Иван Алексеевич Бунин

СОДЕРЖАНИЕ: Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина. Тематика и проблематика, художественное своеобразие его произведений. Разбор произведений (Господин из Сан-Франциско, Деревня и др). Бунин - переводчик.

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953 г.)

Русским классиком рубежа двух столетий назвал Бунина К. Федин, выступая в 1954 г. на Втором Всесоюзном съезде писателей, Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века.

Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение дворянских гнезд, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно художник пишет и о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души. Литературная деятельность Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия, молодой писатель в таких рассказах, как Кастрюк, На чужой стороне, На хуторе и других, рисует безысходную нищету крестьянства. В рассказе На край света /1894 г./ автор рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков. Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни.

Происходит знакомство с Чеховым, Горьким.

В эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму /размытая фабула, создание музыкального, ритмического рисунка/. Так в рассказе Антоновские яблоки /1900 г./ показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым дворянским гнездам. На страницах возникают красивые картины, овеянные чувством любви к родине, утверждающее счастье слияния человека с природой.

И все-таки социальные проблемы не исчезают в его произведениях. Вот бывший николаевский солдат Мелитон /Мелитон/, которого прогнали плетьми сквозь строй, потерявший семью. В рассказах Руда, Эпитафия, Новая дорога встают картины голода, нищеты и разорения деревни. Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план, на первый план выходят вечные темы: величие жизни и смерти, неувядающая красота природы /Туман, Тишина/. По этому поводу /О листопаде/. Горький писал: Люблю я отдыхать душою на том красивом, в котором вложено вечное, хотя и не приятного мне возмущения жизнью, нет сегодняшнего дня, чем я по преимуществу живу...

В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: Вернулся к тому, к чему вы советовали вернуться, - к повести о деревне /рассказ Деревня/. Деревенская жизнь дана через восприятия братьев Тихона и Кузьмы расовых. Кузьма хочет учиться, затем пишет о жизни, о лености русского народа. Тихон - крупный кулак, беспощадно расправляется с крестьянским волнением.

У автора заметно сочетание безотрадной картины жизни деревни с неверием в творческие силы народа, нет просвета в будущее народа. Но он правдиво показывает в Деревне косность, грубость, отрицательные, тяжелые стороны деревенского быта, которые были результатом векового угнетения. В этом сила повести. Это заметил Горький: Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле. Дорога благородная скорбь, мучителен страх за нее, и все это ново. Так еще не писали. Деревня - одно из лучших произведений русской прозы начала XX века.

В 1911-13 гг. он все шире охватывает различные стороны русской действительности: и вырождение дворянства /Суходол, Последнее свидание/, и уродливость мещанского быта /Хорошая жизнь, Чаша жизни/, и тему любви, которая часто бывает пагубной /Игнат, При дороге/. В обширном цикле рассказов о крестьянстве /Веселый двор, Будни, Жертва и другие/ писатель продолжает тему Деревни.

В повести Суходол решительно пересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих дворянских гнезд. Идея кровного единения поместного дворянства и народа в повести Суходол сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними.

Протест против фальшивой буржуазной морали заметен в рассказах Братья, Господин из Сан-Франциско. В рассказе Братья /написан после поездки на Цейлон/ даны образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого туземца - рикши, влюбленного в девушку­туземку. Конец плачевен: девушка попадаете дом терпимости, герой кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы приносят разрушение и смерть.

В рассказе Господин из Сан-Франциско писатель не дает имени герою. Американский миллионер, всю жизнь истративший в погоне за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на Атлантиде, роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Но все ничтожно перед смертью. В гостинице на Капри внезапно он умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой обратно отправляют на пароход. Бунин показал, что господин из Сан-Франциско /новый человек со старым сердцем, по выражению Бунина/ принадлежит к лику тех, которые ценой нищеты и гибели многих тысяч людей приобрели миллионы и теперь пьют дорогие ликеры и курят дорогие гаванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. Только один капитан корабля знает, что это нанятые влюбленные, за деньги играющие в любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни богатых и людей из народа. Образы тружеников овеяны теплотой и любовью /коридорный Луиджи, лодочник Лоренцо, горцы­волынщики/, они противостоят аморальному и лживому миру сытых. Но он осуждает этот мир с тех же отвлеченных позиций, что и в рассказе Братья.

Ужасам войны Бунин противопоставляет красоту и вечную силу любви - единой и непреходящий ценности /Грамматика любви/. Но иногда и любовь несет обреченность и гибель /Сын, Сны Ганга, Легкое дыхание/. После 1917 года Бунин оказался в эмиграции.

В Париже пишет цикл рассказов Темные аллеи. Особенно привлекательны женские образы. Любовь - высочайшее счартье, но она бывает недолговечна и непрочна, любовь бывает одинокой, заброшенной /Холодная осень, Париж, На чужбине/.

Роман Жизнь Арсеньева /1924-28 гг./ написан на автобиографическом материале /тема родины, природа, любовь, жизнь и смерть/. 3десь порой поэтизируется прошлое монархической России.

Героическая война России с фашистской Германией волновала художника, он любил свою родину.

Бунин близок Чехову, писал русские новеллы. Он мастер детали, великолепный пейзажист. В отличие от Куприна, Бунин не стремился к острозанимательным сюжетам, его отличает лиризм рассказа. Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. В 80-90- х гг. любимой темой стихов была природа /Листопад/. Вот образ осени, тихой вдовой вступающей в лесные хоромы:

Лес, тoчнo терем расписной,

Лиловый, золотой, бaгpяный,

Веселой пестрою толпой

Стоит нaд светлою поляной.

Появлялись и декадентские мотивы, но ненадолго. Гражданские стихи Джордано Бруно, Ормузд, Пустошь и другие. Даны реалистичные картины деревенского и усадебного быта, с сочувствием очерчены образы простых людей /Пахарь, Сенокос, На Плющихе, Песня/. Бунин был превосходным переводчиком /Каин и Манфред Байрона, Крымские сонеты Мицкевича, Песня о Гайавате Лонгфелло; переводы из Шевченко - Завещание. Для нас важна высокая поэтическая культура Бунина, его владение сокровищами русского языка, высокий лиризм его художественных образов, совершенство форм его произведений.

Скачать архив с текстом документа