Качество жизни сельских граждан и планирование устойчивого развития территорий Черноземья
СОДЕРЖАНИЕ: Аналитика Политика Качество жизни сельских граждан и планирование устойчивого развития территорий Черноземья Одной из традиционных болевых точек экономики России являются сельские поселения. Жизнь в этих местах, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Можно ли эту ситуацию исправить? Что для этого нужно? Какую роль здесь могут сыграть долгосрочные программы и планы развития территорий?Аналитика Политика
Качество жизни сельских граждан и планирование устойчивого развития территорий Черноземья
Одной из традиционных болевых точек экономики России являются сельские поселения. Жизнь в этих местах, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Можно ли эту ситуацию исправить? Что для этого нужно? Какую роль здесь могут сыграть долгосрочные программы и планы развития территорий?
1. Качество жизни сельских граждан. Оценки качества жизни сельских граждан если и применялись в России, то, главным образом, для того, чтобы показать глубину экономического кризиса в стране. Недостаток такого подхода состоит в том, что он формирует пессимистичный настрой в обществе. Мы полагаем, что на смену ему должна придти идея отслеживания динамики качества жизни, которая бы рассматривалась обществом как основа для организации деятельности органов власти и управления. Есть ли опыт научного обеспечения решения данной проблемы?
Ключевыми направлениями оценки качества граждан в региональных и муниципальных формированиях, на наш взгляд, являются:
1. Уровень материального обеспечения граждан.
2. Уровень жилищно-бытового обеспечения граждан.
3. Уровень социального обеспечения граждан.
4. Уровень охраны здоровья граждан.
5. Уровень образования, профессиональной компетенции, культурного развития граждан.
6. Уровень личной безопасности и правовой защищенности граждан.
7. Уровень экологической безопасности граждан.
Каждое из обозначенных направлений содержит показатели, позволяющие оценить качество управления развитием территории. Проведенный по названным выше направлениям анализ динамики показателей качества жизни по ряду сельских районов Воронежской области в целом свидетельствует о нарастании деградационных тенденций. Так, например, качество жизни граждан отдельных сельских районов Воронежской области (Рамонского, Каширского, Нижнедевицкого) по уровню материального обеспечения свидетельствует, что динамика соотношения доходов населения и прожиточного минимума сельских граждан составляет 1,1–1,5, чего, по оценкам специалистов, недостаточно для стимулирования воспроизводственных процессов. На это указывают и демографические показатели: растет заболеваемость, смертность, падает продолжительность жизни. В то время как, согласно расчетам математиков Воронежского государственного аграрного университета под руководством профессора Л.П.Яновского, порог преодоления деградационных процессов начинается с величины этого соотношения в 2,36. Невысокими являются в этих районах показатели жилищно-бытового и социального обеспечения сельских граждан, уровня охраны здоровья, образования, личной и экологической безопасности.
В последние годы в России проблеме устойчивого развития сельских территорий уделяется существенное внимание. Так, на первой всероссийской конференции (Чебоксары, 2003 г.) по этой проблеме впервые был выработан проект концепции устойчивого развития сельских территорий PФ, которая впоследствии легла в основу проекта концепции устойчивого развития сельских территорий, выработанного Минсельхозом РФ и утвержденной Правительством РФ. В этом документе заявлено триединство позиций, на которых строится понимание устойчивого развития сельских территорий.
Под устойчивым развитием сельских территорий в соответствии с этой концепцией понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель [1;2].
В принятой концепции, на наш взгляд, явно не прослеживается задача активизации привлечения собственных ресурсов развития территории (природных, интеллектуальных, человеческого капитала и других).Обеспечение устойчивого развития территории, по нашему мнению, в значительной мере опирается на организацию денежных потоков, достаточных для поддержания жизненного потенциала и развития сельской территории. При этом такая организация предполагает одновременное использование всех источников устойчивого развития: федерального и регионального финансирования, в том числе и использование возможностей инновационного и традиционного бизнеса, опирающегося на внутренние ресурсы территории [3].
Наряду с официальным существует множество взглядов на проблему устойчивого регионального развития. Мы полагаем, что современное понимание устойчивого территориального развития должно базироваться на способности территории не столько возвращаться в исходное состояние после возмущающих управленческих воздействий, сколько на приобретении другого свойства – на основе более эффективного использования собственных ресурсов переходить в новое качественное состояние, связанное, прежде всего, с неуклонным и стабильным повышением качества жизни граждан, проживающих на этой территории.
Очевидно, что устойчивость развития сельской территории тесно связана с обеспечением должного уровня материального обеспечения граждан: доходы от всех форм деятельности (зарплата, доходы личного подсобного хозяйства, доход от предпринимательской деятельности и т.д.), наличие рабочих мест, социальная поддержка. От этого коренным образом зависит и уровень жилищно-бытового и социального обеспечения. Доходы сельского населения в значительной мере определяют состояние охраны здоровья, экологической и личной безопасности. На что сельское население будет строить и оснащать жилье, лечиться, отдыхать и осуществлять поддержку своего здоровья и работоспособности? Федеральные власти постоянно призывают использовать потенциал населения в обустройстве своей жизни.
Делается это отнюдь не в популистских целях. Исследования Института социально-экономических проблем народонаселения РАН свидетельствуют, что более 60% нашего населения испытывают существенные трудности в реализации своих возможностей, поддержании здоровья, получения образования и так далее. По данным этих исследований, снижение избыточного неравенства в уровне жизни населения на 0,01% повышает темп экономического роста на 1,87%, а темп роста объема инвестиций повышается в среднем на 3,6–3,8%. Кроме того, снижение неравенства на 0,01% позволит повысить рождаемость на 2% и снизить смертность на 3%.
2. Планирование социально-экономического развития сельских территорий. Одним из инструментов обеспечения устойчивого развития является стратегическое планирование социально-экономического развития сельских муниципальных образований [3]. В российской практике разработка программ стратегического территориального планирования социально-экономического развития ведется преимущественно для городов, в то время как не меньшую актуальность имеет планирование развития сельских территориальных муниципальных формирований, где стратегический план развития территории мог бы играть роль организующего документа, нацеленного на обеспечение конкурентоспособности территории. В Воронежской области накоплен некоторый опыт научного обеспечения стратегического планирования социально-экономического развития сельского района. Здесь по заданию Главного управления экономического развития администрации Воронежской области нами разработан и практически реализуется типовой макет программы социально-экономического развития сельского муниципального образования.
В литературе стратегический план социально-экономического развития муниципального образования чаще всего рассматривается как краткий документ презентационного характера, содержащий систему мер и проектов, направленных на создание условий для реализации приоритетных функций объекта планирования. Безусловно, стратегический план выполняет функцию презентации муниципального образования, прежде всего, инвесторам. Но главная роль стратегического плана социально-экономического развития, на наш взгляд, состоит в его организующей роли.
Во-первых, представляя некую организованную комплексную систему, план заставляет специалистов и руководителей муниципального образования ежедневно думать и вносить соответствующие коррективы в цели, задачи, выявлять слабые и сильные стороны, имеющиеся угрозы и благоприятные возможности, выдвигать и формировать новые проекты и программы развития территории.
Во-вторых, план позволяет обеспечить более эффективное руководство муниципальным образованием, в силу закрепления за соответствующими руководителями конкретных стратегических направлений и мероприятий. Дело в том, что к руководству района приходят новые люди, которые в суете текущих дел долго не могут сконцентрировать внимание на перспективных проблемах района и отследить их решение. Стратегический план социально-экономического развития является тем несущим каркасом, который выполняет функцию ориентирования.
В-третьих, разработка любой хозяйственной стратегии, на наш взгляд, опирается на два фактора: видение и воля . От стратегического менеджера требуется видение конкурентной ситуации на конец планируемого периода, умение организовывать и разрабатывать проекты и программы продвижения объекта планирования к осознанным (увиденным) конечным результатам. Видение само по себе важно, но недостаточно для планируемой модернизации. Необходима воля (политическая, деловая) для реализации этих проектов и программ, создающих конкурентные преимущества объекту планирования. Без такого двуединства стратегии (видение и воля) движение к конкурентоспособности будет оставаться, как показывает опыт, на уровне благих пожеланий.
Для реализации сформулированных выше задач практикам было необходимо предоставить технологию планирования. Эта задача была выполнена разработкой Типового макета программы экономического и социального развития сельского муниципального образования на примере Рамонского района Воронежской области. Названный макет, на наш взгляд, обеспечил методологическое единство программ социально-экономического развития сельских муниципальных образований Воронежской области на уровне районов и согласование их с областной и государственной стратегией экономического и социального развития села.
Заложенная в типовом макете методология базируется на следующих принципах.
Во-первых, в основу стратегии планирования закладывается ориентация на собственные ресурсы сельского муниципального образования, опираясь на которые, муниципальное образование разрабатывает программы и проекты, обеспечивающие приток на территорию района финансовых ресурсов для реализации социальных проектов. То есть оно опирается на организацию денежных потоков, достаточных для поддержания жизненного потенциала и развития сельской территории или создания положительной динамики в этом направлении.
Во-вторых, ориентация на непрерывное отслеживание качества жизни граждан. Отсюда центральным моментом анализа состояния экономики является расчет значений ключевых показателей качества жизни населения района, выявление их динамики с тем, чтобы в ходе реализации программ и проектов стратегического плана социально-экономического развития района своевременно выявлять, насколько результативно проводимая администрацией работа влияет на рост благосостояния граждан, оправдываются ли их выборные ожидания, насколько своевременно корректируется управление районом на основе принятия соответствующих политических и экономических решений. Поэтому в разработанном типовом макете качество жизни граждан является ключевым фактором, свидетельствующим об эффективности реализуемых в сельском районе проектов и программ экономического и социального развития. Главный критерий оценки эффективности управления районом – положительная и достаточная динамика показателей качества жизни. Однако в ходе практической реализации данного типового макета по понятным соображениям (качество работы администрации можно наглядно увидеть) чиновники исключали анализ динамики качества жизни населения района.
В-третьих, непрерывное выявление и формирование конкурентных преимуществ территории и расположенных на ней экономических объектов, анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей с целью выявления стратегических направлений движения к обеспечению и поддержанию конкурентоспособности территории во временных горизонтах планирования.
В-четвертых, повышение качества и эффективности управления районом. Этот принцип реализуется:
1. Закреплением каждого стратегического направления развития района за ответственным руководителем (заместителем главы администрации) с тем, чтобы обеспечивать своевременную координацию и коррекцию в реализацию проектов и программ данного направления.
2. Отслеживанием изменений в качестве жизни населения данной сельской территории по реализации проектов и программ развития по ключевым направлениям.
Подчеркнем, что реализация типового макета наталкивалась и на другие трудности. Во-первых, работники аппарата регионального и муниципального управления не имели необходимой подготовки и практического опыта разработки прогнозов, концепций, программ стратегического характера, да с них и не требовали такого умения. Во-вторых, еще велика сила инерции, связанная с имевшим место отрицанием «романтиками-реформаторами» необходимости планового регулирования процессов устойчивого развития. В-третьих, невелик спрос на использование науки для проведения аналитических и проектных работ в области стратегического планирования социально-экономического развития сельских муниципальных образований.
Технологическая последовательность проведения прогнозно-аналитических и проектных работ по формированию плана социально-экономического развития сельского муниципального образования включает ряд разделов.
I. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ПРОГРАММЫ |
II. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ |
III. ГЛАВЫ ПРОГРАММЫ |
IV. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ |
В аналитическом разделе дается общая характеристика социально-экономического положения сельского муниципального образования:
1.1. Общая информация о сельском муниципальном образовании с данными о географическом положении, истории, природных ресурсах, численности и национальном составе населения, сельских администраций муниципального образования, основных отраслях экономики, главных транспортных магистралях.
1.2. Анализ социально-экономического положения региона за предшествующий четырехлетний период по следующим направлениям:
!--[if !supportLists]--1. !--[endif]--Анализ социально-экономического положения и состояния развития сельского муниципального образования.
1.1. Общая характеристика сельского района.
1.2. Анализ социально-экономического положения района.
1.3. Анализ ресурсов и социально-экономических потребностей сельских муниципальных образований района.
!--[if !supportLists]--2. !--[endif]--Цели, задачи, стратегические направления социально-экономического развития муниципального образования.
2.1. Анализ сильных и слабых сторон территории.
2.2. Формирование целей и стратегических направлений социально экономического развития территории.
3. Система проектов и программных мероприятий.
3.1. Программные мероприятия первого стратегического направления.
3.2. Программные мероприятия второго стратегического направления.
3.3. Программные мероприятия третьего стратегического направления.
3.4. Программные мероприятия четвертого стратегического направления.
3.5. Программные мероприятия пятого стратегического направления и т.д.
4. Оценка эффективности проектов и программных мероприятий социально-экономического развития сельского муниципального образования.
4.1. Оценка эффективности программных мероприятий каждого стратегического направления.
4.2. Прогноз эффективности реализации программы в целом.
!--[if !supportLists]--5. !--[endif]--Корректировка и ресурсное обеспечение программы.
5.1. Структура затрат по мероприятиям программы.
5.2. Основные источники и объемы финансирования по программе.
!--[if !supportLists]--6. !--[endif]--Общественная апробация программы социально-экономического развития муниципального образования.
!--[if !supportLists]--7. !--[endif]--Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
7.1. Нормативное обеспечение проектов программы.
7.2. Организационное обеспечение.
3. Макет стратегического плана социально-экономического развития сельского муниципального образования. Данный документ предполагает множество составляющих.
- демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, миграционное движение);
- социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура и т.д., занятость, уровень преступности);
- уровень (качество) жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум и потребительская корзина);
- состояние рынка, торговля;
- финансы (бюджет и налоги, внебюджетные фонды, межбюджетные отношения, финансовое положение предприятий);
- макроэкономика (объем и структура валового регионального продукта);
- отраслевая структура экономики (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, сфера услуг, связь и информатизация и т.д.);
- развитие предпринимательства;
- внешнеэкономическая деятельность;
- инвестиции (факт, тенденции);
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- состояние окружающей среды.
В данном разделе также характеризуется состояние и динамика за 4-5 лет качества жизни населения сельского района.
В разделе целевой ориентации разрабатываются стратегические задачи и направления разработки конкретных проектов и программ развития сельского муниципального образования. В основе раздела – стратегический анализ, задача которого обозначить конкурентные преимущества сельского муниципального образования по отдельным факторам в сравнении с аналогами, соседями. Необходимыми элементами такого анализа являются:
- анализ внешней среды, в которой проходит развитие сельского муниципального образования, включая экономические и социальные тенденции регионального, российского и мирового уровня;
- анализ экономико-географического положения и места сельского муниципального образования в системе расселения;
- анализ межбюджетных отношений и возможностей воздействия на их изменение;
- анализ ресурсов района, в том числе организационных;
- анализ социального потенциала, психологической готовности к переменам;
- анализ интересов основных действующих лиц – отраслевых группировок, отдельных групп населения, кланов, элит. Нужно в процессе обследования понять, кто конкретно способен поддержать стратегический план, чьи интересы могут быть затронуты в связи с реализацией отдельных направлений и проектов плана.
Например, в процессе разработки стратегии социально-экономического развития Нижнедевицкого района Воронежской области была выработана и одобрена населением района генеральная цель – повышение качества жизни жителей района, создание условий для успешной самореализации граждан. В рамках главной цели по каждому направлению повышения качества жизни граждан сформулированы конкретные параметры планируемых конечных результатов. Так, по направлению повышения уровня жилищно-бытового обеспечения эти параметры выглядят следующим образом:
Довести уровень газификации жилья до 35% .
Довести уровень канализации жилья до 38% .
Довести уровень телефонизации до 50% .
Довести обеспеченность врачами до 100% .
Довести обеспеченность младшим медицинским персоналом до 100% .
Довести наличие в семьях компьютеров до 30% .
Инструментом стратегического анализа в настоящей разработке избран SWOT-анализ. Смысл состоит в том, что, анализируя состояние сельского муниципального образования с позиций его перспективного развития, необходимо ответить на четыре вопроса:
!--[if !supportLists]--· !--[endif]--каковы сильные стороны сельского муниципального образования, каковы его преимущества в сравнении с аналогами?
!--[if !supportLists]--· !--[endif]--в чем слабые стороны, в чем сельское муниципальное образование уступает потенциальным конкурентам?
!--[if !supportLists]--· !--[endif]--какие благоприятные возможности существуют для будущего развития сельского муниципального образования?
!--[if !supportLists]--· !--[endif]--какие потенциальные опасности наиболее вероятны для него в будущем?
SWOT-анализу предшествовал анализ ресурсов района. Этот анализ велся посредством анкетирования руководства района, руководителей предприятий, специалистов и населения. Эта работа проводится в каждом поселении. Результаты опросов и анализа сводились в общую таблицу, в которой представлены все имеющиеся ресурсы района, оценка их стоимости, потребности в развитии социальной сферы села и оценка потребного финансирования в удовлетворении этой потребности, а также предложения населения, специалистов и руководства района по возможным проектам и программам использования в районе имеющегося ресурсного потенциала.
На первом шаге SWOT-анализа ситуация оценивается в статике, то есть анализируется сложившаяся на данный момент картина. Типовой набор факторов, которые должны быть проанализированы, включает: географическое положение, население, сельская среда, экология, жилищная сфера, инженерная инфраструктура, социальная инфраструктура, градообразующие отрасли.
На втором шаге рассматривалось возможное развитие событий вовне и внутри сельского муниципального образования, и выявлялись перспективные возможности и опасности. При этом принимались во внимание следующие процессы: демографические, экономические, инфраструктурные, экологические, международные, политические.
a2 style=text-indent: 35.4pt; line-height: 150%;Как строились предложения по результатам SWOT–анализа? Скажем, прохождение федеральной трассы «Дон» по территории Рамонского района Воронежской области (инженерная инфраструктура) является сильной стороной. Слабой стороной являлось отсутствие на этой трассе торговых точек (кафе, магазинов, кемпингов и т.д.), где реализовалась бы продукция предприятий района (птица, мясо, хлебобулочные изделия, керамические изделия и т.д.). В районе есть птицефабрика, фермы, сахарный завод, промышленность, народные промыслы, сады и т.д. Из этого анализа возникает очевидное предложение: рекомендовать местному бизнесу создать на этом отрезке трассы «Дон» систему продвижения продукции и услуг предприятий Рамонского района.
На основе анализа ресурсов района и SWOT-анализа вырабатываются контрольные цифры решения социальных задач, стратегические направления и система возможных проектов и программ по каждому выявленному направлению. Например, для Нижнедевицкого района таких направлений оказалось 8, в рамках которых SWOT-анализ выявил еще около 200 возможных проектов и программ:
1. Определение приоритетных товаров, обеспечивающих наибольшее потенциальное конкурентное преимущество на рынках и приток финансовых ресурсов в район.
2. Обеспечение устойчивого развития базовых отраслей экономики, нацеленных на производство приоритетных товаров (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предприятий переработки сельхозсырья и торговли).
3. Создание условий для улучшения инвестиционного климата в муниципальном образовании «Нижнедевицкий район Воронежской области».
4. Поддержка малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании.
5. Развитие рынков отдыха, оздоровления и туризма.
6. Привлечение средств федерального и областного бюджетов, предприятий и населения для развития социальной сферы и инфраструктуры Нижнедевицкого района.
7. Развитие местного сообщества на основе принципов самоуправления и построения гражданского общества.
8. Создание условий социально-экономического развития и поддержка отечественных товаропроизводителей в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации.
Следующим этапом (раздел 3 типового макета) является разработка по направлениям концепции стратегического развития района, конкретных программ и проектов, обеспечивающих привлечение средств для реализации социальных проектов, сформулированных населением района.
По каждому коммерческому и некоммерческому проекту заполняется карточка-форма, в которой отражаются все необходимые данные о проекте. На основании этих данных формируются сводные таблицы и тексты, где отражается система коммерческих и некоммерческих проектов, ресурсное обеспечение программы, делается оценка последствий реализации программы, разрабатывается механизм реализации программы, управления программой.
Для оценки необходимых преобразований используются допрограммные прогнозы бюджета района и инвестиций из всех источников его развития, которые сравниваются с данными опроса населения, руководителей сельских администраций (использовались 3 анкеты опроса), их предложениями и оценками потребных ресурсов на их реализацию. Внесение предложений населения района в план стратегического социально-экономического развития означает, что образующийся дефицит районного бюджета на реализацию проектов социального развития должен быть покрыт за счет реализации экономических программ и проектов, обеспечивающих приток в район необходимых финансовых и других материальных ресурсов.
Так, в ходе определения администрацией Рамонского района потребного финансирования обеспечения развития на период до 2006 г. оказалось, что необходимые инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 674,2 млн. руб. Эти инвестиции предназначались, прежде всего, для развития государственных и муниципальных предприятий, обеспечения ЖКХ, социальной сферы района, развития транспортных услуг и строительства дорог. Социальные проекты содержались в 184 анкетах, включающих 3808 предложений и пожеланий населения. Для реализации предложений граждан района (бани, спортивные и культовые сооружения, школы, детские сады и т.д.) потребное финансирование составило более 2 млрд. руб., в то время как бюджет района не составлял и четверти этой суммы. Это означает, что необходимо привлекать на территорию района дополнительный капитал: открывать район для инвесторов, расширять объемы производства и переработки сельхозпродукции, осуществлять проекты добычи и использования природных ресурсов района и т.д.
Для реализации конкурентных преимуществ, отработки стратегических направлений и достижения целей развития МО «Рамонский район Воронежской области» сформированы блоки программ, которые прошли экспертизу на предмет достижения запланированных параметров влияния на повышение качества жизни граждан. Эта программа обсуждалась и утверждалась депутатами муниципального совета.
Разработка стратегического плана развития сельского муниципального образования, как показывает накопленный опыт, - трудоемкая задача, требующая большого объема аналитической работы и привлечения к этой работе руководства, специалистов, бизнеса и населения района, а также соответствующего научного сопровождения. Полезность такого планирования состоит, прежде всего, в повышении компетентности, качества и эффективности управления социально-экономическим развитием территории.
Разработанный и кратко описанный в данной статье типовой макет был экспериментально использован при разработке стратегических программ экономического и социального развития Рамонского, Нижнедевицкого и Каширского районов и по настоящее время применяется в других районах Воронежской области, хотя и в усеченном варианте с сокрытием динамики качества жизни граждан от принимаемых управленческих и программных решений.
Литература
1. Скрынник Е. Устойчивое развитие сельских территорий – важнейшая цель государственной агропродовольственной политики Российской Федерации// «АПК: экономика, управление», 2009, №11.
2. Механизмы устойчивого сельского развития. В 2-х частях. Методическое пособие. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003.
3. Белоусов В.И., Белоусов А.В., Востроилов А.В., Шевченко В.Е. Устойчивое развитие сельских территорий: теория и практика. Воронеж: Истоки, 2005.
Шевченко Владимир Ефимович
, соавтор Белоусов В.И., Белоусов А.В.
,
10.05.2010. Просмотров: 3084
бизнес , наука , сельское хозяйство
КОММЕНТАРИИ
[11.05.2010 11:21]
Наталья Сапёлкина:
Я конечно поддерживаю идею планирования социально-экономического развития сельских территорий, особенно в Воронежской области, но на данный момент это всё только на бумаге и каких-либо активных действий, на мой взгляд, ещё не предпринималось, в частности по улучшению качества жизни граждан. Возьмём, допустим, пенсии.. их якобы повышают, но в то же время увеличиваются суммы в счетах, за свет, газ, воду и т.д. получается всё стоит на месте.
Что касается рабочих мест, да их просто нет! Взять, к примеру, Каширский район, с. Красный Лог, о котором, вряд ли кто и слышал.. там люди вынуждены выживать, а не жить.. Единственное что их спасает, так это их собственное сельское хозяйство. Для развития там не осталось ничего, полная деградация!
В России существует огромное количество таких сел и деревень, и они все нуждаются в помощи, не стоит закрывать глаза..пора действовать!
[18.05.2010 14:41] Емельянов Никита: На самом деле полностью согласен с натальей. Я вообще впринципе не очень понимаю наши структуры управления...может в виду того что недостаточно ознакомлен с ними, но всё таки: смысл ежедневно, еженедельно, ежемесячно и наконец ежегодно составлять десятки, сотни, даже тысячи планов по развитию, реализации, формированию и т.д., если эти планы не реализуются?! Да и потом у наших властей как я вижу огромные идеи требующие многомилионных затрат, но к сожалению бюджет не позволяет воплотить их в жизнь!!! Может тогда стоит задуматься о целесобразности всех этих идей?! Стать немного реалистами и начать с малого! Все мы прекрасно знаем каков уровень в жизни в Москве и что мы увидем, отъехав хотя бы километров на 200, в ту же ТВерь, Белгород и т.д., это я уже не говорю про совсем отдалённые уголки! Люди не просто там существуют, а как правильно выразилась Наталья, выживают!!! Лично я считаю, нужно сделать следующим образом...это конечно маловероятно, но всё таки это моё мнение: взять наших уважаемых олигархов, тех же самых Потанина, Дерипаску и дать каждому из них по региону! И пусть уж поднимают эти регионы на достойный уровень! Хотя бы так, как сделал это Абрамович с Чукоткой, на которого там все просто молятся!!! Пусть они сделают это хотя бы в благодарность, что до сих пор ходят и радуются жизни, а не сидят в тюрьмах за отмывания и махинации во время развала страны. Пусть отработают хоть немного те миллиарды которые нажили незаконным путём и взятничеством! Наверное это громковато звучит из уст студента 3-его курса, но всё же это так!
[01.06.2010 12:56]
Макеев Юрий:
Тема развития села и деревни наверное одна из самых главных на сегодняшний день. Можно сколько угодно говорить об инновациях но все они ничего не стоят без прочной основы. Без крепкого села и сильной деревни страна не будет по настоящему независима, а значит какая бы система не выстраивалась в России если не будет этих двух факторов все будет похоже на мыльный пузырь.
На мой взгляд, сейчас на лицо кризис ценностей в умах и сердцах наших граждан. Истинные понятия добры подменяются фантомными штампами престижности. На лицо потеря ценностных ориентиров. Многие дочитав до этого момента спросит себя «а причем тут изменения качества жизни и развития территорий».Я уверен связь есть.
Посудите сами. Что причина упадка села сегодня. Кризисы? Экономические изменения? Отсутствие умелого менеджмента? А может быть причина всех бед в том, что жизнь в селе перестала быть престижной? Может быть работа на земле стала синонимом чего то гадкого и унизительного? Вот и побежали молодые люди, а именно они будущее всего, в том числе и села, куда подальше. Так может быть любая программа по развития села и деревни должна начинаться не с экономического обоснования и не с мер управления, муниципального или какого-нибудь еще. А может ей необходимо начинаться с метода как внушить населению что село это престижно, что деревня это перспективно, что земля это единственное что может дать полную независимость от всего. Только после этого сельские дома наполняться новыми семьями. В окнах заброшенных домов вновь загорится свет и на черноземных полях появятся крестьяне. И вот потом, когда это будет, разговоры об экономическом стимулирование и методах управления тем, что уже есть, придутся очень к стати.
[02.06.2010 23:01] Максимов Сергей: Сельские поселения составляют большую часть территории нашей страны, на которой проживает половина граждан России. Обладая серьезным потенциалом, сельские территории способны внести серьезный вклад в решение задач экономического роста и социального развития страны.Но в условиях отсталого развития данной области нашего государства, только объединение усилий власти,бизнеса и различных организаций считаю возможным вывести те или иные сельские территории на план социально-экономического развития. Главной необходимостью является применение определенного систематизированного подхода к развитию сел, основанному на устранении реальных проблем и определении приоритетов в развитии сельских местностей.Необходимо контролировать все муниципальные образования в наших регионах.Ведь большинство средств,направленных на улучшение положения в регионах,а в частности в поселках и деревнях,уходят не на постройку медцентра,а на новый автомобиль должностного лица.Когда у нас придет конец коррупции,тогда и мы ощутим результаты в развитие.Но ,я считаю,это будет очень не скоро.