Хозяйственный климат
СОДЕРЖАНИЕ: 3.2.2. Хозяйственный климат 3.2.2.1. Характеристика хозяйственного климата Хозяйственный климат - это институционально-правовая среда развития бизнеса. Благоприятный хозяйственный климат создает условия для устойчивого экономического роста за счет снижения рисков и неопределенности, трансакционных издержек, налоговой нагрузки, административных барьеров, укрепления прав собственности и принципов справедливой конкуренции, облегчения доступа ко всем ресурсам (включая информационные), эффективного взаимодействия бизнеса и власти.3.2.2. Хозяйственный климат
3.2.2.1. Характеристика хозяйственного климата
Хозяйственный климат - это институционально-правовая среда развития бизнеса. Благоприятный хозяйственный климат создает условия для устойчивого экономического роста за счет снижения рисков и неопределенности, трансакционных издержек, налоговой нагрузки, административных барьеров, укрепления прав собственности и принципов справедливой конкуренции, облегчения доступа ко всем ресурсам (включая информационные), эффективного взаимодействия бизнеса и власти.
Хозяйственный климат в городе во многом определяется экономической политикой и правовыми актами. Среди них выделяется существующая налоговая политика с ее негативным воздействием на инвестиции и тарифная политика в отношении естественных монополий.
В то же время, несмотря на внешние факторы, определяющие хозяйственный климат, политика городских властей также влияет на его состояние. Активное поощрение предпринимательства на городском уровне способно придать сильный импульс росту и реструктуризации экономики города, дальнейшему развитию сфер торговли и услуг. Дружественный предпринимателю хозяйственный климат позволит создать стимулы для внедрения новой техники и прогрессивных технологий, повысить оперативность реакции производителей на изменения спроса.
Индикатором реального состояния формируемого городскими властями хозяйственного климата является, в первую очередь, развитие малого бизнеса, поскольку именно он более всего восприимчив к принимаемым на городском уровне решениям.
Малый бизнес увеличил свой вклад в экономику.
Меры по стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства обеспечили увеличение его доли в ВВП до 52,5 процента против 50,1 процента за 2009 год.
В результате реализации комплекса мер по обеспечению занятости населения и решению связанных с этим проблем роста доходов и улучшения качества жизни людей в 2010 году создано 953,7 тысячи рабочих мест, из них 576,5 тысячи – в сельской местности. Из общего числа вновь введенных рабочих мест 65 процентов создано в сфере малого бизнеса и фермерства. Реальные денежные доходы населения по сравнению с 2009 годом выросли на 23,5 процента
по созданию благоприятного хозяйственного климата и поддержке предпринимательства.
Облегчается доступ предпринимателей к ресурсам .
Оказывается содействие развитию лизинга оборудования и технологий, поддерживается ипотечное кредитование и другие меры по удешевлению кредита.
Формируется конкурентная среда
Развивается инфраструктура поддержки и развития предпринимательства.
Одним из приоритетных направлений государственной поддержки предпринимательства является развитие инфрастуктуры предпринимательства, которая обеспечит предпринимателей различными видами помощи и услуг. Создание деловых центров, бизнес-инкубаторов, технопарков позволит не только увеличить количество субъектов предпринимательства в столице республики, но и качественно изменить их структуру. В рамках деятельности технопарков предполагается развитие инновационной составляющей предпринимательства. Создание сети деловых центров позволит снять организационные проблемы на пути развития бизнеса в городе, обеспечит квалифицированное сопровождение на всех этапах предпринимательской деятельности.
Улучшается информационное обеспечение бизнеса.
Повышается обеспеченность частных предприятий информационными, консалтинговыми и обучающими услугами через созданную при помощи администрации городскую сеть поддержки предпринимательства. Администрация города содействует проведению бизнес-, научно-практических конференций, изучению международного опыта развития предпринимательства и его государственной поддержки.
Совершенствуется механизм взаимодействия бизнеса и власти.
Программа направлена на обеспечение благоприятного предпринимательского климата, снятие административных барьеров на пути частного бизнеса, расширение доступа предпринимателей к финансовым и имущественным ресурсам, развитие городской сети поддержки предпринимательства, привлечение предприятий к реконструкции исторического центра города.
Улучшение хозяйственного климата в последние годы не устранило всех проблем, препятствующих предпринимательству. Среди них:
1. Сохранение излишних нормативно-правовых, административных и организационных барьеров.
Высокие входные барьеры и издержки ведения бизнеса создаются, чаще всего, искусственно и связаны с избыточным регулированием и контролем. В результате время предпринимателей и менеджеров растрачивается на сопротивление бюрократии и преодоление выстроенных ею препятствий, а не на развитие бизнеса и совершенствование его организации. Растрата времени равнозначна потере ресурсов, а, следовательно, и потенциала экономического роста.
Практика показывает, что остаются возможности упрощения регистрации предприятий, получения разного рода разрешений и допусков. Развертывание контрольно-инспекционной деятельности далеко не всегда служит интересам потребителей, зато постоянно создает серьезные помехи бизнесу. Мешают развитию бизнеса и слабые гарантии в отношении прав собственности и безопасности. Они отпугивают потенциальных инвесторов и повышают риски действующих предпринимателей.
2. Недостаточно развитая конкурентная среда и трудности доступа к ресурсам.
У города остаются неиспользованные резервы в деле формирования конкурентной среды как на товарных рынках (например, в сфере поставок продукции и услуг общественному сектору), так и, особенно, на рынках ресурсов для бизнеса.
В настоящее время рыночный механизм в сфере недвижимости не получил должного развития в силу запутанности прав собственности. Условия доступа к объектам коммерческой недвижимости зачастую оказываются серьезным препятствием для начинающего предпринимателя, малого бизнеса. Доступ к услугам финансового сектора и страхования осложняется неуверенностью поставщиков услуг в платежеспособности и добросовестности клиентов, что завышает цену кредита и страхования. Неопределенность с правами собственности на недвижимость тормозит рост ипотечного кредитования, которое существенно повысило бы доступность финансовых ресурсов для бизнеса.
3. Неполная реализация возможностей современных форм институциональной и финансовой поддержки предпринимательства.
Оценка состояния развития рынков приводит к выводу о том, что необходимо более активное участие городских властей в их формировании, содействии новым формам организации и ведения бизнеса до тех пор, пока они не разовьются в полностью самостоятельно функционирующие системы. Городские власти еще не освоили эффективные методы финансовой поддержки общественно значимых проектов частных предприятий (экология, ресурсосбережение). Частный бизнес (и, главным образом, малый бизнес) не так активно, как это возможно, привлекается к реализации общегородских проектов, участию в преобразованиях в ЖКХ. Не отработаны до конца и формы участия в этих проектах. Можно ожидать и больший вклад городских властей в дело продвижения казанского бизнеса на рынки российских регионов и зарубежных стран. Межрегиональное и международное сотрудничество казанского бизнеса пока не в полной мере реализует свой потенциал.
3.2.2.2 Задачи улучшения хозяйственного климата и меры по их реализации.
Цель преобразований хозяйственного механизма – сделать его благоприятным для ведения бизнеса.
Анализ состояния хозяйственного климата и выявленные проблемы позволяют сформулировать ряд задач по его улучшению.Необходимо:
1. Обеспечить снижение барьеров для бизнеса.
Решению данной задачи могут служить следующие меры:
- Внедрение принципа одного окна при осуществлении прав на аренду муниципального имущества и реализации муниципального имущества в собственность.
- Сокращение числа контрольно-инспекционных мероприятий; упрощение процедур, связанных с разрешительной практикой: лицензированием, сертификацией, регистрацией, арендой помещений и землеоотводом.
- Разработка и реализация программ безопасности личности и собственности в сфере предпринимательской деятельности.
Экономический смысл предлагаемых мер состоит в том, что они:
- позволяют заметно снизить долю непроизводительных трансакционных издержек бизнеса;
- существенно сокращают возможности для коррупции;
- повышают уверенность предпринимателя в правах на поток будущих доходов, а, следовательно, и укрепляют его стимулы к инвестициям;
- снижают риски ведения бизнеса;
- резко ограничивают выгоды от криминального поведения, а, следовательно, ведут к уменьшению степени криминализации городской экономики.
2. Создать условия для развития справедливой конкуренции.
Решению данной задачи могут служить следующие меры:
- Обеспечение доступа субъектов предпринимательской деятельности (СПД) к получению городских заказов на производство продукции, товаров и оказание услуг на конкурсной основе.
- Введение правового регулирования организации и проведения целевых конкурсов (торгов) для субъектов предпринимательства по продаже прав на аренду нежилых помещений.
- Привлечение СПД к управлению жилищным фондом города и его эксплуатации, формирование рыночной среды в сфере ЖКХ, демонополизация обслуживания жилищного фонда.
Экономический смысл предлагаемых мер состоит в том, что они:
- формируют условия справедливой конкуренции между СПД;
- повышают качество поставляемой по городским заказам продукции;
- позволяют рациональнее использовать общественные финансы за счет ценовой конкуренции поставщиков;
- облегчают для СПД доступ к недвижимости;
- вводят рыночные принципы распределения недвижимости, что обеспечивает закрепление ее за наиболее эффективным пользователем;
- внедряют в ЖКХ рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, способствуют ускоренной его приватизации.
3. Обеспечить бизнес информационными услугами.
Решению данной задачи могут служить следующие меры:
- Формирование свободного городского информационного пространства для бизнеса: предоставление доступа СПД к информационным ресурсам администрации, создание открытой базы данных имеющихся в городе площадей производственного и офисного назначения.
- Развитие сети оперативной консультационной поддержки СПД, предоставления им обучающих услуг.
- Организация выставок, ярмарок, форумов делового сотрудничества предприятий Казани с партнерами из регионов России и зарубежных стран, изучения отечественной и мировой практики ведения бизнеса.
Экономический смысл предлагаемых мер состоит в том, что они:
- снижают асимметрию информации, препятствующую эффективной работе рынков;
- повышают открытость городской власти, «прозрачность» процедур ее взаимодействия с бизнесом;
- обеспечивают экономию затрат СПД на поиск, обработку и анализ информации;
- увеличивают ценность человеческого капитала, специализирующегося в сфере управления бизнесом;
- снижают входные барьеры для начинающих бизнесменов, малых предприятий.