Характеристика системы государственных органов Испании
СОДЕРЖАНИЕ: Статус короля Испании - главы государства, его неприкосновенность, политическая и общеправовая безответственность. Системы престолонаследия в монархиях. Структура, полномочия, порядок избрания генеральных кортесов. Правительство и судебная власть Испании.Содержание
Введение
1. Статус короля Испании - главы государства
2. Структура, полномочия и порядок избрания генеральных кортесов
3. Правительство Испании
4. Судебная власть Испании
Заключение
Список использованных источников
Введение
Глубокое и всестороннее познание любой национальной правовой системы предполагает изучение ее не только самой по себе, но и в сравнении с другими существующими или ранее существовавшими правовыми системами. Обиходное утверждение о том, что все познается в сравнении, в полной мере может быть распространено и на право.
Изучение конституционного права зарубежных стран, в том числе и их системы государственных органов, позволяет лучше понять национальный государственный строй, выявить общие тенденции современного конституционного развития, преимущества и недостатки того или иного государственного строя.
Испания обладает богатыми и сложными конституционными традициями. Первая конституция в этой стране была выработана в 1812 году Кортесами, вынужденными заседать в Кадисе - главном городе одноименной провинции на юге Испании - во время сопротивления французской оккупации. Испанская история богата революционными событиями: лишь в XIX веке было пять революций, порождавших какие-либо акты конституционного уровня. С государственно-правовой точки зрения Испания всегда тяготела к монархической форме правления. Лишь две республики с непродолжительным сроком существования (Первая в 1873 - 1875 гг., Вторая - в 1931 - 1939 гг.) известны в истории страны. Современная конституционная история отправной точкой имеет смерть Ф. Франко, последовавшую 20 ноября 1975 года.
Закрепленная в испанской конституции 1978 года структура государственных органов относительно проста: функции главы государства принадлежат королю, законодательная власть - Генеральным кортесам, исполнительная - правительству; Конституционный суд - орган конституционной юстиции. Изучение полномочий, порядка избрания, структуры данных органов, а также системы взаимоотношений их друг с другом представляет определенный интерес.
Вышеуказанные обстоятельства и предопределили актуальность данной курсовой работы.
Целью контрольной работы является детальная характеристика системы государственных органов Испании. Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:
анализ конституционно-правового статуса короля Испании;
определение структуры, компетенции и порядка избрания парламента Испании;
изучение места Правительства Испании в системе государственных органов;
характеристика системы судебных органов Испании.
Исходя из поставленных задач, структура настоящей курсовой работы представляется следующей: введение, четыре главы, заключение и список использованных источников.
В работе использовалась учебная и специальная юридическая литература, в том числе работы таких ученых как К.В. Аграновский, В.В. Маклаков, А.А. Мишин, Н.Ю. Трещенкова, В.Е. Чиркин, М.Ф. Чудаков, А.В. Шашкова.
При написании работы использовались формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, метод анализа и синтеза.
1. Статус короля Испании - главы государства
В соответствии со статьей 56 Конституции Испании король является главой государства, символом его единства и преемственности, арбитром и примирителем в постоянной деятельности государственных органов. Он осуществляет высшее представительство испанского государства в международных отношениях, особенно с народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет также функции, предоставленные ему Конституцией и законами[1] .
Порядок престолонаследия установлен статьей 57 Конституции Испании. В Испании действует система наследования трона по закону. Условия престолонаследия в Испании являются такими же, как и для большинства других монархий в мире. К ним относятся:
1) кровное родство с монархом-наследодателем. Это условие исключает из числа наследников супругов монарха. Оно распространяется и на тот случай, когда у монарха есть усыновленные, не находящиеся в кровном родстве дети;
2) надлежащий брак. Монарх и члены его фамилии не свободны в своей личной жизни, их браки становятся делом государства. Поэтому лица, вступившие в мезальянс (неравный брак, брак с лицом низшего достоинства), а также их потомки, равно как и дети от незаконных браков, в большинстве монархий утрачивают право на трон. В прошлом наследникам королей европейских стран, в том числе и Испании, приходилось вступать в брак не иначе, как с членами других династий. В настоящее время условия смягчились, очевидно, за недостатком чистокровных членов царствующих домов. В Испании конституция в общем виде устанавливает, что лишаются права участвовать в престолонаследии лица, вступающие в брак вопреки запрету Короля и Генеральных кортесов, а также их потомки.
Заступление на трон совершается по процедуре коронации. За последние десятилетия во многих монархиях к коронующимся особам стали предъявлять требование о принесении присяги в соблюдении конституции, прав и свобод, привилегий и вольностей народа. Это же правило действует и в Испании. Так, при коронации перед Генеральными кортесами Король приносит присягу в том, что будет честно выполнять свои обязанности, исполнять и защищать Конституцию и законы и уважать права граждан и автономных Сообществ. Наследный принц, по достижении совершеннолетия, и регент или регенты, приступая к исполнению обязанностей, приносят такую же присягу.
В практике государственно-правового регулирования зафиксированы три основные системы престолонаследия, каждая из которых по-своему распределяет право на замещение трона.
Самой древней и практически вышедшей из употребления системой является наследование по принципу сеньората. По сеньорату наследует старший член династии. Иными словами, наследником трона становится лицо, старшее по возрасту среди прочих претендентов[2] .
Другой системой является наследование по принципу майората, то есть по ближайшей степени родства к монарху. Степень родства определяется количеством родственных колен, на которые претендент отстоит от наследодателя. Наследование совершается в пользу члена династии, отстоящего от наследодателя на наименьшее число родственных колен. При одинаковом их количестве преимущество имеет старший по возрасту претендент. Таким образом, по началу майората брат исключает от престолонаследия внука или правнука.
В Испании действует третья система - наследование по праву первородства (промогенитуры) с правом замещения (представительности). При этой системе наследование совершают потомки монарха по прямой нисходящей линии. Сначала наследует лицо, являющееся перворожденным от монарха. В случае его смерти, отказа от наследования перворожденного замещают (наследуют вместо него) его прямые потомки и так далее. Престолонаследие не переходит в боковые родственные линии до тех пор, пока у монарха есть дети, внуки, правнуки. Только при полном пресечении прямой нисходящей линии наследование переходит в боковые родственные линии, то есть братьям монарха, а в случае отсутствия таковых - более дальним членам фамилии. Так, испанский престол (Корона) наследуется преемниками Его Величества Дона Хуана Карлоса I де Борбон, законного наследника исторической династии. Наследование престола осуществляется в обычном порядке первородства и представительства, отдается предпочтение предшествующей ветви перед последующими, в той же ветви - более близкой степени родства, при той же степени родства - мужчине перед женщиной, при том же поле - старшему перед младшим.
Наследный Принц со дня его рождения или же с момента, когда он таковым будет провозглашен, обретает достоинство Принца Астурийского, так же, как и все остальные титулы, традиционно относящиеся к наследнику испанской Короны[3] .
Существуют различия в престолонаследии в монархиях и в зависимости от степени ограничений на участие женщин в наследовании трона. Различаются три типа (системы) распределения права на трон между наследниками и наследницами.
Самой древней и строгой является салическая система, по которой женщина не наследует корону. Не наследуют также и потомки монарха по женской линии - то есть дети, внуки, правнуки его дочерей. Такая система действует в настоящее время в Иордании и Японии, где женщины не участвуют в престолонаследии.
Менее строга к женщинам австрийская система, введенная в Австрии Леопольдом I в 1703 г. и ныне действующая, например, в Нидерландах. По правилам данной системы женщины могут наследовать, но только при полном отсутствии мужчин в прямой и боковых мужских и женских линиях династии[4] . Например, племянник монарха имеет преимущество перед дочерьми или внучками наследодателя.
Наибольший шанс стать главой государства дает женщинам действующая в Испании кастильская система. Они наследуют трон наравне с мужчинами. Однако, при прочих равных условиях, на трон заступает все же мужчина, даже если он младше по возрасту. Как уже отмечалось, в наследовании трона при одинаковой степени родства преимущество будет отдано мужчине перед женщиной.
Необходимо отметить, что в отсутствие законных наследников судьбой трона распоряжаются субъекты, обладающие учредительными полномочиями. В случае если угасают все ветви династии, имеющие право на наследование Короны, Генеральные Кортесы решают вопрос о наследовании в наиболее подходящей для интересов Испании форме.
Супруга Короля или супруг Королевы не могут осуществлять конституционных функций, кроме функций регента при несовершеннолетнем Короле.
Если Король окажется неспособным к исполнению своей власти и эта неспособность признается Генеральными Кортесами, то регентом становится незамедлительно Наследный Принц, если он достиг совершеннолетия. Если он несовершеннолетний, то регентом являются его мать или отец.
В случае если нет никого, кто имеет право наследования стать регентом, Генеральные кортесы назначают регентство в составе одного, трех или пяти человек, которые должными быть испанцами и совершеннолетними.
Полномочия Короля как главы государства закреплены в статье 62 Конституции Испании. Король обладает следующими полномочиями:
а) подписывает и обнародует законы,
б) созывает и распускает Генеральные кортесы и назначает выборы в порядке, предусмотренном Конституцией,
в) назначает референдум в случаях, предусмотренных Конституцией,
г) предлагает кандидата в председатели Правительства и, при необходимости, назначает или освобождает его от должности в соответствии с условиями, предусмотренными в Конституции,
д) по представлению председателя Правительства назначает на должность членов Правительства и освобождает их от должности,
е) издает согласованные в Совете Министров декреты, жалует гражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает почетные звания в соответствии с законами,
ж) осведомлен о государственные делах и председательствует в силу этого на заседаниях Совета министров, когда сочтет это необходимым, по просьбе председателя Правительства,
з) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами,
и) осуществляет право помилования в соответствии с законом, который не предусматривает всеобщих амнистий,
к) оказывает высшее покровительство королевским Академиям.
В сфере международных отношений Король назначает послов и других дипломатических представителей, принимает вверительные и отзывные грамоты послов иностранных государств, подписывает международные договоры от имени государства, а также с предварительного согласия Генеральных кортесов объявляет войну и заключает мир.
Реальными привилегиями Короля Испании являются его неприкосновенность, безответственность и право на особое содержание.
Личность короля неприкосновенна и не подлежит ответственности. Эта прерогатива означает всеобщий запрет посягательства на его жизнь и достоинство. В обеспечение королевской неприкосновенности уголовное законодательство устанавливает особые составы преступлений - покушение на особу монарха, оскорбление королевского величества. Естественно, и наказания за такие преступления предусматриваются особые, более суровые, чем на посягательства на личность и честь подданных. Режим неприкосновенности распространяется и на членов династии, особенно супругов и наследных принцев.
Безответственность - наиболее характерное право Короля. Она имеет два аспекта: политический и общеправовой. Король не отвечает за решения, принимаемые им как главой государства, - король всегда прав, виноваты всегда только министры. Если и возникает вопрос об ответственности за принятые политические решения, то ее могут нести только входящие в правительство лица, к компетенции которых относится подготовка и исполнение акта, изданного коронованным главой государства[5] . Политическая безответственность Короля Испании формально обеспечена контрассигнатурой - его решения скрепляются подписью Премьер-министра в порядке, установленном Конституцией. Так, в соответствии со статьей 64 Конституции решения Короля скрепляются подписью председателя Правительства и, при необходимости, соответствующих министров. Представление кандидата и назначение председателя Правительства, а также роспуск Генеральных Кортесов скрепляются подписью председателя Конгресса. За решения Короля ответственны лица, скрепившие их своей подписью.
Король не несет ответственности и за политические неудачи, и за правонарушения. В законе нет санкций за такие правонарушения. Безответственность испанского короля, как и безответственность всех монархов, является не только универсальной, но и экстерриториальной.
Право на особое содержание включает в себя право на оплату расходов правящей фамилии из государственного бюджета и право на имущество династии (королевский домен). Король получает от государственного бюджета общую сумму на содержание своей семьи и Двора и свободно распоряжается ей.
Таким образом, Король Испании, являясь Главой государства, обладает соответствующими полномочиями как в сфере исполнительной, так и законодательной власти со специфическими особенностями, обусловленными конституционно-правовым статусом монарха.
2. Структура, полномочия и порядок избрания генеральных кортесов
Парламент представляет собой коллегиальный представительный орган государственной власти. Обобщенная характеристика парламента содержит следующие его отличительные свойства:
1) всякий парламент наделен властными полномочиями;
2) каждый парламент представляет собой собрание государственных деятелей, которые принимают только коллегиальные решения и несут за них коллективную ответственность;
3) парламент - представительный орган. Это предполагает, что хотя бы часть входящих в него членов облечена доверием избирателей, представляет интересы территориальных, сословных общностей или народа в целом[6] .
Парламент Испании называется Генеральными кортесами и является бикамеральным, то есть состоит из двух палат. Генеральные кортесы представляют испанский народ и состоят из Конгресса депутатов и Сената. Генеральные кортесы осуществляют законодательную власть государства, принимают государственный бюджет, контролируют деятельность государства и, кроме того, обладают полномочиями, предусмотренными для них Конституцией.
Статья 68 Конституции Испании определяет состав и порядок избрания Конгресса депутатов. Так, минимальное количество депутатов Конгресса - 300 человек, максимальное - 400. Депутаты избираются свободным, всеобщим, равным прямым и тайным голосованием в порядке, установленном законом[7] .
Избирательным округом является провинция. Города Сеута и Мелилья избирают в Конгресс по одному депутату. Закон распределяет общее число депутатов, устанавливая предварительный минимум представительства от каждого избирательного округа и распределяя остальное число мест пропорционально количеству населения. Выборы проводятся в каждом избирательном округе на основе пропорционального представительства.
Конгресс избирается сроком на четыре года. Действие депутатского мандата истекает через четыре года после его избрания или с момента роспуска Палаты.
Выборы могут состояться не ранее тридцати и не позднее шестидесяти дней с момента истечения действия мандата. Вновь избранный Конгресс созывается не позднее двадцати пяти дней с момента проведения выборов.
В соответствии со статьей 69 Конституции Сенат является палатой территориального представительства. От каждой провинции избирается по четыре сенатора всеобщим свободным равным прямым и тайным голосованием ее избирателей на условиях, предусмотренных законом.
В островных провинциях каждый остров или объединение островов, имеющие Кабильдо или островной Совет, образуют избирательный округ для избрания сенаторов. По три сенатора избираются от каждого из больших островов - Гран Канариа, Майорка и Тенерифе, - и по одному от следующих островов или групп островов: Ивиса, Форментера, Менорка, Фуертевентура, Гомера, Иерро, Лансароте и Ла-Пальма. Города Сеута и Мелилья избирают по два сенатора.
Автономные сообщества назначают по одному сенатору и еще по одному от каждого миллиона населения, проживающего на их территории. Назначение осуществляется соответствующим законодательным Собранием, а при его отсутствии высшим коллегиальным органом автономного сообщества в соответствии с его уставом, который должен обеспечивать в любом случае адекватное пропорциональное представительство.
Сенат избирается сроком на четыре года. Действие сенаторского мандата истекает через четыре года после избрания сенатора или с момента роспуска Палаты.
Сенаторами и депутатами не могут быть
а) члены Конституционного Суда,
б) высшие должностные лица государственной администрации, указанные в законе, за исключением членов Правительства,
в) защитники народа,
г) члены судов, судьи и прокуроры,
д) профессиональные военные и лица, находящиеся на действительной службе в органах национальной безопасности и в полиции,
е) члены избирательных комиссий.
Депутаты и сенаторы обладают неприкосновенностью. Не допускается преследование за мнения, высказанные при исполнении своих обязанностей.
В течение срока действия своего мандата депутаты и сенаторы пользуются также неприкосновенностью и не могут быть задержаны, за исключением случаев, когда они застигнуты на месте преступления. Им не может быть предъявлено обвинение и они не могут быть привлечены к суду без согласия соответствующей палаты. Уголовное дело против депутатов и сенаторов может рассматриваться лишь Уголовной Палатой Верховного суда.
Палаты устанавливают свои регламенты, утверждают самостоятельно свои бюджеты и по взаимному соглашению определяют статус технического персонала Генеральных кортесов. Регламенты и их изменения выносятся в целом на заключительное голосование. Для их принятия требуется абсолютное большинство голосов. Каждая из Палат избирает из своего состава председателя палаты и остальных членов Президиума. Совместные заседания проводятся под председательством председателя Конгресса и в соответствии с регламентом Генеральных кортесов, принятым абсолютным большинством каждой палаты. Председатели палат осуществляют от их имени все административные полномочия и выполняют функции полиции внутри здания Палаты.
Палаты собираются на очередные сессии дважды в год: первая - с сентября по декабрь, вторая - с февраля по июнь.
Палаты могут собираться на внеочередные сессии по просьбе Правительства, постоянной депутатской Комиссии или по решению абсолютного большинства общего числа членов любой Палаты. Внеочередные сессии созываются для обсуждения определенной повестки дня и завершают свою работу по окончании обсуждений по повестке.
Палаты осуществляют свою деятельность на пленарных заседаниях и в комиссиях. Палаты могут делегировать постоянным законодательным комиссиям право принятия законопроектов и законодательных предложений. Однако палата может в любой момент потребовать обсуждения на ее заседании и принятия любого законопроекта или законодательного предложения, направленного на рассмотрение в комиссии[8] .
Конгресс и Сенат, а в ряде случаев обе палаты совместно, могут образовать комиссии по расследованию любого вопроса, представляющего общественный интерес. Заключения комиссий не являются обязательными для следов, не затрагивают также решения судебных органов, однако результаты расследования могут быть переданы прокуратуре для использования в соответствующих случаях.
В каждой палате работает постоянная депутатская комиссия, которая состоит не менее чем из двадцати одного члена, представляющих парламентские фракции пропорционально их численности.
Для принятия решений палаты должны собираться по регламенту, при этом необходимо присутствие большинства их членов. Решения признаются действительными, если за них проголосовало большинство присутствующих членов, за исключением тех случаев, когда в соответствии с Конституцией или органическими законами требуется иное большинство голосов, или случаев, связанных с избранием должностных лиц, в порядке, предусмотренном регламентами палат. Голосование осуществляется сенаторами и депутатами персонально и не может быть поручено другим лицам.
Пленарные заседания палат являются открытыми, за исключением случаев, когда каждая палата принимает решение абсолютным большинством голосов или когда это предусмотрено регламентом.
Рассмотрим более подробно процесс реализации палатами испанского парламента законодательных полномочий.
Прежде всего, необходимо отметить, что испанский парламент может принимать два вида законов: органические, обычные и базовые. Органическими законами являются законы, связанные с развитием основных прав и свобод, законы, одобряющие Уставы автономии и основы избирательной системы, а также иные законы, предусмотренные Конституцией. Для принятия, изменения или отмены органического закона требуется абсолютное большинство голосов Конгресса при окончательном голосовании проекта в целом.
Генеральные кортесы могут делегировать Правительству право принятия норм, имеющих силу закона, по вопросам, не указанным выше. Делегирование законодательных полномочий осуществляется посредством базового закона, если речь идет о выработке статей текста, или же посредством обыкновенного закона, когда речь идет об объединении различных законодательных текстов в один.
Законодательные полномочия предоставляются Правительству в определенной форме, на определенный предмет и с указанием срока их действия. Переданные полномочия считаются исчерпанными с момента обнародования Правительством соответствующего нормативного акта. Они не могут быть предоставлены в неопределенной форме или на неопределенный срок. Законодательные полномочия не могут быть переданы иным, кроме Правительства, властям.
Базовые законы четко определяют цель и объем передаваемых законодательных полномочий, также как и принципы и критерии, которые должны быть соблюдены при их осуществлении. При предоставлении полномочий на переработку законодательных текстов устанавливаются пределы нормотворчества в соответствии с законодательными полномочиями и указывается, следует ли ограничиться выработкой одного текста, или предусматривается возможность упорядочения, классификации и согласования нескольких законодательных текстов.
Базовые законы ни в коем случае не могут:
а) разрешать изменение самого базового закона;
б) предоставлять право устанавливать нормы, имеющие обратную силу.
Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, Конгрессу и Сенату в соответствии с Конституцией и регламентами палат. Собрания автономных Сообществ могут обращаться к Правительству с просьбой о принятии законопроектов, как и представлять в Президиум Конгресса законодательные предложения, уполномочивая в упомянутую Палату для их защиты не более трех членов Собрания[9] .
Органический закон определяет условия и способы осуществления народом инициативы по представлению законодательных предложений. В любом случае требуется сбор не менее 500000 заверенных подписей. Такая инициатива не может иметь места по вопросам, относящимся к органическим законам, вопросам, связанным с налогообложением, международным отношениям и праву помилования.
Совет министров принимает законопроекты, которые потом вносит на рассмотрение Конгресса с изложением мотивов и предпосылок, необходимых для их рассмотрения.
После принятия обычного или органического законопроекта в Конгрессе депутатов председатель Конгресса сообщает немедленно об этом председателю Сената, который, в свою очередь, выносит законопроект на рассмотрение своей палаты. Сенат в течение двух месяцев с момента получения текста может мотивированным посланием наложить вето или вносить поправки в текст. Вето принимается абсолютным большинством голосов. В случае применения вето для передачи проекта на подпись Королю, требуется утверждение первоначального текста абсолютным большинством голосов в Конгрессе, либо утверждение простым большинством по прошествии двух месяцев со дня его предложения, либо принятие или отклонение Конгрессом поправок простым большинством голосов.
Двухмесячный срок, предоставляемый Сенату для осуществления права на вето или внесения поправок, сокращается до двадцати календарных дней для законопроектов, объявленных Правительством или Конгрессом депутатов срочными.
Король подписывает в пятнадцатидневный срок законы, принятые Генеральными кортесами, и дает распоряжение об их немедленном обнародовании.
Таким образом, парламент Испании - Генеральные кортесы, - являясь законодательным органом государственной власти, обладает достаточно широкими полномочиями.
3. Правительство Испании
Исполнительная власть олицетворяется в определенной системе государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали. На высшей ступеньке этой системы стоит правительство, возглавляемое главой государства или премьер-министром.
Правительство - это коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (то есть административной) деятельностью в стране. В его состав входят руководители наиболее значительных органов центральной администрации, а иногда и представители нижестоящей администрации[10] .
Правительство формально занимает третье место в иерархии высших органов государственной власти Испании. Правовое положение Правительства Испании закрепляется, прежде всего, в Конституции. Конституция определяет место Правительства в системе государственных органов Испании, его состав, порядок образования, основные направления деятельности, задачи и полномочия, отношения с другими государственными органами, организационные формы деятельности. Конституция Испании предоставляет Правительству широкие полномочия, одновременно ограничивая их исполнение Конституцией и законами.
В 1997 году был принят Закон о Правительстве, где более детально закрепляется правовое положение Правительства. С принятием данного закона произошли значительные изменения как в порядке формирования и отставки Правительства, так и в самой структуре органа. Правительство получает большую независимость и полномочия, количественно и качественно изменяется состав Министерств и департаментов.
Правительство осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, управление гражданскими и военными делами и защитой государства. Оно осуществляет исполнительные и распорядительные функции в соответствии с Конституцией и законами.
В соответствии со статьей 98 Конституции Испании Правительство состоит из председателя, его заместителей, министров и других членов Правительства, предусмотренных законом. Если Конституция определяет основных членов Правительства и допускает расширение состава Правительства законодательным путем, то Закон о Правительстве содержит закрытый перечень членов Правительства: Председатель, Вице-председатель или Вице-председатели и министры. Таким образом, вопрос о включении Государственного Секретаря в состав Правительства - вопрос, вызывавший ранее острую полемику, - решается отрицательно.
Испания, являясь парламентской монархией, предоставляет Председателю Правительства доминирующую роль. По этому поводу известный испанский государствовед Р.Ф. Карвахаль еще в 1972 году, то есть за три года до смерти Франко, писал о том, что личность Председателя Совета Министров должна получить в стране особый вес и престиж[11] .
Давая детальный анализ полномочиям Председателя Правительства, можно выделить компетенцию, которую тот осуществляет в качестве Председателя (например, полномочие формировать политическую программу Правительства и вносить ее на рассмотрение Конгресса Депутатов), и полномочия, которые он выполняет в качестве члена Правительства (например, руководство внешней и внутренней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной государства).
В науке сравнительного конституционного права выделяют три принципа, на основании которых может действовать правительство:
1) принцип канцлера, в соответствии с которым председатель составляет высшую единицу, которая руководит, координирует, формирует и персонализирует ответственность органа;
2) министерский или департаментский принцип, в соответствии с которым министры руководят и несут ответственность за деятельность соответствующих департаментов;
3) принцип кабинета, в соответствии с которым правительство функционирует в качестве целостного органа, солидарно ответственного за свою деятельность[12] .
Функционирование Правительства Испании обусловливается именно принципом канцлера.
Председатель руководит деятельностью Правительства, координирует функции остальных его членов, независимо от полномочий и прямой ответственности за осуществление своей деятельности каждого из них.
Члены Правительства не могут осуществлять другие представительные функции, кроме предусмотренных парламентским мандатом, а также любые другие общественные функции, не относящиеся к их должности, а также не могут заниматься профессиональной или коммерческой деятельностью. Статус и несовместимость должностей членов Правительства определяется законом.
Таким образом, Председатель Правительства Испании, как и другие его члены, не может осуществлять никаких иных представительских функций, кроме функций, связанных с обладанием парламентским мандатом, а также не может заниматься деятельностью, не совпадающей с его работой как члена Правительства. Такое положение испанского законодательства весьма специфично. В отличие от многих других государств, где члены правительства могут заниматься медицинской, научной, художественной, юридической или религиозной деятельностью, члены Правительства Испании - непременно профессиональные политики или администраторы, обязанные посвящать работе все свое время и силы[13] .
После каждого обновления состава Конгресса депутатов и в предусмотренных Конституцией случаях Король после предварительных консультаций с представителями политических групп, представленных в Парламенте, предлагает через председателя Конгресса кандидатуру на пост председателя Правительства.
Кандидат на должность председателя Правительства представляет перед Конгрессом депутатов политическую программу Правительства в предлагаемом составе и запрашивает вотум доверия Палаты.
Если Конгресс депутатов абсолютным большинством голосов его членов выражает вотум доверия предложенному кандидату, Король назначает его на пост председателя Правительства. Если же указанное большинство не будет получено, та же кандидатура ставится на голосование через 48 часов после первого, причем вотум доверия признается полученным при простом большинстве голосов.
Если при повторном голосовании не получен необходимый вотум доверия, вносятся новые предложения в порядке, предусмотренном в предыдущих пунктах.
Если по истечении двухмесячного срока с момента первого голосования о назначении председателя Правительства ни один из кандидатов не получит вотума доверия, Король распускает обе палаты и назначает новые выборы с согласия председателя Конгресса.
По представлению председателя Правительства Король назначает на должность и освобождает от должности остальных членов Правительства.
Правительство подает в отставку после проведения всеобщих выборов, в предусмотренных Конституцией случаях отказа в парламентском доверии, а также в случае отставки или кончины председателя. Правительство в отставке продолжает осуществлять свои функции, пока не будет сформировано новое Правительство.
Председатель и другие члены Правительства, в соответствующих случаях, подлежат уголовной ответственности перед Уголовной Палатой Верховного Суда. Обвинение в измене или в любом преступлении против безопасности государства во время осуществления членами Правительства своих полномочий может быть предъявлено лишь по инициативе одной четверти части членов Конгресса и с согласия абсолютного большинства голосов его членов.
За свою политическую деятельность Правительство несет солидарную ответственность перед Конгрессом депутатов.
Палаты и их Комиссии могут затребовать через своих председателей любую необходимую информацию и содействие от Правительства и его ведомств, как и от любых должностных лиц Государства и автономных Сообществ.
Согласно статье 111 Конституции Правительство и каждый из его членов обязаны отвечать на запросы и вопросы, обращенные в их адрес в Палатах. Регламенты предусматривают для таких целей определенное еженедельное минимальное время.
Конгресс депутатов может поставить вопрос о политической ответственности Правительства посредством принятия постановления о недоверии абсолютным большинством голосов.
Постановление о недоверии должно быть предложено по меньшей мере одной десятой частью депутатов и должно включать в себя предложение о кандидатуре на должность председателя Правительства.
Постановление о недоверии не должно ставиться на голосование ранее, чем через пять дней со дня его внесения. В течение двух первых дней упомянутого срока могут быть внесены альтернативные постановления.
Если Конгресс отказывает в доверии Правительству, оно подает Королю заявление об отставке, после чего назначается новый председатель Правительства.
Если Конгресс принимает постановление о недоверии, Правительство подает Королю заявление об отставке, а кандидат, представленный постановлением, рассматривается как получивший доверие Палаты. Король назначает его председателем Правительства.
Председатель Правительства после предварительного обсуждения в Совете министров и под свою исключительную ответственность может предложить роспуск Конгресса, Сената или Генеральных Кортесов, который должен быть объявлен декретом Короля. В декрете о роспуске называется дата проведения выборов.
Данное предложение о роспуске не может быть представлено во время рассмотрения постановления о недоверии.
Таким образом, Конституция Испании предоставляет Правительству широкие полномочия, одновременно ограничивая их исполнение Конституцией и законами.
4. Судебная власть Испании
Система судебных органов Испании включает в себя Конституционный суд, Верховный суд, Национальный верховный суд и иные нижестоящие суды.
Учреждение Конституционного суда - указание на одну из примечательных тенденций развития Испании после франкистской диктатуры. Этот Суд воссоздает одну из традиций испанского государства - в период Второй республики в 1931-1936 гг. действовал Суд конституционных гарантий. Учреждение Конституционного суда было одобрено всеми членами Кортесов при выработке основного закона, за исключением коммунистов, которые, однако, не голосовали против этого института. Суд включает 12 членов, назначаемых Королем на 9 лет[14] .
Третья часть состава Суда предлагается Конгрессом депутатов, третья - Сенатом, шестая - правительством и шестая - Генеральным советом судебной власти. Обе палаты Генеральных кортесов предлагают судей квалифицированным большинством в 3/5 своих членов с тем, чтобы получить достаточно большой консенсус среди членов и избежать назначения простым большинством, которое поддерживает правительство. Каждые три года состав Суда обновляется на одну треть. Девятилетний срок полномочий делает Суд достаточно стабильным органом, а обновление по частям - предохраняет его состав и практику его работы от внезапных переориентаций и колебаний, какие могли бы быть при одновременной смене состава.
Состав Суда обладает высоким профессиональным уровнем, поскольку его членами могут быть члены судов и прокуроры, профессора университетов, должностные лица публичной администрации и адвокаты, являющиеся компетентными юристами и работающие по своей профессии более пятнадцати лет.
Конституционный суд работает либо в пленарном порядке, когда заседают все судьи, либо по палатам, которых в составе Суда две, по шесть судей. В первом случае руководит заседанием либо председатель Суда, либо вице-председатель, либо назначенный старший по возрасту член Суда. Во втором случае одной из палат руководит председатель Суда, а второй - вице-председатель. Возможно образование секций по два судьи в каждой. На пленуме Суда рассматриваются ходатайства о неконституционности актов, споры о компетенции между государством в целом и автономными сообществами, между самими автономными сообществами, между конституционными органами государства, проверяются условия для назначения членов самого Суда, споры о назначении членов в одну из палат Суда, об отводе членов Суда при рассмотрении дел, об окончании полномочий членов Суда, о принятии и изменении регламента Суда, любые вопросы о компетенции Суда по предложению его председателя или трех судей. Палаты Суда рассматривают жалобы в порядке процедуры ампаро (применяемая главным образом в испаноязычных странах система рассмотрения споров в связи с действиями властей, нарушающих права и свободы граждан, имеет разл ичные форм ы. Конституционное ампаро ведет к рассмотре нию соответствия основному закону страны изданного акта.). Вопросы о допустимости рассмотрения жалобы на пленуме или в палатах могут разрешаться в секциях, включающих председателя или вице-председателя и двух судей.
Процедура в Суде построена на началах состязательности, стороны представлены поверенными и адвокатами; исполнительная власть также представлена адвокатом при Суде. Процедура в Суде бесплатна. Решение принимается большинством голосе, при равенстве голосов голос председателя дает перевес. Председатель и члены Суда могут иметь по делу особое мнение, которое также публикуется в официальном органе государства. Однако подробности голосования в Суде не подлежат огласке.
Конституционный суд обладает полномочиями в отношении международно-правовых норм, подлежащих включению во внутреннее право. Если международный договор содержит положения, противоречащие конституции, то они не могут вступить в силу до того, как не будет пересмотрен основной закон. Законно заключенные и официально опубликованные в Испании международные договоры составляют часть ее внутреннего права. О том, имеется ли противоречие международного договора основному закону Конституционный суд может быть запрошен любой из палат Генеральных кортесов и правительством. Возможен запрос и в отношении органического закона, разрешающего ратификацию международного договора.
Свою основную функцию контроля за конституционностью законов Суд выполняет только после их вступления в силу. Предварительный контроль за конституционностью был упразднен в 1985 г. Последующий контроль носит абстрактный характер, т.е. осуществляется в отношении правовых норм и проводится по запросу председателя правительства, народного защитника, 50 депутатов или 50 сенаторов, коллегиальных органов исполнительной власти автономных сообществ и, в необходимых случаях, их ассамблеей. Запрос подается в трехмесячный срок, считая со дня опубликования закона[15] .
В деятельности Суда возможен и конкретный контроль за правовыми нормами; такой контроль возникает, когда какой-либо судебный орган во время процесса установит, что применяемая им норма, от законности которой зависит вынесение решения, противоречит конституции. В таком случае этот орган имеет право обратиться в Конституционный суд. Если обращение судебного органа определяется как приемлемое для рассмотрения, то различные органы государства дают в этой связи свои заключения в 15-дневный срок. Однако стороны процесса в суде, обратившиеся в Конституционный суд, не имеют права доступа в последний. Конституционный суд выносит решение в 15-дневный срок, хотя на практике указанные сроки не выдерживаются.
Известны достаточно многочисленные случаи обращения судебных органов в Конституционный суд. Конституционному суду принадлежит заметная роль в обеспечении прав граждан. Он применяет процедуру конституционного ампаро . Суд рассматривает нарушения прав и свобод гражд ан в результате принятия норм судебных юридических актов или распоряжений публичных служб государства, автономн ых сообществ и других юридических лиц, а также их агентов и чиновников. Процедура ампаро в отношении законов не п рим еняется.
Иски ампаро в отношении актов и действий админ истративных органов рассматриваются только по исчерпании возможностей обычного обжалования и в течение 20 дней после п оследнего решения при обжаловании в регул ярный орган. Ампаро также возможно и в отношении актов судебной власти, если эти акты прямо и непосредственно нарушают права и свободы, указанные в статьях 14-30 конституции и при условии, что обычные пути обжалования (апелляция или кассация) исчерпаны. В этом случае иски принимаются в 20-дневный срок со времени последнего решения.
При осуществлении процедуры ампаро в Конституционный суд может обращаться любой гражданин, чьи права и свободы нарушены, Народный защитник и прокуратура. Свои полномочия Конституционный суд распространяет на всю т ерриторию с траны. Его решения имеют обязательную силу.
В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость, ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля 1985 г., в котором установлены судебные округа, компетенция соответствующих судебных органов и прокуратуры, статус судей и адвокатов.
Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены Совета назначается Королем на пять лет; по 10 членов предлагаются Конгрессом депутатов и Сенатом. Каждая палата парламента избирает по 6 судей среди судей и магистратов всех категорий, а по четыре - среди прокуроров и других юристов, работающих по юридической специальности более 15 лет. В обязанности Генерального совета входит назначение, перемещение по должности судей и магистратов, регулирование их административного статуса и дисциплинарных отношений. Совет также предлагает Королю для назначения кандидатуру председателя Верховного суда. Судебные округа распределяются в соответствии с политико-административным делением территории; каждый округ включает один или несколько муниципалитетов, входящих в одну провинцию.
На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающий всей полнотой судебной власти, за исключением той, которая отнесена к ведению Конституционного суда. Суд включает шесть палат, рассматривающих соответственно гражданские, уголовные, административные, социальные и трудовые дела, а также дела о военных преступлениях. Палаты включают от 7 (военная) до 12 (гражданско-правовая) - судей. Например, палата по гражданским делам рассматривает в кассационном порядке дела Высокого суда на сумму свыше 3 млн. испанских посеет. Судом более низкого уровня является Национальный высокий суд, состоящий из шести палат. Его уголовная палата рассматривает по первой инстанции дела высших должностных лиц государства. Высокие суды автономных сообществ обладают компетенцией в гражданс ко-правовой, уголовной, административно-правовой и социальн ой сфере. Они включают по несколько палат. Ниже следуют провинциальные суды, учреждаемые в каждой из 50 провинций и разбирающие гражданские и угол овные дела . Еще ниже идут суды первой инстанции, муниципальные суды и м ировы е суды . В каждой провинции учрежден ы: административный суд, суд по контролю за местами лишения свободы и суд по делам несовершеннолет них.
Заключение
Проведенные исследования в данной курсовой работе позволяют сформулировать следующие основные выводы.
Во-первых, Король Испании, являясь Главой государства, обладает соответствующими полномочиями как в сфере исполнительной, так и законодательной власти со специфическими особенностями, обусловленными конституционно-правовым статусом монарха.
Во-вторых, парламент Испании - Генеральные кортесы, - являясь законодательным органом государственной власти, обладает достаточно широкими полномочиями. Процедура принятия законов парламентом Испании является сложившейся и сбалансированной, что обусловлено его двухпалатностью.
В-третьих, Конституция Испании предоставляет Правительству широкие полномочия, одновременно ограничивая их исполнение Конституцией и законами. Являясь центральным органом исполнительной власти, Правительство Испании подотчетно за результаты своей деятельности перед Генеральными кортесами Испании.
В-четвертых, одной из отличительных особенностей судебной системы Испании является наличие процедуры конституционного ампаро, применяемой Конституционным судом и состоящей в рассмотрении нарушения прав и свобод граждан в результате принятия норм судебных юридических актов или распоряжений публичных служб государства, автономных сообществ и других юридических лиц, а также их агентов и чиновников.
Список использованных источников
1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Проспект, 2005. - 548 с.
2. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2001. - 639 с.
3. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Издательская группа ФОРУМ - ИНФРА-М, 1999. - 488 с.
4. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2004. - 665 с.
5. Государственное право буржуазных и освободившихся стран: Учеб. для студ. вузов / Под ред. И.П. Ильинского. - М: Международные отношения, 1988. - 479 с.
6. Григонис Э.П. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2002. - 414 с.
7. Ивашкевич Е.Ф. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. - метод. пособ. - Витебск: Витебский гос. ун-т, 2002. - 110 с.
8. Иностранное конституционное право / Под ред В.В. Маклакова. - М.: Юристъ, 1996. - 509 с.
9. Испания: Конституция и законодательные акты: Пер. с исп. - М.: Прогресс, 1982. - 352 с.
10. Карпец В.И. Высшие органы государственной власти Испании: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. ю. н. - М.: МГУ, 1981. - 22 с.
11. Конституции зарубежных государств: Великобритания. Франция. Германия. Италия. Испания. Швейцария / Сост., введ. и вступ. ст. Маклакова В.В. - М.: БЕК, 2002. - 564 с.
12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х тт. Учебник для студ. юр. вузов. Т.3. Особенная часть. Страны Европы. - М.: БЕК, 1997. - 744 с.
13. Конституционное право государств Европы: Учебное пособие. / Отв. ред. Д.А. Ковачев. - М.: Волтерс-Клювер, 2005. - 310 с.
14. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая - М: ИНФРА-М-НОРМА, 2000. - 832 с.
15. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: НОРМА, 2005. - 1043 с.
16. Медведев С.Н. История государства и права Испании, - М.: Наука, 1992. - 315 с.
17. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М: Белые альвы, 1999. - 456 с.
18. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф.А.Я. Сухарев. - М.: НОРМА, 2003. - 986 с.
19. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. - М.: Юридическая литература, 1993. - 345 с.
20. Савин В.А. Система органов власти и управления Испании. - М.: Юридическая литература, 1982. - 89 с.
21. Трещенкова Н.Ю. Конгресс депутатов и Сенат Генеральных кортесов Испании // Институты конституционного права иностранных государств /Отв. ред. Д.А. Ковачев. - М.: Городец-издат, 2002. - С.210-218.
22. Чиркин В.Е. Пути развития современного парламента: Мини- парламенты // Правоведение. - 2002. - № 2. - С.24 - 33.
23. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: Юристъ, 2005. - 669 с.
24. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. - Мн.: ООО Новое знание, 2001. - 572 с.
25. Шашкова А.В. Полномочия испанского Сената в области контроля за деятельностью правительства // Латинская Америка. - 2003. - № 4. - С.50-57.
26. Шашкова А.В. Статус Председателя Правительства Испании // Конституционное и муниципальное право. - 1999. - № 2. - С.36 - 38.
[1] Конституции зарубежных государств: Великобритания. Франция. Германия. Италия. Испания. Швейцария / Сост., введ. и вступ. ст. Маклакова В.В. - М.: БЕК, 2002. С. 232.
[2] Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Издательская группа «ФОРУМ» - «ИНФРА-М», 1999. - С. 410.
[3] Конституции зарубежных государств: Великобритания. Франция. Германия. Италия. Испания. Швейцария / Сост., введ. и вступ. ст. Маклакова В.В. - М.: БЕК, 2002. С. 232.
[4] Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. - Мн.: ООО «Новое знание», 2001. - С. 232.
[5] Конституционное право зарубежных стран: Учеб. для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая - М: ИНФРА-М-НОРМА, 2000. - С. 325.
[6] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: Юристъ, 2005. - С. 154.
[7] Испания: Конституция и законодательные акты: Пер. с исп. - М.: Прогресс, 1982. - С. 27.
[8] Трещенкова Н.Ю. Конгресс депутатов и Сенат Генеральных кортесов Испании // Институты конституционного права иностранных государств / Отв. ред. Д.А. Ковачев. - М.: Городец-издат, 2002. - С. 216.
[9] Трещенкова Н.Ю. Конгресс депутатов и Сенат Генеральных кортесов Испании // Институты конституционного права иностранных государств / Отв. ред. Д.А. Ковачев. - М.: Городец-издат, 2002. - С. 216.
[10] Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Проспект, 2005. - С. 186.
[11] Шашкова А.В. Статус Председателя Правительства Испании// Конституционное и муниципальное право.-1999. - № 2. - С. 36 – 38.
[12] Иностранное конституционное право / Под ред В.В. Маклакова. - М.: Юристъ, 1996. - С. 229.
[13] Савин В.А. Система органов власти и управления Испании. - М.: Юридическая литература, 1982. - С. 59.
[14] Медведев С.Н. История государства и права Испании, - М.: Наука, 1992. - С. 290.
[15] Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - - М: Белые альвы, 1999. -С. 299.