Кастовая организация в странах Древнего Востока

СОДЕРЖАНИЕ: Общее определение касты. Каста как замкнутая общественная группа. Социально-кастовые группы древнеегипетского общества. Авилум и мушкенум Месопатамии. Система варн в Древней Индии. Закрепление кастового устройства в праве древневосточных государств.

Вариант № 1

Кастовая организация в странах Древнего Востока

План

Введение

1. Общее определение касты

2. Социально-кастовые группы древнеегипетского общества

3. Авилум и мушкенум Месопатамии

4. Система варн в Древней Индии

5. Закрепление кастового устройства в праве древневосточных государств

Заключение

Список использованных источников

Введение

Предметом изучения в контрольной работе является предмет истории государства и права зарубежных стран.

Объект изучения – кастовая организация в странах Древнего Востока.

Актуальность исследования вызвана, прежде всего, тем, что социальные основы структуры современного общества и их закрепление в праве исторически основаны на различиях между общественными группами еще с древних времен. Знание данных аспектов развития человеческого сообщества в древней истории помогает современному человеку уяснить эволюцию правоотношений в обществе.

Цель работы на основании изученной методической и периодической, учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе.

Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:

- дать характеристику понятия «каста»;

- представить основные положения сословно-кастовых групп в древнем Египте;

- охарактеризовать понятия «авелума» и «мушкенума» в Месопотамии;

- дать представление о системе варн в древней Индии;

- показать правовое закрепление кастового устройства общества в праве древневосточных государств.

1. Общее определение касты

Касты это замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что могло быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности)[1] .

Касты – замкнутая общественная группа.

Касты образуют иерархию в общении между кастами строгие ограничения. Архаичные касты (сословия или социальные ранги) существовали в ряде древних и средневековых обществ. В Индии обособление групп людей по тому или иному признаку, освящено религиозной системой индуизма, приняло всеобщий характер. В Индии в 40-х годах 20 века было 3,5 тысячи каст и подкаст.

Конституция Республики Индия (1950) признала равноправие каст и юридическое полноправие «неприкасаемых».

Варны в переводе с санскрита – буквально качество, цвет). Иными словами - это 4 основных сословия в Древней Индии. При этом господствующее положение в обществе занимали брахманы и кшатрии. Трудовое население входило в варны вайшиев и шудр, положение последних было приниженным. Наиболее угнетенными и приниженными были вневарновые.

2. Социально-кастовые группы древнеегипетского общества

Одним из основных классов в Египте времени Древнего царства был класс подневольных работников, трудившихся как в царских хозяйствах, так и в имениях крупных вельмож. В его состав входили прежде всего рабы — бывшие военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, но основную массу составляли люди, именуемые «рабы (слуги) царя». Они трудились на полях под надзором надсмотрщиков, вооруженных палкой или жгутом, получали питание из государственных складов, были обязаны выполнять точно определенные нормы работы. Зерно для посевов, сельскохозяйственный инвентарь, тягловый скот находились в собственности царя и выдавались по мере необходимости таким работникам. Рабы (слуги) царя» владели небольшим личным имуществом, которое, однако, не составляло собственности, а находилось в их пользовании. Отсутствие собственности, внеэкономическое принуждение к труду, нередко путем грубой силы, характерны для положения этого основного эксплуатируемого класса.

Второй класс древнеегипетского общества составляли рядовые общинники, юридически сохранявшие права свободных людей, но все более притесняемые царскими чиновниками, разоряемые поборами и повинностями, ввергавшими их в бедность и нищету.

В некоторых надписях упоминаются названия «джаджат» и «кенбет». Возможно, что этими терминами были названы общинные советы, органы судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Они наблюдали за сетью искусственного орошения, регистрировали акты продажи и выполняли некоторые судебные функции в области обычного, в частности семейного, права. Общинные советы решали гражданские дела, связанные с правом собственности, главным образом на землю, с различными семейными спорами, например о наследстве. Постепенно члены общинных советов были подчинены центральной власти и превращены в простых царских чиновников[2] .

На территории сельской общины жили большие патриархальные семьи. На их значение указывает обычай наследования, по которому старший сын мог претендовать на большую часть наследства умершего отца. Этот обычай способствовал сосредоточению имущества крупных патриархальных семей в одних руках, усилению расслоения в общинах. В надписях Древнего царства старший сын называется «наследником своего отца» и «хозяином всего его имущества».

Эксплуататорскую верхушку общества составлял господствующий класс, куда входили сам фараон с его окружением, местная знать, вельможи, правители номов, образующие своего рода местные династии. Вельможи получали в пользование от царя должности с приписанными к ним земельными угодьями и «рабами царя», нередко имели свои частные хозяйства, которыми, в отличие от царских пожалований, они могли распоряжаться более свободно. Особую группу образовывали жречество и многочисленное чиновничество, которое необычайно разрослось в централизованном государстве фараонов и стремилось распространить свое влияние на все сферы хозяйственной и общественной жизни страны. Часто в руках крупного чиновника, придворного вельможи сосредоточивались различные гражданские, военные и даже жреческие должности, что, в конечном счете, содействовало еще большему усилению рабовладельческой аристократии.

Со времени возникновения централизованного Египетского государства во главе управления стоял царь, сосредоточивавший в своих руках верховную власть.

В период Древнего царства фараон все более становился древневосточным деспотом. Его единовластие увеличивается, он назначает на должность верховного сановника («чати») своих сыновей, как, например, в период правления IV династии, что способствовало концентрации государственной власти б руках царской семьи. Полномочия верховного сановника («чати»), напоминающего средневекового арабского везира были очень широки: он являлся первым помощником царя по управлению страной; ему подчинялся архив фараона, в котором хранились царские указы, документы на право собственности, контракты и завещания; он возглавлял судебное ведомство, называвшееся «6 судебных палат», и поэтому носил особый титул — «жрец богини справедливости»; наконец, он стоял I во главе государственной сокровищницы. В период Древнего царства появляются центральные ведомства, в частности государственная сокровищница, верховные судебные палаты и государственное хозяйственное управление, которое ведало наблюдением за сельским хозяйством, поступлением податей и натуральным довольствием чиновников. Особое ведомство контролировало сельское хозяйство. Во главе этого учреждения стоял чиновник, ведавший наблюдением за скотом и снабжением мясом царского дворца. Особые чиновники, носившие титул «казначей бога», возглавляли экспедиции, направлявшиеся в соседние страны, например на Синайский полуостров, для добычи меди. Иногда эти чиновники носили титул «начальник каравана»[3] .

В период Древнего царства организуется и судебное ведомство, во главе которого стоит фараон, наделенный неограниченной властью. Ближайший помощник фараона по управлению страной — «чати» — возглавляет от имени фараона судебное ведомство, являясь начальником высшей судебной коллегии, состоявшей из 30 судей. Одновременно с этим он считался начальником особой палаты — «шести великих домов». Другой высокий орган, в состав которого входили знатные вельможи и чиновники, носил название «десяти великих юга». В каждой области высшая судебная власть принадлежала правителю области (номарху), носившему титул «жрец богини истины». Некоторыми судебными функциями обладали общинные суды «именитых» (сэру), которые ведали делами в области семейного, главным образом наследственного, права и компетенция, которых восходила к обычному праву.

Необходимость организации походов, зашиты от набегов соседних кочевых племен, а также стремление держать в своих руках важнейшие торговые пути вызвали совершенствование организации военного дела. Упоминается всенародное ополчение, которое составлялось из юношей, обычно называемых «неферу» («хорошие»).

Объединение Египта фиванскими фараонами поколебало могущество номовой знати, значительно усилившейся в течение предшествующего смутного времени. Однако номархи сосредоточивали в своих руках все еще значительную реальную власть. На стенах гробниц номархов времени Среднего царства сохранились изображения крупных поместий, а также автобиографические записи, которые содержат сведения об их значительных материальных и человеческих ресурсах. Развитие внешней торговли, военные экспедиции в соседние страны, эксплуатация их естественных богатств, главным образом на Синайском полуострове и в Нубии, привели к притоку огромных материальных ценностей в долину Нила.

Рост численности древнеегипетских рабов был связан с успешной завоевательной политикой египетских фараонов, которые обращали а рабство военнопленных, захватывали во время походов рабов и скот. В надписях и других источниках Среднего царства часто упоминаются рабы: сохранились завещания о передаче рабов жене завещателя, его брату, другим родственникам: в литературных произведениях (например, в «Повести о красноречивом крестьянине») упоминаются рабы как часть имущества и хозяйства знатных воинов и аристократов. Фараоны жаловали рабов своим телохранителям и знатным воинам (известно, что Сенусерт IIIпожаловал одному телохранителю 60 «голов», а затем еще 100 «голов»). Рабов покупали и продавали, заключая соответствующие купчий. В одной из них говорится: «Я приобрел тридцать одну голову людей, 33 быка и 13 ослов»[4] .

Рабы пополняли рабочую силу царских и храмовых хозяйств, но немалая их часть попадала в поместья египетской аристократии, средних прослоек населения, включая зажиточных общинников и богатых ремесленников. Развитие частного рабовладения — характерная черта общественных отношений Египта эпохи Среднего царства.

Многочисленную прослойку составляли разоренные и опустившиеся в социальном отношении общинники, беднейшие слои городского населения. Эти люди назывались рабами царя («хему нисут»). Они эксплуатировались методами прямого принуждения, получая за свои труд скудное пропитание. Как показывает само их название, они были тесно связаны с царским хозяйством, хотя фараон мог передавать их в пользование (но не в собственность) за службу и частным лицам. Положение рабов царя было более благоприятным, чем положение рабов из иноземцев, пленников или покупных рабов. Они имели семью, небольшое имущество и крошечное хозяйство, некоторые права.

В сельских общинах существовали многочисленные патриархальные семьи, так называемые «дома». В состав таких «домов» могли входить как купленные рабы, так и прямые или дальние родственники, обязанные работать на главу «дома», получая за это определенное содержание. Эти патриархально зависимые лица назывались «отроками», «воспитанниками», «детьми», «чадами дома», а родственные или мнимородственные отношения с главой дома лишь прикрывали отношения социальной зависимости и экономической эксплуатации. Подобная патриархальная зависимость являлась пережитком ранних отношений и составляла определенную специфику социальной структуры древнеегипетского общества времени Среднего царства. В состав класса мелких свободных производителей входили полноправные члены общин, ремесленники, располагающие средствами производства, небольшими участками земли, некоторым набором оборудования для организации маленькой ремесленной мастерской. Мелкие земледельцы, члены общин, назывались выразительным термином «маленькие» («неджес»). Постепенно в общинах выделились люди, которых стали называть «сильными неджесами». Они обладали не только материальным достатком, но могли дать своим детям образование; из их среды пополнялись низшее жречество, чиновники, писцы. Одни из писцов, вышедших -из «сильных неджесов», так говорит о своем положении: «Это — неджес, могучий своей рукой, писец, искусный перстами своими. Он почтенен, у него больше имущества, чем у подобных ему. Он-—владыка приказаний»[5] .

«Сильные неджесы» в сельских обшинах, зажиточные ремесленники з городах, низшие звенья жречества, чиновничества и писцов составляли средний слой древнеегипетского общества, который был переходным от класса свободных мелких производителей к господствующему классу Древнего Египта.

К нему принадлежали многочисленные придворные, окружающие трон фараона, исполнители его приказаний, члены центрального бюрократического аппарата, представители высшего командного состава, многочисленное египетское жречество. Значительную часть господствующего класса составляла номовая аристократия, прежде всего номархи и их ближайшее окружение. Особенностью общественно-политической структуры Египта эпохи Среднего царства была известная автономия номов и сила номархов. Фараонам эпохи Среднего царства так и не удалось до конца подчинить их центральной власти и превратить в послушных чиновников. Власть номархов была наследственной, передавалась от отца к сыну. Некоторые из номархов вели собственное летосчисление. Они возглавляли местное ополчение, часто бывали верховными жрецами местных богов и руководителями храмового хозяйства. Кроме пожалованного за службу от паря имущества и земель (оно называлось «дом номарха» и было владением, а не собственностью) они располагали наследственным имуществом, которое называлось «домом отца моего» и которым они могли свободно распоряжаться, в частности передавать по наследству своим детям. Стремясь ограничить произвол номархов и поставить их под более жесткий контроль цеытра, фараоны, особенно Аменем-хет III. заменяют ряд номархов чиновниками, всецело преданными парю. Несмотря на некоторую разнородность господствующего класса Древнего Египта и наличие промежуточных слоев, между ним и классом: свободных производителей лежала огромная пропасть, развивались острые, непримиримые классовые и социальные противоречия[6] .

В городах, появившихся в Египте еще в III тысячелетии до и. э., находились резиденция правителя, главные храмы области или района, мастерские ремесленников. Появляются новые города, построенные по определенному плану. При раскопках около Фаюмского оазиса были найдены развалины одного из таких городов — Кахуна. Здесь была воздвигнута царская пирамида, а вокруг нее возник город, в котором жило население, строившее и обслуживавшее царскую усыпальницу. Всюду преобладали геометрические формы, улицы перекрещивались под прямым углом; весь город был окружен кирпичной стеной. Размеры и внутреннее устройство домов свидетельствуют о резком социальном расслоении. В этом городе наряду с богачами жили люди среднего достатка, ремесленники и мелкие торговцы, наконец, в убогих хижинах ютилась беднота. В квартале бедняков, занимающем небольшую площадь, лачуги тесно жались друг к другу. Богатые дома усадьбы, нередко занимавшие большие участки земли (45X60 м) и примерно в 50 раз превышавшие по своим размерам домики бедняков, были сосредоточены в особом аристократическом квартале. В развалинах Кахуна были также обнаружены остатки домов, которые больше хижин бедняков, но все же сильно уступают богатым постройкам аристократов. В этих домах жили люди среднего слоя, ремесленники или торговцы. Надгробные надписи, найденные на абидосском кладбище, подтверждают, что в это время уже появлялись представители среднего слоя населения, ремесленники —«мастера, изготовители сандалий», «золотых дел мастера», «медянки» или просто, как они себя называли «жители города»[7] .

Квартал богачей в Кахуне был отделен от квартала бедняков прочной стеной, а дворец был защищен особенно массивными стенами. Видимо, не совсем спокойно чувствовали себя в своих усадьбах жрецы и чиновники, окруженные массами трудового люда, жившего в условиях нищеты.

Социальные отношения и классовая и структура Нового царства. Высокий уровень экономического развития предполагает сложную структуру египетского общества эпохи Нового царства. К этому времени оформились основные классы египетского общества: основные классы производителей — класс рабов и подневольных работников; класс мелких свободных производителей, жителей сельских общин, беднота городов; господствующий класс, включающий рабовладельцев, землевладельцев, представителей бюрократии, жречества, военной верхушки, зажиточных членов сельских общин.

Источники Нового царства свидетельствуют о росте числа рабов в Египте и бурном развитии рабовладения. Большое количество невольников — от нескольких сот до нескольких тысяч — пригонялось во время каждого из многочисленных и успешных завоевательных походов фараонов. Например, после взятия Мегиддо Тутмос III привел 823 раба, из Митанни — 691 пленника, из городов Иануамму и Кадета — 2503. Фараон Мернептах из сирийского похода пригнал свыше 9 тыс. рабов Но особенно много невольников принес удачный поход фараона Аменхотепа II в Сирию — 101 218 человек. Захват рабов был желанной добычей, и многочисленные надписи рассказывают о том, как фараон награждал отличившихся воинов и вельмож рабами и как высоко ценились такие награды[8] .

Множество невольников фараоны дарили своим вельможам и храмовым хозяйствам. Особенно велики были пожертвования в крупные храмы, например в храм Амона в Фивах. За очень короткий промежуток времени Тутмос III пожертвовал храму лмоиа 1588 сирийцев, а Рамсес III создал храмовое хозяйство при своем поминальном храме в Мединет-Абу, в котором было 62 626 человек. За тридцатилетнее правление этот фараон подарил храмам Египта свыше 100 тыс. человек. Рабы широко внедряются в производство в качестве земледельцев, ремесленников, торговцев, работают на ирригационных сооружениях, на многочисленных стройках. Рабами владеют не только знать, вельможи, зажиточные люди. Судя по некоторым документам, рабы были у рядовых общинников, далеко не богатых людей. Есть также данные о том, что некоторые рабы сами имели рабов. Все это свидетельствует о глубоком проникновении рабства в жизнь египетского общества.

Рабов клеймили, заковывали в колодки. Однако в эпоху Нового царства рабам нередко предоставлялась возможность иметь маленький участок земли, небольшое имущество, семью, что несколько смягчало тяжесть их положения. В ремесленных мастерских рабы трудились зачастую бок с бок со свободными бедняками.

Огромную роль в экономике Древнего Египта играли мелкие свободные или полузависимые производители: земледельцы и ремесленники — самый многочисленный класс древнеегипетского общества. Их трудом вспахивались и засевались поля, поливались и обрабатывались сады, убирался урожай, поддерживались в порядке ирригационные сооружения, мостились дороги, они работали в многочисленных ремесленных мастерских, строили велико цепные здания, из их числа набирались основные контингенты египетского войска.

Ремесленное производство достигло высокого уровня развития в Египте эпохи Нового царства. Частично ремесленники проживали в сельской местности в поселениях, где выполняли заказы своих односельчан, членов обшины, получая за свою работу натуральное довольствие. Однако множество ремесленников живет в городах, которые все более и более превращаются в центры ремесленного производства целой округи. Как правило, ремесленники работали в царских или храмовых мастерских. За свой труд они получали овощи, зерно, хлебцы, рыбу, пиво, одежду. По раскопкам хорошо известны громадные царские мастерские, где изготовлялась обстановка для погребения фараонов. Здесь работали ремесленники самых разных специальностей: каменотесы, строители, штукатуры, медники, гончары, деревообделочники, граверы, ткачи, резчики, скульпторы и многие другие. На западном берегу Нила, напротив Фив, археологи раскопали целый город, где жили эти многочисленные ремесленники. Положение и достаток ремесленников были различными. Ремесленники высокой квалификации — скульпторы, ювелиры, художники — имели приличные дома, а надписи говорят об их известном положении в обществе. Однако большая часть ремесленников этого городка ютилась в жалких лачугах.

К господствующему классу древнеегипетского общества принадлежали рабовладельцы, землевладельцы, придворная и храмовая знать, многочисленное жречество, военная верхушка. Именно они получали все выгоды от успешных завоевательных походов, развитого сельского хозяйства, процветающего ремесленного производства.

3. Авилум и мушкенум Месопатамии

Экономика, общественный и политический строй Вазилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря сохранившемуся сборнику законов этого царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовым документам.

Издание законов было серьезным политическим мероприятием Хаммурапи, направленным на консолидацию его обширной державы. Сборник законов разделяется на три части: введение, текст самих законов и заключение. Он является важнейшим источником по многим сторонам жизни вавилонского общества первой половины XVIII в. до н. э[9] .

Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи свидетельствует о все более четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его характере. В законах проводится резкая граница между свободными гражданами и рабами.

Свободный гражданин «авелум»— «человек», или «мар авелим» — «сын человека». Но свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, там-кары, жречество, крестьяне-общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Судебник Хаммурэпи лишь в статье 202 различает «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и определяет разную степень их ответственности за совершение проступка. Во всех статьях законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев.

Поскольку основную массу населения вавилонского общества составляли мелкие производители и мелкие собственники, в законах нашли отражение и их права. Например, некоторые статьи защищают их от произвола ростовщиков: последним запрещалось самим забирать урожай в счет уплаты долга; регламентировался размер процентов на сумму долга (20%); сурово, вплоть до смертной казни, каралось дурное обращение с заложником; долговое рабство ограничивалось тремя годами. Однако приостановить процесс расслоения мелких производителей было невозможно: этот класс постепенно распадался, пополняя, с одной стороны, класс рабовладельцев, с другой — рабов.

Старовавилонские деловые документы сохранили ряд сделок, где фигурируют имена крупных ростовщиков, например, Бальмунамхе из Ларсы, который часто совершал обмены и покупки садовых участков, видимо, округляя свои владения приобретал целинные земли, перекупал рабов, скупал у нуждающихся матерей их детей. Нередко также совершались сделки по найму на работу детей и младших братьев. Кроме свободных граждан в вавилонском обществе имелась такая категория, как мущкенумы. Термин «мушкенум» переводится как «склоняющийся ниц». Мушкенумы работали в царском хозяйстве[10] .


4. Система варн в Древней Индии

Особенностью общественных отношений в Индии во второй половине I тысячелетия до н. э. является сложное переплетение классового и сословного (варно-кастового) деления индийского общества.

Как и в других странах Древнего Востока, в Древней Индии господствовал рабовладельческий способ производства, а основными общественными классами были экономически господствующий класс рабовладельцев-землевладельцев, придворной и военной знати, жречества, верхушки общинников и классы мелких производителей и рабов. Однако и господствующий класс, и класс свободных мелких- производителей в Древней Индии делились на несколько варн. а внутри варн — на множество каст, что разделяло их многочисленными сословными, религиозными, правовыми и другими перегородками на сословные группы.

Так, например. В состав господствующего класса входили представители варн брахманов, кшатриев, богатые вайшьи и шудры. Даже господствующие варны брахманов и кшатриев не были однородными. Поскольку социально-экономические отношения развивались, а варны в принципе должны были оставаться абсолютно неизменными, сословная принадлежность (варна) не всегда совпадала с реальным положением человека в обществе.

В рассматриваемый период в связи с ростом торгово-ремесленных городов, образованием крупных государств и ассимиляцией варварских племен сословная организация индийского общества переживала серьезные перемены. Представители многих брахманских родов переставали выполнять жреческие функции, большая часть старой племенной аристократии лишилась политической власти. С другой стороны, в результате развития городского специализированного ремесла, усложнения бюрократического государственного аппарата, выделялись новые социальные группы (профессиональные ремесленники и чиновники). Определенное место в общественной структуре должны были занять и подвергавшиеся ассимиляции племена. Повседневная жизнь человека и его место в обществе по-прежнему зависели от происхождения, но для определения происхождения уже было недостаточно назвать только варну, в которую входил его род. Обособлялись местные группы родов, объединенные общими наследственными профессиональными занятиями, этническим происхождением, социальным положением и т. п. — шел процесс образования каст (джати — букв, «происхождение»). Члены каждой касты имели свои обычаи и обряды, могли заключать браки, как правило, только с представителями своей касты. Таким образом, каста была эндогамна[11] .

Почти все касты считались входящими в какую-либо из древних четырех варн. Отнесение касты к той или иной варне и вообще ее положение в социальной иерархии зависело от чистоты или нечистоты ее занятий и происхождения, от степени ее социального и политического влияния в данной местности. Некоторые касты занимали настолько низкое положение, что их считали стоящими ниже шудр, т. е. вневарновыми. Наиболее распространенной кастой из числа вне-варновых были чандалы; занимавшиеся уборкой трупов и нечистот, исполнявшие обязанности палачей. Жили вневарновые за пределами деревни или на окраинах города, чтобы не осквернять жителей, принадлежавших к какой-либо из четырех варн.

Рабы не входили в систему варн.

Сложная система сословно-кастового деления, прочно утвердившаяся в общественном сознании как нечто незыблемое, освященное вековыми традициями, затушевывала реальные социальные противоречия древнеиндийского общества, сглаживала классовую борьбу, переводя накопившееся недовольство в область сословных предрассудков.

Рабство. Рассматриваемый период характеризуется развитием рабовладельческих отношений. Класс рабов пополнялся из самых различных источников. Рабы (даса) рождались в доме, т. е. были детьми рабынь. Важными источниками рабства были также войны (порабощение части военнопленных и мирного населения), самопродажа и продажа детей. Рабы являлись собственностью хозяина, и поэтому их передавали по наследству, продавали, дарили, закладывали, проигрывали. Освобождение раб мог получить только по воле хозяина. Закон почти не вмешивался в отношения хозяина и раба, и, если были ограничения произвола хозяина, то преимущественно неписанным обычаем. Некоторые права за рабом, однако, признавались. В частности, хозяин не мог присвоить наследство своего раба, если у того оставались родственники. Содержание рабов, естественно, было скудным — выражение «рабская пища» вошло в поговорку. Рабов преимущественно использовали на тяжелых и ритуально-нечистых работах, на таких, где их можно было занять круглый год и легко контролировать. Рабы и особенно рабыни составляли значительную часть домашней прислуги (надо заметить, что в древности домашние работы в значительной мере имели производственный характер: молотьба, уход за скотом, прядение и ткачество). Множество рабов было занято в домах богачей: гаремная прислуга, носильщики паланкинов, посыльные, привратники, сторожа, уборщики. Обладание такими слугами считалось необходимым и с точки зрения социального престижа. В более крупных хозяйствах, в частности государственных, рабы использовались и на полевых работах.

Помимо полного рабства были распространены и другие формы рабовладельческой эксплуатации. К рабам в широком смысле слова часто причисляли и попавших в долговую кабалу. Кабальные либо сами отрабатывали долг в течение определенного срока, либо заставляли отрабатывать младших членов семьи. В период пребывания в кабале должники работали на хозяина вместе с урожденными рабами, однако их положение несколько отличалось от собственно рабского. Хозяин не мог их продать или заложить, не мог наказывать по своему произволу, зачастую не мог заставить их выполнять нечистые работы. Семейство кабального оставалось свободным, сам он не терял принадлежности к своей варне и после отработки долга мог вернуться к прежнему социальному положению[12] .

Рабовладельческие отношения во второй половине I тысячелетия до н. э. имели тенденцию к развитию, и положение кабальных часто сближалось с положением собственно рабов. Класс рабов становится одним из основных классов в системе общественных отношений Древней Индии. Государство должно было принимать меры по ограничению рабства для индийцев, принадлежавших к какой-либо из варн. Как правило, в полное рабство можно было обращать только чужеземцев, представителей низших каст и лесных племен. Влияние института рабства испытывали все другие формы эксплуатации, политический строй и идеология древнеиндийских государств.

Наемный труд и другие формы эксплуатации. Древнеиндийские источники выделяют в особую группу всех работающих по найму — батраков, поденщиков, бродячих ремесленников, художников, лекарей и т. д. Естественно, социально-экономическое положение этих наемных работников (кармакаров) было различным. Значительная часть их почти не отличалась от кабальных должников и других лиц, выполнявших рабскую службу. Кормили обычно рабов, должников и наемников вместе. Использовать наемников было часто выгоднее, чем постоянных рабов, поскольку их нанимали и оплачивали их труд только в сезон работ, а в остальное время года они должны были заботиться о себе сами. Многие наемные работники принадлежали к низшим кастам и по договору о найме выполняли те грязные работы, которые нельзя было заставить выполнять кабальных должников, принадлежавших к более высокой касте.

Распространена была эксплуатация арендаторов, работавших из доли урожая (обычно половины, а иногда и меньше). Положение некоторых из них было также весьма близким к положению кабальных должников.

Сильно усложняло социальную структуру наличие традиционных форм зависимости (старшие и младшие в роде, коренное и пришлое население).

Новый этап в развитии культуры Индии относится ко второй половине II тысячелетия до н.э. - середине 1 тысячелетия до н.э. и связан с совершенно другим народом, пришедшим сюда из дальних стран и создавшим совершенно новый тип цивилизации. Происхождение светлокожего народа, называвшего себя арии (благородные) и занимавшегося пастушеством и скотоводством, до сих пор не выяснено. Их язык относят к древнейшей форме санскрита, одного из индоевропейских языков[13] .

В XV веке до н.э. они вторглись в Северную Индию и оттеснили дравидов на юг. И по сей день языки юга Индии остаются дравидийскими, тогда как три четверти всех индийских языков родственны арийскому санскриту. К 200 г. до н.э. их влияние распространилось на всю область между Гималаями и горами Виндхья.

Приход арийских племен, прародиной которых одни ученые считают Среднюю Азию, а другие - южнорусские степи, открыл в истории Индии так называемую ведийскую эпоху, получившую название по созданной в это время священной литературе вед.

У местного населения арии заимствовали институт каст (варн), который теперь оформился в иерархически организованную систему четырех сословий: 1) жрецы - брахманы, 2) военная знать - кшатрии, 3) свободные общинники, земледельцы, торговцы - вайшья, 4) слуги, занимающие самое низкое положение в социальной иерархии - шудры. Вне этого строго разделенного общества стояли неприкасаемые, представители еще не ассимилированных племен и так называемых нечистых профессий, например, бродяги. Сами арии занимали в этой системе высшие ранги; и сегодня в высших кастах преобладают индийцы со светлой кожей.

5. Закрепление кастового устройства в праве древневосточных государств

Древнейшие основания сословного и кастового устройства связывались с космологическими принципами, заповедями религии, предписаниями морали (в современной юридической антропологии такие воззрения назвали «мононормами»), которые пошли в религиозные гимны и книги Древнего Египта («Гимн Атону», «Книга мертвых»), древнеегипетские указы и инструкции («Должностная инструкция визиру», «Указ Хоремхеба»); «Судебник» вавилонского царя Хаммурапи; «Поучения» древнешумерского мудреца Шуруппака; «Законы Моисея» и «Новый Завет»; религиозные книги, правовые тексты и политические трактаты («Ригведа», «Дхармашастры», «Лртхашастра») Древней Индии; труды древнекитайских мудрецов и древнекитайские традиционные правила[14] .

В целом политико-правовые учения Древнего Востока отличали следующие признаки[15] : 1) мировоззрение имело мифологическую основу, что отражалось в наивно-религиозном методе объяснения общественных явлений, в отсутствии разработанного понятийного аппарата, в распространенности мононорм; 2) государственная власть отождествлялась, в основном, с властью царя или императора как наследника богов; 3) учения часто представляли собой этико-политические доктрины, в которых искусство управления государством подчас сводилось к нравственному совершенствованию правителей, к управлению силой личного примера; 4) как правило, учения создавались идеологами господствующих сословий и освящали социальное неравенство, но иногда господствующей идеологии противостояли взгляды угнетенных, бравших на вооружение учения, открыто критиковавшиеофициальные догмы (например, ранний буддизм, моизм, даосизм); 5) правовые конструкции носили прикладной и казусный характер: основное их содержание составляли проблемы регулирования процесса осуществления власти, квалификация конкретных правонарушений; довольно детально разрабатывались правила государственного управления (особенно в Древнем Египте и Китае), землепользования, религиозные и моральные запреты.

В сознании древних жителей долин рек Ганг и Инд утвердилось подчинение традиционным нормам коллектива, будь то родственники, сосед и профессиональное сообщество, каста. Такое подчинение считалось религиозным долгом - дхармой. Повседневная жизнь регулировалась неписаными правилами коллектива, но существовало и общее для индусов религиозное Предание («смри-ти» - память), которое было позднее зафиксировано в книгах о дхарме («Дхармашастрах»). В основе учений Древней Индии лежат ведические представления. «Веды» (с санскрита - «знание, ведение») - сборники религиозных и ритуальных текстов[16] .

Наиболее авторитетным для своего времени признавалась «Ману-смрити» или «Манавадхармашастра» («Наставления Ману о дхарме», «Законы Ману») - знаменитый древнеиндийский источник II в. до н. э. - - -Д в.-м..э.),-состоящий из 12 глав (2700 двустиший). Законы Ману включают действующий свод правил -дхарму, регламентируя все стороны жизни правоверного индуса (брак, очищение и прием пищи, искупление вины и покаяние, дхарму парей (предмет артхашастр), суд, имущественные отношения, преступления и наказания и др. В основе Законов Ману лежит и варновая система, состоящая из четырех закрытых групп, для каждой из которых существует своя дхарма. Защищается чистота варн («К брахманам, которые занимаются скотоводством, торговлей, ремеслом, являются актерами, слугами, ростовщиками, следует относиться как к шудрам»). Переход в высшие варны допускается после смерти человека как награда за терпение и кротость.)

«Законы Ману» послужили основой для многих других дхармашастр и комментариев, например, для «Нарада-смрити» («Законы Ману в изложении мудреца Нарады»), датируемой III в. Содержанием данной книги является рассмотрение судебных дел.

«Артхашастра» Каутильи («Наставления о пользе, или Наука политики»). Автором считается брахман Чанакьи (псевдоним - Каутилья) -министр-советник царя Чандра-гупты, основавшего могущественную империю Маурьев. Рукопись трактата перерабатывался и дополнялась в течение 4-3 вв. др н. э., окончательно оформилась в I в., состоит из 15 книг. Трактат посвящен различным вопросам государственного управления, а также некоторым юридическим вопросам. Основные положения учения таковы: сохранение определенной преемственности с системой дхарм. Воспроизводятся кастовые предписания, обеспечиваемые суровыми наказаниями, - о монополии жречества на отправление религиозного культа, о господстве наследственной знати и подчинении светских правителей жрецам (царь должен следовать дворцовому жрецу «как ученик учителю»)[17] .


Заключение

В процессе работы над мной контрольной мной сделаны следующие выводы.

В различных источниках можно найти несколько определений каст. Наиболее полное содержится в энциклопедии, согласно этому изданию касты это замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что могло быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности). Второе определение касты более лаконичное и краткое, касты – замкнутая общественная группа. И то и другое определение отражают общественные отношения.

Достаточно большие расслоения наблюдаем мы в Древнем Египте. За время древнего Царства социальные отношения и классовая и структура совершенствовалась. К эпохе Нового царства. времени оформились основные классы египетского общества: основные классы производителей — класс рабов и подневольных работников; класс мелких свободных производителей, жителей сельских общин, беднота городов; господствующий класс, включающий рабовладельцев, землевладельцев, представителей бюрократии, жречества, военной верхушки, зажиточных членов сельских общин. Каждый класс имел в свою очередь еще более дробное деление.

Особенно ярко выглядит расслоение общества в Древней Индии. Здесь и господствующий класс, и класс свободных мелких- производителей в Древней Индии делились на несколько варн, а внутри варн — на множество каст, что разделяло их многочисленными сословными, религиозными, правовыми и другими перегородками на сословные группы.

Правовые основы расслоения общества у древних государсв встречаются в Судебнике Хаммурэпи. В Индии наиболее авторитетным для своего времени признавалась «Ману-смрити» или Законы Ману, которые включали действующий свод правил -дхарму, регламентируя все стороны жизни правоверного индуса.

Список использованных источников

1. Васильев Л. С. История Востока. — М., 2004. — Т. 2.;

2. Гараджа В. И. Религиоведение. — М., 2004.

3. Морган Л. , Древнее общество, - М: Знание, 2005;

4. Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. — М., 2003.

5. Страхов М.М., История государства и права зарубежных стран, К: Конценрн «Ин Юрэ»,2007

6. Советская историческая энциклопедия, -М: Советская энциклопедия,1969.

7. Экономическая история. Проблемы, исследования, дискуссии, М: 2007

8. Экономическая история зарубежных стран, Минск: Экоперспектива,2005


[1] Советская историческая энциклопедия, -М: Советская энциклопедия,1969

[2] Морган Л. , Древнее общество, - М: Знание, 1990

[3] Морган Л. , Древнее общество, - М: Знание, 1990

[4] Экономическая история. Проблемы, исследования, дискуссии, М: 1993

[5] Васильев Л. С. История Востока. — М., 1999. — Т. 2

[6] Васильев Л. С. История Востока. — М., 1999. — Т. 2

[7] Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. — М., 1998.

[8] Васильев Л. С. История Востока. — М., 1999. — Т. 2

[9] Экономическая история. Проблемы, исследования, дискуссии, М: 1993

[10] Экономическая история. Проблемы, исследования, дискуссии, М: 1993

[11] Страхов М.М., История государства и права зарубежных стран, К: Конценрн «Ин Юрэ»,2003

[12] Страхов М.М., История государства и права зарубежных стран, К: Конценрн «Ин Юрэ»,2003

[13] . Гараджа В. И. Религиоведение. — М., 1995.

[14] Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. — М., 1998.

[15] Там же

[16] Васильев Л. С. История Востока. — М., 1999. — Т. 2.

[17] Васильев Л. С. История Востока. — М., 1999. — Т. 2

Скачать архив с текстом документа