Характер и его типы. Акцентуация характера

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: 1. Введение …...3 2. Понятие «характер». Соотношение характера и темперамента ..4-7 3. Классификация характеров 8

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………...3

2. Понятие «характер». Соотношение характера и темперамента……..........4-7

3. Классификация характеров……………………………………………………8

4. Акцентуация характера: понятие и виды………………………………….9-15

5. Воздействие суггестии (внушения) в соответствии с типом акцентуации………………………………………………………………..16-19

6. Проблема характера в современной психологии………………………..20-23

7. Заключение…………………………………………………………………….24

Введение

В работе на тему “Характер и его типы. Акцентуация характера” рассмотрены вопросы: понятие “характер”, учение о происхождении характера, типы характеров и их акцентуация. Слово “характер” употребляют, во-первых, когда хотят оценить поведение человека, во-вторых, когда речь идет не о случайных особенностях поведения, а о постоянных, привычных для данного человека формах поведения, в-третьих, когда речь идет поведении, которое выражает личность человека, его отношение к миру. Так же в работе представлен обзор лекции о проблемах характера в современной психологии.

Понятие «характер». Соотношение характера и темперамента.

Общее качество личности и совокупность ряда ее своеобразных черт — это и есть характер. Человек при взаимодействии с окружающей средой в своей деятельности формируется и проявляет различные индивидуально-психологические особенности.

Некоторые из этих особенностей слишком малозначащи, чтобы о них говорить, другие кратковременные, третьи вообще не влияют на отношение человека к окружающему и не сказываются на его деятельности, однако существуют и устойчивые индивидуально-психологические особенности, определяющие поведение человека.

Некоторые общие черты характера связаны с развитием и особенностями определенных психических процессов человека. Чертами характера эти особенности становятся лишь тогда, когда вместе с другими особенностями личности начинают определять свойственный именно этому человеку образ действий и отношения к окружающему[1] .

ХАРАКТЕР[2] - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных[3] :

- отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер, А.Ружицкий);

- противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус);

- ризнание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий);

- ризнание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев)[4] .

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.

Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.

В данном случае нужно говорить о типических чертах характера Н.Д.Левинтов считает, что тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей[5] .

Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты[6] : национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.

Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается[7] .

Классификация характеров.

В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров, деления их на типы. Основания для типизации, как правило вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей раздеть людей на группы по преобладающим качествам. Так сходные характеры могут наблюдаться у людей имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний); рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).

К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу[8] .

Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Инровертированный тип. Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.

Возможна также классификация на комфорный и самостоятельный; доминирующий и подчиняющийся; нормативный и анархический и прочие типы.

Черт характера чрезвычайно велико, каждая из черт имеет разную качественную степень выраженности.


Акцентуация характера: понятие и виды.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Практическая акцентуация[9] - это предельная величина, крайний вариант проявления нормы. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому “месту наименьшего сопротивления” данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Это слабое звено в характере человека проявляется только в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена, во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ведет себя без срывов не доставляя неприятностей ни окружающим, ни себе.

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера усилены, вследствие чего человек уязвим к определенным психогенным воздействиям при хорошей устойчивости к другим. По Личко - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении[10] .

В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера. Явные, или выраженные, акцентуации относят к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, представляющих требования к месту наименьшего сопротивления, в то время как психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба типа акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и т.д[11] .

Основные типы акцентуаций характера. (по А. Е. Личко. Классификация А.Е.Личко построена на основе наблюдений за подростками. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций)[12] .

Гипертимный тип . С детства отличаются большой шумливостью, общительностью, самостоятельностью, склонностью к озорству. Не смотря на хорошие способности, умение схватывать на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости. Главная черта—почти всегда хорошее настроение с хорошим самочувствием, цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, прекрасным аппетитом и крепким сном. Всегда тянутся в компанию, не переносят одиночество, стремятся к лидерству—роли вожака и заводилы. В выборе знакомств неразборчивы и легко оказываются в сомнительной компании. Любят риск и авантюры. Новые люди, места, предметы привлекают. Легко воодушевляясь, часто не доводят начатое до конца, меняют “хобби”. Свои способности и возможности обычно переоценивают. Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. Могут возникать ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверстников. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и ровного настроения. Длительность фаз меняется — сначала дни, потом 1—2 недели, с возрастом они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться. В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, все валится из рук. Что раньше давалось легко и просто - требует больших усилий. Труднее становится учиться. Общество окружающих тяготит, компании избегаются, приключения и риск теряют привлекательность, в эти дни они становятся вялыми домоседами. Мелкие неудачи переживаются тяжело. В период подъема бросаются в глаза не свойственные им рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.

Лабильный тип [13] . В детстве не отличаются от сверстников. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и резко от ничтожных и незаметных для окружающих поводов. От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Таких людей отличают глубокие чувства, привязанность к тем, кто их любят. Утраты переносятся тяжело. Свойственна преданная дружба. Астеноневротический тип. С детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях первые признаки возникают только в подростковом возрасте. Главными чертами являются утомляемость, раздражительность, мнительность и капризность. Самооценка отражает заботу о здоровье. Срывы возникают тогда, когда осознается нереальность надежд и желаний.

Сенситивный тип [14] . С детства пугливы и боязливы. Страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни дома. Сторонятся бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке. Не склонны к общению с незнакомыми. На самом деле достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с ними увереннее. К родным бывают привязаны, даже при холодном обращении с ними. Отличаются послушанием. Увлечения двоякие. Одни носят интеллектуально-эстетический характер (музыка, рисование, домашние цветы, певчие птицы), удовольствие от процесса занятий. Другие увлечения обусловлены реакцией гиперкомпенсации. Здесь важен достигаемый результат и признание со стороны. Самооценка имеет высокий уровень объективности. Лгать и притворяться не любят и не умеют.

Психастенический тип [15] . В детстве, наряду с робостью, проявляется моторная неловкость, склонность к рассуждательству и не по возрасту “интеллектуальные” интересы. Иногда начинаются фобии, т. е. боязнь новых людей и предметов, темноты, страх оказаться за запертой дверью. Критический период - первые классы школы, когда безмятежное детство сменяется первыми требованиями, ответственностью. Главные черты- нерешительность, склонность к рассуждениям, мнительность в виде опасений за будущее — свое и близких, любовь к самоанализу и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, мыслей: как бы не случилось чего-нибудь ужасного с ними или с близкими. Невзгоды, уже случившиеся, пугают их гораздо меньше. Нерешительность проявляется, когда надо сделать самостоятельный выбор. Но принятое решение должно быть немедленно исполнено. “Повышенная ответственность” может быть связана с большой надеждой родителей на выдающиеся успехи в учебе, музыке. Подросток страшится её не оправдать, чтобы не утратить всей полноты родительской любви.

Шизоидный тип [16] . С первых лет дети любят играть одни. Мало тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушая их беседы, не по-детски сдержаны и холодны. В подростковом возрасте все черты заостряются. Бросаются в глаза замкнутость и отгороженность. Некоторые поступки могут показаться жестокими, но они связаны с неспособностью чувствовать страдания других, а не с желанием получить садистское наслаждение. Внутренний мир закрыт для посторонних и заполнен фантазиями и увлечениями. Могут раскрываться неожиданно перед человеком малознакомым, но чем-то импонирующим. Увлечения необычны, постоянны. Чаще встречаются интеллектуально-эстетические хобби, которые нередко таят от других, боясь непонимания и насмешек. Делятся ими, если встречают интерес, но никогда не выставляют напоказ. В спорте предпочитают индивидуальные занятия, но не коллективные игры. Любят одинокие многочасовые прогулки. Ударам по “слабому звену” шизоидной акцентуации является ситуация, где необходимо быстро вступать в неформальные контакты (формальные контакты, в отличие от сенситивных подростков, при шизоидной акцентуации даются относительно легко). Непереносимым является также грубое насильственное вторжение в интимный мир фантазий и увлечений. Другие психические травмы переносятся стойко. В целом шизоидная акцентуация обычно не препятствует хорошей социальной адаптации.

Эпилептоидный тип. Ребенок может часами плакать и его невозможно ни утешить, ни отвлечь. Могут выявиться садистские склонности, дети мучают животных, дразнят младших, издеваются над беспомощными. Отмечается недетская бережливость по отношению к одежде, игрушкам, всему “своему” и крайне злобная реакция на тех, кто на них покушается. Вспышки возбуждения при первом впечатлении кажутся внезапными, но аффект накипает долго и постепенно. Повод для взрыва может быть ничтожным. Хорошо адаптируются к строгой дисциплине, умеют подольститься к начальству, заполучить власть над другими и умело использовать ее для своей выгоды. Среди увлечений - склонность к азартным играм, страсть к обогащению. Коллекционирование привлекает материальной ценностью. В спорте заманчиво развитие силы. Скрытая акцентуация по эпилептоидному типу обнаруживается при конфликтах по поводу ущемления интересов, при возможности проявить деспотическую власть, под влиянием алкогольного опьянения.
Истероидный тип. Главная черта - эгоцентризм, жажда внимания окружающих, потребность вызывать восхищение, почитание, сочувствие. Предпочитается даже негодование в отношении себя, но только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества определяются этим. Лживость и фантазирование направлены на приукрашивание своей личности, чтобы привлечь внимание. Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств, переживания театральны, при склонности к позерству. Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, чтобы обратить на себя внимание. Удары по эгоцентризму являются самыми чувствительными для истероидной натуры. Неспособность занять видное положение, разоблачение приукрашивающих вымыслов с перспективой быть осмеянными и низвергнутыми с пьедестала, утрата внимания со стороны значимых лиц — все это может повести и к острым аффективным реакциям демонстративного типа, включая суицидальные демонстрации, к истерическому неврозу, к демонстративным нарушениям поведения.

Неустойчивый тип [17] . С детства отличаются непослушанием, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. У части встречаются симптомы невропатии (ночной энурез, заикание и др.). Все увлечения, требующие труда, для них непостижимы. Доступным оказывается только информативно - коммуникативный тип хобби, да азартные игры. Отсюда многочасовая пустая болтовня, детективно-приключенческие интересы. Веселая компания важнее преданного друга. К занятиям спортом испытывают отвращение. Только автомашина и мотоцикл заманчивы как источники наслаждения скоростью с рулем в руках. Угоняют машины и мотоциклы с целью покататься. Главное “слабое звено неустойчивой акцентуации — остаться без пристального надзора, быть предоставленным самому себе.

Конформный тип [18] . Главная черта — постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правимо—думать “как все”, поступать “как все”, стараться, чтобы все было “как у всех” — от одежды и манеры вести себя до мировоззрения и суждений. Стремясь всегда соответствовать окружению, совершенно не могут ему противостоять. В хорошем окружении становятся неплохими людьми, исполнительными работниками. Но, попав в дурную среду, со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения. Слабое место в конформном характере—непереносимость крутых перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества может послужить причиной реактивных состояний. Дурное влияние среды чаще всего толкает к алкоголизации.

Смешанные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других практически никогда. Существует два рода сочетаний. Промежуточные типы обусловлены прежде всего генетическими факторами, а также особенностями развития в раннем детстве. Амальгамные типы — это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов.

Воздействие суггестии (внушения)[19] в соответствии с типом акцентуации:

Возможные типы акцентуаций суггеренда[20] :

1. Демонстративный (истероидный тип). Предположить наличие у человека истероидных черт характера дают основание следующие особенности его поведения[21] :

· излишняя аффектация поведения;

· постоянное стремление быть на виду;

· поиск признания;

· желание “себя показать”, усиливающееся в присутствии свидетелей, т.е. стремление все делать “на публику”;

· эгоцентричность поведения;

· неустойчивость настроения;

· крайняя нетерпимость к критике;

· естественное, открытое, контактное поведение — лишь наедине с кем-то.

Учитывая все это, суггестивное воздействие на таких лиц лучше проводить с глазу на глаз, без посторонних. Во время воздействия при его спокойном состоянии желательно больше обращать внимание на его хорошие качества и успехи. Если же личность такого типа возбуждена и в присутствии других его поведение приобретает выраженную театральность, лучший эффект дает резкий окрик типа “Стойте!”, “Сядьте!”, “Тихо!”, “Помолчите!”, “Неправда!” и т. п., после чего сразу же должны последовать фразы внушения. При этом необходимо вскользь подчеркивать положительные качества личности и его успехи. Речь суггестора[22] при этом должна быть темпераментной (нельзя давать опомниться), слова — конкретными, вескими, решительными, категоричными.

2. Замкнутый тип[23] . Это молчаливый, замкнутый человек, всем своим поведением показывающий, что лишние разговоры ему неприятны. Как правило, такая скрытность — своего рода маска, за которой скрывается его нерешительность, робость, стеснительность. Общение с такими людьми должно быть предельно лаконичным. Содержание внушения должно опираться на реальные факты, быть очень конкретным. Таким людям нравятся сильные личности (хотя они это скрывают), поэтому ими хорошо выполняются любые приказы, произнесенные уверенным тоном.

3. Развязный тип[24] . Бывает, что внутреннюю неуверенность человек маскирует своей излишней развязностью. Необходимо различать людей, стремящихся все время что-то доказывать окружающим и убеждающих в чем-то самих себя. Несмотря на их мнимую веселость и псевдообщительность, общение с такими людьми должно быть сдержанным, предельно лаконичным, одобрение — скупым и только за конкретное выполненное дело, за достигнутый результат. Любое перебарщивание обязательно вызовет подозрительность, которая будет препятствовать выполнению цели воздействия.

4. Возбудимый тип[25] . Это люди с неуравновешенным характером, склонные к импульсивному поведению, аффективным реакциям. Вспышки беспочвенного гнева у них могут чередоваться с периодами излишней предупредительности, услужливости, рьяно демонстрируемой лояльности. В момент приступа гнева не нужно с ними спорить, пытаться что-то доказать и показать. Единственное, что даст эффект — внезапное переключение их внимания, отвлечение от предмета возбуждения. В момент возникшего спокойного состояния нужно провести необходимое внушение ровным, спокойным голосом. Наряду со сдержанностью, сохранением определенной “дистанции” важно настойчиво проводить свои идеи. Необходимо чередовать переключение на нейтральную тему и вновь — на подлежащие внушению вопросы.

5. Тревожно-мнительный тип[26] . Такие люди хорошо воспринимают волевую, уверенную манеру поведения суггестера. На них отлично действуют слова, произносимые спокойно и авторитетно, а также разумная похвала их действиям. Учитывая их неуверенность в себе, не следует давать им задания, рассчитанные на длительный период. Каждая инструкция должна быть краткой и четкой. После выполнения задания необходимо дать таким людям понять, что все они сделали правильно, похвалить или, спокойно проанализировав неудачу, дать новую краткую инструкцию.

Хорошо подвержены внушению те, кто[27] :

·Проявляют свою слабохарактерность (робкие, стеснительные, пугливые).

·Не склонны подвергать слова других сомнению (простодушные, доверчивые).

·Люди с низкой самооценкой — покорные, предрасположенные к зависимости от других (ищут себе “хозяина”, очень услужливые).

·Обладают слабым логическим мышлением.

·Имеют медленный тип психической деятельности.

·Впечатлительны и суеверны.

·Страдают психопатией, импотенцией, наркоманией.

Трудно поддаются внушению те, кто:

· Занимают активную жизненную позицию (энергичные, инициативные).

·Обладают сильными волевыми качествами (а также самолюбивые, высокомерные).

·Имеют очень замкнутый и угрюмый характер.

·Исключительно эксцентрично и откровенно проявляют свои чувства.

·Не зависят ни от кого, а, напротив, имеют кого-то, зависящего от себя.

Проведению внушения способствуют[28] :

·Воздействие не на одного человека, а на группу людей или на толпу.

·Экстравертированность суггеренда (преимущественная направленность личности на мир внешних объектов).

·Полное отсутствие информации (неосведомленность или некомпетентность) или же ее чрезвычайная противоречивость.

·Очень авторитетный (как живой, так и печатный) и при этом хорошо знакомый источник.

·Внутреннее ощущение зависимости от кого-то или чего-то у суггеренда.

·Сильное психофизическое истощение и переутомление объекта.

·Некая тревожность, стрессовое состояние или психологическая напряженность суггеренда (гнев, экстаз, страх, поиск выхода из сложной ситуации).

·Явная желательность или приятность внушаемой информации.

·Жесткая категоричность заявлений и требований.

·Шоковая неожиданность сообщения.

·Недостаток времени для принятия суггерендом решения.

·Повторяемость подсовываемой информации.

·Абсолютная логичность (или видимость этого) и особая эмоциональность сообщаемой информации.


Проблема характера в современной психологии.

Проблема характера занимает видное место в психологии начиная с древности, когда Теофраст, которого с полным основанием можно считать пионером в постановке данной проблемы, написал свою знаменитую по резонансу в науке книгу «Характеры». В XVIII в. развернулась интенсивная полемика о происхождении характера между К. Гельвецием и Д. Дидро. Особое внимание психологии характера уделялось в XIX в. Достаточно указать на работы английских ученых Дж. Ст. Милля, Гальтона, Бэна, французских исследователей Пере, Фулье, Рибо, Полана, Малапера, занимавшихся по преимуществу типологией характера, монографии немецких ученых Штерна, Кречмера, Гофмана, Эвальда, Клягеса. В свое время Дж. Ст. Милль предложил выделить как особую науку этологию, подразумевая под ней характерологию, поскольку до Теофраста для обознания тех свойств или черт характера, которые впоследствии получили название «характер», употреблялся термин «этос»[29] .

Популярности изучения характера способствовало большое значение этой проблемы в жизни. Поэтому она издавна привлекала внимание не только психологов, но и моралистов (Монтень, Лярошфуко, Лябрюйер, Вовенарг). Характер — одно из стержневых понятий и в литературоведении[30] .

Большое место проблема характера занимала и в нашей отечественной психологии, в работах Лесгафта, Ушинского, Каптерева и особенно Лазурского, предложившего выделить особую науку о характере, или характерологию. Можно сказать, что в нашей психологии создалась своего рода традиция рассмотрения психических особенностей человека в характерологическом аспекте, причем в противоположность французским психологам-функционалистам наши психологи, не ограничиваясь аналитическим рассмотрением характера, делали акцент на его целостности и индивидуальном своеобразии. Предложенные Лесгафтом и Лазурским типологии характеров не маскировали, а скорее обнажали многообразие индивидуальных характеров в пределах одного и того же типа.

Почему же столько ученых привлекает данный предмет?

Рассмотрим некоторые причины, которые выделяет Н. Д. Левитов в своей статье.

1. тенденции отождествлять характер с личностью, которая будто бы является более изученной, чем характер;

2. отнесение характера к этике и тем самым признание незакономерности его включения в систему психологии;

3. сомнение в возможности изучения характера как уникального явления[31] .

Нередко психологи склонны считать личность и характер синонимическими понятиями и поэтому не находят нужным выделять характер. Так, Дреджер пишет, что нельзя отчетливо дифференцировать «характер» и «личность». Немецкий термин означает приблизительно то же самое, что «личность» для многих английских и американских авторитетов. Согласно Кендлеру, личность — «организация конфигураций поведения, которая характеризует личность как индивидуума в различных ситуациях. Данное определение с полным основанием может быть отнесено к характеру. Такое же значение имеет и определение, сделанное Байроном. «Сфера личности» определяется как та отрасль психологии, которая имеет дело с измерениями индивидуальных различий. Эти измерения понимаются как варианты личности.

Не отождествляя характер в широком и скорее формальном смысле с личностью, можно считать его особым аспектом личности. Согласно нашему определению, характер представляет собой «индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки»[32] .

Мы предпочитаем в определении характера говорить об индивидуально своеобразных и ярко выраженных психических чертах не личности, а человека, потому что, хотя область личности в настоящее время является одной их самых популярных, если не самой популярной в психологии, все же остается еще много нерешенных и запутанных вопросов в самом понимании того, что такое личность и какова ее психологическая структура.

Характер не только аспект, но и компонент личности. К сожалению, нет общепринятого понимания структуры личности. К. К. Платонов сделал попытку детально разработать структуру личности, представив ее как объединение нескольких субструктур, но эта попытка вызывает большие сомнения[33] .

Следует признать, что до настоящего времени сохраняет свою убедительность та структура личности, которую предложил СЛ. Рубинштейн в пятой части своей книги «Основы общей психологии». Он различал в личности направленность, способности, темперамент, характер и самосознание. Несколько искусственно к этим действительно важнейшим компонентам личности присоединен ее жизненный путь, который имеет большое значение для понимания генезиса личности, но не идет в один ряд с направленностью, способностями, темпераментом, характером и самосознанием. Фактически понимание компонентов личности, выдвинутое С. Л. Рубинштейном, разделяется А. Г. Ковалевым, когда он говорит о сложных структурах, противопоставляя эти структуры простым и в этом отношении сближаясь с Айзенком, предложившим иерархическую структуру личности, начинающуюся с простых реакций и кончающуюся сложными чертами и типами.

Понимание характера не только как аспекта, но и как компонента личности вполне оправдано. Как компонент личности характер в работах всех советских психологов трактуется как выражение черт направленности или системы отношений и волевых черт[34] .

Кэттел среди основных факторов («первичных черт») личности указывает силу и слабость «сверх-я», что, по его заявлению, «соответствует общепринятому значению характера». Сила «сверх-я» в данном случае означает силу воли человека, действующего твердо и принципиально, а слабость «сверх-я» — слабость воли человека, неустойчивого в своих действиях, непринципиального.

Несомненно, волевые черты наиболее проявляются в характере как компоненте личности, где они варьируют в зависимости от черт направленности и потому должны изучаться в целостном характере.

Следует восстановить в правах психологию характера как предмет человековедения, что, несомненно, должно помочь глубже понять личность во всем многообразии ее индивидуальных и типических вариантов[35] .


Заключение.

Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках. Характер – это отношение, закрепленное в привычных формах поведения.

Физиологическая основа характера – это сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания. На базе любого типа нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Характер не наследуется и не является прирожденным, а так же постоянным и неизменным свойством личности, характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека и его воспитания. Характер связан с темпераментом и способностями. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика- в спокойной деловитости. Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой[36] .


Список литературы:

1. Левитов Н. Д. / Проблема характера в современной психологии / Н. Д. Левитов / http://www.psychology-online.net/articles/doc-1266.html / дата обращения: 5.01.2011

2. Мелихов И. Н. / Скрытый гипноз. Практическое руководство Советы по использованию прямого внушения / И. Н. Мелихов / http://polbu.ru/melihov_hypnosis/ch09_all.html / дата обращения: 5.01.2011

3. Мир словарей / http://mirslovarei.com/content_psy/SUGGESTOR-39566.html / дата обращения: 30.12.2010

4. Мир словарей / http://mirslovarei.com/content_psy/SUGGEREND-39564.html / дата обращения: 4.01.2011

5. Типы характера, изучение характера. Индивидуально-психологические особенности характера / http://www.effecton.ru/282.html / дата обращения: 5.01.2011

6. Философская энциклопедия / http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3419/%D0%A1%D0%A3%D0%93%D0%93%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%98%D0%AF / дата обращения: 4.01.2011

7. Философская энциклопедия / http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3419/%D0%A1%D0%A3%D0%93%D0%93%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%98%D0%AF / дата обращения: 4.01.2011

8. Характер в структуре личности / http://www.ucheba.ru/referats/7735.html / дата обращения: 5.02.2011


[1] Типы характера, изучение характера. Индивидуально-психологические особенности характера / http://www.effecton.ru/282.html / дата обращения: 5.01.2011

[2] Характер в структуре личности / http://www.ucheba.ru/referats/7735.html / дата обращения: 5.02.2011

[3] Там же.

[4] Характер в структуре личности / http://www.ucheba.ru/referats/7735.html / дата обращения: 5.02.2011

[5] Характер в структуре личности / http://www.ucheba.ru/referats/7735.html / дата обращения: 5.02.2011

[6] Там же.

[7] Характер в структуре личности / http://www.ucheba.ru/referats/7735.html / дата обращения: 5.02.2011

[8] Типы характера, изучение характера. Индивидуально-психологические особенности характера / http://www.effecton.ru/282.html / дата обращения: 5.01.2011

[9] Характер в структуре личности / http://www.ucheba.ru/referats/7735.html / дата обращения: 5.02.2011

[10] Характер и его типы. Акцентуация характера. / http://pda./%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0 / дата обращения: 4.01.2011

[11] Характер в структуре личности / http://www.ucheba.ru/referats/7735.html / дата обращения: 5.02.2011

[12] Характер и его типы. Акцентуация характера. / http://pda./%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0 / дата обращения: 4.01.2011

[13] Характер и его типы. Акцентуация характера. / http://pda./%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0 / дата обращения: 4.01.2011

[14] Там же.

[15] Характер и его типы. Акцентуация характера. / http://pda./%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0 / дата обращения: 4.01.2011

[16] Характер и его типы. Акцентуация характера. / http://pda./%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0 / дата обращения: 4.01.2011

[17] Характер и его типы. Акцентуация характера. / http://pda./%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0 / дата обращения: 4.01.2011

[18] Характер и его типы. Акцентуация характера. / http://pda./%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0 / дата обращения: 4.01.2011

[19] Суггестия - психическое внушение, изменение процессов мышления, чувствования и реакций, большей частью не замечаемое тем, кто подвергается внушению со стороны (чужая суггестия) или со стороны самого себя (аутосуггестия, самовнушение). – Философская энциклопедия / http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3419/%D0%A1%D0%A3%D0%93%D0%93%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%98%D0%AF / дата обращения: 4.01.2011

[20] Суггеренд - объект гетеросуггестии; им может быть как отдельный человек, так и группа, социальный слой и пр. – Мир словарей / http://mirslovarei.com/content_psy/SUGGEREND-39564.html / дата обращения: 4.01.2011

[21] Мелихов И. Н. / Скрытый гипноз. Практическое руководство Советы по использованию прямого внушения / И. Н. Мелихов / http://polbu.ru/melihov_hypnosis/ch09_all.html / дата обращения: 5.01.2011

[22] Суггестор - источник внушения (суггестии); им может быть индивид, группа, средства массовой информации. – Мир словарей / http://mirslovarei.com/content_psy/SUGGESTOR-39566.html / дата обращения: 30.12.2010

[23] Мелихов И. Н. / Скрытый гипноз. Практическое руководство Советы по использованию прямого внушения / И. Н. Мелихов / http://polbu.ru/melihov_hypnosis/ch09_all.html / дата обращения: 5.01.2011

[24] Там же.

[25] Там же.

[26] Мелихов И. Н. / Скрытый гипноз. Практическое руководство Советы по использованию прямого внушения / И. Н. Мелихов / http://polbu.ru/melihov_hypnosis/ch09_all.html / дата обращения: 5.01.2011

[27] Там же.

[28] Мелихов И. Н. / Скрытый гипноз. Практическое руководство Советы по использованию прямого внушения / И. Н. Мелихов / http://polbu.ru/melihov_hypnosis/ch09_all.html / дата обращения: 5.01.2011

[29] Левитов Н. Д. / Проблема характера в современной психологии / Н. Д. Левитов / http://www.psychology-online.net/articles/doc-1266.html / дата обращения: 5.01.2011

[30] Там же.

[31] Левитов Н. Д. / Проблема характера в современной психологии / Н. Д. Левитов / http://www.psychology-online.net/articles/doc-1266.html / дата обращения: 5.01.2011

[32] Там же.

[33] Левитов Н. Д. / Проблема характера в современной психологии / Н. Д. Левитов / http://www.psychology-online.net/articles/doc-1266.html / дата обращения: 5.01.2011

[34] Левитов Н. Д. / Проблема характера в современной психологии / Н. Д. Левитов / http://www.psychology-online.net/articles/doc-1266.html / дата обращения: 5.01.2011

[35] Левитов Н. Д. / Проблема характера в современной психологии / Н. Д. Левитов / http://www.psychology-online.net/articles/doc-1266.html / дата обращения: 5.01.2011

[36] Характер и его типы. Акцентуация характера. / http://pda./%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0 / дата обращения: 4.01.2011

Скачать архив с текстом документа