Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие государственного бюджета. Принципы построения бюджетной системы и бюджетная классификация. Структура доходов и расходов, основные аналитические показатели и методы статистики интенсивности налоговых доходов бюджета России за отчетный 2004 год.Министерство образования РФ
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра статистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине Статистика
На тему:
Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета
Калуга, 2007
Оглавление
1. Введение
2. Теоретическая часть
2.1 Понятие государственного бюджета. Принципы бюджетной системы
2.2 Бюджетная классификация
2.3 Структура доходов и расходов государственного бюджета
2.4 Основные показатели и методы статистики государственного бюджета
3. Расчетная часть
4. Аналитическая часть (статистический анализ налоговых доходов)
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Введение
Государственный бюджет — важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:
- общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
- структуру доходов государственного бюджета;
- структуру расходов государственного бюджета;
- источники финансирования бюджетного дефицита;
- размеры государственного внутреннего долга;
- эффективность проведения государством фискальной политики;
- влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.
Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики.
Целью своей курсовой работы я вижу изучение теоретической стороны государственного бюджета, принципов его построения, бюджетной классификации, структуры бюджета, изучение основных методов статистики бюджета, важнейших аналитических показателей, исполнение бюджетов за 2003 и 2004 годы. Задачи для выполнения цели будут следующие: изучение и анализ статистических данных, основных статистических показателей, исполнения бюджета РФ за 2004 год и сравнение его с предыдущими периодами.
Для написания курсовой работы я постаралась использовать различные источники литературы: федеральные законы о федеральном бюджете за различные годы, бюджетный кодекс, аналитические и теоретические статьи экономистов из Интернета, учебные пособия по статистике.
Статистическая база для моей работы также была собрана в аналитических статьях и, конечно, в законах о бюджете. В аналитической части своей работы я поставила задачей сделать расчет структуры доходной части государственного бюджета, цепных и базисных индексов ,позволяющих сделать вывод об интенсивности изменения показателей во времени.
В работе для автоматизированного статистического анализа данных я использовала компьютерную технику (MS Excel).
Теоретическая часть
1. Понятие государственного бюджета. Принципы бюджетной системы
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как “форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в ее функциях. Общественное предназначение бюджетных отношений заключается в:
- образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);
- использовании средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);
- осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, и на этой основе — за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом
Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и перераспределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: “основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”.
Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов)[1] .
Бюджетный кодекс Российской Федерации, который был принят в 1998 году, расширил бюджетную систему, включив туда бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Основным статистическим показателем является консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Бюджетным кодексом РФ (Глава 5)[2] законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной. системы;
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
- наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
2. Бюджетная классификация
Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов, сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация.
Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации.
Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации утверждена Приказом МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н “О бюджетной классификации Российской Федерации”.
Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов
РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.[3]
Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
3. Структура доходов и расходов государственного бюджета
В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства.
Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:
- налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;
- налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе
отчисления из заработной платы на социальное страхование;
- налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.
Налоги также классифицируются на прямые, которыми облагаются непосредственно индивиды и фирмы; и косвенные, это налоги на товары и услуги.
К доходам государственного бюджета также относятся и неналоговые поступления — это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).
Расходы государственного бюджета — это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории:
- потребление в государственном секторе ;
- государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов;
- трансферты частному сектору, включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи ;
- проценты по государственным долгам;
Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований.
Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете страны с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом в % (табл. 1.1, табл. 1.2).
Таблица 1.1
Структура бюджетных доходов
Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор |
75-85 % |
Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли |
5-8 % |
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы |
10-12 % |
Источник :Агентство экономической информации «Прайм-ТАСС» (www.prime-tass. ru)
Таблица 1.2
Структура бюджетных расходов
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели |
40-50 % |
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ |
10-20% |
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам |
10-20 % |
Административно–управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих |
5-10 % |
Платежи по государственному долгу |
7-8 % |
Источник :Агентство экономической информации «Прайм-ТАСС» (www.prime-tass. ru)
Относительные величины структуры характеризуют долю отдельных частей в общем объеме совокупности, их рассчитывают как отношение числа единиц (или объема признака) в отдельных частях совокупности к общей численности единиц (или объему признака) по всей совокупности. Относительные величины структуры рассчитываются по сгруппированным данным.
Расчет относительных величин структуры за несколько периодов позволяет выяснить структурные сдвиги.
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.
4. Основные показатели и методы статистики государственного бюджета
Статистика государственного бюджета занимается совершенствованием бюджетных классификаций и привидением их в соответствие с принятыми международными классификациями. Статистика определяет степень исполнения бюджетов разных уровней, объемы и динамику доходов и расходов, структуру бюджетных источников доходов и основных направлений их расходования. В задачи статистики входит сбор и обработка материалов об исполнении бюджетов, систематизации данных для их разработки. Наличие внутреннего и внешнего долгов государства, влияющих на расходную часть бюджета, делают необходимым определять их объем, динамику и структуру.
Источниками информации о государственном бюджете являются показатели федерального бюджета, устанавливаемые Законом о федеральном бюджете на каждый год, показатели региональных и местных бюджетов, принятые соответствующими законодательными органами, отчетность Главного управления федерального казначейства, отчетность Министерства РФ по налогам и сборам, отчетность Государственного таможенного комитета РФ, отчетность Центрального банка России, а также статистическая отчетность предприятий и организаций.
Для изучения бюджета широко используются различные статистические методы. Наибольшее применение получил метод группировки доходов и расходов бюджетов. Проведение группировок обеспечивается наличием бюджетной классификации.
Метод группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научно-статистического исследования:
- выделения социально-экономических типов явлений;
- изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
- выявление связей и зависимостей между отдельными признаками явления.
Для решения этих задач применяют три вида группировок: типологические, структурные, аналитические (факторные).
Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов. Признаки, по которым производится распределение единиц изучаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками.
Структурной называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.
Одной из задач группировок является исследование связей и зависимостей между изучаемыми явлениями и их признаками. Это достигается с помощью аналитических (факторных) группировок.
Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов.
Ряд динамики представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующего изменение явления во времени.
В каждом ряду динамики имеется два основных элемента: время t и конкретное значение показателя (уровень ряда) y.
Уровни ряда – это показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд. Время – это моменты или периоды, к которым относятся уровни.
При построении ряда динамики принципиальным моментом является обеспечение сопоставимости уровней бюджетных показателей отражаемых в рядах динамики, поскольку бюджетная классификация, применяемая для группировки доходов и расходов государственного бюджета, с течением времени претерпевает изменения. Сопоставимость уровней может быть достигнута путем перегруппировки доходов и расходов за предшествующие годы согласно действующей в данный момент классификации. Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики может быть меняющиеся масштабы цен, причина которых инфляция. Преодолеть подобную несопоставимость можно путем замены абсолютных показателей относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции.
Для разработки плана и прогнозов исполнения бюджета используется метод экстраполяции и экспертных оценок. Применительно к бюджету метод экстраполяции заключается в составлении перспективы экономического развития исходя из практики предшествующих периодов, показателей социально-экономического развития страны, отдельных ее регионов, а метод экспертных оценок – это прогноз, базирующийся на оценках сделанных и обоснованных высококвалифицированными специалистами.
Аналитические показатели ряда динамики:
Показатели динамики с постоянной базой (базисные показатели) характеризуют окончательный результат всех изменений в уровнях ряда от периода, к которому относится базисный уровень, до данного (i-ого) периода. Показатели динамики с переменной базой (цепные показатели) характеризуются интенсивностью изменения уровня от периода к периоду в пределах изучаемого промежутка времени.
Абсолютный прирост () определяется как разность между двумя уровнями динамического ряда и показывает на сколько данный уровень ряда превышает уровень, принятый за базу сравнения:
где - абсолютный прирост,
- уровень сравниваемого периода,
- уровень базисного периода.
При сравнении с переменной базой абсолютный прирост будет равен:
где - уровень непосредственно предшествующего периода.
Абсолютный прирост с переменной базой иначе называют скоростью роста.
Коэффициент роста определяется как отношение двух сравниваемых уровней и показывает, во сколько раз данный уровень превышает уровень базисного периода.
При сравнении с постоянной базой .
При сравнении с переменной базой .
Если коэффициенты роста выражают в процентах, то их называют темпами роста: Тр = К*100%.
Темп прироста показывает на сколько процентов уровень данного периода больше (или меньше) базисного уровня. Этот показатель может быть рассчитан двояко:
1. как отношение абсолютного прироста к уровню, принятому за базу сравнения
или
2. как разность между темпом роста (в процентах) и 100%
Тп = Тр - 100%
Абсолютное значение одного процента прироста рассчитывают как отношение абсолютного прироста к темпу (в%) за тот же период времени.
Метод расчета среднего уровня ряда динамики зависит от вида временного ряда:
а) Для интервального ряда динамики абсолютных показателей средний уровень за период определяется по формуле простой средней арифметической:
,
где n – число уровней ряда.
б) Для моментального ряда с равными интервалами:
где n – число дат, y1,y2,…,tn – уровни ряда в последовательные моменты времени.
в) для определения среднего уровня моментального ряда с неравными промежутками времени вычисляется средняя арифметическая взвешенная:
,
где ti – количество дней (месяцев) между смежными датами.
Средний абсолютный прирост (или средняя скорость роста) рассчитывается как средняя арифметическая из показателей скорости роста за отдельные промежутки времени.
,
где yn и y1 - соответственно конечный и начальный уровни динамического ряда.
Средний коэффициент роста определяется по формуле, и показывает во сколько раз в среднем на единицу времени изменяется уровень динамического ряда.
.
Средний темп роста представляет собой средний коэффициент роста, выраженный в процентах.
,
где - средний годовой коэффициент роста.
Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела доходов (расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать вывод о самых значимых статьях доходной (или расходной) частях бюджета. Наличие подобных данных в динамике дает возможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших эти изменения.
Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит) также очень значимые показатели статистики.
Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».
Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как:
Дефицит = (Заимствование — Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.
Для аналитических целей наряду с основными показателями применяются другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики. Исходной посылкой при формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы необходимы для удовлетворения общегосударственных потребностей. Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось выше, в превышении доходов над расходами (профиците). Величину дефицита государственного бюджета принято сопоставлять с показателем объема ВВП. Этот аналитический показатель является характеристикой финансового положения страны. Финансовое положение страны считается нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета — инфляционным или неинфляционным, т. е. за счет внешних заимствований и операций с ценными бумагами, каково соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита (см.таб 1.3).
Таблица 1.3
Результат финансовой деятельности государства (2003-2004 г.г. млр.руб.)
Годы |
Доходы |
Расходы |
Профицит (+) Дефицит (-) |
2003 |
2586.2 |
2372.0 |
+214,2 |
2004 |
3428.9 |
2708.6 |
+720,3 |
Источник: Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт 26.05.2005 http:// www.govrnment.gov.ru
Масштабы перераспределительных процессов посредством государственного вмешательства отражает показатель, определяющий отношение доходной части государственного бюджета к ВВП (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Отношение доходной и расходной частей бюджета в % к ВВП.
2003 исполнено |
В % к ВВП ( 13201,1) |
2004 исполненл |
В % к ВВП (16778,8) |
|
Доходы |
2586,2 |
19,6 |
3428,9 |
20,4 |
Расходы |
2372,0 |
18,0 |
2708,6 |
16,1 |
Профицит |
214,2 |
1,6 |
720,3 |
4,3 |
Источник: Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт 26.05.2005 http:// www.govrnment.gov.ru
Рис.1.1 Удельный вес доходов консолидированного бюджета РФ (% к ВВП)
Статистические данные о бюджете позволяют анализировать величину задолженности по налогам, а также недоимки по отдельным их видам.
Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов, позволяющих сделать вывод об интенсивности изменения показателей во времени.
Под индексом в статистике понимают относительный показатель, характеризующий изменение величины какого-либо явления во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном (нормативом, планом, прогнозом и т.д.). При анализе изменения индексируемых величин за ряд лет, возникает необходимость построения индексов за ряд последовательных периодов, которые образуют индексные системы. В зависимости от базы сравнения системы индексов бывают базисными и цепными.
В системе базисных индексов сравнения уровней индексируемого показателя в каждом индексе производят с уровнем базисного периода, а в системе цепных индексов с уровнем предыдущего периода.
Для характеристики интенсивности, т.е. относительного изменения уровня динамического ряда за какой – либо период времени исчисляют темпы прироста показателей.
Показатель интенсивности изменения уровня ряда, выраженный в долях единицы называется коэффициентом роста, а в процентах - темпом роста. Коэффициент роста (снижения) показывает во сколько раз сравниваемый уровень больше уровня, с которым производится сравнение. Темп роста всегда положительное число.
Темп прироста (сокращения) показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения и вычисляется как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню принятому за базу сравнения. Чтобы правильно оценить значение темпа прироста, его рассматривают в сопоставлении с показателем абсолютного прироста. Результат выражают показателем, который называют абсолютным значением одного процента прироста и рассчитывают как отношение абсолютного прироста к темпу прироста за тот же период времени.
В тех случаях, когда сравнение производится с отдалением периода времени, принятого за базу сравнения, рассчитывают пункты роста, которые представляют собой разность базисных темпов роста, % двух смежных периодов.
В отдельных случаях возникает необходимость установить тенденцию изменения отдельных показателей. В этом случае прибегают к аналитическому выравниванию ряда динамики бюджетных показателей.
Важной задачей статистики бюджета является изучение и анализ закономерностей формирования и расходования средств бюджета на всех уровнях бюджетной системы.
Основные факторами влияющими на уровень доходов федерального и регионального бюджетов можно отнести следующие макроэкономические с показатели:
- объем валового внутренний продукта (ВВП));
- объем использованного национального дохода;
- объем налоговых поступлений в бюджет и т.д.
К числу факторов влияющих на изменение налоговых поступлений , относится изменение налоговых ставок и величины налоговой базы.
Таким образом, абсолютное изменение объема налоговых поступлений по одному виду налога в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет двух факторов (изменение объема налоговой базы и изменение налоговой ставки) может быть исчислено по формуле:
=
Новой аналитической задачей статистики государственного бюджета являются изучение источников бюджетного финансирования и определение роли каждого источника в покрытии дефицита государственного бюджета.
Определение степени исполнения бюджета происходит путем сравнения фактических показателей доходов расходов с установленными (расчетными) показателями (табл. 1.5). Такие сопоставления производятся по сводным показателям, так и по отдельным статьям доходов и расходов бюджета и являются исходным пунктом установления причин дефицита (или профицита) бюджета.
Таблица 1.5
Исполнение Федерального бюджета Российской Федерации в 2004 году
Статьи бюджета |
Утверждено ФЗ «О ФБ на 2004 г.) млр.руб. |
Фактически исполнено млр.руб. |
Фактически исполнено в % отношении к утвер.бюджету млр.руб. |
1.Доходы всего |
3273,8 |
3428,9 |
104,7 |
1.1.Доходы без ЕСН |
2835,6 |
2986,7 |
|
1.2. ЕСН |
438,2 |
442,2 |
100,9 |
2.Расходы всего |
2768,1 |
2708,6 |
98,8 |
2.1.Национальная оборона |
411,5 |
410,7 |
99,8 |
2.2.Фундаментальные исследования и содействие НТП |
46,2 |
48 |
103,9 |
2.3.Сельское хозяйство и рыболовство |
29,6 |
25,04 |
84,6 |
2.4.Промышленность,энергетика и строительство |
67,6 |
64,15 |
94,9 |
2.5.Образование |
117,8 |
120,6 |
102,4 |
2.6.Культура и искусство |
16,1 |
16,3 |
101,2 |
2.7.Здравоохранение и физкультура |
47,1 |
47,3 |
100,4 |
3.Профицит |
505,7 |
720,3 |
Источник: Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт 26.05.2005 http:// www.govrnment.gov.ru
Статистические данные о государственном бюджете выполняют и контрольную функцию, так как с их помощью можно определить, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов и соответствует ли размер этих ресурсов объему общественных потребностей и их составляющим, ранжированным в порядке первоочередности. Формами прямого и косвенного воздействия на экономику являются: субсидирование предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование, субвенции и др.
Расчетная часть
Тема: Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета
Имеются следующие выборочные данные (выборка 25%-ная механическая) о доходах и расходах бюджетов субъектов РФ за полугодие, млн. руб.:
Таблица 2.
№ региона п/п |
Доходы бюджета |
Расходы бюджета |
№ региона п/п |
Доходы бюджета |
Расходы бюджета |
1 |
4,2 III |
5,4 IV |
16 |
1,2 I |
3,1 II |
2 |
3,8 III |
5,2 IV |
17 |
3,6 III |
4,5 III |
3 |
6,4IV |
8,7 V |
18 |
2,2 II |
3,8 III |
4 |
2,1II |
3,2 II |
19 |
0,9 I |
1,9 I |
5 |
2,4 II |
4,6 III |
20 |
2,3 II |
3,1 II |
6 |
2 II |
3,5 III |
21 |
3,5 III |
4,6 III |
7 |
0,7 I |
2 II |
22 |
4,4 III |
6,2 IV |
8 |
3,9 III |
5 IV |
23 |
4,8 III |
7,2 V |
9 |
8 V |
7,4 V |
24 |
7,5 V |
8 V |
10 |
4,2 III |
6 IV |
25 |
0,8 I |
1,7 I |
11 |
2,5 II |
4,6 III |
26 |
3,5 III |
4,7 III |
12 |
3,9 III |
4,9 III |
27 |
4,1 III |
6,5 V |
13 |
7,6 V |
8,6 V |
28 |
6,3 IV |
8,6 V |
14 |
4,1 III |
5,8 IV |
29 |
5,3 IV |
6,8 V |
15 |
0,5 I |
1,8 I |
30 |
5,2 IV |
7,1 V |
Задание 1
Признак доходы бюджета.
Число групп пять.
Решение.
Статистическая группировка в зависимости от решаемых задач подразделяются на типологические, структурные, аналитические. Статистическая группировка позволяет дать характеристику размеров, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.
Важным направлением в статистической сводке является построение рядов распределения, одно из назначений которых состоит в изучении структуры исследуемой совокупности, характера и закономерности распределения.
Ряд распределения – это простейшая группировка, представляющая собой распределение численности единиц совокупности по значению какого-либо признака.
1. Признак – это доходы бюджета (х).
Построим ранжированный ряд. Для этого найдем i.
Величина равного интервала рассчитывается по формуле:
, (2.1)
где – число выделенных интервалов.
Таким образом распределение по группам:
1 группа: 0,5-2,0
2 группа: 2-3,5,0
3 группа: 3,5-5,0
4 группа: 5-6,5,0
5 группа: 6,5-8,0
Заполним таблицу по группам.
Таблица 2.1
Распределение регионов по доходам бюджета
№ группы |
Группы субъектов РФ по уровню доходов бюджета, млн. руб. |
Число областей группы |
1 |
0,5-2,0 |
5 |
2 |
2-3,5,0 |
6 |
3 |
3,5-5,0 |
12 |
4 |
5-6,5,0 |
4 |
5 |
6,5-8,0 |
3 |
Итого |
30 |
Т.о. интервальный ряд распределения показал, что наибольшее количество субъектов РФ имеют уровень доходов от 3,5-5 млн. руб.
2. Построим график полученного ряда распределения и графически изобразим на нем моду:
Рис. 2.1. График ряда распределения.
Для графического изображения медианы построим комуляты и рассчитаем комулятивные частоты таблицы.
Таблица 2.2
1 |
5 |
5 |
2 |
8 (5+8) |
13 |
3 |
10 (5+8+10) |
23 |
4 |
4 (5+8+10+4) |
27 |
5 |
3 (5+8+10+4+3) |
30 |
Рассчитаем показатели: моду и медиану.
Мода - наиболее часто встречающееся значение признака. В интервальном ряду определяется модальный интервал (имеет наибольшую частоту). Значение моды определяется по формуле:
, (2.2)
- нижняя граница модального интервала,
- частота модального интервала,
- частота интервала, предшествующего модальному,
- частота интервала, следующего за модальным.
Модальный интервал – третий (3,5-5), т.к. он имеет наибольшую частоту (10).
Найдем моду по формуле (2.2):
Итак, модальным значением доходов бюджета регионов являются доходы, равные 3,875 млн. руб.
Медиана Ме это вариант, который находится в середине вариационного ряда. Чтобы найти медиану необходимо отыскать значение признака, которое находится в середине упорядоченного ряда.
Медианным является интервал, в котором сумма накопленных частностей превысит половину общего числа наблюдений, т.е. 15.
Значение медианы вычисляется по формуле:
, (2.3)
где - нижняя граница медианного интервала,
- накопленная частота интервала, предшествующего медианному,
- величина интервала,
- частота медианного интервала.
- половина от общего числа наблюдений
Найдем медианный интервал. Таким интервалом будет интервал доходов бюджета регионов (3,5-5 млн. руб.), поскольку его накопленная частота равна 23 (10+8+5), что превышает половину суммы всех частот (30:2=15). Нижняя граница интервала 3,5 млн. руб.. его частота 10; частота накопленная до него, равна 11.
Подставив данные в формулу (2.3), получим, млн. руб.:
.
Полученный результат говорит о том, что из 30 регионов 15 регионов имеют доходы бюджета менее 3 млн. руб., а 15 регионов более.
3. Рассчитываем характеристику ряда распределения регионов. Если данные представлены в виде дискретных или интервальных рядов распределения, в которых одинаковые значения признака () объединены в группы, имеющие различное число единиц (), называемое частотой (весом), применяется средняя арифметическая взвешенная:
(2.4)
где вес (частота повторения одинаковых признаков);
сумма произведений величины признаков на их частоты;
общая численность единиц совокупности;
i – номер группы
1 (0,5+2,0)/2=1,25
2 (2,0+3,5)/2=2,75
3 (3,5+5,0)/2=4,25
4 (5,0+6,5)/2=5,75
5 (6,5+8)/2=7,25
(2.4)
Таблица 2.1
(хi-х2) |
(хi-х2)*f |
(хi-х2)*f |
(1,25-3,95)2 |
7,29*5=36,45 |
36,45+8,64+1,08+12,96+32,67= 91,8 |
(2,75-3,95)2 |
1,44*6=8,64 |
|
(4,25-3,95)2 |
0,09*12=1,08 |
|
(5,75-3,95)2 |
3,24*4=12,96 |
|
(7,25-3,95)2 |
10,89*3=32,67 |
Среднее квадратическое отклонение () представляет собой корень квадратный из дисперсии и равно:
- взвешенная. (2.5)
.
Среднеквадратическое отклонение показывает, что значение признака в совокупности отклоняется от средней величины в ту или иную сторону в среднем на 1,772 млн. руб.
Для сравнения размеров вариации различных признаков, а также для сравнения степени вариации одноименных признаков в нескольких совокупностях исчисляется коэффициент вариации (V), который представляет собой процентное отношение среднего квадратического отклонения и средней арифметической:
(2.6)
По величине коэффициента вариации можно судить о степени вариации признаков, а, следовательно, об однородности состава совокупности. Чем больше его величина, тем больше разброс значений признака вокруг средней, тем менее однородна совокупность по составу.
Вычислим коэффициент вариации по формуле (2.6):
.
Если коэффициент вариации выше 40%, значит вариация сильная, средняя величина плохо представляет всю совокупность, является нетипичной, ненадежной.
Задание 2
Связь между признаками – доходы и расходы бюджета.
Установить связь между признаками.
1. Аналитическая группировка позволяет изучать взаимосвязь факторного и результативно признаков.
Основные этапы проведения аналитической группировки – обоснование и выбор факторного и результативного признаков, подсчет числа единиц в в пределах созданных групп, а также исчисление средних размеров результативного показателя. Результаты группировки оформляют в таблице 2.2
Таблица 2.2
Группировка регионов по доходам бюджета
Интервалы |
Кол-во областей |
Доходы бюджета, млн.руб. |
Расходы бюджета, млн.руб. |
||
Всего |
В среднем |
Всего |
В среднем |
||
0,5 – 2,0 |
5 |
4,1 |
0,82 |
5,4 |
1,8 |
2,0 – 3,5 |
6 |
13,5 |
2,25 |
11,4 |
2,85 |
3,5 – 5,0 |
12 |
48 |
4 |
35,2 |
4,4 |
5,0 – 6,5 |
4 |
23,2 |
5,8 |
33,6 |
5,6 |
6,5 – 8,0 |
3 |
23,1 |
7,7 |
68,9 |
7,65 |
30 |
111,9 30 |
0,686 30/30 |
154,5 30 |
0,743 30/30 |
Из табл.2 складываем все значения доходов бюджета, входящие в первый интервал, полученные значения вносим в табл.2.2, ячейку всего.
Пример: 0,7+0,5+1,2+0,9+0,8=4,1 (I)
Аналогично рассчитываем все значения расходов бюджета.
Для нахождения значения в ячейки доходы бюджета, в среднем, полученные значения ячейки всего делим на кол-во областей.
Пример: 4,1/5=1,85
Аналогично рассчитываем значения для расходов бюджета.
Вывод: В аналитической группировки с ростом доходов бюджета субъектов РФ наблюдается увеличение расходов бюджетных средств, т.е. прямая, достаточно-тесная взаимосвязь.
Сгруппируем имеющиеся признаки на группы (расчеты производим по табл.1, расходы бюджета)
R=Xmax - Xmin
R=8,7 – 1.7=7
I=R/n=7/5=1,4
Формируем интервалы:
Таблица 2.3
№ группы |
Группы субъектов РФ по уровню доходов бюджета, млн. руб. |
Число областей группы |
1 |
1,9 – 3,4 |
3 |
2 |
3,4 – 4,9 |
4 |
3 |
4,9 – 6,4 |
8 |
4 |
6,4 – 7,9 |
6 |
5 |
7,9 – 9,4 |
9 |
Итого |
30 |
2. Корреляционно-регрессионный анализ
Задачи корреляционного анализа сводятся к измерению тесноты известной связи между варьирующими признаками, определению причинных связей и оценки факторов, оказывающих наибольшее влияние на результативный признак.
Построим корреляционную таблицу:
Расходы бюджета |
Доходы бюджета |
||||
Группы по расходам |
0,5 – 2,0 |
2,0 – 3,5 |
3,5 – 5,0 |
5,0 – 6,5 |
6,5 – 8 |
1,9 – 3,4 |
**** |
******** |
|||
3,4 – 4,9 |
************ |
||||
4,9 – 6,4 |
|||||
6,4 – 7,9 |
** |
** |
|||
7,9 - более |
** |
Вывод: наличие достаточно тесной взаимосвязи между признаками доходов бюджета и расходов бюджета.
Задание 3
По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите:
1. Ошибку выборки среднего дохода бюджета и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности.
2. Ошибку выборки доли регионов со средним доходом бюджета 5 млрд. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.
Решение.
Предельная ошибка выборки позволяет определить предельные значения характеристик генеральной совокупности и их доверительные интервалы:
для средней ; ; (2.10)
для доли ; . (2.11)
Это означает, что с заданной вероятностью можно утверждать, что значение генеральной средней следует ожидать в пределах от до .
Аналогичным образом может быть записан доверительный интервал генеральной доли: ; .
1. При механическом отборе предельная ошибка выборки для средней определяется по формуле:
, (2.12)
Где t нормированное отклонение «коэффициент доверия», зависящий от вероятности, с которой гарантируется предельная ошибка выборки; – генеральная дисперсия (дисперсия признака в генеральной совокупности) – это средняя арифметическая квадратов отклонений отдельных значений признака от их средней арифметической; – относительное число единиц.
Рассчитаем предельную ошибку по формуле (2.12):
или 25% (по условию);
По данным Ф(t) для вероятности 0,683 находим t = 1 (см. табл. 2.4)
Таблица 2.4
Удвоенная нормированная функция Лапласа
t |
1,00 |
1,96 |
2,00 |
2,58 |
3,00 |
ф(t) |
0,683 |
0,95 |
0,954 |
0,99 |
0,997 |
оверительный интервал (пределы) генеральной средней исчисляем, исходя из двойного неравенства (2.10):
Таким образом, с вероятностью 0,683 можно утверждать, что средний доход бюджета регионов, в генеральной совокупности, колеблется в пределах от 3,621 до 4,179.
2. Предельную ошибку доли определяем по формуле бесповторного отбора (механическая выборка всегда является бесповторной):
(2.13)
Число регионов со среднем доходом бюджета 5 млрд. руб. и более равно 7, т.е. m = 7, а .
Находим предельную ошибку доли по формуле (2.13):
Доверительные пределы генеральной доли исчисляем, исходя из двойного неравенства (2.11):
0,1660,3
Таким образом, с вероятностью 0,683 можно утверждать, что доля регионов со среднем доходом бюджета 5 млрд. руб. и более колеблется от 16,6 до 30%.
Задание 4
Исполнение регионального бюджета в процентах к валовому региональному продукту (ВРП) характеризуется следующими данными:
Таблица 2.5
Месяц |
Налоговые поступления |
||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
|
Январь |
2,5 |
2,6 |
2,4 |
Февраль |
2,6 |
2,7 |
2,3 |
Март |
3 |
2,8 |
2,5 |
Апрель |
2,9 |
2,8 |
2,1 |
Май |
2,8 |
2,7 |
2,3 |
Июнь |
2,7 |
2,8 |
2,2 |
Июль |
2,9 |
2,7 |
2,6 |
Август |
2,8 |
2,7 |
2,6 |
Сентябрь |
2,9 |
2,8 |
2,7 |
Октябрь |
3 |
2,9 |
2,8 |
Ноябрь |
3,1 |
3 |
3 |
Декабрь |
3,2 |
2,9 |
3,3 |
ВРП в 2002 г. Составил 26 млрд. руб., а в 2003 и 2004 гг. соответственно 29,1 млрд. и 32,2 млрд. руб.
Для анализа сезонных колебаний налоговых поступлений в регионе:
1. Определите индексы сезонности методом простой средней.
2. Постройте график сезонной волны.
3. Осуществите прогноз налоговых поступлений в процентах к ВРП по месяцам 2005 г. при условии, что доля налоговых поступлений в ВРП региона в 2005г. составил 70%. Решение.
1. Индекс сезонности вычисляется по формуле:
где yi – средняя для каждого месяца; у – среднемесячный уровень для всего месяца.
Средний индекс сезонности для 12 месяцев должен быть равен 100%, тогда сумма индексов должна составлять 1200.
Анализ данных табл. 4.2 позволяет сделать следующие выводы:
· Налоговые поступления характеризуются резко выраженной сезонностью;
· Наименьшими налоговыми поступлениями характеризуется январь (91,28%), а наибольшими – декабрь (114,4%).
Таблица 2.6
Индексы сезонности налоговых поступлений
Месяц |
Налоговые поступления |
Is |
|||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Среднемесячная |
||
Январь |
2,5 |
2,6 |
2,4 |
2,50 |
91,28 |
Февраль |
2,6 |
2,7 |
2,3 |
2,53 |
92,49 |
Март |
3 |
2,8 |
2,5 |
2,77 |
101,01 |
Апрель |
2,9 |
2,8 |
2,1 |
2,60 |
94,93 |
Май |
2,8 |
2,7 |
2,3 |
2,60 |
94,93 |
Июнь |
2,7 |
2,8 |
2,2 |
2,57 |
93,71 |
Июль |
2,9 |
2,7 |
2,6 |
2,73 |
99,80 |
Август |
2,8 |
2,7 |
2,6 |
2,70 |
98,58 |
Сентябрь |
2,9 |
2,8 |
2,7 |
2,80 |
102,23 |
Октябрь |
3 |
2,9 |
2,8 |
2,90 |
105,88 |
Ноябрь |
3,1 |
3 |
3 |
3,03 |
110,75 |
Декабрь |
3,2 |
2,9 |
3,3 |
3,13 |
114,40 |
Итого |
34,4 |
33,4 |
30,8 |
32,87 |
1200,00 |
В среднем |
2,87 |
2,78 |
2,57 |
2,74 |
2. Для представления сезонной волны индексы сезонности изображают в виде графика (рис. 4.1).
Данные расчетов и графика показывают, что поступление налогов в бюджет имеет сезонный характер с незначительным их увеличением в первом и четвертом кварталах. Это говорит о необходимости уменьшения амплитуды колебаний в поступлении налогов в бюджет, с целью снижения воздействия сезонности на стабильность денежного рынка.
Рис. 4.1 Сезонная волна налоговых поступлений (изменение индексов сезонности в течение года).
3.
Прогноз налоговых поступлений за 2005 г. в % к ВРП
Месяц |
Налоговые поступления в % к ВРП |
|||
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|
январь |
2,5 |
2,6 |
2,4 |
5,4 |
февраль |
2,6 |
2,7 |
2,3 |
5,4 |
март |
3,0 |
2,8 |
2,5 |
5,6 |
апрель |
2,9 |
2,8 |
2,1 |
5,6 |
май |
2,8 |
2,7 |
2,3 |
5,7 |
июнь |
2,7 |
2,8 |
2,2 |
5,8 |
июль |
2,9 |
2,7 |
2,6 |
5,9 |
август |
2,8 |
2,7 |
2,6 |
6,0 |
сентябрь |
2,9 |
2,8 |
2,7 |
6,0 |
октябрь |
3,0 |
2,9 |
2,8 |
6,1 |
ноябрь |
3,1 |
3,0 |
3,0 |
6,2 |
декабрь |
3,2 |
2,9 |
3,3 |
6,3 |
Прогноз налоговых поступлений в % к ВРП по месяцам 2005 года осуществлен при условии, что доля налоговых поступлений в ВРП региона в 2005 году составила 70 %.
На примере налоговых поступлений по месяцам за 2004 год сделаем выравнивание ряда динамики поступлений по прямой
t- время (порядковый номер периода);
y- фактические уровни ряда
Месяц |
|
|||
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
-11 -9 -7 -5 -3 -1 1 3 5 7 9 11 |
121 81 49 25 9 1 1 9 25 49 81 121 |
-26.4 -20.7 -17.5 -10.5 -6.9 -2.2 2.6 7.8 13.5 19.6 27 36.3 |
2.13 2.21 2.29 2.37 2.45 2.53 2.61 2.69 2.77 2.85 2.93 3.01 |
Итого |
=0 |
= |
Для 2005 года , значит
Уравнение для 2005 года будет иметь вид .
Аналитическая часть
(Статистический анализ налоговых доходов)
Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение показателей структуры доходов (расходов) государственного бюджета , степени исполнения государственного бюджета ,закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета , выявление расходных статей , вызывающих дефицит государственного бюджета; анализ источников финансирования государственного бюджета.
Относительные показатели доходов (расходов) государственного бюджета ,позволяющие определить долю каждого раздела доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (расходной) части государственного бюджета, являются важнейшими аналитическими показателями.
Рассмотрим структуру доходной и расходной частей федерального бюджета за 2004 год в части налоговых доходов (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Исполнение Федерального бюджета Российской Федерации в 2004 году
Статьи бюджета |
Утверждено ФЗ «О Федеральном бюджете на 2004 г.»млр.руб. |
Фактически исполнено млр.руб. |
Фактически исполнено в % к утвержденному бюджету |
||
А |
1 |
2 |
3 |
||
1.Доходы всего |
3273,8 |
3428,9 |
104,7 |
||
1.1. Налоговые доходы |
2071,4 |
2712,1 |
103,8 |
||
1.2. Налог на прибыль |
187,2 |
205,7 |
109,9 |
||
1.3. Налог на игорный бизнес |
259,9 |
264,6 |
101,8 |
||
1.4. Налог на операции с ценными бумагами |
824 |
121,3 |
14,7 |
||
1.5. НДС |
1023,6 |
1069,7 |
104,5 |
||
1.6. Акцизы |
110,5 |
109,7 |
99,3 |
||
1.7. Налог на пользование природными ресурсами |
419,2 |
434,3 |
103,6 |
||
1.8. ЕСН |
438,2 |
442,2 |
100,9 |
||
1.9. Налог на пользование объектами водных биоресурсов |
3,9 |
4,2 |
108,6 |
||
1.10.Прочие налоги |
23,3 |
181,7 |
101,4 |
||
2.Расходы всего |
2768,1 |
2708,6 |
98,8 |
||
2.1.Национальная оборона |
411,5 |
410,7 |
99,8 |
||
2.2.Фундаментальные исследования и содействие НТП |
46,2 |
48 |
103,9 |
||
2.3.Сельское хозяйство и рыболовство |
29,6 |
25,04 |
84,6 |
||
2.4.Промышленность,энергетика и строительство |
67,6 |
64,15 |
94,9 |
||
2.5.Образование |
117,8 |
120,6 |
102,4 |
||
2.6.Культура и искусство |
16,1 |
16,3 |
101,2 |
||
2.7.Здравоохранение и физкультура |
47,1 |
47,3 |
100,4 |
Источник: Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт 26.05.2005 http:// www/.govrnment.gov.ru/
По данным таблицы 3.1 рассчитаем структуру доходов (расходов) Федерального бюджета утвержденного и фактически исполненного. Относительные показатели доходов государственного бюджета позволяют определить долю каждой статьи дохода в общем объме доходов и сделать выводы о самых значимых статьях доходной части государственного бюджета.
Таблица 3.2
Структура доходов Федерального бюджета
Статьи расходов Бюджета |
Уд. Вес доходов по отдельным статьям ко всем доходам утвержденного бюджета,% |
Уд. Вес доходов по отдельным статьям ко всем доходам факт. Исполнения бюджета,% |
А |
1 |
2 |
1. Налоговые доходы |
63,27 |
79,10 |
2. Налог на прибыль |
5,72 |
6,00 |
3. Налог на игровой бизнес |
7,94 |
7,72 |
4. Налог на операции с ценными бумагами |
25,17 |
3,54 |
5. НДС |
31,27 |
31,20 |
6. Акцизы |
3,38 |
3,20 |
7. Налог на пользование природными ресурсами |
12,80 |
12,67 |
8. ЕСН |
13,39 |
12,90 |
9. Налог на пользование объектами водных биоресурсов |
0,12 |
0,12 |
10. Прочие налоги |
0,71 |
5,30 |
Для расчета данных графы 1 и 2 таблицы 3.2 используем данные таблицы 3.1, тогда:
Строка 1 гр.1 = строка 1.1. гр.1: строку 1 гр.1 = ;
Строка 1 гр.2 = строка 1.1. гр.2: строку 1 гр.2 = .
По строкам 2 10 расчеты делаются аналогично[4] .
На протяжении ряда лет наибольшую долю в фактическом объеме доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы:
Налоговых доходов в 2004 году поступило в сумме 2712,1 млрд. руб. (103,8% к годовым бюджетным назначениям). Их доля в общей сумме доходов федерального бюджета составила 79,1% (в 2002-2003 годах их доля в общей сумме доходов была меньше - соответственно 76,9% и 78,5%).
Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2004 году была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (НДС) (31,27 % от общего объема налоговых доходов), платежей за пользование природными ресурсами (12,67%), налога на прибыль организаций (6%), акцизов (3,2%).
Превышение фактического поступления налоговых доходов над запланированными на 2004 год составило 640,7 млн. руб. При этом изменение макроэкономических показателей в 2004 году привело к увеличению налоговых доходов на., в том числе:
- в результате роста объема ВВП ;
- за счет роста цен на энергоносители ;
- за счет увеличения объемных показателей (добычи природных ресурсов, объемов экспорта и импорта, подакцизной продукции);
изменение курса доллара и евро .
- за счет изменения структуры налогооблагаемой базы
Поступления в федеральный бюджет доходов от уплаты налога на прибыль организаций составили в 2004 году 205,7 млрд. рублей, или 109,9% от годовых бюджетных назначений. По сравнению с 2003 годом они выросли на 34,8 млрд. руб., или на 20,3%, несмотря на снижение ставки с 1 января 2004 года.
Одним из основных факторов, повлиявших на рост поступлений налога на прибыль организаций, явилось улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций в 2004 году, а также улучшение налогового администрирования. На увеличение поступлений налога на прибыль организаций в 2004 году также оказало влияние снижение доли убыточных организаций по сравнению с 2003 годом.
Вследствие вышеуказанных факторов увеличилась (по предварительной оценке) налоговая база для исчисления налога.
Кроме того, изменилась структура поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет относительно 2003 года: снизился удельный вес налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов, и доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.
Таблица 3.3
Структура расходов Федерального бюджета
Статьи расходов Бюджета |
Уд. Вес расходов по отдельным статьям ко всем расходам утвержденного бюджета,% |
Уд. Вес расходов по отдельным статьям ко всем расходам факт. Исполнения бюджета,% |
А |
1 |
2 |
1. Национальная оборона |
14,86 |
15,20 |
2. Фундаментальные исследования и содействие НТП |
1,67 |
1,77 |
3. Сельское хозяйство и рыболовство |
1,07 |
0,92 |
4. Промышленность, энергетика и строительство |
2,44 |
2,37 |
5. Образование |
4,25 |
4,45 |
6. Культура и искусство |
0,58 |
0,60 |
7. Здравоохранение и физкультура |
1,70 |
1,75 |
Для расчета данных графы 1 и 2 таблицы 3.3 используем данные таблицы 3.1, тогда:
Строка 1 гр.1 = строка 2.1. гр.1: строку 2 гр.1 = ;
Строка 1 гр.2 = строка 2.1. гр.2: строку 2 гр.2 = .
Строка 2 гр.1 = строка 2.2 гр.1: строку 2 гр.2 =
Строка 2 гр.2 = строка 2,2 гр.1: строку 2гр.2 =
По строкам 3 7 расчеты делаются аналогично[5] .
Исполнение федерального бюджета по расходам в отчетном периоде проходило в целом с незначительным недовыполнением плана, предусмотренного уточненной сводной бюджетной росписью (98,8%)
По ряду разделов функциональной классификации отмечается превышение объемов финансирования федерального бюджета по расходам над показателями уточненной бюджетной росписи, в частности: Образование (2,8 млрд. рублей), Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу (1,8 млрд. рублей) Культура, искусство и кинематография (0,2 млрд. рублей), Здравоохранение и физическая культура (0,2 млрд. рублей). Это обусловлено отражением в составе расходов федерального бюджета по данным разделам средств, полученных от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за соответствующими учреждениями науки, образования, здравоохранения и культуры.
Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства профинансированы в основном в полном соответствии с уточненной бюджетной росписью (на уровне 99,9% и 99,8%, соответственно).
Недоисполнение федерального бюджета в 2004 году по расходам отмечалось по разделу Сельское хозяйство и рыболовство (исполнено на 84,6% в силу, прежде всего, того, что в 2004 году практически не проводились закупочные интервенции на рынке продовольственного зерна). Кроме того, по итогам 2004 года не в полном объеме профинансированы расходы федерального бюджета по разделу “Промышленность, энергетика и строительство” (94,9%), что обусловлено как объективными факторами (объем предъявленных гражданами к погашению жилищных сертификатов составил меньше запланированного), так и недостатками в работе главных распорядителей (несвоевременным заключением договоров с заказчиками-застройщиками и представлением предложений по уточнению сводной бюджетной росписи, нецелевым использованием средств федерального бюджета).
Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов (относительных величин динамики), позволяющих сделать вывод об интенсивности изменения показателей во времени. Для этого возьмем основные показатели исполнения федерального бюджета Российской Федерации за 2003-2004 г.г. (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Основные характеристики федерального бюджета за 2003-2004 г.
2003 год - исполнение |
2004 год - закон |
2004 год - исполнение |
||||
млрд. рублей |
в % к ВВП (13201,1) |
млрд. рублей |
млрд. рублей |
в % к ВВП (16778,8) |
в % к годовым бюджетным назначениям |
|
2586,2 |
19,6 |
3273,8 |
3428,9 |
20,4 |
104,7 |
|
в том числе: |
||||||
Доходы без единого социального налога |
2221,6 |
16,8 |
2835,6 |
2986,7 |
17,8 |
|
Единый социальный налог |
364,6 |
2,8 |
438,2 |
442,2 |
2,6 |
100,9 |
II. Расходы |
2372 |
18 |
2768,1 |
2708,6 |
16,1 |
97,8 |
220,9 |
1,7 |
246,6 |
204,7 |
1,2 |
83 |
|
I. Доходы |
2151,1 |
16,3 |
2521,4 |
2503,8 |
14,9 |
99,3 |
в том числе: |
||||||
Непроцентные расходы без единого социального налога |
1782,9 |
13,5 |
2083,2 |
2062,5 |
12,3 |
|
III. Профицит |
214,2 |
1,6 |
505,7 |
720,3 |
4,3 |
Источник :Агентство экономической информации «Прайм-ТАСС» (www.prime-tass. ru)
На основании данных таблицы 3.4 проведем следующие расчеты:
Таблица 3.4
Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2003-2004 гг.
(млрд. руб.)
Год |
Доходы млрд. Руб. |
Абсолютный прирост, млрд.руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолютная величина 1% прироста,млр. руб. |
Пункты роста,% |
|||
постоянная база |
переменная база |
постоянная база |
переменная база |
постоянная база |
переменная база |
||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2000 |
1132,1 |
||||||||
2003 |
2586,2 |
1454,1 |
1454,1 |
228,44 |
228,44 |
128,44 |
128,44 |
11,32 |
128,44 |
2004 |
3428,9 |
2296,8 |
824,7 |
302,88 |
132,58 |
202,88 |
32,58 |
25,86 |
80,44 |
Итого |
7147,2 |
При расчете показателей использовались следующие формулы[6] :
1) Абсолютный прирост (базисный) , где – любой уровень, – первый уровень ряда (за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 2000 г.).
2) Абсолютный прирост (цепной) , где – любой уровень, – предшествующий уровень ряда.
3) Средний абсолютный прирост , где – первый уровень ряда, – последний уровень ряда, n – количество уровней.
4) Коэффициент роста (базисный) , где – любой уровень, – первый уровень ряда (за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 2000 г.).
5) Коэффициент роста (цепной) , где – любой уровень, – предшествующий уровень ряда.
6) Средний коэффициент роста , где – первый уровень ряда, – последний уровень ряда, n – количество уровней ряда.
7)Темп роста % (по этой формуле рассчитываются цепные, базисные и средний показатель).
8)Темп прироста % (по этой формуле рассчитываются цепные, базисные и средний показатель).
9) Абсолютное значение одного процента прироста .
Из приведенных данных видно, что доходы бюджета за рассматриваемый период постоянно росли: от 1132,1 млрд.. рублей (в фактически действовавших ценах) в 2000 г. до 3428,9 млрд. руб. в 2004 году. Проведенные подсчеты показали, что прирост доходов бюджета происходил из года в год (базисные показатели абсолютного прироста постоянно увеличиваются).
Об этой тенденции свидетельствуют и показатели коэффициента роста: на фоне стабильного роста базисных показателей происходит уменьшение цепных показателей. Максимальный цепной коэффициент роста был в 2003г. (2,28), он достиг своего минимального значения в 2004 г. и составил 1,32. Средний коэффициент роста составил 33,65.
Эту же тенденцию можно проследить при анализе темпов роста и прироста. Необходимо сделать одно замечание: по каждому из этих показателей наблюдается снижение значений в 2004 году. Особое же внимание следует уделить абсолютным значениям 1% прироста. Минимальный темп прироста был в 2003 г. (128,44%), ему соответствовало минимальное абсолютное значение 1% прироста (11,32 млрд.. руб.). Аналогично, в 2004 г. темп прироста был максимальным (202,88 %), ему соответствовало максимальное абсолютное значение 1% прироста (25,86 млрд.. руб).
Таблица 3.5
Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2003-2004 гг. (млрд. руб.)
Год |
Расходы млрд. Руб. |
Абсолютный прирост, млрд.руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолютная величина 1% прироста,млр. руб. |
Пункты роста,% |
|||
постоянная база |
переменная база |
постоянная база |
переменная база |
постоянная база |
переменная база |
||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2000 |
1014,2 |
||||||||
2003 |
2372,0 |
1357,8 |
1357,8 |
233,88 |
233,88 |
133,88 |
133,88 |
10,14 |
133,88 |
2004 |
2768,1 |
1753,9 |
396,1 |
272,93 |
116,7 |
172,93 |
16,70 |
23,72 |
39,05 |
Итого |
6154,3 |
При расчете показателей использовались следующие формулы[7] :
6) Абсолютный прирост (базисный) , где – любой уровень, – первый уровень ряда (за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 2000 г.).
7) Абсолютный прирост (цепной) , где – любой уровень, – предшествующий уровень ряда.
8) Средний абсолютный прирост , где – первый уровень ряда, – последний уровень ряда, n – количество уровней.
9) Коэффициент роста (базисный) , где – любой уровень, – первый уровень ряда (за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 2000 г.).
10) Коэффициент роста (цепной) , где – любой уровень, – предшествующий уровень ряда.
6) Средний коэффициент роста , где – первый уровень ряда, – последний уровень ряда, n – количество уровней ряда.
7)Темп роста % (по этой формуле рассчитываются цепные, базисные и средний показатель).
8)Темп прироста % (по этой формуле рассчитываются цепные, базисные и средний показатель).
9) Абсолютное значение одного процента прироста .
В период 2003-2004 г. наблюдалось увеличение базовых показателей абсолютного прироста с 1357,8 (2003 г.) до 1753,9 млрд. руб. (2004 г.).
На фоне стабильного роста базисных показателей происходит уменьшение цепных показателей. Максимальный цепной коэффициент роста был в 2003 г. (2,34), он достиг своего минимального значения в 2004 г. и составил 1,17..Интересно отметить, что, в случае с динамикой расходов бюджета, минимальное абсолютное значение 1% прироста (10,14) приходится на год с минимальным темпом прироста (133,88) – 2003г., Это означает, что при увеличении темпов роста доходов консолидированного бюджета, на каждый процент прироста приходилось меньше дополнительных денег.
Таким образом, мы проанализировали интенсивность изменения во времени, динамику и структуру доходной и расходной частей государственного бюджета.
Заключение
Сейчас Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно осуществлять экономическое регулирование государства, одним из механизмов которого является бюджетная система государства и включенный в нее государственный бюджет. Бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции.
Для нормального существования и развития нашего государства необходимо продумано регулировать и движение денежных средств, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надежному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства так и его граждан.
Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поэтому их показатели отражают разные механизмы перераспределения финансовых ресурсов вертикального и горизонтального характера (межотраслевой и межтерриториальный). Статистические данные о государственном бюджете выполняют очень важную задачу так как с их помощью можно определить, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов и соответствует ли размер этих ресурсов объему общественных потребностей и их составляющим, ранжированным в порядке первоочередности.
Статистические данные также позволяют проанализировать, в какой степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счет имеющихся в наличии ресурсов, без привлечения заемных средств или средств, накопленных за прошлые периоды. Этот принцип положен в основу классификаций государственного бюджета.
Без статистических расчетов нельзя определить степень исполнения государственного бюджета, сравнить фактические показатели с установленными, установить причины дефицита ( или профицита) бюджета, проанализировать величину налоговых задолженностей, тенденции изменения основных показателей государственного бюджета во времени.
Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, на мой взгляд, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надежная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать науку, характеризующую своими показателями и методами финансовую систему страны, т.е. статистику.
Список используемой литературы
1. Бюджетный кодекс Российской федерации. Принят ГД РФ 17.07.98.с изменениями, внесенными ФЗ от 31..12.99 и ФЗ от 5.08.2000.
2. Гусаров В.М. Теория статистики: Учебн. Пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. 247с.
3. Российский Статистический Ежегодник 2004: стат.сб./Росстат. М,2004-725с.
4. Рябушкин Б.Т. Основы статистики финансов: уч. пособие. М.: Финстатинформ, 1997. 80 с.
5. Социальная статистика: Учебник/Под ред. И.И.Елисеевой.- М.: Финансы и статистика,2001.
6. Теймурова Т.Ю. Финансовая статистика: уч. пособие. Калуга: Издательский дом «Эйдос», 2003. 330с.
7. www.government.gov.ru Агентство экономической информации «Прайм ТАСС»
7. www.prime-tass.ru Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт 26.05.2005
[1] Рябушкин Б.Т. Основы статистики финансов. М.: Финстатинформ, 1997. С. 27.
[2] Бюджетный кодекс. Часть 2. Раздел 1. Глава 5. Статья 28
[3] Бюджетный кодекс. Часть 2. Раздел 1. Глава 4. Статья 19.
[4] Теймурова Т.Ю. Финансовая статистика. Калуга: Издат. Дом «Эйдос»,2003. С. 245
[5] Теймурова Т.Ю. Финансовая статистика. Калуга: Издат. Дом «Эйдос»,2003. С. 245
[6] Гусарев В.М. Теория статистики. М.: Аудит , ЮНИТИ, 1998. С. 127 138.
[7] Гусарев В.М. Теория статистики. М.: Аудит , ЮНИТИ, 1998. С. 127 138.