Карикатура в СМИ
СОДЕРЖАНИЕ: История появления и развития карикатуры. Основные виды карикатуры, ее эстетические и публицистические функции, оказывающие оперативное политическое воздействие на аудиторию периодической печати в СМИ. Карикатура в белорусских печатных изданиях 20-60 гг.Введение
Карикатура - (от итал. Caricatura нагружать, преувеличивать) способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критично направленного преувеличения и подчеркивания негативных сторон жизни, с целью их разоблачения и высмеивания. В более узком смысле - отдельный жанр изобразительного искусства (чаще всего в графике, форма сатиры.) В графической карикатуре резко преувеличиваются основные, наиболее характерные черты отрицательных персонажей с целью их сатирического разоблачения и осмеяния.
1.1 История появления и развития карикатуры
Элементы карикатуры известны в искусстве Древнего Египта, античного мира, средневековья и эпохи Возрождения. Нечто похожее на карикатуру можно увидеть в набросках Леонардо да Винчи. Хотя в них не было сатирического содержания, они лишь носили характер гротеска.
Многие специалисты считают, что К. как самостоятельный жанр начала своё существование с сатирических картин А. Каррачи в сер. 16 в., поскольку основной целью автора было стремление рассмешить своего зрителя. В дальнейшем карикатура полуила более глубокое развитие в работах французов Филиппона и Гензи, английского графика Хогарта, испанского художника Гойи. (В детстве Ф . Гойя нарисовал деву Марию с синими усами и старика Иосифа с трубкой в зубах, за что и был наказан.)
1.2 Появление карикатуры в печати
Но главная роль в утверждении карикатуры как самостоятельного жанра принадлежит, прежде всего, французам: сатирическим графикам Домье и Доре, благодаря которым К. стала широко тиражироваться и прочно обосновалась на страницах периодических изданий. Произошло выделение К. из традиционно понимаемого вида изобразительного искусства, в искусство связанное с журналистикой, периодической печатью.
Карикатура с самого начала возникновения была средством борьбы с политической властью, поэтому карикатуристы всегда представляли опасность для государственных и политических лидеров. Впервые карикатуристы проявили себя как политические борцы в период Реформации, которую возглавил Мартин Лютер. Один из историографов папства вынужден был признать, что своим успехом в Германии Реформация обязана карикатуре.
Карикатура преследовала Наполеона в течение всей его жизни. Во Франции К. всегда играла значительную роль в периоды политической нестабильности социальных потрясений.
Наибольшего расцвета достигает в период революционных подъемов. Значительная роль в развития мировой карикатуры принадлежит В. Хогарту, Дж. Гилрею (Англия), Г. Гросу (Германия), Ф. Гойи (Испания), А.Даме, П. Гаварни (Франция), И.Церебенёву, А.Венецыанову, П. Баклевскому (Россия).
(Самые старые карикатуры на Бисмарка)
1.3 Карикатура в белорусских печатных изданиях 20-30 гг.
В белорусском искусстве сатирическая направленность присутствует в отдельных графических работах художников 19 - нач. 20 в. А. Бартэльса, К.Бахматовича, М. Микешина. В нач. 20 в. развитие карикатуры связано с революционным рабочим движением. Во время Гражданской войны карикатура вместе с плакатом получила широкое развитие в Окнах РОСТА, которые существовали в Минске, Витебске, Гомеле, Могилеве и других городах. карикатура печатный издание белорусский
Острой сатирической направленностью выделялись карикатуры журнала Маланка (издавался в 1926-1927 в Зап. Беларуси, художники Я. Горид, Я. Драздович, В Сидарович). Карикатура была и во многих других печатных изданиях, пусть и не в таком количестве, как в «Маланке». Напрммер, в газетах «Чырвоная змена» и « Звязда» за 1925 - 1927 годы, практически в каждом номере есть карикатура. В этот исторический период тематика К. была политическая (« Образованные иностранцы», « Балканский узел», « Змей – искуситель», « Оседлали», « Польский сейм - место скандалов»), социально-агитационная (« Союз учительства с комсомолом», « Шефская практика», « Против перегрузок», « Весенняя чистка»), антирелигиозная (« Наше перевесит», « Новое блюдо польской дипломатической кухни»).
1.4 Карикатура в белорусских печатных изданиях 40-ых гг.
В Отечественную войну антифашистские карикатуры печатались в сатирических изданиях ЦК КПБ Раздавим фашистскую гадину и Партизанская дубинка (художники В.Букатый, В Козак, Г. Вальк, М. Гутиев, Д. Красильников). Вот некоторые из них.
В этот период преобладает антифашистская тема в карикатуре и К. как жанр достигает наивысшего расцвета.
Также немало карикатур можно было увидеть на страницах газеты «Во славу родины».
1.5 Карикатура в белорусских печатных изданиях 50-60 ых гг.
После войны наиболее интенсивно карикатура развивается в журнале Вожык. Среди художников: М. Лисовский, Я. Аист, Р. Громыка, М. Гурло, В.Ждан, С. Романов, А.Чуркин.
Современный белорусский двухнедельный сатирико-юмористический журнал. Выходит в Минске с августа 1945 г. на белорусском языке. До 1958 г. печатался на 8, затем на 12 стр., с цветными иллюстрациями. Выходит постоянно возрастающим тиражом: в 1945 г.- 13 тыс. экз. В 1963 г. тираж превышает 60 тыс. экз.
Редакторы: с августа 1945 г. по июнь 1947 г.- К. К. Крапива, с июля 1947 г.- М.М. Чаусский, с октября 1955 г.- П. Н. Ковалев. В 1948 г. была создана редколлегия, в состав которой в разное время входили: Я. Брыль, В. Бурносов, И. Грамович, К. Крапива, А. Макаенок, И. Новиков, П. Панченко, С. Романов и М. Чаусский. В настоящее время в состав редколлегии входят: А. Волков, С. Дергай, А. Зарицкий, В. Зуб, П. Ковалев, В. Корбан, М. Лужашга, С. Романов.
«Вожык» возник как продолжение сатирического листка «Раздавiм фашы-сцкую гадiну» («Раздавим фашистскую гадину»), который выходил в период Великой Отечественной войны и предназначался для партизан и населения оккупированной территории Белоруссии.
К участию в журнале были привлечены крупнейшие белорусские писатели и сатирики: Я. Брыль, П. Глебка, Я. Колас, В. Корбан, К. Крапива, М. Лужанин, М. Лыньков, П. Панченко, М. Танк, М. Чаусский и др. Журнал хорошо иллюстрировался художниками А. Волковым, Н. Гурло, Д. Красильни-ковым, С. Романовым, В. Тихановичем и др. Опорой редакции явился широкий рабселькоровский и военкоровский актив.
Журнал обличает расхитителей общественной собственности, рвачей, бюрократов, плохих хозяйственников и администраторов, очковтирателей, лодырей и т. п. Часто откликается на события международной жизни. Используются различные жанры: политические памфлеты в прозе и стихах, фельетоны, юмористические рассказы, басни, карикатуры, фотомонтажи и т. п. Публикуются открытые письма руководящим хозяйственным и административным деятелям республики, письма читателей с комментариями «Вожыка», материалы рейдов и т. п. Наряду с оригинальными произведениями постоянных сотрудников редакции и рабселькоров журнал регулярно печатает переводы сатирических произведений русских, украинских и других сатириков. Частыми гостями «Вожыка» являются сатирики журналов братских республик и сатирических изданий стран народной демократии.
Основной задачей журнала является борьба с пережитками капитализма в сознании людей, оказание помощи трудящимся республики в решении задач построения коммунистического общества.
Имеются постоянные сатирические отделы и рубрики: «Выбачайце, калi ласка» («Извините, пожалуйста»), «Як нi дзiуна, але...» («Как ни странно, но...»), «Музей непатрэбных рэчау» («Музей ненужных вещей»), «Калючгi Вожыка», «Пошта Вожыка», «МСЭ» («Малая сатирическая энциклопедия»), «Вожык з фотапаратам» и др. Интересно строится отдел «Сатира мшулага» («Из прошлого сатиры»), в котором даются перепечатки текстов и карикатур из сатирических журналов периода первой русской революции, газет и журналов эпохи гражданской войны, 20-х годов, Великой Отечественной войны и т.п.
Редакция регулярно выпускает «Библиотечку «Вожыка»» — шесть книжек в год, каждая из которых составляется из лучших сатирических и юмористических произведений белорусских писателей и писателей братских республик Советского Союза.
Большую помощь коллектив журнала оказывает местной печати и, в частности, стенным газетам. Для них выпускаются специальные сатирические плакаты (серии карикатур).
«Вожык» — одно из самых популярных массовых изданий Белоруссии. Многочисленные читатели любят журнал за остроту и принципиальность в постановке важнейших вопросов хозяйственной и культурной жизни республики, за меткую шутку, веселое слово. Они охотно пишут в редакцию «Вожыка», регулярно информируют ее как о недостатках, так и о том хорошем, что постоянно рождается в гуще народных масс.
В журнале активно сотрудничали и сотрудничают такие белорусские писатели и сатирики, как А. Астрейка, А. Белевич, Я. Брыль, В. Быков, Л. Вирня, Э. Волосевич, Н. Гилевич, П. Глебка, И. Грамович, С. Дергай, А. Зарицкип, В. Зуб, Т. Карага, К. Киреенко, П. Ковалев, Я. Колас, В. Корбан, К. Крапива, Я. Купала, М. Лу-жанин, М. Лыньков, А. Макае-нок, И. Новиков, П. Панченко, М. Пенкрат, А. Рылько, С. Свиридов, М. Скрипка, Р. Соболен-ко, М. Танк и др. Рисунки и карикатуры исполняются художниками А. Волковым, Е. Ганкиным, Г. Громыко, Н. Гурло, В. Жданом, М. Житницким, 3. Павловским, С. Романовым, В. Тихановичем, А. Чуркиным, В. Швецовым и др.
Глава 2.
2.1 Виды карикатуры
1. Политическая – затрагивает различные стороны политической жизни общества (международные отношения, политическая обстановка, выборы, проблема демократии)
2. Бытовая К . – затрагивает социальные проблемы: культурно-бытовые условия, торговлю, воспитание детей и .т. д.
3. Юмористическая карикатура – отображает юмористическую обстановку, в которой отсутствует остро конфликтное содержание.
Шарж – изображение лица человека при помощи определённых приёмов
2.2 Функции карикатуры в СМИ
1. Информационная функция . К. – это форма подачи информации, степень и определённость которой отличаются в зависимости от вида: политическая карикатура рассматривает определённый факт, в бытовой карикатуре информация носит более общий характер, в юмористической – информационность ограничивается сатирическим содержанием, а в шарже ослабляется до минимума.
2. Эстетическая функция . По сравнению с другими средствами выражения К. более доступна и понятна для восприятия.
3. Коммерческая функция . Наличие К. обеспечивает популярность издания и его окупаемость.
4. Коммуникативная функция . К. это средство общения между изданием и читателем, художником и зрителем. По карикатуре можно узнать о состоянии общества, его проблемах и недостатках.
5. Воспитательная функция . К. , как сатирический жанр, оказывает влияние на формирование общественного мнения, формирует сознание общества в нужном направлении, помогает читателю занять определённую мировоззренческую позицию. Однако не следует с помощью карикатуры способствовать возникновению националистических и шовинистических настроений.
2.3 Залог успеха карикатуры
1. Комизм.
К., в которой отсутствуют остроумие и острота, является неудачной; остроумная интерпретация самых неожиданных элементов в ситуации, вызывающих у зрителей смех, обеспечивает эффективность карикатуры.
2. Социально-психологический фактор .
В обществе существуют определённые установки, относящиеся к социальной психологии поведения и так или иначе известные всем, живущим в данном обществе. Именно это должен учитывать карикатурист в своей работе. Здесь не имеется в виду ограничение свободы мысли. Следует всегда помнить, что К. предназначена для человека, а если она не может рассмешить его или оскорбляет его чувства, то она не достигает поставленных перед ней целей.
3. Актуальность и злободневность.
Карикатурист должен следить за всеми изменениями, которые происходят в обществе. К. должна быть частью действия, а не запоздавшим комментарием.
4. Ясность.
Фактор ясности, простота и доступность карикатуры очень важны.
5. Технический фактор.
Правильное использование технических возможностей К. усиливает эффективность воздействия изображения на аудиторию. В газетной карикатуре без цветной техники, особое внимание уделяется толщине линии и правильному чередованию линий и пятен, дающему возможность не нарушать пропорциональность изображения.
Заключение
Кроме эстетической функции, К. заключает в себе и целенаправленную публицистическую функцию и оказывает оперативное политическое воздействие на широкую аудиторию периодической печати. К. несёт в себе заряд актуальной информации, связанной с тем, что происходит в мире. Детализированная информация содержится и в карикатуре. Весьма существенным для взаимодействия К и печати является то, что К доступна для понимания самому широкому кругу читателей, включая неграмотных людей, что обеспечивает её огромную популярность среди населения, а также тем, что информация, содержащаяся в карикатуре, выражается не однообразным печатным шрифтом, а изображением, что придаёт печатному изданию большую яркость и индивидуальность, а совмещение изображения с литературным средством выражения – словом – даёт возможность более полно раскрыть содержание рисунка. Все эти факторы говорят о том, что К. своеобразная, но очень важная и неотъемлемая часть журналистики. Карикатура превратилась из исключительно изобразительного жанра в инструмент, влияющий на общественное мнение, стала оригинальным жанром журналистики и неотъемлемой частью печатной графики. Так как журналистика является одним из важнейших средств политической и идеологической борьбы, это даёт нам основание говорить об общности целей и задач, которые стоят перед журналистикой и карикатурой.
На сегодняшний день в современной карикатуре можно выделить западноевропейскую, американскую и восточноевропейскую школы, которые отличаются между собой по характеру выбранной темы и технике исполнения.
Сегодня карикатура не так массово популярна, как в начале 20 в. 1) Это связано с тем, что она трансформируется и растворяется в других видах искусства. Например, в фотографии или кинозарисовках, музыке. 2) карикатура становится популярна, когда в обществе происходят какие-то глобальные события (войны, революции). 3) в период зарождения К. не существовало жестких ограничительных рамок. Первые К. могли высмеивать изображаемого на ней человека, если у него были физические недостатки или слишком большой нос, или определенный цвет кожи. Сегодня нарисовать такую К. нельзя. Это неэтично и художник может понести уголовную ответственность.
Сегодня в Б. насчитывается только 20 художников, занимающихся карикатурой профессионально. (Олег Гуцол, Анатолий Гармаза, Юрий Тылиндус, Андрей Пучканев.) Можно сделать вывод, что сегодня такой жанр, карикатура находится в кризисе.
Карикатуры, как дети жестоки, но говорят правду.