Компьютерные технологии в формировании профессиональных компетенций учителей и духовно-нравственном воспитании учащихся на основе ценностей православной культуры

СОДЕРЖАНИЕ: Авторы данного исследования рассматривают специфику применения компьютерных технологий в формировании профессиональных компетенций педагогов и духовно-нравственном воспитании учащихся. В статье анализируются апробированная в различных регионах концепция их использования, ее методологические основы и особенности.

Компьютерные технологии в формировании профессиональных компетенций учителей и духовно-нравственном воспитании учащихся на основе ценностей православной культуры

О. В. Розина, прот. Владимир Янгичер

Проблема формирования профессиональных компетенций педагогов для решения задач преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности и воспитания учащихся на основе ценностей Православия продолжает оставаться актуальной. Ее методологическое обоснование еще не стало предметом глубокого научного анализа, а практическое разрешение далеко от реального осуществления. Однако потребность в квалифицированных педагогических кадрах для преподавания предмета «Основы православной культуры»[1]неуклонно возрастает в связи с введением в ФГОС новой предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» и обязательного комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Наличие профессиональных компетенций характеризует профессионализм педагога как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, в данном случае — преподаванию предметов духовно-нравственной направленности и проведению воспитательной работы на основе ценностей православной культуры.

Компетентностный подход в современной педагогике позволил разработать структуру профессиональных компетенций, выделив из них ключевые, общепредметные и предметные[2].

Для целей данного исследования обратим внимание, что предметные компетенции учителя являются сложносоставным образованием и включают не только совокупность знаний о содержании преподаваемой дисциплины («Основы православной культуры»), но и технологию их «подачи», доступную возрасту и общему интеллектуальному уровню аудитории. Кроме того, новыми ФГОС определяется необходимость «придания образовательному процессу воспитательной функции... обеспечивающей формирование российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности»[3]. Это, в свою очередь, предполагает расширение профессионально-предметных компетенций учителя для решения не только образовательных, но и воспитательных задач.

Применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в учебновоспитательном процессе лишь недавно стало предметом научного изучения. Однако проведенные исследования касаются в основном либо проблем обучения пользователей компьютерным технологиям (М. И. Коваленко), либо их саморазвития в мультимедийной образовательной (открытой) среде (Е. Д. Нелуно- ва), либо создания лекционных курсов в технических (узкоотраслевых) учебных заведениях (Н. Г. Семенова)[4]. Пути и способы применения ИКТ и мультимедиа в учебном процессе, их специфические свойства и дидактические возможности, а также характер их влияния на учащегося отражены в трудах А. В. Могилева, А. В. Осина, Р. К. Потаповой, О. Б. Тыщенко[5].

Авторы данного исследования рассматривают особенности применения ИКТ в духовно-нравственном воспитании учащихся и, соответственно, возникающие в связи с этим подходы к формированию профессиональных компетенций учителей: ведь они могут дать детям только то, чем владеют сами. При этом овладение учителями ИКТ открывает для них возможности использования определенной универсальной среды в самообразовании и личностном самоста- новлении. В целом применение мультимедиа для целей духовно-нравственного воспитания и самообразования обеспечивает углубленное общение на основе субъект-субъектных отношений, предоставляющее каждому участнику процесса возможность стать самовоспитуемым субъектом.

Однако формирование профессиональных компетенций учителя в области духовно-нравственного воспитания и преподавания «основ православной культуры» учащимся имеет ряд как объективных, так и субъективных трудностей, для преодоления которых возможно использование современных компьютерных технологий.

Отметим некоторые из них.

К объективным трудностям можно отнести отсутствие единой государственной мобилизующей идеи, идеологический кризис и духовно-нравственную деградацию общества. В образовательно-воспитательном пространстве это породило релятивизм и мировоззренческий эклектизм в решении ключевой проблемы — определение сущности духовности личности и духовно-нравственного воспитания. В современной педагогике до сих пор не получило определение такое ключевое понятие, как «духовная жизнь человека», а вместе с тем первое, что характеризует компетентность, — это способность субъекта реализовать в деятельности свои ценностные установки. Более того, в условиях отсутствия целенаправленной и длительной подготовки специалистов-педагогов «основ православной культуры» и духовно-нравственного воспитания в системе педагогических высших и средних учебных заведений основной формой получения ими знаний по предмету являются краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых делается попытка повысить квалификацию, которой фактически нет. Поэтому организация таких курсов и проведение на них занятий, в том числе с использованием компьютерных технологий, имеет свою специфику и особенности.

Субъективные сложности формирования профессиональных компетенций учителя в области духовно-нравственного воспитания и преподавания «основ православной культуры» являются следствием объективных проблем. Неясность или «смешанность» ценностных установок в мировоззрении учителя при реализации им задач духовно-нравственного воспитания порождает такую же неясность, а в худшем случае и ложную духовность в учениках. При отсутствии навыков критического мышления и самоанализа определение личной смысловой ориентации в предмете представляется крайне сложной задачей, без положительного разрешения которой, однако, невозможно формирование профессиональных компетенций учителя и развитие его профессионализма.

Кроме того, при получении базового предметного образования в вузе или педагогическом колледже знакомство с Православием происходит фрагментарно и в традиции секуляризованного подхода, часто декларируемого как «культурологический». Как показывает проведенный нами анализ учебников и учебных пособий для вузов и школ, в них основное внимание уделяется историческому повествованию о Крещении Руси и краткой истории Русской Православной Церкви, а не раскрытию нравственных ценностей Православия и их возможностей в духовно-нравственном воспитании. В «интеллектуальном багаже» учителя на фоне небогатого собственного личного опыта эти сведения порой приобретают характер «мифов о Православии», искажающих его сущностные основы.

Выход из данных объективных и субъективных трудностей представляется возможным на пути обретения каждым субъектом воспитательнообразовательной деятельности, будь то учитель или ученик, мировоззренческой цельности. В жизни цельной личности реализован принцип «не казаться, а быть», и слова не расходятся с делами. Как известно, человек не в силах изменить мир, но он в силах изменить себя. Это и есть цель духовно-нравственного воспитания личности. Фактически эту мысль выразил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека. Не может быть справедливого устроения жизни без устроения человеческой души»[6].

Приобретение адекватных святоотеческому наследию знаний о Православии и православной культуре, формирование мировоззренческой цельности личности учителя и ученика и реализация ценностно-смысловой компетенции педагога возможны через диалоговую беседу, которая позволяет обеспечить механизм самоопределения по отношению к ценностям и традициям духовнонравственной (в данном случае — православной) культуры. Наиболее эффективная форма такой беседы в аудитории любой возрастной группы — сократический диалог. Педагог (лектор курсов повышения квалификации или школьный учитель) организует беседу так, что слушатели (взрослые и дети), отвечая на вопросы, как бы сами выстраивают логическую цепочку, находя ответы из своего опыта. А то, что человек нашел сам, т. е. интеллектуально и эмоционально «заработал», он, как известно, будет ценить гораздо больше, чем те ценности, которые ему будут продиктованы и навязаны. Такая беседа, сопровождающаяся соответствующей мультимедийной презентацией или слайд-фильмом, имеет не только познавательное, но воспитательное значение, о чем свидетельствует опыт применения ИКТ на курсах повышения квалификации учителей в различных регионах страны и в беседах с учащимися разных возрастных групп.

Для целей данного исследования следует обратить внимание на еще одно объективное обстоятельство: мир компьютерных технологий стал составной частью современного социума. На протяжении одного-двух десятилетий компьютер из редкой новинки стал обыденной вещью, пользоваться которой учителей со стажем не учили в вузе и колледже и овладеть навыками работы с которой им предстоит во взрослом возрасте самостоятельно или на соответствующих курсах. Что же касается детей, то они не просто воспитываются с помощью современных технологий, они рождаются в мир, уже наполненный ими. Для современного детского сознания компьютер — это безусловная принадлежность окружающего нового мира, такая же, как небо, вода, дом, еда и т. д. Элементарной компьютерной грамотностью сейчас владеют практически все школьники, начиная с весьма раннего возраста: выросло уже целое поколение детей, воспитанных на компьютерах.

Данное объективное обстоятельство имеет ряд негативных следствий. Известно, что высокие технологии, рукотворно созданные и имеющие искусственную сущность, двояко (созидательно и негативно) влияют на самого творца — человека, особенно пагубно сказываясь на детской психике, не имеющей иммунитета против воздействия негативной информации.

Во-первых, компьютер вместо рабочего инструмента часто становится бесконтрольной игрушкой, а взрослые (родители и учителя) в силу различных причин (отсутствие знаний о влиянии современных ИКТ на психику и поведение детей, недостаточность профессиональных компетенций по их использованию и т. д.) не всегда осознают пагубность такого воздействия.

Во-вторых, компьютерная продукция порой заполнена сценами насилия, убийств и жестокости, создавая в сознании человека образ окружающего мира как враждебного. На эту особенность обратил внимание Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в Московском университете МВД России: «А в нынешних “произведениях искусства” — в кавычки беру эти слова — нередко не можешь понять, кто же главный герой? Кто положительный герой? Где грань между добром и злом? Все перемешано»[7]. Кроме того, сами образы «героев» зачастую выдуманные, не имеющие аналогов в реально существующей действительности, эстетически отталкивающие.

В-третьих, на неокрепшую психику ребенка, сидящего у компьютера, эти картины действуют так, что он перестает воспринимать жестокость как жестокость. Он находится во власти игры, которую, в силу особенностей своего психического развития, воспринимает как реальность и живет как бы в двух измерениях: истинном и виртуальном. Постепенно у него формируется синдром компьютерной зависимости, т. к. он, не имея иммунитета против психической агрессии, не хочет расставаться с компьютерной реальностью. У ребенка искажается восприятие окружающей действительности, он не умеет радоваться миру, который кажется ему злым и чужим.

Однако развитие и совершенствование ИКТ — объективная данность современного воспитательно-образовательного процесса, а мир виртуальных технологий (социальные сети, содружества блоггеров, системы сайтов и интернет- форумов) — реальность, в которой он существует, что следует учитывать как при формировании профессиональных компетенций учителя, так и в духовнонравственном воспитании учащихся. Поэтому в этих условиях позитивное взаимодействие обучающихся с высокими технологиями возможно только при целенаправленном управлении их учебно-познавательной, воспитательной и поисково-продуктивной деятельностью. Однако педагогическое сопровождение данного процесса возможно лишь при условии наличия у учителя соответствующих профессиональных компетенций.

Следует обратить внимание на еще одно обстоятельство. Наглядность в обучении всегда являлась одним из важнейших дидактических принципов, дающим учителю возможность не только представить образную информацию о предмете, но и сделать урок или беседу эмоционально окрашенными, а их материал — более доступным для восприятия. Кроме того, средства наглядности традиционно применялись для решения задач эстетического воспитания школьников, а наглядные методы иллюстрации и демонстрации позволяли расширить возможности усвоения и закрепления материала. Современные ИКТ при их грамотном применении предоставляют широкие возможности использования наглядности как в учебном, так и в воспитательном процессе.

Вышеизложенные принципы легли в основу разработки концепции применения ИКТ в подготовке учителей «основ православной культуры» и в духовнонравственном воспитании учащихся. Апробация основных положений проводилась с 2002 г. среди различных категорий обучающихся — взрослых и детей.

Для учителей был разработан УМК «Духовные основы русской культуры», включающий комплексную программу повышения квалификации и самоподготовки, а также трехтомное пособие с DVD-диском с иллюстративным материалом (более 2,5 тыс. атрибутированных иллюстраций), мультимедийными презентациями, текстовой и музыкальной хрестоматией[8].

Для работы с учащимися различных возрастных групп был составлен комплект, состоящий из двух DVD-дисков. На первом диске — цикл из 18 тематических бесед духовно-нравственной направленности с мультимедийным сопровождением[9]. Здесь размещены как сами презентации на данные темы, так и покадровые текстовые комментарии к ним. Кроме того, на диске содержатся различные дополнительные материалы: фрагменты видеосопровождения музыкального произведения митр. Илариона «Страсти по Матфею» и различные презентации для использования в учебно-воспитательной работе. Второй DVD в данном комплекте содержит более 6,5 тыс. атрибутированных иллюстраций[10].

Оба комплекта разработок прошли многолетнюю апробацию в 18 областях Центрального, Приволжского, Уральского и Дальневосточного Федерального округов, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, республике Мари Эл, в Беларуси и на Украине. Они использовались как при проведении занятий на курсах повышения квалификации для учителей, так и во время тематических бесед в школах, детских садах, библиотеках, профессиональных училищах, других аудиториях. Разработки получили высокие награды на различных Всероссийских научно-педагогических конкурсах[11].

Дальнейшее развитие проекта заключается в создании и использовании на курсах повышения квалификации и встречах с учителями комплекта учебных программ повышения квалификации и самоподготовки по различным аспектам православной культуры[12], а также в разработке для учащихся комплекта из десяти DVD-дисков «Задушевные беседы о нравственности» (из цикла «Духовные основы русской культуры»)[13].

При разработке концепции УМК для учителей и учащихся его авторы исходили прежде всего из христианских представлений о природе и сущности человека. Ведь еще К. Д. Ушинский отмечал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»[14]. Антропологические представления определяют направление, содержание, средства и возможности педагогического подхода к воспитанию. Если в его основе лежит представление о человеке как о высокоорганизованном животном, то педагогические методы будут подобны дрессировке. Если человек — сложно организованная машина, то методы его воспитания будут напоминать программирование. Если основным фактором формирования личности является влияние социума, то педагогическая методология будет ориентироваться на внешнее воздействие. Если человек — это высшее Божественное творение, то и воспитание должно быть организовано в соответствии с замыслом Бога о человеке.

Христианская антропология исходит из представлений о человеке как о венце Божественного творения, образе и подобии Божием. Сущность образа Божия в человеке, как отображение непостижимой Божественной сущности, не может быть полностью определена, но может быть выявлена через познание его свойств, т. к., отражая полноту своего Первообраза, обладает Его непознаваемостью. Отцы и учители Церкви черты образа Божия видели в разумно-духовной природе человека — свободе воли и способности нравственного выбора, стремлении к добру, бессмертии души, способности к творчеству (человек, как и Бог, творец в своем масштабе), самосознании (в отличие от животных — познание самого себя, смысла жизни, истории, оценка явлений с точки зрения целесообразности или эстетики). Именно эти черты образа Божия в человеке и определили подход авторов УМК «Духовные основы русской культуры» и цикла бесед со школьниками к подбору материала, его группировке и применению ИКТ для формирования профессиональных компетенций учителей и духовно-нравственного воспитания учащихся.

Трехсоставная природа человека (тело — душа — дух) нуждается в питании, а в педагогическом преломлении — в вос-питании («возобновляющемся поддерживающем питании»).

Под телесным питанием в нашем контексте следует понимать физические впечатления от окружающего мира, в котором живет и от которого зависит тело человека. Применительно к мультимедийным технологиям это фотографии окружающего мира и природных явлений, артефактов, памятников, реконструкций, отображающих события ветхозаветной, евангельской, общей и русской истории, а также тех мест, которые напоминают о священных событиях или событиях, имеющих нравственно-воспитательное значение. Это виды Святой Земли — Палестины, виды Святой Руси и др., а также фотографии из космоса, микромира, макромира — словом, мир телесный. Это тот материал, которого так не хватает сейчас нашим детям, погружаемым этими самыми ИКТ в извращенный мир, порожденный больной душой большинства авторов современных фильмов и игр. Наш мир, сотворенный Богом, природный, натуральный, прекрасен везде, Бог — лучший художник.

Следующий уровень — мир душевный. Он многократно и прекрасно отображен в произведениях мировой художественной культуры. Это шедевры мировой и русской живописи, тот мир, который рождается в душах людей, так или иначе связанных с Творцом. Оглядываясь на произведения мировой художественной культуры, мы видим, как много прекрасного создано человечеством в лице тех, кто раскрывал в своем сотворчестве глубины и тонкости сотворенного Богом мира. В картине, изображающей обыкновенный пейзаж, находится намного больше эмоциональной информации и ассоциаций, чем в фотографии того же уголка природы. Работая над картиной, художник вкладывает в нее часть души, и затем зритель, всматриваясь в это произведение, прикасается к миру душевному. Поэтому на дисках представлены фотографии шедевров мировой художественной культуры (живописи, скульптуры, архитектуры, народных промыслов, декоративно-прикладного искусства).

Третий уровень — духовный — открывается нам в созерцании священных изображений: храмов, икон, фресок, мозаик — лучших образцов русской и византийской иконописи и церковного зодчества. Восприятие этих произведений как ничто другое настраивает душу на гармонию с Божиим миром прекрасной вечности.

Стержень, скрепляющий все три уровня, можно назвать словом «красота». Это та красота, с помощью которой Господь с любовью творил наш прекрасный мир, пока в него не вмешалась искаженная человеческая воля. Красота — это функция творения, она может «спасти мир», по выражению Ф. М. Достоевского: Господь посредством красоты и сотворил мир, и спасет его. Эта красота проявляется и в микромире, и в макромире, и в нашем привычном мире. Именно ее лишены современные взрослые и дети средствами «массовой дезинформации».

Крайне важным представляется и форма подачи иллюстративных материалов — не беглый просмотр, а созерцание и размышление. Именно такой подход позволит провести сократическую беседу, обменяться мнениями, помочь в личном нравственном выборе, в конечном счете как раз в формировании профессиональных компетенций учителей и духовно-нравственном воспитании учащихся. Компьютерные эффекты «панорамирования» и «масштабирования» позволяют задержать на экране и детально рассмотреть выбранные кадры, что способствует более глубокому усвоению информации. Поэтому для решения этих задач целесообразным является использование не столько видеосюжетов, сколько слайдов, т. к. неподвижный слайд является только фоном для общения «от сердца к сердцу».

Кроме того, при использовании видеосюжетов и видеофильмов, даже самых качественных с воспитательной, познавательной и технической точек зрения, из процесса общения устраняется личность педагога (лектора курсов или учителя в классе). Лекция или урок превращаются в киносеанс, что противоречит обозначенной концепции использования мультимедиа в духовно-нравственном воспитании как вспомогательного средства при непосредственном общении «от сердца к сердцу». В отличие от этого слайд-просмотр требует педагогического сопровождения и комментариев. Никакое опосредованное общение не может заменить живого педагогического общения как фактора саморазвития личности. Поэтому видеосюжеты представлены на DVD-дисках лишь фрагментарно.

Исключительно важным является музыкальное сопровождение слайдов. В аудиосопровождении презентаций использованы шедевры мировой и русской инструментальной и хоровой классики, что усиливает эффект эмоционального воздействия и способствует более успешному усвоению материала. Однако подбор аудиофрагментов должен не «заслонять» восприятие зрительного ряда, но способствовать развитию беседы.

Несформированность профессиональных компетенций учителя в области «православной культуры» и духовно-нравственного воспитания учащихся на основе ее ценностей и традиций, отсутствие длительного личного духовного опыта являются почвой для возникновения явлений неофитского сознания, об- рядоверия, оккультизма, «мифов о Православии» и иных подобных явлений, искажающих сущность предмета («основы православной культуры») и приводящих к полуязыческим и полуоккультным толкованиям его содержания. Для предметов духовно-нравственной направленности это имеет особое значение, т. к. для достижения целей духовно-нравственного воспитания («преображение личности») учитель, являясь для детей примером и авторитетом, вводит детей в тот мир, который исповедует сам. Поэтому авторы пособий для учителей и учащихся («Духовные основы русской культуры») разместили на DVD-дисках такие иллюстративные и музыкальные материалы, которые, с одной стороны, предоставляют учителю свободу интерпретации, а с другой — не позволяют ему окунуться в область псевдодуховности, чуждой православной культуре. Кроме того, такой подход к подбору и группировке материала способствует выработке профессиональных компетенций учителя и его самостановлению, совершенствованию его личности.

Более того, учитывая характер представленных иллюстративных материалов, они могут быть использованы не только на занятиях по духовно-нравственному просвещению, но и по другим предметам школьного гуманитарного цикла, а также во внеклассной работе и работе с родителями.

Способность к творчеству — одна из черт Божественного образа в человеке, а развитие этой способности — один из путей восстановления богоподобия. «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин 14. 12).

Современное общество потребления не нуждается в творцах, поэтому разработка методики формирования творческой личности не стала приоритетной ни в педагогической науке, ни в процессе подготовки учителей. Вместе с тем проблема формирования универсальных учебных действий (УУД), рассматриваемых «как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»[15], является одним из условий реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Самоопределение, саморазвитие, формирование личностных УУД предполагают фактически творение человеком своей жизни — «выбор ценностных ориентиров, определение своего “способа жизни” и места в обществе»[16]. Но чтобы ребенок смог стать творцом своей жизни, таким творцом должен прежде стать его учитель. Поэтому авторская методика использования мультимедиа в формировании профессиональных компетенций учителя «православной культуры» и в духовно-нравственном воспитании школьников основана на принципе «мультимедийного конструктора». Содержащиеся на DVD-дисках презентации открыты для редактирования, что дает возможность включать в них (или, при необходимости, исключать) фрагменты из базы данных или из собственных источников информации. База иллюстративных данных может быть использована для создания новых бесед с учетом потребности конкретной аудитории (курсы повышения квалификации учителей или педагогическая конференция, городская гимназия или сельская школа, небольшой класс или заполненный актовый зал, школьное собрание или встреча с родителями). Широкие возможности адаптации материала для конкретной аудитории способствуют тому, что каждая тематическая встреча превращается в проект, который при необходимости может быть детализирован и развернут на несколько занятий с более тщательной проработкой отдельных положений, выбираемых каждым преподавателем по своему усмотрению, с учетом специфики конкретного образовательного пространства. Вместе с тем состав изобразительного материала, собранный в базе данных с учетом духовно-нравственного направления, соответствующего системе традиционных российских и классических мировых культурных ценностей, позволяет выдержать единый концептуальный и эстетический стиль законченных композиций иллюстрированного сопровождения бесед.

Развитию творческого начала личности как учителя, так и ученика способствуют тексты покадровых комментариев к презентациям. С одной стороны, это некий «шаблон» беседы, выражающий ее основные мысли и смыслы. Но с другой стороны, учитель (или лектор курсов повышения квалификации) может их изменить и дополнить в зависимости от потребностей конкретных слушателей.

На наш взгляд, важным обстоятельством является то, что к составлению новых бесед на духовно-нравственные темы или к дополнению предложенных сюжетов могут быть привлечены сами учащиеся. Однако для этого учитель должен обладать профессиональными компетенциями, позволяющими ему быть руководителем таких «детских проектов». Поэтому мы полагаем целесообразным включить в программы повышения квалификации создание слушателями мультимедийных презентаций как с использованием предложенной фотобазы, так и из собственных источников информации.

Таким образом, предложенная в данном исследовании концепция использования ИКТ в формировании профессиональных компетенций учителя «православной культуры» и в духовно-нравственном воспитании учащихся на основе ценностей и традиций Православия позволяют реализовать:

личностно-ориентированный подход, учитывающий индивидуальные возможности восприятия видео- и аудиоинформации субъектами воспитательно-образовательного процесса;

системно-деятельностный подход, способствующий формированию мотивации и способности к саморазвитию и непрерывному образованию, а также предусматривающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся (учителя или учащегося);

культурологический подход, рассматривающий ценности православной культуры с позиций самого Православия (через соответствующие памятники церковного искусства и шедевры мировой христианской культуры);

аксиологический подход, раскрывающий ценности Православия и способствующий личностному нравственному и конфессиональному самоопределению;

информационный подход, предполагающий удовлетворение информационной потребности обучающихся как фактора их социализации в современном мире.

Методика использования слайд-композиций и иллюстративного материала, предложенная в данном исследовании, при проведении занятий как во взрослой аудитории учителей, так и среди учащихся позволяет решить несколько задач:

приобщение обучающихся к общечеловеческим культурным ценностям, т. к. просмотренные и прокомментированные слайды, а также встроенное звуковое сопровождение становятся «узнаваемыми» в дальнейшем процессе культурологической социализации личности;

воспитание исторического подхода к явлениям культуры, т. к. педагогический комментарий к показу слайдов имеет обязательный исторический контекст;

привлечение внимания обучающихся к определенным нравственновоспитательным понятиям путем подбора изобразительного ряда в каждой конкретной беседе не по признаку внешней классификации (авторство, художественная школа, историческая эпоха и т. п.), а преимущественно в контексте соподчиненности материала заложенным целям и задачам;

более глубокое усвоение нравственных ценностей на фоне запоминающегося зрительного ряда (по принципу «Лучше один раз увидеть.») с активизацией ассоциативного мышления, что становится особенно актуальным при почти полном отсутствии нравственных ориентиров и образов в современной молодежной субкультуре;

закрепление пройденного материала путем выборочного возврата к ранее просмотренным слайдам через простое использование функций компьютерной программы.

Таким образом, как показывают проведенное исследование и опыт работы, апробированная методика применения компьютерных технологий способствует успешному формированию профессиональных компетенций педагогов и духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе ценностей православной культуры.

Список литературы


[1]Термин «основы православной культуры» в статье взят в кавычки, т. к. он носит услов­ный характер и объединяет учебные дисциплины с различными названиями, имеющие единое догматическое основание — восточнохристианское, святоотеческое понимание христиан­ской (православной) духовной, нравственной и художественной культуры, а также связанные с духовно-нравственным (православным) воспитанием.

тата образования // Высшее образование сегодня. № 5. 2003. С. 22—27; Компетенции в обра­зовании: опыт проектирования: Сб. научных трудов / Под ред. А. В. Хуторского. М., 2007; Розина О. В.Ключевые и предметные компетенции в мировоззрении и самосознании учи­телей «православной культуры» // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2011. № 3 (22). С. 7-12.

[3]Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образова­ния. [Электронный ресурс]. URL: standart.edu.ruattachment.aspx?id=371

[4]Коваленко М. И.Методологические основы повышения квалификации школьных учи­телей и преподавателей педагогических колледжей и вузов старшего возраста в области ин­формационных и коммуникационных технологий: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009; Нелунова Е. Д.Педагогические основы саморазвития студентов в мультимедийной образовательной среде: Дис. ... д-ра пед. наук. Якутск, 2010; Семенова Н. Г.Мультимедийные обучающие систе­мы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам. Дис. ... д-ра пед. наук. Астра­хань, 2007.

[5]См., например: Могилев А. В.Информация и информационные процессы. Социальная информатика. СПб., 2006; Осин А. В.Мультимедиа в образовании: контекст информатиза­ции. М., 2004; Потапова Р. К.Новые информационные технологии и лингвистика. М., 2002; Тыщенко О. Б.Дидактические условия применения компьютерных технологий в обучении: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

[6]Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день памяти святой ве­ликомученицы Варвары 17 декабря 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1837365.html

[7]Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на круглом сто­ле «Духовность. Нравственность. Закон» в Московском университете МВД России 28 марта 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2111750.html

[8]Розина О. В.Духовные основы русской культуры. [Комплект]. Пособие для учителей: В 3 кн., со словарем и DVD-диском. М., 2009.

[9]Тематика бесед: «О религиях мира», «“Боги” мира — кто они?», «Сотворение мира, или Необычный урок рисования», «Всемирный потоп, или Кое-что из истории хамства», «О Рож­дестве Христовом и материнской любви», «Иерусалим — город мира», «Святая Русь», «Библия в России», «О храмах: образ и душа», «О святой Троице и солнечном свете», «Троице-Сергиева лавра и победы русского оружия», «Куликовская битва и Сергий Радонежский», «Десять Запо­ведей, или Техника духовной безопасности», «Пост и Пасха», «Наши праздники: рассказы о победах и победителях», «Моя семья — рисуем и размышляем», «Хвала преп. Сергию», «Моя святая мама».

[10]Янгичер В.Духовные основы русской культуры. DVD-диски с беседами и иллюстратив­ными материалами. М., 2010.

[11]«Памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)», «За нрав­ственный подвиг учителя», на соискание премии имени проф. В. В. Болотова и др. Подробнее см. информацию на сайте: www.nauka-slovo.ru

[12]См., например: Розина О. В.Программы повышения квалификации педагогов право­славной культуры как основа профессионального самосовершенствования и подготовки к духовно-нравственному воспитанию школьников // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. № 4 (19). С. 3—17.

[13]Проходят техническую подготовку к тиражированию.

[14]Ушинский К. Д.Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1 // Ушинский К. Д.Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5. М., 1990. С. 15.

[15]Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под. ред. В. В. Козлова и А. М. Кондакова. М., 2009. С. 38.

[16]Там же. С. 40.

Скачать архив с текстом документа