Хозяйственное право 8

СОДЕРЖАНИЕ: 1. хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

1. хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Хозяйственное законодательство является основным источником хозяйственного права. Если хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм по регулированию хозяйственных отношений, то хозяйственное законодательство — это совокупность нормативных актов, в которых содержатся данные нормы.

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию народного хозяйства.

В составе предмета хозяйственного права можно выделить три группы отношений:

отношения, складывающиеся при осуществлении хозяйственной деятельности. Отношения в процессе осуществления хозяйственной деятельности складываются между субъектами предпринимательской деятельности — предприятиями, индивидуальными предпринимателями, производственными кооперативами, иными коммерческими организациями, а также некоммерческими организациями, ведущими хозяйственную деятельность для выполнения своих главных задач. Нередко называются отношениями по горизонтали, чем подчеркивается автономное положение их участников по отношению друг к другу.

— отношения, складывающиеся при организации (регулировании) хозяйственной деятельности. Складываются между субъектами этой деятельности и государственными либо иными органами, уполномоченными на такое регулирование. Они называются обычно отношениями по вертикали. Одной из сторон такого отношения может выступать, например, предприятие, а другой — антимонопольный орган, иной государственный орган, центральная компания финансово-промышленной группы, основное общество, регулирующее деятельность дочернего предприятия.

внутрихозяйственные отношения . Данные отношения складываются в пределах предприятия между его подразделениями, а также между ними и предприятием в целом.

МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования. Каждая отрасль права имеет свой специфический метод правового регулирования, который определяется спецификой общественных отношений и характеризуется следующими специфическими чертами: 1) характером положения участников правоотношения;2) особенностью содержания правоотношений;3) особенностью состава юридических фактов;4) спецификой ответственности

Важнейшим методом правового регулирования, используемым в хозяйственном (предпринимательском) праве, служит метод автономных решений - МЕТОД СОГЛАСОВАНИЯ . При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовое отношение он делает по согласованию с другим его участником.

В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется МЕТОД ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ . При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.

Для регулирования предпринимательских отношений может использоваться и МЕТОД РЕКОМЕНДАЦИЙ . При его применении одна сторона правового отношения дает другой стороне рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.

Кроме того используется МЕТОД ЗАПРЕТОВ . Например, в Законе об охране окружающей среды установлены запреты на недопущение действий хозяйствующими субъектами, причиняющих вред окружающей среде.

Под СИСТЕМОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА понимается логическое расположение норм и институтов хозяйственного права. хозяйственного право - это совокупность различных по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм. Эти нормы группируются по институтам. Институт хозяйственного права - совокупность норм, объединяющая ряд связанных между собой правоотношений. Так например, можно выделить институт банкротства, институт разгосударствления и приватизации, институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг. В институтах хозяйственного права, так же, как и в других отраслях права, нормы группируются в зависимости от общности от общности задач, стоящих перед институтом. Система хозяйственного права характеризует его структуру как отрасль права, отрасли законодательства, научной и учебной дисциплины.

В хозяйственном законодательстве используются такие же нормативные акты, которые применяются и в других отраслях законодательства: законы, указы, постановления правительства, ведомственные нормативные акты. Актом высшей юридической силы является закон. Основным законом является Конституция , которая определяет основные принципиальные положения, относящиеся ко всем отраслям права. Предпринимательская (хозяйственная) деятельность регулируется многочисленными законами. Так, правовое положение хозяйствующих субъектов определяется законом «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», многими другими законами и иными нормативными актами.

Особое место среди законов занимают кодексы , которые содержат основные положения соответствующих отраслей законодательства - Хозяйственный кодекс.

Помимо законов, существуют и другие нормативные акты, являющиеся источниками предпринимательского (хозяйственного) права. Такие нормативные акты должны соответствовать законам, не противоречить им. Поэтому они и называются обычно подзаконными актами . Среди них особенно значимы указы Президента. Роль президентских указов в регулировании предпринимательской деятельности весьма велика. Согласно Конституции указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам.

Следующий вид нормативных актов, используемых для регулирования предпринимательской деятельности, — постановления Кабинета министров . Постановления Верховной Рады.

Немалое значение в регулировании предпринимательской деятельности имеют и ведомственные нормативные акты , указы например, акты Минэкономразвития России. Ведомственные нормативные акты издаются в пределах полномочий соответствующих органов во исполнение законов, президентских указов и правительственных постановлений. Территориальные ( городские, районные).

Для регулирования хозяйственной деятельности используются также локальные нормативные акты . Такие акты регулируют хозяйственную деятельность на уровне предприятий и принимаются их учредителями либо самими предприятиями (коммерческими организациями). К числу актов, утверждаемых учредителями, относятся, например, уставы предприятий.

Согласно Конституции составной частью правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

2.Хозяйственная деятельность представляет собой деятельность по производству продукции, осуществлению работ и оказанию услуг. В условиях рыночной экономики она, направлена на получение прибыли и становится предпринимательской.

Порядок осуществления и организации этой деятельности определяется предпринимательским (хозяйственным) правом.

Принципами хозяйственного права являются закрепленные в законодательстве основополагающие начала правового регулирования предпринимательской деятельности.

Основными принципами предпринимательского права являются:

— свобода предпринимательской деятельности ; Под свободой предпринимательской деятельности понимается право гражданина или организации начать и вести предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законом в общественных интересах. Одним из таких ограничений является система лицензирования отдельных видов деятельности.

— юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности; Предпринимательская деятельность может вестись на базе любой формы собственности. признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Принцип равенства форм собственности предполагает установление в основном единого правового режима имущества предприятий различных форм собственности и равную правовую защиту их имущества.

— свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В антимонопольном законодательстве предусматривается, что монополистическая деятельность может осуществляться одним хозяйствующим субъектом или по согласованию между несколькими субъектами, например, путем заключения договоров о разделе рынков, об установлении или поддержании цен, об ограничении доступа на рынок и др.

— получение прибыли как цель предпринимательской деятельности; Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. В этом состоит одно из основных отличий предпринимательства от иных видов хозяйственной деятельности.

— законность в предпринимательской деятельности; Под законностью в предпринимательской деятельности понимается строгое соблюдение регулирующих ее правовых норм. Законность обеспечивает стабильность, устойчивость хозяйственных отношений, столь важные для предпринимательства.

— сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском праве; Предприниматели ведут свой бизнес в собственных интересах, их права защищаются законодательством. Однако было бы неверно исходить из того, что задачи правового регулирования предпринимательской деятельности состоят лишь в защите прав предпринимателей. При осуществлении предпринимательской деятельности должны учитываться и интересы государства, всего общества. Таким образом, правовое регулирование предпринимательской деятельности должно основываться на сочетании частных и публичных интересов, частноправовых и публично-правовых начал.

— единство экономического и правового пространства; Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

— государственное регулирование предпринимательской деятельности. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности многообразны. К ним относятся не только ограничительные меры, но и государственная поддержка хозяйственной деятельности, необходимой для государства и общества. Важное значение имеют государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов деятельности, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, техническое регулирование, регулирование цен на продукцию предприятий, доминирующих на рынке, и др. Государственное регулирование предпринимательства осуществляется, как правило, в масштабах страны. В некоторых случаях оно проводится и на региональном уровне.

Хозяйственные отношения подразделяются на две группы: предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель-предприниматель) и некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель-орган управления), образуя в своей совокупности хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

Ко второй группе отношений, входящих в предмет предпринимательского права, относятся отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими отношениями. Например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензирование и т.д. Кроме того, в эту группу отношений входят отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т.д.

Определение предпринимательской деятельности : во-первых - самостоятельная деятельность, во-вторых -деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, и самое главное, в-третьих - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Кроме того, эта деятельность должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. Регистрация не признак - это установленная законом обязанность. Важной особенностью предпринимательского права является субъективный состав. В предпринимательском праве за основу берется понятие “хозяйствующий субъект”,Таким образом, хозяйствующий субъект - это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие “хозяйствующий субъект” шире понятия “предприниматель”, так некоммерческая организация - учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте, например, купить у общества с ограниченной ответственностью товары. Предпринимательское право может быть определено, как совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные отношения. Анализ данного определения показывает три формы проявления отрасли права: правовая концепция, нормы права и правоотношения. К первой форме относятся правовые идеи, заложенные в соответствующей доктрине. Такие идеи и доктрины вместе составляют правовую концепцию. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Правоотношение позволяет ликвидировать монополизм норм права, свойственный нормативной теории права и уделить основное внимание практике применения нормы права. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию народного хозяйства в обеспечении интересов государства и общества.

3.Субъекты предпринимательского права — это носители предпринимательских прав и обязанностей. Данные права и обязанности относятся к сфере как непосредственного осуществления хозяйственной деятельности, так и регулирования (организации) этой деятельности. Субъекты предпринимательского права являются участниками предпринимательских отношений. Такие отношения складываются не только в процессе осуществления хозяйственной деятельности (отношения по горизонтали), но и при регулировании (организации) этой деятельности (отношения по вертикали). Сочетание этих видов отношений, характерное для хозяйственного права, объясняется единством экономики как системы, включающей не только горизонтальные, но и вертикальные связи. Звенья экономической системы выполняют разные функции в ее составе, это может быть непосредственное осуществление хозяйственной деятельности или регулирование (организация) этой деятельности, но несмотря на это они едины, неразрывно связаны между собой, обладают общими признаками.

Физическое лицо - это гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью единолично, не принимая статус «юридического лица». Право предпринимательской деятельности наступает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Такой предприниматель самостоятельно решает вопросы - что, как и для кого производить. Источником имущества, необходимого для начала индивидуальной предпринимательской деятельности, могут быть собственные накопления, помощь друзей или полученные в банке кредиты. Риск неудачи целиком лежит н индивидуальном предпринимателе. Он несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением того имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание).

Другая группа организационно-правовых форм хозяйствования охватывается общим понятием «юридических лиц». Признаки юридического лица состоят в том, что это прежде всего - организация , то есть определенным образом организованное объединение лиц, которое:

имеет обособленное имущество;

отвечает этим имуществом по своим обязательствам;

может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;

нести обязанности;

быть истцом и ответчиком в суде;

иметь самостоятельный баланс или смету.

Первый признак всякого субъекта предпринимательского права состоит в том, что он обладает правами и обязанностями, относящимися к этой отрасли права. Совокупность прав и обязанностей, принадлежащих субъекту хозяйственного права в условиях плановой экономики характеризовалась обычно как хозяйственная компетенция.

Вторым признаком субъекта предпринимательского права является наличие у него имущества, составляющего экономическую базу его деятельности. Это имущество может принадлежать субъекту на различных юридических основаниях, среди которых наиболее важное место занимает право собственности. В условиях рыночной экономики наиболее важное значение имеет частная собственность, каковой является собственность граждан и юридических лиц. Частный собственник свободно распоряжается своим имуществом.

Третий признак субъекта предпринимательского права состоит в ответственности за нарушение им своих обязанностей . Предпринимательская ответственность носит имущественный характер и состоит в возмещении убытков или в уплате штрафов и неустоек за нарушение хозяйственных обязательств. Важную роль в применении ответственности играет арбитражный суд, рассматривающий экономические споры и обеспечивающий защиту хозяйственных прав предпринимателей.

Четвертый признак субъекта предпринимательского права — государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности. Она имеет конститутивное значение, т.е. статус субъекта предпринимательского права возникает лишь после государственной регистрации. По общему правилу только зарегистрированный субъект предпринимательской деятельности может участвовать в хозяйственных правоотношениях. Следует учитывать, что государственная регистрация обязательна только для субъектов предпринимательской деятельности.

4.Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую. Аналогичным образом формируется и представление о деятельности по приобретению сырья, материалов и изделий для производства товаров и оказания услуг.

Объектами профессиональной деятельности коммерсанта являются материальные товары и нематериальные блага и услуги, подлежащие купле-продаже или обмену в сфере обращения.

Предметом коммерческой деятельности является купля-продажа товаров. Однако в самом широком смысле слова следует в качестве товара рассматривать не только произведенные материально-вещественные объекты, но и услуги, и даже объекты интеллектуальной собственности. Товар как объект коммерческих операций (сделок купли-продажи) обладает потенциальной и реальной полезностью.

Содержание основ коммерческой деятельности включает такие направления:

-Закупка материально-технических ресурсов промышленными предприятиями и товаров оптово-посредническими и др. торговыми предприятиями.

-Планирование ассортимента и сбыта продукции на промышленных предприятиях

-Организация сбыта продукции предприятиями- изготовителями.

-Выбор наилучшего партнера в коммерческой деятельности

-Организация оптовой продажи товаров и коммерческое посредничество.

-Розничная торговля как форма коммерческо-посреднической деятельности.

Коммерческие отношения могут развиваться в условиях экономической свободы субъектов деловых отношений, которая предполагает владение капиталом и умение управлять финансами, ориентацию на извлечение максимально возможной для складывающихся условий прибыли и наиболее выгодные способы ее капитализации, умение управлять коммерческим риском, формирование таких организационных структур коммерции, которые способны приспосабливаться к меняющимся условиям, восприимчивость к изменениям в потребностях рынка, полное равноправие партнеров.

Основные принципы коммерческой деятельности.

Для достижения поставленных задач необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

• Неразрывная связь коммерции с принципами маркетинга.

-Гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка.

-Умение предвидеть коммерческие риски.

- Выделение приоритетов.

-Проявление личной инициативы.

- Высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам.

- Нацеленность на достижение конечного результата - прибыли.

Тесная связь коммерции с маркетингом определяется прежде всего сущностью современной концепции маркетинга, преобладающей на большинстве рынков и воплощенной в лозунге «Продавать нужно только то, что можно продать». С помощью маркетинга коммерческие работники, руководители предприятий получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы платить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия наиболее высок, где сбыт продукции предприятия может принести наибольшую прибыль. С помощью маркетинга определяют, в какие виды производства, какую область наиболее выгодно вложить капитал, где основать новое предприятие.

Маркетинг позволяет понять, каким образом производитель, предприятие должно организовать процесс сбыта, упор на активизацию коммерческих а своей продукции, как надо проводить кампанию по продвижению на рынке новых изделий, строить стратегию рекламы и т. д.

Маркетинг позволяет рассчитать различные варианты эффективности затрат на производство и реализацию изделий и услуг, определить, какие виды продукции, проданные конкретному потребителю в определенном регионе, принесут наибольшую отдачу на каждый рубль, вложенный в производство, транспортирование, хранение, рекламу, сбыт.

Сегодня многие отечественные предприятия выходят на внешний рынок, начинают действовать в непривычной хозяйственной среде, где рыночные отношения достигли высокого уровня развития. Однако, не овладев передовыми методами маркетинга, такие предприятия обречены на неудачи в конкурентной борьбе. Знания маркетинга позволяют необходимым образом организовать работу с потребителем, объективно оценить своих конкурентов, их силу и слабость, определить сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, правильно выбрать сегмент или «нишу» рынка, сферу хозяйственной деятельности.

Гибкость коммерции должна проявляться прежде всего в своевременном учете требований рынка, для чего необходимо изучать и прогнозировать товарные рынки, развивать и совершенствовать сбытовую рекламу, а также внедрять в коммерческую деятельность инновации, при необходимости - изменять профиль деятельности, вносить изменения в организационные структуры коммерции.

Умение предвидеть коммерческие риски является очень важным принципом для предпринимателя в сфере торговли. Риск - это степень неопределенности результата. Коммерческий риск - это возможные убытки в коммерческой работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов до его реализации. Коммерческий риск может возникнуть вследствие инфляции, с ухудшением финансового положения фирмы, а также в результате заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательств контрагентами, связанных с действиями конкурентов, из-за уничтожения или порчи груза при транспортировке, от стихийных бедствий, от возможной нечестности работников фирмы. Кроме того, коммерческий риск может возникнуть по причине нестабильности социально-политической ситуации.

Выявляются вероятные, маловероятные и случайные группы факторов риска. К вероятным относятся хорошо известные и ожидаемые предпринимателем обстоятельства; к маловероятным - известные факторы, степень проявления которых крайне мала. В группу случайных включаются факторы, которые не учитывались экспертами. В ходе анализа эксперты могут давать оценки о вероятности возникновения различных величин потерь, о вероятности допустимого и критического риска. По степени риска выделяют допустимый риск - вероятность потери прибыли; критический - вероятность потери прибыли и недополучения части дохода; катастрофический - возможность банкротства.

Для того чтобы уменьшить степень вероятного риска и одновременно обеспечить достижение заданных уровней рентабельности необходимо:

провести поиск партнеров с достаточными финансовыми средствами и располагающими информацией о рынке. В случае успеха с ними придется разделить часть прибыли;

обратиться к услугам внешних консультантов-экспертов, например, для проведения научно обоснованных прогнозов изменения цен, спроса, действия конкурентов;

образовать специальный резервный фонд для самострахования за счет части прибыли;

передать часть риска другим лицам и организациям путем страхования торгового бизнеса.

Коммерческая деятельность без рисков невозможна, однако, при ее планировании важно предусмотреть влияние коммерческого риска. Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимо использовать максимально возможный объем информации. Всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала.

Выделение приоритетов в коммерческой деятельности не менее важно, чем в производстве. Реализация этого принципа предполагает постоянное изучение и знание всех деталей коммерческой деятельности.

Личная инициатива зависит непосредственно от каждого человека, работающего в сфере коммерции, и определяется не только личными характеристиками, но и культурой труда личности. Характеристики формируют основу деловых качеств коммерсанта. Под культурой труда подразумевают определенный уровень общей организации труда, отказ от устаревших и восприимчивость к новым, более эффективным методам и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск и вовлечение в сферу труда новых научно-технических достижений, бережное отношение к собственности, а также готовность быстро воспринимать все новое, что может оказать воздействие на повышение эффективности деятельности.

Высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам - это принцип, который создает репутацию коммерсанту в деловом мире. Реализация этого принципа - залог эффективности коммерческой деятельности.

Работа коммерческой организации в сфере товарного обращения оценивается с помощью различных показателей: объектом реализации товаров, уровнем издержек обращения, показателями товарооборачиваемости и другими. Однако, наиболее точно отражают показатели прибыли. Поэтому нацеленность коммерческого предприятия на достижение в конечном результате прибыли является одним из основных принципов коммерческой деятельности.

Организационно-правовые формы, в которых выступают коммерческие организации - юридические лица, это:

хозяйственные товарищества;

хозяйственные общества;

производственные кооперативы;

государственные и муниципальные унитарные предприятия.

1) Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме «полного товарищества» и «товарищества на вере» (иначе - «коммандитные товарищества»). Число участников не может быть менее двух. Участниками полных и коммандитных товариществ могут быть как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации. Имущество таких товариществ создается за свет разделенных на доли вкладов участников, а капитал, необходимый для ведения дела, называется «складочным капиталом ».

Полное товарищество предусматривает очень тесную взаимосвязь объединяющихся. От того, как действует каждый из них, зависит общее благополучие. имущество товарищества, а также его приращение является собственностью товарищества. Распределение прибыли и убытков в полных товариществах производится пропорционально долям в складочном капитале. Ответственность за результаты хозяйственной деятельности товарищи несут «солидарную» и «субсидиарную».

Солидарная ответственность означает единую для всех, то есть независимо от того, к кому обращено требование. Субсидиарная - дополнительная ответственность всех «товарищей», пропорционально размеру их вклада. Так, если имущества товарищества недостаточно для погашения долгов, «товарищи» отвечают лично принадлежащим им имуществом пропорционально сделанным в организацию товарищества вкладам.

В товариществе на вере наряду с полными «товарищами» формировании складочного капитала принимают участие так называемые «коммандисты», то есть вкладчики, не принимающие участия в предпринимательской деятельности, но получающие прибыль и несущие риск убытков в пределах сумм сделанного вклада.

2) Вторая группа организационно-правовых форм, в которых выступает коллективное предпринимательство, - хозяйственные общества; они подразделяются на:

«Общество с ограниченной ответственностью » - это организация, созданная одним или несколькими лицами, уставный капитал которой разделен на доли, величина которых отражена в учредительных документах. Участники таких обществ по его обязательствам не отвечают лично принадлежащим им имуществом, а риск убытков несут в пределах стоимости внесенного вклада.

В обществе с дополнительной ответственностью уставный капитал также разделен на доли определенных размеров. Однако ответственность участников такого общества значительно расширена - они несут солидарную и субсидиарную ответственность по долгам общества, причем в одинаковом для всех кратном размере к стоимости сделанных вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Понятно, что на создание таких обществ предприниматели идут без энтузиазма.

Названные выше формы предпринимательства используются преимущественно небольшими по размерам предприятиями. Крупные масштабы требуют иных способов привлечения капиталов и их использования, которые обеспечивали бы стабильное функционирование предприятия. Такая форма предпринимательства создается акционерным обществом . Уставной капитал акционерного общества разделен на определенное число акций - ценных бумаг, свидетельствующих о доле ее владельца в капитале и дающих право на участие в его прибылях (дивиденд).

Акционерные общества могут быть закрытого (ЗАО) и открытого (ОАО) типа.

В ЗАО акции распространяются только среди учредителей или иного, ранее определенного круга лиц (например, среди работников предприятия). В ОАО участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

Управление АО реализует демократические принципы в условиях экономического обособления хозяйствующих субъектов. Высшим органом управления АО признается собрание голосующих акционеров, которое избирает руководящие и контролирующие органы - совет директоров, правление, ревизионную комиссию и т.д. Фактически же решения принимаются группой акционеров, владеющих контрольным пакетом акций.

3) Важное место среди организационно-правовых форм коллективного предпринимательства принадлежит производственным кооперативам , особенно в сфере сельскохозяйственного производства. Суть данной формы состоит в том, что она дает организационную и экономическую определенность добровольному объединению граждан, соединившихся для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии.

Имущество кооператива складывается из пев ступающих в кооператив членов. В составе имущества выделяются «неделимые фонды», которые используются на цели, определяемые уставом кооператива. Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов.

4) В организационно-правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Государственные и муниципальные предприятия - это такие производственные образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.

Унитарное - значит единое, не разделяемое на части. Следовательно, государственное и муниципальное унитарное предприятие - это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепляемое за ней собственником имущество; иными словами, это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.

5. Коммерческими организациями называются такие юридические лица, целью которых является извлечение прибыли путем осуществления любой, не запрещенной законом деятельности.

Некоммерческими называются организации, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Прежде всего, перечислим возможные формы некоммерческих организаций:

общественное объединение,

некоммерческое партнерство,

автономная некоммерческая организация,

фонд,

ассоциация (союз),

учреждение,

потребительский кооператив.

Некоммерческие организации - организационно-правовые формы

1. Общественные объединения – добровольные, самоуправляемые некоммерческие организации, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Могут быть следующих видов: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. По возрасту участников выделяются молодежные (от 14 лет) и детские (от 8 лет) общественные объединения. По территориальному признаку – общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. Основной закон, регламентирующий создание и деятельность общественных организаций – Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ “Об общественных объединениях”. Срок регистрации – 1 месяц.

2. Религиозные объединения – добровольные некоммерческие организации граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающие соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в 2 формах: религиозная группа (без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица), и религиозная организация (регистрируется в качестве юридического лица). По территориальному признаку подразделяются на местные (состоят не менее чем из десяти участников от 18 лет, постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) и централизованные (состоят не менее чем из трех местных религиозных организаций, а также дочерние учреждения, учреждения профессионального религиозного образования и организации, созданные религиозными организациями, имеющие аналогичные уставные цели).

Создание и деятельность религиозных организаций регламентируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ “О свободе совести и религиозных объединениях”. Срок регистрации – 1 месяц.

3. Некоммерческие партнерства – основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами (не менее 2 человек) для содействия их членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей.

Функционируют за счет членских взносов, а также могут осуществлять предпринимательскую деятельность, способствующую достижению целей, для которых они создавались. Прибыль от коммерческой деятельности может быть направлена только на цели, предусмотренные Уставом, и между учредителями не распределяется.

4. Учреждения – некоммерческие организации, созданные собственником для осуществления услуг некоммерческого характера конкретного вида: управленческих, социально-культурных и прочих. Финансируются полностью или частично собственником. Имущество, переданное собственником учреждению, закрепляется за последним на праве оперативного управления.

Одним из наиболее востребованных видов учреждений являются негосударственные образовательные учреждения (НОУ). НОУ создаются, как правило, для преподавательской деятельности. В этом случае устав НОУ содержит ряд особенностей, начиная с определения образовательного процесса, заканчивая указанием в уставе тех программ, по которым будет осуществляться обучение.

5. Автономные некоммерческие организации (АНО) – не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для осуществления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта на основе добровольных имущественных взносов.

АНО, подобно Фондам, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, способствующую выполнению целей, для достижения которых они созданы. Прибыль между учредителями не распределяется.

6. Фонды – не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели. Фонды вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в двух формах, причем только в факультативном порядке: непосредственно (в пределах видов деятельности, перечисленных в Уставе), и путем создания и принятия участия только в хозяйственных обществах. Прибыль, полученная от участия, направляется исключительно на цели, предусмотренные Уставом.

7. Товарищества собственников жилья (ТСЖ) – некоммерческие организации, объединения собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования, и, в установленных законодательством пределах, распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Число членов товарищества собственников жилья должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

8. Ассоциации (союзы) – некоммерческие объединения юридических лиц, которые создаются коммерческими и некоммерческими организациями с целью координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют всю самостоятельность и права юридического лица. В случае создания, слияния и присоединения некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), в состав которых входит не менее двух коммерческих организаций, учредители (участники) обязаны в течение 45 дней уведомить Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

6. Ликвидация (прекращение деятельности) фирм, предприятий

Ликвидация фирмы - это прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода его прав и обязанностей к другим лицам, и исключение его из Единого реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Процедура ликвидации фирмы включает в себя аннулирование всех учредительных документов, проведение полной проверки со стороны налоговой инспекции и государственных внебюджетных фондов, подшивка документов и сдача их в государственные архивы на постоянное хранение.

Ликвидация фирм может происходить в добровольном или принудительном порядке.

В принудительном порядке предприятие (фирма) может быть ликвидировано по решению суда в случае:

• осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии),

• осуществление деятельности запрещенной законом,

• осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона;

• иные случаи, предусмотренные Законом, например банкротство.

Добровольная ликвидация юридического лица осуществляется по решению его главного органа управления, как правило, это решение его участников и имеет определённый порядок.

Причины, по которым учредители (участники) принимают решение о добровольной ликвидации фирмы, могут быть различны (например, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; и т. д., но в большинстве случаев это наличие у предприятия кредиторской задолженности перед бюджетом.

Существует альтернативная ликвидация юридического лица: заключается в смене учредителей, генерального директора, главного бухгалтера так как официальная ликвидация фирм требует большого количества времени и затрачиваемых средств.

Ликвидация предприятия

Принудительная ликвидация предприятия под контролем кредиторов предполагает открытие конкурсного производства, результатом которого является распределение конкурсной массы - имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства. С момента открытия конкурсного производства запрещается передача либо другие отчуждение имущества должника, погашение его обязательств, прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника, а сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими.

В работе собрания кредиторов имеют право участвовать: конкурсный управляющий, представитель трудового коллектива и должник. Представитель трудового коллектива вправе осуществлять совместно с кредиторами проверку сумм требований в части, относящейся к обязательствам должника перед работниками предприятия, а также проверку документов, представленных в обоснование несостоятельности.

В ходе конкурсного производства проводится инвентаризация и оценка имущества предприятия-должника и определяется конкурсная масса - имущество, подлежащее конкурсной продаже в интересах погашения долгов предприятия. Не включается в конкурсную массу арендованное имущество, имущество, находящееся на ответственном хранении, и личное имущество работников, на которое не может быть обращено взыскание.

Продажа имущества должника проводится конкурсным управляющим. При этом имущество продается покупателю, предложившему наиболее высокую цену.

На любом этапе производства по делу о несостоятельности может быть заключено мировое соглашение, реализуемое в соответствии с правилами, показанными. Мировое соглашение Может быть заключено между должником и конкурсными кредиторами 4-й и последующих очередей на любом этапе производства дела о банкротстве Мировое соглашение принимается не менее T (по сумме требований) конкурсными кредиторами на собрании кредиторов

Должник направляет в суд:

Мировое соглашение

Бухгалтерский баланс

Список всех конкурсных кредиторов 4-й и последующих очередей

Справку о сумме задолженности, на которую распространяется мировое соглашение

Суд рассматривает мировое соглашение с заинтересованными сторонами и утверждает его

В течение двух недель после утверждения мирового соглашения кредиторы должны получить не менее 35% суммы долга.

Мировое соглашение может быть расторгнуто: по соглашению сторон;

по решению арбитражного суда при возобновлении дела о банкротстве

Наряду с принудительной ликвидацией существует также добровольная ликвидация предприятия. Она осуществляется в следующем порядке:

решение о добровольной ликвидации принимает руководитель предприятия-должника совместно с кредиторами, оно утверждается собственником;

собственник и (или) кредиторы назначают конкурсного управляющего;

конкурсный управляющий управляет имуществом должника и созывает собрания кредиторов, на которых отчитывается о ходе ликвидации предприятия;

предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления.

Порядок продажи имущества должника и удовлетворения требований кредиторов при добровольной ликвидации такой же, как и при принудительной.

Реорганизация юридических лиц может проводиться в пяти формах, это:

преобразование

выделение

разделение

присоединение

слияние

-Преобразование это форма реорганизации, при которой одно юридическое лицо прекращает своё существование, а на его базе возникает тоже одно новое юридическое лицо, только в другой организационно-правовой форме. Реорганизация считается завершённой с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Прежнее же юридическое лицо с этого момента считается прекратившим свою деятельность.

Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:

вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном юридическом лице и о прекращении деятельности преобразованного юридического лица;

выдаёт (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;

сообщает о государственной регистрации вновь созданного юридического лица в регистрирующий орган по месту его нахождения и направляет этому органу регистрационное дело с описью прилагаемых документов. При получении дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица уведомляет об этом орган, направивший регистрационное дело.

-Выделение это реорганизация, при которой из одного юридического лица выделяется его часть, из которой формируется новое юридическое лицо. При этом первоначальное юридическое лицо ( из которого выделяется другое юрлицо) продолжает существовать в уменьшённом виде, ровно на сумму активов переданных выделившемуся, вновь созданному юридическому лицу. При этом, реорганизация считается завершённой с момента государственной регистрации, вновь созданного юридического лица. А прежнее юридическое лицо продолжает свою деятельность.

Документы подаются в уполномоченный орган (соответствующую ИФНС ) по месту нахождения юридического лица, из которого выделяются юридические лица.

Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:

вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном ( или созданных) юридическом лице и о внесении изменений в сведения о реорганизуемом юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;

выдаёт (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;

сообщает о государственной регистрации вновь созданного юридического лица в регистрирующий орган по месту его нахождения и направляет этому органу регистрационное дело с описью прилагаемых документов. При получении дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица уведомляет об этом орган, направивший регистрационное дело.

-Присоединение это реорганизация, при которой одно юридическое лицо присоединяется к другому юридическому лицу. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, а другое продолжает её с учётом проведённой реорганизации в форме присоединения. Реорганизация считается завершённой с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединяемых юридических лиц.

Документы подаются в уполномоченный регистрирующий орган (соответствующую ИФНС) по месту нахождения юридического лица, к которому присоединяется юридическое лицо.

Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:

вносит в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица и об изменении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, к которому присоединилось юридическое лицо.

выдаёт (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;

сообщает о прекращении деятельности присоединённого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения указанного юридического лица и направляет ему копии решения о государственной регистрации прекращения деятельности присоединённого юридического лица, заявления о прекращении его деятельности и выписки из ЕГРЮЛ.

-Слияние это реорганизация, при которой два и более юридических лица прекращают свою деятельность в результате обьединения и на их основе образуется новое юридическое лицо. Реорганизация считается завершённой с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путём реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц.

Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:

вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном юридическом лице и о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц;

сообщает о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц в регистрирующие органы по месту нахождения этих юридических лиц и направляет им копии решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридических лиц, заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путём реорганизации, и выписки из ЕГРЮЛ.

выдаёт заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;

сообщает о государственной регистрации юридического лица, созданного путём реорганизации в форме слияния, в регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица и направляет ему (заказным письмом) регистрационное дело с описью прилагаемых документов. По получению которых, направивший документы регистрирующий орган уведомляется регистрирующим органом получившим дело.

Реорганизация может быть добровольная, вынужденная и принудительная.

При добровольной реорганизации, собственники юридических лиц принимают решения самостоятельно, на основе добровольного волеизьявления, руководствуясь личными мотивами. Слияние и присоединение возможны только на добровольной основе, а вот остальные формы реорганизации могут иметь и иной характер.

При вынужденной реорганизации решение также принимается собственниками предприятия, но к этому их обязывают нормы действующего законодательства. Принудительная реорганизация юридического лица возможна при определённых случаях установленных законом, только в форме его разделения либо выделения, по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Скачать архив с текстом документа