Изображение новых людей в произведениях Тургенева и Чернышевского
СОДЕРЖАНИЕ: Практически всех крупных русских писателей волновала судьба передового человека своего времени. Эта тема нашла свое отражение в романе Тургенева Отцы и дети и в романе Чернышевского Что делать?.Изображение новых людей в произведениях Тургенева и Чернышевского
Практически всех крупных русских писателей волновала судьба передового человека своего времени. Эта тема нашла свое отражение в романе Тургенева Отцы и дети и в романе Чернышевского Что делать?.
Главные герои этих произведений представляют новый тип передовой молодежи. По социальному происхождению Базаров, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна - типичные разночинцы. Все они с детства приучены к труду, в жизни они привыкли полагаться только на собственные силы. Так, Чернышевский рассказывает о своих героях: Лопухов с очень ранней молодости, почти с детства, добывал деньги на свое содержание; Кирсанов с 12 лет помогал отцу в переписывании бумаг, с IV класса гимназии тоже давал уже уроки. Оба грудью, без связей, без знакомств пролагали себе дорогу. Тургенев ничего не рассказывает о студенческих годах Базарова, но ...надо полагать, - писал Герцен, - что то была жизнь бедная, трудовая, тяжелая... Евгений Васильевич содержал себя... собственными трудами, перебивался копеечными уроками и в то же время находил возможность готовить себя к будущей деятельности. Базарову и новым людям присуще стремление к образованию, к изучению естественных наук.
В романе Что делать? не только Лопухов и Кирсанов занимаются медициной, но и Вера Павловна. Базаров также уделяет много времени естественным наукам. Он часами просиживает за своим микроскопом, ставит опыты. Аркадий говорит о Базарове: Главный предмет его - естественные науки. Базаров отрицает красоту природы, искусство, любовь. Он говорит Аркадию: Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Новые люди, в отличие от Базарова, чувствовали красоту природы, признавали существование любви. Многие взгляды Базарова, вследствие их примитивности, были начисто разбиты самой жизнью.
Так, после знакомства с Одинцовой в нем пробуждается настоящее поэтическое чувство. Но даже любовь к Одинцовой не смогла заставить Базарова отказаться от своих взглядов. Для него убеждения важнее, чем любовь. Такое отношение к любви сближает Базарова с Рахметовым, который приносит любовь в жертву своему делу. Рахметов - человек умный, образованный, обладающий железной волей. В отличие от Базарова и новых людей, он был из фамилии, известной с XIII века, то есть одной из древнейших не только у нас, айв целой Европе.
Но, несмотря на свое происхождение, Рахметов был гораздо ближе к народу, чем Базаров. Рахметов много путешествовал по России, знакомился с жизнью народа, даже работал вместе с бурлаками, которые за выносливость и силу прозвали его Никитушкой Ломовым. Про Базарова же крестьяне говорили: Известно, барин: разве он что понимает? Базаров, так же как Рахметов, понимал необходимость преобразований в жизни общества и выступал за революционный путь. Мы драться хотим, - говорит он Аркадию. Однако программы преобразований у Базарова не было. Он оказался просто нигилистом.
Базаров считает, что его миссия состоит только в том, чтобы место расчистить. Рахметов и новые люди знали, за что они борются, представляли себе основные черты общества будущего. Новые люди даже стремились перенести некоторые из них в настоящее. Таковы были их семейные отношения и устройство мастерских Верой Павловной. Отсутствие окончательной цели у Базарова сделало догматичными его суждения. Он практически никогда не отстаивал своей точки зрения, не пытался доказать правильность своих выводов. Свое утверждение он считал неопровержимой истиной, и лишь сама жизнь могла заставить Базарова усомниться в этом.
Например, утверждение Базарова: Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным - выглядит несколько догматично. У новых людей оно выдвигается как теория разумного эгоизма, которую Лопухов излагает Вере Павловне: ...человек действует по необходимости, его действия определяются влияниями, под которыми происходят (...) влияния берут верх над другими, когда поступок имеет житейскую важность, эти побуждения называются выводами, игра их в человеке - соображением выгод... поэтому человек всегда действует по расчету выгод.
Отсутствие окончательной цели у Базарова, жизненная несостоятельность его взглядов лишали его будущего. Это автор подчеркивает с помощью художественных средств. Так, Базаров одинок, у него нет друзей, которые полностью разделяли бы его взгляды. Нелепая смерть героя также не вытекает из логики романа. Герцен писал, что Тургенев не знал, что делать с Базаровым, и уморил его тифусом. Чернышевский же, в отличие от Тургенева, изображает людей, за которыми будущее. Он пишет, что число новых людей постоянно растет и что их деятельность уже приносит определенные результаты.
Такая разница в изображении героев и их взглядов объясняется тем, что Тургенев отразил в своем романе начальный период разночинно-демократического движения. Базарову не суждена победа, так как он стоит еще в преддверии будущего, и этим Тургенев объясняет причину его гибели. Чернышевский описывает движение шестидесятых годов, он рисует образы новых людей с безоговорочным сочувствием, без тех внутренних противоречий, которые были характерны для отношения к нигилизму автора Отцов и детей.