История в школе, плюсы и минусы преподавания

СОДЕРЖАНИЕ: Опыт субъективного анализа.

(опыт субъективного анализа)

История сделалась теперь как бы основанием и единственным условием всякого живого знания...

В.Г.Белинский

В нашем классе за семь лет сменилось не менее десяти учителей истории. Среди них были неплохие, даже, может быть, хорошие, но почему-то никто из них мне не запомнился по-настоящему. С одной стороны, мне как ученику, хорошо знающему предмет, было достаточно свободно. Ведь учителя меня любили и разрешали заниматься на уроках тем, чем я хотел. Но порой становится обидно: ведь я так и не встретил ни одного историка,историка по призванию.

Уже само то, что в нашем классе сменилось так много преподавателей, очень плохо. Только успел привыкнуть к учителю,завоевать у него авторитет, как у него уходит. Приходиться начинать сначала. Конечно, учиться полноценно в таких условияхтрудно. Но это, так сказать, объективные причины. Хуже другое.Учителя мало обращали внимания на то, чтобы внушить ученикампонимание важности предмета. Я не говорю об учащихся, которымвсе равно, чем занимать время в школе, лишь бы скорее оно кончилось. Но даже хорошие ребята не задумываются над тем, чтодает нам история, почему важно знать историю как можно лучше.

Напротив, после того, как экзамен по истории заменили собеседованием, а учебник безнадежно устарел, отношение к этомупредмету стало как бы развлекательным: что там эдакого нам сегодня преподнесут.

Конечно, мы записывали определения истории, высказыванияоб этой науке великих мыслителей, но этого совершенно недостаточно! А вопрос о роли истории в жизни людей трудный. Я неодин месяц размышлял над ним, пока не понял, как беден был бымой внутренний мир, кругозор, как трудно было бы ориентироваться мне в жизни без знаний о прошлом. А сколько непоправимых ошибок и преступлений могли не совершить люди, вершащиеисторию, если бы хоть немного знали ее! Трагедии, случившиесяпосле революции в нашей стране, в других государствах могутповториться, если не сделать вовремя нужных выводов. А как ихсделать без изучения истории!

Я считаю, что преподавателям следовало бы посвятитьнесколько уроков только этому вопросу, а потом постоянно возвращаться к нему. А что было у нас? Большинство учеников не любило истории, считало ее второстепенным предметом. И тольконеобходимость заставляла их учить урок, вернее зубрить. Ведьисторию нужно понимать, а этому научить очень не просто. Нозато труд окупается сторицею. Успех будет только тогда, когдаучащийся научится улавливать внутреннюю связь событий, понимать закономерность исторических процессов, сравнивать, сопоставлять эпохи, извлекать из прошлого уроки на будущее. Легко заметить, что пересказать параграф сможет большинство, ноанализировать и доказать свое мнение - лишь единицы.

Подобное происходило и с картой. Требовали умения работать с ней, знания номенклатуры, но ведь карту учат постоянно,годами. А мы работали с ней урывками, от случая к случаю. Тоже и с заучиванием дат. Ученики умудрялись путать не толькодесятилетия, но и столетия. А ведь ясно, что все даты не запомнишь. Их следует понимать и чувствовать, когда, в какоевремя могло произойти то или иное событие.

Мне думается, что было бы очень полезно, если бы на уроках истории чаще пользовались примерами из литературы, привлекали знания по естественным наукам. Они ведь так могли пригодиться на уроках, посвященных культуре и науке.

Конечно, бывали у нас по-настоящему интересные, запоминающиеся уроки. Мне особенно нравилось, когда показывали фильмы,водили на экскурсии, зачитывали подлинники документов, приносили предметы старины. Конечно, таких уроков было меньшинство. Я знаю, что учителя загружены. Но порой даже один новый факт, упоминание об интересной статье или книге могутскрасить занятие.

Мне вспоминается один из уроков, когда молодая учительница принесла очень красивый крест работы семнадцатого века. Всеочень оживились. Но она неверно истолковала нашу радость.Разве вы, ребята, не понимаете, что монахи заставляли насильно мастеров работать на церковь?. Было это еще до нового отношения к религии и церкви. У меня сразу пропал всякий интерес. Разве может не понимать учитель, проучившись пять лет винституте, что люди средневековья искренне верили в Христа исчитали за честь работать для церкви? Разве создали бы своишедевры художники Возрождения, не будучи убежденными в святости своего дела? Чтобы научить учеников любить историю, надопрежде всего самому знать и любить ее!

Хотелось бы еще добавить об экзамене. Мне думается, оннужен. Я слышал, что в некоторых странах дети учатся не по одному, а по нескольким учебникам истории, сравнивая точки зрения. Скорее бы наши ученые создали правдивые и интересные книги!

Можно было бы еще бесконечно говорить об этом близком мнепредмете, но для меня сейчас важнее другое. Как добиться, чтобы мои будущие ученики любили и понимали историю?

Скачать архив с текстом документа