Характеристика порядка назначения трудовой пенсии в России
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение ..3 Глава 1. Общая характеристика пенсии по старости ...5 Понятие трудовой пенсии по старости ..5Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика пенсии по старости………………...5
1.1 Понятие трудовой пенсии по старости……………………..5
1.2 Трудовые пенсии по инвалидности …………………………7
1.3 Трудовые пенсии по потере кормильца…………………….10
Глава 2. Порядок назначения пенсии по старости (по возрасту)…..14
Заключение…………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………......................19
Введение.
Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации предполагает установить правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации.
Целью создания обязательных профессиональных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. При этом под льготным пенсионным периодом понимается период с момента возникновения права застрахованного лица на получение выплаты из профессиональной пенсионной системы до достижения им возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом у О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы будут иметь лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями труда, в пользу которых работодателем уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.
Выделение льготных профессиональных пенсий в самостоятельную пенсионную систему с автономным финансированием порождает дополнительные проблемы для получателей этого вида пенсий при достижении общеустановленного пенсионного возраста, то есть в то время, когда начинается выплата пенсий по старости.
Расчеты показывают, что размеры пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течение трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это прежде всего с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.
Глава 1. Общая характеристика трудовой пенсии по старости.
1.1 Понятие трудовой пенсии по старости.
Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.
Во-первых, она назначается пожизненно.
Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен страховым.
В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.
Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.
Разработчики Закона О государственных пенсиях в Российской Федерации исходили из концепции заработанной пенсии, поэтому они закрепили правило, в соответствии с которым работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.
Этот вопрос остается дискуссионным. Существует мнение, что право на одновременное получение пенсии и заработной платы противоречит целевому назначению пенсии. Пенсия должна служить основным источником средств существования в тот период, когда человек уже не может или не хочет трудиться в связи с достижением установленного возраста. Такой подход довольно четко прослеживается в Концепции и Программе пенсионной реформы.
Однако помимо прямого запрета, можно создать более гибкие механизмы. Задача заключается в том, чтобы пенсионер был экономически заинтересован в отказе от получения пенсии в случае продолжения работы. Одним из возможных вариантов является увеличение размера пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста без получения заработной платы.
Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации определяет виды трудовых пенсий и устанавливает основания и условия их назначения, правила исчисления, перерасчета и индексации. В нем не содержится понятия досрочные пенсии, однако основания и условия назначения досрочных пенсий сохранены.
Как и ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года О государственных пенсиях в Российской Федерации, Законом о трудовых пенсиях предусматривается три вида трудовых пенсий:
- по старости;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца (статья 5 Закона).
Прежним остался и возраст выхода на пенсию: для женщин - 55 лет; для мужчин - 60 лет.
Трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей:
- базовой;
- страховой;
- накопительной.
1.2 Реформа пенсионной системы.
Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в РФ представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы большого количества людей. Глубокий кризис, который переживает государственная пенсионная система РФ сегодня, в значительной мере был спровоцирован резким скачком цен в 1992 году, не сопровождавшимся принятием действенных мер по поддержанию покупательной способности пенсии. Также причина этого кризиса кроется и в самой системе пенсионного обеспечения, в законодательстве, которым она закрепляется. Между началом уплаты взноса и выходом на пенсию проходит очень много времени. Это приводит к тому, что не эффективные и ошибочные решения оказываются очевидными только по прошествии длительного периода. Поэтому проблемы, которые приходится решать сегодня, во многом порождены несовершенством подходов прошлых лет. Сюда относят, в частности: - несовершенство взаимоотношений пенсионного и федерального бюджетов;
- индексация пенсий, не учитывающая наличие финансовых источников;
- нерациональная структура пенсионных прав, в которых значительную долю занимают льготы для множества профессий.
Недостатки финансовой базы пенсионного обеспечения в немалой степени объясняются отсутствием какой-либо заинтересованности граждан в перечислении страховых взносов в пенсионный фонд из-за их обезличивания и из-за того, что общая сумма поступавших страховых взносов не влияла на размер получаемой пенсии. На финансовой устойчивости пенсионной системы сказывается низкое соотношение численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами. Число пенсионеров растет, численность работающих в народном хозяйстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение. В настоящий момент в РФ на одного пенсионера приходится только 1,7 работающих. По данным демографического прогноза, наиболее трудный период ожидается в 2007-2008 годах. Действующая пенсионная система сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной собственности , и государство жестко регулировало все сферы жизни общества и народного хозяйства. С помощью пенсионного обеспечения решались многие несвойственные для нее задачи. В частности, в целях привлечения работников на работы, связанные с неблагоприятными условиями труда, в районы Крайнего Севера создано законодательство, которое предусматривает снижение установленного пенсионного возраста. Значительные преимущества установлены для назначения пенсии за выслугу лет. Наличие многочисленных льгот по возрасту ставит трудящихся в неравные условия, приводит к ситуации, когда независимо от продолжительности срока, в течение которого уплачивались взносы и их величины, получают пенсии большего размера в течение более длительного периода. Основными проблемами пенсионного обеспечения на данном этапе являются длительные задержки выплат пенсий, низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий.
Минимальный размер пенсии значительно ниже прожиточного минимума нетрудоспособного населения, несмотря на то, что в нашей стране установлен высокий тариф страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд (29% оплаты труда). При существующей системе пенсионного обеспечения заработная плата и прошлый трудовой вклад пенсионера не играют сколько-нибудь заметную роль при исчислении размера пенсии. Идет процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров пенсии. Все эти причины обусловили необходимость реформы существующей системы пенсионного обеспечения РФ. Концепцией пенсионной реформы предлагается переход от распределительной системы к накопительной системе финансирования пенсий. Накопительная система предполагает три уровня пенсионного обеспечения граждан. Пенсионная реформа предлагает введение индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. С 01 января 1997 года на всей территории РФ уже вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Суть персонифицированного учета в том, что для каждого работающего открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем пенсии по возрасту. Система учета строится таким образом, что где бы человек не работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и заработке будут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой счет. Обеспечиваются достоверность данных, их сохранность и конфиденциальность. При наступлении страхового случая, определенным пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного учета, хранящихся в индивидуальном лицевом счете, данному застрахованному лицу назначается пенсия. Концепцией пенсионной реформы предполагается введение трех уровней пенсий:
- социальные (базовые) пенсии;
- трудовые (страховые) пенсии;
- негосударственные (дополнительные) пенсии.
Намечается изменение в соотношениях в размерах взносов, уплачиваемых гражданами и организациями в пенсионный фонд, поэтапно установить для них одинаковую норму страховых взносов в процентах к заработку работника. При том, чтобы работник не страдал от такого решения, заработную плату предлагается увеличить на ту часть страховых взносов, которую он будет выплачивать вместо работодателя. Сумма страховых взносов не должна увеличиться. Предполагается, что работник, зная, что размер пенсии зависит от продолжительности уплаты страховых взносов, вынужден будет включиться в механизм контроля за их своевременной уплатой. Это позволит избежать или, по крайней мере, сократить количество случаев неуплаты взносов в пенсионный фонд.
Размер базовой части трудовой пенсии.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости определен непосредственно Законом о трудовых пенсиях в сумме 450 рублей в месяц (статья 14). Вместе с тем для некоторых категорий базовая часть пенсии повышается. Так лицам в возрасте 80 лет и старше и инвалидам, имеющим ограниченную способность к трудовой деятельности 3 степени, базовая часть составляет 900 руб. Увеличенная базовая часть пенсии полагается также пенсионеру по возрасту, имеющему нетрудоспособных иждивенцев (1 иждивенец - 600 руб., 2 - 750 руб., 3 и более - 900 руб.). Лицам в возрасте 80 лет и старше и инвалидам, имеющим ограниченную способность к трудовой деятельности 3 степени, и имеющим 1 иждивенца - 1050 руб., 2 - 1200 руб., 3 и более 1350 руб.
Страховая часть пенсии определяется путем деления суммы расчетного пенсионного капитала соответствующего лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, установленного Законом о трудовых пенсиях в 19 лет (228 месяцев). При этом данный срок установлен одинаковый и для мужчин и для женщин, несмотря на то, что пенсионный возраст у них разный (пункт 5 статьи 14). 8
Глава 2. Порядок назначения пенсии по старости (по возрасту).
2.1 Общие основания, определяющие право на пенсию по старости.
Закон РФ О государственных пенсиях в РФ предусматривает общие и льготные основания для получения пенсии по старости.
На общих основаниях трудовая пенсия назначается: мужчинам - по достижении 60 лет, при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.
В большинстве экономически развитых стран пенсионный возраст на 57 лет выше, чем в России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право на пенсию в связи с сокращением средней продолжительности жизни в стране. В частности, уже сегодня средняя продолжительность жизни мужчин составляет только 57 лет.
В случае введения накопительного механизма финансирования пенсий по старости величина пенсии будет определяться путем деления условного капитала, отраженного на условно-накопительном счете в ПФР, на ожидаемую продолжительность жизни в месяцах после достижения пенсионного возраста.
Таким образом, женщины, достигшие 55 лет, будут получать значительно меньше, чем 60-летние мужчины, а, следовательно, у них возникнут стимулы для отсрочки фактического ухода на пенсию. Таким образом, без изменения законодательной нормы на практике произойдет выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин.
Однако в таком подходе содержится элемент дискриминации по признаку пола. Ожидаемая продолжительность жизни является слишком неопределенным среднестатистическим показателем, тогда как речь идет о субъективном праве на пенсию конкретного лица. Женщины и мужчины одинакового возраста, имеющие одинаковую сумму пенсионных накоплений, должны получать одинаковую по размеру пенсию. Но на практике женщины вряд ли смогут приобрести одинаковый с мужчинами объем накоплений, так как средняя заработная плата у женщин ниже, чем у мужчин. Продолжительность их страхового стажа также в большинстве случаев будет меньше чем у мужчин из-за перерывов в работе, связанных с уходом за малолетними детьми. Следовательно, размер пенсии женщин в среднем будет ниже, чем у мужчин и без учета ожидаемой продолжительности жизни.
Вторым необходимым элементом сложного юридического состава, определяющего право на трудовую пенсию по старости, является общий трудовой стаж (ОТС). Периоды, включаемые в ОТС на основании действующего законодательства, рассмотрены в параграфе 7.2. По замыслу авторов пенсионной реформы, трудовая пенсия должна быть освобождена от несвойственных ей функций. В ходе реформы планируется установить соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица с учетом продолжительности уплаты и величины страховых взносов. Стажевые требования для трудовых пенсий будут связаны с периодом уплаты страховых взносов. А трудовая пенсия будет исчисляться пропорционально страховому стажу.
2.2 Размеры трудовых пенсий по старости.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК/Т,
Где:
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).
Размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованных лиц, являвшихся получателями страховой части трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им окончательно была прекращена выплата указанной части этой пенсии. При назначении страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 рублей в месяц. Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН/Т,
Где:
НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.
Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
П=БЧ+СЧ+НЧ,
Где:
П - размер трудовой пенсии по старости;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии по старости (пункты 1-4(1) настоящей статьи);
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости (пункт 5 настоящей статьи);
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости (пункт 9 настоящей статьи).
1.2. Пенсия по инвалидности.
С 1 января 2002 г. трудовые пенсии по инвалидности назначаются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2009 г. №173-ФЗ. Новые условия пенсионного обеспечения по инвалидности существенно отличаются от прежних.
Прежде всего, Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2009 г. № 173-ФЗ (далее - Закон о трудовых пенсиях) введено иное понятие инвалидности. Законодатель отказался от ее деления на три группы. Теперь вместо группы инвалидности необходимо подтвердить ограничение способности к труду одной из трех степеней, определяемое по медицинским показаниям (п. 1 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). Порядок признания гражданина инвалидом, установления периода инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности органами Государственной медико-социальной экспертизы утверждается Правительством РФ (п. 2 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). В настоящее время эти органы руководствуются Постановлением Правительства РФ «О порядке признания граждан инвалидами» от 13 августа 1996 г. № 965 (в ред. от 26 октября 2000 г., а также Классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденными Приказом Минздрава РФ № 30 и Постановлением Минтруда РФ № 1 от 29 января 1997 г. Согласно этим нормативно-правовым актам инвалидность определяется как социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. При этом ограничение жизнедеятельности характеризуется ограничением не только способности к труду, но также к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, контролю за своим поведением и(или) обучению. Например, критерием для определения I группы инвалидности является такое нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, которое приводит к резко выраженному ограничению хотя бы одной из следующих категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию, либо к передвижению, ориентации, общению, контролю за своим поведением. При этом вопрос о степени способности к трудовой деятельности даже не ставится. Среди критериев ограничения жизнедеятельности, при которых устанавливается II группа инвалидности, называется ограничение способности к трудовой деятельности третьей либо второй степени. Третья степень ограничения способности к труду свидетельствует о полной неспособности к трудовой деятельности. Вторая степень - это способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц. Среди нескольких категорий ограничений жизнедеятельности, дающих основание для определения III группы инвалидности, значится ограничение способности к трудовой деятельности первой степени. Под ней понимается способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможность выполнения работы по своей профессии. Очевидно, что при переходе к новому понятию инвалидности для целей пенсионного обеспечения критерии деления ограничений способности к труду будут применяться в нынешнем их понимании, учитываться же впредь будут наличие и степень ограничения лишь этой категории жизнедеятельности. Так, сегодня, например, лица со стойким значительно выраженным расстройством функции зрения (слепые) признаются инвалидами I группы безотносительно к тому, могут ли они работать. Если же такой инвалид работает (например, музыкантом, преподавателем вуза, массажистом, станочником, сборщиком деталей и т.п.), очевидно, что он не может быть признан нетрудоспособным, т.е. имеющим ограничения к трудовой деятельности третьей степени. Речь в таких случаях может идти о второй либо даже первой степени такого ограничения и, соответственно, о пенсии, соответствующей наличию II либо III группы инвалидности. При этом такие социальные показатели, как нуждаемость в постоянной посторонней помощи или уходе, потребность в дополнительных расходах, вызванных отсутствием зрения, низкая оплата труда не должны приниматься во внимание.
Переход от прежнего к новому понятию инвалидности для целей пенсионного обеспечения на практике не может произойти в один день. Необходимо принять соответствующие нормативные правовые акты, провести переосвидетельствование инвалидов и выдать им новые документы об инвалидности. Кроме того, одномоментное введение новых требований привело бы к понижению ранее установленных для инвалидов социальных гарантий. Поэтому законодатель ввел определенный переходный период - до 1 января 2004 г. До этой даты при установлении пенсий, полагающихся лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности третьей степени, учитывается наличие I группы инвалидности, второй степени — II группы, первой степени - III группы (п. 4 ст. 31 Закона о трудовых пенсиях).
Трудовая пенсия по инвалидности, равно как и по старости, устанавливается только лицам, застрахованным в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ст.З Закона о трудовых пенсиях). Право на трудовую пенсию по инвалидности не зависит от причины инвалидности (за одним исключением, о котором сказано ниже), от продолжительности страхового стажа, а также от того, продолжает ли инвалид трудовую деятельность. Не имеет значения, когда наступила инвалидность, - в период работы, до поступления на работу или после ее прекращения (п. 3 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях).
Следовательно, у лица, застрахованного в рамках обязательного пенсионного страхования, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья, профзаболевания и иных причин, возникает право на трудовую пенсию по инвалидности, причем не имеет значения, предшествовал ли факт страхования наступлению инвалидности либо он имел место впоследствии. Как уже отмечалось, право на трудовую пенсию по инвалидности не зависит от продолжительности страхового стажа, т.е. он может быть как угодно мал. Достаточно и одного дня такого стажа. Это, однако, не означает, что страховой стаж не сказывается на пенсии. Но от его продолжительности зависит лишь ее размер, да и то косвенно.
По Закону РФ «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г. при инвалидности вследствие общего заболевания могли быть назначены полные пенсии и пенсии при неполном трудовом стаже. Продолжительность трудового стажа для назначения полной пенсии зависела от возраста инвалида и могла достигать 15 лет. Пенсия по инвалидности III группы при неполном трудовом стаже не устанавливалась. В настоящее время эти условия утратили свое значение. Независимо от продолжительности страхового стажа устанавливается пенсия при любой из трех степеней ограничения способности к труду (и соответственно - до 1 января 2004 г. - при любой группе инвалидности).
В российском пенсионном законодательстве впервые появилось ограничение в праве на пенсию, связанное с обстоятельствами, при которых наступила инвалидность. Трудовая пенсия по инвалидности не может быть назначена, если инвалидность наступила вследствие совершения умышленного уголовно- наказуемого деяния (например, при умышленном поджоге, угоне автотранспорта, разбойном нападении, хулиганстве и т.п.). Не назначается такая пенсия и при наступлении инвалидности вследствие умышленного нанесения ущерба своему здоровью (например, при умышленном заражении туберкулезом или членовредительстве с целью избежать призыва на военную службу, при попытке самоубийства и т.д.). Однако в назначении трудовой пенсии по инвалидности по названным причинам может быть отказано, только если совершение преступления и умышленное причинение вреда здоровью, повлекшие инвалидность, установлены в судебном порядке, т.е. приговором или решением суда, вступившим в законную силу (п. 4 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). Эти обстоятельства, кроме того, должны быть рассмотрены органами медико-социальной экспертизы и отражены в справке об инвалидности, выдаваемой бюро МСЭ. Порядок установления причинно-следственной связи инвалидности с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, должен быть утвержден Правительством РФ (п. 2 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). Пока такой порядок не установлен. При отсутствии вступившего в силу судебного решения, свидетельствующего о связи инвалидности с названными обстоятельствами, в назначении трудовой пенсии не может быть отказано.
Если у инвалида полностью отсутствует страховой стаж либо установлена причинно-следственная связь инвалидности с совершением преступления или с умышленным нанесением ущерба своему здоровью, то вместо трудовой устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (п. 4 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях)[1] .
Определить размер полагающейся инвалиду пенсии можно по формуле, содержащейся в ст. 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Однако учитывая, что пенсия состоит из трех частей, а на ее размер влияют и степень ограничения способности к труду, и возраст пенсионера, и продолжительность страхового стажа, и наличие иждивенцев, без консультации специалиста при ее расчете не обойтись.
Структура (базовая, страховая, накопительная)
Трудовая пенсия по инвалидности, как и трудовая пенсия по старости, может состоять из трех частей - базовой (БЧ), страховой (СЧ) и накопительной (НЧ) (п. 2 ст. 5 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. Далее – Закон).
Размер базовой части устанавливается в твердой сумме и зависит от степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности), а также от наличия иждивенцев.
Размер страховой части пенсии определяется по формуле:
СЧ = ПК/(Т х К).
Чтобы подсчитатьСЧ, необходимо учесть три показателя:
- сумму расчетного пенсионного капитала (ПК) по состоянию на день, с которого назначается СЧ;
- количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (Т). С 1 января 2002 г. по 1 января 2003г. Т установлен равным 144мес. (п. 1 ст. 32 Закона);
- отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида в месяцах к 180 месяцам (К).
Нормативная продолжительность страхового стажа (обозначим ее М) зависит от возраста инвалида на день, с которого ему назначается СЧ. Для лиц, не достигших 19-летнего возраста, N = 1 году (12 мес.). Этот показатель увеличивается на 4 мес. за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 мес., т.е. до 15 лет (п. 3 ст. 15 Закона). Так, например, для 20-летнего инвалида N = 20 мес. [12 мес. + 4мес. х (20-18)];для 30-летнего - 60 мес. [12 мес. + 4 мес. х (30-18)], для 60-летнего - 180 мес. [12 мес. + 4 мес. х (60-18].
Формула исчисления СЧ для инвалидов иная, чем для пенсионеров по возрасту. Еслидля последнихПК делится просто наТ, т.е. насредневзвешеннуюпродолжительность получения пенсии лицом, дожившим до пенсионного возраста, то для инвалидов период дожития не определяется. Умножение Тна К имеет целью сблизить размеры СЧ инвалидов разных возрастов. Установив Т для 60-летних инвалидов на уровне Т для мужчин, достигших обычного пенсионного возраста, (К= 180/180= 1; Т х 1 =Т), законодатель не увеличивает, а сокращает величину Т пропорционально уменьшению возрастаинвалида. Так, для 20-летнего инвалида К = 0,11(20/180); 30-летнего – 0,33(60/180); 40-летнего - 0,55; 50-летнего - 0,78; 60-летнего –1. Соответственно, при определении СЧ сумма пенсионного капитала делится на 144 только инвалидам 60 лет и старше. Для инвалидов же, например, 20-летнего возраста делителем будет 15,8 мес., т.е. 11 % от 144 мес.
Те инвалиды, которые были застрахованы до 1 января 2002 г., приобрели пенсионные права, конвертируемые в ПК по правилам ст. 30 Закона: ПК = (РП - БЧ) х Т. Чтобы определить эту часть ПК при инвалидности I и II группы подсчитывается, в каком размере могла бы бытьустановлена данномулицупенсия постарости, если бы он имел на нее право по состоянию на 1 января 2002 г. При этом предъявляются те же требования к трудовому стажу и заработку, которые были установлены Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997 г. для исчисления пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера. При наличии 20-летнего трудового стажа у женщин и 25-летнего у мужчин полагается полная расчетная пенсия(РП). Онаопределяется по формуле РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП.
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц, кроме инвалидов III группы, равен 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх 20-25-летнего, но не более чем до 0,75. Для инвалидов III группы СК составляет 0,30. В общем трудовом стаже учитываются в календарном порядке периоды деятельности, названные в п.4 ст. 30 Закона.
ЗР это среднемесячный заработок застрахованного за2000-2001 гг. посведениям индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонделибо за любые 60 месяцев подряд.
ЗП - среднемесячная заработная плата в стране за тот же период, за который учитывается ЗР.
Отношение ЗР/ЗП учитывается по общему правилу в размере не свыше 1,2, а для северян - в зависимости от районного коэффициента, но в пределах от 1,4до 1,9.
СЗП - это среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения пенсий, которая была определена Постановлением Правительства РФот 11 октября 2001 г. №720 в размере 1671 руб. в месяц.
Когда пенсия назначается инвалиду III группы, в приведенную выше формулу определения сохраненных пенсионных прав (ПК) по состоянию на 1 января 2002 г., как отмечалось, подставляется СК, равный 0,30. Если впоследствии инвалидность утяжеляется либо инвалид достигает пенсионного возраста, ПК пересчитывается с заменой СК на более высокий.
Третья часть пенсии - накопительная (НЧ) полагается не всем инвалидам, родившимся в 1967 г. и позже, за которых уплачиваются накопительные страховые взносы. При наличии пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета инвалида, НЧ будет устанавливаться ему, как правило, не ранее достижения пенсионного возраста, составляющего 55летдля женщин и60 летдля мужчин. Исключение сделано для инвалидов I группы по зрению, лилипутов и диспропорциональных карликов. Имдостаточно достичь установленного для них пониженного пенсионного возраста - 40 и 50 лет (женщинам и мужчинам соответственно). Кроме того, независимо от возраста НЧ устанавливается инвалидам I и II группы с детства (п. 5 ст. 8 Закона).
Размер накопительной части пенсии (НЧ)определяется по формуле НЧ = ПН/Т, где ПН - сумма пенсионных накоплений, учтенных на специальной части индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается накопительная часть пенсии. Вернемся к прежнему примеру. Предположим, что в рассматриваемом случае установлена инвалидность с детства. Из заработка до 100 тыс. руб. в годдля лиц, родившихся в 1967 г. и позже, взносы, направляемые на НЧ в 2002 г., составляют 3%. От 6 тыс. руб. это составит 180 руб. в месяц и 1080 руб. за 6 месяцев. Допустим, что за полгода, прошедших ко времени обращения за пенсией, инвестиционного дохода отэтих взносов получено не было и ПК равно сумме взносов. При делении ПН на Т (144 мес.)НЧ = 1080руб./144=45руб. Наэтусумму увеличивается пенсия, размер которой (в двух вариантах) был определен выше.
Ранее речьшлаоб инвалидах, которым пенсия назначается после 1 января 2002 г. Что касается инвалидов, уже получающих пенсию по состоянию на эту дату, то им, был произведен перерасчет с применением норм Закона по материалам пенсионного дела без истребования у них заявлений и каких-либо дополнительных документов. Такой перерасчет получил название технологического, т.к. осуществлялся в целях своевременной выплаты пенсии. В то же время каждый пенсионер вправе обратиться с заявлением (а в необходимых случаях и с дополнительными документами) для определения правил исчисления его пенсионного капитала и размера пенсии исходя из трех возможных вариантов: с учетом заработка, документы о котором имеются в пенсионном деле (из которого пенсия была назначена либо впоследствии пересчитана), с учетом заработка, принимаемого во внимание при исчислении ПК, т.е. либо за 2000-2001 гг., либо за любые 60 месяцев работы. Во всех случаях размер пенсии, исчисленной по новым правилам, не может быть ниже размера ранее назначенной пенсии или пенсии, определенной при ее технологическом перерасчете.
1.3.Пенсия по случаю потери кормильца.
Установление, исчисление, выплата.
Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругуили другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;
3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;
4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.
Члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.
Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети — наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.
Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи9 ФЗ «О трудовых пенсиях».
При полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия в связи со смертью кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 Федерального закона о трудовых пенсиях. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 6 статьи 16 Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.
Структура (базовая, страховая).
Размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в следующих суммах:
детям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона о трудовых пенсиях , потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам) — 450 рублей в месяц (на каждого ребенка);
другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, указанным в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, — 225 рублей в месяц (на каждого члена семьи).
Общий размер этой части пенсии на всю семью зависит, следовательно, от числа нетрудоспособных членов семьи и числа среди них детей — круглых сирот. Вместе с тем надо иметь в виду, что базовая часть пенсии устанавливается отдельно каждому члену семьи. Так, если в семье нетрудоспособная мать умершей и ребенок умершей одинокой матери, то матери умершей устанавливается базовая часть пенсии в размере 225 руб., а ребенку — круглому сироте 450 руб. в месяц Число нетрудоспособных членов семьи, на которых может устанавливаться базовая часть пенсии, не ограничено.
Базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца не зависит от каких-либо других обстоятельств, например от длительности страхового стажа кормильца, уровня его заработка, группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности, возраста и т. д.
Размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи определяется по формуле:
СЧ = ПК/(ТхК)/КН, где
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости (пункт 5 статьи 14 Федерального );
К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН — количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанных пенсий, установленных в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.
В случае, если трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в связи со смертью лица, которому на день смерти была установлена страховая часть трудовой пенсии по старости или страховая часть трудовой пенсии по инвалидности, размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи определяется по формуле:
СЧ = СЧп / КН, где
СЧ — размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
СЧп — размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, установленный умершему кормильцу по состоянию на день его смерти.
Размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, которая была первоначально назначена другим членам семьи умершего кормильца в связи со смертью того же самого кормильца.
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ, где
П — размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
БЧ — базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца ;
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Общая сумма пенсии по случаю потери кормильца состоит из базовой часта и страховой части. Напомним, что трудовая пенсия по случаю потери кормильца имеет лишь две указанные части. Накопительная часть в составе данной пенсии отсутствует.
Минимальный уровень двух этих частей установлен с 1 января 2002 г. 660 руб. В Законе не указано, что эта сумма предусмотрена в расчете «на каждого нетрудоспособного», но это очевидно, так как все размеры до этого указывались «на каждого» . Надо отметить, что сумма 660 руб.—одна для всех видов пенсии (см. п. 8 ст. 14, п. 4 ст. 15 и комментарий к ним). Эта сумма, как отмечалось, позаимствована из старого законодательства, она именовалась «совокупной пенсионной выплатой», ниже которой с 1 августа 2001 г. пенсия не устанавливалась и не выплачивалась.
При установлении размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, в состав которой входит размер страховой части указанной пенсии, средства, учтенные на индивидуальном лицевом счете умершего кормильца, списываются с указанного счета, а счет закрывается.
В случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 9 Федерального закона, лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной индивидуального лицевого счета, производится выплата указанных средств.
При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности:
1) в первую очередь —детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);
2) во вторую очередь — братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Выплата средств родственникам умершего кормильца одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего кормильца, только при отсутствии родственников первой очереди.
В случае отсутствия у застрахованного лица родственников, указанных в Законе, эти средства учитываются в составе пенсионного резерва. При этом специальная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица закрывается.
Заключение.
Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета. Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности. Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций. Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России (ПФРФ).