Холокост: различные взгляды на проблему
СОДЕРЖАНИЕ: Теоретические основы теории Холокоста в исторической науке. Положение евреев в Германии в 1933—1939 годах. Систематическое преследование и истребление немецкими нацистами миллионов жертв нацизма. Анализ фашистских действий на оккупированных территориях.Отдел образования администрации Центрального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением предметов естественнонаучного и математического циклов
Секция Истории
Научно-исследовательская работа
по теме: «Холокост : различные взгляды на проблему»
Щукина Светлана Андреевна,
учащаяся 11В класса МОУ СОШ № 12
Руководитель:
Стадничук Татьяна Михайловна,
учитель истории высшей
квалификационной категории
Новосибирск, 2007 г.
План
Введение
1. Основная часть
1.1 Теория Холокоста
1.2 Отличительные черты Холокоста
2. Жертвы Холокоста
2.1 Шоа — Катастрофа европейского еврейства
2.1.1 Положение евреев в Германии в 1933—1939 годах
2.1.2 Положение евреев во время войны
2.1.3 Сопротивление и Праведники народов Мира
2.1.4 Последствия Шоа
2.2 Цыгане
2.3 Гомосексуалисты
2.4 Свидетели Иеговы
2.5 Славяне
2.6 Чернокожие немцы
3. Школа «Ревизионистов»
Заключение
Список используемой литературы
Введение
27 января 1945 года советские войска освободили оставшихся в живых узников системы лагерей «Освенцим-Биркенау». Осень того же года ознаменовалась началом процесса над военными и гражданскими чиновниками Третьего Рейха, где на суд широкой общественности были выставлены неопровержимые доказательства преступлений гитлеровской Германии, в том числе – геноцида еврейского народа. Однако практически сразу же по окончании процесса наряду с историческим осмыслением Холокоста появились работы, в которых авторы пытались и пытаются оспорить базовые представления о том, что произошло на территориях, оккупированных национал-социалистами.
Современному человеку известна теория и практика фашизма. Но если еще десять лет назад цифры пострадавших не вызывали сомнения, то сейчас появилось много работ отрицающих теорию Холокоста.
Миф о холокосте оскорбляет человечество, ибо представляет еврейский народ главной жертвой минувшей войны, хотя на самом деле евреи пострадали не больше, других народов, вовлеченных в истребительную войну, которую развязал наиболее последовательный возродитель имперских идей западной цивилизации, человеконенавистник (и не только в отношении евреев) Адольф Гитлер. Человечество заплатило за эту войну 55 миллионов жизней, в числе которых настоящая, а не мифотворческая доля еврейского народа составляет не 6 миллионов, как показывают расчеты специалистов, а около 500 тысяч человек.
Конечно, и это число очень велико и вызывает у нас глубокое соболезнование. Однако можно ли говорить об особой жертвенности евреев, когда доля русского народа (включая малороссов и белорусов) в этих 55 миллионах жертв составляет не менее 27 миллионов мужчин и женщин, детей и стариков.
Создатели мифа о холокосте в сотни раз преуменьшают жертвы русского народа. Так, в Энциклопедии холокоста сообщается, что в германских лагерях якобы было убито 3 млн. евреев, а также десятки тысяч цыган и советских военнопленных. Хотя на самом деле число только советских военнопленных (подавляющее большинство их составляли русские), погибших в немецких лагерях до 1944 года, составляет не менее 3,3 миллионов человек.
Однако на западе немало евреев, которые понимают, что этот миф ссорит их со всем миром, пример чему события на Ближнем Востоке. На волне мифа о холокосте как бы в расплату за особые страдания еврейского народа вопреки воле жителей Палестины незаконно возникло государство Израиль, ставшее постоянным очагом напряженности и войны на Ближнем Востоке, принесшей страдания и гибель миллионам арабов.
Целью моей работы является выявление и анализ различных подходов к теории Холокоста в исторической науке.
Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач научной работы:
1. Сравнить теорию Холокоста ( историческую и современную).
2. Выявить точки зрения на теорию Холокоста.
3. Сделать анализ фашистских действий на оккупированных территориях.
1. Основная часть
1.1 Теория Холокоста
Холокост — систематическое преследование и истребление нацистами и их пособниками людей из-за их расовой, этнической, национальной принадлежности, сексуальнойкак неполноценных, вредных в рамках нацистской расовой теории. (1933-1945гг)
Грабеж
Холокост — не только физическое уничтожение людей, по сути дела, это был самый крупный и изощренный грабеж во всей мировой истории. В 30-е годы нацистское государство отобрало у евреев все, что можно отобрать: квартиры, дома, произведения искусства, предметы быта и даже фамильные ценности. Банки и предприятия, которыми владели евреи, также были конфискованы. Пытаясь спасти свое имущество, люди переводили средства — наличные деньги, страховые полисы, драгоценности — за границу, преимущественно в Швейцарию.
Нацисты до нитки грабили и тех, кого депортировали в концентрационные лагеря. Все личные вещи — одежда, обувь, очки, кольца, детские коляски — конфисковывались немедленно по прибытии. Многое из награбленного отправляли в Германию для раздачи немецкому населению.
Они грабили даже трупы своих жертв. Женские волосы, срезанные до или после газовых камер, шли на изготовление теплых носков и одеял для экипажей подводных лодок. Вырванные золотые зубы переплавляли. Золу от сожженных тел применяли в качестве сельскохозяйственного удобрения.
Масштаб этого грабежа осознан совсем недавно. Во многих европейских странах, включая Швецию, созданы комиссии для рассмотрения компенсаций пережившим Холокост и их семьям. Бывшая Западная Германия уже выплатила компенсацию живущим на Западе евреям, однако в Восточной Европе, где два поколения прожили при коммунистических режимах, выжившие жертвы Холокоста до недавнего времени так ничего и не получили Дети Освенцима, освобожденные советскими войсками в 1945 г.
1.2 Отличительные черты Холокоста
Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и примерно 35 % еврейского населения мира, а также от четверти до трети цыганского народа, около 10% поляков, в основном интеллигенции, и полному уничтожению всех «чернокожих» немцев и душевнобольных, около 3-х миллионов советских военнопленных, от 10 до 25 тысяч гомосексуалов и т. д.
Система, предназначенная для массового уничтожения людей: были найдены многочисленные списки потенциальных жертв и свидетельства об убийствах. Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей; при этом технология уничтожения совершенствовалась.
Грандиозные, межнациональные масштабы истребления: на всей оккупированной Германией территории Европы жертвы преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения. Более того, из найденных документов следует, что нацисты планировали истребить еврейство США, Великобритании и Палестины после завоевания этих регионов, а также гомосексуалистов и другие вредные и расово неполноценные и ущербные группы. Истребление продолжалось вплоть до вторжения на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945.
Жестокие и зачастую смертельные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами Холокоста.
холокост немецкий нацист жертва
2. Жертвы Холокоста
2.1 Шоа — Катастрофа европейского еврейства
Шоа (ивр. щ|кп — бедствие, катастрофа) — термин, употребляемый евреями для обозначения политики немецких нацистов по планомерному уничтожению еврейского этноса. В еврейской традиции заменяет (наряду с термином «Катастрофа») собой менее корректный термин «холокост». В 2005 г. в интервью ВВС Визель заявил, что отказывается от употребления слова Холокост по отношению к евреям.
Евреи— были крупнейшей группой, подлежащей уничтожению, и программа, «окончательного решения еврейского вопроса» была среди наиболее приоритетных задач германской политики.. Традиционно жертвами Шоа считаются 6 миллионов евреев Европы. Тем не менее, полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. В музее Холокоста Яд ва-Шем в Иерусалиме хранятся персональные документы о примерно 3 миллионах жертв. Неполнота данных объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком , и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли вы сообщить имена погибших. Война разбросала людей, и выжившие отказывались сообщать о своих родных как об умерших, надеясь на встречу с ними. Огромное количество людей было уничтожено на территории СССР, куда доступ израильским исследователям был закрыт и где говорили о погибших как о неких «советских гражданах», замалчивая их происхождение.
Основной источник статистических данных о Холокосте— сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками. По оценкам «Энциклопедии Холокоста» (издана музеем Яд-Вашем), погибло до 3 миллионов польских евреев, 1.2 миллиона советских евреев (энциклопедия приводит раздельную статистику по СССР и странам Прибалтики), из них Т4ТГтьюяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч — Румынии, 140 тысяч — Германии, 100 тысяч — Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч — Чехии, 70 тысяч— Словакии, 65 тысяч— Греции, 60 тысяч— Югославии. В Белоруссии было уничтожено более 800 тысяч евреев.
2.1.1 Положение евреев в Германии в 1933—1939 годах
Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям геноцид начался далеко не сразу после прихода нацистов к власти. Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако зачастую им просто не было куда ехать. Для евреев Европы, по известному высказыванию Хаима Вейцмана (впоследствии — первого президента Израиля), мир разделился надвое: на места, где они не могли жить, и места, куда они не могли попасть. Практика запрета большинства западных ( стран на въезд еврейских беженцев отражала глобальный климат протекционизма с оттенком ксенофобии и откровенного .антисемитизма. Международная конференция по беженцам в Эвиане (Франция) в июле 1938 года, созванная по инициативе президента США Франклина Рузвельта, закончилась полным провалом. Кроме Доминиканской республики, ни одна из 32 участвовавших стран не дала ожидаемым беженцам из Германии и Австрии ни малейшего шанса. К тому же, Великобритания ограничивала приток мигрантов в подконтрольную ей Палестину. Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работающих в государственных учреждениях или по определенным профессиям. «Нюрнбергский закон» от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах. Антиеврейская истерия в Германии привела в 1938 году (в ночь с 9 на 10 ноября) к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).
В 1933—1939 годах из Германии и Австрии бежало 330 тысяч евреев. Около 110 000 еврейских беженцев вырвались из Германии и Австрии в соседние страны, но подвергались преследованиям уже во время войны.
В начале 1939 г. Гитлер поручил «ответственному за 4-летний план» Герману Герингу подготовить меры к выселению евреев Германии. Начало Второй мировой войны не только увеличило их количество (после присоединения к Германии западной Польши), но и осложнило пути для легальной эмиграции.
1940— начале 1941 года нацисты разрабатывают несколько вариантов решения еврейского вопроса: предлагают Кремлю принять евреев рейха в СССР, инициируют планы «Мадагаскар» ((переселение всех евреев на этот остров у берегов юго-восточной Африки) и «Люблин» (создание еврейской резервации в оккупированной нацистами части Польши, получившей название «Генерал-губернаторство»). Все эти проекты не были реализованы.
2.1.2 Положение евреев во время войны
С началом войны, нацисты захватили регионы с компактным еврейским населением— Польша, Прибалтика, Украина, Белоруссия.
В крупных городах (намного реже— в городах небольших) создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей. Крупнейшее гетто было создано в Варшаве, в нем содержалось до 480 000 евреев. Оно было ликвидировано в мае 1943 года, после массовых депортаций в Треблинку летом 1942 года и двух восстаний в январе и апреле 1943. В гетто города Лодзь содержалось до 160 000 евреев. Это гетто было уничтожено постепенно первая волна депортаций в Хелмно происходила между январем и маем 1942 года, затем ряд последующих депортаций в Хелмно и другие лагеря, а 1 сентября 1944 года оно было окончательно ликвидировано. На территории СССР крупнейшими гетто были гетто во Львове (409 тысяч человек, существовало с ноября 1941 по июнь 1943 года), Минске (около 100 тысяч человек, ликвидировано 21 октября 1943 года). В Вильнюсе гетто изначально содержало 57 тысяч евреев, большинство из них было расстреляно в оврагах около Понара. После подавления восстания в вильнюсском гетто, последние несколько тысяч евреев были 32 сентября 1943 года отправлены в лагеря в Эстонии. Гетто в Белостоке (ныне Польша), содержавшее в начале 50 000 евреев, было ликвидировано 16 августа 1943 года после пяти дней боев с еврейским подпольем. Население еврейских местечек СССР уничтожалось сразу и на месте т. н. эйнзацгруппами (Етзагсдшрреп), а также украинскими и прибалтийскими коллаборационистами. Уничтожением евреев в оккупированной Одесской области занимались румынские войска. По всей Прибалтике, Украине, Белоруссии, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся т. н. «ямы— естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей. В середине октября 1941 года началась депортация евреев из Германии, и спустя несколько дней была запрещена еврейская эмиграция. Также в октябре были выбраны места для строительства лагерей уничтожения Хелмно и Белжец. В начале декабря первый из них, Хелмно, начал функционировать. Там евреев убивали угарным газом, который вырабатывали огромные дизельные двигатели, закачивавшие газ в газовые камеры.
В 1942 году, в Ванзее, нацисты принимают программу «окончательного решения еврейского вопроса». Это решение не афишировалось, и мало кто мог поверить, что в XXвеке такое возможно. Евреев Германии, Франции, Голландии, Бельгии посылали на восток, в лагеря и гетто Польши и Белоруссии, рассказывая им о временности такого переселения. В Польше создавались т. н. «лагеря смерти», которые вообще не были рассчитаны на проживание большого количества людей — только на быстрое уничтожение новоприбывших.
Протокол совещания фигурировал на Нюрнбергском процессе как одно из важнейших доказательств в разделе «Преследование евреев». Нередко это совещание характеризуют как «выработавшее план уничтожения европейских евреев», однако на совещании нигде прямо не говорится об уничтожении евреев.
Одна из ключевых фраз протокола гласила: «вместо переселения с предварительного согласия фюрера с этого времени была использована другая возможность решения этого вопроса: началась эвакуация евреев на Восток». Сразу же после этого решения (см. хронологию) началось строительство лагерей смерти в Польше.
2.1.3 Сопротивление и Праведники народов Мира
Отсутствие чёткой информации о планах нацистов по тотальному уничтожению еврейского народа привело к тому, что жители гетто пытались выполнять требования оккупантов, пытаясь выжить. Лишь после того, как исход стал окончательно ясен, в лагерях и гетто начались восстания; наиболее известно восстание в Варшавском гетто в январе 1943 года. Активным центром сопротивления было Минское гетто.
Судьба евреев оккупированных территорий была предрешена. Лишённые, как правило, поддержки местного населения, многие из этих людей не имели шансов выжить вне стен гетто. Среди выживших в Шоа — те немногие, кого с риском для жизни прятали местные жители (не-евреи, названные «Праведниками мира», спасли от гибели десятки тысяч евреев); те, кто ушёл в партизанские отряды. В Белоруссии среди партизан воевали 30 тысяч евреев — число выживших белорусских евреев с этой цифрой почти совпадает. Евреи воевали в партизанских отрядах в Литве и на Северной Украине.
В Нидерландах, Норвегии, Бельгии и Франции подпольные организации, участвовавшие в сопротивлении, помогали евреям, главным образом в поиске убежища. В Дании простые датчане переправили на рыбацких лодках в Швецию 7000 из 8000 датских евреев; всё датское общество, включая и королевскую семью, открыто протестовали против расистских законов во время немецкой оккупации. Это привело к тому, что во время Холокоста в Дании погибло лишь 60 евреев.
Сопротивление Холокосту оказали болгары. Болгария, попавшая к этому времени в международную изоляцию была вынуждена стать союзником Германии. Но когда немцы потребовали выдать им болгарских евреев (их было 50 000), поднялась вся общественность. Демократы, коммунисты, общественные деятели, члены парламента, священники православной церкви во главе с патриархом встали на защиту евреев — граждан Болгарии. Царь Борис II неоднократно саботировал соответствующие указания Германии. В результате удалось спасти около 50 000 человек. Они были высланы из столицы в провинцию, чтобы скрыть их от глаз немцев. Так были спасены все 50 000 болгарских евреев. Не удалось спасти 11 343 человека — евреев из присоединённых во время войны к Болгарии Македонии и греческой Фракии. В Израиле в 1996 г. состоялось открытие «Болгарской памятной рощи», в которой установлены плиты в честь тех, кто способствовал спасению болгарских евреев.
В отдельных случаях для помощи евреям свои возможности использовали высокопоставленные немцы. Из этих спасителей наиболее известен Оскар Шиндлер, немецкий бизнесмен, спасший тысячи евреев от лагеря Пласов, устроив их работать на свою фабрику. Есть среди «праведников мира» дипломаты и гражданские чиновники. Среди наиболее известных Аристидес Соуса Мендес (Португалия), Семпо Сугихара (Япония) и Пауль Грунингер (Швейцария), рисковавшие своей карьерой ради спасения евреев. Но самый знаменитый дипломат, спасавший евреев, вероятно, Рауль Валленберг из Швеции, спасший десятки тысяч венгерских евреев. Несмотря на свою дипломатическую неприкосновенность, после взятия Будапешта он был арестован советскими спецслужбами и пропал без вести.
В Польше было казнено свыше 2.000 человек, спасавших или помогавших евреям. См. Список 700 поляков, казненных нацистами. Польское правительство в изгнании создало специальное подпольное агентство Жигота польск.
К январю 2005 года 20.757 мужчин и женщин получили почетное звание «Праведника мира». Многочисленные случаи спасения с помощью «праведников мира» показывают, что, несмотря на все опасности, спасение было возможно.
2.1.4 Последствия Шоа
Из польских евреев выжило около 300 тысяч: 25 тысяч спаслись в Польше, 30 тысяч вернулись из лагерей принудительного труда, а остальные — это те, кто вернулся из СССР. Уничтожение еврейской жизни, разруха и взрыв антисемитизма, пик которого пришелся на погром в Кельце в июле 1946 года, вынудили большинство польских евреев оставить страну (по большей части нелегально), отправившись в Центральную Европу. После 1946 года в Польше осталось только 50 тысяч евреев.
Были уничтожены не только люди — была уничтожена уникальная местная еврейская культура, уничтожена память о том, что она (эта культура) веками была неотъемлемой частью культуры Восточной Европы. Свидетельств этому практически не сохранилось. Евреи на этих землях, некогда бывших центром мирового еврейства, превратились в маргинальное меньшинство. В некотором смысле, нацисты со своими задачами по окончательному решению еврейского вопроса справились успешно.
2.2 Цыгане
Политика нацистов по отношению к цыганам была непоследовательной. Внутри Германии нацисты считали социально опасными цыган, интегрированных в германское общество, в то время как на оккупированных территориях Советского Союза ассимилированные цыгане не преследовались, а уничтожались те, кто сохранил кочевой образ жизни. Данные о жертвах Параимоса сильно разнятся, поскольку общественные организации цыган Восточной Европы были менее организованными, довольно трудно оценивать фактическое количество жертв, все же полагают, что оно колеблется от 200,000 до 2,000,000.
2.3 Гомосексуалисты
Сексуальные меньшинства в нацистской Германии и Холокост Мужчины-гомосексуалисты подлежали в нацистской Германии «перевоспитанию» согласно статье Нацисты различали гомосексуалистов, виновных лишь в одном «преступлении», гомосексуалистов-рецидивистов. В 1940 году «рецидивистов» начали отправлять в концентрационные лагеря после вынесения им приговора. В 1942 году было разрешено начальникам лагерей кастрировать гомосексуалистов. В концентрационных лагерях для гомосексуалистов создавались особенно (насколько об этом можно говорить по отношению к концлагерю) невыносимые условия; даже опознавательный знак этой категории заключенных — розовый треугольник (ставший впоследствии главным символом гей-движения) — нашивался на их одежду в более крупном размере, чем у других категорий, чтобы часовые издалека опознавали в них первоочередных жертв. По разным данным, погибло от 7 000 до нескольких десятков тысяч гомосексуалистов. Согласно официальным данным всего за годы существования Третьего рейха (1 933 — 45) арестовано было около 100 000 человек, 50 000 были признаны гомосексуалистами и осуждены (при этом общее число гомосексуалистов в Германии в 1928 году оценивалось в 1 200 000 человек). Согласно исследованию Хайнца Хегера, отношение к гомосексуалистам в концентрационных лагерях было наиболее жестокое, а смертность выше чем у политических заключенных и Свидетелей Иеговых.
2.4 Свидетели Иеговы
В 1933 году в Германии насчитывалось около 25000 Свидетелей Иеговы. Тысячи из них оказались среди первых, кого отправили в нацистские лагеря и тюрьмы. Они заявляли о своей позиции нейтралитета в любых вопросах, касающихся политики и войны. Они отказывались произносить «Хайль Гитлер!», признавать шовинистическую идеологию нацизма и быть частью гитлеровской военной машины. Около 2000 Свидетелей умерли, из них более 250 были казнены®, Впоследствии в журналах «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!», доступных людям во всем мире, Свидетели Иеговы неоднократно публиковали статьи, в которых говорилось о зверствах нацистов и рассказывалось о жизни очевидцев тех событий.
2.5 Славяне
Славяне считались неполноценной расой и подлежали частичному уничтожению, частичной ариизации. Предполагалось их порабощение. К славянам на оккупированной нацистами территории применялась политика планомерного уничтожения национальной интеллигенции и национальной культуры, подавление религиозной жизни, насильственная мобилизация на принудительные работы. Особо жестокой политике геноцида подвергались поляки. Был запрещен польский язык, закрыта вся польская пресса, арестовано почти все духовенство, закрыты все польские вузы и средние школы, ликвидированы польские культурные учреждения, велась планомерная политика по замене польских названий, планомерно уничтожалась польская интеллигенция и госслужащие. Поляки потеряли около 2.000.000 человек невоенных жертв, 45% врачей, 57% юристов, 40% профессорско-преподавательского состава вузов, 30% инженеров, 18% священников, почти всех журналистов.
2.6 Чернокожие немцы
Немецкие граждане, имевшие родителей - выходцев из Африки или афро-американцев, подвергались насильственной стерилизации, а позже были уничтожены. Стерилизации подвергались также дети. Число жертв по разным источникам от 400 до 3 000 2.3.7. Советские военнопленные.
К жертвам Холокоста относятся и советские военнопленные. Советские военнопленные массово умирали в лагерях из-за отказа нацистских властей кормить их, а кроме того в отдельных лагерях смерти их целенаправленно уничтожали. Только в течение 1942 года таким образом было погублено около 3000000 советских военнопленных. Распоряжение верховного командования вермахта от 8.9.1941 г. гласило:
Большевизм — смертельный враг национал-социалистической Германии. Впервые перед немецким солдатом стоит противник, обученный не только в солдатском, но и политическом смысле в духе большевизма. Борьба против национал-социализма вошла ему в плоть и кровь. Он ведет ее, используя любые средства: саботаж, подрывную пропаганду, поджог, убийство. Поэтому большевистский солдат потерял право на обращение с ним, как с истинным солдатом по некому соглашению.
3. Школа «Ревизионистов»
Чтобы говорить предметно, следует прежде всего разобраться с терминами: какое слово в большей степени определяет суть течения, а также кого следует относить к этой группе авторов. Для этого надо дать точное определение Холокоста: это «частично осуществленная попытка нацистской Германии, ведомой Гитлером, уничтожить еврейское население Европы, приведшая к смерти по разным причинам (в т.ч. массовое умерщвление газом) от 5 до 6 миллионов евреев». Это определение требует расстановки ударений. Прежде всего речь идет не о случайных жертвах войны, коих было огромное число с обеих сторон, а о целенаправленной политике ликвидации конкретной группы населения Европы. Во-вторых, цифра – 5-6 миллионов. В-третьих – умерщвление газом. Именно с этими посылами спорят ревизионисты или отрицатели. Вот их основные тезисы:
1. Не существовало целенаправленной политики уничтожения именно евреев. Евреи могли уничтожаться, например, как члены сопротивления наряду с представителями других национальностей.
2. Цифра 5-6 миллионов завышена на несколько порядков. Реальное количество жертв колеблется от 300 до 500 тысяч (тут надо сделать оговорку, что не все отрицатели поддерживают именно эту цифру. Так, осужденный за отрицание Холокоста Дэвид Ирвинг придерживается мнения, что число погибших евреев равняется 4 миллионам ).
3. Не существовало газовых камер. Все то, что выдается за места массового умерщвления газом, является либо душами, либо комнатами для дезинфекции одежды.
Таким образом получается, что посылки так называемых «ревизионистов» не пересматривают Холокост, а отрицают его, поскольку их тезисы, приведенные выше, призваны опровергнуть набор фактов, фигурирующих в историографии как Холокост. Следовательно, термин «ревизионисты», как они гордо сами себя именуют, не отражает сути этого явления, и этих людей правильнее было бы называть отрицателями.
Институционализация отрицания произошла в 1978 году, когда в США был организован Институт Исторического Обозрения (Institute of Historical Review – далее ИИО), ставившего своей целью, во-первых, собрать и структурировать мнения отрицателей, выработав «генеральную линию», а во-вторых, поставить отрицание на научные рельсы. Для этого у института появился печатный орган – Журнал Исторического Обозрения (Journal of Historical Review), главный редактор которого, Марк Вебер, в 1995 году стал также и директором Института. За время своего существования Институт провел 14 международных конференций по отрицанию, в которых приняли участие многие известные авторы «ревизионистских» текстов. Из наиболее важных для движения авторов можно упомянуть Юргена Графа («Великая ложь XX века»), Ричарда Харвуда («Шесть миллионов – потеряны и найдены»), Артура Батца («Ложь XX века») и др. Репутация отрицателей периодически «подмачивалась» судебными тяжбами, в ходе которых аргументы, приводимые в качестве доказательств, были разбиты, а «ревизионистам» приходилось просить прощения или уходить из здания суда ни солоно хлебавши. Но, несмотря на это, движение живет и даже расширяет географию . Так, будучи изначально европейско-американским явлением, отрицание теперь играет важную роль, например, в риторике тех, кого можно назвать радикальными исламистами. Не так давно президент Ирана Махмуд Ахмади-Неджад заявил, что в Тегеране пройдет международная конференция по вопросам Холокоста , в которой примут участие многие «ревизионисты».
Кроме заявления Ахмади-Неджада, таким образом «ответившего» мировой общественностью на датские карикатуры, за последнее время произошло еще несколько событий, связанных с отрицателями. Так, в июне на три года был осужден известный ревизионист, историк-самоучка Дэвид Джон Ирвинг, известный участием в нашумевшем деле «Ирвинг-Липстадт», а также «дружбой» с иранским президентом на почве нелюбви к Израилю и к евреям. Можно отметить и условное осуждение другого отрицателя, француза Роберта Форрисона, который, выступая по радио, заявил, что «у немцев не было ни единой газовой камеры…поэтому миллионы туристов, посещающих Освенцим, наблюдают ложь и фальсификацию».
Другим полем, где отрицание дало внушительные всходы, стала Россия. Связано это с тем, что, с одной стороны, в отличие от Европы и Америки, где уже 60 лет на государственном уровне идет осмысление Холокоста, Советскому Союзу по своим причинам (например, ответственность за фактически проваленную эвакуацию мирного населения с западных территорий) было выгодно замалчивать факт Катастрофы, и у простого россиянина не выработался иммунитет против «ревизионистских бацилл». С другой стороны, те силы, которые в Западной Европе вряд ли когда-нибудь покинут маргинальную нишу, в России имеют доступ к широкой трибуне и, как следствие, могут отрицать Холокост на всю страну. В результате отрицание очень глубоко вросло в антисемитскую риторику праворадикальных организаций, и поэтому, когда «национал-патриот» говорит о евреях, среди прочих типичных обвинений фигурирует и то, что они «придумали Холокост». При этом, не принимая термин «Холокост» так, как он понимается в научной историографии, правые радикалы обозначают им якобы происходящий геноцид русского народа .
В качестве «политического» основания для отрицания Холокоста «ревизионисты» утверждают, что у нацистов и в мыслях не было уничтожать европейское еврейство, а факт помещения евреев в концлагеря объясняется планом выселения их из Европы. Мадагаскар и Палестина – варианты мест, куда евреи были бы депортированы, победи Германия в войне. Последний вариант также фигурирует в рамках якобы существовавшего сговора сионистов и фашистов, фантазии о котором, к слову, использовались и антисионистской пропагандой в СССР. Основным доказательством этого тезиса является якобы отсутствующие доказательства обратного.
Еще одним традиционным утверждением «ревизионистов» является то, что жертв среди евреев было в несколько раз меньше, чем сообщает официальная историография. На вопрос, куда, в таком случае, делось все еврейское население, например, Польши, они отвечают, что оно эмигрировало в СССР, США и Палестину. Также они говорят о том, что если бы в польских концлагерях и правда было столь большое количество евреев, их, умерших от голода и эпидемии тифа, не смогли бы переработать лагерные крематории. При этом они утверждают, что четкого статистического учета количества евреев на оккупированных территориях не было. На самом же деле, даже очень невнимательному читателю Ванзейский протокол сообщает, что немцы посчитали количество евреев Европы, и у них вышло около 11 миллионов, причем с разбивкой по странам. Кроме того, отрицатели не могут предоставить ни одного документа, подтверждающего факт эмиграции. Они объясняют это тем, что евреи уезжали нелегально. Но когда 3-4 миллиона вдруг снимается с некоторой территории и оказывается на некоторой другой территории (вариантов, действительно, было немного – США, СССР, Палестина), и нет ни одной бумажки, так или иначе подтверждающей заметные масштабы переезда, – это странно.
Рассуждения «ревизионистов» о невозможности ликвидации трех миллионов трупов в крематориях базируются на данных о работе гражданского крематория (где труп сжигается в отдельном гробу, а затем идеально обработанный прах передается в урне родственникам), а отнюдь не «промышленного».
Еще одно традиционное заявление «ревизионистов» состоит в том, что не существовало ни газовых камер, ни «душегубок» (фургонов и автобусов, в которых люди задыхались от выхлопных газов). Эта система доказательств строится на несколько раз опровергнутом «экспертном заключении Лёйхтера». Некто Фред Лёйхтер по просьбе очередного подсудимого отрицателя отправился в Освенцим, где провел экспертизу помещений, служивших в прошлом газовыми камерами, и пришел к выводу, что низкая концентрация ядовитых веществ на стенках не дает права говорить о том, что эти помещения использовались для отравления газом. Это заключение до сих пор является важнейшим звеном в системе доказательств «ревизионистов», несмотря на его многочисленные опровержения и тот факт, что преподносимый отрицателями как эксперт по инженерному делу Лёйхтер – совсем не инженер, а бакалавр истории.
Другими доказательствами неиспользования нацистами газа для убийства служат свидетельские показания, в некоторых из них отрицатели усматривают противоречия. Опять же, стратегия такова: выбираются несколько «подозрительных», по их мнению, свидетельств, остальные не замечаются в упор или признаются «бредом сумасшедших». Так, свидетельство коменданта Освенцима Рудольфа Гесса, который рассказал как о процедуре умерщвления, так и о количествах умерщвленных, получены, по мнению «ревизионистов», под пыткой. «Его пытали еврейские следователи в британской униформе, как позже признал один из них», – сказано в первой версии катехизиса отрицателей «66 вопросов и ответов», «Его пытала британская военная полиция, как позже признал один из следователей», – во второй. Такая корректура связана с попыткой ИИО замаскировать антисемитизм, дабы быть признанным в широких кругах.
Ну и последнее – риторика «мирового заговора». С одной стороны, нельзя отрицать, что возникновение Израиля в 1948 году связано с шоком «после Освенцима», однако предположение, что «мировой сионизм» мог пойти на такую жертву ради создания государства, звучит странно.
Вообще этот аргумент «ревизионистов» связан даже не с попыткой доказательства, а с работой со стереотипами. Им кажется, что Холокосту в современном мире уделяется слишком много внимания и что таким образом Израиль не дает себя скинуть с шеи европейских «спонсоров». Но это уже другой вопрос – что помнить и как помнить. Тем более что мир после 1945 года – это мир после Освенцима, и Холокост – одна из основ современной этики Запада, нравится это отрицателям или нет. А аргумент «это плохо, значит, этого не было» звучит смешно.
В прессе количество «ревизионистских» материалов явно превалирует над количеством ответов отрицателям. Во многом это объясняется нежеланием достойных людей разговаривать на эти темы – мол, о чем можно разговаривать с теми, кто говорит, что дважды два – пять. Но эта позиция кажется в корне неверной. Если сейчас еще остается горстка свидетелей, то через 20 лет тех, кто пережил войну и может рассказать об этом словами очевидца, не останется.
Подогреваемый праворадикальными организациями интерес к «ревизионизму» выльется в засорение мозгов наших соотечественников псевдонаучным мусором. И когда полстраны будет на полном серьезе заявлять, что таблица умножения придумана сионистами, будет уже не до шуток. Поэтому автору статьи представляется, что за информационное пространство надо бороться. Марк Вебер, директор ИИО, одну из последних публикаций озаглавил “Холокост: нужно выслушать обе стороны”. Это один из немногих пунктов, по которому с ним можно согласиться. Чем больше будет публичных прений, тем чаще «ревизионизм» будет подвергаться публичной порке, как, например, это произошло в 2000 году, когда суд не удовлетворил иск Джона Ирвинга, подавшего жалобу на Дебору Липстадт за оскорбление чести и достоинства. Липстадт назвала Ирвинга лжецом и фальсификатором, и, приняв отрицательное решение по тяжбе, суд по сути подтвердил, что Ирвинг им и является.
Аргументы «ревизионистов» должны быть биты фактами исторической науки. Можно с радостью отметить, что не так давно в сети появился перевод «ответа Низкора на 66 вопросов и ответов ИИО». Это одно из самых последовательных и четких, основывающихся на документированной фактологии развенчаний каждой позиции ревизионистов. Вообще же кажется полезным перевод всего портала nizkor.org на русский язык.
Заключение
В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма — всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства.
Каким XX век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, человекофобии, преследований и убийств людей только за то, что они — другие? Другой расы, другой крови, другой веры, другой нации, другого социального класса... Не придется ли нам вновь и вновь платить своими судьбами и судьбами своих близких за «национальные» идеи сверхчеловека, сверхкласса, сверхнации, вырастающие в идеологии тоталитарных империй, идеологии, ведущие к расчеловечиванию человечества? Идеологии, в которых убийство Другого становится обыкновенной нормой социальной жизни и полностью оправдывается тем, что этот Другой не принадлежит к избранной нордической расе или избранному социальному классу. Какова историческая длина пути от идеи превосходства высших рас, наций и классов над низшими нациями и классами — к появлению «обыкновенного фашизма» с его лагерями смерти и «обыкновенного социализма» с его ГУЛАГом?
«Можно представить худшее, но как представить непредставимое». Я полностью согласна с этой цитатой, так как сколько бы книг ни выходило о Холокосте как непосредственном проявлении фашистской идеологии, катастрофа Холокоста не вмещается в сознание человека, прямо или косвенно не затронутого этой катастрофой. Сколько бы вы ни читали даже такие потрясшие мир книги о Холокосте, как «Дневник Анны Франк», девочки, описавшей Холокост и сожженной Холокостом, сколько бы ни смотрели такие фильмы, как «Список Шиндлера», масштаб трагедии Холокоста не вмещается в сознание. Холокост остается именно «непредставимым» и осознанно или неосознанно вытесняемым целыми странами и людьми из потока истории. Иными словами, о Холокосте забывают, как стараются забыть о болезни люди, пораженные этой болезнью. Увы, особая стена молчания возведена вокруг Холокоста и в России.
Холокост не только был. Он не только прошлое, но и наше возможное будущее.
Политический и исторический смысл запоздалого признания Россией места Холокоста в истории цивилизации будет означать, что наша страна после многолетнего молчания сделала свой выбор и входит в общий ряд цивилизованных стран, для которых катастрофа Холокоста воспринимается как общечеловеческая, а не только национальная трагедия. Опыт Холокоста как мировой катастрофы всего человечества, приведшей к физическому уничтожению шести миллионов евреев в середине кажущегося цивилизованным двадцатого столетия, фактически не представлен в массовом сознании российского населения.
В современных образовательных программах средней школы отсутствует какое-либо прямое упоминание о Холокосте, а сам термин Холокост, широко распространенный в странах Западной Европы и в США, практически не используется в России. Подобный диссонанс между осмыслением трагедии Холокоста в ведущих странах современного мира и России не только и не столько говорит о политической слепоте в сознании россиян к этому явлению мировой истории, но и служит своеобразным фоном для формирования этнических предрассудков, выступающих как предпосылка политического экстремизма, прежде всего — политического антисемитизма.
В массовом сознании постоянно смешиваются два принципиально различных по своей психологической и исторической сути явления - геноцид и война, прежде всего Холокост и война. В любых войнах, сколь драматичны они бы ни были, убийство другого человека совершается как средство достижения политических, религиозных, экономических или территориальных целей. Геноцид имеет другую природу. Явная или неявная цель геноцида — превращение убийства другого человека, так или иначе отличающегося по этническим, религиозным или каким-либо иным признакам, в обыденную социальную норму повседневного поведения. Говоря более жестко, геноцид - это узаконенное в массовом сознании разрешение на убийство, на уничтожение другого человека. Не только в этическом, но и в общем эволюционном аспекте геноцид, по словам М. Гефтера, «не бывает против кого-то, геноцид всегда против всех». Отсюда фундаментализм, национализм, фашизм, антисемитизм выступают как философия и идеология не только этнофобии, но и человекофобии, грозящей своими историческими последствиями — Холокостом всего человечества. В связи с этим особо следует подчеркнуть, что ни в коем случае нельзя смешивать катастрофу геноцида с катастрофами войн. Геноцид, в том числе Холокост, как это ни парадоксально, прячется под маской войны. Холокост прячется под маской Второй мировой войны, в действительности же по своим временным границам и социально-психологическим последствиям имея куда более широкий радиус поражения человеческой цивилизации. «Хопокост — не просто горестнаястраницаеврейской истории, общечеловеческая трагедия. Любой человек — русский, евреи, чукча, грузин — должен знать, что в середине двадцатого века на протяжении многих лет совершалось истребление целого народа, и, что самое страшное, остальной мир это допустил», — говорит в интервью газете «Вестник» председатель Фонда «Хопокост» Алла Гербер.
Действительно, уроки Катастрофы не должны забываться, их замалчивание уже привело к тому, что начинают набирать силу неонацистские организации, на улицах российских городов появляются бритоголовые. Власти, увы, не всегда адекватно реагируют на подобные события.
Я согласна с А.Гербер: нужно не давить на психику молодежи — показывать фильмы и фотоснимки, свидетельствующие о Холокосте. Из-за обилия на телевидении, в кино боевиков, где кровь пьется по экрану рекой», а также компьютерных игр, позволяющих понарошку «убивать», зрелище смерти стало чем-то почти обыденным. И всё же нужно побудить людей задуматься.
История Холокоста помогает осознать, как предрассудки, предубеждения, ложные суждения порождают практический расизм. История Холокоста учит нас и тому, как современная техника и технология могут быть использованы для уничтожения людей.
Генеральная Ассамблея ООН, провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста.
Лидеры и представители более 40 государств, присутствовавших на памятной церемонии в Освенциме, среди которых был Путин, решительно осудили Холокост, антисемитизм и ксенофобию.
В день 60-й годовщины Холокоста Европарламент принял резолюцию, осуждающую Холокост. Сотни тысяч евреев, цыган, гомосексуалистов, поляков и узников других национальностей были убиты в Освенциме и необходимо подчеркнуть, что память об этих событиях важна не только как напоминание и осуждение преступлений нацистов, но также в качестве назидания об опасности преследования людей на основе расы, этнического происхождения, религии, политических взглядов или сексуальной ориентации.
Список используемой литературы
1. Альтман И.А. «История»
2. Клокова Г.В. «История Холокоста»
3. Газета «Новая и новейшая история»
4. Безыменский Л.А. «Россия и современный мир»
5. Альтман И.А. «Антиеврейская политика»
6. «Реформаторы и их пасынки”, Леонард Фердуин, Эрдманз, Грэнд Рэпидз, 1964
7. “Распятый еврей”, Дэн Кон-Шербок, Эрдманз, Грэнд Рэпидз, 1992