К написанию курсовой работы по методике преподавания биологии

СОДЕРЖАНИЕ: Курсовая работа по методике преподавания биологии должна показать, насколько глубоко студент овладел теоретическими знаниями, умением пользоваться научной литературой, критически и творчески подходить к избранной теме

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ

Курсовая работа по методике преподавания биологии – самостоятельное творческое исследование, посвященное актуальным вопросам методики преподавания биологии. При ее написании важно опираться на знания, полученные при изучении теоретических курсов. Курсовая работа способствует более сознательному овладению психологическими, педагогическими и методическими знаниями, умениями и навыками, формирует интерес к научно-педагогическим исследованиям, помогает освоению их методик, вырабатывает навыки самостоятельной творческой работы. Курсовая работа по методике преподавания биологии должна показать, насколько глубоко студент овладел теоретическими знаниями, умением пользоваться научной литературой, критически и творчески подходить к избранной теме.

Таким образом, задачи курсовой работы состоят в следующем:

углубление психологических, педагогических и методических знаний студента по интересующей его проблеме;

выработка умения применять свои теоретические знания при решении конкретного вопроса;

овладение навыками научно-исследовательской работы.

Из предложенных тем студент может выбрать одну после тщательного ознакомления со всей тематикой. В ходе выполнения курсовой работы избранную тему с разрешения научного руководителя можно конкретизировать и видоизменять в соответствии с собранным материалом.

Работа над курсовой работой проходит по следующим этапам :

I – работа с литературой. Изучение литературы следует вести в соответствии с задачами и планом выбранной темы. Изучение литературы рекомендуется начинать с книг и статей общего характера.

II – экспериментальная часть работы. Исходя из задач исследования, следует выбирать методы и конкретные методики исследования. В соответствии с методиками исследования готовятся все необходимые материалы ( бланки протоколов, иллюстративный материал, таблицы и т.д.), отбираются испытуемые, составляется план педагогического эксперимента. С помощью выбранных методик следует проводить констатирующие исследования. Все результаты протоколируются и подвергаются качественному и количественному анализу.

III – оформление курсовой работы и ее защита. Наиболее распространена следующая структура:

Введение , в котором объясняется выбор темы, раскрываются ее актуальность , значимость , определяются объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи исследования, выдвигается гипотеза .

Основное содержание работы . Разделение по главам определяется теми вопросами по изучаемой проблеме, которые подвергаются обсуждению.

Первая глава , как правило, теоретическая. В ней обсуждаются вопросы, связанные с понятийным аппаратом, обсуждаются различные точки зрения на проблему, формулируется позиция автора.

Вторая глава посвящается экспериментальным исследованиям данной проблемы. Обсуждается выбор методов и конкретных методик, описывается ход проведения эксперимента, представляются основные результаты, их качественный и количественный анализ.

Главы могут быть разделены на параграфы.

Заключение , в котором описываются результаты работы, формулируются выводы и практические рекомендации

Список использованной литературы (в алфавитном порядке).

Приложение в виде протоколов, рисунков, анкет, графиков и т.д.

Объем работы должен составлять 20-25 страниц. Открывается курсовая работа титульным листом, на котором необходимо указать:

- где выполнена работа;

- ее название;

- фамилия, имя, отчество исполнителя работы;

- специальность, курс, группу;

- фамилию, имя, отчество, ученую степень и звание научного руководителя;

- время и место выполнения курсовой работы.

На следующей странице дается оглавление, которое оформляется следующим образом:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение .. ……. ……………………. ……………………………стр..

Глава I. .. ………………………………………………………………

§ 1. …………………………………………………………………

§ 2. ………………………………………………………………..

Глава II. ……………………………………………………………………

§1. …………………………………………………………………

§ 2. …………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………

Литература ……………………………………………………………….

Приложение ………………………………………………………………

Пример оформления списка литературы в конце работы:

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.

2. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе// Вопр. психологии, 1976, №6. – с. 45-53.

3. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

Если в тексте работы используется цитата, то рядом с ней в скобках указывается порядковый номер источника из списка литературы и № страницы. Например, « Типы активности человека – это характерные для него способы соединения личностью внешних и внутренних тенденций жизни, превращения их в движущие силы своей жизни» (1, с.41 ).

Тематика

курсовых работ по теории и методике обучения биологии

По методике преподавания ботаники

1. Развитие познавательного интереса учащихся к ботанике.

2. Методика работы учащихся VT и VII классов с учебником ботаники.

3. Методические особенности применения наглядности на уроках ботаники.

4. Методика проведения уроков по одной из тем ботаники в VI и VII классах.

5. Методика проверки знаний и умений учащихся на уроках ботаники.

6. Роль ученических тетрадей в усвоении и закреплении знаний.

7. Особенности методики проведения ботанических экскурсий с учащимися VI и VII классов.

8. Организация опытов и наблюдений учащихся за растениями в природных условиях.

9. Организация самостоятельной работы учащихся по ботанике в уголке живой природы школы и дома.

10. Опыт школ по изготовлению учащимися наглядных пособий по ботанике.

11. Наблюдения учащихся над комнатными растениями.

12. Организация фенологических наблюдений учащихся за сезонными изменениями в жизни растений.

13. Методика организации и проведения внеклассных мероприятий по ботанике.

14. Особенности работы учителя-биолога в пионерском лагере, в лагере труда и отдыха.

15. Развитие основных ботанических понятий в школьном курсе (линия Н.И. Сонина).

16. Развитие основных ботанических понятий в школьном курсе (линия И.Н. Пономаревой).

17. Развитие основных ботанических понятий в школьном курсе (линия В.В. Пасечника).

18. Развитие основных ботанических понятий в школьном курсе (учебник В.А.Корчагикой).

19. Эстетическое воспитание учащихся в процессе преподавания ботаники.

20. Проблемные вопросы и проблемные ситуации в процессе преподавания ботаники.

21. Использование мультимедийных методов в курсе биологии 6 (6-7) кл.

По методике преподавания зоологии

22. Формирование диалектико-материалистических взглядов учащихся в процессе преподавания зоологии.

23. Использование зоологических объектов природного окружения школы на уроках зоологии.

24. Особенности изучения темы Членистоногие в курсе зоологии (сравнить разные линии учебников).

25. Организация и проведение зоологических экскурсий.

26. Организация работ учащихся по зоологии в уголке живой природы.

27. Изготовление учащимися наглядных пособий по курсу зоологии.

28. Методика проведения фенологических наблюдений за животными в природе.

29. Организация и проведение занятий с кружком юных зоологов.

30. Организация и проведение массовых внеклассных мероприятий по зоологии.

31. Эстетическое воспитание учащихся в процессе преподавания зоологии.

32. Методика содержания в кабинете беспозвоночных животных.

33. Методика содержания в кабинете позвоночных животных.

34. Использование мультимедийных методов в курсе биологии 7 (7-8 кл.)

По методике преподавания общей биологии

35. Методика изучения темы Основы эволюционной теории.

36. Методика изучения темы Развитие органического мира.

37. Методика изучения темы Происхождение человека.

38. Методика изучения темы Основы цитологии.

39. Методика изучения взаимоотношений организма и среды в курсе общей биологии.

40. Методика применения натуральных видов наглядности при изучении темы Изменчивость в курсе общей биологии.

41. Методика осуществления межпредметных связей в курсе общей биологии.

42. Экскурсии в связи с изучением общей биологии.

43. Постановка опытов над животными и растениями по общей биологии.

44. Внеклассная природоохранительная работа по общей биологии.

45. Использование мультимедийных методов в курсе общей биологии.

По общей методике преподавания биологии

46. Организация и методика проведения внеклассных мероприятий по биологии.

47. Эстетическое воспитание учащихся средствами природы

48. Типы уроков по биологии и их эффективность.

49. Методика организации и проведения натуралистической работы в школе

50. Методика проведения фенологических наблюдений в природе.

51. Организация и проведение массовых внеклассных мероприятий по биологии.

52. Использование мультимедийных методов в школьном курсе биологии.

53. Методика формирования основных биологических понятий в курсе биологии.

54. Методика проведения обобщающих интегрированных уроков (по разным разделами школьного курса).

55. Использование игрового подхода (имитационных игр) в преподавании разных разделов и тем школьного курса.

Скачать архив с текстом документа