Издержки производства в условиях неопределенности

СОДЕРЖАНИЕ: Экономическая сущность и виды издержек производства. Психологические основы принятия решений в условиях неопределенности. Пути повышения эффективности использования издержек производства в условиях неопределенности примере ОАО Татнефть и его филиалов.

Оглавление

Введение

1. Экономическая сущность издержек производства. Виды издержек производства

2. Тенденции изменения издержек производства в условиях неопределенности

3. Пути повышения эффективности использования издержек производства в условиях неопределенности

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В одной и той же местности все выгоды и невыгоды различных применений труда и капитала должны быть совершенно равны или постоянно клониться к равенству. Если бы в данной местности нашлось такое применение для труда и капитала, которое было бы очевидным образом более или менее выгодно, чем остальные, то туда нахлынуло бы в первом случае и оттуда схлынуло бы во втором случае столько людей, что в скором времени его выгоды снова оказались бы на одном уровне с другими занятиями. Рост неопределенности внешней среды, ужесточение конкурентной борьбы, значительное насыщение рынка, повышение требовательности со стороны потребителей к создаваемым благам приводят производителя к необходимости финансирования затрат [2, c. 223]. Каждая отрасль имеет свои особенности, но в большинстве случаев злой рок неопределенности кое-что значит, хотя и не очень много: в ряде случаев, чтобы побудить человека затратить известную сумму, нужна цена, несколько превышающая среднюю, если последняя представляет собой среднюю от резко различающихся и неопределенных результатов [10, c. 89]. Явное изложение неявных предпосылок теоретических рассуждений означает объяснение проблемы издержек, отсутствие которых и составляет главное различие между реально существующей экономической системой и той, что представлена в теоретических разработках. Феномен «неопределенность», чье наличие или отсутствие оказывается наиболее важным фактором, определяющим фундаментальное различие между условиями, которые приходится принимать в теории, и теми, которые фактически имеют место.

Цель выполненной курсовой работы заключается в развитии и углублении и согласовании различных научных подходов и преодолении фрагментации научного знания в данной области. В работе обоснуем, что в деятельности современного производителя производственные издержки стали определяющим условием его жизнеобеспечения и фактором повышения конкурентоспособности.

Актуальность данной темы связана с тем, что издержки ввергают производителя в окупаемые затраты, что в условиях неопределенности создает крайне неблагоприятную экономическую ситуацию, так как восполнение финансовых потерь в данном случае может оказаться весьма отдаленным по времени, или вовсе невозможным. Актуальность, недостаточная разработанность, теоретическая и практическая значимость проблемы экономических издержек производства в условиях неопределенности обусловили выбор темы, постановку цели нашей курсовой работы.


1. Экономическая сущность издержек производства. Виды

издержек производства

Экономическая сущность издержек производства. Издержки производства – выраженные в денежной форме совокупность затрат живого труда и материальных средств на изготовление продукции или услуг [3].

Издержки производства включают в себя затраты предприятия на:

- приобретение средств производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, электроэнергии, оборудования и так далее), включающие в себя материальные затраты;

- оплату труда работников производства;

- проценты за краткосрочные кредиты для финансирования текущего оборота средств;

- амортизационные отчисления.

Издержки производства – это затраты, обусловленные выпуском продукции. Экономические издержки состоят из внешних (явных, бухгалтерских) и внутренних. Внешние издержки – это денежные расходы на оплату ресурсов, купленных у других фирм и отраженных в бухгалтерских книгах. Внутренние (неявные, скрытые) состоят из неоплаченных затрат фирмы из-за использования принадлежащих ей ресурсов, и нормальной прибыли или факторного дохода предпринимательства [16].

Различают разные виды производственных издержек. В процессе производства издержки делятся на общие, постоянные, переменные, средние, предельные.

- Постоянные издержки – это издержки, величина которых прямо не зависит от изменения объема производства (амортизация, зарплата администрации и так далее).

- Переменные издержки – это издержки, величина которых прямо зависит от изменения объема производства (затраты сырья, материалов, зарплата производственных рабочих).

- дополнительные издержки – это внешние эффекты (экстерналии) или выгоды, не получившие отражения в ценах; ситуация когда последствия деятельности двух участников договора касаются третьих лиц. Объясним данные издержки на конкретном примере. Фабриканты, особенно в отраслях, связанных с производством мебели и готового платья, а также розничные торговцы почти любыми товарами часто считают выгодным использовать некоторые из своих товаров в целях рекламы других и делать на первые меньшие, а на вторые большие начисления, чем те, которые соответствовали бы их фактической доле в дополнительных издержках. К первой группе они относят товары столь стандартные и столь широко потребляемые, что почти все покупатели хорошо знают им цену, а ко второй категории - товары, приобретая которые покупатели думают больше о том, чтобы удовлетворить свою прихоть, чем о том, чтобы купить по самой выгодной цене [2, c. 85].

- Общие издержки – это сумма постоянных и переменных издержек.

- Средние издержки – это общие издержки, которые приходятся на производство одной единицы продукции.

- Предельные издержки (МС) – это издержки, которые приходятся на производство дополнительной единицы продукции. В экономической теории предполагается, что действия государства являются следствием решений, принимаемых гражданами и государственными служащими, которые учитывают свои предельные издержки и предельные выгоды, связанные с альтернативными видами действий.

- Транcакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Трансакционные издержки нашли свое отражение в теориях издержек неопределенности (внешнее производство) и издержек внутренней координации производственных процессов [13], специфических активов, несовершенных контрактов, прав собственности и других. Пределы расширения фирмы обосновываются институциональной теорией запретительным ростом издержек управления и контроля. Когда фирма становится чрезмерно большой, ее трансакционные издержки равны нулю, зато резко возрастают внутрифирменные издержки. С позиции права собственности фирма трактуется как пучок прав собственности на набор материальных и нематериальных активов, причем владелец (собственник) обладает правом окончательного контроля над их использованием и определяет варианты применения в случаях, не конфликтующих с контрактами.

Издержки как обоснование. При экономическом анализе особенно легко ошибиться человеку неподготовленному, так как у издержек обычно имеется не только экономический, но и этический, и политический аспекты. Многие люди, по-видимому, верят, что продавцы имеют право возместить свои издержки, не имеют права устанавливать цену, существенно превышающую издержки, и почти наверняка преследуют какие-то нечестные цели, если устанавливают цену ниже издержек. Такая система взглядов, в которой издержки выполняют функцию обоснования, проникла даже в наши законы. Например, законодательный контроль над ценами обычно допускает увеличение цены при повышении издержек, но не разрешает никакого роста цен, который не был бы обоснован более высокими издержками. Иностранные фирмы, продающие свою продукцию в Соединенных Штатах, могут быть наказаны за «демпинг», если государственное учреждение установит, что они продавали свою продукцию в этой стране по ценам «ниже издержек». В подобных обстоятельствах, когда издержки становятся оправданием, а не подлинной причиной решения, все утверждения относительно издержек следует подвергать особой проверке. Увеличение спроса на любое благо повысит затраты на приобретение этого блага лишь постольку, поскольку оно не вызовет роста величины предложения. Или, если взглянуть с другой стороны, возросший спрос не повысит цену блага лишь в той мере, в какой реакция поставщиков сделает доступными большие количества этого блага. Реакция поставщиков будет зависеть от предельных затрат на переброску ресурсов из сфер их нынешнего приложения в производство того блага, на которое увеличился спрос.

Рассмотрим специфику снижения издержек на предприятиях (в организациях) России. Общепринятым сегодня является тезис о том, что автоматизация, помогая наладить учет, способствует также снижению издержек. В общем случае это верно, как верно и то, что, помимо применения информационных технологий, имеется немало способов сократить нерациональные потери и уменьшить неоправданные убытки в период неопределенности.

Однако пока далеко не каждый руководитель задумывался о том, что, встав на этот путь, надо идти до конца, и даже использование информационных технологий может таить в себе «скрытые резервы», подлежащие оптимизации. Нет нужды говорить, что применение информационных технологий в торговле сегодня практически неотвратимо. Все знают и о том, что это недешевое «удовольствие»: помимо серьезных единовременных затрат на покупку техники и программного обеспечения, развертывание системы автоматизации, на предприятие ложится необходимость ее поддержки, сопровождения и развития. Если речь идет о торговой сети, пусть даже небольших магазинов, то, как правило, сложно обойтись здесь без целого штата сотрудников информационных технологий: несколько человек в центральном офисе и хотя бы по одному в каждой торговой точке. В обязанности такого сотрудника, если речь идет о продовольственном магазине, входит ежедневное обновление прайс-листов на кассовых терминалах, весах, отслеживание технических неполадок и прочие. Однако даже учитывая тот факт, что здесь требуется специалист средней квалификации (с соответствующим окладом – около $300-350), эти затраты для сети магазинов вырастают пропорционально их количеству в весьма заметную сумму. Кроме того, понятно, что отдача от технического сотрудника среднего уровня также будет средней – для устранения серьезных неполадок все равно придется вызывать специалиста из центрального офиса или фирмы-поставщика. Не следует забывать и о том, что в подобных случаях обязательно возникает проблема с мотивацией такого технического персонала – ведь работа на этой позиции весьма однообразна (сформировать и загрузить информацию в кассы, весы, принтеры, мобильные терминалы, выгрузить ее, при необходимости отослать в центральный офис и тому подобное), перспектив карьерного роста, как правило, нет. Это приводит либо к постоянной текучести кадров на этой позиции, нехватке таких сотрудников, либо к весьма низкому уровню квалификации. И то, и другое – прямые убытки. Но даже наличие сотрудника нужного уровня от этого не гарантирует – в магазинах небольших и средних размеров ему не удается обеспечить полную рабочую нагрузку.

Говоря о непроизводительных затратах, нельзя забывать и о следующем: при обычных технологиях работы загрузка информации, например, в весы, требует 5-10 минут времени, в течение которого весы не работают. При наличии в магазине нескольких весов такие ежедневные простои становятся весьма заметными (и, соответственно, затратными). Можно подсчитать также, сколько времени занимает формирование и снятие с каждого POS-терминала кассовых отчетов, их консолидация (если в магазине несколько кассовых машин) и передача в центральный офис (для торговой сети).

Вот они, «скрытые резервы», которые таятся даже в технологиях автоматизации. Всех вышеперечисленных затрат сегодня можно избежать, и сделать это помогут те же информационные технологии, причем с одновременным улучшением качества обслуживания оборудования – в первую очередь, за счет новых решений. Речь идет о сетевых информационных технологиях, когда используются не только возможности локальных сетей (объединяющих компьютеры в одном помещении), но и технологии для удаленной работы в территориально распределенных точках (например, в торговых сетях), позволяющие передавать информацию и/или управлять работой оборудования на расстоянии. Высокая скорость прогресса в этой отрасли позволяет производителям существенно снижать цены на соответствующие решения с сетевым интерфейсом. За последние пять лет стоимость такого оборудования снизилась в несколько раз, и сейчас оно доступно даже средним российским предприятиям. В результате сегодня появляется экономическая целесообразность внедрения таких решений, в частности, для сетей с торговыми предприятиями среднего и небольшого размера.

Что же мы получаем в результате? Исключаются затраты на рабочее место, компьютер и специалиста для загрузки. Кроме того, сокращается время простоя оборудования, так как современные сетевые весы, терминалы и так далее обычно позволяют проводить обмен информацией в фоновом режиме (то есть весы могут взвешивать во время считывания отчетов или загрузки в них новой информации).

Рассмотрим вопрос о том, где и как целесообразно применять технологии удаленной работы. Разумеется, в первую очередь, это торговые сети с централизованным управлением, для которых характерна территориальная распределенность объектов. Однако для разных типов сетей и разных форматов магазинов, в них входящих, технологии удаленного управления будут иметь свои особенности.

Так, для сети крупных супермаркетов с большим ассортиментом и зачастую с самостоятельной для каждого магазина ценовой политикой оперативный обмен информацией (ежедневная загрузка прайс-листов в весы, кассы, мобильные терминалы), как правило, производится на месте (в магазине), так как объем ее достаточно велик и частота обновления такова, что есть возможность обеспечить полную рабочую нагрузку специального сотрудника. Однако здесь будут интересны и выгодны централизованные возможности удаленного сопровождения оборудования, его диагностики, позволяющие планировать обслуживание и профилактический ремонт техники, оперативно реагировать на сбои и поломки. Кроме того, с помощью дистанционных технологий здесь можно проводить каталогизацию оборудования – для торговых сетей с большим количеством техники это тоже важная задача.

А вот для сети небольших магазинов или минимаркетов с 1-2 кассами, 3-4 весами и соответствующим ассортиментом разумнее использовать полный набор возможностей удаленного управления – и сопровождение, и дистанционный обмен информацией. Тогда здесь действительно можно обойтись без выделенных для этого в каждом магазине компьютеров и сотрудников, а усилия команды квалифицированных инженеров и программистов в центральном офисе направить на организацию удаленной работы. Внедрение инноваций – очень распространенный способ снижения издержек, применяемый в различных отраслях промышленности.

2. Тенденции изменения издержек производства в условиях

неопределенности

Рассмотрим сначала психологические основы принятия решений в условиях неопределенности. При этом важно определить как человек, высший менеджер, принимает решение в условиях неопределенности. Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. Многие не любят этот этап, пытаются избежать его или переложить на другого, так как в ходе данного этапа принимающий решение вынужден брать на себя определённые обязательства.

Хороший анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: учет прошлого опыта, проведение эксперимента, исследование и анализ. Однако учёт прошлого опыта может помочь не всегда: опыт - прошлый, а ситуация – новая. Проведение эксперимента может обойтись очень дорого. На его проведение скорее всего уйдёт довольно много времени и после окончания эксперимента время для принятия решения может быть упущено. Кроме того, в экономике проводить эксперименты довольно затруднительно вследствие уникальности каждой ситуации.

Наиболее общий и, возможно, наиболее эффективный метод – исследование и анализ. Он предусматривает решение проблемы на основе поиска взаимосвязей между наиболее возможными её переменными, ограничениями и основами, которые рассматриваются по отношению к поставленным целям. Метод также предусматривает разложение проблемы на части и изучение каждой из них. Важным инструментом метода является разработка и проигрывание различных моделей решений с использованием количественных методов и ЭВМ.

Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценки). На практике эти этапы трудно разделить, так как они представляют собой разные уровни одного процесса анализа, но используют разные методы. На первом этапе стратегии создаются – нужно создать как можно больше стратегий. На втором – стратегии дорабатываются до уровня адекватности цели и формируется общая стратегия. На третьем – анализируются альтернативы в рамках общей стратегии, которая наполняется конкретным содержанием.

Анализ задачи принятия решений в условиях неопределённости требует от человека, принимающего решение:

- должен быть список доступных ему возможностей сбора информации, экспериментирования и действий;

- составить список возможных событий;

- определить в какой последовательности по времени располагаются события, в исходе которых содержится доступная ему информация, и те последовательные действия, которые он может предпринять;

- решить насколько ему нравятся последствия различных доступных ему действий;

- оценить шансы каждого конкретного неопределённого события.

Вообще говоря, существуют две основные разновидности решений в зависимости от вида проблем. Рутинные или повторяющиеся проблемы относятся к категории структурированных, а возможности и кризис – к категории неструктурированных. Соответственно для структурированных проблем требуются программированные решения, для неструктурированных – непрограммированные. Программированные решения осуществляются средним и низшим уровнем менеджмента в условиях определенности, непрограммированные (фактически это стратегические решения) – высшим руководством в условиях неопределённости.

Готовность человека действовать в условиях неопределённости проявляется там, где субъект относительно свободен от планов и схем. При этом возможна инверсия личностной склонности к риску в показатель «рискованности/осторожности» стратегий многоэтапных решений: «рисковые» по личностному тесту субъекты могут проявлять самые осторожные стратегии, усиливая самоконтроль в субъективно более неопределённой ситуации. Причём, как ни странно, люди принимают во внимание только две переменные: субъективную вероятность проигрыша и величину проигрыша. Зато величина выигрыша не оказывает никакого влияния на восприятие неопределённости.

При принятии решений в условиях неопределённости очень важно принять решение своевременно. С одной стороны, если затянуть с выбором, то можно пропустить момент и тогда фирма уже будет находиться за точкой стратегического воздействия. С другой стороны, при спешке с принятием решения возникает опасность необдуманности решений.

Итак, при принятии решений в условиях неопределённости на первое место выходят не разумные обоснования, а интуиция и субъективные предпочтения. «В результате опросов, проведённых в Германии в начале 90-х годов, выяснено, что 30% принимаемых решений менеджеры рационально обосновать не могут. Эффективность этих решений определяется зачастую опытом и интуицией». Не используется в этих случаях и планирование: «Корпоративное планирование мертво и вскоре будет похоронено,» – заявляет Барри Пирсон. Эндрю Гроув, топ-менеджер одной из ведущих мировых корпораций, вообще, по-видимому, принимает решения на основе паранои.

Тем не менее и в условиях неопределённости можно принять более-менее обоснованное решение. Для этого необходимо перевести ситуацию неопределённости в ситуацию субъективного риска. «Если вам необходимо принять решение и перед вами лично стоит некоторая конкретная задача, требующая практических действий, то свои субъективные ощущения относительно встречающихся в ней неопределённостей просто необходимо сформулировать в терминах субъективных вероятностей и использовать эти вероятности при анализе своей задачи и выборе действия, которое вам необходимо предпринять».

Перевод ситуации неопределённости в ситуацию субъективного риска можно продемонстрировать на следующем примере. Пусть снова в одной комнате стоят два вида урн: одни урны только с чёрными шарами, другие – только с красными. Таким образом, вероятность вытянуть из урны первого типа чёрный шар, а из урны второго типа красный шар равна одному. На каждом уровне висит хорошо различимая метка, указывающая тип урны. В другой комнате находится человек, не знающий количества урн каждого типа в комнате. На некоторое время дверь в комнату с урнами приоткрывают, и человек может видеть урны с метками, но не может успеть посчитать точное количество урн каждого типа. Таким образом, он не знает вероятностей выноса урны того или другого типа и находится в условиях неопределённости. Пусть ему предлагают сыграть: если человек вытягивает чёрный шар, то он получает N рублей, в противном случае – платит. Когда ему выносят урну с оторванной меткой, он знает вероятность вытащить чёрный шар из урны конкретного типа (из первого типа – 1, из второго – 0), но не знает вероятности выноса урны первого типа. Тогда этому человеку дают ещё одну урну (калибровочную), в которой находится один чёрный шар и 9 красных и предлагают тянуть шар на выбор из любой урны. Если человек предпочитает тянуть из первой урны, то ему предлагают другую калибровочную урну с 2 чёрными шарами и 8 красными и т.д. Предположим, когда в калибровочной урне находится 8 чёрных и 2 красных шара, человек предпочитает тянуть шар из неё. Это будет означать, что он оценивает вероятность выноса урны первого типа (с чёрными шарами) в 70-80%. При 8 чёрных шарах в калибровочной урне для человека вероятность вытащить чёрный шар сравнивается с субъективной вероятностью выноса урны первого типа.

Таким образом, хотя фактически человек находится в условиях неопределённости (он не знает настоящей вероятности выноса урны того или иного типа), он переводит её для себя в ситуацию субъективного риска, присваивая некоторым событиям определённые вероятности на основе своих субъективных ощущений. А для ситуаций риска разработаны более формализованные методики выбора среди конкурирующих альтернатив, что психологически для человека облегчает выбор, поскольку теперь он принимает решение не только на основе собственного усмотрения, но и на основе каких-то научных разработок. Однако и в этом случае человек всё-таки определяет исход принятия решения, так как именно он присваивает вероятность наступления определённых событий. И делает он это на основе своего субъективного мнения. Поэтому при принятии решений в условиях неопределённости ключевое значение имеет опыт, квалификация и интуиция менеджера, осуществляющего выбор экономической стратегии фирмы.

Издержки производства в условиях неопределенности

К издержкам, принимаемым в условиях риска, относятся такие издержки, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого возможного результата можно определить. Вероятность определяется в промежутке от 0 до 1 и представляет собой степень возможности совершения данного события. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.

Риск – это действие рыночного субъекта в условиях выбора при неопределённости (измеримой и неизмеримой) конечных результатов, когда событие недостоверно.

Риск издержек производства может быть различным. В экономике различают несколько типов риска: страховой, валютный, кредитный и другие. В зависимости от типа риска, вероятность его можно определить математическими и статистическими методами.

Наиболее желательный способ определения вероятности - объективность. Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта. Вероятность может быть объективно определена, если поступит достаточно релевантной информации для того, чтобы прогноз оказался статистически достоверным. Во многих случаях организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности. В таком случае часто руководители используют суждения о возможности совершения альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью.

Современные компании не сталкиваются с одним каким-то самым значимым риском в своей деятельности, утверждают специалисты Protivity Inc., мирового лидера в постановке системы управления рисками на предприятиях. Спектр негативных событий, угрожающих не только прибыльности, но и самому существованию компании, очень широк. «Для любого крупного предприятия возможные потери от этих рисков составляют несколько сотен тысяч или даже миллионы долларов. Наступление некоторых из рисковых событий вообще может привести к прекращению деятельности предприятия», - утверждает Андрей Степанов, старший менеджер отдела управления рисками предприятий (ERS) компании Deloitte. Но неопределенность, с одной стороны, таит в себе риск, а с другой - открывает новые возможности. Она может привести как к снижению, так и к увеличению стоимости предприятия. Выявление шансов и угроз (будущих или имеющих место сегодня) - главная задача системы управления рисками.

Как бы ни была построена эта система, ответственность за ее функционирование и принятие соответствующих решений на любом предприятии является компетенцией менеджмента.

- Неопределенность – под воздействием множества случайных факторов, фактические условия в которых действуют на предприятия, могут сильно отличаться от предполагавшихся, поэтому, чтобы оценить степень воздействия таких изменений и скорректировать действия предприятия необходим специальный механизм.

- Предупреждение возникновения кризисных ситуаций – для деятельности фирмы необходим механизм отслеживания и своевременного предупреждения негативных тенденций в окружающей среде, позволяющий своевременно фиксировать ошибки в планировании и прогнозировании затрат и исправить их прежде, чем они помешают достижению поставленных целей.

- Поддержание успеха – контроль издержек способен оценить не только негативные, но и позитивные тенденции. В результате руководитель может избрать наиболее эффективные и перспективные направления деятельности и скорректировать планы с учетом использования благоприятных возможностей.

Изменение издержек производства в условиях неопределенности.

Неопределенность - это сумма обстоятельств, которые можно предвидеть заранее, но нельзя определить насколько существенно они повлияют на итоговые показатели деятельности. Данный фактор часто вообще не учитывается при оценке рисков, но его влияние на результаты деятельности может быть довольно значительным [22, c. 64].

В качестве примера можно привести ситуацию, сложившуюся зимой в порту Санкт-Петербурга, когда сильные морозы довольно долгое время не позволяли судам войти в порт. Неотправленные контейнеры, недополученное сырье, издержки, убытки, остановленные производства. Конечно, менеджерам и логистам организаций, получающим или отправляющим грузы в порту Санкт-Петербурга, известно, что зимой в России холодно и ледовая обстановка в Финском заливе может быть сложной, но чтобы настолько. Для одной из московских кондитерских компаний в этом случае влияние неопределенности погодных условий, то есть пребывание в порт морских судов с грузом в момент морозов усилилось фактором неопределенности - отсутствием страховых запасов сырья на производственных складах Москвы.

Очевидно, что наличие неопределенностей в рыночной среде является фактом обыденной жизни. В рыночной экономике существует множество разнообразных неопределенностей. Наличие неопределенности изменения цены товара вытекает из самой сути рынка. Чем больше амплитуда колебаний цен на сырьевой товар и чем менее она предсказуема, тем выше возможность крупных потерь или выигрышей при продаже или покупке товара в будущем. Чем большую долю в прибыли предприятия или в издержках производства составляет выручка/затраты на сырье, тем выше риск, которому подвергается предприятие.

Сами затраты на осуществление стратегии хеджирования также могут быть весьма значительными. Какая часть производства, торговли, потребления хеджируется зависит, в основном, от уровня дохода, который предприятие хочет гарантировать себе. Кроме того, размер этой части зависит от того, насколько представляются надежными имеющиеся в распоряжении средства оценки уровня риска (фундаментальное соотношение спроса и предложения, технический анализ и «психологические» факторы); а также от того, каковы взаимоотношения с торговыми партнерами и каково положение самих партнеров; и еще от ряда особых условий (например, структура сбыта для данного вида сырья; приемлемый уровень цены; затраты, связанные с использованием инструментов управления риском; эластичность производства или потребления).

На рынках сырья, материалов и комплектующих существуют различные методы управления неопределенностями, а именно:

- стабилизационные программы и фонды (на национальном уровне или уровне отдельных компаний);

- маркетинговые стратегии, определяющие сроки продаж и закупок;

- долгосрочные контракты с фиксированными ценами;

- форвардные контракты;

- использование биржевых и внебиржевых фьючерсов и опционов для хеджирования;

- операции «своп», а также кредиты и облигации, «привязанные» к ценам на сырье.

Использование различных инструментов управления не является взаимоисключающим риском: какие конкретно инструменты выбрать и как их сочетать будет зависеть от избранной стратегии.

Следует представлять себе затраты и риски как две переменные в континууме: уменьшение одной составляющей часто происходит за счет увеличения другой. Компания может увеличить свои риски, пытаясь снизить затраты, потому что в системе мало альтернативных вариантов, но это вовсе не означает, что риски увеличились в результате неосмотрительности. Если, конечно, перед тем, как сделать этот шаг, управленческой командой компании не была проанализирована производственно-логистическая цепочка. По мнению многих специалистов по оценке рисков, производственно-логистическая цепочка становится более нестабильной, если компания фокусирует свое внимание лишь на уменьшении издержек. Так, в ситуации с поиском дешевой рабочей силы по всему миру, компания не оценивает множество рисков, которые могут возникнуть в результате такого подхода.

Подходящим способом работы с издержками можно назвать тот, при котором издержки не были бы все время в центре внимания. Таким образом, идея состоит не в том, чтобы уменьшать резервы до минимальных объемов. Запасы предоставляют защиту от непредвиденных событий. Держать незначительное количество запасов на складе можно только в том случае, если менеджеры компании умеют делать хорошие прогнозы и умело управлять процессом. Некоторые компании уменьшают запасы вне зависимости от их способностей прогнозировать или управлять. Результатом отсутствия опыта прогнозирования становится значительное увеличение корпоративных рисков. Нельзя игнорировать риски только потому, что дать им количественную оценку невозможно. Например, каковы издержки нарушений в цепочке производства и доставки товаров, приведших к полному израсходованию запасов? Это не только потеря в объемах продаж, которые можно без труда подсчитать, это также потеря клиентов. Без преувеличения можно сказать, что риск появления разочарованных клиентов является вопросом жизни и смерти для компании.

3. Пути повышения эффективности использования издержек

производства в условиях неопределенности

Этот вопрос можно показать на примере ОАО «Татнефть» и его дочерних обществ, являющейся одной из крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний России по показателям добычи нефти и объемам доказанных нефтяных запасов. Компания является открытым акционерным обществом, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Головной офис расположен в городе Альметьевске республики Татарстан. Основными видами деятельности Группы являются: исследование и разработка нефтяных месторождений, добыча нефти, производство нефтепродуктов и дальнейшая реализация нефти и нефтепродуктов. Группа также расширяет деятельность в сфере переработки нефти, производства нефтепродуктов и продуктов нефтехимии.

На динамику и результат деятельности Группы оказали влияние различные факторы, анализ которых приведен ниже.

- Цены на нефть и нефтепродукты.

Цена, по которой данной компанией продается нефть и нефтепродукты, является основным фактором, определяющим выручку.

Рост цен в первом полугодии 2008г. происходил на фоне растущего влияния геополитических факторов, что дополнительно усиливалось спекулятивными настроениями на финансовых рынках. Продолжающиеся колебания курса американского доллара и опасения падения предложения на рынке нефти также способствовали росту цен. Во втором полугодии 2008г. отмечались существенные колебания цен на нефть: цена достигала как своего минимального (144,2 долл./барр. в начале июля), так и своего максимального значения. В конце декабря 2008г. на рынке нефти наблюдались самые резкие колебания котировок за всю историю торгов. Мировой финансовый кризис отбросил стоимость нефти до минимального значения за двенадцать месяцев (33,6 долл./барр. в конце декабря).

В России не существует независимых или унифицированных рыночных цен на нефть, в основном вследствие того, что значительная часть сырой нефти, предназначенная для продажи в России, производится вертикально интегрированными российскими нефтяными компаниями и перерабатывается этими же компаниями. Нефть, которая не экспортируется из России, не перерабатывается производителями и не была продана на других рынках, предлагается для продажи на внутреннем рынке по ценам, определяемым на основе отдельных соглашений.

Из этого можно сделать вывод, что для данной компании издержкой являются внешние факторы, определяющие цену на нефть и соответственно доходы Группы. А также на этот фактор влияют условия рынка.

- Транспортировка сырой нефти и нефтепродуктов.

Так как основные регионы нефтедобычи в России удалены от основных рынков сбыта нефти и нефтепродуктов, нефтяные компании зависят от степени развитости транспортной инфраструктуры, а также от возможности доступа к ней. В связи с этим стоимость транспортировки нефти и нефтепродуктов является важным фактором, влияющим на операционные и финансовые результаты Татнефти. Группа транспортирует значительную часть сырой нефти, которую продает на экспорт и внутренний рынок, по системе магистральных трубопроводов в России, принадлежащих компании «Транснефть».

Транспортировка сырой нефти основана на контрактах с «Транснефть» и ее дочерними структурами, в которых сформулированы основные обязательства между сторонами, включая право «Транснефть» смешивать или замещать нефть Компании нефтью других производителей. Сырая нефть, принадлежащая Группе, смешивается в трубопроводе «Транснефть» с сырой нефтью различного качества других производителей для получения экспортной марки, известной как «Юралс». Группа выигрывает от данного смешивания, так как качество нефти Группы в целом ниже качества нефти, производимой другими нефтяными компаниями, из-за относительно высокого содержания серы.

Значительная часть нефти и нефтепродуктов, транспортируемая по нефтепроводу, доставляется к морским портам для дальнейшей транспортировки морем. Российские нефтяные морские терминалы имеют существенные ограничения, связанные с географическим положением, погодными условиями, или пропускной способностью портов. Однако, правительство, а также частные инвесторы выделяют денежные средства для улучшения портовых устройств и оборудования.

«Транснефть» устанавливает тарифы и получает оплату на условиях предоплаты за внутренние поставки в рублях и за экспортные поставки в долларах США. Федеральная служба по тарифам («ФСТ») уполномочена периодически пересматривать и устанавливать тарифные ставки, применяемые для каждого участка трубопровода. Величина тарифа зависит от направления транспортировки, объема поставки, расстояния до пункта назначения, а также некоторых других факторов. ФСТ пересматривает тарифы не реже одного раза в год.

Из сказанного выше следует, что темпы инфляции и изменения обменного курса иностранной валюты являются условиями неопределенности для данной компании. Значительную долю доходов, Группа получает в долларах США от продаж нефти и нефтепродуктов на экспорт. Операционные затраты Группы, в основном, производятся в рублях. Соответственно, относительные колебания рублевой инфляции и обменного курса рубля к доллару США могут в значительной степени влиять на результаты деятельности Группы. Например, на операционную маржу в большинстве случаев негативно влияет укрепление рубля относительно доллара США, так как это приводит к большему росту затрат относительно доходов. Исторически сложилось, что Группа не использует финансовые инструменты для хеджирования изменений обменного курса иностранной валюты.

В настоящее время рубль не является конвертируемой валютой за пределами Содружества Независимых Государств. Ограничения и контроль над операциями, связанными с конвертацией рубля в другие валюты, существуют до сих пор.

Налогообложение

Группа выплачивает различные виды налогов, которые значительно влияют на результаты ее деятельности. Российская налоговая система подвергается постоянным изменениям и различным интерпретациям. Дополнительно к налогу на прибыль Группа выплачивает следующие виды налогов:

- налог на добычу полезных ископаемых;

- экспортные пошлины;

- акцизы на нефтепродукты;

- налог на добавленную стоимость;

- налог на имущество;

- земельный налог;

- транспортный налог;

- прочие местные налоги и сборы;

- штрафы и проценты по налогам.

Кроме этого, Группа начисляет расходы по налогам по заработной плате, которые учтены как расходы по заработной плате.

В 2008г. ставки налогов, применяемых для налогообложения нефтяных компаний, значительно увеличились по сравнению с предыдущим годом. Налог на добычу полезных ископаемых увеличился на 35%, средняя ставка экспортной пошлины на сырую нефть - на 72%, средняя ставка экспортной пошлины на нефтепродукты – на 66%.

Увеличение налога на добычу полезных ископаемых в 2008г. объясняется увеличением средней цены на нефть марки «Юралс» на 35%, частично компенсированное уменьшением среднего обменного курса доллара США к рублю на 3% за год, закончившийся 31 декабря 2008г. по сравнению с годом, закончившимся 31 декабря 2007г. Величина акцизов на нефтепродукты осталась на том же уровне, что и в 2007г.

Расходы и прочие вычеты

Операционные расходы. Операционные расходы включают в себя следующие виды расходов:

- расходы на добычу нефти;

- расходы на производство продуктов нефтехимии;

- прочие операционные расходы.

Основные виды операционных расходов включают в себя следующие основные категории: извлечение нефти из пластов, затраты по очистке и переработке нефти, себестоимость производства продуктов нефтехимии, расходы на материалы кроме нефти и газа и прочие прямые расходы.

Расходы на добычу нефти. Расходы Группы на добычу состоят из расходов на добычу нефти и газа, понесенные подразделениями и дочерними предприятиями Компании, добывающими нефть и газ. Они включают в себя расходы на текущий ремонт добывающего оборудования, заработную плату, расходы на искусственную стимуляцию пластов, затраты на топливо и электричество, товары и материалы, используемые при производстве нефти и газа и прочие подобные расходы.

Затраты подразделений и дочерних предприятий Компании, связанные с реализацией товаров и услуг (таких как электричество, отопление, и так далее), которые не имеют отношения к основному виду деятельности. Начисленные обязательства, связанные с окончанием срока использования активов, и изменение запасов нефти и нефтепродуктов были исключены из состава затрат на добычу нефти и вошли в состав прочих операционных расходов.

Расходы на добычу нефти составили 155 руб./барр. в 2008г., по сравнению с 120 руб./барр. в 2007г. Увеличение на 29,1% обусловлено преимущественно повышением стоимости услуг по эксплуатации оборудования, ремонта и тарифов на электричество.

Затраты на производство продуктов нефтехимии. Затраты на производство продуктов нефтехимии преимущественно состоят из затрат на материалы, заработную плату, текущий ремонт и электричество, потребляемое в процессе производства продуктов нефтехимии. Затраты на производство продуктов нефтехимии увеличились на 0,7 % и составили 18 415 млн. руб. в 2008г., что связано с ростом тарифов на электричество, заработной платы и затрат на ремонт. Данное увеличение было относительно незначительным в связи с более низким объемом производства шин и прочих продуктов нефтехимии в 2008г. по сравнению с прошлым годом.

Прочие операционные расходы включают в себя начисленные обязательства, связанные с окончанием срока использования активов, изменение запасов нефти и нефтепродуктов, а также себестоимость прочих услуг, товаров и материалов, не связанных с производством нефти и газа. Прочие операционные расходы уменьшились до 18 763 млн. руб., или на 2,1% по сравнению с 2007г. за счет снижения затрат на прочие услуги. Также, прочие операционные расходы в 2008г. включали часть переоценки пенсионных обязательств Группы своим сотрудникам на сумму 855 млн. руб.

Затраты на геологоразведочные работы состоят из затрат на поисково-разведочное бурение, геологических и геофизических затрат, и затрат на содержание и сохранение неразработанных месторождений. Затраты на геологоразведочные работы увеличились до 3 770 млн. руб. в 2008г. по сравнению с 1 577 млн. руб. в 2007г., в результате первичной консолидации разведочных компаний в соответствии с положениями FIN 46R. В результате их деятельности пока не обнаружены запасы сырой нефти или газа. Инвестиции в данные компании ранее учитывались методом долевого участия. Накопленные убытки данных компаний были отражены в финансовой отчетности Группы за 2008г. в сумме 1 455 млн. руб.

Транспортные расходы. Транспортные расходы связаны с доставкой нефти собственно Компанией и покупной нефти и нефтепродуктов, возникающие, в основном, при транспортировке нефти покупателям через нефтепроводы Транснефти. В 2008г. транспортные расходы увеличились на 37,1% и составили 11 556 млн. руб. по сравнению с 8 431 млн. руб. в 2007г. в результате увеличения транспортных тарифов.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы. Некоторые категории коммерческих, общехозяйственных и административных расходов являются фиксированными и не связаны непосредственно с производством. К ним относятся расходы на заработную плату, общие производственные расходы, страхование, расходы на рекламу, расходы по опционам, расходы на юридические, аудиторские, консультационные услуги, расходы на благотворительность и прочие расходы, включая резерв по сомнительным долгам. В 2008г. коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 14 222 млн. руб. и составили 36 571 млн. руб. по сравнению с 2007г., что связано с отражением резерва по сомнительным долгам, созданного на дебиторскую задолженность, относящуюся к продажам сырой нефти в Украину до октября 2007г. на сумму 10 786 млн. руб. Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы в 2008г. включали часть переоценки пенсионных обязательств Группы своему руководству на сумму 803 млн. руб.

Убытки от выбытия и снижения стоимости основных средств и финансовых вложений. Убытки от выбытия и снижения стоимости основных средств и финансовых вложений в 2008г. составили 1 684 млн. руб. по сравнению с 5 253 млн. руб. в 2007г.

В 2008г. убытки включали следующие разовые корректировки:

- снижение стоимости в сумме 2 587 млн. руб, в соответствии с положениями стандарта SFAS 144 ОПБУ США, долгосрочных активов ОАО ЛДС-1000, владельца и оператора хоккейной арены в городе Казань, приобретенного в апреле 2006г.;

- резерв под обесцененивание, связанный с косвенными инвестициями в ЗАО «Укртатнафта» в сумме 2 004 млн. руб.;

- списание невозвратного долга не связанной с Группой компании, находящейся в процессе ликвидации в сумме 960 млн. руб.;

- накопленные убытки компании в нефтехимическом сегменте, первично консолидированной в отчетность Группы, в сумме 689 млн. руб.

Налоги, кроме налога на прибыль. В 2008г. налоги, кроме налога на прибыль увеличились на 48,5% и составили 217 271 млн. руб. по сравнению с 146 299 млн. руб. в 2007г. Увеличение обусловлено повышением экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, которые привязаны к рыночной цене на нефть, что было частично компенсировано введением дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых. В 2008г. по сравнению с 2007г. экспортные пошлины увеличились на 60%, в то время как увеличение установленной ставки экспортной пошлины произошло на 72%. Налог на добычу полезных ископаемых Группы увеличился на 33,1%, в то время как установленная ставка налога на добычу полезных ископаемых увеличилась на 35%. Расходы на акцизы увеличились до 328 млн. руб. по сравнению с 300 млн. руб. в соответствующем периоде 2007г., что произошло в результате увеличения производства и продажи на внутреннем рынке налогооблагаемых видов нефтепродуктов (преимущественно дизельного топлива и бензина). Прочие налоги включают земельный налог и невозмещаемый НДС.

С 1 января 2007 года расчет базовой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых был пересмотрен в сторону предоставления льготы для месторождений, у которых коэффициент выработанности составляет 80% и более, как определено по Российской классификации запасов и ресурсов. По новым правилам Компания получает льготу в размере 3,5% на месторождение за каждый процент выработанности, превышающий 80%. Поскольку, Ромашкинское месторождение самое большое месторождение Компании, вместе с некоторыми другими месторождениями, истощено более чем на 80%, Компания получила льготу по налогу на добычу полезных ископаемых за 2008г. в размере 8,3 млрд. руб.

С апреля 2008г., Компания применила нулевую ставку по налогу на добычу полезных ископаемых для сверхвязкой нефти, добытой на Ашальчинском и Мордово-Кармальском месторождениях, в результате чего в 2008 году налоговые льготы составили приблизительно 57 млн. руб.

Расходы на содержание социальной инфраструктуры и передачу объектов социальной сферы. Расходы на содержание социальной инфраструктуры связаны со строительством и содержанием жилья, школ, объектов культурно-оздоровительного назначения Республики Татарстан. В 2008г. расходы на содержание социальной инфраструктуры и передачу объектов социальной сферы выросли до 4 258 млн. руб. по сравнению с 2 340 млн. руб. в 2007г., что связано с выбытием медицинского актива Группы, относящегося к социальной сфере, на сумму 1 379 млн. руб.

Прочие убытки. Группа понесла убытки от финансовых вложений, учитываемых по методу долевого участия, которые составили 9 556 млн. руб. в 2008г. по сравнению с 5 789 млн. руб. доходов в 2007г., в результате увеличения доли в убытках IPCG Фонда в размере 9 470 млн. руб. в 2008г. по сравнению с долей в прибыли в размере 4 545 млн. руб. в 2007 году.

В 2008г. убыток по курсовым разницам увеличился до 6 135 млн. руб. по сравнению с 2 623 млн. руб. в 2007г., что связано со снижением среднего обменного курса российского рубля по отношению к доллару США в 2008г. по сравнению с 2007 г. Данный убыток в основном был понесен в результате убытка по курсовым разницам в сумме 6 582 млн. руб. по банковскому займу, деноминированному в долларах США, в соответствии с долгосрочным соглашением на строительство ТАНЕКО комплекса нефтеперерабатывающего и нефтехимического заводов.

Прочие убытки, нетто, в 2008г. составили 3 531 млн. руб. по сравнению с 4 млн. руб. прочих убытков, нетто в 2007г., что преимущественно связано с реализованными убытками по операциям с торговыми ценными бумагами.

Количественные и качественные данные о риске на рынке

Компания подвержена рыночному риску, связанному с изменениями как обменного курса иностранных валют, так и процентных ставок; валютному риску – в связи с тем, что расходы номинированы в иностранной валюте, а также риску, связанному с изменениями процентных ставок, которые могут затронуть стоимость финансирования. Не используются финансовые инструменты (такие как форвардные валютные контракты, валютные опционы, процентные свопы и соглашения о будущей процентной ставке) для управления этими рыночными рисками. Кроме того, компания не владеет и не выпускает производные и другие финансовые инструменты для целей торговли на фондовом рынке.

Риск изменения ставки процента

Группа подвержена процентному риску в отношении задолженности, на которую проценты начисляются по плавающей ставке и в меньшей степени на задолженность по фиксированной ставке. По состоянию на 31декабря 2008г. задолженность по кредитам составляла примерно 50 624 млн. руб., из которых примерно на 3 819 млн. руб. проценты начислялись по фиксированной ставке, а на 46 805 млн. руб. проценты начислялись по плавающей ставке, определяемой исходя из ЛИБОР для депозитов в долларах США.

Компания производит заимствования для поддержания корпоративных целей, включая капитальные затраты и потребность в оборотных средствах. Повышение плавающей ставки приводит к увеличению стоимости новых заимствований и процентной ставки по непогашенным заимствованиям с переменной ставкой. Изменения процентной ставки могут также привести к значительным изменениям рыночной стоимости долговых обязательств. Однако, зависимость от уменьшения размера процентных ставок и соответствующего увеличения рыночной стоимости долгового портфеля, оказала бы неблагоприятное воздействие на результаты только в той мере в какой Группа решила бы выкупить или каким-то иным образом погасить весь или часть портфеля долгов с фиксированной ставкой по ценам выше балансовой стоимости.

Валютный риск

Основной валютный риск связан с изменениями стоимости рубля по отношению к доллару США. На 31 декабря 2008г. задолженность примерно на сумму 49 825 млн. руб. была деноминирована в долларах США (из общей суммы нашей задолженности в размере около 50 624 млн. руб. по состоянию на указанную дату). Обесценение стоимости рубля по отношению к доллару США приводит к увеличению рублевого эквивалента расходов и издержек, номинированных в иностранной валюте, а также стоимость обязательств по обслуживанию задолженности, выраженной в иностранной валюте. Обесценивание рубля по отношению к доллару США также приводит к курсовым убыткам в связи с ростом рублевого эквивалента валютной задолженности. По мнению Компании, риски, связанные с валютной позицией, уменьшаются в связи с тем, что значительная часть выручки деноминирована в долларах США, а потому в большей степени соответствует валютным издержкам и обязательствам по обслуживанию задолженности. Кроме того, сумма дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2008г., составляющая 10 913 млн. руб., также была выражена в долларах США и способствовала снижению зависимости от колебаний курсов иностранных валют. По состоянию на 31 декабря 2008г. стоимость рубля по отношению к доллару США увеличилась примерно на 19,7% с 31 декабря 2007г. В 2008г. Группа отразила чистый убыток по курсовым разницам, в размере 6 135 млн. рублей[25].

Риск, связанный с товарными ценами

Практически вся нефть и нефтепродукты реализуются на спотовом рынке или в соответствии с краткосрочными контрактами по ценам, отражающим конъюнктуру рынка. Рыночные цены при экспортной реализации нефти и нефтепродуктов зависят от динамики сделок на рынке товарных фьючерсов. Средние цены продаж могут отличаться от рыночных цен в результате неравномерного распределения объемов в течение всего периода, различий в качестве, условий поставки, отличающихся от справочных цен, различных условиях на местных рынках и других факторов. Цены внутреннего рынка в целом следуют за динамикой цен мирового рынка, но отличаются изменчивостью, обусловленной характером российского рынка. Компания не применяет каких-либо производных финансовых инструментов для хеджирования своего производства в целях уменьшения своей подверженности ценовому риску.

Таким образом, основными путями повышения эффективности использования издержек производства в условиях неопределенности можно считать следующее:

- Осуществление дальнейшего интегрирования Группы с другими производителями нефти в рамках проекта «Юралс», что будет способствовать повышению качества сырой нефти Группы «Татнефть» за счет понижения в ней содержания серы.

- Привлечение к использованию ранее неиспользуемых финансовых инструментов для управления рыночными рисками.

- Повышение объема использования средств информационных технологий для интенсификации Группы «Татнефть».

Указанное выше будет способствовать успешному преодолению Группой ситуации неопределенности и кризисных явлений в отечественной и мировой экономике.


Заключение

Уточнены понятия «неопределенность» и «риск». Дано авторское определение риска. Риск – это действие рыночного субъекта в условиях выбора при неопределённости конечных результатов, когда событие недостоверно.

Нынешняя нестабильная экономическая ситуация делает тему рисков особенно актуальной для руководителей производственных предприятий, сталкивающихся сегодня с целым «букетом» негативных факторов - нестабильностью поставок, неплатежами клиентов, сложностями с привлечением кредитных ресурсов и так далее. Аспекты управления рисками на производственных предприятиях нами рассмотрены.

Ключевая роль в принятии решений в условиях неопределённости принадлежит человеку – высшему менеджеру. В процессе выбора он должен учитывать психологические особенности принятия решений в условиях неопределённости.

Ввиду особой важности выбора экономической стратегии фирмы и особой сложности принятия решений в условиях неопределённости менеджер должен обладать высокой квалификацией, опытом и интуицией и максимально их использовать при принятии стратегических решений в условиях неопределённости. Следует представлять себе затраты и риски как две переменные в континууме: уменьшение одной составляющей часто происходит за счет увеличения другой.

Специалисты отмечают, что из-за того, что сегодня, когда в сложных экономических условиях компании стараются применять принципы бережливого производства, ущерб от проблем в цепочках становится более ощутимым. «Резерв» в цепочке производства и распределения в первую очередь относится к непроданным товарам и запасам сырья и материалов.

Конечно, большая часть положений данной работы носит концептуальный и дискуссионный характер. Однако, по моему мнению, проблема издержек производства в условиях неопределенности имеет столь важное научное и практическое значение, что заслуживает более глубокого и детального исследования для решения задач устойчивого развития российской экономики и ее хозяйствующих субъектов. Теоретические положения, рассмотренные в работе получили широкое развитие в различных прикладных науках по теориям организации и управления производством и предприятиями, в которых проблемы издержек занимают видное место как фактор, обеспечивающий конкурентоспособность, устойчивость и выживаемость фирм в нестабильной рыночной среде. Данной проблеме в современный период посвящается большое число публикаций и научных исследований, в том числе дискуссионного характера, что свидетельствует об актуальности и важности выбранной темы.


Список использованной литературы

1. Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия. – М.: «Экономика». 1999. – 1055с.

2. Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Наука, 1992. – 572 с.

3. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 1999. – 895 с.

4. Валитов Ш.М. Анализ конкурентоспособности промышленности РТ и оценка перспектив ее развития // Экономический вестник РТ. – 2009. – №1

5. Beчкaнoв Г.C. Издержки производства// Центр креативных технологий. – 2008. – 5 с.

6. Врублевский Н.Д. Управленческий учет издержек производства: теория и практика Издательство: Финансы и статистика, 2002. – 352 с.

7. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика-1,2 Издательство: Дашков и Ко, 2009. – 936 с.

8. Колодняя Г.В. Роль трансакционных издержек в деятельности современной фирмы // Экономические науки. – 2008. № 3 (40)

9. Лозовский Л.Ш. Словарь аудитора и бухгалтера. – М., 2003

10. Маршал А. Принципы экономической науки., том II. Перевод с английского. – М., Издательская группа «Прогресс», 1993. – 312 с.

11. Маматказин А.Р. Издержки управления и эффективность организаций Вестник УГТУ-УПИ, 2008, № 1. – с. 12-17

12. Мескон М. Основы менеджмента / М.: Дело, 2002. – 648 с.

13. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Перевод с английского – М.: Дело, 2003. – с. 360.

14. Нельсон Р. Эволюционная экономическая теория/ Уинтер. – М.: Дело, 2001. – 536 с.

15. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е издание, переработанное и дополненное – М., 2006, 512 с.

16. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия.-М.: ИНФРА-М, 2008. – 826 с.

17. Хангин Г.И. Обзор экономического положения России в I квартале 2009 г. // ЭКО. – 2009. – №7 (421)

18. Хасанов М.Ф. Методика оценки регионального предпринимательского риска // Экономический вестник РТ. – 2009. – №2

19. Чангли Д.Ф., Хисматуллин Д.И. Об управлении производственными затратами на предприятии.// Бухгалтерский учет № 2, 2008

20. Черемушкин С.В. Отрицательные денежные потоки и премия за риск // Финансы и кредит. – 2009. – №28 (364)

21. Шарапов А.Р. Исследование инвестиционного потенциала региональной экономической системы в условиях неопределенности // Экономический вестник РТ. – 2008. – №5

22. Шкалаберда Я.Л. Неопределённость, риск и асимметрия информации в рыночной экономике // Экономические науки . – 2008. – № 8 (45).

23. Шишкин А.Ф. Экономика: учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2007. – 767 с.

24. «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (ПБУ 5/01).

25. OAO ТАТНЕФТЬ: Анализ руководством финансового состояния и результатов деятельности за годы, закончившиеся 31 декабря 2008 и 2007 гг. / Мониторинг компании.

Скачать архив с текстом документа