Художественные особенности лирики Блока
СОДЕРЖАНИЕ: Художественные особенности лирики Блока Автор: Блок А.А. О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить!Художественные особенности лирики Блока
Автор: Блок А.А.
О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Александр Блок
Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа, Это великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха.
В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.
Испепеляющие годы!
Бездумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в. лицах есть.
Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности.
Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистской доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая тревоги своего времени.
На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни.
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.
В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два магических слова могли означать для него бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры мы находим в стихотворениях Прекрасная Дама, Незнакомка, Нечаянная радость. Причем, особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов.
Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например в Незнакомке перед нами один символический ряд: шляпа с траурными перьями, перья страуса склоненные, скрывающаяся в туманном... окне, за темной вуалью, незнакомка. В позднем стихотворении О доблестях, о подвигах, о славе... образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с другим изобразительным рядом.
Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки: твое лицо в простой оправе. Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: и бросил в ночь заветное кольцо, синий плащ, летели дни, крутясь проклятым роем. В стихотворении упоминается единственная деталь туалета — синий плащ. Его не просто надевает любимая — в него она печалью завернулась. Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения. ... В сырую ночь ты из дому ушла, — уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов.
Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.
Закат в крови!
Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь.
(На поле Куликовом)
Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от романсно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто цыганщины, а большого литературного стиля:
Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть
Как гитара, как бубен весны!
(Ты — как отзвук забытого гимна...)
Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:
Отложила молодица Зимнюю кудель...
Поглядеть, как веселится В улице апрель!
Раскрутился над рекою Красный сарафан,
Счастьем, удалью, тоскою Задышал туман.
(Из цикла Ненужная весна)
Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме Возмездие целиком построен на противоположности антонимических слов: “Жизнь — без начала и конца. Нас всех подстерегает случай...” Или: “Он, утверждая, отрицал. И утверждал он, отрицая...”
В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:
Вагоны шли привычной линией.
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
(На железной дороге)
Мастерски поэт использует цветовые метафоры: желтые и синие1 (вагоны 1 и 2 классов), зеленые (вагоны 3 класса). Здесь желтые и синие олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к окружающему миру обездоленных.
Блок справедливо считал, что поэту отведена особая, великая и ответственная роль: Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир.
Большая притягательная сила блоковского стиха, могучая внутренняя энергия его ритмов проверены временем. Эти тончайшие, разнообразные музыкальные ритмы волнуют, тревожат, радуют, печалят и воодушевляют. Эти ритмы заставляют снова и снова почувствовать гармонию, внесенную в мир великим поэтом. Через десятилетия мы слышим его пророческий голос:
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!