Как становятся политиками
СОДЕРЖАНИЕ: Как соотносятся политика и политическая деятельность. Политика - деятельность органов власти, объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, классами, нациями, большими группами людей направленных на реализацию, отстаивание своих интересов и связанная с устремлениями к завоеванию, обладанию и использованию политической власти.»
1. Как соотносятся поли ти ка и по литическая деятельность.
Политика - деятельнос ть органов власти, объединений граждан и „отдельных лиц в с фере отношений между гос ударствами, клас сам и, нациями, большими группами людей направленных на реализацию, отс таивание с воих интересов и связанная с устремлениями к завоеванию, обладанию и использованию политической влас ти.
Можно выделить области политики по различным осно ваниям: - по сферам жизни ( экономическая, со циальная, культурная, национальная, военная );
- по облас тям ( внутренняя, внешняя );
- по мас штабам ( международная, мировая, локальная, региональная );
- по носителям
- по срокам действия.
Политическая деятельнос ть - это, как правило, формы и методы реализации политики. Одной из основных форм политической деятельности можно выделить политическую борьбу, которая является одной из сторон политической жизни, заключающаяс я во взаимодействии различн ых политических с ил между собой во имя достижения определенных политичес ких целей. В ее осно ве лежат интересы тех с оциально-классовых слоев, групп, общности людей, которые образуют собой субъекты политических о тношений. Объекто м политической борьбы являются прежде всего о тношения власти, пос кольку ее цель - достижение прочных позиций в сис теме политической с труктуры общес тва, реализация тем или иным субъектом политических отношений с воей политичес кой воли.
2 . Как соо тно сятся пол итика и эко но мика.
Экономика напрям ую связана с политикой и непосредственно завис ит от нее. К ос но вным аспектам экономической политики относятся:
- управление гос ударственными предприятиями и организациями;
- установ ление прав овых : основ рынка и ценово й политики;
- регулирование внешнеэкономических отношений;
- налогообложение и взимание налогов.
В Российс кой Федерации декларируется единс тво экономичес кого пространства, сво бодное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поощрение конкуренции, свобода экономической деятельности.
В зависимости от проводимой политики в экономике можно наблюдать или кризис ( экономический спад ), или экономический подъем. С другой стороны сос тояние экономики влияет на общ ую политич ескую ситуацию в с тране.
В странах с благополучной экономикой не стоят ос трые политические проблемы.
3. Как соотносятся по литика и вл асть.
Власть - это способность, право или возможность распоряжатьс я кем-либо, чем-либо; о казывать решающее воздейств ие на судьбы, пов едение или деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли принуждения.
В демократическом го сударс тве определяющую роль играют устройство и сис тема влас ти, учас тие людей в осущес твлении в ласти, контроль за властью. Влас ть есть законодательная и ис полнительная.
В ос новном главной целью политики является контроль влас ти. Для этого ус танавливается конституция в с оотв етств ии с проводи мой политикой, устанавливаются зако ны ( законодательная власть ). Производится реорганизация органов исполнительной власти на местах.
Таким образом политика направлена на со хранение и укрепление власти.
4. Как со относятся правовое государство и граж данское общество.
Прав овое государс тво - правовая форма организации и деятельности публичной политической влас ти и ее взаимоотношений с индивидами как с убъектами права. Правовое государс тво - это государство, где гос подствует право.
Б прав ов ом государств е сис тема государств енной в ласти основана на принципе разделения властей, на верховенстве права. Верховенство права означает, что гос ударс твенные органы с вязаны правом, т.е. дейс твуют в с трогом с оответствии с конс титуцией, законам и, в рамках своей компетенции, в пределах тех государственно-в ластных полномочий, которыми они наделяются для выполнения с тоящих перед ними задач. Власть подчинена праву.
Гражданское общество - это система сам ос тоятельных и независимых от государс тва общес твенных инс титутов и отношений, которые о беспечивают ус лов ия для реализации час тных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельнос ти с оциальной культурной и духовной с фер, их вос производств а и передачи от поколения к поколению.
Государство оказывает влияние на гражданско е общес тво , его структуры. Но в месте с тем, оно испытыв ает и обратное влияние. Например, правотворческая деятель ность гос ударства, работа органов наро дного предс тавительс тва тес но взаимосвязаны с деятельностью политических партий, общественных организаций граждан. Более того , можно заключить что нормальная и э ффективная работа государственного механизма, всей организации по литичес кой в ласти общес тв а невозможна без развитого гражданс кого общества как своеобразного пос редника, важного звена между личностью и гос ударством. Гражданское общество есть та с оциальная среда, где реали зуетс я большинс тв о прав и свобод граждан и их объединений.
5. Как соо тно сятся по литика и социал ьно е обеспечение.
Одной из составляющих политики является с оциаль ная политика. Социальная политика направлена прежде вс его на равноправные, ос нованные на договорных началах отношения между клас сами, нациями, территориальными, демографическими и другими социальными общностями людей, на выс окую социальную защищеннос ть граждан от произвола государственных, политичес ких, хозяйственных с труктур и ко нкретных их представ ителей, а также частных предпринимателей, защищенность граждан от по сягательс тв на их личность и им ущес тво с о сторо ны антиобщественных преступных э лементов, максимально возможная с праведливость в распределении материальных и духов ных : благ.
Одним из направлений с оциальной полити ки яв ляетс я социальное обеспечение. Социальное обес печение предусматрив ает обслужив ание престарелых : и нетрудос пособных граждан, а также семей, где есть дети. Кроме того: пенсии, пос обия работающим ( по временной нетрудоспособнос ти, по беременности и ро дам и т.д. ), многодетным и о диноко м матерям и малообеспеченным с емьям, в которых : ес ть дети; с одержание и обслуживание прес тарелых и инвалидов в специальных учреж дениях; протезиро вание професс иональное обучение и трудоустройство инвалидов; льготы инвалида и многодетным матерям.
6. Како вы направления современной по литической мысл и.
Из множества направлений современной политической мысли можно выделить следя щие:
- консерватизм и неоконсерватизм;
- либерализм и неолиберализм;
- доктрины социал-реформизма;
- политичес кий экстремизм;
- политический клерикализм.
Консерватизм - политическая идеология ориентирующаяся на сохранение и поддержа ние исторически сфо рмировавшихся форм гос ударственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее ос нований, воплощенных в науке, религии, браке, с емье, с обственности в современном обществе.
В настоящее время конс ервативные настроения вылились в форму неоконс ерватизма. Сторонники неоконсерватизма, принимая технические и с оциальные последствия НТП, отказываются принимать его политические выводы, стремясь отделить государств о от масс, передать его в руки профессионалов. Примером неоконсерватизма являетс я тетчеризм и рейганизм.
Либерализ м - политическая идеология, ставящая целью ликвидацию или смягчение различных форм гос ударственно го и общественного принуждения по отношению к индивиду. Либерализму соответствует свобода от групповых, классовых, националис тических : и т.д. предрассудков, космо политизм, терпимос ть, гуманизм, индивидуализм, демократизм, подчеркивание сам оценнос ти личности. Либерализм основывается на признании прав человека, разделении законодательной и ис полнительно й в ласти, свободе выбора занятий, с вободе конкуренции.
Новейшее развитие общес тва привело к возникновению неолиберализма - доктрины, с охраняющей верность принципам демократии, свободной конкуренции, частного предпринимательс тва, полагающий, что о ни сами по себе не смогут дос тичь ус пеха автоматичес ки, а требуют постоянного вмешательс тва государс тва, создающего благоприятные условия для их реализации. Важнейшим течением и направлением политичес кой мысли была и ос таетс я социал-демократия с ее концепцией реформизма, демократического социализма. Ос новными положениями этой доктрины являются: - пров озглашение социализма как цели социа л- демократии.
При этом социализм в понимании социал-демократии рассматриваетс я не как состояние общества, а как процес с утверждения некоей совокупнос ти этических ценностей;
- определение основ ных ценностей демократич еского со циализма. Среди них: свобода, с праведливость, солидарность в сех людей; равное право на сосуществование общественной, коллективной, индивидуальной и частной собственности - смешанной экономики.
Край не левыми и крайне правыми политичес кими течениями, которые во многом смыкаютс я, несмотря на противоположные полюса, на которых они находятся, являются различные разновидности политич еского экс тремизма, приверженные крайним взглядам и мерам в политике. Наиболее одиозными яв ляютс я: фаш изм и неофаш изм, сионизм и антисемитизм, расизм.
Фашизм и неофашизм - названные доктрины возникли в период кризис а буржуазной демократии и либерализма и выра жают интересы наиболее реакционных и агрес сивных сил.
Сионизм и антисемитизм. Доктрина сионизма является в настоящее время основой политики и деятельности международного сионисткого движения, с озданного ав стрийс ко м журналистом Теодором Герцяем, издавшим книгу Ев рейское государс тво (1986).
И еще одно направление современной полити ческо й мыс ли - маркс изм-ленинизм.
7. Как связ аны по ли тическая и социальная с труктура общества.
Социальная структура общества - это совокупнос ть взаимос вяз анных между с обой и упорядоченных относ ительно других социальных : групп, которые:
- занимают разные места в системе по критериям: в ласти, с обственности, доходу, престижу;
- св язаны между собой политическими, э кономи ческими и культурными отношениями. Социальная структура зависит от политики и в то же время влияет на политику. В зависимос ти от проводимой политики социальная структура может существенно изменяться.
Например, до 1985 года в СССР, преемником которого после распада является Росс ия, можно было выделить с ледующие э лементы социальной структуры общества:
1. Относительно немногочисленный слой профессионально-квалифицированных рабочих;
2. Ос новной ( наиболее мно гочисленный ) слой рабочих средней квалификации;
3. Слой рабочих, развращенный длительной практикой получения незаработанно го дохода;
4. Колхозное крес тьянств о;
5. Научно-техничес кая интелли генция ( специалисты народного хозяйства, ученые технического профиля );
6. Хозяйс твенные руководители с феры материального производства;
7. Ответс твенные работники то рговли и бытового обслуживания населения;
8. Социальная и гуманитарная интеллигенция ( педагоги, врачи, журналисты, пис атели, художники, ученые-обществоведы и гуманитарного профиля и т.д. );
9. Ответственные работники аппарата политического управления, т.е. партийных, государственных и общественных органов;
10. Политичес кие руководители общес тва;
11 . Пенсионеры;
12. Учащиес я молодежь;
13. Военнос лужащие.
После с мены влас ти и изменения политического курса произошли существ енные изменения в уже существ овавши элементах, социальной структуры и исчезнов ения некоторых в ообще.
Появилис ь новые элементы с оциальной структуры общес тва характерные для в сех развитых с тран мира:
14. Мелкие, с редние предприниматели и фермеры;
15. Крупные предприним атели ( руководители банков , финанс овых компаний, промышленных негосударс твенных предприятий );
16. Клан организованно й преступности.
8. Что представляет политическая система общества. Ро ссии.
Политичес кая с истема - часть политической с феры, интегрированная совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование взаимоотношений меж ду класс ами, социаль ными группами, нациями, государствами, обес печивающих стабильнос ть общества и определенный социальный порядок. Структуру политичес кой системы общес тва можно представить:
- политич еская власть; - субъекты политики; - политическая организация;
- политические отношения; - политическая культура.
Сущность политической системы проявляется также через ее функц ии. Основными из них являютс я:
- определение перспективных и ближай ших целей, задач, путей развития общества, его социальных общностей, слоев, групп, граждан на выполнение определенных целей задач, программ;
- проведение политики практичес кой деятельности в гармонизации интересов и деятельности гос ударс твенных образований: штатов, кантонов, рес публик, т.п., классов, наций, демографичес ких групп и других социальных общностей;
- духовно-идеологическая деятельность.
Характер, с труктура, функции полити ческой системы общества обус ловлены его социально-э кономической основой.
Декларировано, что Россия - правовое, федеративное государс тв о с республиканс кой формой правления. Высший орган влас ти - президент, парламент Росс ии - федеральное собрание, сос тоит из верхней палаты -совет федерации и нижней палаты - государс твенная дума.
Допускается оппозиция, гарантируютс я права и свободы, призна ются и защищаются равным образом частная, гос ударс твенная, м униципальная и иные формы собственнос ти. Принципы разделения влас тей: - з аконодательная; - ис полнительная
-с удебная.
9. Что представляет политическая культура.
Культура - э то качеств енная характеристика жизни обществ а ( рас пределение, потребление материальных и духовных ценностей ). Политкуль тура - это уровень и характер политичес ких з нании, оценок; с одержание и качество традиций, ценностей, норм, регулирующих политичес кие отношения.
В общей культуре можно выделить ее итог ( совокупнос ть материальных и духовных ценностей ) и процесс - сохранения, освоения, ус воения потребления: передачи, распространения ценнос тей, отобранных человечеством в ходе его раз вития как необходимых, истинно человеческих. Культура - про цес с - это с оздание новых ценнос тей на базе ис торически определенного уровня раз вития творчес тва, с ил и способностей личности, общества.
В политкультуре выделяют ее историю, теорию, практику разных формаций, цивилизаций, эпох, периодов развития регионов, с тран, народов.
Политическая культура - это с овокупнос ть стереотипов сознания и поведения с оциальной общности, т.е. укоренившихся предс тавлений о политической жизни общества: - о его политичес кой системе; - о политическо м режиме; - о механизме влас ти и управлении; - о принятии решений и их реализации; - о нос ителях властных полномочий; - о с обственном месте в политической жизни; - компетентнос ти, э ффективности участия в политической деятельности. Составными элементами политической культуры являются:
-мировоззрение;
- убеждения и ус тановки;
- поведение при решении политич еских вопрос ов и т.д.
10 . Как связана политика и национальные о тно шения.
Национальные отношения - сложная социально-политичес кая категория, одна из специфичес ких форм социальных отношений. В националь ных ^ отношениях проявляется вс я с ов окупнос ть общес твенн ых отношений. Пос кольку политика - это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, то, по с ущес тву, во е ас пекты взаимоотношений наций и народностей, регулируемых гос ударственной влас тью, нос ят политичес кий характер. Это обус ловлено значением государства как важного фактора формирования и развития наций и народностей.
Национальная политика - это целос тная с истема, представляю щая собой концентрированное выражение социально-э кономической, языковой, демографи чес кой, правовой, культурной политики в отношениях между нациями и народнос тями.
И ными с ловами, национальная политика - это целенаправленная деятель ность по регулиро ванию отношений меж ду нациями и народнос тями в основных сферах общественной жизни, как правило, закрепленная в соответствующих документах и юридичес ких актах гос ударс тва.
Основные концептуальные положения национальной политики: - признание права национального с амоопределения, равенс тво народов, взаимовыгодное с отрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к нацио нализму и расизму, политическое и морально е осуждение людей, стремящихс я достигнуть благополучия с воего народа за счет ущемления интересов других: народов, учет интерес ов малочисленных нацио нальных групп.
При вырабо тке и осущес твлении национальной политики следует учитывать всю с ложность и специфичность национальных отношений как объекте социального управления.
Во-первых, - степень решения национального вопроса, национальных проблем. Национальный вопрос - это прежде вс его отношения национального неравноправия, деления наций на привилегированные и неполноправные, это неравенство уровней экономичес кого и политичес кого развития, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций великодержавных, привилегированных, это, и атмос фера национальной розни, вражды и рас прей на национальной почве, закономерно возникающих в ус ловиях дискриминации и фактичес кого неравенства наций в дос тупе к экономичес ким и культурным ценностям, режима национальных привилегий.
Во-вторых, сложность и специфич ность национальных отношений заключается в с ущес твовании националь ных интересов, которые в определенной мере и определенных условиях могут выражать устремления к самоопределению, самоуправлению, самоутверждению очень широких с лоев населения, можно сказать вс ех со циальных групп.
В-третьих, - в заметном влиянии на межнациональ ные отношения национальных традиций, национальной пс ихологии, национального самос ознания. Это особенно проявляетс я на этапе националь ных движений государственной независимости.
В-четвертых, - в огромном значении в жизни общества историчес ко й памяти, традиций, особеннос тей национальной культуры, в которых запечатлены единс тво судеб и св оеобразие духов ного облика народа, его национальный характер.
В-пятых, - национальные процессы подвержены активному влияни ю религии, в нашей с тране особенно христианс кой и исламской, поэтому национальные чувства переплетаются с религиозными.
Ос новными с тадиями управления с овременными национальными процесс ами выс тупают: прогнозирование, предвидение будущих демографических ситуаций и перспектив раз вития, политических последс твий принимаемых решений, в ыработка и принятие управленческих задач; организационная и культурно-масс овая, воспитательная работа для создания благоприятных ус ловий реализации поставленных целей и задач; применительно к каждому этапу развития о бщества раз рабатываетс я концепция национальной политики, в которой выделяется ведущий, приоритетный в опрос , требующий первоочередного решения.
II. Каковы гло бальные про бл емы со временного обще ства.
Современное высокоразвитое гражданское общество становится основой с табильности политических режимов, и если государство начинает шататься, его надежно подпирает прочная структура гражданс кого общества. Гражданс кое общес тво становитс я как бы фундам ентом, на который опирается гос ударс твенная власть. Это особенно характерно для Скандинавской стран.
В основе благоденствия государс тва и каждого его гражданина лежит гражданское общес тво со вс еми его атрибутам и и прежде всего личная отв етственнос ть каждого гражданина за результаты своего труда, в какую бы организацию или ас социацию он не входил. В этом, пожалуй о сновная, главная особенность с овременного этапа развития гражданского общес тва.
В ряде стран сов ременный э тап разв ития гражданского общества характеризуетс я все большей актуализацие й его национальных аспектов .
Как объективная реальность, гражданское общество являетс я системой самоорганизующейся и саморазвивающейся. Вместе о тем практика, опыт выс окоразвитых с тран свидетельс твуют, что гражданс кое общество функционирует и развивается гораздо ус пешнее и эффективнее, когда для этого не только складываютс я, но и со здаютс я определенные благоприятные ус лов ия. Условия эти в значительной мере с оздает с амо общество, причем, с одной стороны, это делаетс я через государство, с которым оно нах одится в единстве, с другой сто роны - вопреки государс тву, так как это единство диалектическое, противоречив ое.
Основ ополагаю щим условием ж из недеятельности гражданского общества является обладание каждым его членом конкретной собственностью или учас тие опять же конкретное в обладании э той собств еннос тью , право ис пользовать ее и рас поряжатьс я ею по своему усмотрению. На личие собственности являетс я базис ным, фундаментальным условием с вободы лич ности в гражданском, как и в любом другом, общес тве, об этом неопровержимо свидетельс твует практика жизнедеятельности общества.
Важным условием функционирования гражданского общества является наличие в обществ е развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных групп и с лоев. Это многообразие не может быть застывшим, закостеневшим и в количественном и в качественном отношении. При раз мытой социальной структуре индивид с вязан о государством напрямую, а это существенно ограничивает возможности реализации его личных прав и с вобод.
Следя щим условием жизнедеятельности гражданс кого общества яв ляется дос таточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности ч ленов общества, ее внутренней свободы и с пособнос ти к полной само деятельности при в ключенности в тот или иной институт гражданского общества.
12 . Како во направление перспективно го, прогрессивно го развития России.
Направление перспектив ного развития России - дальней шее раз витие по пути демократических реформ.
Путь реформ можно разделить на два взаимосвязанных блока: 1) Дальней шее совершенс твование полити ческой системы обществ ; 2) Экономи ческие рефо рмы.
По д с ов ершенствованием политической системы понимаетс я: реформа законодательс тва - принятие законов в соответствии о международным правом и обес печивающих соблюдение прав человека, исполнительной власти - неукоснительное соблюдение прини маемых законов, строгое следование им на местах, а также реорганизация о рганов исполнительной власти до уровня дееспособных и оперативных полномочных представительств на местах, обеспечение соблюдения прав челов ека, развитие с труктуры социального обеспечения; возрастание роли Росс ии в международных отношениях. Экономические реформы подраз умевают:
-с табилиз ация финансовой системы;
- выход экономики страны из кризиса, с табилизация экономич ес кой системы и прогрессивное развитие;
- возрастание роли промышленного капитала;
- пов ышение общего благосостояния граждан и т.д. Пос тепенное вхож дение России в мировую э кономику и закрепление За собой статус а разв итой промышленной державы.
Списо к используемой литературы:
1. Краткий политичес ки й словарь. - 6-е из д. Москва, 1989.
2. Основы политологии:
Курс лекций для
высших учебных з
аведений. -
Киев, 1991.
3.Политология.
Текст лекций. Часть 2,
Учебное пособие /Колл.
авторов./
- Москва, Изд-во
РЭА
им. Плеха
нов
а, 1992.
4. Голосов Г. В. , Лифанов А. В.
Введение в политологию.
- Учеб. пос
обие.
Новосибирс
к, 1991.
5. Политичес
кая с
истема и политическая
жизнь общес
тва: Лекции по курсу
Политология /
под ред. Калины В.Ф./
- Москва, 1991.