Становление и развитие налоговых органов России
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Становление и развитие Государственной Налоговой Службы 5 1.1. Возникновение и развитие налогообложения 5 1.2. Государственная налоговая служба России 9СОДЕРЖАНИЕ
1. Становление и развитие Государственной Налоговой Службы.. 4
1.1. Возникновение и развитие налогообложения. 4
1.2. Государственная налоговая служба России. 8
2. Структура и деятельность Министерства РФ по налогам и сборам. 11
2.1. Деятельность департаментов. 11
2.2. Управления и их деятельность. 20
Введение
Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, становление налоговой службы заложил еще Петр I своим указом 22 февраля 1711 г. - Об учреждении Правительствующего Сената и по два комиссара из губернии для спросу и денежных сборах и дела финансового управления. Первое министерство государственных доходов было создано императором Александром I. 8 сентября 1802 г. он издал Манифест об учреждении Министерств и создании Министерства финансов, ведавшего всеми источниками государственных доходов, податями и сборами.
После революции налоговая система практически ликвидируется. В феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью расформирован налоговый аппарат.
1990 г. можно считать годом начала полномасштабного восстановления налоговой системы страны, а после распада Советского Союза, Указом Президента Российской Федерации № 218 от 21 ноября 1991 г.- образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов).
Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской Федерации - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. Именно поэтому данная тема является актуальной в настоящее время.
Основной целью данной работы является рассмотрения структуры и деятельности налоговых органов России. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи : рассмотреть основные этапы становления и развития налогообложения в РФ, рассмотреть структуру и деятельность МНС.
При написании работы были использованы документы, касающиеся проекта Налогового кодекса, а также материалы периодической печати.
1. Становление и развитие Государственной Налоговой Службы
1.1. Возникновение и развитие налогообложения
По Налоговому кодексу РФ налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
Итак, как уже говорилось выше, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». И так, первоначальная ставка налога составляла десять процентов от полученных доходов.
По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течении многих столетий: от Древнего Египта до Средневековой Европы. Так В Древней Греции в VII - VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д.
В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.
Многие же стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Проследим за развитием там налоговой системы. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время денежных податей граждане не платили. Расходы по управлению городом и государством были минимальными; поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, так как это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.
Определение суммы налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.
В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима платили как государственные, так и местные налоги.
В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима взимались постоянно.
Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация часто сохраняла местную систему налогов. Изменялось лишь ее направление и использование.
Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным образом контролировать. Результатом была коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э.
Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (то есть опиралась на предшествующие результаты).
Основным налогом в Древнем Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Уже в Древнем Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, так как население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда урбанизации.
Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.
Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги.
В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Ставки налога в России вне всякого сомнения стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (так как рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).
В России в к. XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения.
Но развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и прочее), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.
1.2. Государственная налоговая служба России
Государственная налоговая служба России имеет давнюю историю. В эпоху феодальной раздробленности процедура сбора податей осуществлялась, как правило, самими князьями, которые с дружинниками периодически объезжали свои владения, либо но их поручению это делалось специально на то уполномоченными людьми - данниками. Фактически не изменился порядок сбора налогов и во времена татаро-монгольского ига. Особые чиновники (осинники, мытники, таможенники, пошлинники и др.) систематически собирали дань с населения, значительная часть которой передавалась завоевателям.
Удельный характер княжения исключал возможность появления на Руси того времени единообразной налоговой системы. Лишь с появлением российской государственности и централизацией власти в конце XV века сложились предпосылки для создания специальных органов, ведающих сбором налогов в масштабе государства.
К 1930 г. налоговый аппарат Наркомфина СССР превысил 17 тыс. человек. Из них половина работала в финансовых органах, а остальные входили в аппарат наружного налогового надзора. Учитывая, что к этому времени с капиталистическим элементом как в городе, так и на деревне в - основном было покончено, налоговая реформа 1930 г. внесла изменения и в организацию налогового аппарата. Основным звеном системы стала налоговая инспекция — структурное подразделение районных и городских финансовых отделов. К руководящим и контролирующим звеньям относились налоговые отделы краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых органов, управления налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР.
В соответствии с Положением о налоговой инспекции районных и городских финансовых отделов и налоговых ревизоров 1949 г. в районах и городах, не имеющих районного деления, действовали налоговые инспекции, состоящие из старшего налогового инспектора, участковых налоговых инспекторов, их помощников, налоговых агентов в сельской местности, работников бухгалтерии. Структура и штатная численность каждой инспекции определялась количеством налогоплательщиков, территориально-экономической характеристикой города (района). В крупных городах в состав налоговых инспекций входили инспекторы по налогам с заработной платы рабочих и служащих, местным налогам с предприятий, учреждений и организаций и государственной пошлины.
Государственные налоговые инспекции появились в 1990 году, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24.01.90 г. № 76 О Государственной налоговой службе1 . Правовое положение данной структуры закреплялось Законом СССР от 21.05.90 г. О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций.2
31 декабря 1991 года Указом Президента РФ О государственной налоговой службе органы налоговой службы были выделены из Министерства РФ и преобразованы в систему центральных органов государственного управления с подчинением Президенту и Правительству РФ. В марте 1992 года при налоговой службе были образованы специальные подразделения по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогового законодательство, а также обеспечению безопасности деятельности этой службы и ее сотрудников под названием Главное управление налоговых расследований. В последствии в июне 1993 года это подразделение было преобразовано в федеральные органы налоговой полиции как самостоятельный орган.
Передача все новых полномочий Государственной налоговой службе, на которых мы остановимся в других разделах данной работы, привело к необходимости придать ему статус Министерства и Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразовано в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
2. Структура и деятельность Министерства РФ по налогам и сборам
2.1. Деятельность департаментов
Департамент налоговой политики
Разработка предложений по налоговой политике и совершенствованию законодательства о налогах и сборах с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме.
Организация разработки и анализ представленных в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам проектов законодательных и нормативных правовых актов по налогам и сборам, направленных на совершенствование налоговой системы и законодательства о налогах и сборах; подготовка заключений (официальных отзывов) по проектам федеральных законов, поступающих в Министерство на заключение.
Проведение работы по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих взимание налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе при исполнении соглашений о разделе продукции, при исполнении концессионных договоров, при добыче нефти из низкопродуктивных и бездействующих скважин и других специальных налоговых режимов, установленных законодательством РФ и международными договорами РФ.
Осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды при реализации соглашений о разделе продукции, предусмотренных законодательством Российской Федерации и условиями соглашений о разделе продукции.
Анализ действующего законодательства о налогах и сборах и подготовка предложений по его совершенствованию, в том числе законодательства о ЗАТО.
Осуществление разработки модельных нормативных правовых актов, а также иных нормативных правовых актов по налогообложению в целях гармонизации действующей в РФ и странах СНГ нормативной правовой базы.
Осуществление взаимодействия с комитетами и подкомитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Обеспечение методологической целостности и согласованности нормативных и инструктивных материалов, разъяснений и рекомендаций Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
Департамент налогообложения прибыли
Методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства:
· по налогообложению прибыли (дохода) предприятий и организаций, в том числе организаций потребительской кооперации, кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг;
· по применению норм бухгалтерского учета при определении прибыли, подлежащей налогообложению;
· по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.
Разработка методических рекомендаций для налоговых органов и консультирование их по проверке достоверности представляемой организациями, предприятиями бухгалтерской и налоговой отчетности.
Разработка проектов инструкций, методических указаний и других актов Министерства, относящихся к налогообложению юридических лиц по указанным выше налогам.
Обеспечение методологической целостности и согласованности нормативных и инструктивных материалов, разъяснений и рекомендаций Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
Осуществление анализа динамики и контроля за уровнем поступлений налогов и сборов, находящихся в компетенции Департамента, подготовка предложений по повышению уровня их собираемости.
Департамент косвенных налогов
Обеспечение методологической целостности и согласованности всех инструктивных и иных нормативных актов, связанных с порядком исчисления и уплаты в бюджет:
· налога на добавленную стоимость;
· налога с продаж;
· акцизов на подакцизные товары;
· акцизов на минеральное сырье;
· налога на пользователей автомобильных дорог.
Осуществление методологического руководства подразделениями территориальных налоговых органов Министерства и оказание им методической помощи по вопросам исчисления и уплаты в бюджет налогов, находящихся в компетенции Департамента.
Осуществление анализа динамики и контроля за уровнем поступлений налогов, находящихся в компетенции Департамента, подготовка предложений по повышению уровня их собираемости.
Департамент налогообложения доходов и имущества физических лиц
Осуществление методического и организационного обеспечения работы налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах физическими лицами и налоговыми агентами.
Подготовка разъяснений налоговым органам, налоговым агентам и налогоплательщикам о порядке применения законодательства Российской Федерации и других нормативных и нормативно-правовых актов о налогах и сборах с физических лиц, госпошлине.
Координация работы налоговых органов по обеспечению:
· декларирования физическими лицами своих доходов и расходов;
· проведения налогового контроля за расходами физических лиц.
Координация работы налоговых органов с декларациями госслужащих.
Обеспечение приема, учета и хранения сведений о доходах и имуществе, представляемых членами Правительства Российской Федерации, и деклараций лицами, постоянно работающими за рубежом.
Осуществление приема и передачи сведений о доходах физических лиц на федеральном уровне. Обеспечение учета сведений о доходах физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, и организация передачи этих сведений налоговым службам иностранных государств. Организация приема сведений о доходах налоговых резидентов Российской Федерации от иностранных государств.
Обеспечение методологической целостности и согласованности нормативных и инструктивных материалов, разъяснений и рекомендаций Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
Осуществление анализа динамики и контроля за уровнем поступлений налогов и сборов, находящихся в компетенции Департамента, подготовка предложений по повышению уровня их собираемости.
Организация работы налоговых органов по осуществлению контроля за уплатой земельного налога с физических лиц и налога с владельцев транспортных средств, принадлежащих физическим лицам;
Обеспечение ведения базы данных о доходах и имуществе физических лиц на федеральном уровне.
Департамент единого социального налога
Разработка методологии исчисления и уплаты единого социального налога и обеспечение ее единообразного применения налоговыми органами всех субъектов Российской Федерации.
Методическое обеспечение работы налоговых органов по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками единого социального налога.
Разработка методологии и методическое обеспечение работы налоговых органов по взысканию задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачету (возврату) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога, контролю за исполнением условий отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов.
Разработка и внедрение механизмов и схем реструктуризации задолженности по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам, и организация работы налоговых органов по применению комплекса мер по принудительному взысканию задолженности по единому социальному налогу, страховым взносам, начисленным пеням и штрафам.
Осуществление оперативного контроля и анализа поступления единого социального налога, выполнения плановых заданий по нему в целом по Российской Федерации, в разрезе фондов и в разрезе субъектов Российской Федерации.
Обеспечение методологической целостности и согласованности всех инструктивных и иных нормативных актов, связанных с порядком исчисления и уплаты в бюджет единого социального налога.
Департамент организации налогового контроля
Методологическое и организационное обеспечение контрольной работы налоговых органов.
Разработка методологии выявления и пресечения форм и способов уклонения от уплаты налогов, подготовка предложений по внесению изменений в нормативную правовую базу.
Разработка комплексных стандартных процедур подготовки, проведения и реализации результатов камеральных и выездных налоговых проверок, регламентации порядка проведения мероприятий налогового контроля в процессе указанных проверок.
Планирование, анализ и обобщение практики и результатов контрольной работы налоговых органов.
Организация взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами в работе по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в сфере налогообложения.
Методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по осуществлению контроля за применением контрольно-кассовых машин, а также за соблюдением порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.
Департамент налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции
Организация и осуществление государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, за соблюдением законодательства о налогах и сборах организациями, осуществляющими деятельность в данных сферах.
Участие в совершенствовании правовой базы, методологии лицензирования и организации работы налоговых органов в сфере контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции.
Организация и осуществление контроля за объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, за соблюдением технологии производства и соответствующих требований к ее маркировке и упаковке.
Организационно-методологическое обеспечение работы управлений МНС России по вопросам лицензирования в данной сфере.
Организация контроля и проверки качества производимых и реализуемых этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, состояния налогового контроля на акцизных складах.
Осуществление прогнозирования и контроля за поступлением налоговых платежей в разрезе года, квартала, месяца.
Департамент учета налогоплательщиков
Разработка нормативных актов по утверждению:
форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц, а также при учете сведений о них;
порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационных номеров налогоплательщиков (далее ИНН);
порядка формирования баз данных Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее - ЕГРН) и предоставления пользователям информационных ресурсов необходимой информации, содержащейся в нем;
· Организация и методическое обеспечение ведения учета налогоплательщиков.
· Разработка методических рекомендаций, разъяснений для налоговых органов по:
· вопросам учета налогоплательщиков и налоговых агентов в налоговых органах;
· особенностям постановки на учет крупнейших налогоплательщиков;
· особенностям организации учета иностранных юридических лиц;
· работе с информацией, поступающей в налоговый орган от регистрирующих органов;
· порядку ведения баз данных ЕГРН, информационных ресурсов по учету налогоплательщиков, баз данных учета бланков Свидетельства о постановке на учет в налоговых органах.
· Координация работы Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации по идентификации налогоплательщиков и присвоению им ИНН.
· Формирование и ведение федеральной базы данных ЕГРН и предоставление информации из нее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Департамент учета и отчетности
Обеспечение методологического руководства по ведению лицевых счетов налогоплательщиков в системе Министерства.
Установление порядка ведения учета в налоговых органах:
· поступления налогов и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации;
· задолженности по налогам и сборам;
· предоставленных отсрочек и рассрочек, зачетов и возвратов, налоговых санкций и пеней.
Разработка и совершенствование методологии составления статистических форм налоговой отчетности.
Организация и осуществление сбора, обработки и получения сводных итогов по данным оперативной отчетности и налоговой статистики о поступлении и задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации, по видам налоговых платежей, субъектам Российской Федерации, основным отраслям экономики, по крупнейшим налогоплательщикам.
Департамент анализа и планирования налоговых поступлений
Осуществление экономического анализа данных налоговой и статистической отчетности, их сопоставление с макроэкономическими показателями на основе информации Госкомстата России, других официальных источников.
Подготовка аналитической информации о мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и предложений по увеличению собираемости налогов и сборов.
Подготовка и выпуск материалов о ходе поступления налогов и сборов, динамике задолженности, в том числе по отраслям экономики и субъектам Российской Федерации, а также экспресс - информаций по наиболее актуальным вопросам налогообложения.
Проведение прогнозных расчетов налоговой базы субъектов Российской Федерации и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации в целом, а также в разрезе регионов.
Ведение системы показателей налоговых паспортов субъектов Российской Федерации, федеральных округов и Российской Федерации в целом.
Разработка заданий по мобилизации в консолидированный и федеральный бюджеты налогов и сборов, контролируемых МНС России, в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации на соответствующий период (месяц, квартал, год) и доведение их до Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации.
Департамент контроля налоговых органов
Разработка единой методологической базы организации и проведения проверок налоговых органов по осуществлению ими налогового администрирования.
Методологическое обеспечение проведения комплексных и тематических проверок нижестоящих налоговых органов.
Организация и проведение комплексных и тематических проверок соблюдения нижестоящими налоговыми органами нормативных актов по обеспечению надлежащего налогового администрирования, оформление их результатов и принятие мер по результатам рассмотрения материалов проверок.
Анализ состояния контрольной работы нижестоящих налоговых органов по результатам комплексных и тематических проверок.
Рассмотрение представлений (материалов) о результатах проверок нижестоящих налоговых органов, проведенных правоохранительными и контролирующими органами.
Рассмотрение и подготовка ответов на письма, обращения и заявления организаций и физических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
2.2. Управления и их деятельность
Управление ресурсных платежей
Методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства, регулирующего порядок исчисления и уплаты:
· платежей за пользование недрами;
· отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
· платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;
· платежей за пользование водными объектами;
· платежей за пользование лесным фондом;
· платы за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
· налога на имущество предприятий;
· земельного налога;
· налога с владельцев транспортных средств;
Организационное обеспечение работы налоговых органов по осуществлению контроля за полнотой и своевременностью внесения в бюджет следующих неналоговых доходов:
· доходов от дивидендов по акциям, принадлежащим государству;
· арендной платы от сдачи в аренду государственной собственности, в том числе земли;
· доходов от приватизации государственной собственности.
Осуществление анализа динамики и контроля за уровнем поступлений указанных налогов и сборов, подготовка предложений по повышению уровня их собираемости.
Обеспечение методологической целостности и согласованности нормативных и инструктивных материалов, разъяснений и рекомендаций Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
Управление налогообложения малого бизнеса
Методологическое обеспечение налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих уплату налогов в соответствии с законодательством об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности и о налоге на игорный бизнес.
Анализ и обобщение практики работы налоговых органов с субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, плательщиками единого налога на вмененный доход и налога на игорный бизнес.
Анализ отчетных и статистических данных, а также обобщение практики применения законодательства и нормативных актов по отдельным местным налогам и сборам, уплачиваемым за счет прибыли, остающейся у хозяйствующих субъектов после налогообложения (сбор за право торговли, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей, сбор за участие в бегах на ипподромах, сбор за выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор за открытие игорного бизнеса).
Организация обеспечения формирования и ведения Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.
Подготовка предложений по организации производства и сервисного обслуживания контрольно-кассовых машин.
Осуществление анализа динамики и контроля за уровнем поступлений указанных налогов и сборов, подготовка предложений по повышению уровня их собираемости.
Обеспечение методологической целостности и согласованности нормативных и инструктивных материалов, разъяснений и рекомендаций Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
Управление международных налоговых отношений
Разработка нормативных и методических документов по вопросам налогового учета и отчетности в иностранных и международных организациях, взимания с иностранных и международных организаций налога на прибыль (доходы), налога на имущество и налога на добавленную стоимость.
Разработка основных принципов и особенностей постановки на учет иностранных и международных организаций в налоговых органах.
Разработка нормативных и методических документов по вопросам применения международных договоров об избежании двойного налогообложения в отношении иностранных и российских организаций и физических лиц.
Разработка отдельных вопросов методологии налогообложения прибыли и доходов, получаемых от внешнеэкономической деятельности российских и иностранных организаций и физических лиц и от их операций в иностранной валюте.
Осуществление взаимодействия с компетентными органами иностранных государств по вопросам реализации международных налоговых договоров об избежании двойного налогообложения.
Управление международного сотрудничества
Организация и обеспечение участия Министерства в работе международных организаций, многостороннем и двустороннем международном сотрудничестве.
Организация и контроль процесса обмена налоговой информацией с уполномоченными органами зарубежных стран, в том числе стран СНГ.
Организация работы по изучению в Министерстве опыта налогообложения и организации деятельности налоговых ведомств иностранных государств.
Организация встреч руководства Министерства с представителями иностранных организаций и официальными должностными лицами иностранных государств.
Осуществление сопровождения международных встреч руководства Министерства в Российской Федерации и за рубежом.
Обеспечение участия представителей Министерства в работе Совета руководителей налоговых служб государств - участников Таможенного союза и его рабочих органов, Постоянного Комитета Союзного государства Беларуси и России, Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, других организаций СНГ и рабочих органов этих организаций.
Управление по информационной политике
Поддержание прямых контактов и непосредственное взаимодействие с подразделениями по связям со средствами массовой информации и общественностью Администрации Президента и Аппарата Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Безопасности, федеральных органов исполнительной власти, средствами массовой информации, общественными и иными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Информирование общественности через средства массовой информации о задачах, направлениях и результатах деятельности МНС России.
Доведение через средства массовой информации официальной позиции Министерства.
Формирование через средства массовой информации положительного общественного мнения о деятельности МНС России.
Организация и проведение пресс-конференций и брифингов Министра и других руководителей Министерства, их выступлений в средствах массовой информации.
Подготовка и распространение в средствах массовой информации пресс-релизов, информационных сообщений по вопросам деятельности МНС России, официальных заявлений от имени Министерства.
Заключение
Действующая ныне налоговая система России практически введенас 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов.
Необходимо отметить, что в данное Министерство входят еще подведомственные организации, такие как:
· Управления МНС России по субъектам Российской Федерации
· Главный научно-исследовательский вычислительный центр МНС России
· Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы (ГНИИРАНС)
· Всероссийская государственная налоговая академия МНС России
· Учебно-методологический центр при МНС России
· Учебно-информационные центры при Управлениях МНС России по субъектам Российской Федерации
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам играет немаловажную, а можно сказать и непосредственную, роль в экономике всей страны. Именно от работы данного Министерства зависит величина поступлений денежных средств в бюджет. Это в свою очередь, непосредственно влияет на экономическое развитие страны, финансирование бюджетных статей, развитие науки, отраслей промышленности и т.п.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ 1993г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
3. Налоговый Кодекс РФ (часть 1).
4. Налоговый кодекс РФ (часть 2).
Книги и учебники
5. Налоги и налогообложение. Под редакцией И.Г.Русаковой, В.А.Кашина. Москва, «ЮНИТИ», 2002 г.
6. Налоги: Практика налогообложения учеб.-метод. пособие. Д.Г.Черник. Москва, , 2008 г.
7. Экономическая теория. В.Я.Иохин. «Юрист», Москва 2003 г.
8. Мостовая У. Б. Основы экономической теории. - М.:ИНФРА –М; Новосибирск: Издательство НГА и У.-2001 г
9. Учебное пособие / под ред. Д.Г. Черника – 4-ое изд. – М.: Финансы и статистика, 2005. 9.
Статьи
10. Журнал «Коммерсант Деньги» № 15 (420) от 21-27 Апреля 2003 года. Стр. 62, статья «Операция пустые руки», Давид Кириленко.
11. Журнал «Русский Фокус», №2 (84) от 27 Января-2 Февраля 2003 года. Стр.72, рубрика «Фокус Группа», Юлия Кирюхина.
Электронные справочные системы 12. Справочная система «Консультант +» - версия «ПРОФ»
1 Собрание постановлений правительства СССР.1990.№ 7.ст.28.
2 Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1990.№ 22.ст.394.