно «остерегаться походить на тех прирожденных Меркуриев, которые только показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут». Учитель —живой пример для учеников, он должен быть добродетельным, ведь невозможно воспринять добродетель с помощью различных картинок и моделей, только пример педагогов и воздействует на детей. Дурной пример педагога очень вреден, ибо «редко обманывает поговорка: «Каков поп, таков и приход». Плох учитель — плохи и его ученики». «Учителя, — считает Коменский, — должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности — примером бодрости и трудолюбия, в поведении — скромности и благонравия, в речах — искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни». Такой учитель составляет гордость школы и ее учеников, ценится родителями и сможет достойно исполнять свою должность, выше которой нет другой под солнцем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слово педагогика переводится с греческого как детоводительство, совместный путь ученика и его наставника. Моя точка зрения, как будущего педагога и православного человека, заключается в том, что на современном этапе жизни нашей страны необходимо правильно оценить накопленный за многовековую историю педагогический опыт; извлечь из него необходимые уроки; включить наиболее ценное в современную науку и практику; постараться не повторять на новом этапе уже имевшие место ошибки, искажения, опасные тенденции.
Главным руководящим принципом устроения педагогического дела должен быть принцип, провозглашающий: а) в главном (основаниях и принципах) - единство, б) во второстепенном (средствах и методах) - свобода, в) и во всем остальном (дидактических формах работы) - любовь.
Необходимо:
· Осознать меру поврежденности человеческой природы и необходимость ее исцеления и возведения в иное качественное состояние.
· Понять педагогический процесс как богочеловеческий , требующий от его участников соработничества Творцу и сотрудничества друг с другом.
· Оценить значимость богодарованного свойства свободы личности и важность укрепления ее в верном нравственном выборе - в добре и в Боге - через совпадение воли человеческой с Божественной
· Понять необходимость целостного подхода в воспитании личности с учетом религиозных, этических, культурологических и патриотических ценностей.
Воспитать ребенка - значит заложить в нем основу духовной жизни, сформировать характер и довести его до верного самоопределения в жизни и способности самовоспитания, самообразования и совершенствования. Воспитать ребенка - значит подготовить его к вполне самостоятельному существованию в сложном современном мире, принятию правильных решений в любых неожиданных ситуациях. Воспитать ребенка - значит поставить его на стезю самоотверженного и радостного служения своим ближним, своей Родине, своему Господу. Воспитать ребенка - значит научить его слышать и исполнять Слово Божие, волю Божию во имя любви ко Христу и спасения во Христе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 603 с.
2 Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. - Самара: ЗАО Самарский информационный концерн, 1998. - 576 с.
[1] Взято из труда «Великая дидактика»Яна Амоса Коменского