Китайская медицина
СОДЕРЖАНИЕ: Основные теоретические концепции, на которых зиждется китайская медицина, сформировались, в общем, еще более двух тысячелетий назад. Богатейшие теоретические знания, накопленные древней медициной, были собраны в книге Нэй цзин.Назначение пациенту лекарств китайским врачом - это поистине мистический акт. Из сотен препаратов органического и минерального происхождения, находящихся в его распоряжении, врач выбирает всего несколько нужных ингредиентов, отвар из которых и служит затем целебным снадобьем для пациента. Вдыхая экзотический аромат такого снадобья, невольно задумаешься: на каких же принципах основано это древнее искусство врачевания.
Основные теоретические концепции, на которых зиждется китайская медицина, сформировались, в общем, еще более двух тысячелетий назад. Богатейшие теоретические знания, накопленные древней медициной, были собраны в книге Нэй цзин ( Внутренний канон) еще в доциньскую эпоху (до 221 г. до нэ.). В эпоху Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) появилось ценнейшее и не утратившее своего значения во все последующие века руководство по клинической диагностике и терапии Шан хань лунь (Трактат о болезнях вызванных охлаждением), составленное Чжан Чжун Цзином. Еще более известна Бэнь цао ган му (Энциклопедия трав), составленная в эпоху Мин (1368 - 1644 гг.) Ли Ши Чжэнем. Этот капитальный труд, содержащий описание 1892 различных видов лекарственных средств, стал эпохальным явлением в истории мировой фармакологии. Все эти книги были переведены на многие языки мира и оказали глубокое влияние на развитие науки в странах Восточной Азии, а также в ряде стран Европы.
Китайская медицина выработала уникальный метод классификации заболеваний, который принципиально отличен от методов европейской медицины. Китайская медицина исходит из представления о том, что человек, живя во вселенной, сам представляет собой своеобразный микрокосм. Субстанция, из которой состоит все живое, считается принадлежащей к инь - пассивному, женскому, темному началу природы, а процессы функционирования различных жизненных систем организма - к ян - ее активному, мужскому, светлому началу.
Жизнедеятельность организма описывается в категориях пяти функциональных систем:
1) синь (сердце или душа) - система, представляющая собой командный центр организма и реализующаяся в форме духа и интеллекта;
2) фэй (легкие или дыхательная система), контролирующая разграничение различных функций организма и поддерживающая различный баланс между ними;
3) гань (печень) - система, регулирующая физические и эмоциональные реакции организма на воздействия внешней среды и его поддержание в состоянии гармонии;
4) пи (селезенка) - система, управляющая процессами питания организма и обмена веществ и обеспечивающая полноту физических сил;
5) шэнь (почки) - система, регулирующая накопление и расходование организмом эссенциальной субстанции, или энергии и определяющая его жизнеспособность.
Данная теория устанавливает соотношение функциональных систем человеческого организма, называемых в целом цан сян - скрытыми феноменами.
Смена времен года и изменения погоды способны оказывать влияние на человеческий организм. Важнейшими здесь являются следующие шесть факторов: ветер (фэн), холод (хань), жара (шу), влажность (ши), сухость (цзао) и жжение (хо). Чрезмерно резкие либо аномальные изменения погоды могут причинять вред человеческому организму и называются шестью аномалиями (лю инь). С другой стороны, резкие изменения в эмоциональном состоянии личности - в случае крайнего проявления различных эмоций, таких, как радость (си), гнев (ну), тревога (ю), тоска (сы), печаль (бэй), страх (кун) и удивление (цзин) - также наносят ущерб здоровью человека и называются семью эмоциями (ци цин).
Взаимодействие внешних факторов - шести аномалий - с внутренними - семью эмоциями - и лежит в основе учения китайской медицины о природе заболеваний. С помощью этого своеобразного набора моделей в сочетании с теорией скрытых феноменов исследуется физическая конституция пациента и его заболевание. На этой основе ставится диагноз относительно природы физической и психологической дисгармонии в организме пациента и избирается путь коррекции этой дисгармонии. Объектом внимания китайской медицины является сам человек, а не просто его болезнь. С точки зрения китайских медиков болезнь - это всего лишь частное проявление общего нарушения равновесия в организме.
В Китае существует древнее предание об испытании Шэнь Нуном ста трав. Согласно этому преданию Шэнь Нун, вождь древнего рода и создатель основ китайского земледелия, стремясь выяснить, пригодны ли многочисленные растения, существующие в природе, для употребления в пищу либо в лечебных целях, последовательно испытывал их все на себе с риском для жизни, так как многие из них оказались ядовитыми. На протяжении тысячелетий китайцы постоянно проводили подобные эксперименты, устанавливая эмпирически характер действия разнообразных веществ на организм человека, и классифицировали их по свойствам вызывать холод (хань), жар ( жэ), тепло (вэнь) и прохладу (лян), а также по особенностям их действия, области действия, степени токсичности, дозировке, опасной для жизни и тд. Например, стебель китайской эфедры обладает потогонным действием, однако ее корень, напротив, способен препятствовать потоотделению; корица по своим свойствам - теплая и пригодна для лечения простудных заболеваний; мята же по своим свойствам - холодная и используется как жаропонижающее и т.п.
Накопление с незапамятных времен подобного опыта позволило традиционной китайской медицине глубоко постичь закономерности природных явлений и следовать им в своей практике. Используя известные им принципы, китайские медики могут давать пациенту определенные рекомендации по коррекции среды его существования, его жизненных ритмов, структуры его питания, характера его взаимоотношений с людьми, стиля его речи и поведения. Цель этих рекомендаций состоит в устранении крайностей - проявлений дисгармонии в организме пациента - и в восстановлении его физического и духовного равновесия и здоровья. Так называемое достижение середины и гармонии (чжи чжун хэ) является высшим принципом, которым руководствуется китайская медицина.
Помимо назначения лекарственных препаратов китайская медицина также часто прибегает в своей лечебной практике к методу акупунктуры (чжэнь цзю - иглоукалывание и прижигание). Этот метод лечения был известен в Китае еще в самой глубокой древности, во времена до появления письменности. Однако лишь в послеханьскую эпоху он получил достаточно широкое распространение. Метод акупунктуры основан на теории коррекции ци ( пневма, или живительная сила). Ци - это биоэнергия, которая циркулирует в организме человека благодаря наличию в нем системы особых каналов, или меридианов (цзин ло). Вводя в определенные точки тела пациента иглы либо воздействуя на них прижиганием с помощью полынного шнура (ай цао), можно восстановить баланс ци в организме, привести в действие его внутренний природный потенциал исцеления и, таким образом, достичь лечебного эффекта.
В 1980 г. Всемирная Организация Здравоохранения опубликовала список из 43 заболеваний, которые могут эффективно лечиться с помощью акупунктуры. Использование иглоукалывания в целях анестезии при хирургических операциях и при родах сейчас уже больше не считается чем-то экзотическим. Приемы владения акупунктурой просты, вероятность побочных действий минимальна, диапазон ее эффективного применения широк. Акупунктура дала импульс развитию нового и очень популярного ныне направления исследований в современной медицинской науке.