Статистическое изучение расходов и доходов населения
СОДЕРЖАНИЕ: Цели и задачи экономической статистики и статистического наблюдения. Характеристика бюджетов домашних хозяйств и методов количественного измерения их доходов. Статистическое изучение расходов и доходов населения и потребления материальных благ и услуг.Оглавление
Введение
Глава 1. Задачи экономической статистики и статистическое наблюдение
Глава 2. Бюджеты домашних хозяйств
2.1 Методы количественного измерения доходов домашних хозяйств
2.2 Расходы населения
2.3 Основные направления статистического изучения расходов и доходов населения и потребления материальных благ и услуг
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Статистическим наблюдением называется планомерный, научно организованный сбор данных о явлениях и процессах общественной жизни путем регистрации характеризующих их признаков.
В задачи статистического наблюдения входят: получение достоверной исходной информации, обеспечение полноты информации, проведение статистического наблюдения в возможно короткие сроки.
Статистическое наблюдение осуществляется в двух формах: путем предоставления отчетности и проведения специально организованных статистических обследований.
Отчетность — это форма статистического наблюдения, при которой сведения поступают в статистические органы в виде обязательных отчетов о деятельности предприятий, учреждений и организаций по заранее установленным программам и в определенные сроки.
Специально организованные статистические наблюдения обычно охватывают те явления и стороны общественной жизни, в которых в данный момент существует потребность, — переписи, единовременный учет и тематические статистические обследования.
Переписью называется специально организованное статистическое наблюдение, характеризующее определенное массовое явление или процесс на определенный момент или период времени. Например, проводятся переписи населения, различного рода учреждений и т.п.
Проведению переписей предшествует большая подготовительная работа, которая заключается в:
• составлении списков для охвата всех без исключения единиц совокупности, подлежащих наблюдению;
• разбивке административных районов на переписные участки и распределении объектов наблюдения между регистраторами;
• подготовке кадров;
• печатании и рассылке на места проведения переписи статистического инструментария;
• пробных переписей.
К подготовительной работе относится также пропаганда значения и порядка проведения переписи.[1]
Единовременный учет ставит своей задачей определение численности и размещения изучаемого объекта или его составных частей по определенной территории на определенный момент или период времени (например, учет численности студентов по факультетам, учет установленного оборудования). Специальные статистические обследования, как правило, носят выборочный характер. Сейчас статистические наблюдения являются основной формой сбора статистической информации в России.
Методология статистического наблюдения заключается в разработке таких вопросов, как определение цели, объекта, единицы и программы наблюдения.
Целью наблюдения является сбор информации о социально-экономических процессах. Цель наблюдения формулируется в документе, на основании которого проводится наблюдение, — распоряжении Госкомстата России.
Объектом статистического наблюдения называется совокупность единиц изучаемого явления, подлежащая статистическому изучению (предприятия, фермы, определенные группы населения и т.д.). Установить объект наблюдения — это значит точно определить состав и признаки совокупности.
Программа наблюдения. Важнейшей частью статистического обследования является разработка программы наблюдения. Она представляет собой перечень вопросов, на которые необходимо получить ответ в процессе наблюдения.
Вопросы программы статистического наблюдения составляются с учетом требований, сформулированных еще в прошлом веке известным бельгийским статистиком Адольфом Кетле (1796—1874 гг.), который считается одним из основоположников современной научной постановки статистического наблюдения. Первое правило Кетле гласит, что программы статистического наблюдения должны включать только те вопросы, которые необходимы для решения поставленной цели. Второе правило Кетле — в программу наблюдения не следует включать вопросы, на которые невозможно получить ответ удовлетворительного качества. Третье правило Кетле гласит, что в программу наблюдения не должны включаться вопросы, которые могут быть расценены опрашиваемыми как вмешательство в сферу их личных интересов. Статистика изучает количественную и качественную сторону общественных явлений, применяя методы и показатели, которые позволяют измерять общественные явления в движении, т.е. вскрывать процессы перехода количественных изменений в качественные. Поэтому статистика исследует явления и процессы общественной жизни не изолированно друг от друга, а в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Характеристику общественных явлении статистика основывает на данных массового наблюдения. Чтобы выявить и оценить масштабы и количественные соотношения конкретных массовых общественных явлений и их изменения, необходимо сначала собрать о них соответствующие данные, а затем обработать и проанализировать их взаимосвязь и взаимозависимость.
Эти три последовательные стадии — сбор, обработка и анализ количественной стороны общественных явлений — и называются статистическим исследованием при условии, что каждая его стации проводится по единой программе с соблюдением единой методологии.
Каждая единица наблюдения должна быть охарактеризована совокупностью признаков, предусмотренных программой наблюдения. По форме и содержанию признаки наблюдения делятся на количественные и качественные (атрибутивные), факторные и результативные, натуральные и стоимостные.
Количественные признаки выражаются числом (возраст, заработная плата, стаж работы и т.д.), атрибутивные характеризуют качественное состояние данного явления (пол, специальность, образование).[2]
Факторные признаки характеризуют условия, определяющие размер того или иного явления, а результативные — результат, вызванный сочетанием факторных признаков (например, количество внесенных удобрений — факторный признак, а урожайность — результативный).
Натуральные признаки характеризуют явления в натуральном выражении (т, км, м3 , и т.д.); стоимостные — в денежном (руб., тыс. руб. и т.д.).
Совокупность всех признаков: количественных и атрибутивных, факторных и результативных, натуральных и стоимостных — составляет программу наблюдения.
В организационную часть плана статистического наблюдения включаются такие вопросы, как определение места и времени наблюдения, установление формы, вида и способа наблюдения, охват объектов наблюдения, способов сбора данных и т.д.
Статистическое наблюдение подразделяется на ряд видов по времени, охвату и способу регистрации фактов. Непрерывное, или текущее, наблюдение ведется систематически, постоянно, непрерывно, по мере возникновения явлений. Например, регистрация рождаемости и смертности, явки и неявки на работу и т.д.
При периодическом наблюдении регистрация исследуемых явлений проводится через определенные, обычно одинаковые промежутки времени. Например, учет успеваемости студентов на экзаменационных сессиях.
Единовременное наблюдение проводится по мере надобности, без соблюдения строгой периодичности, время от времени. Примером может служить перепись жилого фонда.
При сплошном наблюдении регистрируются все без исключения единицы совокупности. Оно применяется при переписи населения.
Совокупность — это множество элементов, складывающихся главным образом под влиянием общих причин и условий, связанных общими характерными чертами, общими существенными признаками, общностью процессов развития и т.п. Эта общность придает элементам однокачественность, которая и является объективной основой формирования статистических совокупностей. Отдельные первичные элементы или индивидуальные явления, составляющие статистическую совокупность, называются единицами совокупности.
Однородность, однокачественность элементов — важнейшая черта статистических совокупностей. Так, для всех торговых предприятий характерно то, что все они занимаются продажей, реализацией товаров. Эта общность и объединяет их в совокупность торговых предприятий.
Вместе с тем одни предприятия являются государственными, другие — частными, одни магазины по характеру реализуемых товаров относятся к продовольственным, другие — к промтоварным, последние подразделяются на обувные, готовой одежды, мебельные и т.д. Таким образом, любую общую совокупность в зависимости от задач и целей исследования можно расчленить на частные совокупности, т.е. одну и ту же совокупность можно изучать с различных точек зрения. Следовательно, одна и та же совокупность может быть однородной в одном отношении и разнородной в другом.
Единицы, элементы статистической совокупности характеризуются рядом признаков, величина которых меняется, варьирует под влиянием различных причин и условий. Например, выполнение норм выработки рабочими одной и той же специальности, работающими на одинаковом оборудовании и выпускающими одну и ту же продукцию, меняется, т.е. варьирует. Возраст, заработная плата, материальное состояние меняются от одной единицы совокупности к другой. Такие признаки называются варьирующими, а изменение величины признака от одного элемента совокупности к другому принято называть вариацией.
Во всех массовых процессах можно отметить два вида закономерностей. Одни проявляются только во всей совокупности (например, в целом по стране рождается поровну мальчиков и девочек), другие закономерности характерны для одного отдельно взятого элемента совокупности (например, в отдельно взятой семье могут быть только мальчики или девочки).
Закономерности, проявляющиеся в каждом отдельно взятом элементе совокупности, называются динамическими закономерностями. Закономерности, проявляющиеся только в массовом процессе, называются статистическими закономерностями.
Свойство многих закономерностей формироваться и отчетливо проявляться только в массовом процессе при достаточно большом числе элементов совокупности называется законом больших чисел.
Сущность закона больших чисел заключается в постепенном взаимном погашении случайных индивидуальных отклонений отдельных единиц совокупности от определенного типичного уровня, характерного для всей совокупности, которое возрастает по мере увеличения их количества. Благодаря этому при массовом наблюдении происходит взаимопогашение отдельных отклонений, вызванных действием различных случайных причин и условий, и выявляются объективные закономерности, которые в единичном наблюдении часто затушевываются случайными обстоятельствами.
Закон больших чисел имеет большое научное и практическое значение. Применение закона больших чисел позволяет выявить закономерность там, где на первый взгляд ее нет. Например, из 100 родившихся в России — 49 девочек и 51 мальчик. Это закономерность, которая подтверждается только в ходе массовых многолетних наблюдений за половой структурой новорожденных.
Глава 1. Задачи экономической статистики и статистическое наблюдение
Основными задачами экономической статистики являются: предоставление органам государственного управления информации, необходимой им для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с формированием экономической политики, разработкой различных государственных программ и мер по их реализации; обеспечение информацией о развитии экономики и социальной сферы руководителей предприятий и компаний, менеджеров, организаторов производства и бизнесменов, необходимой им для лучшего понимания макроэкономического климата, в котором функционируют их компании или предприятия, в частности, при принятии решений об инвестициях, расширении производства, организации сбыта и т. д.; информирование об основных итогах и тенденциях социально-экономического развития широкой общественности, научно-исследовательских учреждений, общественно-политических организаций и отдельных лиц.
Статистические органы во всем мире обязаны предоставлять информацию о состоянии и развитии экономики в международные экономические организации: ООН, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и другие. Эта функция вытекает из обязательств, принимаемых странами при вступлении в международные организации.
Следует отметить, что задачи статистики тесно связаны с социально-политическим устройством, организацией экономического процесса. Например, в недалеком прошлом в СССР одной из основных функций статистики было осуществление контроля за выполнением заданий государственного плана, а также обеспечение органов, ответственных за составление планов, соответствующей исходной информацией. Это предопределяло содержание статистических показателей, так как наблюдение за выполнением плана предполагает методологическое единство плановых и отчетных показателей. В системе статистических показателей основное внимание уделялось показателям производства и использования товаров. Обобщающие показатели, такие, как валовой общественный продукт (ВОП) и национальный доход (НД), исчислялись в рамках баланса народного хозяйства (БНХ) — системы макроэкономической информации, основанной на концепциях марксистской политэкономии и приспособленной к задачам, структуре и механизмам централизованно управляемой экономики. Ввиду того, что в экономике, основанной на общественной собственности на средства производства и централизованном распределении материальных ресурсов, такие инструменты, как прибыль, цена, финансы, играют подчиненную роль, статистике этих рыночных категорий в СССР уделялось второстепенное внимание.
Как было отмечено выше, при переходе к рыночной экономике происходит существенная переориентация (трансформация) деятельности статистических органов, основной задачей которой является введение в статистическую практику показателей и классификаций, предназначенных для описания и анализа рыночной экономики. В новых условиях основное внимание сосредоточивается на обеспечении информацией органов государственного управления для разработки экономической политики, мер по предотвращению негативных тенденций развития рынка (недогрузка производственных мощностей, рост безработицы, инфляция и т.д.), а также для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с управлением экономикой на макроуровне, а также по социальным проблемам. В этих условиях особое внимание уделяется исчислению наиболее общих макроэкономических показателей, таких, как валовой внутренний продукт (ВВП), потребление и накопление, сбережение, показатели занятости и инфляции, дефицита государственного бюджета, денежной массы, доходов населения и др. Значительная часть этих показателей исчисляется в рамках СНС — системы макроэкономических показателей, разработанной для описания и анализа функционирования рыночной экономики.
Хотя статистические органы продолжают наблюдать за производством продукции важнейших отраслей экономики, число позиций значительно меньше, чем в условиях плановой экономики. В некоторых странах мира, например в Германии и Франции, статистические органы изучают заказы, поступающие промышленным предприятиям. Эти показатели имеют большое значение для оценки изменений в экономике и подготовки прогнозов. Проводится также статистическое наблюдение за изменением экономической конъюнктуры.
Таким образом, в статистике следует различать показатель экономической конъюнктуры, который отражает изменения объема производства ВВП и связи с повышением или снижением уровня использования имеющихся мощностей в результате изменения потребительского спроса или общей макроэкономической ситуации, и показатель экономического роста, который характеризует изменения объема производства ВВП в связи с увеличением производственных мощностей, инвестиций, накоплений и т. д. На практике провести такое разграничение часто бывает трудно, и поэтому изменения объема ВВП на краткосрочной основе обычно рассматриваются как изменения экономической конъюнктуры, тогда как показатели динамики объема ВВП за длительный период времени интерпретируются как индикаторы экономического роста.[3]
Глава 2. Бюджеты домашних хозяйств
Бюджетные обследования в настоящее время призваны решать следующие задачи:
1)характеризовать величину, структуру доходов и расходов различных социально-профессиональных групп населения в территориальном разрезе;
2)предоставить данные о распределении доходов населения и об уровне бедности; отразить жилищные условия населения и его обеспеченность предметами культурно-бытового назначения длительного пользования;
3)обеспечить получение данных с целью характеристики производственной деятельности домашних хозяйств (в личном подсобном хозяйстве);
4)отразить влияние на жизненный уровень населения социально-экономических мероприятий, проводимых органами власти;
5)обеспечить необходимую информацию для расчета индекса потребительских цен;
6)предоставить необходимую информацию для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов.
Бюджетные обследования основаны на репрезентативной выборке во всех национально-территориальных образованиях (республиках, краях, областях, автономиях). Общее число домашних хозяйств, охваченных обследованиями, составляет около 50 тысяч (при условии, что в выборку не должны попадать семьи работников Министерства обороны, МВД, ФСБ, ФАПСИ и подобных учреждений).
Выборка осуществляется комбинированным способом, сочетая территориальный и отраслевой принципы, с распределением отобранных для обследования по отраслям и регионам страны пропорционально численности занятых в общественном производстве, исключая пенсионеров.
Совокупные доходы семей определяются на валовой основе, то 1-е гь до вычета различных обязательных и добровольных платежей (федеральных и местных налогов и сборов, штрафов, пени, компенсаций, благотворительной помощи и т. п.). Кроме того, доходы регистрируются по дате начисления, а не по дате фактического платежа, с корректировкой по данным налоговых органов, также результатов хозяйственного использования животных (молоко, яйца, мед, шерсть и т. д.).
Разработаны специальные методы математической статистики, позволяющие объединять различные по своему содержанию показатели в единое целое: метод главных компонент, максимина корреляции и др., которые в настоящее время используются при научных исследованиях, но недостаточно широко применяются в практической работе органов государственной статистики. Для внедрения в статистическую практику Российской Федерации системы национальных счетов потребовалось пересмотреть концептуальные основы исчисления показателей, отражающих процесс образования, распределения и перераспределения доходов. В СНС ООН 1993 года в качестве теоретической основы для исчисления данного блока показателей принято определение дохода, предложенное английским экономистом Дж. Хиксом: доход — это максимальная сумма, которая может быть израсходована в течение определенного периода на потребление при условии, что собственный капитал хозяйствующего субъекта за этот период не уменьшится.
Согласно концепции Дж. Хикса в СНС исчисляются показатели доходов домашних хозяйств, отражающие различные этапы процесса распределения доходов:
первичные доходы;
располагаемые доходы;
скорректированные располагаемые доходы.
Первичные доходы (ПД) домашних хозяйств — это доходы, полученные данным сектором экономики в результате первичного распределения добавленной стоимости: оплата труда, смешанные доходы, чистые доходы от собственности, а также прибыль и приравненные к ней доходы от жилищных услуг, оказываемых для собственного потребления владельцем занимаемого им жилья. Чистые доходы от собственности определяются как разница между суммами полученного и выплаченного дохода, Следует также отметить, что показатель оплаты труда в данном случае включает валовую заработную плату наемных работников и отчисления работодателей на социальное страхование.
2.1 Методы количественного измерения доходов домашних хозяйств
При изучении уровня жизни населения страны необходимо учитывать только первичные доходы, полученные ее резидентами, сумма которых за определенный период в рыночных ценах представляет собой национальный доход.
Не все первичные доходы могут быть непосредственно использованы домашними хозяйствами на потребление или сбережение. Часть из них передается в виде текущих налогов на доходы и собственность, обязательных отчислений на социальное страхование, пожертвований, штрафов, добровольных взносов и т. п. в другие сектора экономики. С другой стороны, имеет место и встречный поток текущих трансфертов из других секторов домашним хозяйствам: выплаты социального характера (пенсии, стипендии, пособия и др.), страховые премии и возмещения и т. п.[4]
Первичные доходы, скорректированные на сальдо текущих трансфертов, образуют располагаемые доходы домашних хозяйств:
РД = ПД+ТТ,
где ПД — первичные доходы;
ТТ — сальдо текущих трансфертов, определяемое как разница между текущими трансфертами, полученными и уплаченными другим секторам экономики.
Национальный доход, исчисленный с учетом сальдо текущих трансфертов, полученных и переданных за границу, представляет собой располагаемый национальный доход — макроэкономический показатель, который наряду с показателем национального дохода может использоваться при проведении комплексного анализа уровня жизни населения и состояния экономики страны.
За счет располагаемого дохода осуществляются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, а разница между ними образует сумму сбережения данного сектора.
Однако трансферты могут предоставляться домашним хозяйствам не только в денежной, но и в натуральной форме (в виде бесплатных услуг учреждений здравоохранения, образования, культуры и т. д.). Если сумму таких поступлений, именуемых социальными трансфертами, прибавить к располагаемому доходу, то можно получить скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств:
СРД = РД + СТ,
где СТ — социальные трансферты в натуральной форме, получаемые домашними хозяйствами от органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств позволяет более точно определить объем их конечного потребления с учетом получаемых социальных трансфертов. Такой уточненный показатель потребления называется фактическим конечным потреблением. Определение его величины особенно актуально в условиях реформирования экономики. При переходе к рынку многие услуги социального характера, которые раньше предоставлялись населению бесплатно, приобретают рыночный характер. В связи с этим увеличение расходов на конечное потребление, даже опережающее рост потребительских цен, может не сопровождаться фактическим увеличением потребления из-за резкого сокращения объема социальных услуг, получаемых бесплатно. Таким образом, для оценки уровня жизни населения и анализа его динамики из всех перечисленных) выше показателей доходов в настоящее время наиболее предпочтительным представляется показатель скорректированного располагаемого дохода домашних хозяйств.
В статистической практике России исчисляется ряд показателей доходов населения, но наиболее близким к описанным выше показателям по своему экономическому содержанию является располагаемый денежный доход, определяемый как доход, полученный домашними хозяйствами от производственной деятельности, от собственности и в результате перераспределительных операций. При этом учитываются лишь перераспределительные операции, осуществляемые в денежной форме, т. е. без социальных трансфертов, получаемых домашними хозяйствами в натуральном выражении. Основой для исчисления этого показателя служат данные баланса денежных доходов и расходов населения, который составляется в соответствии с методологическими принципами, положенными в основу баланса народного хозяйства. Ввиду отсутствия достаточно разработанной информационной базы указанный показатель исчисляется при допущениях, снижающих ценность полученного результата.
Баланс денежных доходов и расходов населения является одним из основных источников информации об объеме и структуре денежных доходов, расходов и сбережений населения. Он традиционно используется отечественной статистикой в качестве одного из инструментов анализа уровня жизни. Его доходная часть позволяет получить информацию об общей сумме денежных доходов населения, проанализировать их структуру по источникам получения и динамику. Кроме того, данные баланса используются при изучении распределения населения страны по уровню дохода, определении покупательной способности денежных доходов населения, изучении уровня и границ бедности и проведении других экономических расчетов как на федеральном, так и на региональном уровне.
Другим показателем, используемым в статистике Российской Федерации, являются денежные доходы населения (оплата труда, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты в денежной форме, поступления от продажи продукции сельского хозяйства, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, от предпринимательской деятельности, от продажи иностранной валюты, а также страховые возмещения, ссуды и другие поступления). Общая сумма денежных доходов населения России в 2000 г. составила 1703,0 млрд. руб. и за год увеличилась в номинальном выражении на 3,6%.
Данные, отражающие изменение их структуры за период с 1993 по 2000 г., приведены в табл. 1(Приложения).
Следует отметить, что приведенная выше подсистема показателей отражает в большей степени количественную сторону изучаемой категории. Для качественной характеристики условий жизни населения необходимее использовать показатели социальной статистики, дающие представление о качестве жизни. К их числу относятся основные показатели демографической статистики, состояния и охраны здоровья, качества и структуры потребляемых продуктов питания, уровня грамотности и состояния) сферы образования и культуры, комфортабельности жилья и др. Указанные показатели используются в международной статистической практике для более полной характеристики благосостояния населения. Некоторые из них применяются как обобщающие характеристики уровня жизни, например, коэффициент младенческой смертности и средняя продолжительность предстоящей жизни, которые наряду с объемом ВВП на душу населения входят в блок обобщающих показателей, не только отражающих уровень жизни населения, но и являющихся важнейшими индикаторами уровня социально-экономического развития страны.[5]
Как было отмечено выше, некоторые показатели в этой системе (доход, потребление) обычно рассматриваются как наиболее важные для анализа уровня жизни, однако они не охватывают все аспекты изучаемой категории. В этой связи в специальной литературе обсуждается вопрос о возможности и целесообразности исчисления единого обобщающего показателя уровня жизни. Многие специалисты весьма скептически относятся к возможности его построения. Тем не менее, время от времени предпринимаются попытки предложить схему исчисления обобщающего показателя благосостояния населения. Например, несколько лет тому назад в рамках ООН стали исчислять «индекс человеческого развития», который претендует на роль обобщающего показателя уровня жизни. Однако, как будет показано ниже, он имеет ряд существенных недостатков.
Изучение состава расходного раздела баланса подтверждает вывод о том, что отражаемые в нем показатели по своему экономическому содержанию не тождественны аналогичным по названию показателям СНС. Например, сбережения населения в указанном балансе учитывают только прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах. Прирост финансовых активов может быть обусловлен ростом обязательств или сменой формы активов. Кроме того, часть сбережения может быть израсходована на приобретение нефинансовых активов, например, покупку земли, дач и т. д.
Превышение суммы доходов населения над его расходами дает представление о приросте активов в форме денежной наличности. Если же имеет место обратное соотношение, то это свидетельствует о том, что потребительские расходы населения финансировались за счет сокращения накопленных активов домашних хозяйств.
В табл. 2 приведены данные, характеризующие изменение структуры расходов населения за период с 1995 по 2000 г.
Для более глубокого и всестороннего анализа уровня жизни населения проводятся выборочные бюджетные обследования домашних хозяйств, которые служат важным источником статистической информации о структуре доходов и потребительских расходов населения. Такие обследования позволяют установить зависимость между уровнем материального благосостояния домохозяйств и их составом, источниками доходов, занятостью членов семьи в различных секторах экономики. Получаемая информация является основой для изучения потребительского поведения населения, выявления взаимосвязи между уровнями потребления, доходов и цен.
Для количественного отражения зависимости между динамикой доходов или цен и уровня потребления отдельных товаров рассчитываются коэффициенты эластичности, которые показывают, насколько изменяется уровень потребления при изменении среднедушевого дохода (или цены) на 1 %:
Кэл=(У/Уо)/(Х/Хо)
Где Уо и У1 - уровень потребления соответственно в базисном
и отчетном периоде;
у — изменение уровня потребления в отчетном периоде
по сравнению с базисным, т. е. у =У1-Уо
х0 и х1 — среднедушевой доход (или цена товара) соответственно
в базисном и отчетном периоде;
х — изменение среднедушевого дохода (цены товара)
за истекший период, т. е. х = Х1 — Хо.
Выборочные бюджетные обследования в России являются важнейшим источником статистической информации для изучения региональных различий в уровне жизни населения. Материалы таких обследований позволяют анализировать уровень жизни низкодоходных групп населения, а также используются при разработке бюджетов прожиточного минимума.[6]
Первая попытка организовать круглогодичное выборочное обследование рабочих в промышленности была предпринята в Москве в 1924 г. Выборочные обследования, которые регулярно проводятся в нашей стране с начала 50-х гг., охватывают в настоящее время около 49 тыс. домашних хозяйств всех регионов Российской Федерации. Выборка сформирована по территориально-отраслевому принципу, предполагающему пропорциональное представительство в ней различных общественных групп населения по стране и ее регионам. Однако в настоящее время возникла проблема актуализации выборочной совокупности и перехода от территориально-отраслевой выборки к территориальной, поскольку в ней не представлены занятые в новых рыночных структурах (предприниматели, банкиры, фермеры и т. д.), имеющие, как правило, высокие доходы и соответствующий уровень благосостояния.
При проведении выборочных обследований регулярно фиксируются как доходы, так и расходы домашних хозяйств. Расходы подразделяются на две группы: потребительские расходы и расходы, не связанные с потреблением. Потребительские расходы включают все текущие затраты на приобретение товаров и услуг для использования данным домашним хозяйством или его отдельными членами. В их составе выделяются затраты на приобретение
Источники статистической информации по расходам населения.
В таблице 3(Приложения) дан перечень сводных показателей расходов населения с характеристикой периодичности публикации.
2.2 Расходы населения
Если показатели доходов населения отражают его потенциальные возможности удовлетворения потребностей в благах и услугах, то использование этих доходов на приобретение благ и услуг, а также сбережение отражают фактическое удовлетворение этих потребностей.
По своему характеру все расходы населения делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы представляют собой затраты, связанные с удовлетворением текущих потребностей. Капитальные расходы — это затраты на приобретение земли и материальных осноции и реализуется на рынке). Личное подсобное хозяйство не использует наемный труд, а его площадь часто ограничена действующим законодательством. В этом состоит принципиальное отличие личного подсобного хозяйства от фермерского хозяйства.
К доходам также относят пенсии, пособия, стипендии, дотации на путевки в санатории, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря, на содержание детей в детских учреждениях (государственного и местных бюджетов; от предприятий, учреждений и организаций; от предпринимателей и различных фондов).
Доходы от других источников характеризуют такие доходы, как: доходы от собственности (рента, проценты, дивиденды, прибыль, арендная плата); различные выигрыши: выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; наследство, подарки, страховые возмещения, компенсация ритуальных услуг, текущие трансферты, полученные россиянами из-за рубежа (переводы заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, гранты, гуманитарная помощь, благотворительность и др.). По статистической методологии в эту позицию входят и доходы от нелегальной деятельности (контрабанда, торговля наркотиками и оружием, проституция, гангстеризм, взятки), методология учета которых в России пока не разработана.
Важными показателями, характеризующими жизненный уровень населения, являются располагаемые совокупные доходы и располагаемые личные доходы. Они рассчитываются соответственно как разность между совокупными или личными доходами и суммой выплаченных населением обязательных и добровольных платежей.
При определении совокупного денежного дохода населения страны в его состав включают все денежные поступления, полученные ее гражданами за год, включая валютные (в пересчете по среднегодовому курсу в рубли), а также натуральные поступления, которые оцениваются в среднегодовых розничных ценах данного региона.[7]
В состав совокупного денежного дохода не включаются лишь случайные, единовременные крупные денежные поступления (наследство, выигрыши в лотерею, поступления от продажи автомобиля, дома, земли и т. п.).
К обязательным платежам относятся налоги (подоходный, на землю, на имущество, на наследство и др.); сборы и пошлины (регистрация транспортных средств, дорожный сбор, плата за регистрацию проживания, за право торговли и т. п.); выплата компенсаций за хищения; штрафы и пени, уплаченные населением, и пр. К добровольным платежам относятся различные членские взносы, платежи в общественные организации (партии, профсоюзы, религиозные и благотворительные организации), подарки, расходы на спонсорство из личных средств населения, и другие подобные расходы.
Совокупные располагаемые доходы населения характеризуют общий объем денежных средств, а также материальных благ и услуг, которые население может использовать либо для конечного потребления, либо для накопления.
Личные располагаемые доходы меньше совокупных располагаемых доходов на стоимость услуг, полученных населением из общественных фондов потребления.[8]
В условиях финансовой нестабильности и значительной инфляции реальные совокупные доходы и реальные располагаемые доходы населения определяют действительный объем потребительских благ и услуг, которые может получить население для удовлетворения своих потребностей. Эти показатели характеризуют реальную покупательную способность различных групп населения.
Сопоставление величины реальных доходов в динамике обычно выполняют в расчете на одного работника (индекс реальной зарплаты) или на душу населения (индекс реальных доходов) путем деления соответствующих показателей отчетного и базисного периодов.
В настоящее время в связи с переходом на международные стандарты статистики и учета в качестве основного показателя жизненного уровня населения используют объем произведенного валового
Показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем.
Важным аспектом статистического изучения уровня жизни населения является определение объема накопленного домашнего имущества, атак», же сбережений домашних хозяйств. При определении национального богатства страны накопленное имущество домашних хозяйств, т. е. запасы потребительских товаров длительного пользования, выделяется в качестве справочной статьи, поскольку все расходы на приобретение таких товаров относятся к конечному потреблению.
Основными источниками статистической информации об объеме накопленного домашнего имущества являются материалы выборочных бюджетных обследований, а также данные торговой статистики о товарообороте по отдельным группам товаров.
Следует отметить, что затраты на приобретение непродовольственных товаров являются вторым по величине элементом потребительских рас« ходов населения. При определении расходов домашних хозяйств, направленных на приобретение товаров длительного пользования, указанную статью затрат также необходимо корректировать, поскольку в ее состав включаются элементы, не связанные с накоплением домашнего имущества, например, расходы на товары, срок службы которых не превышает одного года (табачные изделия, мыло и другие моющие средства, товары бытовой химии и парфюмерно-косметические изделия и др.).
Для изучения обеспеченности населения отдельными материальными благами, входящими в состав накопленного домашнего имущества, отечественной статистике рассчитываются и публикуются данные о наличии таких товаров в домашних хозяйствах в расчете на 100 семей и их 1000 человек (табл. 4,Приложения).
Часть располагаемого дохода домашних хозяйств, не использованная ни конечное потребление, составляет их валовое сбережение, которое является основным источником финансирования операций с капиталом. Кроме того, для осуществления таких операций домашние хозяйства используют капитальные трансферты, предоставляемые им другими секторами экономики, за вычетом переданных остальным секторам. Операции домашних хозяйств с нефинансовыми активами отражаются в счете операций с капиталом. Указанные средства используются данным сектором пи накопление основных фондов и увеличение запасов материальных оборотных средств.[9]
Из всех элементов, составляющих накопление основных фондов, для анализа уровня благосостояния населения особое значение имеют затраты на приобретение или строительство собственного жилья. Однако жилищное строительство осуществляется не только домашними хозяйствами, но также предприятиями и организациями других секторов экономики. Соответствующие затраты включаются в объем валового накопления основного капитала. Их доля в общем объеме валового накопления является одним из индикаторов социальной направленности проводимой в стране инвестиционной политики.
Оценка жилищных условий населения основана как на данных СНС, так и на материалах статистики жилищно-коммунального хозяйства. Показатели жилищного строительства используются для качественной характеристики уровня жизни населения. К ним относятся: обеспеченность населения жильем и показатели благоустройства жилищного фонда.
Обеспеченность населения жильем рассчитывается как частное отделения всего жилищного фонда по состоянию на конец года на численность постоянного населения.
Из приведенного определения денежных доходов населения видно, что в состав этого показателя включаются поступления, которые представлю ют собой лишь смену формы актива, например, доходы от продажи иностранной валюты, скота, вещей через комиссионные магазины, плата: снос домов, принадлежащих гражданам, и т. п., а также выплаты, которые по своему экономическому содержанию являются капитальными трансфертами (безвозмездные ссуды на жилищное строительство и другие цели) или элементами промежуточного потребления (командировочные расходы в части оплаты гостиниц и транспорта).
Следует отметить, что в настоящее время, когда имеет место сокрытие от налогообложения части доходов населения, получаемых от индивидуальной предпринимательской деятельности, заработной платы, выплачиваемой в коммерческих структурах в виде покупки работникам жилья, садовых участков, предметов длительного пользования и т. п., вопрос надежности статистической информации, отражаемой в балансе денежных доходов и расходов населения, приобретает особую актуальность, поскольку данные баланса широко используются для оценки благосостояния населения и степени его экономической дифференциации.
Доходная часть баланса заполняется на основе статистической и бухгалтерской отчетности, выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, данных налоговых инспекций и других источников.
При анализе динамики уровня жизни населения необходимо использовать все перечисленные выше показатели доходов не только в номинальном, но и в реальном выражении, поскольку изменение цен существенно влияет на объем товаров и услуг, который может быть приобретен населением на получаемые им доходы.
В статистической практике обычно рассчитывается не абсолютный объем реальных доходов, а его относительная величина, т. е. соответствующий индекс. Например, индекс реальных располагаемых доходов домашних хозяйств равен:
Iрдд =Iрд/ Iр,
где I рд — индекс номинальных располагаемых доходов;
Iр — сводный индекс потребительских цен, который является величиной, обратной индексу покупательной способности денег (Iпс ). Таким образом, можно записать:
Iрдд=Iрд Iпс
Кроме того, при сравнительном анализе доходов населения по отдельным регионам, отраслям экономики или социальным группам целесообразно использовать показатели доходов в расчете на душу населения. Средние значения могут рассчитываться не только для всех перечисленных выше показателей (как номинальных, так и реальных), но и для отдельных их составляющих, например, средний размер начисленной заработной платы или назначенной месячной пенсии и т. д.
2.3 Основные направления статистического изучения расходов и доходов населения и потребления материальных благ и услуг
Изучение доходов домашних хозяйств позволяет определить потенциальную сумму их потребительских расходов, которая может быть обеспечена без сокращения объема накопленных активов. При этом в СНС проводится четкое различие между расходами на конечное потребление и объемом фактического конечного потребления.
Расходы домашних хозяйств на конечное потребление включают:
расходы на покупку потребительских товаров (кроме домов и квартир) в государственной, кооперативной торговле, на городских рынках и в неорганизованной торговле; расходы на оплату потребительских услуг;
поступление продуктов в натуральной форме, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления.
В составе личных услуг выделяются: оплата жилья и жилищно-коммунальных услуг; пошив и изготовление одежды, обуви, мебели, металлоизделий и т. п.; ремонт квартир, хозяйственных построек, ремонт и строительство домов; ремонт потребительских товаров длительного пользования; прочие бытовые услуги (бани, прачечные, прокатные пункты; культурно-просветительские услуги; обучение; услуги пассажирского транспорта; услуги связи; здравоохранение; дошкольные детские учреждения; посреднические; юридические услуги и т. п).[10]
В денежные расходы населения включают ряд обязательных и добровольных платежей, которые отражаются в разделе «денежные расходы» (приобретение скота, птицы, пчел; приобретение недвижимости, включая жилье; подоходный налог, алименты, возмещение убытков, штрафы, пени; добровольные платежи (членские взносы, страховые взносы, благотворительность, гуманитарная помощь, подарки и т. п.); денежные вклады в финансовые учреждения; покупка акций и других ценных бумаг, покупка валюты; возврат кредитов и ссуд с процентами и т. д.
Для характеристики жилищных условий населения в программе бюджетных обследований предусмотрены показатели: «жилищные условия семьи» и «наличие предметов культурно-бытового назначения». Для их расчета собираются сведения об общей и жилой площади; количестве жилых комнат; числе проживающих; принадлежности жилья; типе жилого помещения; благоустройстве жилья; наличии второй резиденции (дача или дом в сельской местности).
Отдельно проводится обследование по обеспеченности населения предметами культурно-бытового назначения: холодильниками, телевизорами, пылесосами и т. д. на конец года.
Рассмотренные показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг не только тесно связаны с блоком показателей доходов, но и используются при статистическом анализе социально-экономической дифференциации населения. Вместе с тем следует отметить, что в специальной зарубежной литературе все чаще ставится вопрос о целесообразности использования в современных условиях показателя потребления для оценки уровня жизни, поскольку производство потребительских товаров сопровождается загрязнением окружающей среды.
Часть располагаемого дохода домашних хозяйств, не использованная на конечное потребление, составляет их валовое сбережение, которое является основным источником финансирования операций с капиталом. Кроме того, для осуществления таких операций домашние хозяйства используют капитальные трансферты, предоставляемые им другими секторами экономики, за вычетом переданных остальным секторам. Операции домашних хозяйств с нефинансовыми активами отражаются в счете операций с капиталом. Указанные средства используются данным сектором на накопление основных фондов и увеличение запасов материальных оборотных средств.
Из всех элементов, составляющих накопление основных фондов, для анализа уровня благосостояния населения особое значение имеют затраты на приобретение или строительство собственного жилья. Однако жилищное строительство осуществляется не только домашними хозяйствами, но также предприятиями и организациями других секторов экономики. Соответствующие затраты включаются в объем валового накопления основного капитала. Их доля в общем объеме валового накопления является одним из индикаторов социальной направленности проводимой в стране инвестиционной политики.
Оценка жилищных условий населения основана как на данных СНС, так и на материалах статистики жилищно-коммунального хозяйства. Показатели жилищного строительства используются для качественной характеристики уровня жизни населения. К ним относятся: обеспеченность поселения жильем и показатели благоустройства жилищного фонда.
Обеспеченность населения жильем рассчитывается как частное от деления всего жилищного фонда по состоянию на конец года на численность постоянного населения (по стране в целом или отдельным регионам) на ту же дату. Этот показатель может исчисляться с учетом общей площади или только жилой. Общая площадь жилых домов — это площадь жилья и подсобных помещений квартир. Жилая площадь включает только площадь жилых комнат в жилых домах и помещениях; к ней не относится площадь кухонь, коридоров, ванных, кладовых и других подсобных и вспомогательных помещений.
Для более глубокого изучения обеспеченности населения жильем определение указанных показателей, как правило, включается в программы проводимых в России переписей населения и выборочных социально-демографических обследований. Полученные таким образом данные позволяют охарактеризовать распределение населения по типам занимаемых жилых помещений (отдельная квартира, индивидуальный дом, общежитие и т. п.) и степени их благоустройства (наличие водопровода, центрального отопления и т. п.).
В международной статистической практике к числу показателей жилищного строительства относятся также данные о вводе в действие жилых домов, числе построенных квартир и их среднем размере.
Процесс расслоения общества, резко обострившийся в России в последние годы в связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования, обусловил необходимость внедрения в статистическую практику нашей страны блока показателей, которые широко используются в международной статистической практике для анализа социально-экономической дифференциации населения.
Важнейшим инструментом такого анализа является построение распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода, позволяющее проводить сравнительную оценку благосостояния отдельных групп населения. Особое внимание при этом уделяется низкодоходным социальным группам, поскольку данный аспект изучения необходим для выработки целенаправленной социальной политики государства.
В условиях отсутствия сплошного статистического учета доходов всех типов домашних хозяйств для построения распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода используются методы имитационного моделирования. Исходная предпосылка построения соответствующей модели заключается в том, что распределение занятых в экономике по размеру заработной платы и всего населения по среднедушевому денежному доходу подчинено закону логнормального распределения. Исходя из этой гипотезы эмпирическое распределение, построенное на основе данных выборочных бюджетных обследований, преобразуется в ряде распределения, соответствующий среднему значению группировочного признака в генеральной совокупности. Такое среднее значение, т. е. среднедушевой денежный доход, рассчитывается с помощью баланса денежных доходов и расходов населения.
До 1993 г. подобной корректировки данных выборочных бюджетных обследований в условиях российской экономики не требовалось, поскольку оценка среднедушевого денежного дохода, полученная по выборке, незначительно отличалась от оценки среднего дохода в генеральной совокупности. Однако в настоящее время в связи с отсутствием в выборке семей с очень высокими доходами возникает необходимость соответствующей корректировки распределения, построенного на основе выборочных данных.
Для нахождения частот распределения населения по доходам используется функция логарифмически нормального распределения, которая имеет следующий вид:
F(u)=1/2*e*-t / 2*dt при Х 0
Где u=In x- In o/ In x, In o=In - (In x);
— среднедушевой денежный доход за месяц, рассчитанный по данным баланса денежных доходов и расходов населения;
В табл. 6 приведены данные о распределении населения России по размеру среднедушевого денежного дохода в январе—апреле 1999г.
Для характеристики распределения населения по доходу рассчитывается ряд показателей:
модальный доход, т. е. уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения;
медианный доход— показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения. Половина населения имеет доход ниже медианного, а вторая половина — выше;
децильный коэффициент дифференциации доходов населения
(К d ), характеризующий, во сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения:
Kd=d9/d1
где d 9 и d1 — соответственно девятый и первый дециль;
коэффициент фондов (Кд), определяемый как соотношение между средними доходами населения в десятой и первой децильной группах:
Кд= d 10/ d 1
где d1 и d10 — среднедушевой доход в месяц соответственно
у 10% населения, имеющего минимальный доход, и у 10% самой богатой его части. Учитывая, что при расчете среднего дохода для 10% населения и знаменателе показателей d 1 иd10 находятся одинаковые значения, коэффициент фондов можно представить в следующем виде:
Кд= Д10/ Д1
где Д1 и Д10 — соответственно суммарный доход 10 % самого бедного
и 10% наиболее богатого населения;
коэффициент концентрации доходов Джини (К L ) характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения. Он рассчитывается по формуле:
KL=pi qi + lqi ,
где pi — доля населения, имеющего доход не выше, чем
его максимальный уровень в i-и группе;
pi = 0,129; р2 = 0,129 + 0,167 = 0,296;
р3 = 0,296 + 0,174 = 0,470 и т. д.; p8 = 1.
qi — доля доходов i-и группы в общей сумме доходов населения, исчисленная нарастающим итогом; рассчитывается аналогично, но не для показателя численности населения, а для показателя денежного дохода.
Рис. 1. Кривая Лоренца |
Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1. Причем чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем и
большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.
Для графической иллюстрации степени неравномерности в распределении доходов строится кривая Лоренца (рис. 21.1), по которой также можно рассчитать коэффициент Джини как отношение площади между линиями равномерного и фактического распределения к сумме площадей S1 и S 2 , которая равна 1/2 :
KL=S1/ S1+S2=S1/ =2S1= 1-2S2
В 1999 г. в России коэффициент концентрации доходов Джини составил 0,379, т. е. он сократился по сравнению с 1998 г. на 0,5%.[11]
При статистическом изучении уровня и границ бедности, прежде всего, устанавливается граница дохода, обеспечивающего потребление на минимально допустимом уровне, т. е. определяется стоимостная величин! прожиточного минимума, с которой и сравниваются фактические доходы отдельных слоев населения. Прожиточный минимум включает набор продуктов питания, обеспечивающий минимально необходимую дли жизни их калорийность и питательную ценность, расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и другие обязательные платежи, соответствующие затратам на эти цели семей, имеющих наиболее низкие доходы.
На основе данных о доходах бедного населения рассчитывается показатель дефицита дохода, равный суммарному доходу населения, недостающему до величины прожиточного минимума. В 1997 г. в России дефицит дохода был равен 41,8 трлн. руб., т. е. 2,6% от общего объема денежных доходов. За год он сократился на 0,5%.
Динамика приведенных показателей, отражающих степень социально- экономического расслоения населения и доходы домашних хозяйств, носит противоречивый характер, поэтому несмотря на то, что данный блок показателей занимает важное место в системе показателей уровня жизни, о необходимости построения единого индикатора, отражающего уровень благосостояния общества или, по крайней мере, позволяющего анализировать основные тенденции его изменения, не утрачивает своей актуальности.
Заключение
Определяющим фактором благосостояния общества является уровень экономического развития страны, поэтому основные индикаторы состояния экономики часто используются в качестве обобщающих показателей уровня жизни. Кроме того, отличительной чертой благосостояния страны является также доход как отдельно взятого домашнего хозяйства, так и домашних хозяйств в стране. Кроме того, к ним относятся объем валового внутреннего продукта, национальный доход и чистый национальный располагаемый доход. В статистической практике наиболее широко применяется показатель объем ВВП, являющегося конечным результатом производственной деятельности. Для анализа уровня жизни, его динамики и проведения сравнительной характеристики по регионам объем ВВП рассчитывается в реальном выражении (в постоянных ценах) на душу населения. При проведении международных сопоставлений данный показатель оценивается в долларах на основе паритета покупательной способности валюты.[12]
Одним из существенных недостатков указанных стоимостных обобщающих показателей, используемых для анализа уровня жизни, является то, что они содержат элементы, прямо не связанные с уровнем жизни. Например, ВВП включает расходы на содержание армии, государственного аппарата и т. д. Поэтому для оценки уровня благосостояния населения предлагается использовать натуральные показатели, тесно коррелирующие с указанными макроэкономическими показателями — коэффициент младенческой смертности и ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Преимущество этих демографических показателей состоит в том, что они отражают не только количественную характеристику уровня жизни, но и качественную.
Для обобщающей характеристики благосостояния общества в статистической практике использовался также индекс стоимости жизни, расчеты которого в нашей стране начали проводиться еще в 20-е гг. Стоимость жизни изменяется в зависимости от динамики потребительских цен и структуры потребления, на которую влияют такие факторы, как изменение потребительского спроса, состояние рыночной конъюнктуры и др. Индекс стоимости жизни должен был отражать влияние цен на уровень благосостояния населения. С этой целью сопоставлялись расходы, необходимые для поддержания фиксированного уровня жизни, при изменении цен на потребительские товары и услуги. При исчислении данного показателя определялся набор потребительских благ (потребительская корзина), типичный для структуры расходов определенной группы населения. Стоимость этого набора рассчитывалась в текущих и базисных ценах, а затем проводилось сопоставление полученных величин. Однако при такой методологии расчета фактически отражается не изменение стоимости жизни, а влияние на нее потребительских цен. Поэтому в конце 50-х — начале 60-х гг. в большинстве зарубежных стран, в которых регулярно публиковался индекс стоимости жизни, изменили его название: он стал именоваться «индексом потребительских цен». Данный индекс рассчитывается и в Российской Федерации. Он характеризует изменение стоимости жизни в зависимости от одного фактора — динамики цен на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины.
Несмотря на то, что в современной статистической теории и практике имеется несколько показателей уровня общественного благосостояния, вопрос о построении единого агрегатного показателя уровня жизни остаемся актуальным.
Список использованной литературы
1. Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы. Учебник. М.:Инфра-М.,, 2002г, 512с.
2. Матвеева-Кузнецова В.М. Методы статистического анализа массовых социально-экономических явлений. Практикум по общей теории статистики. - М.: Инфра-М., 2001, 489с.
3. Сиденко А.В., Матвеева В.М. Практикум по социально-экономической статистике. М.:Просвещение, 2000г., 529с.
4. Экономическая статистика: Учебник/Под. ред. Ю.Н. Иванова. М.:Инфра-М.,2000.,480с.
5. Яблочник А.Л. Общая теория статистики. М.: Экономика, 2001, 488с.
Приложения
Таблица 1. Структура денежных доходов населения России (в %)
1993г. |
1995г. |
1997г. |
2000г. |
|
Всего денежных доходов |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе: |
||||
оплата труда |
58,0 |
37,8 |
39,3 |
42,4 |
социальные трансферты |
17,2 |
12,8 |
14,9 |
13,3 |
доходы от собственности, предпринимательской деятельности и др. |
24,8 |
49,4 |
45,8 |
44,3 |
Таблица 2. Структура расходов населения России (в%)
1995 г. |
1996т. |
1997г. |
2000 г. |
|
Всего расходов |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе: |
||||
на покупку товаров и оплату услуг |
73,0 |
70,6 |
69,1 |
79,8 |
обязательные платежи и добровольные взносы накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах |
7,0 5,2 |
5,9 4,5 |
7,2 2,2 |
6,3 1,0 |
покупка валюты |
14,8 |
19,0 |
21,5 |
12,9 |
Таблица 3. Показатели расходов населения, формирующиеся по данным статистической отчетности
Единица измерения |
Периодичность публикации |
Разрез разработки |
|
1 , Денежные расходы населения |
млн. рублей, рублей на душу населения |
месячная |
по направлениям расходов |
Единица измерения |
Периодичность публикации |
Разрез разработки |
|
2. Потребление продуктов питания на душу населения (в месяц) |
г |
годовая |
по основному набору продуктов питания |
3. Обеспеченность товарами длительного пользования на одно домохозяйство |
штук |
по основному набору товаров длительного пользования |
|
4. Потребление платных услуг: |
|||
- на одно домохозяйство |
тыс. рублей |
квартальная |
по видам услуг |
- на душу населения |
. . |
||
5. Расходы на уплату налогов |
тыс. рублей, в % к общим расходам, на одного жителя |
годовая |
городская и сельская местность |
6. Обеспеченность жильем: |
|||
- число квартир |
единиц, на 1 000 жителей |
То же |
|
- число частных домов |
Тоже |
_ _ |
|
- жилая площадь на одного человека |
кв. м |
||
- общая площадь жилья на одного жителя |
кв. м, в % к нормативу |
||
7. Численность населения, проживающего в общежитиях, коммунальных квартирах |
тыс. человек |
по группам домохозяйств |
Таблица 4. Обеспеченность населения России некоторыми предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения длительного пользования (на конец года)*
На 1 00 семей |
На 1 000 человек |
|||||
1993г. |
1994г. |
1995г. |
1993г. |
1994г. |
1999г. |
|
телевизоры |
115 |
116 |
116 |
378 |
380 |
382 |
Холодильники и морозильники |
95 |
95 |
95 |
308 |
309 |
309 |
стиральные машины |
80 |
81 |
81 |
264 |
265 |
265 |
Легковые автомобили |
23 |
26 |
28 |
76 |
84 |
93 |
Таблица 5. Динамика доходов населения России
Показатель |
1995г. |
1996г. |
1997г. |
1999г. |
Денежные доходы (в среднем на душу населения в месяц, тыс. руб.) |
532,9 |
764,2 |
923,3 |
970,0 |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника (тыс. руб.) |
472,4 |
805,9 |
950,0 |
1095,0 |
Средний размер назначенной пенсии с учетом компенсационных выплат (в месяц, тыс. руб.) |
188,1 |
302,1 |
328,1 |
399,0 |
Реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы (в % к предыдущему году) |
87 |
100 |
106,3 |
81,8 |
Реальная среднемесячная начисленная заработная плата одного работника (в % к предыдущему году) |
72 |
106 |
104,7 |
86,2 |
Реальный средний размер назначенной месячной пенсии (в % к предыдущему году) |
81 |
109 |
94,6 |
95,2 |
Таблица 6. Распределение населения Российской Федерации по размеру среднедушевого денежного дохода в декабре 1999г.
Среднедушевой денежный доход в месяц, руб. |
Млн. чел. |
В % к итогу |
До 400,0 |
12,9 |
8,8 |
400,1—600,0 |
16,7 |
11,4 |
600,1—800,0 |
17,4 |
11,9 |
800,1—1000,0 |
15,8 |
10,8 |
1000,1 — 1200,0 |
13,6 |
9,3 |
1200,1 — 1600,0 |
20,8 |
14,2 |
1600,1—2000,0 |
14,2 |
9,7 |
Свыше 2000,0 |
34,9 |
23,9 |
Всего |
146,3 |
100 |
[1] Дубров А.М., Мхитарян В.С., ТрошинЛ.И. Многомерные статистические методы. Учебник. М.:Инфра-М.,, 2002г, 512с.,с.412-414
[2] Матвеева-Кузнецова В.М. Методы статистического анализа массовых социально-экономических явлений. Практикум по общей теории статистики. - М.: Инфра-М., 2001, 489с.,с.423-426
[3] Матвеева-Кузнецова В.М. Методы статистического анализа массовых социально-экономических явлений. Практикум по общей теории статистики. - М.: Инфра-М., 2001, 489с.,с.445-447
[4] Экономическая статистика: Учебник/Под. ред. Ю.Н. Иванова. М.:Инфра-М.,2000.,480с,419-425
[5] Экономическая статистика: Учебник/Под. ред. Ю.Н. Иванова. М.:Инфра-М.,2000.,480с,с.425-435
[6] Экономическая статистика: Учебник/Под. ред. Ю.Н. Иванова. М.:Инфра-М.,2000.,480с,с.434-440
[7] Яблочник А.Л. Общая теория статистики. М.: Экономика, 2001, 488с.,с.410-412
[8] Яблочник А.Л. Общая теория статистики. М.: Экономика, 2001, 488с.,с.400
[9] Сиденко А.В., Матвеева В.М. Практикум по социально-экономической статистике. М.:Просвещение, 2000г., 529с,с.324-327
[10] Сиденко А.В., Матвеева В.М. Практикум по социально-экономической статистике. М.:Просвещение, 2000г., 529с,с.435-439
[11] Экономическая статистика: Учебник/Под. ред. Ю.Н. Иванова. М.:Инфра-М.,2000.,480с.,с.436-445
[12] Яблочник А.Л. Общая теория статистики. М.: Экономика, 2001, 488с.,с.455