Как я представляю себе автора Слова о полку Игореве

СОДЕРЖАНИЕ: Герой меча и магии (как я представляю себе автора Слова о полку Игореве) Дотошные учёные уже много лет ведут споры об авторстве Слова. Одни ищут его среди современников похода Игоря (конец XII века), другие предполагают позднюю стилизацию. Не хочу вникать в их прозаические дискуссии!

Герой меча и магии

(как я представляю себе автора Слова о полку Игореве)

Дотошные учёные уже много лет ведут споры об авторстве Слова. Одни ищут его среди современников похода Игоря (конец XII века), другие предполагают позднюю стилизацию. Не хочу вникать в их прозаические дискуссии!

От умерших людей остаются портреты и фотографии, могилки и надгробия, милые безделушки и фамильные драгоценности. От безымянного автора Слова нам осталась россыпь блистательных и пламенных слов. Попробуем вглядеться в них, может быть так, как при рождественском гадании, мы сможем лучше увидеть его.

Не пристало ли нам, братья,

начать старыми словами

печальные повести о походе Игоревом

Так начинается Слово. Печально и медленно, словно старческая речь. Но не будем спешить! С каждой строкой разгорается жар повествования. Мы словно слышим, как всё громче звучит сочный голос, мы словно видим воодушевлённые глаза.

... скрепил ум силою своею

и поострил сердце своё мужеством

Да, так может сказать не каждый. Мы чувствуем умелого воина, привыкшего владеть своим телом, как оружием, для которого меч -- продолжение руки, чьи глаза выискивают цель.

Для него битва, война -- не простое столкновение сил и воль. Нет, это и таинственный обряд и мы шепчем зачарованно:

Хочу ... копьё преломить

на границе поля Половецкого;

с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,

либо шлемом испить из Дону.

А в конце поэмы мы видим страшную свадьбу, где невестой -- смерть:

тут кровавого вина недостало;

тут пир закончили храбрые русичи:

сватов напоили, а сами полегли

Но не только смелый и сильный воин виден за страницами Слова. Здесь строки дышат космическими видениями и чарами. Один испанский философ сказал: у меня болит Испания. Это может показаться красивой фразой, но вслушаемся в Слово и мы услышим человека, который чувствует русскую землю, как свою грудь. Он смотрит направо и видит Дунай, налево -- Дон. Его герои, как мифические титаны, перешагивают степи и реки, седлают коней в других городах, пересвистываются через земли и страны.

Дети бесовы кликом поля перегородили,

а храбрые русичи перегородили червлёными щитами.

Автор и тонкий поэт, перебирающий слова, как драгоценные бусы, украшающий строки перстнями сравнений:

растекался мыслию по древу ;

просыпав русского золота (это о князе, погубившем воинов)

На Немиге снопы стелют головами,

молотят цепами булатными,

на току жизнь кладут,

веют душу от тела.

От космических видений Автор легко переходит к земной политике. Как русские города и реки, так же легко перечисляет он русских князей и просит, увещевает, взывает к ним:

Загородите полю ворота

своими острыми стрелами

за землю Русскую,

за раны Игоревы

А от рассчётливых князей Автор уходит к безутешной Ярославне, умоляющей Ветер, Воду и Солнце. И шепчет за неё волшебные слова:

О ветер, ветрило!

...

О Днепр Словутич!

...

Светлое и трижды светлое солнце!

Таким я и вижу его. Сильным воином, мудрым чародеем, тонким поэтом.

Он стоит в глубине веков, между Доном и Дунаем, и благоСЛОВЛЯЕТ нас.

Скачать архив с текстом документа