Классическая культура Веракрус
СОДЕРЖАНИЕ: План Введение 1 Характеристика 2 Социальная организация 3 Игра в мяч 4 Керамика Список литературы Введение Классическая культура Веракрус, или Классическая культура побережья Мексиканского залива — культурная область в северной и центральной части современного мексиканского штата Веракрус, где существовала индейская культура примерно с I по XI в. н. э.
План
Введение
1 Характеристика
2 Социальная организация
3 Игра в мяч
4 Керамика
Список литературы
Введение
Классическая культура Веракрус, или Классическая культура побережья Мексиканского залива — культурная область в северной и центральной части современного мексиканского штата Веракрус, где существовала индейская культура примерно с I по XI в. н. э. По месоамериканской хронологии культура относилась к классической эре[1]. Иногда ошибочно именуется тотонакской культурой.
Центром культуры был Эль-Тахин; среди прочих поселений выделялись Игерас (Higueras), Сапоталь, Серро-де-лас-Месас, Нопилоа и Ремохадас (последние были двумя важными центрами производства керамики). Культура Веракрус распространялась вдоль побережья Мексиканского залива между реками Пануко на севере и Папалоапан на юге.
1. Характеристика
Основной темой искусства культуры Веракрус является человеческое жертвоприношение, в частности, в контексте местной игры в мяч[2]. Характерным элементом являются спиралевидные завитки, представленные как на монументальной архитектуре, так и на малых изделиях, в том числе керамике и даже на резьбе по кости. Как минимум один исследователь предположил, что головы и другие фигуры, образованные завитками, представляют собой форму пиктографической письменности культуры Веракрус[3]. Подобный стиль завитков мог развиться из изображений в Чьяпа-де-Корсо и Каминальхуйу[4].
Кроме завитков, архитектура покрыта множеством других орнаментов, подобных представленным на Пирамиде ниш в Эль-Тахине. Орнаменты представляют собой резкий контраст света и тени[5].
Хотя на культуру Веракрус оказали заметное влияние Теотиуакан и майя, ни одна из указанных двух культур не является её прямым предшественником. Напротив, влияние культуры Веракрус заметно как минимум в отдельных центрах эпиольмекской культуры, например, Серро-де-лас-Месас и Ла-Мохарра[6].
Иногда классическую культуру Веракрус ошибочно ассоциируют с тотонаками, которые занимали данную территорию во время конкисты. Тем не менее, как отмечают Майкл Коу и Кюблер, свидетельств того, что тотонаки действительно имели отношение к данной культуре, пока не обнаружено[7]. Название «тотонакская культура» по данной причине следует считать ошибочным.
2. Социальная организация
На социальное расслоение, наличие элиты и ремесленную специализацию общества Веракрус указывают погребения, монументальные скульптуры, резные рельефы и распространение архитектуры в региональных центрах. Наследственные правители управляли региональными центрами малого и среднего размеров, не превышавшими по площади 2000 км, и осуществляли своё правление путём политического и религиозного контроля над далеко идущими торговыми сетями, а также поддерживали свою легитимность путём таких традиционных для Месоамерики обрядов, как кровопускание, человеческие жертвы, войны и использование экзотических товаров[8]. Большинство населения жило в изолированных крестьянских усадьбах или поселениях[9].
Подобно предшествующим ольмекам и эпиольмекам, культура Веракрус была основана на подсечно-огневом хозяйстве, земледелии переложного типа. Основным видом питания была кукуруза, а дополнительными — домашние собаки, дикие олени и другие животные, а также рыба и моллюски. Важной посевной культурой также был хлопок[10].
Классическая культура Веракрус почитала многих месоамериканских богов, в частности, бога смерти (особенно важную роль он играл в Эль-Тахине; его часто ассоциируют с ацтекским богом Миктлантекутли) и монстра земли (по-видимому, унаследованного от ольмеков)[11].
3. Игра в мяч
По-видимому, игра в мяч получила в культуре Веракрус широкое распространение[12]. В каждом из культурных центров данной культуры имелось хотя бы одно поле для игры в мяч, а в Эль-Тахине их было обнаружено 18[13]. Именно в культуре Веракрус послеклассической эры игра достигла своего расцвета[14].
Ритуалы игры в мяч широко представлены в монументальном искусстве Веракрус. Стены крупнейшего стадионов для игры в мяч, Южного Стадиона в Эль-Тахине, покрыты резными настенными изображениями, где представлены сюжеты человеческого жертвоприношения в контексте игры. Наиболее драматичным является сюжет, где бог дождя прокалывает свой пенис (акт ритуального кровопускания) и наполняет кровью из него ритуальный бак с одурманивающим напитком пульке, который, по-видимому, выпивали по окончании игры, после ритуала жертвоприношений[15].
Характерным для культуры Веракрус является использование специфического каменного инвентаря для игры в мяч: «ярмо» (или «хомут»), «свечей» (исп. hachas ) и «пальм» (palmas). «Ярмо» представляло собой U-образный камень, который одевался на талию игрока, а «свечи» и «пальмы» насаживались на него. Археологи предполагают, что подобные каменные пояса не использовались в игре, а являлись ритуальными изображениями, тогда как в реальности игровое «ярмо» изготавливалось из кожи или ткани. По причине недолговечности данных материалов в раскопках подобные предметы не были обнаружены. Существовала и местная специфика использования инвентаря: «хомуты» и «свечи» обнаружены в раскопках от Теотиуакана до Гватемалы, а «пальма» встречалась на территории современного штата Веракрус.
4. Керамика
До начала 1950-х гг. имелись лишь немногочисленные образцы керамики Веракрус, обычно с неясным местом происхождения. С тех пор были открыты тысячи фигурок и фрагментов керамики на таких археологических памятниках, как Ремохадас, Лос-Серрос, Дича-Туэрта и Тененешпан (некоторые — «чёрными археологами»). Они попали в многочисленные музейные экспозиции и помогли расширить современное представление о данной культуре[16].
Фигурки в стиле Ремохадас — возможно, наиболее характерные для данной культуры — обычно изготавливались вручную и украшались накладным орнаментом. Особенно следует отметить фигурки с улыбающимися лицами (Sonrientes) с треугольными головами и вытянутыми ушами. Фигурки в стиле нопилоа[17] обычно хуже украшены, без накладного орнамента, нередко изготавливались путём отливки[18].
К культуре Веракрус относятся несколько из известных месоамериканских фигурок с колёсами (колесо было нехарактерным для месоамериканских культур). Кроме того, культура Веракрус использовала для окраски битум.
Список литературы:
1. Различные авторы по-разному датируют временные рамки культуры, например, Noble (p. 645) — с 250 по 900 гг, прочие более обтекаемо ссылаются на классическую эру месоамериканской хронологии, временные рамки которой для разных регионов различны.
2. Kampen (1978) p. 116.
3. See Kampen-O’Riley, p. 299.
4. Kubler, p. 141.
5. Kubler, p. 139.
6. Wilkerson, p. 46-47.
7. Coe, p. 115, и Kubler, p. 137
8. Pool, et al., p. 207.
9. Pool, p. 205.
10. Pool, p. 212.
11. Pool, et al., p. 208.
12. Дэвис (Davies, p. 123) и Майкл Коу (Coe, p. 118) единодушно отмечают, что данная игра среди обитателей Эль-Тахина стала «массовым помешательством».
13. По данным Метрополитен-музея, игровых полей в Эль-Тахине было 17 «Palma with Skeletal Head Figure (Mexico, Veracruz) (1978.412.16)», тогда как Дэй (Day, p. 75) пишет о 18-ти. По данным других исследователей, игровых полей было меньше. Возможно, расхождения связаны с тем, что книги писались в разное время, тогда как исследователи продолжали делать новые открытия.
14. Уилкерсон (Wilkerson, p. 48) отмечает: «Ритуал игры в мяч достигает своего пика при культуре Веракрус — таким сильным увлечение данной игрой не было нигде больше в Месоамерике».
15. Wilkerson, p. 65.
16. Medellin Zenil. See also Covarrubias, p. 191.
17. Pre-Columbian Gallery: Mexico — Nopiloa || The Lands Beyond
18. Covarrubias, p. 191.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Классическая_культура_Веракрус