Хозяйственный и общественный строй древних славян

СОДЕРЖАНИЕ: Начало научной разработки вопроса о происхождении славян в XIX веке. Общая характеристика древних славян. Сущность формирования трех этнических групп в VI - VII вв. Характеристика хозяйственного и общественного строя восточных, южных и западных славян.

Содержание

Введение................................................................................................. 2

1. Хозяйственный и общественный строй древних славян.................. 4

1.1. Общая характеристика древних славян........................................ 4

1.2. Хозяйственный и общественный строй восточных славян........... 7

1.3. Хозяйственный и общественный строй западных славян........... 14

1.4. Хозяйственный и общественный строй южных славян............... 16

Заключение........................................................................................... 19

Литература........................................................................................... 20


Введение

Славянские народы разделяется на три группы:

1. Восточные славяне это русские, белорусы и украинцы.

2. Западные славяне это поляки, чехи, словаки, лужичане.

3. Южные славяне – это болгары, македонцы, сербы, хорваты, словены.

Вопрос о происхождении славян был поставлен еще в средние века. Согласно «Баварской хронике» (XIII век), предками славян были древние ираноязычные народы – скифы, сарматы и аланы.

Начало научной разработки вопроса о происхождении славян относится к первой половине XIX в. Исследования этого времени показали принадлежность славянских языков к индоевропейской языковой семье. На этом основании было высказано предположение о существовании индоевропейской общности, которая включала в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев.

Российский ученый А. Шахматов считал, что эта индоевропейская общность сложилась в бассейне Балтийского моря. По мнению чешского историка Л. Нидерле, в начале II тыс. до н.э. индоевропейская общность распалась. Из нее выделилась балто-славянская общность, которая в I тыс. до н.э. разделилась на балтскую и славянскую. А. Шахматов полагал, что вначале эту общность покинули ушедшие на юг предки индоиранцев и фракийцев, а затем от балтов отделились славяне, расселившиеся во II в. н.э., после ухода германцев с Вислы, на остальной территории Восточной Европы.

Есть и другие мнения о прародине славян. Еще в «Повести временных лет» (XII в.) монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была высказана мысль о том, что первоначально территорией расселения славян были Дунай и Балканы, а затем Прикарпатье, Днепр и Ладога. В XIX в. чешский ученый П. Ша-фарик, проанализировав сведения о славянах у античных авторов и готского историка Иордана, выдвинул гипотезу, согласно которой прародиной славянских народов было Прикарпатье.

В XX в. американские исследователи Г. Трегер и X. Смит высказали предположение, что первоначально существовала древнеевропейская общность, которая во II тыс. до н.э. распалась на предков южных, западных (кельты и романские народы) и северных европейцев (германцы, балты и славяне). В I тыс. до н.э. из североевропейской общности выделились вначале германцы, а затем балты и славяне. Отечественный ученый Л. Гумилев считал, что в этом процессе имело место не только разделение славян с германцами, но и их соединение с германоязычными русами, и что это произошло в ходе заселения славянами Поднепровья и района озера Ильмень.

В VIVII вв. происходит постепенное формирование трех этнических групп западных, южных и восточных славян. К этому времени относится упоминание в византийских источниках об антах, под которыми одни ученые подразумевают всех восточных славян, а другие лишь юго-западную их часть, наиболее часто вступавшую в контакт с Византией. Некоторые исследователи считают, что слово «анты» тюркского происхождения и переводится как «союзник». Другие полагают, что это иранское слово и переводится как «край».

В работе «Хозяйственный и общественный строй древних славян» дана характеристика трех этнических групп древних славян западных, южных и восточных.


1. Хозяйственный и общественный строй древних славян

1.1. Общая характеристика древних славян

Слово «славяне» упоминается византийскими писателями довольно часть в VI в.н.э. Но они были известны римским и греко-римским авторам гораздо раньше. Известия о славянах у древних авторов почти одновременны с известиями о древних германцах. Так, Тацит, Плиний и Птолемей не раз упоминали о венедах (или венетах), живших в бассейне Вислы и далее к востоку, вплоть до Балтийского моря на севере и до Карпат и Дуная на юге. С VI в. у византийских писателей для этих племён появляется название «славинов» или «склавинов». Одновременно с этим появляются известия о родственных им племенах, живущих в Причерноморье, а также по Днепру и Днестру. Эти племена обозначаются общим названием «антов».

Анты и племена, жившие к северу от них по верхнему Днепру, Западной Двине, верхней Оке и Волге, это восточнославянские племена.

К концу VI в. славяне занимали уже огромную территорию от Лабы (Эльбы) до Дона, Оки и верхней Волги и от Балтийского поморья до среднего и нижнего Дуная и до Чёрного моря. В VI и VII вв. славяне продвинулись на Балканский полуостров. Расселяясь на запад и юг и смешиваясь с местным населением, венеды дали начало западным и южным славянам. Так, в состав западного славянства вошли жившие к востоку от Эльбы многочисленные племена лугиев. В областях к югу от Дуная славяне ассимилировали жившие там племена иллирийцев и фракийцев.[1]

С общественным строем и бытом славян нас знакомят главным образом восточноримские (византийские) писатели, в первую очередь историки VI в. Прокопий Кесарийский, Агафий Миринейский, Иоанн Эфесский, и военный трактат конца VI начала VII в., так называемый «Стратегикон» Псевдо-Маврикия. Особенно ценными являются сведения, содержащиеся в III книге «Готской войны» Прожигая. Немало интересных сведений о славянах имеется у готского писателя VI в. Иордана. По данным источников, земледелие у славянских племён было издавна основной отраслью хозяйства; наряду с земледелием славяне занимались и скотоводством. Известное значение в хозяйственной жизни славян имели также рыболовство, охота и бортничество. Псевдо-Маврикий прямо указывает на наличие у славян многочисленных стад скота и большого количества «плодов земли», «в особенности ячменя и проса». О занятии славян земледелием говорят и другие источники.

Археологические находки советских учёных показывают, что славянам издавна был известен плуг с железным лемехом. У славян были искусные кузнецы, ювелиры, изготовлявшие бронзовые украшения с эмалью, гончары, делавшие красивую глиняную посуду.

Основной хозяйственной единицей у славян была домашняя община, которая впоследствии у южных славян называлась «задругой».

Задруга представляла собой единый хозяйственный организм, состоявший иногда из нескольких десятков человек, живущих вместе и владеющих всем имуществом сообща. Энгельс указывает, что эта патриархальная домашняя община с общим землевладением и совместной обработкой земли была необходимой «переходной ступенью, из которой развилась сельская община, или марка, с обработкой земли отдельными семьями и с первоначально периодическим, а затем окончательным разделом пахотной земли и лугов» Наряду с домашней общиной у славян распространяется и соседская община. Несколько общин образовывали племя. Каждое племя занимало особый округ, который у южных и западных славян носил название «жупы».[2]

Прокопий даёт нам представление об общественном строе древних славян. «Эти племена, славяне и анты, говорит он, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим». Однако тот же Прокопий и другие историки говорят о выделении у славян аристократической верхушки общества, родовой знати, о появлении у них князей, стоявших во главе отдельных племён или союза нескольких племён. Но власть князей была ограничена народным собранием вечем. Первобытно-общинный строй был для славян VI VII вв. уже пройденным этапом, и они теперь подходили к истокам своей государственности. Источники говорят о наличии у славян в этот период рабства, однако рабство носило ещё патриархальный характер. По словам византийских писателей, славяне не держали военнопленных в вечном рабстве, а по истечении известного срока отпускали их за выкуп на свободу или же предоставляли им право «оставаться, где они находятся, на положении свободных и друзей». Таким образом, в это время у славянских племён, находившихся на стадии военной демократии, начинается процесс классообразования и складывания государства.

Для общих предприятий славянские племена объединялись под предводительством выбранного князя. Уже в IV в. у антов был большой союз племён, во главе которого стоял князь Бож. Один византийский писатель говорит: «Так как у них много князей и они между собой несогласны, то выгодно некоторых из них привлечь на свою сторону или посредством обещаний или богатыми подарками, в особенности тех, которые по соседству с нами имеют сношения с другими, чтобы они не соединились вместе и не поступили под начальство одного».

Вооружение славян первоначально было довольно примитивным. Каждый воин был вооружён двумя дротиками, иногда щитом; были у них и луки со стрелами, смазанными ядом. Любимой тактикой славян было заманивать врагов в леса и болота и там истреблять их внезапными нападениями. Но византийские писатели указывают, что славяне скоро превзошли римскую военную технику, научились осаждать и брать укреплённые города. В своих маленьких лодках-однодревках они смело пускались в отдалённые морские походы.[3]

Славяне издавна были знакомы с земледелием, которое было их основным занятием. Археологические данные свидетельствуют о наличии у них обширных зерновых запасов, особых кладовых зерна.

По Маврикию, славяне особенно много сеяли ячменя и проса, уже в первые столетия нашей эры разводили домашний скот; им были известны и различные домашние ремесла.

У славян, живших в районе Вислы и Верхнего Днепра, большую роль, кроме земледелия и скотоводства, играли рыболовство и лесное хозяйство (звероловство, бортничество).

В славянской религии особенно ярко отразились два момента, характерные для первобытных земледельческих народов: обожествление сил природы славяне обоготворяли небо, солнце, гром, молнию (бог неба Сварог, бог грома и молнии Перун, богиня Жива, олицетворявшая плодородие), горы, деревья, воды (водяной, русалки) и поклонение предкам (домовой, шур, или чур). Выделившегося в особый класс жречества у славян еще не было.[4]

1.2. Хозяйственный и общественный строй восточных славян

География расселения восточно-славянских племен во второй половине I тыс. н.э. нашла отражение в «Повести временных лет». В VIVIII вв. восточные славяне для защиты от внешней угрозы объединяются в территориальные союзы племен: поляне (средний и верхний Днепр); кривичи (бассейн Западной Двины); словене (Ильмень, Волхов); дреговичи (Полесье между Припятью и Березиной); вятичи (верховья Оки); северяне (Десна, Сейм, Сулла); радимичи (между Сожем и Ипутыо); древляне (Тетерев, Уж); дулебы (Волынь); хорваты (Карпаты); уличи и тиверцы (Буг, устье Дуная).[5]

Политической основой союзов восточно-славянских племен являлись институты «военной демократии». Во главе этих союзов стояли князья, выполнявшие управленческие и военные функции, опираясь на дружину, профессиональное «воинское братство», в котором князь был «первым среди равных». Княжеская власть («вождество») еще носила потестарный (догосу-дарственный) характер. Она была не столько привилегией и авторитарно-властным господством, сколько обязанностью и авторитетно-властным полномочием. Наряду с князем и дружиной большую роль в управлении играли вече (народное собрание) и совет старейшин.

Восточные славяне жили по берегам рек в поселках, обнесенных земляным валом и состоящих из нескольких жилищ, полуземлянок с глиняной или каменной печью без дымохода. Поселки составляли соседскую общину, основойкоторой были социально-экономические связи. Поселки-общины располагались «гнездами» и были удалены друг от друга на десятки километров.

Основным занятием восточных славян было земледелие: в лесной части подсечно-огневое, в лесостепной переложное. В качестве сельскохозяйственных орудий широко использовались деревянная соха и рало с железным наконечником. Важной отраслью хозяйственной деятельности восточных славян являлось скотоводство, о чем свидетельствует, в частности, такой факт: долгое время слово «скот» в древнерусском языке означало также «деньги». Большое значение имели охота, рыболовство, бортничество.

К этому времени у восточных славян уже в качестве профессиональных занятий выделились ремесло и торговля. Их центрами стали города, укрепленные поселения, возникшие в племенных центрах или вдоль важнейших водных торговых путей, например, «из варяг в греки».

Интеграция территориально-племенных союзов восточных славян во главе с «городами-государствами» постепенно привела к возникновению в середине IX века нескольких геополитических центров, среди которых выделялись на юге поляне (с центром в Киеве) и на северо-западе словене (с центром вначале в Ладоге, а затем в Новгороде). Объединение этих центров привело к образованию такой новой организационной формы жизни общества, как Древнерусское государство с центром в Киеве.[6]

В IX начале XII в. во главе Древнерусского государства стоял великийкнязь, в облике которого постепенно утрачивались черты военного вождя. Князь становился светским правителем, принимая активное участие в разработке законодательных актов, становлении княжеского суда, организации торговли.

Князь правил вместе с дружиной, в которой большую роль играла дружинная гвардия из наемников, вначале варягов, а затем, в киевский период, племенного объединения «черных клобуков», остатков тюркских кочевников (печенегов, торков, берендеев, осевших на реке Рось).

Отношения между князем и дружинниками носили вассальный (лично зависимый) характер, однако в отличие от Западной Европы на Руси они не оформлялись юридическими актами. Эти отношения во многом еще были патриархальными: князь был «первым среди равных», наравне со всеми участвовал в пирах, делил тяготы военных походов.

Государственные функции, которые выполнял князь, были несложными: он ходил на полюдье и собирал дань, судил население, отражал с дружиной нападение врагов, участвовал в военных походах, заключал международные договоры. Дружина, во всем помогавшая князю, проживала на княжеском дворе (гриднице) на полном его содержании. Она состояла из старших и младших дружинников. Старшие назывались боярами («мужами»). Из них назначались наиболее важные чины княжеской администрации. Приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, без которого князь не принимал ни одного решения.[7]

В период расцвета Древней Руси (конец X первая половина XI в.) в руках великого князя как «главы всей земли русской» была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Эта власть целиком принадлежала киевской династии, то есть на Руси существовал родовой сюзеренитет (верховное право княжеского рода). В Киеве сидел князь-отец, его дети и родственники являлись князьями-наместниками в подвластных великому князю русских землях. После смерти великого князя власть по обычаю, введенному князем Владимиром, должна была переходить по старшинству: от брата к брату. Однако на практике генеалогическое старшинство зачастую уходило на второй план, в борьбе за великокняжеский престол верх брали политические амбиции, стремление передать престол не брату, а сыну, что сопровождалось постоянными распрями внутри княжеского дома. Со второй половины XI века для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики стали созывались съезды князей.

В Древнерусском государстве еще не было четкого разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами управления. Слабо были развиты законодательство и суд, широкое распространение имело обычное право, на которое опирались князья в практике управления и судопроизводства.

В суде преобладал обвинительный процесс, который применялся и к гражданским, и к уголовным делам. Он характеризовался активностью сторон, каждая из них старалась доказать свою правоту. Главную роль в судебном разбирательстве играли показания свидетелей и «суд божий» (испытание огнем или водой), а в некоторых делах поединок («поле») и присяга («крестное целование»). Князья, их посадники и тиуны (должностные лица) выполняли функции посредников в судебном процессе, взимая за это определенную сумму («виру» штраф за убийство, «продажу» штраф за другие виды преступлений).[8]

В Древнерусском государстве продолжало действовать народное вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан, на котором решались вопросы войны и мира, финансовые и земельные, законодательные и административные проблемы. В собраниях принимали участие все слои общества, в том числе князья, бояре, богатые купцы, церковные иерархи. Руководство вечевыми сходами осуществлялось городской знатью, однако это не означало, что остальные находились под полным контролем со стороны привилегированной части общества. Вечевые сходы носили демократический характер, и это свидетельствовало о наличии в Древней Руси элементов народного самоуправления. Довольно часто вече избирало князей. Так, из 50 князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены народными собраниями.

По мере укрепления княжеской власти и роста административно-управленческого аппарата роль вече в политической жизни Древней Руси заметно снижается. С середины XII в. исчезает практика приглашения вечевыми собраниями князей. За вече сохраняется лишь функция комплектования народного ополчения и выбора его предводителей тысяцкого, сотских, десятских. Затем, однако, и тысяцкий, возглавлявший народное ополчение, стал назначаться князем. Дольше всех на Руси вече сохранялись в Вятке, Пскове и Новгороде.

По мере укрепления государства формируется и древнерусское законодательство. Древнейшим известным сводом законов является «Русская Правда», составленная при киевском князе Ярославе Мудром. В источниках имеются ссылки на более древний «закон русский», нормы которого с изменениями вошли в «Русскую Правду», которая потом дополнялась в годы правления Ярославичей (вторая половина XI в.). Затем в нее был включен Устав Владимира Мономаха (11131125 гг.). «Русская Правда» регулировала в первую очередь социально-экономические отношения, сложившиеся в Древнерусском государстве.[9]

Частное землевладение в Древней Руси появилось только во второй половине XI в. С одной стороны, представители княжеского рода обзаводились собственным хозяйством, с другой местная племенная знать превращала часть общинных земель в собственность. На Руси такое частное землевладение получило название «вотчин» (от «отчина» отцовское владение, передаваемое от отца к сыну по наследству). Феодальным собственником становилась и церковь. На этой основе стали развиваться вотчинные и монастырские хозяйства, где наряду с натуральной и денежной появилась и отработочная рента, или барщина.

Возникновение частной собственности на землю привело к тому, что вместо передачи дружинникам права сбора дани вводится практика «кормлений», то есть передача земли без заключения каких бы то ни было юридических договоров в условное держание за службу, которое иногда превращалось в вотчину (наследственное владение). К началу XII в. земельными владениями обзаводятся и младшие дружинники. Земля с работающим на ней населением приобретает в глазах общества все большую ценность, становится символом процветания, богатства и мощи.

Древнерусское общество было традиционным, основным социальным элементом которого выступала территориальная община. Каждый член этой общины занимал отведенную ему социальную «нишу» и являлся исполнителем определенной социальной функции. Поэтому традиционное общество в Древней Руси было строго упорядоченным и иерархичным. Основу этого общества составлял эволюционный тип развития, представлявший собой такое естественно-историческое развитие, в ход которого люди сознательно не вмешивались. Поэтому традиционное общество было «закрытым» и перемены в нем происходили крайне медленно.

Древнерусское общество было многоукладным. С одной стороны, Русь была страной аграрной, земледельческой, где наряду с пашенным широкое распространение получило подсечно-огневое земледелие. С другой стороны, Древнюю Русь называли «Гардарики» страной городов, в которых большое развитие получили ремесленное производство и торговля.[10]

Крестьянское население Древней Руси жило общинами, основную часть которой составляли лично свободные общинники «люди». Древнерусская соседская община («вервь») владела землей, имела свою территорию, где отвечала за порядок и поведение своих «людей». Общины находились в экономической зависимости от князя, поскольку последний являлся номинальным верховным собственником всей русской земли. Эта зависимость выражалась в выплате дани на нужды князя, его дружины и содержание государственного аппарата власти. Вначале дань собиралась в ходе «полюдья» (объезда князем подвластной территории). Постепенно на смену «полюдья» пришел «повоз» (доставка общинниками дани в административные центры «погосты»). Еще в правление княгини Ольги размер дани был нормирован.

По мере появления частного землевладения и развития вотчинного хозяйства крестьяне-общинники попадают в непосредственную феодальную зависимость от владельцев земли. Феодально зависимых, но юридически свободных общинников в Древней Руси называли «смердами».

Во второй половине XI в. появляются «закупы» крестьяне-смерды, взявшие «купу» (ссуду) деньгами, рабочим скотом, продуктами и обязанные отработать долг феодалу-вотчиннику с процентами. «Закуп» был не только экономически, но и юридически зависим от феодала, так как до возвращения долга был лишен возможности свободного передвижения. Если же «закуп» пытался бежать от своего господина, то его превращали в холопа (раба), хотя по мере возврата долга «закуп» мог вернуть себе свободу.[11]

При княжеских дворах и вотчинных хозяйствах было много «челяди», «холопов», «рядовичей» так назывались различные категории лично зависимого населения. «Челядь» состояла из рабов-военнопленных, «холопы» были рабами, в которых в силу экономических обстоятельств обращались бывшие «смерды» и «закупы». Однако рабство на Руси, хотя и получило широкое распространение, в целом носило патриархальный характер. Более того, в отличие от античных рабов, челядины и холопы на Руси были защищены законом (например, господин наказывался за убийство раба, раба можно было использовать в качестве свидетеля в суде). «Рядовичами» на Руси назывались люди, которые заключили договор («ряд») с господином о службе и выполняли функции мелких администраторов (ключников, тиунов) или занимались сельскими работами.

Городские поселения у восточных славян появились еще в догосударственный период. Они зарождались на родоплеменной основе вследствие территориального слияния нескольких соседских общин. Эти поселения носили аграрный характер и были тесно связаны с прилегающей округой (волостью). В таких «племенных» городах находился князь с дружиной, существовал совет старейшин, собиралось народное собрание (вече); жрецы, а позже православное духовенство исполняло культовые обряды. Это были «правящие» города с зачатками публичной власти.

В связи с образованием Древнерусского государства родоплеменные связи в XXI вв. окончательно уступают место территориальным, а города становятся военно-административными, торгово-ремесленными и социокультурными центрами, хотя многие горожане по-прежнему продолжали заниматься сельским хозяйством.[12]

1.3. Хозяйственный и общественный строй западных славян

Многочисленные западнославянские племена занимали обширную территорию по бассейнам рек Вислы, Одры (Одера) и Лабы (Эльбы). Они делились на несколько племенных групп. В бассейне верхней Лабы, а также рек Влтавы и Моравы жили чешско-моравские племена, в бассейне Вислы и Варты, до Одры и Ниссы на западе, польские племена. Полабские славяне жили в бассейне средней и нижней Лабы вплоть до Балтийского моря; у них образовалось несколько племенных союзов. Между Салой и Лабой и далее к востоку жили племена, входившие в сербо-лужицкий союз; земли по средней Лабе и далее на северо-восток были заселены союзом лютичей; на нижней Лабе был расположен союз ободритов. Территории, занятые ободритами и лютичами, простирались до Балтийского моря. К востоку от них, по берегу Балтийского моря, жили племена поморян, принадлежавшие к польской группе западнославянских племён. Ободритов, лютичей и поморян часто объединяют общим названием «балтийские славяне».

В VVIII вв. западнославянские племена достигли уже сравнительно высокого уровня социально-экономического развития. Основным занятием западнославянских племён являлось оседлое плужное земледелие. Они издавна знали огородничество и садоводство. Наряду с земледелием значительную роль в хозяйственной жизни западных славян играло скотоводство, а у поморских славян рыбный промысел. Известное значение сохраняла охота на пушного зверя, бортничество. Западные славяне умели добывать и обрабатывать железо и изготовлять металлическое оружие и различные орудия; им было известно ткачество и гончарное производство. К VII веку и в более поздний период значительного развития достигла торговля, особенно внешняя. Франкский хронист Фредегар сообщает, что в начале VII века существовали торговые связи между западными славянами и франками. На развитие торговых связей западных славян с другими народами указывает наличие богатых кладов монет, найденных при археологических раскопках. В Прибалтике, например, были обнаружены большие клады арабских монет VIIIIX вв., что указывает на торговые связи Прибалтики с районом Волги и волжским путём с арабскими странами. Связи между западнославянскими и арабскими странами поддерживались русскими купцами. Торговля шла также с германскими областями, особенно с соседней Саксонией, а также с Данией и скандинавскими странами.[13]

В VVIII вв. у западных славян совершается переход от последней стадии доклассового общества «военной демократии» к классовому обществу и начинается процесс развития государства. На основе общего развития производительных сил у западных славян начинает интенсивно развёртываться процесс социальной и имущественной диференциации, происходит выделение знати панов, владык и князей, начинают складываться более крупные хозяйства представителей родовой знати, применяющие труд посаженных на землю рабов. По мере роста могущества знати происходит упадок старинного народного веча, мало-помалу теряющего своё значение. Власть в племени переходит к совету представителей знати. К этому же времени складывающиеся у западных славян союзы племён делаются всё более прочными.

В VII веке под предводительством славянского князя Само (? – 658, князь с 623 года) возникает держава Само, распавшаяся после смерти князя.

В IX веке возникает Великоморавская держава (Великоморавское, Богемское княжество), просуществовавшая до покорения ее кочевниками-венграми в 906 году.

В конце X века возникло раннефеодальное польское государство, ставшее с 1025 года Польским королевством.

Таким образом, общественный и политический строй западных славян достигает в своём развитии той стадии разложения первобытно-общинных отношений, когда органы власти «из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа», в органы зарождающейся государственности.[14]

1.4. Хозяйственный и общественный строй южных славян

К середине VII в. славянами был занят почти весь Балканский полуостров за исключением юга Пелопоннеса, древней Аттики, части Фракии, непосредственно прилегавшей к Мраморному морю и проливам, и некоторых сравнительно небольших районов вокруг крупнейших византийских городов, например Солуни (так славяне называли Фессалонику). На западе южные славяне проникли в долины Альпийских гор, а севернее в районе современной Австрии они непосредственно смыкались с чешско-моравской группой западного славянства. Южным славянам, кроме того, принадлежали тогда также обширные области к северу от нижнего течения Дуная, на востоке граничившие с землями восточных славян (уличей и тиверцев).

На всей этой огромной территории сохранились, конечно, и остатки старого, дославянского, населения. Но славяне почти всюду явно преобладали, и именно они благодаря сравнительно высокому уровню своего социально-экономического развития смогли ассимилировать другие племена и сыграли поэтому решающую роль в этногенезе большинства современных народов европейского юго-востока. Сравнительно высокий уровень материальной культуры славян, расселившихся в пределах Византийской империи, помог им быстро освоиться и с достаточно суровыми природными условиями земель их новых поселений. Многое здесь, конечно, зависело от особенностей того или иного района, но тысячелетние навыки оседлого земледельческого народа способствовали тому, что и на Балканах земледелие было у славян господствующей отраслью хозяйства.

Из зерновых сеяли преимущественно рожь, ячмень, просо. Во многих районах привилась культура льна и конопли, необходимых для изготовления одежды. Постепенно всё большее значение получало садоводство и виноградарство, а на юге и разведение оливковых рощ.

Значительного развития достигло и скотоводство, особенно в гористых районах и районах, покрытых дубовыми лесами, например в Боснии, Старой Сербии, на севере Македонии.

Были развиты у славян также и ремёсла. Они хорошо знали технику обработки кож и гончарное дело. Ещё до переселения на Балканы они добывали болотные руды и умели изготовлять металлическое оружие, хозяйственные орудия и украшения. В некоторых районах, главным образом в прибрежных и расположенных вблизи таких городов, как Константинополь или Солунь, начинала развиваться торговля сельскохозяйственными продуктами.[15]

Хозяйство велось уже не родовой общиной, а отдельными семьями, чаще всего патриархальными большими семьями «задругами». Несколько живших в одной деревне «веси» или по соседству «больших» и «малых» семей были объединены в соседские или территориальные общины, называвшиеся «братством» или, как и в древней Руси, «вервью». Именно такие общины и стали основой внутренней организации южно-славянских племён. Племенное деление в дальнейшем сменилось территориальным. Возникли территориальные объединения, называемые «жупами».

Еще в 5 веке до н.э. на территории Балканского полуострова существовала Македония, потерпевшая поражение от Рима в 148 году до н.э. и превращенная в римскую провинцию.

В 681 году на территории южных славян складывается Болгарское царство.

В 10 веке образовывается Болгария Волжско-Камская – феодальное государство болгар волжско-камских.[16]


Заключение

Славяне сыграли свою роль в ликвидации античного рабовладельческого общества, в образовании новой, феодальной средневековой Европы. Прежде всего, само передвижение германских племен с востока на юг и запад было отчасти результатом натиска на них славян, как об этом довольно ясно свидетельствует готский историк Иордан. Затем часть славянских племен участвовала вместе с германскими племенами в завоевании Римской империи. В дальнейшем, в VIVII вв., славяне постепенно передвигались все дальше на запад от Вислы к Эльбе, занимая те территории, которые ранее населяли германские племена, переселившиеся на территорию Римской империи. Наконец, славяне вторглись на Балканский полуостров, на территорию Восточной Римской империи в так называемую Византию, куда они в конце концов внедрились в большом количестве, оказав громадное влияние на перемену социального строя Византии, на ускорение перехода ее от рабовладельческого строя к феодализму.

В VVIII веках у славян совершается переход от последней стадии доклассового общества «военной демократии» к классовому обществу и начинается процесс развития государства.

К XI веку у большинства древних славян уже складываются государства, многие из которых существуют и поныне, а некоторые остались только в памяти народа и истории, оставив свой культурный след.


Литература

1. Виппер Р.Ю. История средних веков. – СПб.: ООО «СМИОПресс», 2007.

2. Громов Ф.Д. Киевская Русь. – М.: АСТ, 2007.

3. Кислицин С.А. История России в вопросах и ответах. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.

4. Косминский А.Е. История средних веков. М.: Издательство «Просвещение», 2007.

5. Кулаков А.Е. Религии мира: Пособие для учащихся. – М.: АСТ, 2007.

6. Платонов А.Н. Полный курс лекций. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.

7. Семенов В.Ф. История средних веков. М.: Издательство «Просвещение», 2007.

8. Шевелев В.Н. История Отечества. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

9. Чернобаев М.В. История средних веков. Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.

10. Яковец В.М. История цивилизаций. – М.: Мысль, 2007.


[1] Косминский А.Е. История средних веков. – М.: Издательство «Просвещение», 2007.

[2] Семенов В.Ф. История средних веков. – М.: Издательство «Просвещение», 2007.

[3] Чернобаев М.В. История средних веков. Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.

[4] Кулаков А.Е. Религии мира: Пособие для учащихся. – М.: АСТ, 2007.

[5] Кислицин С.А. История России в вопросах и ответах. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.

[6] Громов Ф.Д. Киевская Русь. – М.: АСТ, 2007.

[7] Шевелев В.Н. История Отечества. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.

[8] Громов Ф.Д. Киевская Русь. – М.: АСТ, 2007.

[9] Шевелев В.Н. История Отечества. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.

[10] Чернобаев М.В. История средних веков. Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.

[11] Громов Ф.Д. Киевская Русь. – М.: АСТ, 2007.

[12] Шевелев В.Н. История Отечества. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.

[13] Виппер Р.Ю. История средних веков. – СПб.: ООО «СМИОПресс», 2007.

[14] Косминский А.Е. История средних веков. – М.: Издательство «Просвещение», 2007.

[15] Платонов А.Н. Полный курс лекций. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.

[16] Семенов В.Ф. История средних веков. – М.: Издательство «Просвещение», 2007.

Скачать архив с текстом документа