Художественная литература в Рунете. Формы хранения и способы функционирования
СОДЕРЖАНИЕ: Несмотря на то, что как в печати, так и в Сети опубликовано много статей, посвященных литературному сегменту русскоязычного Интернета, системного взгляда на литературные ресурсы Рунета, как нам представляется, до сих пор не наблюдается.Александр Долгополов
Глобальная сеть Интернет из фантазии программистов переросла в реальность, существующую по ту сторону монитора, развивающуюся по собственным законам, уже не зависящим от конкретного человека или отдельной группы людей. Более того, она предоставила возможности глобальных преобразований личности пользователей [1]. Преобразование личности не может не находить отражения в окружающей действительности. И если в различных отраслях научной деятельности это отражение выражается в интенсификации интеллектуального труда, то в литературе к этому еще добавляется и изменение самого процесса развития.
Писатель и критик Сергей Корнев в давней своей статье - Сетевая литература и завершение постмодерна [2] выделяет два фактора влияния глобальной сети на литературу: конец монополии печатного станка и исчезновение принципиальной значимости пространства и времени. Основываясь на этих факторах, С. Корнев утверждает, что Интернет для литературы стал новой средой обитания.
Несмотря на то, что как в печати, так и в Сети опубликовано много статей, посвященных литературному сегменту русскоязычного Интернета, системного взгляда на литературные ресурсы Рунета, как нам представляется, до сих пор не наблюдается. Исследователи чаще всего ограничиваются более или менее полным перечислением форм существования литературных сайтов. Едва ли не единственная попытка систематизации была предпринята Е. Рогачевской в статье Рулинет: литература в сетях [3], где для удобства предлагается разделить ресурсы русскоязычного сегмента Интернета следующим образом:
1) виртуальные библиотеки;
2) издательство и книготорговля;
3) электронные издания и электронные версии бумажных изданий;
4) литературная тусовка (в данную группу Е. Рогачевская относит литературные общества, конкурсы, персональные страницы, корпоративные сайты литераторов и т.д.).
Впрочем, в ее классификации некоторые позиции вызывают сомнения. Скажем, можно ли считать сайты, занимающиеся продажей книг и публикацией тех или иных материалов за плату, относящимися к литературному процессу? Ведь их контент состоит в основном из кратких аннотаций и сведений о той или иной книге. Пойдем дальше. Зачастую электронные издания и электронные версии бумажных изданий включают в себя и атрибуты литературной тусовки: обзоры, гестбуки, разделы с критическими материалами и рецензиями. В то же время, сайты, отнесенные к четвертой группе, также публикуют произведения членов литературных объединений, сторонних писателей и т. д. Таким образом, принципиального различия между третьей и четвертой группами не существует.
Главный же недостаток данной классификации - нечетко обозначенный признак деления. Им должна стать, на наш взгляд, именно функциональная ориентированность сетевых ресурсов. Конечно, создатели сайтов могут иметь самые разные, а, порой, и диаметрально противоположные взгляды на литературный процесс, осуществлять отбор произведений, исходя из своих принципиальных соображений. Однако все они, в конечном итоге, ориентируются на удовлетворение определенных потребностей сетевого пользователя. В соответствии с этим и определяется структура, внешнее оформление, система жанров, периодичность обновления, состав авторов и объем сайта.
Систематизируя многообразие литературного Рунета, следует выделить следующие семь его функций, в значительной мере перекликающиеся с функциями субъектов литературного процесса в офф-лайне:
1) представление максимально полного массива текстов, в том числе не только литературно-художественных;
2) оперативная публикация новых произведений;
3) оценка произведений, в том числе, литературно-критическая;
4) ориентация читателя в выборе произведения;
5) регламентация литературного процесса;
6) приобщение читателей к лучшим литературным образцам, формирование у них литературного вкуса [4];
7) реализация рекреационной и игровой функций.
Как видно из приведенного перечня, литературные ресурсы не всегда ориентируются исключительно на читателя в его традиционной, пассивной роли. В большинстве случаев сетевой читатель - активный, иногда переходящий в позицию автора. Порой, сетевыми деятелями по разным проблемам высказываются категорические точки зрения. Так, А. Левин в своем интервью газете Известия заявил, что литература в Интернете все больше становится делом писателей. Зато и самих писателей все больше. И все они будут читать себя и друг друга. Будут, конечно, и просто читатели, но совсем не много [5]. Думается, что пока это не совсем так. Такой профессионализации литературного сегмента Российской Сети пока не наблюдается.
Необходимо отметить, что на настоящий момент в рамках каждой функции сложились свои формы подачи информации. Некоторые из них были заимствованы из офф-лайновой системы жанров. Представление определенного массива текстов в Сети чаще всего происходит в форме, привычной для офф-лайна, но, в связи с возможностями гипертекста, более иерархической, по принципу библиотечной каталогизации: систематический каталог по отраслям знаний, перечень фамилий авторов в алфавитном порядке, по роду и виду литературы, по жанрам и т. д. Конечно, сравнение списка гиперссылок с библиотечным каталогом выглядит достаточно условно, но если внимательно вглядеться, суть и у одного, и у другого будет одинаковой - систематизация собрания текстов.
Оперативная публикация новых произведений чаще всего производится либо путем пополнения авторской странички, либо созданием тематической подборки произведений. Бессистемная публикация единичных произведений разных авторов встречается достаточно редко. Презентация произведений на сайте может проводиться в форме их анонсирования на главной странице.
Для оценки произведений в сети используются как традиционные жанры рецензии, критической статьи или обзора, так и сугубо сетевые новообразования: форумы, гестбуки, чаты. Можно ли назвать перечисленные формы специфическими жанрами сетевой литературной критики - вопрос пока нерешенный, но именно они позволяют автору оперативно, в режиме он-лайн, получать реакцию своего читателя. А читателю, в свою очередь, громко заявлять о своих вкусах и предпочтениях, разворачивая автора лицом к себе [6].
Помочь читателю сориентироваться в огромном количестве произведений разного уровня художественной ценности призваны различные рейтинги и Top-list. Практически каждый сайт определяет свою систему оценки: будь то количество прочтений или среднеарифметический балл, складывающийся из оценок самих читателей. Этой же цели могут служить и уже упоминавшиеся выше обзоры. Если прежде в офф-лайне обозревались в основном достаточно масштабные литературные явления (либо по влиянию, либо по географии, либо по временному периоду), то в он-лайне этот жанр стал более динамичным, хотя, зачастую, и менее содержательным.
Регламентация литературного процесса осталась прерогативой различных манифестов, программ и программных произведений. С другой стороны, реализации этой же функции в не меньшей мере служат рейтинги и Top-list. Только здесь следует вести речь уже о действительно экспертной оценке, выполняемой компетентным независимым жюри какого-либо престижного сетевого конкурса и позволяющей отделить зерна от плевел.
Приобщение читателя к литературным образцам и представлениям - самая аморфная с точки зрения жанров и форм функция. По всей видимости, сюда следует отнести жанр литературно-критической статьи и тексты, прошедшие тщательный литературный отбор.
Рекреационная функция, по сути дела, может реализоваться практически через любой жанр и через любую литературную форму. Однако в совокупности с игровой функцией она дала жизнь сетевым литературным играм (буриме, сад расходящихся хокку и др.). Воплощением данных функций стали и виртуальные личности, превратившиеся для пользователей Интернета в творческий процесс самореализации.
После того, как определен основной принцип классификации, вычленены группы признаков, включающие функциональную направленность, жанры и формы реализации данных функций, необходимо выделить базовые элементы системы российского литературного Интернета.
Безусловно, что функции редко реализуются в своем чистом виде. Однако, анализируя тот или иной сайт, можно смело говорить о доминировании какой-либо из них.
Так, функция представления максимально полного массива текстов является доминирующей для сетевых библиотек. Самая первая русскоязычная веб-библиотека - Библиотека Максима Мошкова - была создана в 1994 году. С тех пор (по данным на 14 декабря 2002 г.) в ее ресурсах накопилось 3300Mb/18000 шт. текстовых и 300Mb/20000 шт. прочих файлов. Если говорить о ее литературной составляющей, то здесь она представлена следующим образом: русская и зарубежная поэзия, русская современная проза, русская довоенная литература, русская классика, литература ближнего зарубежья, современная драматургия, проза 90-х годов, литературный журнал самиздат, переводная проза, старинная европейская литература, античная литература, китайская поэзия, мифы разных народов, детская и приключенческая литература, фантастика (в том числе советская и зарубежная), зарубежная проза, зарубежный детектив. Как видно из данного перечня разделов, создатели сетевых библиотек не всегда серьезно подходят к систематизации своих ресурсов. Это в свою очередь делает большинство веб-библиотек похожими на свалку текстовых файлов, в которой зачастую очень не просто сориентироваться. Несмотря на это, с 1 по 30 ноября 2002 г. сайт библиотеки Мошкова посетило около 370 000 человек. Это подтверждает тот факт, что библиотеки - самый популярный ресурс в литературном секторе русскоязычного Интернета.
Помимо доминирующей функции библиотеки реализуют и другие. В частности, открытые форумы позволяют читателям делиться своими впечатлениями о прочитанном, а проводимые администрацией сайта хит-парады позволяют выявить самые читаемые произведения.
Функцию оперативной публикации новых произведений выполняют, прежде всего, специализированные литературные сайты, такие как www.proza.ru, http://www.stihi.ru/ и т.д. Чаще всего, на подобного рода сайтах любой пользователь может безвозмездно разместить любое свое произведение, вне зависимости от его художественной ценности, при том, что можно выделить и целый блок ресурсов, достаточно строго следящих за своим содержанием. Например, www.vavilon.ru объединяет исключительно профессиональных поэтов, прозаиков, критиков самых разных направлений. Виртуальное объединение имени Лоренса Стерна ЛИТО позволяет принять участие в своей деятельности практически каждому желающему. Однако оставить свою запись здесь можно лишь при наличии специального пароля, который выдается при регистрации и которого легко можно лишиться за нарушение правил сайта.
Не менее важной функцией для специализированных литературных сайтов является оценка произведений, как читательская, так и профессиональная литературно-критическая. С этой целью на них организуются форумы, гестбуки и чаты. Кроме того, большинство сайтов повсеместно используют практику обзоров и организации конкурсов.
Большой популярностью у пользователей сети Интернет пользуются сайты, реализующие рекреативную и игровую функции. Преимущественно таковыми являются инновационные литературные интернет-проекты, воплотившие в жизнь идеи постмодернизма о бесконечном тексте и авторской маске и строящиеся на использовании возможностей гипертекста и интерактивности среды. Первым подобным проектом стал РОМАН, первая глава которого была написана в 1995 г. Романом Лейбовым. Сначала такие эксперименты вызвали бурные обсуждения и предположения о возникновении нового вида литературы [7]. Однако со временем к сетевым деятелям пришло рациональное понимание того, что такие проекты имеют больше отношения к процессу творчества, к формированию активного читателя, нежели к литературным произведениями как таковым [6].
На сегодняшний день наиболее популярными и стабильно развивающимися проектами такого рода являются Буриме, Сад расходящихся хокку и Ренгуру.
Выполняют рекреативную функцию также и отдельные разделы сайтов разной тематической направленности. К данной группе мы относим сайты, не имеющие прямого отношения к литературному творчеству. Страницы с художественными произведениями на них могут быть чем-то вроде комнат эмоциональной разгрузки или, в случае, если Интернет-ресурс ориентирован на маргинальные группы, карманной библиотечкой, содержащей определенные произведения. Отбор произведений администрациями чаще всего осуществляется самостоятельно, из числа присылаемых на адрес сайта или уже опубликованных в он-лайне. В качестве примера такого ресурса можно назвать Библиотечку IP-клуба. Сам по себе IP-клуб - это виртуальный Клуб для всех пользователей Интернет, в который можно всегда зайти, отдохнуть от суеты, а заодно найти что-нибудь интересное и, возможно, полезное. В Библиотечке размещены произведения молодых и не очень известных авторов и, как написано на заглавной страничке, критерием выбора публикуемых произведений является личный вкус библиотекаря.
Безусловно, разделы тематических сайтов невольно выполняют еще и функцию оценки произведений, так как в большинстве случаев здесь также располагаются форумы, гестбуки, где читателю предлагается выразить свое впечатление от прочитанного. Рецензии, критические статьи и обзоры, как правило, на таких страницах не публикуются.
В связи с динамичностью и сложностью литературного процесса, протекающего, в том числе, в сети Интернет, особое значение приобретает функция регламентации данного процесса. Выше мы уже отмечали, что данная функция включает в себя две подфункции:
- формулировка и декларация художественных методов, форм творчества отдельных писателей и писательских групп;
- аккумуляция литературного процесса в определенных общепризнанных мероприятиях, задающих или констатирующих характеристики данного процесса.
Материалы, относящиеся к первой подфункции чаще всего размещаются на страницах достаточно авторитетных сайтов, где, так или иначе, обсуждаются теоретические аспекты литературоведения и развитие литературного процесса. Например CETERA - манифест Сетевой литературы - размещен на сайте Сетевая словесность. По большому счету в сети еще не сформировались сильные литературные течения, творческие концепции которых требовали бы программного закрепления. Поэтому данную подфункцию следует считать лишь пунктирно намеченной.
Средством реализации второй подфункции стали сетевые литературные конкурсы. В. Смоленский называет их самым мощным средством в структурировании литературного пространства на русском Интернете [6]. Число литературных сайтов, персональных страниц начинающих и уже известных авторов, количество произведений, публикуемых в сети, с одной стороны, повышает писательскую конкуренцию, а с другой - создает ситуацию, в которой автору выйти на своего читателя практически невозможно. Сетевые литературные конкурсы, как считает немецкий исследователь Энрике Шмидт [8], призваны:
1) повысить писательский статус авторов, становящихся лауреатами подобных конкурсов;
2) дать сетевому сообществу аргументированно работающий инструмент оценочной работы, который бы позволил как авторам, так и потенциальным читателям объективно взглянуть на размещенные в Интернете произведения;
3) предложить заинтересованному читателю и потенциальному покупателю некую ориентацию посредством наглядных критериев.
При этом, по мнению Шмидта, каждый конкурс может отображать, конечно, лишь фрагмент всей литературной действительности.
Первым русским сетевым литературным конкурсом стала Тенета. Появившись в сети в 1994 г., она существует до сих пор. Затем от нее отмежевался конкурс Арт-ЛИТО. Появились конкурсы Улов, Премия Андрея Белого, Национальные литературные премии и т. д. Каждый конкурс имеет свою систему оценок, порядок выдвижения и критерии отбора конкурсный произведений, подход к формированию жюри.
Особо следует отметить, что сетевые литературные конкурсы - это не совсем литературные ресурсы. Произведения здесь не представляются публике, а оцениваются компетентными жюри. Причем оцениваемые произведения предварительно уже прошли отбор на каком-либо другом обязательно общепризнанном литературном сайте или в офф-лайновом издательстве. Учитывая особенности самой функции регламентации и указанные выше задачи конкурсов, вероятнее всего, данные сайты следует считать своеобразными модераторами литературного процесса в Интернет.
Таким образом, все выделенные нами функции с достаточной полнотой реализуются в определенных ресурсах, которые являются структурными элементами русского литературного Интернета. Исключение составляет функция приобщения читателя к литературным образцам и представлениям. Так как она является наиболее аморфной по жанровым признакам, можно предположить следующее:
- она лишь условно реализуется одним из уже названных элементов;
- не реализуется в сети вообще, в связи с тем, что система еще только формируется;
- ее реализация в настоящий момент является исключительной прерогативой какого-то одного сайта или конкретной ограниченной группы сайтов.
Для разрешения данной проблемы обратимся к опыту реализации литературного процесса в России. Долгое время приобщение читателя к литературным образцам и представлениям было задачей толстых журналов (Новый мир, Октябрь, Дружба народов и т.д.). На период с конца 1980-х до начала 1990-х годов приходится публикационный бум, когда годовая подшивка одного-двух таких изданий была чуть ли не в каждой интеллигентной семье. На сегодняшний день их разовые тиражи катастрофически снизились - с миллионов до нескольких тысяч экземпляров. В среднем их популярность в офф-лайне снизилась более чем в восемь раз [4].
По другому обстоит дело в он-лайне. В настоящий момент все крупные литературно-художественные журналы имеют сетевые версии. И практически все они размещены в Журнальном зале, являющемся частью одного из крупнейших сетевых изданий России - Русского журнала (главный редактор и издатель - Г. Павловский). Вне Журнального зала существуют либо журналы, имеющие общую культурологическую направленность (например, журнал Арт-Петер), либо издания другого типа (например, Литературная газета). Кроме того, еще один Журнальный зал создан на сайте Русский переплет, но его состав не столь широк и представителен (всего шесть изданий: Русский переплет, Подъем, Российский писатель, Роман-газета, Горница и альманах Илья).
Журнальный зал Русского журнала декларирует себя как федерацию журналов. На его страницах журналы предлагают своему читателю содержание новых номеров (полностью, или в виде дайджеста), а также располагают архивы за предыдущие годы. Организаторы проекта достаточно ясно сформулировали свои цели и основные принципы работы. Наша главная цель, - пишут руководители проекта С. Костырко и Т. Тихонова, - представить русскую литературную традицию в ее сегодняшнем воплощении, ту традицию, что вызревала в течение последних десятилетий в творчестве авторов журналов Новый мир, Знамя, Октябрь, Звезда и т. д. И соответственно этому, ЖЗ не стремится к полноте своей библиотеки любой ценой.
В настоящий момент помимо прочих ресурсов на сервере Журнального зала располагается электронная библиотека 20 литературных журналов: Арион, Вестник Европы, Волга, Вопросы литературы, Дружба Народов, Звезда, Знамя, Иностранная литература, Континент, Неприкосновенный запас, НЛО, Новая Юность, Новый Журнал, Новый ЛИК, Новый Мир, Октябрь, Отечественные записки, Старое литературное обозрение, Урал, Уральская новь.
О влиятельности проекта говорят его рейтинги: по данным на 11.12.2002 г. Журнальный зал занимает по количеству уникальных посетителей 11-е место в разделе Литература системы RumblerTop100. В месяц Журнальный зал посещает около 100 000 человек, в то время как общий печатный тираж всех представленных в нем журналов с трудом достигает 50 000 экземпляров [9].
Таким образом, функция приобщения читателя к литературным образцам и представлениям до сих пор остается задачей толстых литературно-художественных журналов. И с этой задачей, как видно из статистики, они замечательно продолжают справляться.
Обобщая данные, полученные в ходе анализа, следует сказать, что система русского литературного Интернета, несмотря на свою сравнительную молодость (Интернет как глобальная и общедоступная сеть начал развиваться в России лишь с 1991 г., когда после появления Relcom началось динамическое развитие коммерческих компьютерных сетей [10]), на начало 2003 года уже имеет четко выраженную структуру. В основе данной системы лежит ее функциональная направленность. Пытаясь занять определенную нишу в литературном Рунете, создатели сайтов порой могут игнорировать осмысление таких типологических признаков сетевых изданий [11] как жанровое наполнение издания, состав авторов, периодичность, объем, читатель. В силу неизбежности им приходится размышлять об издателе, внутренней структуре издания, оформлении. Но так как без определенной точки целевого приложения любая деятельность теряет смысл, формулирование цели издания происходит вне зависимости от того, насколько серьезно и взвешенно подходят к этому создатели. От осознанности данного процесса зависит лишь качество получаемого результата: либо это будет лишь сумбурное понимание предназначения данного ресурса, либо более или менее четко сформулированная его цель, либо четко выстроенная концепция. В любом случае, функциональное зерно неизбежно закладывается в любой Интернет-ресурс еще при его создании.
В данной статье мы предприняли попытку не только сформулировать очевидные, на наш взгляд, подходы к классификации ресурсов литературного Рунета, но и наметить основные структурные элементы, принадлежащие к данной системе и обеспечивающие функционирование литературного процесса в Интернет:
1) библиотеки;
2) специализированные литературные сайты, в том числе и домашние странички авторов;
3) инновационные литературные Интернет-проекты;
4) отдельные разделы тематических (зачастую маргинальных) сайтов;
5) Журнальный зал.
Недостающую в данном перечне группу литературных сетевых конкурсов следует считать своеобразным модератором литературного процесса.
По всей видимости, по мере развития системы русского литературного Интернета, функциональная кристаллизация ее структурных элементов будет становиться все более очевидной. Вопросом же дальнейших изысканий остается путь, по которому пойдет литературный Рунет: то ли это будет путь объединения максимального количества функций на страницах нескольких крупных ресурсов, являющихся центром сетевой литературной жизни, то ли это будет путь дальнейшего весьма четкого функционального размежевания большого числа мелких сайтов, обеспечивающих реализацию определенной функции для конкретного литературного направления или группы писателей. В самое ближайшее время это прояснится.
Список литературы
1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность / Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскурского. - М., Можайск-Терра, 2000. - С. 11 - 39.
2. Корнев С. Сетевая литература и завершение постмодерна // Новое литературное обозрение, 1998, № 32. - С. 29-47
3. Рогачевская Е. Рулинет: литература в сетях. // Солнечное сплетение, 2001, № 18 - 19
4. Дубин Б. Литературная культура сегодня // Знамя, 2002, № 12
5. Рахаева Ю. Александр Левин: Сетературы нет, есть литература http://www.izvestia.ru/culture/article26850
6. Смоленский В. Русская сетевая литература // www.susi.ru/sapporo2000.html
7. Андреев А. CETERAтура как ее NET: мысли о сетевой литературе // www.litera.ru/slova/andreev/setnet/
8. Шмидт Э. Литературный русскоязычный Интернет: между графоманией и профессионализмом. // www.litera.ru/slova/Schmidt/liternrt.html
9. Губайловский В. О Журнальном зале // www.russ.ru/Krug/20021219_gub-pr.html
10. Горностаев Ю.М. Международная компьютерная сеть Internet // Технологии электронных коммуникаций, Т. 43. - М.: СП Эко-Трендз, НИФ Электронные знания, 1993.
11. См.: А.И. Акопов. Типологические признаки сетевых изданий // Филологический вестник Ростовского государственного университета. -2000, № 1. - С. 42-44.